Главная
страница 1
Виртуализация коммуникации – феномен, меняющий мир.
Т.А.Кирик,

к.ф.н., старший научный сотрудник

Курганского государственного университета.
Исследования виртуальной коммуникации на примере сети Internet уже перестали быть новинкой, но актуальности не потеряли.

Исследователи (Е.П.Белинская, А.Е.Жичкина, В.Нестеров, Дж.Салер и др.) как особенности коммуникации в Сети выделяют в первую очередь это «растворенную телесность» - отсутствие тела как такового. В результате этого люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через тексты и только лишь через тексты. Это имеет своим следствием не только глобальную нехватку выразительных средств для традиционного выражения эмоций, но и полную анонимность, которая культивируется.

При полном отсутствии телесности и негласно отречении от своей реальной личности, человек вынужден творить образ, надевать карнавальную маску, причем количество таких виртуальных вариантов личности не ограничено. Собственно, нельзя говорить о том, что в Сети общаются реальные люди, в Сети живут созданные ими образы.

Это роднит коммуникативную виртуальную реальность с игрой, в которой одним из проявлений свободы является свобода субъекта от наличных социальных ролей и возможность выхода за рамки социального статуса, в пределе становящейся свободой от заданных наличной традицией социокультурных стереотипов.

Практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что в коммуникативных виртуальных реальностях изначально отсутствуют социальные нормы как таковые. Однако, как и в любом социуме, в коммуникативных виртуальных реальностях со временем происходит формирование определенных правил поведения, которое получило название «нетикет» (netiquette, сетевой этикет).

Привлекает к себе внимание тонкая и важная проблема: инстинкт самосохранения общества предусматривает изоляцию и в идеале уничтожение любого отклонения в поведении, образе мыслей, религиозных, сексуальных и других предпочтениях, которые бы нарушали целостность данного социума. Это фактически меры безопасности. Сеть же дает возможность найти партнера, разделяющего не только необычные, но вполне безобидные для социума идеи и увлечения, но и явно деструктивные, подрывающие основы культуры данного общества.

В истории развития Сети неоднократно предпринимались меры, направленные на контроль поведения, считающегося деструктивным. В масштабах страны такая попытка была предпринята правительством США в 1996 году, когда был предложен Билль о благопристойности коммуникаций (Communication Decency Act), суть которого во введении цензуры на Интернете. Несмотря на то, что Билль, подписанный президентом Клинтоном 8 февраля в качестве составной части Закона о реформе телекоммуникаций, 12 июля решением федерального суда был признан антиконституционным, он вызвал широкий отклик.

Из многочисленных публикаций наиболее интересна «Декларация независимости киберпространства» Джона Перри Барлоу [1]. Его грандиозный замысел как раз и состоял в демонстрации принципиальной невозможности контроля в Сети. Декларация, включая предисловие, содержащее нецензурную фразу, прямое нарушение Билля, должна была бы подпасть под сам Communication Decency Act и быть запрещенной, стертой с сервера, где первоначально размещалась. Однако произошло то, что задумал Барлоу: тысячи компьютерщиков-сетевиков во всем мире скопировали, распространили это «настолько широко, насколько возможно». Если бы Декларация, включая предисловие, была опубликована традиционным способом, то власть в лице государства могла бы запретить в судебном порядке и изъять весь тираж, а если он все-таки разошелся, то не допустить впредь публикации этого выражения. Однако в Сети дело меняется и государство ничего не может с этим поделать.

В Сети неприменимы законы реального мира: они не то, чтобы отвергаются или не признаются, а просто естественным образом оказываются нереальными, невыполнимыми изначально. Это и была первая маленькая победа Сети над государством (в лице Соединенных Штатов) и над традиционным обществом. Уже исходя из данного примера, мы можем сказать, что в Сети происходит размывание не только пространственных границ, но и границ общества, культуры.

Взятое в социальном аспекте, виртуальная реальность Интернета выступает альтернативой обществу как таковому, ибо уже не является тем, что мы привыкли считать социальной реальностью.

В неподдающейся администрированию среде глобальной сети единственными регуляторами характера взаимодействий и правил общения могут быть нравственные законы, и, быть может, кантовский категорический императив нигде доселе не обретал такой силы «принципа всеобщего законодательства», как на виртуальных просторах Интернета.

Еще одна особенность Сети – это индивидуализм, понимаемый не как отрешенность индивида от окружающей действительности, а как возможность выбирать свой круг предпочтений и интересов. По сравнению с другими средствами массовой коммуникации, Интернет дает несоизмеримо большие возможности для реализации дифференцированного подхода к получению информации.

Это гиперболизирует любопытный эффект, хорошо знакомый психологам. Он заключается в том, что пользователь будет действовать под влиянием неосознаваемой мотивации вкупе с осознаваемыми предпочтениями и рациональными выборами. Здесь можно вспомнить интернет-фольклор: однажды опытный юзер (пользователь) сказал: «Куда бы я ни направился в киберпространстве, я наталкиваюсь на одинаковых людей!». Приоткрыв зажмуренные глаза еще на чуточку, другой добавил: «Куда бы я ни направлялся, я нахожу... СЕБЯ!»

В приведенном анекдоте доступно для сознания, не обремененного знанием философии, отражены слова Гадамера о зрителе, который погружается в мир искусства: «… это истина его собственного мира, мира религиозного и нравственного» [2, 174].

Доминирование индивидуалистских тенденций во всемирной паутине обусловливает фактическую невозможность создания какого-либо масштабного сетевого сообщества. Сеть – это пространство одиночек, объединить которых в некую общность, подобную существующим в обществе партиям и движениям, практически невозможно. Таким образом, Интернет становится эффективным средством, обеспечивающим его пользователям возможность коммуникации именно с тем фрагментом реальности, который является наиболее близким для их индивидуальностей.

Эти, отмеченные, и другие, неотмеченные, специфические характеристики виртуального пространства коммуникации фактически определяют сущность нового - виртуального – социума, который изменит жизненный мир человека XXI века.




  1. Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства. Перевод Е.Горного URL: http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/index.html.

  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова.- М.: Прогресс, 1988.- 704 с.





Смотрите также:
Виртуализация коммуникации феномен, меняющий мир
43.89kb.
1 стр.
Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации"
107.86kb.
1 стр.
Виктор Франкл Самотрансценденция как феномен человека
185.93kb.
1 стр.
Вячеслав Дудченко о природе консультационной коммуникации Москва  2006
239.96kb.
1 стр.
Проблема сверхсветовой коммуникации
49.91kb.
1 стр.
Андреев в. Г. Политический феномен, бескровно изменивший мир
223.93kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «теория и история коммуникации» специальности переподготовки 1-23 02 74
492.39kb.
5 стр.
Курсовая работа символизация предмета маркетинговой коммуникации
401.51kb.
1 стр.
Тезисы выступления на III всероссийской кадровой конференции «тэк россии: от кадровых ресурсов к человеческому капиталу»
126.12kb.
1 стр.
М. Шостак Устные коммуникации
168.9kb.
1 стр.
Электронные издания
154.98kb.
1 стр.
Изучение медиатекста в семиотике: методологические аспекты
128.96kb.
1 стр.