Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Всероссийская олимпиада школьников 2009 г.

Муниципальный тур. ГЕОГРАФИЯ

7 КЛАССЫ

Вариант 1

1. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…А зной все держался и держался и выпил всю влагу, и в конце концов из всех потоков оставалось только главное русло Вайнганги, по которому струился тоненький ручеек воды между мертвыми берегами; и когда дикий слон Хатхи, который живет сто лет и даже больше, увидел длинный синий каменный хребет, выступивший из воды посередине потока, он узнал Скалу Мира и тут же поднял хобот и затрубил, объявляя Водяное перемирие, как пятьдесят лет тому назад объявил это Перемирие его отец. Олени, дикие свиньи и буйволы хрипло подхватили его призыв, а коршун Чиль, летая над землей большими кругами, свистом и криком известил о Перемирии…»



Вопросы:

  1. Из какого произведения взят фрагмент?

  2. Кто его автор?

  3. Как называется страна, на территории которой развивается действие?

  4. Какой климат характерен для этой территории?

  5. Какое время года, в соответствии с климатом, описывается в приведенном фрагменте?

  6. Почему в это время года наступает сухой период?

  7. Какое преступление Закон наказывал смертью во время Водяного перемирия?

  8. Как называется лес, в котором происходят события, описанные в этом произведении?

  9. К бассейну какой реки могла относиться р. Вайнганга?


2. Назовите день, когда путешественник, находящийся в центральной части пустыни Намиб (270 30’ ю.ш.) в полдень не сможет определить направления по сторонам горизонта без компаса. Объясните свой выбор.
3. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.




Название прибора

Назначение прибора



Курвиметр






Анемометр






Барограф






Альтиметр






Буссоль





4. В одном из произведений Лев Кассиль так описывает выдуманный его героями материк, Швамбранию. Придумавшие Швамбранию мальчики разместили этот материк в Южном полушарии, между Австралией и Южной Америкой.

«… Северные окончания Швамбранского материка, доходя до экватора, цвели тропическим изобилием; южные границы леденели от близкого соседства Антарктики… Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, флору, фауну и население…».



Перед вами карта Швамбрании. Хотя Лев Кассиль и пишет, что Швамбрания имела свою географию, но подробной географической характеристики страны-материка в книге нет. Вам предлагается восполнить этот пробел. Предположите, что такой материк существует. Попробуйте дать ответы на следующие географические вопросы.

  1. У каких берегов материка должны проходить холодные течения?

  2. В каких частях материка будет выпадать наименьшее количество осадков и почему?

  3. В каком климатическом поясе находится северная (до 150ю.ш.) часть материка?

  4. Каким будет режим рек в северной части материка?

  5. Укажите, какова будет последовательность смены природных зон в направлении с севера на юг в северной (до 300ю.ш.) части материка.





5. Определите масштаб фрагмента контурной карты полушарий.



Запишите ход вычислений, а также полученный масштаб (в численном и именованном виде).



Всероссийская олимпиада школьников 2009 г.

Муниципальный тур. ГЕОГРАФИЯ

7 КЛАССЫ

Вариант 2

1. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской высоты;где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших…»



  1. Из какого произведения взят фрагмент?

  2. Кто его автор?

  3. Кем был по профессии персонаж, которому принадлежит этот монолог?

  4. Как называется материк, о котором идет речь?

  5. О каком «четвероногом с клювом» упоминает рассказчик?

  6. Какая природная зона занимает наибольшую территорию в пределах этого материка?

  7. Какие еще группы необычных млекопитающих встречаются на этом материке?

  8. Как называется «внутреннее море», упомянутое в тексте?

  9. В какой части материка расположена его самая высокая горная система?


2. Назовите день, когда путешественник, находящийся в южной части полуострова Калифорния (27030’с.ш.), не сможет определить направления по сторонам горизонта без компаса.
3. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.




Название прибора

Назначение прибора



Нивелир






Гигрометр






Люксметр






Батометр






Сейсмограф





4. В одном из произведений Лев Кассиль так описывает выдуманный его героями материк, Швамбранию. Придумавшие Швамбранию мальчики разместили этот материк в Южном полушарии, между Австралией и Южной Америкой.

