Главная
страница 1
Класс: 10 класс

Предмет: История

Тема: Россия в период дворцовых переворотов
Цель урока: 

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.


Тип урока:  комбинированный урок
Учащихся в классе: 4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сахаров А. Н., Боханов А. Н. "История России XVII-XIX веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.  Часть 2. М: "Русское слово", 2012 г.


Используемая методическая литература: 

Кочетов Н. С. Поурочные планы «Истории России конец XVII - XIX век». 10 класс, Волгоград, «Учитель», 2005 г.


Используемое оборудование: 

  1. Компьютер.

  2. Раздаточный материал для учащихся - рабочие листы.

  3. Портреты династии Романовых.

  4. Учебный диск «История России 862-1917».

Краткое описание: 

Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.



План-конспект урока по теме «Россия в период дворцовых переворотов», 10 класс.

 

 



Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.

 

Образовательные задачи:



1.     Выяснить причины дворцовых переворотов.

2.     Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.

3.     Оценить результаты правления последователей Петра I.

Развивающие задачи:

1.     Развитие навыков работы с текстом учебника.

2.     Умение пересказывать исторический текст.

3.     Развитие навыков анализа исторических источников.

4.     Умение сравнивать, анализировать делать выводы.

5.     Умение решать проблемную ситуацию.



Воспитательные задачи:

1.     Патриотическое воспитание учащихся на примере засилья иностранцев в России.

2.     Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Формируемые УУД:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

Познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать проблемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (таблица, сообщение), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Постановка задач урока в виде проблемной ситуации.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

 

На доске вопросы к учащимся, на которые нужно найти ответы в ходе урока.



  1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?

  2.   Каковы причины дворцовых переворотов?

  3.  Кто из правителей был «чужд» России и  по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

  4.  Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

  5. Кого мы можем назвать временщиками?

 Краткое описание: 

Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.


Ход урока:

 

Каждый учащийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.



На уроке используется учебный диск «История России 862-1917 год»

 

 



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использование наглядности и средств ТСО

  1. Начало урока

1 мин

Настрой на урок

Концентрация внимания

 (Коммуникативные УУД: умение устанавливать отношения сотрудничества с учителем и сверстниками)


  1. Постановка задач урока

2 мин

Постановка проблемной ситуации

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. В последнюю ночь император не кричал от боли, больше погружался в покой. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась. ...



СЛАЙД 1

(И.Н. Никитин «Петр I на смертном ложе»).



СЛАЙД 2

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

Предложите тему нашего урока.

СЛАЙД 3 (тема урока)

Определите цель и задачи урока

Объяснение, как работать по рабочим листам.



Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы:

  • Предположите, кто мог стать наследником после смерти Петра Первого?

  • Какую роль в решении данного вопроса может сыграть указ о престолонаследии 1722 года?

  • Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшего  законного наследника престола?

Ученики определяют тему из всех своих предложений и предложенной характеристики

Ученики определяют цель урока и ставят задачи

Знакомство с рабочими листами.



Вопросы проблемной ситуации (Познавательные логические УУД: умение строить логическое рассуждение, делать выводы; решать проблемы. Коммуникативные УУД: владение монологической речью)

(Личностные УУД: воспитание интереса к предмету истории)

(Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели)


  1. Объяснение нового материала:

27

мин


 Чтобы решить проблему, вам необходимо в ходе урока ответить на вопросы

СЛАЙД 4

Чтобы ответить на вопрос: «Что же такое «дворцовые перевороты», выскажите свои предположения.

Сравните собственные выводы с определением, которое дано на слайде. СЛАЙД 5


 Знакомятся с вопросами

Учащиеся высказывают свои предположения.

Сравнивают определения


 

(Познавательные логические УУД:

умение строить логическое рассуждение, делать выводы.

Познавательные общеучебные УУД: владение монологической речью)




1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет

5 мин

Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.

СЛАЙД 6,

Рассказ учащегося о правлении Екатерины 1, остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.

Компьютер – портрет Екатерины 1

(Познавательные УУД: умение работать с новой информацией: выделять главное, анализировать., самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; умение грамотно излагать материал)

 


2. Петр II, падение Меншикова.

3 мин

СЛАЙД 7, (уменьшить)

Включить диск, Ro 008

Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора



Заполнение рабочего листа.

Компьютер, диктор. Портрет Петр II.

3. Анна Ивановна, бироновщина.

5 мин

СЛАЙД 8

Включить диск, Ro 009

Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора



Заполнение рабочего листа.

Компьютер, диктор. Портрет

Анны Ивановны



4. Император – младенец – Иван VI. 

2 мин

СЛАЙД 9 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к ответам учеников.



Работа с учебником стр. 45, заполнение рабочего листа.

Компьютер, Портреты – Ивана VI и его матери.

(Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации)



5. Елизавета Петровна.

7 мин

СЛАЙД 10 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.



Рассказ о Елизавете 1 учащегося,

заполнение рабочего листа.



Компьютер. Портрет – Елизаветы,

6. Пётр III.

5 мин

СЛАЙД 11 (уменьшить)

Включить диск Ro 012

СЛАЙД 12 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к рассказу диктора



Заполнение рабочего листа.

Компьютер.

Портреты – Пётра III, его жены Екатерины II.



  1. Обобщение и закрепление.

