Главная
страница 1
Н.Г.Толстова



Методические разработки уроков русского языка и литературы.

Тайга-2010г.




Автор-составитель Н.Г. Толстова,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №34,

учитель высшей категории.

Стаж работы: 43 года






Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5-7, 11 классов и занятия элективных курсов для 9 класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей, помочь стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить художественное произведение; формировать сознательное овладение родным словом, используя при этом не только материал учебника, но и уроки литературы с региональным компонентом, и самостоятельное чтение, и уроки-праздники по литературным темам; развивать творческое мышление; оказать помощь в выборе профиля в дальнейшем обучении.

Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы.




Введение
Нравственное воспитание нынешнего поколения – важнейшая задача современной школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы. А. Твардовский очень точно назвал их уроками нравственного прозрения.

Нравственное воспитание – не одна из сторон преподавания, а внутренняя сущность всего процесса преподавания литературы. Органической составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является постановка важнейших нравственных проблем.

Наших учеников сегодня в век компьютеризации не волнуют конкретные житейские ситуации и коренные вопросы человеческого бытия. Решая их для себя, они в поисках ответа обращаются к искусству или интернету. Это и понятно. Исследуя формирование личности в старшем возрасте, Л.И.Божович пришла к важному выводу: именно в этом возрасте возникает «потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования». Именно в этом возрасте ранее фрагментарные представления начинают складываться в общую картину мира, то есть начинает формироваться мировоззрение, личное миропонимание. Поэтому именно в этом возрасте, когда создается, по словам Л.И.Божович, своеобразное «философское умонастроение», как никогда раньше велик интерес к коренным проблемам бытия, к основным вопросам мировоззрения, и в первую очередь к определению смысла существования человека вообще и своего собственного в особенности. Все это, естественно, проецируется на отношение к литературе, определяет во многом литературные симпатии юношей и девушек.

Вот почему антиподом большого искусства, литературы в частности, является иллюстративность – решение решенного, разъяснение ясного. Настоящее искусство проблемно по существу своему. Оно постановка и решение, а часто только постановка важнейших проблем времени, осмысление жизни, самопознание человечества. Проблемностью литературы и определяется интерес к ней.

От литературы, от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих их сложных проблем бытия. Уроками нравственного прозрения назвал уроки литературы А.Твардовский. Прозреть – это увидеть ранее невиданное.

Ученики ждут от нас ответа на не решенные ими проблемы жизни и искусства. Точнее, хотят, чтобы мы помогли им самим ответить на эти проблемы.

Не только в современном, но и в искусстве прошлом нас привлекает то, что волнует сегодня, близко, сейчас, помогает понять нынешний день.

К сожалению, не так уж редко современное прочтение классики подменяется вульгарным упрощенчеством: просмотром диска или прослушиванием аудиозаписи без комментариев.

Насильственное осовременивание классики – это всегда уход от классики: ведь в таком случае произведение берется лишь как повод для разговора о сиюминутных страстях, в нем ищут аллегории и намеки на нынешний день. А посему это и свидетельство неумения (или нежелания) понять и истолковать художественный шедевр во всем богатстве его идей и чувств. Подлинное же современное прочтение классики – это вдумчивое проникновение в суть произведения искусства.

Большая литература обогащает читателя самим содержанием своим: она несет ему самое для нас современное и злободневное – мир высоких страстей, добрых чувств, волнующих раздумий. Этим она и близка нам, потому-то, «как живой с живыми говоря», входит в нашу жизнь писатель, живший столетие назад.

«…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» - писал К.Г.Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе как ее части – одна из важных задач школьного курса литературы.

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учащихся.

В работе по патриотическому воспитанию я использую практически все представленное в программе творческое наследие русских писателей и поэтов.

Лирические стихотворения – это те произведения, в которых словесник с детьми находит истоки постижения «русского характера», высшей нравственной ценности – «простоты, добра и правды». «Здесь нужно всмотреться» - вот девиз совместной работы учителя с учащимися по развитию духовности, эстетических запросов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Н.Г.Толстова



Урок-встреча в 6 классе

г.Тайга-2010г.

Цель: приобщение к литературе Кузбасса.