«… Северные окончания Швамбранского материка, доходя до экватора, цвели тропическим изобилием; южные границы леденели от близкого соседства Антарктики… Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, флору, фауну и население…».




Перед вами карта Швамбрании. Хотя Лев Кассиль и пишет, что Швамбрания имела свою географию, но подробной географической характеристики страны-материка в книге нет. Вам предлагается восполнить этот пробел. Предположите, что такой материк существует, причем именно там, где его поместил автор. Попробуйте дать ответы на следующие географические вопросы.

  1. У каких берегов материка должны проходить теплые течения?

  2. В каких частях материка будет выпадать наибольшее количество осадков и почему?

  3. В каком климатическом поясе будет находиться южная (до 600ю.ш.) часть материка?

  4. Каким будет режим рек в южной (до 500ю.ш.) части материка?

  5. Укажите, какова будет последовательность смены природных зон в направлении с юга на север в южной (до 300ю.ш.) части материка.





5. Определите масштаб фрагмента контурной карты полушарий.



Запишите ход вычислений, а также полученный масштаб (в численном и именованном виде).



Всероссийская олимпиада школьников 2009 г.

Муниципальный тур. ГЕОГРАФИЯ

8 КЛАССЫ

Вариант 1

1. В чем состоят различия между традиционными жилищами коренных жителей тайги и тропических пустынь? Объясните причины этих различий.
2. Прочитайте приведенный перечень названий, характерных для региона Южная Америка. Объясните значение этих слов.

Бальса, льянос, аймара, мулат, сельва, Патагония, пекари, альпака, гаруа, Маражо
3. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Чем дальше Нильс летел на север, тем меньше становилось у него спутников. Первыми попрощались с Нильсом вишневые и яблоневые деревца. Они кивали ему вслед, наклоняя головы в пышных белоснежных шапках, как будто хотели сказать: «Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом, и они облетят раньше времени. Тогда не будет осенью ни вишен, ни яблок. Нет, нет, дальше нам нельзя!»

Потом отстали пашни. С ними остановились на месте и села. Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким и мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли было не видно. Но сейчас деревья как будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе. Буков давно и в помине нет. Вот и дуб остановился, точно задумался, - идти ли дальше…

- Ну и стой себе, если ты такой упрямый! – рассердился Нильс. – Вон, березки и сосны храбрее тебя!

Но березы и сосны тоже испугались севера. Они скрючились и пригнулись к самой земле, будто хотели спрятаться от холода.

А солнце катилось по небу и не уставало светить.

- Не понимаю, - сказал Мартин, - летим, летим, а вечер все никак не наступит. До чего же спать хочется!... Может, здесь вместо луны всю ночь солнце светит? Давай и мы привал устроим. Так они и сделали…»



  1. Какая природная закономерность описана в этом фрагменте?

  2. Какой территории в Евразии соответствует это описание?

  3. Какие природные зоны увидел Нильс?

  4. Почему солнце «не уставало светить»?

  5. Каким фактором объясняется это явление?


4. Используя материалы таблиц, постройте климатограмму и розу ветров для пункта А. Определите тип климата, характерный для территории, на которой находится пункт А. Укажите масштаб, в котором выполнена роза ветров.




Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Среднемесячные температуры, 0C

-12

-8

+5

+12

+18

+22

+25

+23

+16

+7

+2

-10

К-во осадков, мм

25

40

35

40

60

80

150

125

50

50

30

25

Количество ветреных дней по направлениям течении года

Направления ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

36

20

11

22

34

45

92

90


5. Установите соответствие между перечисленными регионами и находящимися на их территории географическими объектами.

Регионы: Россия, Африка, Европа, Южная Америка, Северная Америка, Азия, Австралия и Океания

Памятники природы: скала Айерс-Рок, Кунгурская пещера, Лапландский заповедник, национальный парк Крюгера, национальный парк Сноудония, озеро Ван, Залив Фанди, Национальный парк Берег Скелетов, национальный парк Игуасу, Йосемитский национальный парк
6. Ознакомьтесь с фрагментом топографической карты.



