Главная
страница 1страница 2страница 3
На правах рукописи

УСТИНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ГЕНЕЗИС И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ИСПАНСКОГО БАРОЧНОГО

МИРООЩУЩЕНИЯ

09.00.04 – эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора

философских наук


Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.


Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Шибаева Михалина Михайловна.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Арсланов Виктор Григорьевич;

доктор философских наук, профессор

Маньковская Надежда Борисовна;

доктор философских наук, профессор

Сараф Михаил Яковлевич.

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М. В Ломоносова (кафедра эстетики)



Защита состоится « » ________________ 200__ года в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 г. Химки Московской области, ул. Библиотечная, 7, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « » _________________ 200__ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор Суминова Т. Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования обусловлена целесообраз­но­стью изучения философско-эстетической и творческой реакции на кризисные явления в культуре, обозначенной в предлагаемой диссертации словом эстетизм. Эстетизм мыслится, во-первых, как специфический тип субъективных переживаний, воплощенных в образной форме; во-вторых, как экзистенциальный ответ индивида на негативный жизненный опыт.

Актуальность рассмотрения эстетизма как типа реакции на кризисные явления в культуре обусловлена неоднозначностью явления эстетизма и противоречивостью его последствий, в ряду которых: уход индивида в сферу «чистого искусства»; вызов социальному окружению и одновременно попытки выхода в сферу социальности; воздействие творческой практики на общие культурные ориентиры и состояние менталитета социума, в частности, на степень переживания им собственной идентичности.

В ситуации исчерпанности прежних идеалов, а также неопределенности ценности и цели социокультурного развития заметно возрастает значимость осмысления различных проявлений эстетизма. Существенным моментом является тот факт, что для творческой личности, склонной к эстетизму, характерна тяга к экспериментированию, оригинальному формотворчеству, структурированию мира культуры, что заключает в себе эвристические возможности: в сфере творчества благодаря обновлению художественных форм происходят изменения в культуре - «символической Вселенной», по определению Кассирера. Эстетизм с присущим ему аристократизмом, тягой к эксперименту, оригинальному формотворчеству способствует структурированию мира культуры.

Актуальность обращения к феномену эстетизма связана также с тем, что при достаточной изученности механизмов социального, экономического, политического, финансового и других противодействий кризисным явлениям, художественно-эстетический механизм, равно как и степень его продуктивности, остаются не вполне исследованными и отрефлексированными. Между тем, очевидны свидетельства действия названного механизма как в периоды оформления явления эстетизма (ХVII в.), так и в пору его осмысления деятелями культуры в последние десятилетия модернизма (конец ХIХ – середина ХХ вв.). Как представляется, результатом его работы не в последнюю очередь является наблюдаемое в истории культуры ритмическое чередование плодотворных в плане художественных достижений и «спокойных» эпох, периодизация которых не совпадает с социально-экономической периодизацией кризисных и некризисных ситуаций в жизни общества.

Специфика художественно-эстетического механизма инновационных изменений в культуре обусловила открытый характер вопросов о том, какова сущность эстетизма и его художественной составляющей, в чем заключаются особенности его модификации в контексте смены эпох, в какой мере влияют на восприятие кризисных явлений и их воплощение в искусстве этнонациональный менталитет и культурно-исторический опыт разных стран, что представляет собой эстетический аспект кризисных явлений культуры, в каких пределах происходит угасание творческого начала и переоценка ценностей в ситуации «испытания неопределенностью»? Кроме того, в ряду вопросов о сущности эстетизма особое место занимает проблема возникновения определенных стилей художественного отражения переживаний по поводу тех или иных проявлений кризиса культуры.

Таким образом, необходимость осмысления эстетизма как особого явления культуры на предложенном в данной работе критическом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной философской литературе обусловила целесообразность определения специфики теоретических моделей эстетизма, с одной стороны; с другой – сопоставления их с моделями кризисных явлений.



Степень разработанности проблемы.

