Главная
страница 1страница 2страница 3
Управление образования администрации Свердловского района

в городе Красноярске

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»
Дополнительная

образовательная программа по волейболу

для спортивно-оздоровительных групп



Утверждена педагогическим советом

МОУ СОШ №93

___ августа 20__ года

Утверждаю______________

Директор МБОУ СОШ №93

Дружининой Т.Л.



Модифицированная

Возраст детей: 9 – 15 лет

Уровень начального образования,

основного общего образования

Срок реализации: 2 года


Педагог дополнительного образования

Лозовая Татьяна Александровна
Красноярск, 2011

Пояснительная записка.

Программа служит основным документом для эффективного содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность школы. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, опыт работы школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста. Вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных па решение определенной педагогической задачи.

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.



Главная задача секции по волейболу заключается в подготовке физических крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально - активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных волейболистов, которая предусматривает:

  • содействию гармоничному развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

  • подготовку волейболистов, резерва сборных молодёжных и юношеских команд города

  • подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;

- подготовку и выполнение нормативных требований.

Основной показатель спортивных школ по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки /по истечении каждого года/, вклад в подготовку молодёжных и юношеских сборных команд школы, района, результаты участия в соревнованиях.

Организационно - методические указания.

Специализированные занятия волейболом начинается в 9-10 лет.

Период «предварительной подготовки» предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально /физическая и техническая подготовка/ и коллективно /подвижные игры, мини - волейбол/. Возраст 9-11 лет.

Второй этап - «начальной спортивной специализации» - посвящен базовой технико - тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики / без акцента на специализацию по игровым функциям/, воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу.

Третий этап - «углубленной тренировки» - направлен на специальную подготовку: технико - тактическую, физическую, интегральную, в т.ч. игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям /связующие, нападающие/. Возраст 15-17 лет.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень подготовленности. Поэтому спортсмены с учётом выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д. При этом необходимо ориентироваться на следующие положения:


  • усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приёмов и их способов;

  • увеличение объёма индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

  • осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки.

Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выделена интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках результаты всех сторон тренировки.

Необходимо соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы. Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут от 8 до 10 и 14 лет; для развития анаэробно - гликолитических механизмов будет возраст 11-13 лет и 16-17 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступает на год раньше.



Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения / 9-11 лет/, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна / малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре/, объём физической подготовки доходит до 50 % времени, отводимого на занятия.

Задачи учебно-тренировочного процесса.

  • Укрепление здоровья, содействие правильному, физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.

  • Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения технической тактической игры.

  • Совершенное овладение техникой и тактикой игры.

  • Достижение высокого уровня командной подготовки.

  • Воспитание моральных и волевых качеств.

  • Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.

  • Достижение интеграции (комплексного проявления) всех качеств, навыков, умений и знаний, т.е. умения реализовать все приобретенное на занятиях в игровых навыках.

  • Предупреждение спортивных травм.

Процесс подготовки волейболистов можно разделить на физическую, техническую, тактическую, интегральную, теоретическую и психологическую. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка:

  • укрепление здоровья;

  • увеличение объема двигательных навыков;

  • развитие основных двигательных качеств;

  • укрепление систем организма, несущих основную нагрузку в игре;

  • развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых навыков;

  • развитие специальных качеств в структуре технических приемов, специальных координационных способностей.

Техническая подготовка:

  • овладение структурными звеньями приема;

  • сочетание звеньев приема;

  • объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

  • прочное овладение основой приема;

  • усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;

  • обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

  • формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.

Тактическая подготовка:

  • сочетание специальных тактических способностей (качеств) с техническими приемами;

  • сочетание (чередование, переключение) тактических приемов и их способов;

  • изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите;

  • изучение групповых тактических действий в нападении и защите;

  • изучение командных тактических действий в нападении и защите;

  • переключения в выполнении тактических действий - индивидуальных, групповых, командных - отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

Интегральная подготовка:

  • установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и психологической, двух последних с предыдущими;

  • изучение процесса игры посредством игр, подготавливающих к волейболу, учебной двусторонней игры в волейбол по упрощенным правилам;

  • применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейбол;

  • система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре;

Психологическая подготовка:

  • воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждение, поощрение, наказание и т.д.);

  • воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях, и т.д.).