1) Определите азимут и расстояние от точки А до колодца.

2) Какая из выделенных площадок, 1, 2 или 3, наиболее пригодна для размещения футбольного поля? Объясните свой выбор, а также – какими недостатками обладают остальные площадки.





Всероссийская олимпиада школьников 2009 г.

Муниципальный тур. ГЕОГРАФИЯ

8 КЛАССЫ

Вариант 2

1. В чем состоят различия между традиционными жилищами коренных жителей тундры и экваториальных лесов? Объясните причины этих различий.
2. Прочитайте приведенный перечень названий, характерных для региона Южная Америка. Объясните значение этих слов.

Мате, кампос, кечуа, самбо, пампа, Атакама, капибара, шиншилла, кебрачо, Маракайбо
3. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Но вот и подъем, мягкий и пологий. Покрытый зеленым мхом, он кажется нам совершенно идеальным, и мы, весело делясь впечатлениями, с удовольствием следим по барометру, как одна сотня метров за другою остаются внизу, как все шире развертывается панорама.

Вот мы уже поднялись на 60 метров. Начинается подъем сначала по каменистым осыпям, потом по скалам. Мы не без труда карабкаемся наверх. Еще одна скала – и мы на пологом склоне самого плато, на высоте 900 метров.

На протяжении многих десятков километров – ровная поверхность, усеянная глыбами камня. Вокруг ни растеньица, даже лишайника и мха так мало, что нельзя разложить костер; нет воды, и только где-то внизу, глубоко между камнями, слышится журчание недосягаемых ручейков. Только ветер гуляет на поверхности пустыни, лишь солнце и мороз ведут свою неустанную работу, разрушая горные породы.»



  1. Какую из природных закономерностей иллюстрирует этот фрагмент?

  2. Кто из ученых первым сформулировал эту закономерность?

  3. Какой территории в пределах России соответствует это описание?

  4. Как называется такая поверхность, лишенная растительности и усеянная глыбами камня?

  5. Какой фактор является основным при формировании такой поверхности?



4. Используя материалы таблиц, постройте климатограмму и розу ветров для пункта А. Определите тип климата, характерный для территории, на которой находится пункт А. Укажите масштаб, в котором выполнена роза ветров.




Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Среднемесячные температуры, 0C

-15

-7

0

+10

+15

+18

+20

+15

+10

+3

-5

-10

К-во осадков, мм

25

50

30

60

125

175

200

150

75

60

30

50

Количество ветреных дней по направлениям течении года

Направления ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

28

38

82

36

25

24

45

74


5. Установите соответствие между перечисленными регионами и находящимися на их территории географическими объектами.

Регионы: Россия, Африка, Европа, Южная Америка, Северная Америка, Азия, Австралия и Океания

Памятники природы: Капова пещзера, Хинганский заповедник, национальный парк Салонга, национальный парк Севен, архипелаг Галапагос, национальный парк «Долина смерти», Большой барьерный риф, гора Большой Арарат, Гранд Каньон, водопад Тугела
6. Ознакомьтесь с фрагментом топографической карты.



1) Определите азимут и расстояние от точки В до родника.

2) Какая из выделенных площадок, 1, 2 или 3, наиболее пригодна для размещения футбольного поля? Объясните свой выбор, а также – какими недостатками обладают остальные площадки.




Задание окружного этапа Московской региональной олимпиады школьников

по географии 2009-2010 учебный год.

9 класс. Первый вариант.

1. В Москве состоялась конференция, посвященная проблемам экологии и социально-экономического развития городов России и зарубежных стран. Определите, представители каких городов участвовали в конференции, если известно, что делегаты добирались до пункта назначения на следующих фирменных поездах:

«Арктика», «Байкал», «Енисей», «Карелия», «Крым», «Лотос», «Сура», «Югра», «Юрмала», «Янтарь».

На какие железнодорожные вокзалы Москвы прибыли эти поезда?
2. Установите соответствие «Субъект РФ – его особенность».

