Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»


Философский факультет


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета
______________/С.И. Дудник/

««___»_________________ 2013г.


ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальной дисциплине

на основную образовательную программу

послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по специальности

09.00.08 «Философия науки и техники»

Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«9» апреля 2013г., протокол № 8.


Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«16» апреля 2013г., протокол № 5.

Санкт-Петербург

2013

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

09.00.08 «Философия науки и техники»
Введение

Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.

Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания.

В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей.

Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники.

1. Наука как вид духовной деятельности. Основные периоды в истории науки

Исторические предпосылки формирования научного знания и устойчивого развития. Ремесленная и ученая традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания.

Архаическая наука, ее специфика и формы организации География архаической науки и ее основные достижения.

Древнегреческая наука и основные периоды ее развития Зарождение научно-теоретического способа мышления и социокультурные основания этого процесса. Основные персоналии и достижения греческой науки. Наука и техника эпохи эллинизма как высший этап в развитии естественнонаучной традиции мышления античности.

Арабская наука и ее роль в развитии европейской науки. Главные центры развития арабской науки. Ключевые персоналии и основные достижения.

Средневековая наука и наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию. Роль средневековой науки в становлении науки Нового времени.

Наука Нового времени: от Н. Коперника до И. Ньютона. Понятие классической науки (классический идеал научного знания). Роль философии в этом процессе. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового метода научного познания. Г. Галилей как основатель эмпирического естествознания. Вклад И. Ньютона в формирование классического периода в развитии науки. Развитие научного знания в XVIII и XIX веках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. «Кризис» в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века.

Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке.

Научно-техническая революция и ее влияние на характер развития науки в XX веке. Роль науки в развитии общества. Социальные последствия НТР.

2. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте

Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации. Дилемма сциентизма и антисциентизма, ее истоки, пути и способы разрешения

Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический и методологический сциентизм Основные постулаты социологического сциентизма. Технологический детерминизм как современная форма социологического сциентизма. Идеи сциентизма в современной футурологии.

Научно-технический и общественный прогресс, их взаимодействие, роль общественного прогресса в эволюции науки. Влияние НТП на социальную эволюцию. Является ли внутренняя логика НТП определяющей в развитии общества? Место человека в решении дальнейшей судьбы нашей цивилизации Социальный сциентизм и гуманизм.

Культурологический сциентизм и его сущность. Наука и другие формы духовного освоения мира человеком, их общие основания и различия. Влияние науки на развитие других форм общественного сознания. Влияние нравственно – эстетических и политических императивов на развитие научного мышления Влияние философских идей на развитие научного мышления Человеческие измерения научного познания: познание и самовыражение личности, познание и оценка, познание и коммуникация. Объективность и социокультурная обусловленность научного знания. Роль личности в формировании научного знания и способов его выражения. Современная социология познания о социокультурной обусловленности знания.

Методологический сциентизм и его предпосылки. Является ли оправданной ориентация в формировании образа науки только на точные науки?

Автономия науки в сциентистской интерпретации. Интернализм в трактовке процесса развития науки.

Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм как продукт попыток осмысления социокультурных последствий НТП. Гуманистическая направленность антисциентистских идей. Антисциентизм и «наукофобия».



3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания

Природа научного знания и его основные характеристики. Научное знание как продукт рациональной деятельности, которому присущи доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Особенности предмета, средств и методов науки. Цели науки, внешние и внутренние стимулы ее развития. Гносеологическая обусловленность различных представлений о природе научного знания и его критериях.

Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории научного мышления. Методология дедуктивизма и ее подход к определению критерия научности знания. Становление опытных наук и кризис математического идеала научности.

Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивизм как методологическая и логическая форма реконструкции этого идеала. Индуктивная выводимость как критерий научности знания. Проблема обоснования, индукции и кризиса индуктивного идеала научности знания.

Верифицируемость как критерий научности знания. Гносеологические основания принципа верифицируемости, его основные идеи. Парадоксы принципы верифицируемости и границы его применимости. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки.

Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К. Поппера и его гносеологические основания. Определение фальсифицируемости научных теорий, роль рискованных предсказаний, установление научного статуса теорий. Врожденная и приобретенная нефальсифицируемость теорий. Принцип фальсифицируемости и реальная практика науки.

Парадигмальная модель научности знания Т. Куна и ее гносеологические основания. Понятие парадигмы и ее место в научном познании. Роль научного сообщества в определении научного статуса теории. Достоинства и издержки парадигмального понимания научности.

