Главная
страница 1
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

КОНЦЕПЦИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Разработанная Концепция демографического развития ЦФО является результатом работы экспертной группы Общественного совета ЦФО, выполненной в соответствии с решением Конференции Общественного совета от 13 апреля в г. Коломна Московской области, решением заседания совещательного (консультативного) органа руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО, о законодательном обеспечении демографической политики в субъектах Российской Федерации от 26 апреля 2007 года в г. Твери, а также по итогам семинара-совещания по вопросам разработки региональных демографических программ в ЦФО, который состоялся 17-18 июня в УМЦ «Голицыно» (Московская область) 1.




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году определены задачи и приоритеты государства в области демографического развития России. Одной из главных задач является необходимость проведения комплексной демографической политики. Выступая перед законодателями России 21 декабря 2006 года Президент России В.В.Путин поставил перед регионами конкретную задачу «разработать собственные региональные стратегии решения демографических проблем – стратегии, учитывающие региональную специфику, традиции и особенности ... с тем, чтобы у нас, в конце концов, была сформирована единая государственная политика по этому важнейшему направлению». Исходным пунктом решения этой задачи на федеральном, окружном и региональных уровнях, является разработка концепций демографического развития.

Концепция демографического развития Центрального федерального округа (далее ЦФО) представляет собой систему целей, задач, приоритетов и механизмов регулирования демографических процессов в округе и его регионах. Концепция исходит из реалий политической, социально-экономической и демографической ситуации в России, а также из геополитического статуса и характера демографических процессов в ЦФО и его регионах, определяет цель демографического развития как стержневую компоненту демографической политики округа в целом и входящих в него субъектов Федерации.

Концепция демографического развития ЦФО опирается на положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, а также учитывает опыт регулирования и проведения демографической политики в других регионах страны. Помимо федеральных, её правовое поле создают также региональные нормативно-законодательные акты, затрагивающие вопросы регулирования демографических процессов.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦФО2
2.1. Демографическая ситуация в ЦФО и его регонах.

Пятнадцать лет Россия находится в режиме депопуляции, которой охвачено 9/10 субъектов Федерации, все её федеральные округа. Депопуляция, т.е. превышение чисел умерших над числами родившихся, в регионах ЦФО наступила намного раньше, чем по России в целом. В отличие от других федеральных округов в ЦФО нет ни одного региона с естественным приростом населения. В 1992г., когда депопуляция стала общероссийским явлением, на долю ЦФО пришлось 94% естественной убыли, при его удельном весе в населении России в 26,2%. За весь период с 1991 по 2005гг. доля округа в естественной убыли составила 43,2%. При этом, без Москвы и Московской области доля всех остальных регионов ЦФО в естественной убыли населения страны за прошедшие 15 лет увеличилась на 36% и достигла в 2001-2005гг. 42,9%, при том, что в населении России их удельный вес – 14,2%, т.е. втрое меньше.

К настоящему времени ЦФО продолжает оставаться основным генератором депопуляции в стране, не преодолев которую в областях ЦФО, Россия в целом не сможет выйти из этого режима. Ныне уровень демографического неблагополучия в ЦФО остается столь же высоким, как и все прошедшие годы. За 15 лет естественная убыль составила 4,8 млн. человек, причем в 2001-2005гг. она превысила уровень 1991-1995гг. на 24%. За 15 лет население ЦФО за счет естественной убыли сократилось на 12.8%, тогда как страны в целом – на 7,8%. Потери населения от естественной убыли в 9 регионах округа были от 10 до 15%, в 6 регионах – от 15 до 20 и в Тверской области – превысили 1/5 часть её населения.

Увеличение масштабов естественной убыли вследствие неуклонного роста чисел умерших сопровождалось почти повсеместным уменьшением величины миграционного прироста. Если в пятилетие 2001-2005 миграционный прирост по стране в целом относительно 1991-1995гг. сократился в 4,1 раза, то в ЦФО, исключив данные по Москве и Московской области, - в 6,7 раза, причем в 5 областях (Брянской, Курской, Смоленской, Тамбовской и Тульской) прирост превратился в миграционную убыль.

К середине первого десятилетия миграционная картина сменилась в худшую сторону не в последнюю очередь из-за улучшения ситуации в ряде стран постсоветского пространства. Поэтому сократилось значение внешней миграционной компоненты в динамике населения регионов ЦФО. Если в 2000г. округ из-за рубежа получил примерно 40 тыс. мигрантов, то в 2006г. – лишь 25,7 тыс. На одну четверть сократился миграционный прирост из стран нового зарубежья в регионы так называемого «золотого кольца», т.е. в области окружающие Московской регион. При этом сохранилась почти во всех областях этого «кольца» миграционная убыль во внутрироссийском обмене населением.

Такая же картина наблюдалась и в другой группе областей, превратившихся после распада СССР в российское приграничье. В Воронежской, Белгородской, Курской и Брянской, а также примыкающей к ним и весьма близко к границе с Украиной Орловской области внешнее сальдо миграции с 2000г. по 2006г. сократилось вдвое. Во внутренних миграциях небольшая убыль, была в Курской и Брянской областях, а в 2006г. к ним прибавилась Воронежская. В этом приграничье Белгородская область играет ту же роль, что и Московский регион в ЦФО, своими положительными результатами она улучшает общую плохую миграционную ситуацию.

В отличие от естественной убыли, в результате которой во всех регионах округа население сокращалось, миграция в целом в течение 1991-2005гг. увеличила численность населения. В среднем увеличение за счет миграции по ЦФО составило 6,4%. Наименьший вклад миграции в демографическую динамику был в Тамбовской, Ивановской, Рязанской и Тульской областях, наибольший – в Белгородской, Московской, Калужской и Липецкой областях.

В целом население ЦФО от пятилетия к пятилетию сокращается за счет естественной убыли во все возрастающих масштабах: 455,8 тыс. человек в 1991-1995гг., 838,4 тыс. – в 1996-2000гг. и 1074,9 тыс. – в 2001-2005гг. В 2001-2005гг. по сравнению с 1991-1995гг. наиболее существенной была естественная убыль населения в Тверской (в 4,1 раза), Брянской (4,6), Владимирской (5,3), Костромской (6,0), Курской (7,2), Смоленской (10,4) и Тамбовской (16,4 раза) областях.