Задачи:


  • ознакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л.Яковлевой и В.Дмитриевым;

  • - развивать творческие способности школьников;

  • побудить познавательный интерес к литературе.


I. Вступительное слово учителя.

Патриотизм – дело святое. Любить Родину никому не заказано. Но любить ее как-то по - особенному, трепетно, нежно может не каждый. Поэт любит Родину именно так. Огромный стимул жить и творить порой помогает то родное местечко, в котором жил, к которому прикипел душой.

Член Союза писателей России, поэт Александр Катков сказал: «Поэта без судьбы не может быть по определению. Рано или поздно она властно входит в его стихи, проверяя их достоверность и прочность». Это именно о Валерии Дмитриеве, поэзия которого набирает силу, о Людмиле Яковлевой, чьи рассказы стали общественными. Каждое лирическое стихотворение или художественное произведение оказывает огромное влияние на читателя, слушателя, на их жизненный выбор, характер и даже судьбу.

И вот сегодня у нас в гостях Людмила Яковлева и Валерий Дмитриев.



II. Л.М. Яковлева и В.И.Дмитриев выступают перед школьниками.

«О себе, о жизни и славе», - так назвали свои рассказы наши земляки.



III. Чтение стихотворений обучающимися 6 «А» класса.

В.И.Дмитриев


ТАЙГА

По-русски крепко на земле

Стоит Тайга – любимый город.

В свои сто десять полных лет

Он, как вчера, красив и молод.
В руках надежно держит стяг,

С характером прочнее стали,

Рабочий город-сибиряк

Остался верен магистрали.


И верность эта – навсегда.

Нет ничего ее превыше.

Идут по рельсам поезда,

И поступь эту город слышит.


А где-то в окнах вспыхнет свет

В ответ на чьи-то позывные.

Тайгинцы знают, в чем секрет,

Спешат на смену поездные.

Купаясь в солнечных лучах,

И в будний день, и в день рожденья,

В желтушке яркой на плечах –

Мой город, словно парк осенний.



ЗОВУТ МЕНЯ ПОЭТОМ ИЗ ТАЙГИ…

Зовут меня поэтом из Тайги,

Для вас не много,

Для меня –не мало.

В Тайге я делал первые шаги

В Тайгу вернулся – прямо от штурвала.


В Тайге мои читатели друзья.

Для них сегодня я стихи слагаю.

И пусть зимой, когда трещит земля.

Они тайгинцам души согревают.


Я остаюсь поэтом из Тайги.

Мне дела нет до славы и признаний.

Пусть это все достанется другим.

Любовь людей дороже всяких званий.


МОЙ КРАЙ
Мой милый край – земля, где я родился,

Где первые тропинки протоптал.

С тобою сердцем с детства я сроднился.,

Тебя я Малой Родиной назвал.

Где у крыльца родительского дома

От всех штормов – надежный мой причал.

Из дольних странствий песнею знакомой

Ты назвал меня и радостно встречал.

Встает рассвет над яшкинской землею,

И пусть вокруг лес, а не вода,

Как ты мой край, по жизни был со мною,

Так я с тобой останусь навсегда.


МОЖЕТ, ЭТО СУДЬБА…
Может, это судьба – жизнь в России прожить.

Из ее родников воду пить – не напиться.

И ведет меня вдаль путеводная нить

По ее городам, деревням и страницам…

Может, это любовь, что одна на всю жизнь.

Согревает меня в лихолетье любое.

Пусть распяв на кресте, скажут мне: «Отрекись!»

И тогда, моя Русь, я останусь с тобою.



ПРИХОД ЗИМЫ
Осень девкой разодетой,

Подвязав платочек синий,

Вслед за прошумевшим летом

Бродит весями России.


Но не долог чудный праздник.

Распахнув с утра калитки,

Ветер, словно вор-проказник,

Обокрал ее до нитки.


Прихватив листвы охапку,

Ветер скрылся за увалом.

И зима, кряхтя как бабка,

К нам в леса приковыляла.


Прошумели по дороге

Разъяренные метели…

В страхе ели-недотроги

На обочине присели.


На опушке кедр могучий,

Присоединившись к березе,

Шапку снега нахлобучив,

Лишь вздыхает на морозе.


Старый ворон на макушке

Задремал под всхлип метели.

