Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГИТАРА Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100.62 «Инструментальное исполнительство» профиль подготовки: 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра» (Высшее профессиональное образование)
Кафедра Инструментов эстрадного оркестра Дисциплина Специальный инструмент (Гитара) Форма обучения дневная, заочная Объем дисциплины ОДО – 420 инд. часов ОЗО – 133 инд. часа Статус дисциплины дисциплина специализации Составитель: преподаватель кафедры инструментов эстрадного оркестра ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» А.В. Злоян Тюмень 2010
Содержание УМК по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Гитара) направление: 070100.62 «Инструментальное исполнительство» профиль подготовки: 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»
Цель изучения дисциплины ........................................................................... 4 Задачи .................................................................................................................. 4 Место курса в профессиональной подготовке ............................................ 5 Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля ..................................... 5 Оценочные критерии итогового контроля .................................................. 6 Формы самостоятельной работы студента .................................................. 6 Логика формирования содержания дисциплины........................... ........... 6 5. Номенклатура содержания дисциплины и примерные программы зачетно-экзаменационных выступлений ........................................................ 7
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: - требований ГОС ВПО в области культуры и искусства к минимуму содержания и уровню подготовки по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство», профиль 070100.62 «Инструменты эстрадного оркестра» от 24.06.2003 г., введенного в действие 24.06.2003 г. - «Рекомендаций по разработке УМК образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» - примерной программы дисциплины "Специальный инструмент. Гитара" Федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности 070108 (051300) Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства) – инструменты эстрадного оркестра (сост. А. Л. БЕРДНИКОВ, реценз. В. М. ЛЕБЕДЕВ), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства 05.04.2006 - примерной программы дисциплины "Специальный инструмент. Электрогитара" Федерального компонента цикла СД ГОС СПО второго поколения по специальности по специальности 070109 Музыкальное искусство эстрады, специализация 070109 Инструменты эстрадного оркестра (сост. А.Ф.Гарин, М.А.Суджян, Д.А.Андрианов, А.Ю.Кутейников, реценз. А.В.Соболев), рекомендованной Учебно-методическим объединением СПО по группе специальностей 0500 Федерального агентства по культуре и кинематографии 15.09.2005 - уровня развития информационных технологий, материально-технической базы и степени доступности информационных ресурсов в рамках организации учебного процесса ТГАКИ и СТ на 2010г. 2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины СД.01 Специальный инструмент - Закрепление навыков инструментального исполнительства, полученных ранее; изучение классического репертуара (произведений крупной формы, пьес разных стилей и жанров); - Изучение и исполнение импровизаций известных мастеров джаза; изучение этюдов (классических и джазовых); практическое претворение теории джазовой импровизации в работе над собственным соло на заданные темы; изучение джазовых "стандартов" (в том числе игры при помощи учебно-методического пособия "-1"); - Изучение исполнительских штрихов, специфических для джазовой музыки; приобретение опыта подготовки произведений к концертному исполнению (сценическое поведение, психологическая подготовка, управление процессом исполнения). Уровень довузовской подготовки: Обучение на базе среднего специального образования – выпускники музыкальных специальностей музыкальных школ – "десятилеток" (СМШ), училищ, колледжей. 3. Общая трудоемкость дисциплины
