Главная
страница 1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ИЗУЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ

Методические рекомендации разработаны для педагогов образовательных учреждений, занимающихся изучением традиционной народной культуры России - участников областной программы этнографических исследований учащихся «Возрождение» ( Материальная и духовная культура жителей Амурской области).


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


Создание условий для воспитания социально активной и творческой личности, бережно относящейся к историко-культурному наследию родного края.

ЗАДАЧИ:


активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся Амурской области в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество»;

выявление и поддержка одаренных школьников, обладающих способностями творческой деятельности, проводящих краеведческие исследования;

совершенствование методики этнографических исследований культуры и быта жителей Амурской области.

Координатором программы «Возрождение» разработаны и распространены среди ее участников методические рекомендации «Этнография как наука», «Изучение жилища», «Историко-этнографические исследования традиционных занятий жителей Амурской области».

С 1 февраля по 15 мая 2012 года объявлен областной заочный конкурс исследовательских работ «Праздники и обряды народов Приамурья». Номинации конкурса:

- «Праздники и обряды амурских эвенков»;

- «Праздники и обряды амурского казачества»;

- «Праздники и обряды амурских земледельцев».



Методический бюллетень № 3 посвящен теме

«Изучение праздников и обрядов».

Большая роль в возрождении русских национальных традиций принадлежит фольклорным праздникам и этнографическим концертам, которые собирают представителей разных местностей. Эти праздники дают представление о богатстве местных исполнительских «школ», манеры исполнения, о своеобразии костюма, хореографии и т.п.

В прошлом обряды сопровождали трудовые процессы, пронизывали весь семейный и общественный быт народов нашей страны. Им придавалось магическое значение. Непременное условие каждого праздника, обряда, действа – его ожидание и приготовление необходимых аксессуаров (масок, костюмов, различных предметов, с помощью которых осуществляется обряд, нарядных одежд, ритуальной еды).

Календарные обряды зависели от основного носителя жизни – солнца. Потому столь важны были для людей периоды зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия, сроки которых в разных местностях определялись как одним днем, так и несколькими. Все совершаемые обряды имели определенный подтекст – заботу о будущем урожае, о здоровье не только семьи, но и скота (о нем особое радение).

Большое значение русские крестьяне придавали воспитанию детей, передаче им опыта, накопленного во всех сферах жизнедеятельности. Дети с самого раннего возраста принимали посильное участие в трудовых процессах. Не обходились без них и на праздниках, при проведении различных ритуальных действ. Однако у детей были собственные обряды, игры, песни, которые органично вписывались во «взрослый» фольклор, составляли богатейшую картину народной культуры. Таковы обряды «колядки», «средокрестия», «заклички весны», «егорьевские» и др.

В наши дни обряды вносят торжественность и праздничность, разнообразие семейного и общественного быта. Сейчас сохраняется не только семейная обрядность (свадебная, связанная с наречением имени), но и в модифицированном виде производственная: закладка фундамента или пуск завода, спуск на воду корабля или завершение уборки урожая. Обрядность зачастую вплетает в себя праздничность. В праздниках присутствуют элементы обрядности, например Проводы зимы, Праздник урожая и др. Однако, если в прошлом определенные обряды имели магическое значение, то сейчас их роль игровая. В современные обряды вводится много элементов из традиционных обрядов не только для развлечений, но и с целью придать красочность и увеличить зрелищный эффект.

Описывать праздники и обряды надо подробно и желательно сопровождать запись наблюдений фиксацией всего происходящего на фото-кинопленку, а также избирательно – на магнитную ленту или цифровой носитель.

При опросе населения необходимо «снимать» два слоя информации «как было раньше» и «как теперь». Сведения, собранные у одного информатора необходимо проверить на ряде сведений других информаторов разного пола и возраста. При записи беседы необходимо указать без сокращений ф.и.о., год рождения, год переезда (если не уроженец) в село, где идет сбор информации, домашний адрес, контактный телефон.

Предлагаем вам вопросник, который поможет грамотно собрать этнографический материал по исследуемой теме.


  1. Узнайте, какие праздники и обряды проводятся в вашей местности?

  2. Какие религиозные праздники отмечаются: Рождество, Пасха, Троица и другие?