2.2. Рождаемость.

Одна из причин убыли – неблагополучная даже на общероссийском фоне ситуация в сфере рождаемости. Сохранение существующего крайне низкого уровня рождаемости неизбежно обрекает ЦФО на продолжение естественной убыли населения. Суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. составлял 1,19 и был самым низким среди федеральных округов. Он в 1,8 раза ниже уровня, обеспечивающего воспроизводство населения. Подавляющее большинство (63%) рождающихся детей – первенцы, тогда как доля третьих и последующих рождений не достигает 8%. Для прекращения естественной убыли населения сейчас необходимо, чтобы рождаемость была вдвое выше.

При нынешней рождаемости каждое новое поколение будет составлять лишь 56% от численности родительского поколения. Проблема низкой рождаемости в ЦФО носит застарелый характер – даже у женщин 1933-1937гг. рождения она обеспечивала воспроизводство не более, чем на 83%. Крайне низкая рождаемость типична для всех регионов ЦФО, различия между ними сокращаются и не имеют принципиального характера.

На селе все больше распространяются и укрепляются образцы репродуктивного поведения горожан, что ведет к дальнейшему снижению рождаемости в целом у населения округа. Этому способствует и сдвиг возрастной модели рождаемости к более старшим возрастам. Если еще в 1995 г. показатель рождаемости у 25-29-летних женщин составлял 58% от уровня рождаемости в возрасте 20-24 года, то в 2005 г. – уже 93%, т.е. показатели рождаемости в возрасте 20-24 года и 25-29 лет почти сравнялись. Более того, даже у 30-34-летних женщин рождаемость превышает половину уровня тех, кому 20-24 года, тогда как 10 лет назад он составлял только четверть от этого уровня.

При неизбежно происходящем с возрастом ухудшении здоровья, в т.ч. и репродуктивного, откладывание рождения детей может привести к невозможности их иметь вовсе. Эту проблему актуализирует большое количество абортов. Еще важнее то, что при откладывании рождения первенца его возможное появление будет восприниматься как угроза сохранению сложившегося уклада жизни. Примерно 20% женщин откладывают рождение первенцев или даже отказываются от рождения единственного ребенка, о чем свидетельствует то, что суммарный коэффициент рождаемости по ним составляет 0,75-0,76.

Одна из причин сдвига рождаемости к старшим возрастам – более позднее вступление в брак. Если по данным переписи населения 1989 г. в 25-29 лет в ЦФО еще никогда не состояли в браке 13% женщин и 21% мужчин, то к 2002 г. их доля возросла в 1,8 раза, составив, соответственно, 23% и 37%. Другая причина – откладывание регистрации брака или отказ от нее. Среди молодых женщин, опрошенных в 2006 г. в регионах округа, проживших не менее трех лет в зарегистрированном первом браке, не имели детей 7,1%, а у тех, чей первый брак не зарегистрирован, этот показатель более чем в 5 раз выше (37,5%).

Регионы округа заметно различаются по возрастной модели рождаемости. Выраженный максимум рождаемости у женщин 20-24 лет имеет место в Курской, Орловской и Тамбовской областях и, наоборот, у 25-29-летних женщин в Москве. Мало различается рождаемость в этих возрастных группах в Ивановской, Московской и Ярославской областях. В других регионах уровень рождаемости в возрасте 25-29 лет составляет примерно 80-85% от показателя в возрасте в 20-24 года, т.е. рождаемость в этих возрастах сближается.

Даже то число детей, которое молодежь ЦФО (по данным опроса 2006г.) хотела бы иметь при наличии всех необходимых условий (2,02), меньше необходимого для обеспечения воспроизводства населения. Следовательно, демографическая политика, ориентированная только на создание условий для реализации имеющейся потребности в детях, не приведет к росту рождаемости до уровня воспроизводства населения, к прекращению депопуляции.

Основные причины массовой малодетности, крайне низкой рождаемости - ослабление потребности в детях, все большее распространение семей, не желающих, даже при благоприятных условиях, иметь нескольких детей, восприятие условий жизни, как мешающих рождению детей, из-за объективных жизненных трудностей и повышенного уровня притязаний, низкой ценности детей по сравнению с другими жизненными целями.

2.3. Смертность.

Другая причина возросшей естественной убыли населения – крайне неблагополучная ситуация со смертностью населения. На протяжении 90-х годов уровни и тенденции продолжительности жизни населения ЦФО соответствовали общероссийским показателям. В первой половине нового десятилетия ХХI века наступил, хоть и крайне медленный и незначительный, но все же постепенно увеличивающийся отрыв показателей для населения округа в сравнении с общероссийскими. К 2005 г. превышение показателей и для мужчин, и для женщин на общероссийском фоне составило около 1 года продолжительности жизни. Нарастающий отрыв в ЦФО сформировался в период, когда наступила относительная стабилизация продолжительности жизни, а у женщин наметился даже некоторый её рост.

Близкие к общероссийским уровни продолжительности жизни населения ЦФО складываются на всей возрастной шкале, причем, чем старше возраст, тем меньше преимущество на общероссийском фоне. У мужчин оно меньше, чем у женщин среди всего взрослого населения. Отличия от среднероссийского уровня на протяжении 90-х годов были столь невелики (от 4-5% среди взрослых до 8-10% среди детей), что это давало выигрыш в продолжительности жизни всего лишь в пределах 0,3-0,6 года. Нарастание преимуществ в продолжительности жизни определяется возрастными группами старше 40 лет, лицами старших трудоспособных возрастов и пожилыми.

Небольшой выигрыш в продолжительности жизни населения ЦФО складывается за счет более низкой смертности от внешних причин, болезней органов дыхания и инфекций, что в целом свидетельствует о более цивилизованной картине смертности, хотя уровень смертности от неточно обозначенных состояний на протяжении 90-х годов был несколько выше, чем в среднем по России. Более позитивные тенденции смертности последних нескольких лет в округе складывались под действием всех основных причин смерти.

