Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Содержание



Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогового контроля в Российской Федерации 4

1. Понятие и сущность налогового контроля как института налогового права 4

2. Историко-правовой анализ становления и развития правового регулирования налогового контроля в России 13

Глава 2. Проблемы правового регулирования налогового контроля и формы его реализации в Российской Федерации 22

1. Правовой статус субъектов налогового контроля и механизм его реализации 22

2. Правовое регулирование камеральной налоговой проверки 32

3. Правовое регулирование выездной налоговой проверки 46

Заключение 61

Список использованных источников 65



Введение



Актуальность темы исследования. Значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов предопределена необходимость обеспечения законности и дисциплины деятельности всех участников налоговых правоотношений, в том числе с помощью таких правовых способов, как контроль и надзор.

В налоговой сфере контрольно-надзорные полномочия прямо или опосредованно реализуют налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и государственных внебюджетных органов, а также и другие государственные органы — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы прокуратуры и др.

Деятельность государственных органов в области в сфере налогообложения - это вид государственного управления, то есть цикличного процесса, который содержит в себе обязательную стадию контроля и коррекции воздействия.

В связи с этим, налоговый контроль, который является одним из этапов процесса налогообложения, является разновидностью государственного контроля.

Повышенное внимание государства к осуществлению мероприятий налогового контроля обуславливается тем, что налоги - это основной источник доходов государственного бюджета.

Правоотношения в сфере налогов и сборов изначально являются конфликтными. государственному интересу по формированию централизованных денежных фондов в данном случае противостоит желание плательщиков налогов и сборов уменьшить размер платежей в бюджет. именно поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство уделяет особое внимание.

Объектом настоящей дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного налогового контроля уполномоченными органами.

Предметом данной работы является нормы законодательства Российской Федерации регулирующие процесс осуществления налогового контроля уполномоченными органами.

Цель данной дипломной работы заключается в изучении норм законодательства, регламентирующих осуществление налогового контроля в Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность налогового контроля как института налогового права;

- провести историко-правовой анализ становления и развития правового регулирования налогового контроля в России;

- охарактеризовать правовой статус субъектов налогового контроля и механизм его реализации;

- изучить вопросы правового регулирования камеральной налоговой проверки;

- рассмотреть вопросы правового регулирования выездной налоговой проверки.

Нормативной основой исследования стали:

Теоретико-методологической основой

Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.



Глава 1. Теоретические основы налогового контроля в Российской Федерации




1. Понятие и сущность налогового контроля как института налогового права

Пятый раздел Налогового кодекса РФ содержит в себе главу 12, которая посвящена налоговому контролю и имеет соответствующее название. Несмотря на это, Налоговое законодательство не содержит в себе легального определения налогового контроля. 1

Тем не менее в научной литературе по поводу данного определения существует некоторая дискуссия.

Так, согласно мнению Т.Ф. Юткиной, налоговый контроль - это элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговый контроль полностью пронизывает экономику, обеспечивая тем самым соблюдение правил ведения учета и отчетности, соблюдения законодательства о налогах и сборах.2

По мнению Е.Н. Евстегнеева, налоговый контроль - это установленные законодательно приемы и способы, необходимые для обеспечения исполнения налогового законодательства. 3

О.В. Врублевская и М.В. Романовский налоговым контролем называют систему мероприятий, направленных на проверку законности, эффективности и целесообразности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, которые использоваются налоговыми органами, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и сборов в бюджет4.

Как видим, во мнении указанных выше автором есть нечто общее. Например, они признают тот факт, что налоговый контроль необходим для обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджет, для обеспечения соблюдения налогового законодательства и применения мер привлечения к ответственности на налоговые правонарушения.

Так же указанные авторы сходятся в том, что деятельность по налоговому контролю законодательно регламентирована, то есть положения о ее проведении содержатся в тех или иных нормативных актах.