Проблема поисков «методов видения», характерных для тех или иных исторических эпох, обусловлена имманентностью процесса развития художественных форм, который подчиняет себе все остальные моменты творческой деятельности. При этом сама история развития художественно-выразительных форм сопровождается возникновением и распространением науки нарратологии, согласно которой любой нелитературный дискурс функционирует согласно принципам художественной литературы, что показано в работах Р. Барта, Я. Буркхарда, Г. Вёльфлина, А. Гринблат, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Д. Дидро, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, Э.Р. Курциуса, Ж. Лакана, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Панофски, П. Рикёра, Л. Шпитцера, М. Фуко, К.Г.Юнга.

Оценка эстетического аспекта культурной традиции опирается на концепцию мифа, философию символических форм, на труды по герменевтике, на идеи о типологии истории искусств. Не менее значим и текстуальный подход к интерпретации культурных феноменов, который получил свое обоснование в рамках различных областей знания – лингвистики, текстологии, герменевтики, семиотики, структурализма, постструктурализма, философии текста. В числе наиболее авторитетных исследований следует назвать труды Л.М.Баткина, Г.И.Богина, Г.Г.Гадамера, А.-Ж.Греймаса, А.А.Горных, Г.В.Гриненко, Е.Гурко, И.П.Ильина, И.В.Кондакова, Г.К.Косикова, Ю.Кристевой, К.Леви-Строса, А.С.Новичковой, Н.Т.Пахсарьян, А.М.Пятигорского, В.П.Руднева, И.В.Силантьева, Т.Н.Суминовой, Б.А.Успенского, У.Эко и др. Основы дискурсивного подхода к изучению культурных текстов заложены в исследованиях П.Анри, Т.А. Ван Дейка, В.З.Демьянкова, Е.А. Красина, П.Серио, М.Фуко, Ю.Хабермаса.

Принципы структурализма и семиотики, разработанные, в частности, К. Леви-Строссом, Ч. Моррисом, Ч. Пирсом, Ф. де Соссюром, позволяют рассматривать в качестве комплексов культурных текстов Разнообразные типы художественного опыта и системы взаимообусловленных творческих приемов, проявляющиеся одновременно у поэтов, художников и музыкантов независимо друг от друга.

Для достижения синтетического способа понимания исследуемых явлений конструктивной силой обладает рекурсивный метод, открывающий перспективу предвосхищающего видения: посредством слов и символов обнаруживаются смыслы, генерируются цели, предсказываются траектории и оцениваются результаты. Рекурсивный способ близок к топике «ландшафтного», по Ф. Ницше, «предвосхищающего», по М. Хайдеггеру, мышления; к полю интеллектуальных перемещений «концептуальных персонажей» Делеза, Дерриды. Рекурсивная петля, исследующая обратные связи, значима в теории грамматики А.Н. Хомского, в взглядах Ж. Пиаже на развитие ментальных функций, на состояние знака как структуры и модели у А.Ф.Лосева, на апеллятивную структуру текста В. Изера и т.д. Все это предполагает структурно-семиотический способ оценки текста, понимаемого в данной работе как эстетический объект.

Идеи и методы рецептивной эстетики, тесно связанной в областью рефлексивной онтологии, показывающей взаимосвязь между субъектом и объектом восприятия, в отечественной науке изложены в работах М.М. Бахтина, В.В.Бычкова, А.Н.Веселовского, В.А.Волобуева, К.М.Долгова, М.С.Кагана, А.Я. Зися, Н.А.Кармина, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, И.П.Леонтьевой, А.Ф.Лосева, Н.Б.Маньковской, А.С.Мигунова, А.А.Оганова, В.А. Ремизова, Н.В.Романовой, Н.А.Хренова, В.П. Шестакова, психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Вопросы исследования эстетической составляющей аспектов мышления нашли свое отражение в трудах А.В. Гулыги, Э.В. Ильенкова, В.А.Кругликова, М.К. Мамардашвили и др.

К оценке состояния и динамики художественно-эстетической практики в отечественной науке обращались С. С.Аверинцев, В.Ф.Асмус, Г.Д. Гачев, Т.Л. Григорьева, Л.Н.Гумилёв, А.Я. Гуревич, Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов, А.А.Пилипенко, А.А. Потебня, О. Седакова, Ю.Н. Тынянов, В.Б.Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, И.Г.Яковенко, Д.Е.Яковлев. Ряд особенностей феномена панэстетизма в ракурсе философии жизни и философии культуры проакцентирован М.М. Шибаевой. Общим моментом рефлексии по поводу эстетизма является признание того, что эстетизм априори есть утверждение самоценности переживания прекрасного, на практике спродуцировавший комплекс исторически сложившихся в европейской культуре «глубинных интуитивных, невербализуемых художественно-эстетических критериев оценки искусства» (В.В.Бычков), которые остаются стабильными, претерпевая лишь внешние изменения под воздействием смены художественных вкусов эпохи.