Гуманитарный идеал научного знания. Деление наук на науки о природе и науки о культуре. Специфика гуманитарного знания: роль субъекта в гуманитарном познании, включение целей и потребностей субъекта в стандарты оценки научности концепций, специфика используемых методов, роль понимания в гуманитарном исследовании, диалоговый характер гуманитарного знания. Значение разработки представлений о специфике гуманитарного знания для решения вопроса о природе научного знания.



4. Структура научного знания и его основные элементы

Уровни и этапы научного знания: основания для их выделения. Эмпирический уровень исследования, его особенности. Задачи и функции науки. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, несводимого к эмпирическому знанию. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании. Мататеоретический, или парадигмальный, уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Картина мира и стиль мышления как элементы мататеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования.

Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Проблема, вопрос, задача. Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном цикле. Научная проблема и условия ее разрешимости. Типология научных проблем. Понятие научного факта. Достоверность фактуального знания: научный факт и протокол наблюдения. Структура факта: перцептивная, лингвистическая и материально-практическая компоненты научного факта. Типология фактов. Способы получения и систематизация фактов, функции фактуального знания в научном исследовании: роль фактуального знания в выдвижении, подтверждении и опровержении гипотез. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Гносеологическое содержание закона науки. Логические характеристики суждений, в которых формулируются законы науки. Проблема природы необходимости, выражаемой в законе.

Психологическая, логическая и физическая необходимость. Способы получения и обоснования законов, функции законов в познании. Типы и виды научных законов: эмпирические и теоретические, динамические и статистические, причинные и непричинные.

Научная теория как высшая форма систематизации знания. Общая характеристика научной теории. Типология научных теорий. Теоретическая модель как элемент внутренней организации теории. Опосредованный характер теоретического знания: теория и система идеальных объектов. Способы построения и развертывания теории, роль парадигмального знания в теоретическом исследовании Математизация теоретического знания и проблема интерпретации математического аппарата теории. Семантическая и эмпирическая интерпретация значения теоретических терминов. Методологические регулятивы построения и отбора теоретических гипотез: проверяемость, непротиворечивость, простота. Принципы соответствия и дополнительности и их роль в оценке теоретического знания. Проблема соизмеримости старых и новых теорий. Различные концепции природы теоретического знания. Феноменалистическая, инструменталистская, конвенционалистская и реалистическая концепции природы теоретического знания. Наивный и критический реализм

Основные познавательные функции науки.

Научное описание и его общая характеристика. Виды описания. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности. Проблема интерпретации результатов описания. Место описания в структуре познания: критика дескриптивизма.

Научное объяснение как познавательная основная функция науки. Дедуктивно-номологическая модель объяснения, ее структура и основные компоненты. Условия адекватности объяснения. Вероятностно-индуктивная модель и ее особенности.

Объяснение и понимание: соотношение понятий. Объяснение факта и объяснение закона. Место понимания в методологии. Традиционная и психологическая трактовка понимания. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации.

Научное предсказание. Логическая структура реализации предсказательной функции. Предсказание, предвидение и прогноз. Роль дедукции, индукции и аналогии в реализации предсказания. Особенности предсказания в общественных науках. Роль предсказаний в процессе проверки и обосновании теоретических гипотез. Методы проверки предсказаний. Предсказание и ретросказание.



5. Методология научного исследования

Цели и задачи методологического анализа научного исследования. Теория и метод. Формы существования методологического знания. Логические и эпистемологические основания методологического знания. Современные методологические доктрины и их философские основания. Рациональные приемы научного исследования: абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез и их место в научном исследовании.

Эмпирические методы научного познания. Наблюдение как метод эмпирического познания. Специфика наблюдения в науке. Структура, типы и виды наблюдения. Избирательность научного наблюдения и его обусловленность системой наличного знания. Обработка результатов наблюдения и формирования фактуального базиса науки. Интерсубъективность результатов наблюдения и способы их проверки.

Эксперимент как основной метод научного исследования. Наблюдение и эксперимент: их сходство и различие. Структура научного эксперимента. Цели и задачи экспериментальной деятельности. Типы и виды эксперимента. Этапы в проведении эксперимента. Роль и функции теоретического знания в подготовке; проведении и интерпретации результатов эксперимента. Воспроизводимость результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Статистические методы обработки результатов эксперимента. Особенности эксперимента в общественных науках.