12 мин

Подведение уч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов

Игра «О ком идёт речь?»  (зачитать отрывки из документов). СЛАЙД 13, 14, 15, 16, 17, 18



Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления.

Заполнение рабочего листа.

Отвечают на вопросы.

- Каковы итоги и результаты правления монархов?



-  Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

-  Кто из правителей был «чужд» России и  по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

- Кого мы можем назвать временщиками?

- Каковы причины дворцовых переворотов?

У учащихся портреты правителей, они угадывают, о ком идёт речь.



(Познавательные общеучебные УУД: умение выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

  1. Итог урока.

2 мин

Подведение результатов урока.

Возвратиться к проблеме, поставленной в начале урока



СЛАЙД 19

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились в нарушении традиций престолонаследия, противоречиях между группировкой «старой» знати и «новой», выдвинувшейся в эпоху петровских реформ и



острой борьбе за власть между ними.


Называют причины дворцовых переворотов

(Познавательные общеучебные УУД: умение выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; решать проблему)

(Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству)



  1. Домашнее задание

1 мин

Задать домашнее задание:

СЛАЙД 20

Предлагаю вам осмыслить полученную на уроке информацию и кратко представить свои мысли, аргументы собственных суждений при написании эссе.



Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания в дневники:

Написать эссе на тему

«Дворцовые перевороты – это «зыбкая грань между законом и беззаконием».

(из книги Н.Я. Эйдельмана «Грань веков»)





 

О каком правителе идёт речь?

 

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.     (Елизавета)



 

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

3.     А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)



 

4.     В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения.Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

 

5.     Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (Петр 2)



6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)


Правитель

 


Годы прав-ления

Родство с Петром Великим.

На кого опирался

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги и результаты правления

Екатерина I

1725-1727

Жена

Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.

1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков).

2. Сокращена подушная подать.

3. Облегчена служба дворянам.


Конфликт с Данией, Англией

Конфликт по поводу Курляндии;

Война с Турцией.


Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.

Петр II

1727-1730

внук

Меншиков, но потом ссылка,

Долгорукие,

Евдокия Лопухина

Остерман


Отмена монополий, например на соль.

Оздоровление народного хозяйства.



Невмешательство в военные конфликты.

Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.

Анна Ивановна

1730-1740

племянница

Бирон, Остерман,

Миних.


1.Роспуск Верховного тайного совета.

2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.

3. Воссоздание Тайной канцелярии.

4. Служба дворян 25 лет.

5. Именья можно дробить между наследниками.

6. Создание Кадетского корпуса.

7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.

Бироновщина.


1.      Война с Польшей.

2.      2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.

3.      Возвращение Персии прикаспийских областей


Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.

Экономический и политический кризис в стране.



Иван VI и его мать Анна Леопольдовна

1740-1741

Сын племянницы Анны Ивановны

Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,

Остерман,

Миних

 

 



Арест Бирона.

 

Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.

Елизавета

1741-1761

дочь

Гренадёры Преображенского полка.

1.      Сокращение подушной подати.

2.      Ограничение крепостного труда в промышленности.

3.      Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.

4.      Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.

5.      Поддержка армии и флота.

6.      Расширение привилегий дворянства.

7.      Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.

8.      Преследование старообрядцев.



1.      Война с Швецией 1741-1743 гг. выиграна.

2.      Семилетняя война 1756-1763.

Победы:

-         Гросс – Егерсдорф – 1757;



-         Кунерсдорф – 1759;

-         Взятие Берлина – 1760;

 


Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.

Петр III

1761-1762

внук

 

1.      Уничтожена тайная канцелярия.

2.      Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.

3.      Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.

4.      Манифест о вольности дворянской – 1762 г.



Отдал все завоевания Фридриху второму.

Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.


Рабочий лист «Дворцовые перевороты»

 


Правитель


Годы прав-ления

Родство с Петром Великим.

На кого опирался

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги и результаты правления

 

 

 



 

 

 



 

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 

 



Смотрите также:
Тема: Россия в период дворцовых переворотов
184.93kb.
1 стр.
Урок разработан учителем истории Ивановой А. В. 2008 г
54.38kb.
1 стр.
1. Объясните, почему эпоха «дворцовых переворотов» являлась неизбежным следствием преобразований Петра I
174.52kb.
1 стр.
Россия в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762
50.29kb.
1 стр.
Эпоха Дворцовых Переворотов (вопрос исчезновения русской ветви династии Романовых)
185.71kb.
1 стр.
Содержание библиография 3
73.46kb.
1 стр.
Дворцовые перевороты. 1725-1762 гг. «Эпоха дворцовых переворотов»
86.09kb.
1 стр.
В. О. Ключевский связывал наступление политической нестабильности после смерти Петра 1 с «самовластьем» последнего, решившегося поломать традиционный порядок престолонаследия когда престол переходил по прямой мужской
193.97kb.
1 стр.
Тема Россия во второй четверти 19 века. Период правления Николая I”
62.95kb.
1 стр.
Выпускной квалификационной работы Фатиной Кристины Игоревны «Социальная фотожурналистика в газете “Советская Россия” в период оттепели (1956 – 1964)»
23.91kb.
1 стр.
Тема любви и дружбы в лирике пушкина
24.94kb.
1 стр.
Занятие " Россия Родина берез " 13 июня 2013г. Тема занятия: «Россия Родина берез». Цель: Развивать чувства патриотизма и любви к Родине
487.08kb.
3 стр.