При более высокой продолжительности жизни населения ЦФО в целом существует значительная дифференциация, как её уровня, так и тенденций смертности. Если накануне социально-экономических реформ в России (в 1989 г.), вариация продолжительности жизни в территориях ЦФО составляла 2,5 года для мужчин (от 62,7 до 65,3 года) и 1,9 года для женщин (от 74,2 до 76,1 года), то к 2005 г. она выросла почти в 5 раз у мужчин – до 12,4 года (с 54,4 до 66,8 года) и более чем в 3 раза для женщин – до 6,4 года (с 69,6 до 76,0 года).

Усиление территориальной дифференциации смертности в ЦФО было обусловлено качественно различными процессами. В 1989-1994 гг. рост смертности носил всеобщий характер, при этом в максимальной степени пострадали неблагополучные территории, что привело к увеличению межрегиональных различий. В 1994-1998гг. динамика смертности отражала социально-экономическое положение регионов и степень адаптации их населения к новым условиям, что влекло существенное обновление групп благополучных и неблагополучных территорий с точки зрения уровня смертности. После 1998 г., в региональной структуре смертности еще более проявились разнонаправленные тенденции в благополучных и неблагополучных регионах. Это сопровождалось дальнейшим усилением внутриокружных различий в продолжительности жизни населения.

Общность траектории развития смертности в регионах ЦФО в период социально-экономической трансформации в стране, обусловливает общую цель и задачи в сфере снижения смертности и роста продолжительности жизни населения. Вместе с тем, в результате событий 1990-х годов в ЦФО сложилась совокупность регионов, неоднородная с точки зрения уровней смертности, темпов ее изменения, возрастного и нозологического профиля продолжительности жизни. Неоднородность этой совокупности определяет необходимость постановки дифференцированных приоритетов и ориентиров снижения смертности.

2.4. Миграция.

Будучи самым неблагополучным в стране федеральным округом по показателям естественной убыли, ЦФО является вместе с тем наиболее привлекательным в миграционном отношении регионом России. Округ притягивает максимальное число постоянных и временных трудовых мигрантов. Миграционный прирост ЦФО составляет от 110 до 150 тыс. человек ежегодно. Постоянная миграция более чем на половину компенсирует убыль населения. Вместе с тем, абсолютные масштабы миграции на постоянное место жительства сокращаются, снижается её роль в формировании населения ЦФО. Более 60% миграционного прироста населения ЦФО получает из других российских территорий, около 40% - из других государств, прежде всего, стран СНГ. В обмене со странами старого зарубежья ЦФО теряет население.

Основная часть миграционного прироста ЦФО приходится на Москву и Московскую область. Доля Московского региона в миграционном приросте всего округа составляет от 80% до 90%. Особенно растет в привлечении постоянных мигрантов значение Московской области. В основном Московский регион получает мигрантов из других регионов России (около 80% миграционного прироста), причем в основном из соседних территорий.

Стабильный миграционный прирост отмечается в Белгородской, Воронежской, Владимирской, Липецкой и Ярославской областях. В Белгородской и Ярославской области миграционный прирост формируется в равной степени за счет российских и иностранных мигрантов. В остальных регионах ЦФО - в большей степени за счет международных мигрантов.

В Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Тверской областях миграционный прирост иногда сменяется миграционной убылью населения. Миграционная убыль населения стабильно отмечается в Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской и Тамбовской областях.

Масштабы временной трудовой миграции в ЦФО превышают миграцию на постоянное место жительства. В округе работает 40% всей иностранной рабочей силы, привлекаемой в Россию. Большинство иностранных работников поступает из стран СНГ и некоторых государств дальнего зарубежья (Китая, Вьетнама, Турции). Иностранные трудовые мигранты работают в строительстве, торговле и общественном питании, на транспорте, в сельском хозяйстве, промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве. Около 90% иностранных трудовых мигрантов находятся в Москве и Московской области. В некоторых регионах политика, направленная на максимальную занятость местного населения и внедрение высокоэффективных технологий, сократила масштабы привлечения иностранных работников (например, в Курской и Белгородской областях).

В ЦФО, как и повсюду в России, распространена незаконная трудовая миграция. Наибольшее число незаконных трудовых мигрантов находятся в столичном регионе, областных центрах и близлежащих к ним административных районах. Большинство из них – граждане стран СНГ. Уровень оплаты труда иностранных работников остается низким, положение бесправным, распространено принуждение мигрантов к труду. В 2006г. в ЦФО было выявлено около 4 тыс. работодателей, допустивших нарушение правил привлечения и использования в России иностранных работников.

В ЦФО иностранцы в большинстве своем получают российское гражданство в соответствии с международными договорами или имея основания на упрощенный порядок. В общем порядке российское гражданство мигрантам получить трудно – процедура остается сложной и излишне бюрократизированной. Это сокращает возможности формирования населения России вообще, и ЦФО, в частности, за счет трудовых мигрантов, прибывающих из государств нового зарубежья.

Анализ демографической ситуации в ЦФО свидетельствует о том, что округ не только во все истекшие годы вносил основной вклад в масштабы депопуляции в стране, но и выступает основным фактором, определяющим параметры её будущего демографического развития. Занимаемое ЦФО геополитическое положение, его роль в демографическом развитии России, обуславливают необходимость применения единых научно-методологических принципов и подходов в проведении региональной демографической политики и выдвигают требования по выработке общей концепции демографического развития округа и входящих в его состав регионов.
3. ЦЕЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦФО

И ЕЁ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ГРУППАМ РЕГИОНОВ

3.1. Цель демографического развития ЦФО.