А.В. Брызгалин под налоговым контролем понимает законодательно установленную совокупность способов и приемов деятельности уполномоченных органов, которые обеспечивают соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, а так же своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджет государства или внебюджетные фонды.5

О.А. Макарова под налоговым контролем понимает деятельность уполномоченных должностных лиц в рамках их компетенции в формах, которые предусматривает налоговое законодательство, с целью проведения проверки правильности исчисления налогов и сборов, осуществление мероприятий по выявлению и устранению нарушений законодательства о налогах и сборах, их причин, а так же соблюдения налогового законодательства. 6

В рассмотренных выше определениях понятие налогового контроля сводится к осуществлению проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления налогов и сборов, а так же своевременности их уплаты в бюджет.

К налоговому контролю относятся действия налогового органа, заключающиеся в надзоре за соблюдением плательщиками налогов и сборов налогового законодательства, предотвращения и устранения выявленных нарушений, привлечения к ответственности нарушителей законодательства о налогах и сборах. 7

Как отмечают некоторые авторы, для понятия сущности налогового контроля необходимо определить его предмет, объект, субъектный состав, содержание, а так же цели и задачи. 8

С.Ю. Орлов под объектом налогового контроля понимает деятельность плательщиков налогов и сборов, которая связана с исполнением соответствующих обязанностей по уплате налогов. 9

Но, учитывая положение статьи 2 Налогового кодекса РФ, объектом налогового контроля следует признать вид денежных отношений, носящих публичный характер, которые возникают в процессе взимания налогов и сборов, а так же привлечения к ответственности нарушителей законодательства о налогах и сборах. 10

Предметами налогового контроля являются своевременность и полнота исполнения плательщиками налогов и сборов соответствующих обязанностей.

Но, следует отметить, что согласно ст. 23 НК РФ к обязанностям налогоплательщиков так же относятся такие, как: ведение в установленном законодательством порядке учета доходов и расходов, объектов, подлежащих налогообложению, представление в налоговые органы соответствующих документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Предметом налогового контроля так же можно признать проверку законности составления, полноты и достоверности документации по налоговому учету. 11

Мероприятия по осуществлению налогового контроля затрагивают права и свободы граждан. В связи с этим, абсолютно все стороны налогового контроля имеют процессуальную форму. При этом большее значение в процессе осуществления налогового контроля уделяется соблюдению установленных форм и правил.12

Налоговый контроль является видом государственной управленческой деятельности и поэтому имеет властный характер.

Субъекты налогового контроля имеют право входить в любые помещения и территории и проводить их обследование, проводить ревизии, инвентаризацию, требовать объяснений, приостанавливать операции по банковским счетам, проводить оперативно-розыскные мероприятия, производить изъятие документации и иных предметов, накладывать арест на имущество, выставлять требования об устранении выявленных нарушений, привлекать к ответственности нарушителей законодательства, а так же осуществлять иные полномочия, которые предусматривает законодательство о налогах и сборах.13

Задачами налогового контроля являются:

- привлечение к ответственности нарушителей налогового законодательства;

- обеспечение правильности исчисления, а так же полноты и своевременности уплаты соответствующих налогов и сборов в бюджет;

- осуществление мероприятий по предупреждению нарушений налогового законодательства, возмещение государству материального ущерба, который причинен вследствие неисполнения плательщиками налогов и сборов налоговых обязанностей. 14

В содержание налогового контроля входят следующие мероприятия:

- проведение проверки выполнения налогоплательщиками своей обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов;

- проведение проверки постановки на учет и исполнение плательщиками налогов данной обязанности;

- проведение проверки правильности ведения бухгалтерского учета, налогового учета, а так же своевременности предоставления деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

- Проверку соответствия доходов физических лиц с их расходами;

- проведение проверки выполнения налоговыми агентами обязанности по удержанию, исчислению и перечислению в бюджеты налогов и сборов;

- проведение проверки соблюдения плательщиками налогов и сборов процессуального порядка, установленного НК РФ;

- проведение проверки соблюдения органами регистрации, сборщиками налогов и банками предусмотренных законодательством обязанностей;

- проверка правильности использования контрольно-кассовой техники;

- осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства;

- осуществление мероприятий по выявлению проблемных плательщиков налогов и сборов;