1. Белгородская область

А. Хопёрский заповедник

2. Брянская область

Б. Центр производства оружия – Вятские Поляны

3. Владимирская область

В. Музей истории КМА

4. Воронежская область

Г. Дятьковский хрустальный завод

5. Ивановская область

Д. Большая льняная мануфактура

6. Кировская область

Е. 40% хмеля РФ

7. Костромская область

Ж. Муромские тепловозы

8.Смоленская область

З. Авиафирма «Яковлев»

9.Тверская область

И. Палехская миниатюра

10.Чувашская Республика

К. Льноуборочные комбайны

3. Распределите нижеперечисленные объекты города Москвы по административным округам.

Объекты: Технический университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ); парк «Сокольники»; Поклонная гора; Серебряный бор; Усадьба Кузьминки; Ходынское поле; Третьяковская галерея; ВВЦ; Государственный музей-заповедник «Коломенское»; Воронцовский парк. Ответ оформите в виде таблицы.
4. По данным о региональной отраслевой структуре экономики (в %) за 2004-2005 гг. определите, каким из регионов России соответствуют строки А - Д таблицы. Объясните свой выбор.

Регионы России: Белгородская область, Республика Карелия, Краснодарский край, Сахалинская область, Свердловская область.


Регион

Электроэнергетика

Топлив-ная

пром.


Чёрная метал-лургия

Цветная метал-лургия

Машино

строение


Химичес-кая пром.

Пище-вая пром.

Легкая

пром.


Лесная

пром.


Другие

отрасли


А.

13,6

7,4

1,1

0,1

9,6

2,9

46,9

1,7

3,6

13,1

Б.

14,8

0

18,0

6,9

5,0

0,9

8,7

0,2

41,2

4,3

В.

6,5

0

49,1

0

11,3

1,7

19,3

0,3

0,6

11,2

Г.

12,5

50,9

0,1

0,2

1,6

0,6

28,6

0,1

2,0

3,4

Д.

10,4

0,1

33,1

20,9

18,8

2,7

6,2

0,5

1,7

5,6


5. По показателям удельного веса регионов в общероссийском производстве (% от общероссийского производства) определите вид продукции, а также регион-лидер по его производству.

Виды продукции: газ, легковые автомобили, прокат, сахарный песок, цемент.




Виды продукции

1 место

2 место

3 место

4 место

1




?

10,5%

Брянская область 8%

Краснодарский край 6,8%

Свердловская область 6,8%

2




?

38,3%

Белгородская область 11,2%

Тамбовская область 9,5%

Воронежская область 9,0%

3




?

91,3%

Оренбургская область 3,4%

Астраханская область 1,8%

Томская область 0,8%

4




?

26,8%

Вологодская область 17,0%

Липецкая область 16,0%

Кемеровская область 12,8%

5




?

71,6%

Республика Удмуртия 7,4%

Нижегородская область 5,9%

Республика Татарстан 3,7%


6. В каком из обозначенных пунктов Северного полушария Солнце будет находиться над горизонтом выше всего в 14:30 минут по времени Гринвичского меридиана? Свой ответ обоснуйте.




Задание окружного этапа Московской региональной олимпиады школьников

по географии. 2009-2010 учебный год.

9 класс. Второй вариант.
1. В Москве состоялась конференция, посвященная проблемам экологии и социально-экономического развития городов России и зарубежных стран. Определите, представители каких городов участвовали в конференции, если известно, что делегаты добирались до пункта назначения на следующих фирменных поездах:

«Алтай», «Жигули», «Лев Толстой», «Поморье», «Россия», «Саяны», «Соловей», «Эльбрус», «Южный Урал», «Ярмарка».

На какие железнодорожные вокзалы Москвы прибыли эти поезда?
2. Составьте верные пары «Субъект РФ – его особенность».