Теоретическая подготовка:

  • вооружение системой знаний в области физической культуры и спорта, тренировки волейболистов, самоконтроля - посредством лекций, наблюдений на занятиях и соревнованиях, решения тактических задач и т.д.;

  • умение волейболиста самостоятельно применять приобретенные знания в практике учебно-тренировочной работы.

Этапы подготовки.

Существуют три этапа подготовки, которые отвечают специфике игровых видов спорта.



Первый этап - этап отбора спортивной начальной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т.е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9-11 лет.

Задачи этапа:

  • Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.

  • Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.

  • Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.

  • Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.

  • Обучение основам техники и тактики игры.

  • Приучение к игровой и соревновательной деятельности.

Содержание подготовки:

  1. Отбор детей для занятий волейболом на основе нормативных показателей.

  2. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).

  4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

  6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10-11 лет), волейболу (12-14 лет).

  9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).

Второй этап - этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 12-15 лет.

Задачи этапа: ,

  • Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.

  • Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

  • Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.

  • Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств совершенствования навыков естественных движений, расширении двигательного опыта.

  3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т.п.).

  4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий: упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением, технических средств.

  6. Интегральная подготовка, цель которой - научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.

  9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).

Третий этап - этап физического совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 16-18 лет

Задачи этапа:

  • Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.

  • Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.

  • Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.

  • Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.

  3. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.

  4. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.

  5. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.

  6. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.

  7. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).

  8. Теоретические занятия по специальной программе.

  9. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).

По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.

Данная программа рассчитана на обучение и воспитание подростков от 9 до 15 лет, как период «предварительной подготовки» юных волейболистов – 2 года обучения.

Цель подготовки состоит в том, чтобы юные спортсмены при переходе в команды более высокого уровня по подготовленности обладали потенциалом для достижения высоких спортивных результатов.

Набор обучающихся в группы - свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний на основании письменного заявления родителей.



Количество воспитанников в группах от 10 до 15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут.

Тематический план группы 1-2 года обучения (2 час в неделю)



Изучаемые темы

Всего часов

1

История развития волейбола. Общие основы волейбола.

1

2

Правила игры и методика судейства

1

3

Техническая подготовка волейболистов

2

4

Физическая подготовка

6

Изучение техники игры в волейбол

5

Техника нападения:

2

6

перемещения

4

7

стойки

6

8

подачи

8

9

передачи

10

10

нападающие удары

2




Техника защиты:




11

перемещения

2

12

прием мяча

6

13

блок

2

Изучение тактики игры в волейбол




Тактика нападения:




14

индивидуальные действия

2

15

групповые действия

2

16

командные действия

2




Тактика защиты:




17

индивидуальные действия

2

18

групповые действия

2

19

командные действия

2

20

Игра по правилам с заданием

12




Итого

76

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико -тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно -тренировочного этапа. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.

В плане теоретических занятий следует отразить и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом.



  1. Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура - составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности и к обороне государства. Значение системы спортивной квалификации. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Положение о спортивной квалификации, разбор разрядных норм и требований по волейболу.

  1. Краткий обзор развития волейбола.

Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания.

Волейбол в России. Этапы развития волейбола. Изменения в технике и тактике волейбола в связи с изменением правил. Соревнования по волейболу на первенство России и матчи сборных команд краёв, республик Международные встречи российских волейболистов. Задачи волейбола в России.



следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп Утверждена педагогическим советом моу сош №93
450.5kb.
3 стр.
Образовательная программа по футболу для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
760.59kb.
6 стр.
Образовательная программа по шахматам (модифицированная программа) возраст детей: 6 18 лет
744.58kb.
2 стр.
Образовательная программа по легкой атлетике (в беге на короткие, средние и длинные дистанции) для спортивно-оздоровительных групп
483.15kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 с. Нижняя Александровка Утверждена на заседании
3746.66kb.
21 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Приказ № от 31. 08. 2011 г. Образовательная программа моу сош с углубленным изучением отдельных предметов №3
913.53kb.
5 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Утверждена Советом моу
1486.24kb.
6 стр.
Детская организация «Солнечный круг»: результаты и перспективы. Название детской организации Чемальского района «Солнечный круг»
47.84kb.
1 стр.
Образовательная программа начального общего образования моу шатовская сош
1670.39kb.
5 стр.
Сегментация рынка спортивно-оздоровительных услуг Овчинников Илья Алексеевич, ассистент кафедры «Менеджмент»
98.11kb.
1 стр.