  3. Кто обычно участвует в празднике, обряде (все население или дети и подростки, молодежь или люди пожилого возраста? Кого больше среди присутствующих мужчин или женщин?

  4. Как называются отдельные «персонажи» праздника, обряда, что они делают, какова их роль?

  5. Как празднуются праздники, связанные с окончанием сельскохозяйственных работ: весеннего сева, уборки урожая, другие профессиональные праздники?

  6. Опишите проведение семейных праздников: дни рождения, именины, окончание учебного заведения, совершеннолетие?

  7. Как отмечаются праздники, связанные со временем года: проводы зимы и встреча весны, праздник лета, осени?

  8. Опишите проведение праздников улицы, Дня города (села, деревни) чествование ветеранов труда, их проводы на отдых.

  9. Опишите проведение Новогоднего праздника.

  10. Какие сложились традиционные формы проведения различных праздников:

а) катание на лошадях верхом, запряженных в сани, телеги;

б) состязания верхом на лошадях;

в) катание на санях с гор, по льду;

г) различного рода спортивные соревнования, демонстрация трудовых умений и навыков и др.

11.В чем заключается подготовка к празднику, распределяются ли

обязанности между женщинами и мужчинами, кто что делает?

12.Опишите праздничный стол (название блюд, напитков, сервировка, порядок угощения и др.).

13. Бывают ли игры во время праздников, поют ли песни и какие, на каких музыкальных инструментах и что играют?

14.В чем особенность проведения государственных праздников в вашей местности?

15. Подробно опишите старинные и современные праздники молодежи. Чем они отличаются?


СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Из семейно-бытовых обрядов наибольший интерес представляет традиционная свадьба. Собирая материал по свадебному обряду, надо выяснить и зафиксировать в полевом дневнике подробно ход сцен, «свадебные игры», типичные для каждого поселения. Затем можно приступить к записи песен, приуроченных к тому или иному ритуальному свадебному действу. Интерес для науки представляют не только песни, но и свадебные причитания – символические плачи: голошения невесты, ее матери, приговоры дружки, сватов.

Предлагаем план сбора информации:

1.Знакомство парней и девушек. Выяснить, где происходило знакомство: на посиделках, на летних и зимних гуляньях молодежи, во время праздников, во время коллективных работ жителей селений, таких, например, как сенокос.

а) посиделки как место встреч молодежи. Кто их организовывал, в какое время года и суток они проводились, с какого возраста разрешалось посещать посиделки девушкам, парням, могли ли на посиделки ходить дети, замужние женщины и женатые мужчины. Описать время препровождения на посиделках: игры молодежи, танцы, хороводы, записать исполнявшиеся там песни;

б) знакомство молодежи во время летних и зимних гуляний. Указать дни, в какое время суток, где происходили гулянья: в селении, за околицей села, в лесу, на лугах, около реки, озера. Описать, как происходило гулянье, как вели себя парни, девушки, представители других возрастных групп, в какие игры играли: в лапту, в городки и др. Какие хороводы водили, какие исполняли танцы.

в) возможность для парня и девушки свободного выбора брачной пары, степень влияния родителей на выбор невесты;

г) какие качества особенно ценились в девушке, парне: трудолюбие, богатство, ум, красота, доброжелательность, веселость, покладистость.

2. Сватовство. Опишите формы сватовства в прошлом. Какие его элементы сохранились до наших дней? Можно ли было сватать младшую дочь, если еще не засватана старшая? Выясните, кто может выступать в роли свата, обязательно ли близкий родственник, или просто товарищ жениха? Узнайте, на каких санях, телегах ехали свататься, каких лошадей в какую сбрую запрягали, как украшали повозку и лошадей?

3. Приданое невесты. Выясните, что входило в приданое (традиционная одежда, обувь, утварь – какая, животные – какие, сколько? Перечислите и сравните, сколько какой одежды, обуви и других предметов входило в приданое до революции, в 30-е, в 60-70-е годы ХХ века и теперь. По возможности определите его стоимость. Обратите внимание на количественные и качественные изменения приданого. Перечислите, что невеста готовит для жениха из предметов одежды, обуви, украшений.

4. Подарки. Сравните, что дарили в прошлом и что дарят в наше время. Выясните, какие произошли изменения в количестве, содержании и качестве подарков, их стоимость и назначение.