Противоречия между геополитическим статусом округа и уровнем его демографического неблагополучия определяют стратегическую цель демографического развития Центрального федерального округа, суть которой в следующем:

- восстановить в более ранние сроки демографический потенциал ЦФО с тем, чтобы способствовать преодолению депопуляции в стране в целом и, соответственно, вернуть округу донорские функции, столь необходимые для освоения собственными трудовыми ресурсами природных богатств азиатской части России;

- создать в ближайшие 16-17 лет предпосылки, обеспечивающие такую демографическую динамику, которая, с одной стороны, будет соответствовать геополитическому и социально-экономическому статусу округа, а, с другой, - будет обеспечена в первую очередь параметрами собственного воспроизводства населения, а также возможностями использования зарубежного миграционного потенциала;

- на основе ускорения экономического развития, повышения занятости и улучшения условий жизни населения, в первую очередь, дотационных областей, минимизировать внутриокружное перераспределение трудовых ресурсов, сократив их движение в богатые регионы (прежде всего, Москву и Московскую область);

- усилить в миграционной компоненте вклад мигрантов, прибывающих из нового зарубежья, используя приграничные преимущества регионов округа, в т.ч., и в миграционном обмене с Беларусью при одновременном сокращении миграционного притока из регионов России, особенно из Сибири и Дальнего Востока.


Цель демографической политики Центрального федерального округа на период до 2025 года состоит в следующем:

Не позднее 2013-2014 годов добиться стабилизации численности населения ЦФО на отметке не ниже 37 млн. человек и на основе дальнейшей реализации национальных проектов и повышения эффективности мер демографической и миграционной политики обеспечить постепенное увеличение числа регионов, имеющих прирост населения с тем, чтобы в последующем, наращивая демографический потенциал округа в целом, достигнуть к 2025 году тот его уровень, с которого началось снижение численности населения.



3.2. Дифференциация регионов ЦФО по группам.

Дифференциация регионов ЦФО по уровню их демографического неблагополучия3 обусловливает необходимость концептуального разнообразия целей их демографического развития в ближайшие 15-17 лет.



3.2.1. Москва - наиболее благополучный в демографическом отношении регион округа. Исходя из стратегических установок её демографического развития, т.е. решения демографических и миграционных проблем в условиях затяжной депопуляции в России и эффективного наращивания социально-экономического потенциала города, обеспечивающего более чем пятую часть прироста внутреннего валового продукта и тем самым расширяющего условия преодоления бедности, как в Москве, так и в стране в целом, целью демографической политики может быть: сдерживание роста населения, т.е. стабилизация численности населения города на современном уровне.

Поддержание стабильной численности населения возможно в случае такого повышения рождаемости и сокращения смертности, которое позволит свести миграционный прирост в начале до размеров естественной убыли населения, т.е. стопроцентно компенсировать эту убыль, а затем снижаться по мере уменьшения естественной убыли вплоть до выхода России из режима депопуляции.

Обеспечение стабильной численности населения наиболее предпочтительно для экономического развития Москвы, развития ориентированного, прежде всего, на использование интенсивных факторов, для дальнейшего наращивания и функционирования его производственной и социальной инфраструктуры, для рационального использования территории и сохранения экологической безопасности, особенно в обстановке стремительного транспортно-дорожного насыщения.

3.2.2. Для второй группы регионов (Московской, Белгородской и Липецкой областей) обоснование цели демографической политики основывается на том, что, на фоне общей направленности демографического развития страны, их специфика связана с тем, что они в экономическом, демографическом и миграционном отношении более благополучны, чем большинство регионов ЦФО, да и России в целом:

- области динамично развиваются и по уровню социально-экономического развития находятся в числе наиболее благополучных регионов ЦФО;

- в этих областях ожидаемая продолжительность жизни населения на 2-3 года выше, чем в большинстве регионов округа и они находятся в верхней части субъектов Российской Федерации по уровню этого показателя;

- в течение последних 15 лет эти регионы остаются устойчиво привлекательны в миграционном отношении, причем в Липецкой и Московской областях за счет миграции компенсировано 70% естественной убыли, а в Белгородской - миграционный прирост превысил в 1,7 раза естественную убыль.

Учитывая специфику этих трех областей, целью их демографической политики является снижение темпов сокращения численности населения (в Белгородской – сохранение их стабильного уровня) и создание предпосылок его увеличения в более ранние сроки, чем по стране в целом на основе повышения рождаемости и роста продолжительности жизни, при сохранении за миграцией функций: в количественном отношении - компенсации естественной убыли, в структурном отношении – ориентации преимущественно на соотечественников, переселяющихся из государств нового зарубежья.

3.2.3. Для третьей, самой многочисленной и разнообразной группы характерны средние по ЦФО и в значительной мере – в целом по России уровни демографического неблагополучия:

- в этой группе только у Ярославской и в меньшей мере Тамбовской областях показатели превышения чисел умерших над числами родившихся выше, чем в среднем по округу, находясь на уровне 1,8-2, 2;

- ожидаемая продолжительность жизни в регионах этой группы колеблется вокруг общероссийского уровня, оставаясь либо выше его на один год, либо – ниже на 1,5-2 года (Костромская область – на 2,5 года);

- в регионах этой группы в последние 15 лет миграция компенсировала от 30 до 60% естественной убыли (исключение - Тамбовская область), сдерживая тем самым сокращение численности населения.

Принимая во внимание демографическую ситуацию в этой группе регионов и их роль в социально-экономическом развитии округа в целом, цель демографической политики может быть следующей.

В течение ближайших 5-10 лет (дифференцированно по регионам) осуществить стабилизацию численности населения в целом по группе на отметке не ниже 9,2-9,5 млн. человек и на основе их дальнейшего социально-экономического развития и оздоровления демографической ситуации обеспечить постепенный прирост населения с тем, чтобы, к 2020-2030гг. достигнуть той численности населения, которая была в начале 90-х годов прошлого века. В числе лидеров могут быть те регионы, в которых в наименьшей степени сократилось население. Это - Орловская, Калужская и Воронежская области, где сокращение составило 5-6%, за ними следуют Брянская, Ярославская и Курская области, их население сократилось – на 9-11% и замыкают группу: Костромская и Тамбовская области, население которых уменьшилось к началу 2006г. по сравнению с 1991г. на 12-14% при средней цифре по России в 3,7%.