Мысленный эксперимент, его сущность, сфера применения и познавательный статус. Эвристические возможности мысленного эксперимента.

Теоретические методы научного исследования Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания.

Гипотеза как основной метод построения и развития научного знания. Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода Типы и виды гипотез. Основные стадии процесса построения и развития научной гипотезы. Место индукции, дедукции и аналогии в процессе построения гипотез. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез. Методы проверки и обоснования гипотезы. Подтверждение и опровержение научных гипотез. Условия серьезности гипотезы, роль парадигмальных оснований в построении и отборе гипотез.

Метод математической гипотезы, его сущность и сфера применимости. Основные приемы построения математических гипотез и проблема их содержательной интерпретации. Эвристическая роль математики в опытных науках.



6. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки

Кумулятивистская модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в кумулятивизме.

Рост знания как условие сохранения эмпирического характера науки. Автономия в развитии знания и ее пределы.

Роль истории науки в оценке методологических стратегий. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания.

Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Т. Кун о природе нормальной науки: характер изменения знания в нормальной науке. Кризис нормальной науки и его симптомы: аналогия с политической жизнью. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Проблема научного прогресса в концепции Куна.

Рост и развитие научного знания в свете основных идей эволюционной эпистемологии. Базисные идеи эволюционной эпистемологии: понимание жизни как «когногенеза» (К Лоренц), онтогенетическая эволюция «ментальных структур» (Ж. Пиаже).

Эволюционный подход к пониманию развития знания К. Поппера и С. Тулмина. Эволюционная модель развития знания Д. Кэмбелла. Развитие знания в свете системной эпистемологии К. Хахлвега.

Изменение научного знания в свете основных допущений постструктурализма. Критика М. Фуко традиционной истории идей. Базовые понятия «археологии знания»: позитивность, архив, историческое априори. Понятие «дискурс». Переход к структурам власти-знания.



7. Понятие истины в философии науки. Истина и проблема научной рациональности. Природа и структура научных дискуссий

Классическое понятие истины в философии науки. Использование семантической концепции истины в современной философии науки. Истинность и доказательность научного знания. Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.

Проблема научной рациональности в современной философии науки. Логико-эмпирический подход к рациональности: рациональность как соответствие законам разума. Рациональность как целесообразность: рациональность и цель науки. Трактовка понятия рациональности в критическом рационализме. Рациональность и истина. Научная рациональность и иные виды человеческой деятельности. Соотношение рационального и иррационального в ходе духовно-практического освоения мира человеком.

8. Философия науки в XX веке в свете различных философских традиций мышления

Позитивистская философия науки. Наука – сама себе философия. Гносеологические основания философии позитивизма; тезис феноменализма и тезис дескриптивизма. Методологический принцип эмпиризма. Идея логического атомизма и доктрина верифицируемости как критерия познавательного значения суждений. Гипотетико-дедуктивная модель и концепция подтверждения. Программа построения единого языка науки.

Анализ языка науки как средство решения основных проблем науки в аналитической философии.

Постпозитивистская философия науки. Изменения проблематики философии науки в постпозитивизме: проблема роста знания, проблема демаркации, проблема научной рациональности, проблема научной революции, исторический подход к построению философии науки. Гносеологические основания постпозитивистской философии науки: фаллибилизм и гипотетизм, критический реализм, эволюционный подход к пониманию развития знания.

Концепция научного знания в феноменологии Стратегия построения философии как «строгой науки». Понятие «феномена». Феноменология как онтология и метод. Понятие жизненного мира. Наука и философия. Проблема классификации наук в феноменологии. Феноменолого-герменевтическая традиция о сущности науки. Понятие «эпоха» и историческая размерность знания. Этапы развития науки: Новое время как «время картины мира», классическая наука как построение конструктов мира рациональным субъектом. Проблемы постклассической науки.

Методологическая доктрина структурализма. Представление о структурах как алгоритмах мышления и идея существования универсального кода культуры. Наука и другие формы культуры. Представление культуры как текста. Понятие «дискурс». Постмодерн и идея условности любого образа в культуре. Модерн как стратегия разрушения образов, посмодерн как ироничное переосмысление образов. Воззрения на науку в постмодернистской традиции мышления.

Радикальный конструктивизм о сути категорий и понятий науки. Понятие системы, осмысляющей самое себя. «Слепое пятно» системы. Понятие самореферентной и аутопойетической системы. Наука как система. Коммуникация в понимании радикального конструктивизма и проблема взаимоотношений науки и общества.

9. Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества

Становление науки как социального института. Различные подходы к определению науки. Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Роль способов трансляции знания в образовании научных сообществ. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Проблема государственного регулирования и стимулирования развития научных исследований. Этика и наука. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и логика развития научного знания. Должна ли ограничиваться свобода научных исследований?



10. Философия техники

Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность. Три аспекта техники: инженерный, антропологический и социальный. Техника как специфическая форма культуры. Исторические и социокультурные предпосылки выделения технической проблематики и формирования философии техники: механистической картины мира, научно-техническая революция, стремительное развитие технологий после II Мировой войны.

Наука и техника. Три стадии развития взаимоотношений науки и техники. Институциональная и когнитивная дифференциация сфер науки и техники. Формирование технической ориентации в науке (XVII – XVIII вв.). Начало сциентификации техники и интенсивное развитие техники в период промышленной революции (конец XVIII – первая половина XIX в.). Систематический взаимообмен и взаимовлияние науки и техники (вторая половина XIX – XX в.).

Основные методологические подходы к пониманию сущности техники. Антропологический подход: техника как «органопроекция» (Э. Капп, А. Гелен).

Экзистенциалистский анализ техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет). Анализ технических наук и проектирования (П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр). Исследование социальных функций и влияний техники. Теория технократии и техногенной цивилизации (Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, Франкфуртская школа). Взаимоотношения философско-культурологического и инженерно-технократического направлений в философии техники.

Основные проблемы современной философии техники. Социология и методология проектирования и инженерной деятельности. Соотношение дескриптивных и нормативных теорий в науке о конструировании. Кибернетика и моделирование технических систем Этика и ответственность инженера-техника: распределение и мера ответственности за техногенный экологический ущерб. Психо-социальное воздействие техники и этика управления.



11. Первоисточники

Вебер М. Наука как призвания и профессия.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод.

Декарт Р. Рассуждения о методе.

Дильтей В. Введение в науки о духе.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

Поппер К. Логика и рост научного знания

Фуко М. Археология знания.

Хюбнер К. Критика научного разума.


Рекомендуемая литература

  1. Автономова И.С. Рассудок, разум, рациональность. -М., 1988.

  2. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. -М., 1978.

  3. Башляр Г. Новый рационализм. -М., 1987.

  4. Бернал Д. Наука в истории общества. -М., 1958.

  5. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. -М., 1961.

  6. Борн М. Физика в жизни моего поколения. -М., 1962.

  7. Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. -M., 1998.

  8. Бунге М. Интуиция и наука. -М., 1967.

  9. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. Т.2. -М., 1978.

  10. Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

  11. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М., 1958.

  12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.

  13. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. -М., 1980.

  14. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. -М., 1948.

  15. Гемпель К. Логика объяснения. -М., 1998.

  16. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. -М., 2000.

  17. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. -М., 1989.

  18. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. -М., 1987.

  19. Друянов Л. А. Законы природы и их познание. -М., 1982.

  20. Злобин Н. Культурные смыслы науки. -М., 1997.

  21. Идеалы и нормы научного исследования. -Минск, 1981.

  22. Истина и ценности и научном познании. -М., 1991.

  23. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. -М., 1987.

  24. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М., 1985.

  25. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. -М., 1988.

  26. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. -М., 1989.

  27. Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов, 1999.

  28. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М., 1991.

  29. Кун Т. Структура научных революций. -М., 1975.

  30. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М., 1995.

  31. Лебедев С.А. Основные линии развития классической индукции Индуктивная логика и формирование научного знания. -М., 1987.

  32. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. -М., 1980.

  33. Лекции 1 и 8 // Павлов И.П. Полн. собр. соч., -М.-Л., 1951, т. II, кн. 2.

  34. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М., 1998.

  35. Лоренц К. Эволюция и априори // Вестник Московского Университета, серия «Философия», 1994, №5.

  36. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -Минск, 1990.

  37. Малкей М. Наука и социология знания. -М., 1983.

  38. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. -М., 1975.

  39. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. -М., 1997.

  40. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. -М., 1980.

  41. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

  42. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

  43. Наука в зеркале философии XX в. -М., 1992.

  44. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. -М., 1980.

  45. Наука о науке. -М., 1966.

  46. Научная деятельность: структура и институты. -М., 1980.

  47. Научные и вненаучные формы мышления. -М., 1996.

  48. Научные революции и динамика культуры. -Минск, 1987.

