Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Гимназия №7 города Хабаровска Конспект урока по литературе
подготовила учитель русского языка и литературы Сердюкова Наталья Ивановна г. Хабаровск 2010 Цели урока: - Вызвать интерес к творчеству Казакова Ю.П.; - Обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; - Углубить представление учащихся об описании в художественном стиле речи; - Определить значение описаний в художественном стиле; - Дать понятие лирики и лиризма; - Углубить сведения учащихся об изобразительных средствах: сравнение, олицетворение, метафора; - Словарная работа; - Вовлечь учащихся в размышления о жизни и подвиге; - Определить смысл названия рассказа. Методические приемы: пересказ, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с Толковым словарем. Оборудование: портреты Аудиозаписи. Пейзажные зарисовки учеников, сделанные на уроке ИЗО.
На предыдущем уроке вы познакомились с произведением Юрия Павловича Казакова «Тихое утро». Герои рассказа Яшка и Володя прошли тяжелое испытание. Рискуя своей жизнью, Яшка спасает тонущего Володю, потому что чувствует ответственность за него. Темой урока сегодня будет лиризм описаний природы, данных в рассказе «Тихое утро».
- Как Казаков начинает свой рассказ? (с описания утра). - Как показывает, какие изобразительные средства при этом использует? (эпитеты, сравнения, олицетворения) - Какое утро? Подберите эпитеты к этому слову. Какие из них употребляет автор? (Туманное, укрыта, будто пуховым одеялом, пелена тумана …) - Поработаем с Толковым словарем Ожегова. Что говорит он нам о прямом значении слова «туман»? (непрозрачный воздух, насыщенный паром,) переносное значение – состояние неясности, смешанности мыслей, туманный – неясный, неопределенный). - Какое настроение возникает у читателей, у вас, после прочтения описания тихого утра? (Чувство тревожного ожидания) - Какие еще описания даны в тексте? - Зачем автор вводит в текст рассказа столько описаний? ( описание утра туманного, деревни, омута, утра солнечного)? (Показать ярче чувства и переживания героев?) - Можно ли убрать эти описания из произведения? Что мы получим? Природа в рассказе помогает герою выйти из трудной ситуации, сделать нравственный выбор, она подсказывает ему … - Рассказ называется «Тихое утро». Почему? О чем говорит название? - Какие произведения выражают чувства и переживания героев, автора? (Лирические) Ш.Запись в тетради определений лирика и лиризм. Искусство слова помогло автору наиболее полно и ярко передать чувства, переживания и настроение героев, а какие виды искусства также способны передавать их? (изобразительное и музыка) 1У. Работа с иллюстрациями. Рассмотрим иллюстрации известных художников Левитана, Куинджи, Васнецова. - Каким описаниям природы в рассказе у Казакова они соответствуют? Что вы видите на репродукции? Какие чувства они у вас вызывают? Как достигает художественной выразительности в передаче настроения? Какие краски использует Васнецов? Левитан? Куинджи? А о чем говорит эта репродукция? (радостное настроение) А теперь рассмотрим иллюстрацию вашего одноклассника. - Что он изобразил? Спросим автора. - Как тебе это удалось сделать? О чем ты думал, когда рисовал эти пейзажи? Какое настроение хотел передать?
Какие картины природы возникают перед вами при прослушивании? Какие чувства передает второй фрагмент? (чувство торжества , радости, что все самое страшное позади, впереди все будет хорошо) прошло У1. Подведем итоги урока. Сегодня мы узнали значение литературоведческих терминов КАКИХ? лирика и лиризм,. Пейзаж. Каково значение описаний природы? ОЦЕНКИ…….
1. Параграф 19 Русской речи «Повествовать - значит рассказывать» повторить. 2. Подготовить рассказ о писателе Леониде Андрееве. Индивидуальные задания: прочитать статью, посмотреть в энциклопедию и т.д. 3. Прочитать рассказ «Кусака», выразить свое отношение к нему (понравился или нет, впечатление и т.д.). Смотрите также: Конспект урока по литературе в 5 классе Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Лиризм описаний природы
35.58kb.
1 стр.
И некому было крикнуть о помощи… Ю. П. Казаков «Тихое утро»
43.61kb.
1 стр.
Урока по литературе в 7 классе. Тема урока: Жизнь и творчество М. Зощенко. Рассказ
24.54kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 5 классе «В. А. Жуковский «Спящая красавица»
48.39kb.
1 стр.
Казаков юрий павлович
16.77kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.
«Чтобы душа была жива…»
69.24kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Урок по литературе 7 класс Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
92.63kb.
1 стр.
Анненков юрий павлович
37.55kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 10 классе «Сказки для детей изрядного возраста» 66.27kb.
1 стр.
|