В снег запрятались избушки –

В ожидании капели.


Л.М.Яковлева
МОЙ ГОРОД
Тайга – это запах смолистого ветра, упорство и верность людей.

Тайгинцы надежны и стойки, как кедры, и друга не бросят в беде.


Тайга – это рельсы, звенящие песней, кантата летящих колес.

Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.

Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны, такой неземной чистоты…

А девушки наши красивы и нежны, как белых черемух цветы.


Перрон, как причал, - радость встреч, грусть разлуки.

Тайга – это город труда.

Недаром парней наших крепкие руки ведут по земле поезда.



БЕССОННАЯ НОЧЬ ВЕТЕРАНА
Вот и не спится опять. Тяжело давит грудь.

Мне бы только дожить до рассвета.

А потом дотянуть до весны как-нибудь дотянуть,

ну а там – непременно до лета.


Чтобы вновь на рыбалку, на речку и в лес,

чтобы не вылезать с огорода.

Не страшны нам дефолты, Чубайс и сам бес,

если с нами родная природа.


Наконец отпустило, легко дышит грудь.

Зиму как-нибудь перезимуем.

Как о нас, ветеранах, в той песне поют:

«Мы еще, мы еще повоюем»?


Повоюем с нуждой, повоюем с бедой,

И родным, если надо, поможем.

Мы еще ничего, мы еще ого-го!

Мы еще очень многое можем.


Вдруг кольнуло опять. И ни сесть, и ни встать,

Но недолго уже до рассвета.

Вспомнил чертову бабушку, Ельцина мать,

И опять полегчало при этом.


ПРЕДЗИМНЕЕ
У березы под моим окном

Облетели листья, облетели.

И на юг все южные давно

Улетели птицы, улетели.


Только куст калины на ветру

Полыхает ярко, полыхает.

Снег всю землю выбелил к утру,

И не тает, и уже не тает.


Но весна еще придет в мой дом,

Все вернется на круги, вернется.

И проснется речка подо льдом,

И душа опять проснется.


IV. Чтение стихотворений самими поэтами.

V. Сообщения учеников о кузбасских поэтах и писателях. На доске панно с именами писателей и поэтов Кузбасса с портретами и краткими комментариями о них.




Бокин Виктор Васильевич
Родился в 1946г. в Новокузнецке. Окончил металлургический техникум.

Работал на Запсибе. После службы в армии вернулся в родной город.

Печатался в газетах и в альманахе «Огни Кузбасса»




Гержидович Леонид Михайлович
Родился в 1935г. в поселке Барзас Кемеровской области. Окончил Новосибирский техникум физкультуры и Кемеровский педагогический институт. Работал учителем физкультуры в городе Березовском. Лауреат премии «Молодость Кузбасса» за участие в книге «Дыхание земли родимой»







Филаткина Людмила Петровна
Родилась в 1946г. в Кемерове. Работала редактором телепрограмм

в Кемеровском ЦНТИ и редактором Кемеровской студии телевидения. Пишет прозу, печаталась в газетах, в альманахе «Огни Кузбасса», в сборнике «Мой дом-Земля»





Донбай Сергей Лавреньтьевич
Родился в 1942г. в Кемерове. Был участником семинара молодых литераторов Урала и Западной Сибири.

Автор сборников стихов, вышедших в Кемеровском книжном издательстве. Лауреат премии «Молодость Кузбасса» за участие в книге «Дыхание земли родимой»





Естамонов Геннадий Акепсимович
Родился в 1937г., воспитывался в детском доме, работал на предприятиях Кемерова. Пишет прозу, печатался в альманахе «Огни Кузбасса».












Ибрагимов Александр Гумирович

Родился в 1947г. в деревне Спиченково Кемеровской области, окончил Кемеровский государственный университет. Выпустил книгу стихов «Буквы одуванчика», публиковался в журнале «Сибирские огни»






Клишин Николай Иванович

Родился в 1945г. в Прокопьевске. Стихи пишет с 20 лет.

Печатался в газетах и альманахе «Огни Кузбасса»



Ковшов Валерий Васильевич
Родился в 1948г. в деревне Красный Ключ Кемеровской области.