4. Пояснительная записка Цели и задачи изучения дисциплины. Функциональная нагрузка и межпредметные связи дисциплины Цель дисциплины: Целью обучения в классе гитары на кафедре инструментов эстрадного оркестра в вузе является воспитание высококвалифицированных музыкантов-гитаристов, подготовленных к творческой исполнительской, педагогической и просветительской деятельности в области эстрадной и джазовой музыки - профессиональных музыкантов для работы в творческих коллективах в качестве артистов ансамблей и оркестров, а также солистов, обладающих необходимыми педагогическими знаниями и исполнительским мастерством. Задачи дисциплины: - Изучение стилей эстрадной джазовой и классической музыки; - освоение произведений ведущих джазовых гитаристов; - создание собственных импровизаций и версий джазовых стандартов; - совершенствование навыков аккомпанемента в различных ансамблях, чтения нот с листа; - овладение приемами игры на акустической гитаре и электрогитаре;
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Специфика эстрадного и джазового обучения связана с тем, что в подготовке студента, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля и в оркестровом классе. Однако ведущее значение в формировании музыканта-профессионала имеют занятия по специальности. Именно здесь, постоянно общаясь со своим учеником, педагог по специальности должен активно воздействовать на формирование творческой личности студента, поощрять его творческую инициативу, воспитывать чувство ответственности и способность к самоконтролю. Таким образом, специальный инструмент является базовым элементом в обеспечении унификации исполнительских навыков и осуществления их интеграции в смежные курсы профессиональной подготовки. Требования к конечному уровню освоения программы дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля По завершении освоения основной образовательной программы выпускник музыкального вуза по указанной специальности должен быть профессионально подготовлен к концертной деятельности в качестве солиста джазовых ансамблей различных стилевых направлений, в качестве артиста эстрадно-джазовых коллективов, а также в качестве преподавателя эстрадно-джазовых отделений в средних учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Профессиональные константы: - виртуозное владение техникой игры; - умение исполнять импровизационные сольные эпизоды; - умение бегло читать нотный текст - свободное оперирование стилями современной музыки Студент отчитывается о своей работе на экзаменах, зачетах, академических концертах, прослушиваниях, классных вечерах и других публичных выступлениях. Каждый год обучения по специальности завершается экзаменом. Номенклатура и примерное содержание форм промежуточного контроля изложены в разделе "Детализация содержания дисциплины " Выпускная квалификационная работа по специальности - исполнение концертной программы (три разнохарактерных развернутых произведения соло, в сопровождении ритм-секции или фонограммы). Помимо выступлений на зачетах и экзаменах, студенты I курса обязаны выступить на мероприятиях с участием кафедры соло или в составе коллектива 1-2 раза в учебном году, студенты II, III и IV курсов – 2-3 раза. Выступления студентов на различных концертах и прослушиваниях могут быть учтены кафедрой при выставлении суммарной оценки на экзамене в конце семестра. Для студентов ОЗО – при условии предоставления видео отчета о публичном выступлении в режиме "LIVE". Выпускная квалификационная работа включает три варианта программы, изложенных в разделе "Детализация содержания дисциплины" Оценочные критерии итогового контроля Итоговая семестровая оценка выставляется независимо от конкретной формы контроля, установленной учебным планом (контрольный урок, зачет, экзамен), и учитывает все выступления студента, отвечающие программным требованиям в данном семестре при условии соблюдения одной из форм отчетности: - выступление перед комиссией из не менее 3-х преподавателей кафедры - публичное выступление в присутствии не менее 2-х преподавателей кафедры - видео публичного выступления, качество которого позволяет всесторонне оценить исполнение - выступление в качестве иллюстратора соло или в составе ансамбля в рамках контрольных мероприятий других кафедр Оценка удовлетворительно выставляется в условиях соблюдения программной номенклатуры на уровне верного воспроизведения текста при наличии претензий к технике исполнения, раскрытию художественного образа. Отсутствие прогресса в усложнении репертуара, совершенствовании технического аппарата, степени художественной выразительности и отрицательная динамика в качестве выступлений на протяжении семестра. Оценка хорошо помимо соблюдения программной номенклатуры на уровне верного воспроизведения текста предполагает отсутствие замечаний к исполнительской технике, сценическую стабильность, тенденцию усложнения репертуара и ровную динамику выступлений на протяжении семестра. Оценка отлично предполагает наряду с вышеперечисленными факторами художественную убедительность