3.2.4. Четвертая группа включает регионы, имеющие самую неблагоприятную демографическую ситуацию не только в ЦФО, но и стране в целом. В неё входят области, у которых:

- ожидаемая продолжительность жизни населения существенно ниже, чем по стране в целом: во Владимирской и Рязанской областях на 1.5-2 года, Тульской и Ивановской областях – на 2,5-3 года, Смоленской и Тверской областях - на 3,5-4 года;

- велики потери населения в результате естественной убыли: они в 1991-2005гг. составили 15-18%, а в Тульской и Тверской областях – даже 20%;

- числа умерших существенно превышают числа родившихся, в частности в 1991-2005гг. превышение составило во Владимирской, Рязанской и Смоленской областях в 2,1-2,3 раза, а в Ивановской, Тверской и Тульской областях – в 2,4-2,6 раза;

- миграция в наименьшей мере по ЦФО компенсирует естественную убыль: во Владимирской, Смоленской и Тверской областях в среднем за 15 лет - на 30- 33% и в Рязанской, Ивановской и Тульской – примерно на 20%.

Углубляющиеся противоречия между геополитическим статусом этой группы областей (пять из них примыкают к Московскому региону), с одной стороны, и крайне неблагоприятной, подорванной за многие десятилетия, демографической ситуацией, с другой, определяют цель демографического развития этих субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО.

Цель демографической политики этой группы областей для ближайших 8-10 лет состоит в преодолении катастрофических параметров воспроизводственных и миграционных процессов, в первую очередь в сфере смертности, создании условий для демографического оздоровления при одновременном формировании предпосылок для последующих стабилизации и роста численности населения этой геополитически важной части европейской России.

3.2.5. Особенностью ближайших 15-20 лет будет то, что в эти годы во всех группах регионов ЦФО на возрастную структуру населения будет оказывать влияние демографическая волна, возникшая в 80-90 годы прошлого столетия. С этим будут связаны резкие колебания численности демографических контингентов: репродуктивных, дошкольных, школьных, призывных и т.д. В настоящее время наиболее высока численность лиц в самом активном репродуктивном возрасте (20-24 года). Затем начнется уменьшение этого контингента. Регионы столкнутся также с существенным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и уменьшением в нем доли 20-29-летних. В эти годы особое значение будет иметь сокращение смертности среди молодых трудоспособных возрастов, прежде всего, предотвратимой при современном состоянии здравоохранения, а также использование миграционной привлекательности России для возвращения соотечественников.

4. ЗАДАЧИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЦФО

4.1 Задачи политики в области повышения рождаемости и укрепления института семьи

Целью демографической политики в сфере рождаемости является повышение к 2025 г. суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,7–1,8, что позволит существенно уменьшить негативное влияние предстоящих изменений возрастного состава населения на динамику числа родившихся, сократить естественную убыль населения, создать предпосылки для увеличения в дальнейшем рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения. Учитывая характер детерминации рождаемости, для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

4.1.1. Повысить социальный статус семьи с несколькими детьми, создать благоприятные условия для их рождения и воспитания.

4.1.2. Обеспечить формирование установок на создание семьи, обязательную регистрацию брака и сохранение его долговечности.

4.1.3. Обеспечить сокращение числа абортов с целью сохранения репродуктивного здоровья, обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей.

4.2 Задачи в области повышения продолжительности жизни и сокращения смертности

Цель демографической политики в сфере продолжительности жизни – увеличение этого показателя в Центральном федеральном округе темпами, опережающими среднероссийские, путем наращивания преимуществ в благополучных и ускоренного преодоления отставания в неблагополучных регионах с тем, чтобы ожидаемая продолжительность жизни составляла в 2025г. у мужчин 72 и женщин 80 лет. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

4.2.1. Сократить преимущественно экзогенную компоненту младенческой смертности, связанную с низким репродуктивным здоровьем матерей, а также неудовлетворительным уходом за детьми в семьях социального риска (травмы, болезни органов дыхания, инфекции).

4.2.2. Продолжить наращивание преимуществ округа на общероссийском фоне в уровнях подростковой смертности за счет, прежде всего, сокращения масштабов травматизма, связанного в значительной мере с психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками) и насилием.

4.2.3. Добиться устранения негативных тенденций смертности в молодых трудоспособных возрастах (20-39 лет) путем сокращения численности маргинальных групп населения, обладающих максимальными рисками смерти от социально обусловленных, предотвратимых при современном развитии социальных институтов причин (алкогольной кардиомиопатии, циррозов алкогольной и иной природы, пневмонии, насилия).

4.2.4. Ускорить сокращение смертности в старших трудоспособных возрастах (40-59 лет) путем создания условий для осознанного выбора более здорового образа жизни, свободного от алкоголя и курения.

4.2.5. Увеличить продолжительность жизни пожилого населения (старше 60 лет), прежде всего, путем снижения сверхсмертности в первом постпенсионном десятилетии за счет улучшения качества и повышения доступности своевременной диагностики и лечения болезней.

4.3 Задачи в области регулирования постоянной и временной

трудовой миграции

Целью миграционной политики является компенсация численности населения за счет привлечения мигрантов из стран СНГ и Балтии на постоянное место жительства и обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет привлечения временных трудовых мигрантов в необходимых масштабах. Достижение цели в сфере регулирования миграции требует решения следующих задач:

4.3.1. Увеличить количество постоянных мигрантов, в первую очередь из числа соотечественников из стран СНГ и Балтии и обеспечивать благоприятные условия для их успешной приживаемости на территории ЦФО.

4.3.2. Увеличить миграционный поток молодежи из-за рубежа для обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и службы по контракту в вооруженных силах России для пополнения частью из них населения округа.

4.3.3. В условиях нарастающего дефицита собственных трудовых ресурсов привлекать необходимое количество временных трудовых мигрантов из-за рубежа для удовлетворения потребностей регионов в рабочей силе с учетом приоритета занятости местных работников.