Окончил Томский государственный университет, печатался в газете «Комсомолец Кузбасса» и в альманахе «Огни Кузбасса»






Колмогоров Николай Иванович
Родился в 1948г. Итогом творческих лет явилась книга стихов «На земле светло»

Печатался в газете «Литературная Россия» и в альманахе «огни Кузбасса»





Куралов Иосиф Абдурахманович
Родился в 1953г. в Прокопьевске. Окончил Кемеровский институт культуры. Работал редактором газеты «Шахтерская правда», печатался в газетах и альманахах «Огни Кузбасса» и «Истоки»





Николаевский Николай Михайлович
Родился в 1949г. в городе Топки окончил Новокузнецкий педагогический институт.

Публиковался в газетах и альманахе «Огни Кузбасса». Опубликован в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник «Трудный день».







Дмитриев Валерий Иванович
Родился в таежном поселке Кузель Яшкинского района Кемеровской области. Стихи начал писать в школе. Окончил Томский государственный университет им.Куйбышева. Один из авторов сборника «Струны сердца». Выпустил 2 сборника стихов «К стихам я сердцем прикоснусь» и «Сквозь туманы и шторм» в кемеровских издательствах.




Яковлева Людмила Михайловна
Родилась в городе Тайге кемеровской области. Окончила Томский строительный техникум, автор многочисленных публикаций в газетах и ряда книг вышедших в Кемеровских издательствах. Лауреат литературной премии им. А.Н.Волошина


VI. Чтение стихотворений наших земляков.

Ю.Радченко


АНГЕЛ
Ничему я тебя не выучил,

Хоть сидишь за столом передним.

На прощанье улыбку вымучил

На уроке твоем последнем.

И на память, пусть мало толку,

Как могу, я тебя прославлю.

Незаслуженную пятерку

Я в журнал тебе не поставлю.

Ты в два раза меня моложе,

Я наивней тебя в пять раз.

Год последний меня тревожит

Синь твоих невозможных глаз.

И причина обид – не ты ли?

Спор с химичкой совсем не прост:

Я узрел за спиной твоей крылья,

А она увидела хвост.


И.Березняк
БЕРЕЗА
Весной, очнувшись ото сна,

В пространство ветви простирая,

Стоит, как девушка она,

Родная дочь лесного края.

Ее атласный белый ствол

Еще не вырядила зелень.

Но сон-трава покрыла дол,

Пробился к свету марьин корень.

Запел, ликуя, песню бор:

«Весна! Весна! Ты так прекрасна!»

Но кто принес сюда топор

И в белый ствол вонзил бесстрастно?

Живую ткань просек металл.

Ствол задрожал в рассвета раннем.

Потом пришелец сок глотал,

Приникнув ртом к глубокой ране.

Погасло солнце, как в золе.

И с перерубленною веной

Береза сникла… На стволе

Запекся сок… кровавой пеной.



VII. Итог урока – встречи. Некоторые ребята пробуют перо, наиболее удачно получилось у обучающегося этого класса Винакова Саши.
Моя Тайга

Стоит Тайга среди лесов,

Здесь уникальная природа.

В ней много линий, поездов,

И тянется известная железная дорога.
Я в окна дома часто наблюдаю,

Как поезд режет линию в размах.

И в мыслях поезд этот догоняю,

Чтобы застать его на станции впросак.


Во всей России такой город лишь один,

И многие не знают о его названье.

Но я горжусь, что в нем я гражданин

И родину свою люблю я в этом званье.


VIII. Вручение памятных подарков.

Отдел образования администрации города Тайги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34


Н.Г.Толстова


Методическая разработка


фрагментов уроков


литературы в V-VII классах.

г.Тайга-2010г.



Цели:

  • донести до сознания учащихся важнейшие образы произведения;

  • дополнять литературное произведение конкретными зрительными впечатлениями;

  • возбуждать работу мысли;

  • способствовать овладению навыками устной и письменной речи.


Задачи:

  • помочь школьникам почувствовать силу непосредственного эмоционального воздействия произведения живописи;

  • научить читать картины;

  • усиливать впечатления от картины и углублять их понимание.