Применение методов компаративистики, результатов анализа кризисных явлений и адаптивных функций к большим системам, к которым относятся культура в целом и художественная культура как ее подсистема, показано, в частности, в работах В.В.Жирмунского, Ю.М.Лотмана, Н.И.Конрада, О.А. Кривцуна, Ю.В.Рождественского, А.А.Шахматова.

Теоретическая разработанность темы национальной специфики испанской культуры посвящена отечественная испанистика, представленная именами С.И.Ереминой-Пискуновой, Н.Р.Малиновской, Т.Н. Парфеновой, З.И.Плавскина, В.Ю.Силюнаса, Г. В. Степанова, и др. Современные отечественные исследователи обращаются преимущественно к двум эпохам испанской культуры: барокко и модернизму в стремлении выделить характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой – задают специфические способы динамики и характер исторических изменений. Из недавних работ это диссертации Б. В. Горлова «Два хронотопа испанской культуры: эстетические доминанты» (М., 2006), Ю. С. Мельчаковой «Испанская национальная картина мира: взаимодействие искусства и религии» (Екатеринбург, 2007).

Установленное сходство между названными эпохами традиционно освещено в философско-эстетических и литературно-критических построениях. Уподоблять современную эпоху своеобразному варианту необарокко стали именно иберийские исследователи Д. Алонсо, Д. Борке, Х.-Р. де Вентос, К. Видаль, Э. Д'Орс, Г. Диас-Плаха, Х. Х.-А. Маравалль, Э. Ороско, Х. Ортега-и-Гассет.

К характеристике социокультурного бытия испанского общества применены выводы «теории хаоса» Б.П. Белоусова, А. М. Жаботинского И.Р. Пригожина, И. Стреджерс, получившие в трудах К. Хайлс применение в анализе литературно-художественных произведений.

Таким образом, приступая к рассмотрению эстетической эволюции испанского барочного мироощущения, мы опирались на значительный массив разнообразных, в силу междисциплинарности, идей и концепций, что обусловило задачу конвенционального использования существующих наработок в научной деятельности и социальной практике. Значительная часть наших усилий вследствие этого была направлена на то, чтобы при помощи систематизации и интерпретации накопленного зарубежной и отечественной наукой материала синтезировать целостное представление об объекте исследования, его сущности, рассмотренной с точки зрения вербальной эстетики, что до сих пор оставалось за рамками исследовательских интересов.



Объектом настоящего исследования выступает эстетизм в контексте испанского барочного мироощущения.

Предметом исследования является логика трансформации способов репрезентации ценностно-эстетического мироощущения в испанской культуре.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проследить генезис и динамику репрезентативной составляющей художественно-образного аспекта испанской культуры через раскрытие тенденций динамики эстетического сознания и словесного творчества (вербального искусства).

Ее реализация предполагает решение следующих задач:

- выявить общие закономерности «самодвижения» испанской культуры, изучить ее эстетические аспекты;

- исследовать специфику философско-теологической традиции в культуре Испании;

- выделить рационально-идеологический аспект коррелятивной связи между поэзией и мистикой;

- раскрыть специфику эстетического анализа художественного произведения через характеристику испанской культуры с опорой на категории «веяние», «стиль» (К.Леонтьев);

- рассмотреть игровой аспект «культеранизма» и «консептизма» в Испании как разновидностей эстетики «высокого» барокко;

- определить национальные особенности эстетического синтеза арабской и европейской традиции в барочной поэтике «гонгоризма»;

- раскрыть соотнесенность эстетических категорий в метафорическом ряде в поэтике Луиса де Гонгоры-и-Арготе, показать его риторическую обусловленность;

- исследовать связь художественно-эстетической теории и практики в Испании XVIII-XIX вв. с кризисными явлениями в ее культуре;