и органичность, стилевую дифференциацию исполнения, наличие положительной индивидуальной составляющей в интерпретации партии, сольного эпизода, импровизации. Формы и содержание самостоятельной работы студентов Разучивание текста, работа с видео и аудио образцами исполнений выдающихся музыкантов. Работа видео и аудио-школами. Создание интенсифицирующих режимов разучивания и работы над исполнительской техникой при помощи музыкально-компьютерных технологий. Снятие и разучивание музыкальных композиций, не входящих в программную номенклатуру. Запись собственного исполнения и анализ достигнутых результатов. Логика формирования содержания дисциплины Основная форма работы - индивидуальное занятие со студентом по три часа в неделю. Занятия проводятся на основе плана, который составляется педагогом на каждый семестр и утверждается кафедрой в соответствии с программными требованиями. Индивидуальный план в процессе работы может корректироваться. Время самостоятельной подготовки студента, его домашней работы по специальности как важной составной части учебного процесса (не менее трех часов в день) должно учитываться при составлении общего расписания занятий. В процессе формирования профессионального эстрадного или джазового музыканта бесспорно важную роль играет работа над академическим репертуаром. Именно здесь закладываются и развиваются основные пианистические навыки, вырабатывается культура звука - первостепенная составляющая исполнительского мастерства. Работа над академическим репертуаром постоянно ставит перед студентом задачи, связанные с точностью звукоизвлечения, интонирования, штриха, артикуляции, педализации, развивает его образное мышление. Здесь студент осваивает все многообразие музыкальных форм и фактур фортепианного изложения, все то, что стимулировало и продолжает стимулировать творческие поиски выдающихся джазовых исполнителей. Работа над джазовым репертуаром помимо общих исполнительских ставит ряд новых специфических задач, многие из которых должны решаться в комплексе, с использованием теоретических знаний и практических навыков, полученных в курсах джазовой гармонии, сольфеджио, импровизации, композиции. В работе над исполнением композиций и импровизаций выдающихся мастеров педагог, наряду с задачами интерпретации, должен акцентировать внимание студента на анализе гармонии, фактуры, характерных мелодических и гармонических оборотов и т. п. Следует стимулировать выполнение студентом собственных транскрипций мастеров, поскольку при этом студент более углубленно познает особенности манеры того или иного исполнителя. В формировании творческой индивидуальности и совершенствовании мастерства будущего исполнителя и педагога решающую роль играет репертуар. В работе со студентами необходимо использовать все богатство стилей и направлений джазовой музыки, включая в учебные программы лучшие произведения отечественной и зарубежной джазовой классики. Важно поощрение творческой инициативы студентов в создании авторских и оригинальных джазовых композиций и аранжировок. Для воспитания музыканта большое значение имеет исполнительская практика. Концертные выступления перед слушательской аудиторией благотворно влияют на профессиональный рост студента как концертного исполнителя. Исполнительская практика - как в учебных заведениях, так и на самых различных концертных площадках -проходит под руководством педагогов по специальности или ансамблю. Большую пользу в процессе обучения приносит применение технических средств обучения. Это и использование в работе CD из серии «Play-Along» Jamey Aebersold'a, и запись исполнения студентов с последующим анализом, а также использование в классной работе drums machine, секвенсоров, просмотров видеоматериалов (концертные выступления, мастер-классы выдающихся исполнителей). 5. Номенклатура содержания дисциплины и примерные программы зачетно-экзаменационных выступлений (по семестрам) I курс Развитие исполнительских навыков: работа над звукоизвлечением, гаммами, этюдами, упражнениями в соответствии с курсовыми требованиями. Изучение учебно-инструктивного материала, произведений крупной и малой форм, а также произведений джазового репертуара. Первый семестр Технический зачет. Т-100-120. Аккорды и звукоряды 7, т7, maj. Четыре этюда на различные виды техники на акустической и электрической гитаре. Экзамен. 1. Крупная форма. 2. Полифоническое произведение. 3. Три джазовые пьесы в стиле свинг.
Четыре этюда на различные виды техники на акустической и электрической гитаре. Хроматическая гамма. Изучение переменного штриха - 1,2, 3, 4 сверху и снизу.