ОБОРУДОВАНИЕ

Картины:


В.Перов «Похороны крестьянина»

В.Васнецов «Богатыри»

В.Маковский «Ночное»

В.Перов «Тройка»

Отдел образования администрации города Тайги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Н.Г. Толстова



Методическая разработка


урока литературы в V классе

г.Тайга-2010г.

Цели:


  • пробудить интерес к пейзажной лирике;

  • формировать культуру восприятия лирики;

  • ввести обучающихся в мир родного пейзажа.

Задачи:


  • поддерживать интерес к лирическим произведениям;

  • развивать и укреплять навыки выразительного чтения;

  • воспитывать любовь к Родине, чувство бережного отношения к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ


  1. Репродукция картин И.И.Шишкина «Зима», «Сосновый лес», «Лесные дали», «Рожь»

  2. Выставка книг тайгинских поэтов: Л.М.Яковлевой, В.И.Дмитриева, И.Березняка.

Отдел образования администрации города Тайги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Н.Г.Толстова

г.Тайга-2010г.



ЦЕЛИ:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества;

  • расширить кругозор обучающихся;

  • повысить уровень восприятия и глубину проникновения в русскую народную сказку.


ЗАДАЧИ:

  • обогащение представлений о русском фольклоре (жанр-сказка);

  • совершенствование речи обучающихся – пополнение детского культурного «багажа»;

  • формирование самостоятельности чтения;

  • формирование умения инсценировать.


Оборудование





  1. Иллюстрации к русским народным сказкам.

  2. Картины В.Васенцова к русским народным сказкам.

  3. DVD-плеер

  4. Телевизор

  5. Магнитофон с аудиозаписью

  6. Выставка книг с русскими народными сказками и устным народным творчеством Горной Шории

  7. Картина по иллюстрации к Прологу поэмы «Руслан и Людмила», выполненная учеником школы

Отдел образования администрации города Тайги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Н.Г.Толстова

Методическая разработка

III занятия элективных курсов

«Лирическая поэзия» в 9 классе

г.Тайга-2010г.

Цель:


  • оказать помощь девятиклассникам в самоопределении профиля обучения в средней школе.


Задачи:

  • пробудить интерес к дисциплине гуманитарного цикла;

  • увлечь ученика материалом занятия;

  • развивать творческую активность.


Элективный курс «Вечные духовные ценности» для обучающихся 9-х классов

Автор-составитель

В.В.Бригадина. г.Кемерово


Модуль I
«Лирическая поэзия»



Учебно-тематический план




№п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

всего

л.

п.

1

Вводное занятие. Цели и задачи.

1

1







2

Поэма как жанр эпической поэзии.

2

2




Конспект лекции

3

Поэмы В.А.Жуковского – первые поэмы русского романтизма

3

1

2

Сочинение «Душевный мир двух поэтов»

4

«Думы» К.Ф.Рылеева – поэмы революционного романтизма

3

1

2

Выразительное чтение

5

«Южные» романтические поэмы А.С.Пушкина

3

1

2

Анализ поэмы «Кавказский пленник»

6

Поэмы М.Ю. Лермонтова

3

1

2

Чтение наизусть

7

Сценическая судьба поэм

2




2

Реферат




Итого

17

7

10



Отдел образования администрации города Тайги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Н.Г.Толстова

Методическая разработка открытого урока русского языка в V классе.

г.Тайга-2010г.
ТЕМА: «Главные члены предложения»

Цели и задачи:


  • повторить ранее изученный материал о главных членах предложения;

  • продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько основ они образуют;

  • показать различные приемы и средства работы над языковым материалом;

  • тренировать обучающихся в анализе предложений;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки.

Ход урока:

I. Повторение изученного в начальной школе.

  1. Игра «Подбери подлежащее».

Листы с текстом на каждой парте.

Прошло теплое лето. Наступает ненастная, дождливая осень. Перелетные птицы собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг ласточки. Длинными цепочками тянутся журавли.



  1. Фронтальный опрос по изученному.

Какие это предложения по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

Какие предложения по цели высказывания вы еще знаете?

Какие это предложения по наличию их членов?

Найдите главные члены предложения.

Что мы относим к главным членам?

Записать 2 предложения на выбор и подчеркнуть подлежащее.

Какой частью речи оно выражено, записать над словом.

3.Устная работа.