4.3.4. Создать социально-экономические условия для сокращения постоянной и временной трудовой эмиграции за границу жителей округа.

4.3.5. Изменить характер перераспределения населения внутри округа за счет сокращения притока населения в Москву и Московскую область из других регионов ЦФО.
5. ПРИОРИТЕТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЦФО

И ЕГО РЕГИОНОВ

5.1 Приоритеты политики в области повышения рождаемости и укрепления института семьи

Для достижения задач, поставленных в отношении рождаемости в период до 2010 г. во всех регионах ЦФО следует, прежде всего, создавать семьям следующие условия для рождения желаемого числа детей, для чего:

5.1.1. Оказывать содействие молодым семьям и семьям с несовершеннолетними детьми в решении социально-экономических и бытовых проблем, поддерживать преимущественно семьи с двумя и, особенно, с тремя и большим числом детей.

5.1.2. Обеспечивать наиболее благоприятные условия родителям для совмещения воспитания детей с профессиональной деятельностью.

5.1.3. Стимулировать молодежь к вступлению в зарегистрированный брак и рождению первого ребенка на начальной стадии формирования уклада жизни семьи.

5.1.4. Осуществлять меры по сокращению количества производимых абортов, содействовать сохранению и улучшению репродуктивного здоровья, позволяющего родить желаемое число детей.

После 2010 года необходимо активизировать деятельность по повышению значимости семьи с несколькими детьми, как главной ценности человеческой жизни, по формированию у детей и подростков позитивного имиджа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей. Одновременно следует содействовать сохранению семей, предотвращению разводов.

В Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях необходимо акцентировать внимание на стимулировании в молодых возрастах регистрации брака и рождения ребенка с целью предупреждения дальнейшего сдвига рождаемости к более старшим возрастам.

В Москве, Ивановской, Московской и Ярославской областях, где велика доля рождений у женщин старше 25 и даже 30 лет, необходимо уделять больше внимания вопросам культуры регулирования деторождения с целью сохранения репродуктивного здоровья, а также для обеспечения большей адресности мер помощи молодым семьям; целесообразно повысить возрастной рубеж отнесения супругов к категории молодых с 30 до 35 лет.

В Ивановской, Смоленской, Тверской, Калужской, Владимирской и Ярославской областях следует содействовать повышению уровня брачности женщин активного репродуктивного возраста с целью повышения рождаемости и снижения доли рождений вне зарегистрированного брака.



5.2 Приоритеты в области повышения продолжительности жизни и сокращения смертности

Общими приоритетами в данном направлении являются:

5.2.1. Сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин во всех регионах ЦФО, формируемого, главным образом, в трудоспособном возрасте за счет опережающего снижения мужской смертности от причин, связанных с поведенческими факторами риска.

5.2.2. Уменьшение территориальных различий в продолжительности жизни, на основе сокращения смертности населения каждого региона до уровней, соответствующих их социально-экономическому потенциалу.

С учетом выраженной вариации уровней и тенденций смертности в регионах ЦФО, приоритеты дифференцированы для их отдельных групп в зависимости от сложившейся на них эпидемиологической ситуации и состоят в следующем:

5.2.3. В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Московской областях:

- переход к стабилизации и с этого уровня – к снижению смертности от социально обусловленных причин, предотвратимых при современном развитии социальных институтов (здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и др.) путем сокращения численности групп населения с высоким риском маргинализации;

- сокращение смертности в возрастах старше 40 лет опережающими темпами для мужчин, путем создания условий для осознанного выбора более здорового образа жизни, а также доступности и качества своевременной диагностики и лечения болезней.

5.2.4. В Орловской, Калужской, Ярославской, Рязанской, Брянской, Костромская областях:

- сокращение темпов роста смертности в молодых группах населения, прежде всего, женщин, от всех без исключения экзогенных причин (болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций, травм и алкогольно спровоцированных болезней системы кровообращения) путем преодоления маргинализации подростков и, как следствие, - молодежи;

- оптимизация политики по снижению смертности в каждом регионе не только с учетом федеральных приоритетов (младенческая смертность, дорожно-транспортный травматизм, сердечно-сосудистые заболевания), но, прежде всего, с акцентом на конкретные возрастные и нозологические группы риска, что позволит преодолеть диспропорции в формировании продолжительности жизни населения.

5.2.5. В Тверской, Тульской, Смоленской, Владимирской, Ивановской областях:

- сокращение маргинальной компоненты в смертности населения во всех возрастах, прежде всего: детей первого года жизни, подростков, лиц трудоспособного возраста путем воздействия на специфические для каждого возраста факторы риска;

- снижение рисков смерти в социально адаптированных группах населения путем развития медико-социальной профилактики и обеспечения экономической и территориальной доступности своевременной диагностики и лечения в рамках государственных гарантий;

- уменьшение внутритерриториальных различий смертности между жителями областных центров, малых городов и поселков городского типа, сельских поселений – путем приоритетного развития отстающих.

5.2.6. В Москве и Московской области:

- организация учета и статистики здоровья и смертности населения с учетом постоянного места жительства, и разработка на этой основе дифференцированных задач и организационных решений по улучшению здоровья и снижению смертности постоянного и иногороднего населения.

5.2.7. В Воронежской, Рязанской, Костромской, Тульской, Ярославской областях:

- улучшение качества диагностики причин смерти путем улучшения взаимодействия между органами судебно-медицинской экспертизы, здравоохранения и статистики в установлении обстоятельств и причин смерти в случаях травм и отравлений, смерти пожилых, а также представителей маргинальных групп.