2. Полифоническое произведение. 3. Две-три джазовые пьесы в стиле свинг, одна из них с собственным соло.
Закрепление приобретенных технических и исполнительских навыков. Усложнение технического материала и художественных произведений. Изучение произведений в стиле свинг. Третий семестр Академический концерт. Две академические пьесы (или часть крупной формы) или две джазовые пьесы в стиле босса-нова, афро-куба, свинг. Технический зачет. Т-100-120. Целотонная гамма, аккорды 7 +5; 7 +9; полууменьшенный септаккорд и их звукоряды восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Четыре этюда на различные виды техники на акустической и электрической гитаре. Экзамен. 1. Крупная форма. 2. Три джазовые пьесы в различных стилях. Четвертый семестр Академический концерт. Самостоятельная работа: четыре эпизода расшифрованных записей традиционного джаза или две композиции соло (баллада, блюз в сопровождении ритм-группы или под фонограмму). Технический зачет. Аккорды 7; 7'^ и их звукоряды в прямом движении и в обращении (8, 3, 16). Изучение секвенций, стандартных оборотов, изучение традиционных тем. Три этюда и один этюд повышенной сложности. Экзамен. 1. Крупная форма. 2. Классическая пьеса. 3. Три джазовые пьесы в различных стилях. III курс Мобилизация творческих и исполнительских возможностей студентов в работе над произведениями большой трудности, изучение произведений выдающихся гитаристов современного джаза (боп, босса-нова, третье течение и т.д.). Пятый семестр Академический концерт. Классическая пьеса. Две джазовые пьесы стиля боп, кул, босса-нова. Технический зачет. Т-100-120. Аккорды 7+п; maj+4; V alt и их звукоряды от всех белых нот в различных интервалах и штрихах. Пять этюдов на различные виды штрихов. Экзамен. 1. Крупная форма. 2. Полифоническая пьеса. 3. Три джазовые пьесы (баллада, би-боп, блюз, кул).
Пентатоника-все возможные виды. Четыре этюда.
2. Баллада. 3. Две джазовые пьесы стиля би-боп, афро-куба. 4. Одна джазовая пьеса с собственным соло. IV курс Изучение произведений современных композиторов, расширение репертуара. Седьмой семестр Академический концерт. Две-три разнохарактерные джазовые пьесы, одна пьеса с собственным соло. Технический зачет. Т-100-120. Все звукоряды в интервалах, секвенциях, стандартные обороты, боповые темы. Три-четыре технических этюда, один концертный этюд. Экзамен. 1. Крупная форма. 2. Три джазовых произведения в различных стилях. 3. Виртуозное произведение. . Восьмой семестр Выпускная квалификационная работа Исполнение концертной программы. Выступление в объеме концертного отделения из джазового репертуара (соло и с аккомпанементом), включающего в себя джазовые стандарты, собственные версии и композиции. Примерная программа выпускной квалификационной работы
All The Things You Are («Oleo» - 1963)
Blues Riff («Portrait Of Wes» - 1963)
Pennies From Heaven («Finally» - 1992).
Примечание: все пьесы исполняются как соло, так и в сопровождении ритм-секции (фортепиано или клавишные инструменты; контрабас или бас-гитара; ударная установка) – в пропорции 1/2. 8. Репертуарные списки Joe Pass: A Foggy Day («Blues For Fred» - 1988). All The Things You Are («Finally» - 1992). Blue Moon. Blues For Fred («Blues For Fred» - 1988). Dancing In The Dark («Blues For Fred» - 1988). Doxy («Finally» - 1992). Finally («Finally»-1992). For Django («Finally» - 1992). Lover Man. Night And Day («Blues For Fred» - 1988). Pennies From Heaven («Finally» - 1992). Tap Blues («Blues For Fred» - 1988). The Way You Look Tonight («Blues For Fred» - 1988). Thought About You («Finally» - 1992).