  49. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. -М., 1993.

  50. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. -М., 1970.

  51. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. -М., 1998.

  52. Новая технологическая волна на Западе. -М., 1986.

  53. Очерки по истории и теории развития науки. -М., 1969.

  54. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

  55. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.

  56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969.

  57. Позитивизм и наука. -М., 1975.

  58. Познание в социальном контексте. -М., 1994.

  59. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.

  60. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

  61. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.

  62. Проблемы методологии постнеклассической науки. -М., 1992.

  63. Пуанкаре А. О науке. -М., 1983.

  64. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. -М., 1969.

  65. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. -М., 1977.

  66. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -М., 1998.

  67. Рожанский И.Д. Античная наука. -М., 1980.

  68. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. -М., 1986.

  69. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. -М., 1984.

  70. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. -М., 1974.

  71. Сачков Ю. В. Научный метод: вопросы и развитие. -М., 2003.

  72. Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. -М., 1981.

  73. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. -М., 1996.

  74. Стенин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. –М., 1996.

  75. Степин B.C. Современная философия науки. Хрестоматия. -М., 1994.

  76. Степин B.C. Теоретическое знание. -М., 2000.

  77. Структура и развитие науки. -М., 1978.

  78. Творческая природа научного познания. -М., 1984.

  79. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М., 1984.

  80. Теория и метод. -М., 1987.

  81. Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999.

  82. Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

  83. У истоков классической науки. -М., 1975.

  84. Федотова В.Г. Критика социокультурной ориентации в современной буржуазной философии. -М., 1981.

  85. Философия и методология науки. -М., 1996.

  86. Философия и методология науки: В 2-х ч. -М., 1974.

  87. Философия науки: Проблема рациональности. -М., 1995.

  88. Философия техники в ФРГ. -М., 1989.

  89. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. -М., 1998.

  90. Франк Ф. Философия науки. -М., 1960.

  91. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. -М., 1987.

  92. Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.

  93. Холтон Д. Тематический анализ науки. -М., 1981.

  94. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.

  95. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.,1978.

  96. Шингаров Г.Х. Научное творчество И.П. Павлова. Проблемы теории и метода познания. -М., 1985.

  97. Щтофф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М., 1978.

  98. Эволюционная эпистемология: Проблемы и перспективы. -М., 1996.

  99. Эйнштейн А. Физика и реальность. -М.,1965.

  100. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. -М., 1966.



Организационно-методический раздел:

структура вступительного экзамена по специальной дисциплине, рекомендации поступающему в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом (далее поступающий в аспирантуру).
Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом, по специальной дисциплине проводится в письменной форме.

Письменный вступительный экзамен включает два задания.

Каждое задание оценивается отдельно.

Каждое задание предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

В качестве одного из заданий может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.

При выполнении задания следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.

Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.

Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.

Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.

Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.



Критерии оценки и требования к поступающему в аспирантуру

Критерий оценки

Требования к поступающему в аспирантуру

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;


- правильно использует фамилии авторов и названия их работ;

- приводятся различные точки зрения;



8 баллов

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категориальный анализ;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- демонстрирует диапазон используемого информационного пространства;



8 баллов

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств;

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;


6 баллов

Оформление работы

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;



3 балла

Максимальное количество баллов по каждому заданию, которое поступающий в аспирантуру может получить – 25 баллов.

Итоговая оценка (максимум 50 баллов) определяется суммарным количеством набранных баллов за каждое из заданий.
Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами.

Также во время проведения вступительного экзамена запрещаются:



  • разговоры,

  • вставания с мест,

  • пересаживания,

  • обмен любыми материалами и предметами,

  • пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительным устройствами,

  • хождение по пункту проведения вступительного экзамена без сопровождения.

Формы вариантов заполняются шариковой или гелиевой ручкой синего или черного цветов.

В качестве черновиков используются чистые листы, получаемые поступающим в аспирантуру от организаторов. Черновики не оцениваются.






Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине
314.67kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине
230.07kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 07. 00. 15
169.68kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 07. 00. 03 Всеобщая история
218.33kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по основам коррекционной педагогики и специальной психологии
94.34kb.
1 стр.
Вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине
48.12kb.
1 стр.
Вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине
56.54kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине. Физические основы механики, колебания и волны
156.42kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия» Самара 2012 г
71.69kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по дисциплине «история русской литературы» в магистратуру по направлению подготовки
197.84kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру
301.25kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине
429.6kb.
2 стр.