- обосновать понятие «вербальная эстетика» в качестве определения одного из способов художественного познания действительности;

- обозначить эстетические характеристики романтизма, костумбризма, реализма и натурализма в Испании, показать их связь со специфическими особенностями художественного мышления, характерного для кризисных эпох;

- выделить эстетическую составляющую феномена испанской самобытности;

- проанализировать характер преемственности эстетических мотивов в национальном мироощущении, их влияние на художественные ориентаций культуры Испании в различные исторические периоды;

- показать отражение специфики национального мироощущения в концепции «интраистории» Мигеля де Унамуно;

- продемонстрировать философско-эстетический потенциал гипотезы «смены точек зрения» Хосе Ортеги-и-Гассета;

- осмыслить объект художественного произведения в качестве одного из атрибутов психоаналитической эстетики.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что специфика кризисных явлений в сфере культуры может быть рассмотрена сквозь призму вербальной эстетики, нашедшей свое преломление, в частности, в эссеистском сознании, стремящемся выработать символические образы индивидуально-личностного бытия в границах социально-культурной реальности. Своеобразным видом реакции на кризис культуры в Испании является эстетизм, стимулирующий поиски новых форм выражения, включающие в себя обращение к особой экспериментальной манере письма. Всякая кризисная эпоха порождает собственные модели и художественные способы отражения кризиса и его оценки.

Теоретико-методологические исследования.

Основной теоретический подход, применяемый в настоящей работе, связан с осознанием невозможности проследить особенности эстетического мировосприятия и художественного опыта без опоры на анализ художественных произведений как текстов культуры с учетом их национальной специфики. Признание того, что при анализе художественных произведений возникает возможность выявить устойчивую структуру сознания эстетического типа личности, наглядно проявляющуюся в переломные для культуры моменты, заставило нас придти к пониманию испанской культуры как совокупности культурных текстов. Подобный подход характерен для Ю.М.Лотмана и тартуско-московской семиотической школы, созвучен с идеями французского постструктурализма и с утверждением О.А.Кривцуна о способности «ядра сознания» к устойчивости за счет эстетических образов и унаследованной от них структуры языка при опоре на глубинную взаимообусловленность всех уровней культуры.

Методологическим основанием настоящей работы является также установка на различение между философией искусства и теорией искусства, то есть, эстетикой и искусствознанием. Эстетика включает различные философские подходы к искусству: теологический, рационалистический, технологический, символический, персоналистский, субстанцилистский, деструктивистский и т.д. Множественность этих подходов свидетельствует об отсутствии единого понимания искусства, общего взгляда на пути его изучения. Искусствознание ставит вопрос об изучении художественных явлений на экспериментальную почву, занимается классификацией методологических позиций искусствоведения и концепций искусства (предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, общественно-атрибутивная, информационно-знаковая и концепция искусства как системообразующей подсистемы общества и т.д.). Теория искусства отвечает запросам художественной практики, отчасти оставляемым без внимания эстетикой, в рамках которой построено предлагаемое исследование.

В стремлении выявить исторически обусловленный смысл текста культуры исследование ведется в двух планах – статическом и динамическом – что позволяет выделять типичные признаки исследуемых явлений в синхронном срезе (по оси пространства) и в диахронном (по оси времени) методом последовательно-ступенчатого перехода от истории философско-религиозного субстрата Пиренейского полуострова к истории художественных направлений в культуре Испании.

Таким образом, основной методологией исследования является:

Во-первых, структурализм позволяющий рассматривать продукт художественного творчества как смыслонесущий текст, в котором учтено влияние общекультурных факторов на процесс его формообразования. В работе используется совмещение структурно-типологического и историко-типологического подходов к анализу испанской культуры.

Во-вторых, дискурсивный подход при оценке генезиса и эстетической эволюции испанского барочного мироощущения основан на эвристических возможностях дискурса, понимаемого вслед за Бодрийяром в качестве способа рационального критицизма. Представленный в художественных текстах «дискурс объектов» несет на себе знаковую функцию и структурирует поведение человека - «дискурс субъекта», одной из составляющих которого нами мыслится эстетизм.

Методы исследования.