Airegin («Giants Of Jazz» - 1995). Blue'n Boogie («Full House» - 1962). Blues Riff («Giants Of Jazz» - 1995). Blues Riff («Portrait Of Wes» - 1963). Born To Be Blue («Full House» - 1962). Call Me («Jimmy And Wes» - 1966). Carina («Full House» - 1962). Cotton Tail («Giants Of Jazz» - 1995). Days Of Wine And Roses («Giants Of Jazz» - 1995). D-Natural Blues («Giants Of Jazz» - 1995). Four On Six («Giants Of Jazz» - 1995). Fried Dies («Guitar On The Go» - 1963). Full House («Full House» - 1962). Geno («Guitar On The Go» - 1963). Mellow Mood («Jimmy And Wes» - 1966). Missile Blues («Guitar On The Go» - 1963). Round Midnight («Jimmy And Wes» - 1966). Something Like Bags («Giants Of Jazz» - 1995). The Way You Look Tonight («Guitar On The Go» - 1963). Twisted Blues («Giants Of Jazz» - 1995). West Coast Blues («Giants Of Jazz» - 1995). George Benson: All Clear («Beyond The Blue» - 1971). All The Things You Are («Oleo» - 1963). Invitation («Oleo» - 1963). Ode To A Kudu («Beyond The Blue» - 1971). Oleo («Oleo»-1933). So What («Beyond The Blue» - 1971). Somewhere In The East («Beyond The Blue» - 1971). The Gentle Rain («Beyond The Blue» - 1971).
Guilty («Bluesy Burrell» - 1962). Kenny's Sound («Midnight Blue» - 1963). Midnight Blue («Midnight Blue» - 1963). Montono Blues («Bluesy Burrell» - 1962). Mull («Midnight Blue» - 1963). Never Knew («K. Burell And J. Coltrane»). Soue Camet («Midnight Blue» - 1963). Произведения крупной формы Альбенис И. «Легенда» Барриос А. «Собор» Бах И. С. Чакона из второй скрипичной партиты Прелюдия и фуга c-moll Прелюдия и фута a-moll из лютневой сюиты Сарабанда и Дубль h-moll для лютни Соната № 2 Сюита e-moll для лютни Бетховен Л. Соната № 14 Брауэр Л. Соната D-dur Вивальди А. Концерт для скрипки g-moll Соната A-dur Соната C-dur Соната № 3 c-moll Сор Ф. Вариации на тему испанской песни «Фолия» Хиндемит П. Соната E-dur для скрипки и фортепиано Произведения малой формы Альбенис И. Малагенья Барриос А. Аргентинская мелодия Бах И. С. Гавот из пятой сюиты для виолончели Вима-Лобос Э. Пять прелюдий Этюд № 12 Гершвин Дж. Три прелюдии Пациома М. «Отоно-портено» Понсе М. Мексиканское скерцино Римский- Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане Савао А. «Часы» Тансман А. Баркарола Таррега Ф. Блестящий этюд Торроба М. Фандангильо из Кастильской сюиты Фалъя М. де Испанский танец из балета «Жизнь коротка»
1. Гитара от блюза до джаз-рока / сост. Ю. Дмитриевский, С. Колесник, В. Манилов – Киев: Музична Украiна, 1986. 2. Кузнецов, А. Из практики джазового гитариста / А. Кузнецов – Москва: Музыка, 1991. 3. Популярные джазовые пьесы / сост. В. Манилов – Киев: Музична Украiна, 1989. – Вып. 1, 2, 3. 4. Мастера зарубежной эстрады / Сост. А. Кузнецов – Москва, 1984. 5. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре / В. Молотков – Москва: Музыка, 1983. 6. Манилов, Г. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре / Г. Манилов, В. Молотков – Москва: Музыка, 1983. 7. 150 американских джазовых тем / сост. В. Киселев. – Москва: Музыка,1994. Вып. 1. Смотрите также: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
113.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»
388.65kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты»
332.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство»
216.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
122.34kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство
183.34kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
124.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
319.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство
302.8kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070100. 62 «Музыкальное искусство» 126.94kb.
1 стр.
|