5.3 Приоритеты политики в области регулирования постоянной и временной трудовой миграции

Для достижения поставленной цели в отношении регулирования миграции во всех регионах ЦФО (за исключением Москвы и Московской области) следует:

5.3.1. Стимулировать миграцию соотечественников из-за рубежа, в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи из стран СНГ и Балтии на постоянное место жительство;

5.3.2. Привлекать учебных мигрантов в средние специальные и высшие учебные заведения регионов ЦФО и молодежь из-за рубежа для службы в Вооруженных силах России по контракту, прежде всего, из стран СНГ и Балтии, с последующим предоставлением российского гражданства в упрощенном порядке и трудоустройством в России;

5.3.3. Стимулировать процесс адаптации, приживаемости и интеграции в регионах ЦФО различных групп мигрантов, прибывших на постоянное место жительства (в том числе вынужденных переселенцев и беженцев) в социально-экономическую и культурную среду;

5.3.4 Обеспечить баланс трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ и Балтии на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном праве на трудоустройство местного населения, а также создать условия для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов в общей структуре потока трудовых мигрантов;

5.3.5. Стимулировать усыновление детей российскими гражданами для сокращения их вывоза за границу, создать условия в сфере занятости для уменьшения выезда из регионов ЦФО за границу молодежи, женщин, квалифицированных специалистов.

5.3.6. Для снижения «притягивающей» роли Московского региона для мигрантов из других регионов России и ЦФО, включая стратегически важные и приграничные территории, в Москве и Московской области необходимо ограничить приток мигрантов из других регионов России и зарубежных стран.

5.3.7. В Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях необходимо изменить структуру миграционного прироста в сторону увеличения доли мигрантов из стран СНГ и Балтии.

5.3.8. В Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Владимирской областях необходимо создать условия для прекращения миграционного оттока населения на постоянное место жительства в Беларусь.

5.3.9. В приграничные регионы ЦФО - Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Курскую, Смоленскую области – необходимо в первую очередь привлекать постоянных и учебных мигрантов из сопредельных стран – Украины и Беларуси.

6. МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЦФО

Механизмами осуществления демографической политики являются:



6.1 Совершенствование законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере демографической политики:

- совершенствование регионального законодательства в сфере здравоохранения, социальной защиты, миграции и других направлений демографической политики, путем принятия новых нормативно-правовых актов и уточнения уже имеющихся;

- инициирование перед Федеральным собранием Российской Федерации принятия новых законов, регулирующих демографические процессы и совершенствование существующих нормативно-правовых актов, положения которых не соответствует новым условиям демографического развития страны.

6.2. Разработка и реализация программ демографического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО.

Региональные программы демографического развития должны соответствовать основным направлениям приоритетных национальных проектов, Концепции демографической политики России на период до 2025 года, настоящей Концепции и предусматривать:

6.2.1. В сфере рождаемости :

- содействие молодым семьям в приобретении жилья;

- совершенствование системы пособий и льгот семьям в связи с рождением и воспитанием детей;

- оказание социальной поддержки беременным женщинам и женщинам, имеющих детей;

- обеспечение доступности услуг дошкольных образовательных учреждений;

- повышение статуса семьи и престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей в обществе;

- формирование у детей и подростков установок на создание полной семьи, имеющей несколько детей и состоящей в зарегистрированном браке;

- содействие молодым гражданам вступлению в зарегистрированный брак;

- создание условий для сокращения количества производимых абортов;

- содействие в сохранении и улучшении репродуктивного здоровья и пр.

6.2.2. В сфере снижения смертности:

– сокращение потерь, обусловленных маргинальными слоями населения;

- оздоровление образа жизни населения путем создания условий для доступного выбора безопасных для здоровья форм поведения;

- создание привлекательных альтернатив потреблению психоактивных веществ (алкоголю, наркотикам, табаку), прежде всего в молодежной среде;

- сокращение предотвратимых причин смерти путем обеспечения доступности услуг здравоохранения, прежде всего, в сфере медико-социальной профилактики и лечения на первичном уровне и пр.

6.2.3. В области регулирования миграции:

- стимулирование возвращения соотечественников (программы утверждены в Калужской, Липецкой, Тамбовской и Тверской областях);

- заключение договоров (соглашений) о привлечении на работу трудовых мигрантов между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и правительствами стран СНГ;

- заключение соглашений о привлечении молодежи на обучение в средние специальные и высшие учебные заведения ЦФО и пр.

6.3. Методическое обеспечение деятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления, направленной на управление демографическими процессами, регулярное проведение мероприятий по повышению квалификации персонала ведомств, задействованных в разработке и реализации мер демографической политики.

6.4. Мониторинг демографических процессов в субъектах РФ, в т.ч. в разрезе муниципальных образований, и корректировка с учетом происходящих изменений мер демографической политики, предусмотренных региональными программами демографического развития.

6.5. Информационная поддержка мер демографической политики в регионах, путем увеличения объема социальной рекламы в средствах массовой информации, систематического информирования населения о реализации мер, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности и регулирование миграции.

6.6. Привлечение и обеспечение взаимодействия бизнес-структур, общественных организаций, средств массовой информации к участию в разработке и реализации мероприятий в сфере демографического развития, оценке их эффективности.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ожидаемым результатом реализации Концепции демографического развития ЦФО, является разработка региональных демографических программ в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, в которых программы не разработаны или находятся в стадии разработки, совершенствование существующих региональных демографических программ, и формирование на их основе - сводной Программы демографического развития ЦФО.

Реализация данной Концепции окажет стимулирующее воздействие на совершенствование законодательства в сфере демографии, принятие новых нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, направленных на повышение рождаемости, улучшение здоровья населения, повышение продолжительности жизни, эффективное регулирование миграционных процессов, укрепление общественной ценности института семьи.

Применение предложенных в Концепции единых принципов и подходов для разработки и реализации программ демографического развития регионов ЦФО будет способствовать привлечению средств федерального и региональных бюджетов, внебюджетных средств, объединению региональных и местных ресурсов в данном направлении, вовлечению в работу по преодолению демографического кризиса граждан, общественности, средств массовой информации, бизнес-структур, что в конечном итоге позволит преодолеть демографический кризис и обеспечить стабильность и процветание будущим поколениям России.



8. ГЛОССАРИЙ

(понятия, используемые в Концепции)


Воспроизводство населения – процесс постоянного возобновления поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.

Временные трудовые мигранты – граждане иностранных государств, прибывшие на работу в России на различные сроки и возвращающиеся в страну постоянного проживания.