- проведение мероприятий по выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечение таковых к ответственности;

- возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения плательщиками налогов и сборов обязанностей, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.15

Форма налогового контроля - это способ организации и выражения контрольных действий. Формами налогового контроля является ревизия, надзор и проверка. Ревизия охватывает практически все стороны деятельности проверяемого. Проверка осуществляется в отношении конкретного круга вопросов или определенной стороны деятельности субъекта. Надзор представляет собой деятельность налогового органа, направленная на обеспечение соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. Фактически надзор осуществляют органы прокуратуры. 16

В соответствии с п. 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок, получения от плательщиков налогов объяснений, проверок данный отчетности и учета, осмотра территорий и помещений, которые используются плательщиками налогов и сборов для получения прибыли, а так же в иных предусмотренных налоговым законодательством формах. 17 Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля.

В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются налоговыми органами для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.

Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:



  • реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика;

  • контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

  • в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.18

Методы осуществления налогового контроля - это приемы, способы и средства его осуществления. Методы делятся на виды в зависимости от того, является ли налоговый контроль фактическим или документальным. 19

При осуществлении документального налогового контроля применяются следующие методы:

- логическая, арифметическая и формальная проверка документации;

- юридическая оценка отраженных в документации операций;

- встречная проверка, которая основана на поиске проверяющими операций, которые отражены в аналогичных документах предприятия, а так же в иных документах и записях;

- метод экономического анализа. 20

При осуществлении фактического налогового контроля применяются следующие методы:

- учет плательщиков налогов;

- проведение исследования документов;

- получение объяснений;

- проведение осмотра территорий и помещений;

проведение инвентаризации;

- привлечение специалистов, проведение экспертиз;

- сопоставление данных о доходах и расходах физических лиц;

- экстраполяция. 21

Последний метод основан на предоставленном налоговому органу п. 7 статьи 21 НК РФ праве самостоятельно расчетным методом определять размеры сумм налогов, которые подлежат внесению налогоплательщиком в бюджет.

В связи со всем изложенным налоговым контролем следует называть важнейшее направление финансового контроля, которое представляет собой деятельность субъектов, обладающих соответствующими полномочиями, с применением специальных методов и форм, которая нацелена на создание совершенной налоговой системы и недопущение нарушений налогового законодательства налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

Налоговый контроль имеет своей целью обеспечение законности в сфере налогообложения. Государственные органы обязаны регулярно осуществлять проверки правомерности действий участников налоговых правоотношений, а при необходимости обеспечить соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства с использованием государственных правовых мер принуждения и убеждения.

Одной из задач осуществления налогового контроля является принятие мер для пресечения нарушений и устранения причин и условий, которые способствуют их появлению. В конечном счете все сводится к обеспечению и укреплению налоговой дисциплины. 22

Налоговый контроль является средством обеспечения охраны имущественных интересов государства. Для этого оно создало специальный государственный орган и наделило его соответствующими полномочиями в отношении лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

Государство так же законодательным путем установило порядок, формы и методы, при помощи которых осуществляется деятельность таких уполномоченных органов. Так же законодательно определены виды воздействия государственных органов на поведение лиц, обязанных платить налоги и сборы, которые призваны обеспечивать надлежащее поведение налогоплательщиков и поступление налоговых платежей. 23

Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость существования системы налогового контроля, а также в общем, виде отражается юридическая основа ее построения.




следующая страница >>
Смотрите также:
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
305.15kb.
1 стр.
А актуальность темы диссертационного исследования.​
1381.08kb.
5 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
330.69kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
2837.36kb.
12 стр.
I. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования
320.66kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России
157kb.
1 стр.
Введение актуальность темы исследования
1651.63kb.
11 стр.
Развитие центробежных тенденций в Югославии введение актуальность исследования
521.61kb.
3 стр.
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием одна из ключевых в современной России
103.31kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
Актуальность темы исследования
165.05kb.
1 стр.
Актуальность выбранной темы
210.03kb.
1 стр.