Главная
страница 1страница 2страница 3
Возможность заключения договора

в рамках Федерального закона № 94-ФЗ

на оказание комплекса услуг, выполнение комплекса работ.
Эпиграф:

«Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов».



(Постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 11017/10)


  1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) не содержит прямого запрета на заключение договора на оказание комплекса услуг/выполнение комплекса работ.



- Статья 9.

1. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.


- Статья 10. Способы размещения заказа

2.1. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.


- Статья 10. Способы размещения заказа

3. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.


- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 по делу N А05-19571/2009

Анализ приведенных нормативных положений позволил суду правомерно признать, что при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.


- Статья 20.

5. Для подготовки к проведению конкурса, в том числе в случае, если заказчик, уполномоченный орган не имеют возможности составить подробные спецификации товаров, определить характеристики работ (выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг в целях наиболее полного удовлетворения нужд заказчика, заказчик, уполномоченный орган могут разместить на официальном сайте сообщение о своей заинтересованности в проведении конкурса с указанием срока представления предложений о технических, технологических и качественных характеристиках товаров, работ, услуг. Представленные предложения могут учитываться при определении предмета конкурса. После определения предмета конкурса заказчик, уполномоченный орган принимают решение о проведении конкурса. При этом заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать какие-либо преимущества для лиц, подавших указанные предложения.





  1. Возможность заключения договора на оказание комплекса услуг может достигаться путем соблюдения требований к предмету договора – подробного описания работ/услуг.


- Статья 21. Извещение о проведении открытого конкурса

4. В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:

4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг;

7) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);


- Постановление Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр»
Приложение N 1

Раздел III. Предмет контракта




N
п/п

Наименование
товаров,
работ, услуг

Код
продукции
по ОКДП

Единица
измерения
по ОКЕИ
(условное
обозначение)

Цена за
единицу,
рублей

Коли-
чество

Сумма,
рублей

1

2

3

4

5

6

7

























Итого




- Статья 22. Содержание конкурсной документации

2. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

4. Конкурсная документация должна содержать:

4.1) начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. В случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене указанных запасных частей;

5) порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- Статья 34. Документация об аукционе

1. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

2. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.
- Письмо Минэкономразвития от 28 октября 2010 г. N Д22-1943

«Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, положениями Закона устанавливается обязанность, а не право заказчика указывать в документации об аукционе параметры товаров, работ, услуг, необходимые для определения соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Исходя из изложенного Департамент считает, что отсутствие в документации об аукционе требований, установленных ч. 2 ст. 34 Закона, противоречит положениям Закона».


- Постановление 13 ААС от 20 июля 2009 г. по делу N А21-9903/2008:

Как следует из материалов дела, 28 апреля 2008 года Единой конкурсной комиссией Администрации МО "Багратионовский городской округ" проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ". Победителем конкурса было признано Общество.

Однако, как следует из представленной в материалы дела конкурсной документации, конкурс был проведен на основании положений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 94-ФЗ), без учета требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также специальных правил и норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства РФ N 75).

…При формировании конкурсной документации не соблюдены следующие обязательные требования, установленные Правилами:



- не соблюдены требования по определению общей площади жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования), которая не должна превышать 100 тыс. кв. метров и по расположению домов в соответствии с пунктом 6 Правил). Как видно из материалов дела, предметом конкурса явилось управление всеми многоквартирными домами, расположенными в Багратионовском городском округе, жилая площадь которых значительно превышает установленные Правилами нормативы;

- в извещении о проведении конкурса не указаны характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серия и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт 3 пункта 38 Правил);

- к конкурсной документации не приложен Акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса (по форме согласно приложению N 1); не установлен порядок проведения осмотров заинтересованными лицами и претендентами объекта конкурса и график проведения таких осмотров, обеспечивающий выполнение требований, предусмотренных пунктом 51 настоящих Правил, а также не учтены иные требования к конкурсной документации, содержащиеся в пункте 41 Правил, в том числе, не установлен срок, в течение которого победитель конкурса должен подписать договоры управления многоквартирным домом и предоставить обеспечение исполнения обязательств в соответствии с разделом IX настоящих Правил; конкурсная документация не содержит проект договора управления многоквартирным домом, составленный в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 16 пункта 41 Правил). Как видно из материалов дела, такой договор был утвержден и направлен Обществу через полтора месяца после того, как конкурс был завершен и объявлен победитель.