5. Ритуал свадьбы. Продолжительность свадьбы, зависимость этого от достатка семьи жениха и невесты. Время года, в которое проводились свадьбы.

6. Состав участников свадьбы. «Партия» жениха и «партия» невесты, когда и кем она формировалась, кто в нее входил: родственники, знакомые, соседи. Как назывались участники (чины) свадьбы и каковы их функции на свадьбе. Одежда участников свадебного обряда, особые знаки, указывающие на их принадлежность к партии жениха или невесты: полотенце, пояса, ленты, искусственные цветы и т.п. Как называли невесту и жениха на протяжении всего свадебного ритуала, менялись ли эти названия от обряда к обряду. Одежда невесты и жениха на разных этапах свадебного ритуала.

7.Основные этапы свадебного ритуала: сватовство, сговор, девичники, венчание, пиршество в доме молодого, обряды испытания молодой и т.п. Подробно опишите основную часть свадебного обряда прошлого - драматизированный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, сопровождающийся обменом подарками, праздничным пиром. Выясните, принято ли невесте и жениху пить на свадьбе вино, петь, плясать, танцевать вдвоем, отдельно.

8.Одежда и обувь свадебного обряда. Определите, чем отличается современная свадебная одежда невесты от традиционной и какова причина?

Опишите старинный и современный мужской свадебный костюм, покажите его особенности. Установите, какие свадебные украшения у невесты (бусы, серьги, браслеты, венок из цветов и др.) жениха в прошлом и теперь? Опишите, чем отличается свадебная одежда ближайших подруг невесты, друзей жениха, матери, отца и организаторов свадьбы.

9. Сфотографируйте все основные элементы свадебного обряда в наше время. Соберите предметы (или фотографии) свадебных украшений, одежды невесты и жениха в прошлом и теперь.

10. Запишите все местные названия свадебного обряда, одежды, составьте словарик.

Работы направляйте до 1 мая 2012 года по адресу: 675016, г. Благовещенск, ул. Северная 186, методисту по краеведению и этнографии Санниковой Татьяне Степановне, с пометкой «Этнография». Е-mail: dvorets@ro.ru.

Список рекомендуемой литературы и источников:

1. Даль В.И. Толковый словарь великого русского слова. – М., 1955.

2. Даль В.И. Иллюстрированный словарь русского языка. Современная версия./В. И. Даль. - М.: Эксмо: Форум,2007.- 228 с.: ил.

3. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в ХIХ - начале ХХ веков // Восточнославянский этнографический сборник. – М., 1956 . 4. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х – начало ХХ века. – М., 1984.

5.Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся (Учебно-методическое пособие). Под общей редакцией Е. Л.Галкиной- М.: ФЦДЮТ и К, 2007.160 с.

6. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: О.Г. Баранова, Т.А.Зимина и др. – СПб: Искусство, 2002.- 672 с.: ил.



7.Русские: Историко-этнографический атлас: из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды, середина ХIХ – начало ХХ века). АН СССР. ИЭ. Под ред. В.А.Александрова, П.И. Кушнера, М.Г.Рабиновича. – М.,Наука,1970.

8.Санникова Т.С. Изучение культуры и быта жителей Амурской области (Учебно-методическое пособие).- Благовещенск, - ОСДЮТЭ.-2003. 74 с.


Смотрите также:
Дополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества детей и молодежи» изучение праздников и обрядов народов приамурья
96.62kb.
1 стр.
Положение об отделе «Образовательный комплекс
477.55kb.
3 стр.
Конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
153.66kb.
1 стр.
«центр дополнительного образования для детей
113.87kb.
1 стр.
Конкурс посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 65-летию атомной отрасли России. Проводится Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
76.99kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо " Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году"
360.08kb.
1 стр.
Открытый городского фестиваля хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей города Иванова положение
49.88kb.
1 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1224.24kb.
6 стр.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей
17.37kb.
1 стр.
Анализ работы дворца творчества детей и молодёжи за 2011 2012 учебный год
400.1kb.
2 стр.
Информация о XIV научной и инженерной выставке молодых исследователей
107.99kb.
1 стр.
Образовательная программА дополнительного образования детей «Основы рукопашного боя» по направлению: спортивно- техническое
297.76kb.
1 стр.