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и различных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическое развитие – изменение численности населения и его структур в определенный период времени.

Депопуляция – устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся, т.е. естественная убыль населения.

Детность – наличие определенного числа детей в семье: малодетность - один-два ребенка, среднедетность - три-четыре ребенка.

Естественный прирост (убыль) населения – разность между числами родившихся и умерших.

Здоровье – состояние полного социального, физического и психического благополучия и отсутствие каких-либо болезненных состояний и физических дефектов.

Иммигранты - лица, въезжающие на территорию другого государства, которое становится местом их проживания.

Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территориальных образований (государств, регионов) в целях временного или постоянного изменения места жительства.

Нелегальные (незаконные) мигранты – лица нелегально пересекшие границу России, либо незаконно находящиеся в стране, либо не получившие разрешения на работу в России.

Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных (ОПЖ) – число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте на протяжении его жизни.

Постоянные мигранты – лица, поменявшие место жительства и получившие регистрацию по месту жительства.

Рождаемость – процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в совокупности поколений – населении.

Сальдо миграции (миграционный прирост) – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших.

Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Смертность – процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей.

Соотечественники – иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие за пределами России, являющиеся представителями российских народов (русских, татар, башкир и пр.).

Суммарный коэффициент рождаемости – число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.

Эмиграция – выезд граждан за границы государства своей гражданской принадлежности на постоянное или временное жительство.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проекты программ по направлениям демографической политики, разработанные экспертами Общественного совета ЦФО:




  1. Национальная программа демографического развития России (одобрена Общественной палатой Российской Федерации и рекомендована для использования Правительством Российской Федерации при разработке Федеральной целевой программы демографического развития).

  2. Программа первоочередных мер государственной иммиграционной политики.

  3. Программа первоочередных мер государственной политики в сфере производства, оборота и реализации алкогольной продукции.

  4. Программа первоочередных мер государственной политики по сокращению количества производимых в России абортов.

  5. Программа дополнительных мер социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы.

  6. Программа «Переход к трехдетной семье в России – выход из кризиса» (семь первоочередных мер продолжения антикризисной демографической политики).

ОГЛАВЛЕНИЕ







1. Общие положения

2

2. Обоснование необходимости разработки концепции демографического развития ЦФО

3

3. Цель демографического развития ЦФО и её дифференциация по группам регионов

12

4. Задачи демографической политики ЦФО

18

5. Приоритеты демографической политики ЦФО и его регионов

20

6. Механизмы осуществления демографической политики ЦФО

25

7. Заключение

29

8 . Глоссарий (понятия, используемые в концепции)

30

Приложение


32



1Авторский коллектив:

Архангельский В.Н. (ведущий научный сотрудник Центра по изучению народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова, к.э.н.); Иванова А.Е. (заведующая отделением анализа статистики здоровья ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Розздрава, д.э.н., профессор); Рыбаковский Л.Л. (главный научный сотрудник ИСПИ РАН, д.э.н., профессор) - руководитель коллектива; Рыбальченко С.И. - советник Председателя Общественного совета ЦФО; Рязанцев С.В. (заведующий отделом социальной демографии ИСПИ РАН, д.э.н., профессор); Юрьев Е.Л. - председатель Общественного совета ЦФО, сопредседатель ООО «Деловая Россия» (координатор разработки).



2 Анализ основан на данных государственной статистики (Росстата)

3 Для целей дифференциации были использованы достаточно разноплановые показатели характеру выражаемых явлений, по состоянию (статика, динамика) в связи с чем, они приведены к сопоставимому виду, путем замены значений показателей их рангами. В набор показателей для осуществления дифференциации регионов ЦФО по демографическому состоянию вошли: коэффициент рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости, стандартизованный (по возрастной структуре населения ЦФО) общий коэффициент рождаемости; ожидаемая продолжительность жизни (оба пола), разность (в годах) между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин, стандартизованный коэффициент смертности, исчисленный на основе Европейского стандарта, принятого ВОЗ, и общий коэффициент смертности; динамика чисел родившихся с 1991 по 2005гг., разбитая на три пятилетних периода, динамика чисел умерших в те же периоды, потеря численности населения по состоянию на начало 2006г. от его естественной убыли в 1991-2005гг., коэффициент депопуляции, исчисляемый путем деления чисел умерших на числа родившихся; доля компенсации естественной убыли миграционным приростом, динамика численности населения с 1989 по 2006г., доля лиц старше трудоспособного возраста в населении в 2002г. (перепись), изменение доли лиц старше трудоспособного возраста в населении с 1989 по 2002гг. По каждой группе показателей определены ранги. В качестве лучшего состояния показателя принята единица, худшего -18 (число регионов ЦФО). Затем эти ранги суммированы и из полученного количества исчислена средняя сумма баллов, дифференцирующая регионы по конкретному демографическому явлению. В результате все регионы разбиты на 4 группы.





Смотрите также:
Демографического развития центрального федерального округа
350.2kb.
1 стр.
Доклад и о. руководителя Управления Росприроднадзора по Брянской области Белякова В. А. на совещании по теме: «Меры по реализации территориальными органами Росприроднадзора Центрального федерального округа Национального плана противодействия коррупции на
171.2kb.
1 стр.
Положение о Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства
49.94kb.
1 стр.
Государственный реестр работ по геологическому изучению недр по территории Центрального федерального округа 2012 год 3 квартал
855.62kb.
3 стр.
Сотрудничество в сфере развития торгово-экономических связей
166.64kb.
1 стр.
На соискание Премии Центрального федерального округа в области культуры и искусства Гаркави Дмитрия Валентиновича
88.49kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития москва- 2012
692.88kb.
7 стр.
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
2244.81kb.
18 стр.
Ольшанский Борис Михайлович (за цикл живописных произведений) в номинации «За произведения живописи и скульптуры» признан
36.17kb.
1 стр.
Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва
4485.47kb.
23 стр.
Информация о Воронежской области
131.04kb.
1 стр.
Центрального федерального округа за 1 квартал 2010 года
2528.27kb.
10 стр.