1. Белгородская область

А. «Елецкие кружева»

2. Владимирская область

Б. Традиционная отрасль – пчеловодство

3. Кировская область

В. Мстерская лаковая миниатюра

4. Курская область

Г. Золотошвейное производство – Торжокское шитьё

5. Липецкая область

Д. Общероссийский центр садоводства

6. Мордовская Республика

Е. Центр атомной энергетики – Курчатов

7. Нижегородская область

Ж. Крупнейший в России производитель бумаги

8. Орловская область

З. Электрометаллургический комбинат

9. Тамбовская область

И. Усадьба И.С.Тургенева

10. Тверская область

К. Верхнекамское месторождение фосфоритов


3. Распределите нижеперечисленные объекты города Москвы по административным округам.

Объекты: Московский НПЗ; Канал им Москвы; Государственный музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина; МГУ; железнодорожная станция «Крюково»; парк «Измайлово»; парк Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева; Главный Ботанический сад; Битцевский парк; парк-усадьба «Царицыно». Ответ оформите в виде таблицы.
4. По данным о региональной отраслевой структуре экономики (в %) за 2004-2005 гг. определите, каким из регионов России соответствуют строки А - Д таблицы. Объясните свой выбор.

Регионы России: Вологодская область, Ивановская область, Республика Коми, Красноярский край, Самарская область.

Регион

Электро-

Энерге-тика



Топлив-ная

пром.


Чёрная метал-лургия

Цветная метал-лургия

Машино

строе-ние



Химическая пром.

Пищевая

Пром.


Легкая

Пром.


Лесная

Пром.


Другие

отрасли


А.

8,0

2,8

0,4

68,9

7,7

1,7

3,9

0,1

3,7

2,8

Б.

23,6

0

0,4

0

20,2

2,6

15,7

29,2

1,8

6,5

В.

6,0

0

67,2

0,1

5,6

6,6

5,1

0,5

5,9

3,0

Г.

7,7

12,3

0,3

2,7

53,0

11,7

7,4

0,3

0,3

4,3

Д.

13,6

53,1

0

0,3

1,8

0,9

3,0

1,4

24,1

1,8


5. По показателям удельного веса регионов в общероссийском производстве (%) определите вид продукции, а также регион-лидер по его производству.

Виды продукции: синтетические смолы и пластмассы, ткани, уголь, целлюлоза, электроэнергия.




Виды продукции

1 место

2 место

3 место

4 место

1




?

14,5%

Республика Башкортостан 13,7%

Томская область 11,3%

Иркутская область 10,3%

2




?

54,9%

Красноярский край 11,6%

Республика Коми 5,2%

Иркутская область 4,2%

3




?

7,8%

Иркутская область 5,9%

Красноярский край 5,7%

Москва 5,5%

4




?

56,8%

Волгоградская область 7,3%

Владимирская область 5,9%

Московская область 5,0%

5




?

53,4%

Архангельская область 32,9%

Калининградская область 5,1%

Республика Карелия 3,7%

следующая страница >>
Смотрите также:
7 классы вариант 1 Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы
470.95kb.
4 стр.
Группа Прочитайте п. 2 параграфа 45 и ответьте на вопросы: Какое событие произошло в 390 г до н э
9.55kb.
1 стр.
Прочитайте отрывок из произведения «Рассказ аэронавта» Л. Н. Толстого и ответьте на вопрос
71.53kb.
1 стр.
Вариант 9 Ответьте на вопросы в письменной форме
51.43kb.
1 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7-8 класс
298.16kb.
1 стр.
Материалы к зачету по дисциплине «Иностранный язык»
59.22kb.
1 стр.
Произведения для заучивания наизусть 6 — 11 классы
72.63kb.
1 стр.
Введите название образовательного учреждения моу сош №37 Сетевая игра по английскому языку «В мире животных»
57.41kb.
1 стр.
Вариант Задание Ответьте на следующие вопросы: Как определяется понятие государства в современной Юридической литературе?
38.89kb.
1 стр.
Прочитайте параграф 20 и ответьте на следующие вопросы: в чем особенность географического положения Северного Ледовитого океана? Как она отражается на его природе?
56.86kb.
1 стр.
Пример 25 Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него
155.82kb.
1 стр.
А. С. Пушкин (8 класс) Вариант 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания. Доложили, что мусье давал мне свой урок
113.24kb.
1 стр.