Обращение к большому числу различных методов и их синтезация обусловлены сложностью объекта и предмета исследования, их многоплановостью. В основу диссертации положен метод культурной типологии, который позволяет рассматривать национальную культуру Испании как самобытную целостность и сложную систему.

Сравнительно-исторический метод позволил акцентировать те моменты, в которых испанская специфика расходится с общепринятыми схемами описания западноевропейской культуры.

При помощи структурно-типологического и историко-типологического методов в предлагаемой работе выстраиваются модели кризисных ситуаций в культуре.

Посредством текстологического метода осуществлялся анализ философско-эстетических, художественных и публицистических текстов.

Использованы междисциплинарный и системный подходы, которые позволяют охватить разные составляющие испанской культуры в их взаимосвязи, включая художественную составляющую.

Привлекался историко-культурный метод, представленный анализом константных характеристик испанского эстетического мировосприятия в разные периоды и в различных видах художественного творчества.

Использовался биографический метод для создания более конкретного представления о репрезентативном типе творчества каждой из выделенных эпох.

Интертекстуальное прочтение различных художественных дискурсов ведется методом «рекурсивных петель», предложенным в рецептивной эстетике Вольфганга Изера. Механизм работы рекурсивной петли представляет собой взаимодействие, в ходе которого знакомый образ подвергается коррекции при наложении на неизвестное и оказывая на него свое корректирующее воздействие, а затем возвращаясь обратно. Очередное обращение от «известного» (барочная поэтика Луиса де Гонгоры, эстетическая теория Ортеги-и-Гассета) к «неизвестному» (прочие репрезентативные типы творчества) строится на основании образов, зафиксированных в ходе предыдущих обращений.

Научная новизна работы.

- Осуществлен анализ феномена эстетизма как специфического типа реакции на кризис культуры - через художественный дискурс как форму репрезентации переоценки ценностей. Поиск духовных факторов, лежащих в основе разных сфер культурной деятельности, позволил провести параллели между художественными и научными явлениями. Выявлен эвристический ресурс эстетического отражения умонастроения кризисной эпохи.

- Показано, что эссеистика является формой адекватного осмысления и выражения действительности с позиции наблюдающего сознания в его стремлении к приращению художественного смыла с помощью творческих средств. Обосновано положение о том, что в смысловом пространстве и стилистике эссеизма проявляется кризисное сознание.

- Сложность и противоречивость существующей терминологии, различная функциональная значимость одних и тех же наименований потребовала введения рабочих терминов для маркировки, с одной стороны, исследуемых фактов оценки художественного формотворчества, с другой – особенностей процесса отражения кризиса в текстах культуры, опосредованности связей между произведением и культурной средой.

- В качестве операционального введено понятие «вербальная эстетика» - по аналогии с «театральной эстетикой», «музыкальной эстетикой» и дано его обоснование. Понятие «вербальная эстетика» позволяет конкретизировать более привычное выражение «литература и искусство» и обладает дополнительными познавательными ресурсами на том основании, что литература является словесным видом художественного творчества.

- Граница между понятиями «культеранизм» и «концептизм» аргументирована феноменом сосуществования в испанском барокко двух его ипостасей. Доказана уникальность двух разновидностей «высокого» барокко в Испании на фоне других национальных вариантов (маринизм в Италии, прециозность во Франции, кружок Мартина Опица в Германии, эвфуизм в Англии и др.);

- Употребление литературоведческого термина «гонгоризм» предложено для обозначения эстетического синтеза арабо-андалузской (суфизм) и европейской (преимущественно неоплатонизм) традиции. «Гонгоризм» рассмотрен:

во-первых, с точки зрения его «вписанности» в историю мистицизма в Испании и типологической от него зависимости,

во-вторых, в качестве эстетического феномена, к которому восходит история символизма,

в-третьих, в качестве параллели понятию homo ludens И.Хёйзинги и отражает, по сути, характерную для переходной эпохи тягу к эксперименту, различным художественным поисковым возможностям и вариациям.

- Показано, что различные концепции развития культуры строятся по принципу бинарной оппозиции порядка/хаоса: концепция «историко-культурного ритма»; восходящая к Вёльфлину схема циклической смены классических («ренессанс») и антиклассических («барокко») моделей культуры; оппозиция психологического/визионерского типов творчества К.Юнга; конепция кризиса культуры Николая Бердяева; периодический характер кризисов перепроизводства в экономике (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, Э. Хансен) и др. Аргументирована связь констатированной Ортегой-и-Гассетом борьбы натуры с художественной формой с одной стороны и феномена периодической смены «классически» и «барочных» эпох - с другой.