Апелляционный суд считает, что допущенные организатором конкурса грубые нарушения при формировании конкурсной документации и проведение конкурса без соблюдения Правил, установленных Постановлением Правительства N 75, не обеспечило реализацию поставленных Жилищным кодексом РФ задач, не позволило участникам конкурса оценить объем предстоящих работ по управлению многоквартирными домами, привело к неправильным результатам при выявлении победителя конкурса и возложении на него обязанности по управлению всеми жилыми домами в Багратионовском городском округе.

Так как конкурс был проведен с грубым нарушением закона, правовых оснований для признания Общества уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными жилыми домами у Единой конкурсной комиссии не имелось. В этой части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Общества - удовлетворению.

3. Возможность заключения договора на оказание комплекса работ/услуг может обеспечиваться правом участника торгов на привлечение соисполнителей/субподрядчиков.
- Ст. 9 пункт 6.1 Федерального закона № 94-ФЗ:

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.


- Письмо Минэкономразвития от 5 марта 2010 г. N Д22-231:

Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).

Согласно ч. 6.1 ст. 9 Закона при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Таким образом, законодательством в сфере размещения заказов установлены нормы, запрещающие переуступку прав и обязанностей участников размещения заказов по заключенным государственным и муниципальным контрактам.



Передача исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), с которым заключен такой контракт, другому поставщику (исполнителю, подрядчику) является ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, что в соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона влечет за собой право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

В то же время в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель по такому договору в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей (субподрядчиков). Исключение составляет только выполнение научно-исследовательских работ. Согласно п. 1 ст. 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.

В иных случаях участник размещения заказа не может быть ограничен в своих правах по условиям исполнения контракта в части привлечения соисполнителей. При этом в случае привлечения соисполнителей ответственность за действия соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель, с которым заключен государственный контракт по результатам размещения заказа. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.
- Л.Л.Горшкова, Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения (14.09.2010)

Вопрос: Государственным контрактом предусмотрено, что подрядчик вправе привлекать для исполнения контракта субподрядчиков с согласия заказчика. Не противоречит ли данное условие ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которой установлен запрет на смену поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении государственного контракта?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

При этом ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

Следовательно, в части, не урегулированной Законом N 94-ФЗ, права и обязанности сторон государственного контракта определяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ положения параграфа 1 "Общие положения о подряде" гл. 37 ГК РФ применяются к отдельным видам договора подряда, включая подрядные работы для государственных нужд, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Закон N 94-ФЗ, согласно ст. 768 ГК РФ, применяется к отношениям по контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ.

В соответствии со ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Однако необходимо иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Из изложенной нормы следует, что привлечение подрядчиком к исполнению договора подряда субподрядчика не предполагает перемены лица в договоре: подрядчик остается стороной этого договора и в случае привлечения к исполнению обязательств по договору подряда субподрядчика отвечает перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком обязательств.

Таким образом, поскольку возможность привлечения подрядчиком третьих лиц к исполнению своих обязательств по договору подряда не запрещена положениями Закона N 94-ФЗ, условие государственного контракта, согласно которому подрядчик вправе привлекать для исполнения контракта субподрядчиков с согласия заказчика, не противоречит ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 11017/10 (запрет на привлечение субподрядчиков возможен).

«Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит упомянутому положению части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, Кодекс) в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.

Из статьи 447 Кодекса следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов.

При этом ни Гражданский кодекс, ни Закон о размещении заказов не содержат положений, исключающих применение названной нормы Кодекса к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.

Что же касается части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в силу которой запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, то в данном случае вывод об ограничении комитетом конкуренции путем введения запрета привлекать к выполнению работ субподрядчиков является необоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.



следующая страница >>
Смотрите также:
Закона №94-фз на оказание комплекса услуг, выполнение комплекса работ. Эпиграф
421.57kb.
3 стр.
Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2-го этажа Гостиничного комплекса «Башкортостан»
111.42kb.
1 стр.
Приложение 1 к Документации Участника Открытого запроса предложений на оказание комплекса рекламных btl-услуг (мероприятий/промо-акций) Требования к участникам Открытого запроса предложений на оказание полного комплекса рекламных btl услуг филиалу оао
48.38kb.
1 стр.
Закона от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
73.85kb.
1 стр.
Закона от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
218.33kb.
1 стр.
Закона от 26. 07. 2006 №135-фз «О защите конкуренции»
640.92kb.
9 стр.
Форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
326.42kb.
3 стр.
КонсультантПлюс форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
130.45kb.
1 стр.
Закона №94-фз от 21. 07. 2005 г «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
23.21kb.
1 стр.
КонсультантПлюс План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
42.59kb.
1 стр.
Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
3785.9kb.
11 стр.
Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
3898.99kb.
11 стр.