На парте листы с вопросами из упражнения 232. Расскажите о подлежащем, о сказуемом.

II. Объяснение нового материала.

Вот мы и поговорили о подлежащем и сказуемом. Запишите новую тему: «Главные члены предложения».



  1. Чтение стихотворения.

  2. Слово учителя:

Подлежащее – это предмет речи, а сказуемое – действие предмета речи.

ИГРА «ПОДБЕРИ ПОДЛЕЖАЩЕЕ»
Прошло теплое … Наступает ненастная, дождливая … Перелетные … собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг … Длинными цепочками тянутся …



  1. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее? Приведите примеры.

  2. Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого времени бывает выражено сказуемое? Приведите примеры.


Веселые рифмы

Главные члены предложения


Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.


Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.


Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.


Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения,

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.


Перед вами карточки, на которых написаны предложения:

О каком предмете идет речь? Значит, предмет речи – белка (сущ. это подл.), а что делает предмет речи – поет, грызет, вынимает, опускает. Это сказуемое, выражено глаголами. А сколько здесь сказуемых? Это однородные сказуемые.

А из какого это произведения? Кто автор этой сказки?

То же самое со вторым предложением. Записать в тетрадь предложения с чистого листа и подчеркнуть основу.


  1. Слово учителя. Подлежащее и сказуемое может быть выражено существительным в именительном падеже.

  2. Работа по таблице. Книга – источник знаний.

  3. Работа по картине. Посмотрите на репродукцию картины «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина. Опишите, пожалуйста, ее. Какие предложения можно составить с тире между подлежащим и сказуемым.

  4. Объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  5. Запись составленных предложений в тетрадь.

III. Закрепление.

  1. Выполнение упр.237 (самостоятельно)

  2. Выполнение задания №2 к упр.237 под руководством учителя.

IV. Задание на дом: упр.235, 17. Словарное слово - скворешник. Поизносится

вслух. Объяснение домашнего задания.



V. Работа по закреплению.

  1. Работа с раздаточным материалом для индивидуальной работы, а остальные по учебнику с упр.238 (2 предложения на выбор). Раздаточный материал в приложении.

VI. Итог урока и выставление оценок.

Содержание программы




  1. Вводное занятие.

Цели и задачи курса.

  1. Лирика. Лирика как литературный род. Стихотворные размеры. Художественно-изобразительные и выразительные средства. Общая картина развития русской лирики в первой половине XIX века.

  2. Лирика В.А.Жуковоского. Стихотворение «Невыразимое» (1819г.), «19 марта 1823 года»

  3. Поэзия декабристов. В.Ф.Раевский «Поэт в темнице» (1822г.) «На смерть моего скворца» (1814г.) В.К. Кюхельбекер «К Пушкину» (1822г.), «Участь русских поэтов» (1845г.)

  4. Лирика А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» (1814г.), «Воспоминания в Царском Селе» (1829г.). В.Г.Белинский о стихотворениях А.С.Пушкина.

  5. Лирика поэтов пушкинского круга. Н.М. Языков «Мы любим шумные пиры» (1823г.), «Элегия» (1825г.), «А.С.Пушкину» (1826г.), Е.А.Баратынский «Разуверение» (1821г.)

  6. Поэзия М.Ю. Лермонтова. «Есть речи-значенье…» (1840г.), «1831-го июня 11 дня», «Монолог» (1829г.)

  7. Итоговое занятие. Анализ стихотворения (по выбору учащихся).


Смотрите также:
Методические разработки уроков русского языка и литературы. Тайга-2010г
242.77kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Методические разработки подготовлены учителем русского языка и литературы
74.7kb.
1 стр.
Урок-путешествие дает возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей, формирует культурного, интеллигентного человека, воспитывает чувство патриотизма
113.44kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 8 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
1334.05kb.
10 стр.
Подготовила Мечукаева К. Р., учитель русского языка и литературы 2010г
84.28kb.
1 стр.
Методические разработки преподавателя: конспекты, планы и презентации уроков по мхк (музыка, живопись, культура, история); проверочные работы, тесты и задания; программа по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
31.25kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Фгос и научно-методические подходы в преподавании русского языка и литературы Издательский центр «вентана-граф»
27.8kb.
1 стр.