- Исследование специфических особенностей каждой из трех выделенных «критических» эпох – барочной, романтической, модернистской – позволило обосновать высокую степень опосредованности эволюции их художественно-выразительного арсенала характером изменения целостного мироощущения и настроенностью на продуцирование определенного типа личности и творчества. Выявлен и проанализирован в ракурсе генезиса и эстетической эволюции барочного мироощущения ряд существенных моментов «кризисного сознания» и его художественного отражения. Понятие «барочный» несет, помимо хронологического, существенные характеристики синонима слова эстетизм. В испанской специфике одним из обозначений этого понятия является слово «гонгоризм».

- Взаимовлияние бытийной и творческой биографии художника на примере творчества Луиса де Гонгоры-и-Арготе и его «темного стиля» показано как одно из проявлений испанского барочного мироощущения. Детально проработана взаимосвязь ощущения кризиса, порождающего критику собственной культуры, и тяги индивида к саморефлексии.

- Несоответствие в Испании уровня развития социума уровню художественной культуры в «критические» эпохи поставлено в зависимость от специфической интенции испанского темперамента, направленной на создание самобытного продукта творчества в художественной, философской, социальной и других сферах. При рассмотрении этой интенции в качестве этически корректного избран анализ трудов представителей именно испанской культуры, в которых определяются глубинные истоки собственного национального своеобразия.

- Доказано, что вне зависимости от того, сопровождается или нет кризис культуры ее упадком либо деструктивными тенденциями в иных областях жизни, изменение картины мира и переоценка ценностей в определенной мере стимулируют процесс формотворчества. Выявлены основные черты «испаноцентристского» отношения к европейским художественным теориям и практикам. Концептуальная насыщенность и художественная интенсивность творческого акта обретают на испанской почве эстетическую оценку с позиции, отражающей специфику национального мироощущения и выражающейся в эстетизме.

- Показано, каким образом специфика реакции на кризисные явления в культуре той части общества, для которой основным критерием оценки является эстетический способ миропонимания, обладает собственной значимостью и является одним из путей самосознания. С помощью выводов о том, что наблюдение события изменяет само событие («принцип неопределенности» Вернера Гейзенберга, теолрия Хью Эверетта в квантовой механике, структура рационалистической фантастики рассказов Борхеса, принцип «изменения взгляда» М. Блэка и т.д.) доказано, что художник может трансформировать действительность силой своего творческого воображения, производя над ней магическую процедуру, когда предполагаемая сфера употребления детерминирует характер нужной системы и оказывается способной генерировать идеи, которые становятся научными теориями, предварительно пройдя апробацию в литературе.



следующая страница >>
Смотрите также:
Генезис и эстетическая эволюция испанского барочного мироощущения 09. 00. 04 эстетика
507.54kb.
3 стр.
Эстетическое своеобразие синестетических концепций русского авангарда: генезис и развитие 09. 00. 04 Эстетика
315.97kb.
1 стр.
Техническая эстетика и дизайн Формула специальности: Содержанием специальности 17. 00. 06 «Техническая эстетика и дизайн»
28.81kb.
1 стр.
Биография А. С. Пушкина в литературоведении 1920−1930-х годов в СССР и русском зарубежье: генезис, эволюция, методология
731.7kb.
3 стр.
План. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
300.77kb.
1 стр.
Глава генезис и эволюция евразийской идеи
1727.88kb.
10 стр.
Основывается ли традиционная эстетика на ошибке?
301.92kb.
1 стр.
3 раздел архитектура 2-й половины 19 — начала 20 века 5 раздел советская архитектура Украины 10 вывод 22
230.73kb.
1 стр.
Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения
906.51kb.
7 стр.
Алексей Лосев Эстетика возрождения Лосев Алексей Эстетика возрождения
1864.43kb.
13 стр.
Беатрис массен
22.71kb.
1 стр.
Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» основные положения организация и проведение соревнований
377.06kb.
5 стр.