Главная
страница 1


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сравнительное правоведение

Comparative Jurisprudence


Язык обучения: русский

Трудоемкость 4 зачетных единицы

Регистрационный номер



рабочей программы:


2012 /

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины: изучение методологии сравнительного правоведения, истории развития и современного состояния основных правовых семей в сравнительно-историческом и сравнительном аспектах, роли юридической профессии в государствах, относящихся к различным правовым семьям; формирование фундаментальных мировоззренческих основ профессиональной правовой культуры юриста.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны иметь систематизированные представления об актуальных идеях, сформировавшихся в рамках основных методологических подходов к изучению предмета сравнительного правоведения; уметь анализировать основные категории юридической науки и практики с учетом традиций их обсуждения и использования в различных правовых семьях; ориентироваться в научных источниках дисциплины; понимать смысл и знать содержание изучаемых правовых идей, положений и практик в их конкретно-историческом аспекте и в связи с последующим развитием.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Освоение дисциплин «Теория права и государства», «История правовых и политических учений», «История отечественного права и государства», «История права и государства зарубежных стран».
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ПК-2 Знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе.
ПК-3 Знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования.
ПК-4 Знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере.
ПК-6 Знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности.
ПК-7 Знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки.
ПК-12 Умеет проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современны технических средств сообщения информации.
ПК-13 Умеет самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.
ПК-15 Владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
1.4.1. По результатам обучения обучающийся должен знать:

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе.

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования.

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере.

- методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности.

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки.


1.4.2. По результатам обучения обучающийся должен уметь:

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современны технических средств сообщения информации.

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.
1.4.3. По результатам обучения обучающийся должен обладать навыками:

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом.



1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы, объем учебной работы за курс: 6 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций, объем учебной работы за курс: 2 часа. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде практических занятий в интерактивной форме, объем учебной работы за курс: 26 часов. В-четвертых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации, объем учебной работы за курс: 2 часа. В-пятых, самостоятельная работа под руководством преподавателя, объем учебной работы за курс: 44 часа. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации, объем учебной работы: 2 часа.
1.6. Организация учебных занятий


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в

присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов



текущий контроль

промежуточная
аттестация

по формам

 С2обучения


6

-

2

26

-

-

-

-

2

44

-

-

-

2

26

4

100

-

100

100

-

-

-

-

100

100

-

-

-

100

ИТОГО:

6

-

2

26

-

-

-

-

2

44

-

-

-

2

26

4

Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в та

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестациилице:


Код модуля в составе дисциплины, пра

тики и т.п.

Промежуточная аттестация



Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 С2

 Экзамен

 До 29 июня

Не предусмотрена

-



















1.7. Структура и содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения

Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.


Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – диспут по следующим вопросам:

1) Принципиальная допустимость межсистемного макро и микросравнения различных правовых семей;

2) Наиболее распространенные проблемы, возникающие при межсистемном макро и микросравнении различных правовых семей.



Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 4 часа:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему «Предмет сравнительного правоведения» на основании изучения конспекта лекций, а также изучения относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.,1981; Врублевски Е. Методологические проблемы сравнительного анализа правовых систем // Сравнительное правоведение. М.,1978; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М. 2000. Т. 1.


Тема 2. История развития сравнительного правоведения

Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в ХIХ-ХХ веках. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.


Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме — диспут на тему: «Имеет ли изучение истории сравнительного метода в философии права значение для современного сравнительного правоведения?»



Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Написание эссе (в объеме от 5-ти до 7-ми страниц) на основе ранее изученного материала на тему: «Основные принципы сравнительно-правовых исследований в работах Цвайгерта К. и Кетца Х. и их значение для сравнительного правоведения»;



Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право.


Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Формы интерактивного занятия — диспут по следующим вопросам:

1) Практическое значение сравнительно-правового исследования правовой культуры и правовой идеологии;

2) Научное обоснование и критика научной обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права.



Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 4 часа:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему: «Проблемы критериев классификации национальных правовых систем в условиях глобализации» на основании изучения конспекта лекций, а также изучения относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. №5; Саидов А.Х. Типология и классификация основных систем современности //Правоведение. 1985, №2; Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Правовые системы стран мира. М., 2003.




Тема 4. Романо-германская правовая семья.

История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Юридическая профессия и юридическое образование.


Практическое занятие: 4 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – дискуссия по следующей проблеме и диспут по следующим вопросам:



Проблема для дискуссии:

«Конкуренция рецепции римского права и локального обычного права в Европе Нового времени» с разбором конкретной ситуации «Право средневековой Франции».



Вопросы для диспута:

1) Значение истории римского права для изучения современного частного права в рамках романо-германской правовой семьи: конкретно-исторические параллели;

2) Единство и разнообразие институционализации юридической профессии и юридического образования в романо-германской правовой семье;

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему: «Особенности источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи» на основании изучения зучение конспекта лекций. Изучение относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Анерс Э. История европейского права. М., 1994; Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994; Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998; Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Шарвен Р. Юстиция во Франции. М., 1978.



Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)

История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.


Практическое занятие: 4 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – дискуссия по следующей проблеме и диспут по следующим вопросам:



Проблема для дискуссии:

«Самостоятельность английского права Нового времени в контексте рецепции римского права» с разбором конкретной ситуации «Толкование Конституции США в судебных решениях Верховного суда»



Вопросы для диспута:

1) Значение закона как источника права в современных государствах, относящихся к англо-американской правовой семье;

2) Соотношение федерального законодательства США и законодательства отдельных штатов в контексте внутрисистемного сравнительно-правового исследования.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Подготовка презентации на тему «Судебный прецедент как источник права в англо-американской правовой семье» (в объеме не более 7-ми слайдов) на основе материалов лекций, а также изучения относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996; Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977; Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987; Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993; Дженкинс Э. Английское право. М., 1947; Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985; Мидор Дж. Американские суды. М.,1991; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. М., 1997; Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000; Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980; Фридман Л. Введение в американское право. М. 1993.


Тема 6. Религиозные правовые семьи

Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.


Практическое занятие: 4 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – дискуссия по следующей проблеме и диспут по следующим вопросам:



Проблема для дискуссии:

«Инкорпорирование светского права в правовые системы религиозных правовых семей» с разбором конкретной ситуации «Правовая система современного Израиля».



Вопросы для диспута:

1) Участие государств, принадлежащих к религиозным правовым семьям, в международных объединениях с государствами, принадлежащими к нерелигиозным правовым семьям;

2) Проблемы толкования священных текстов, рассмотренных как источники права.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему: «Сходные черты различных религиозных правовых систем» на основании изучения конспекта лекций, а также изучения относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005; Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982; Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996; Марченко М.Н. Источники права. М., 2004; Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.



Тема 7. Восточное право и африканское право

Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки.


Практическое занятие: 4 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – дискуссия по следующей проблеме и диспут по следующему вопросу:



Проблема для дискуссии:

«Консерватизм восточных правовых систем» с разбором конкретной ситуации «Современное право и правовая культура Китая».



Вопрос для диспута:

Право стран Африки: целостная правовая семья или категория, обозначающая разрозненное правовое пространство, где встречаются все основные правовые системы современности?



Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему «Проблемы и перспективы вестернизации восточного права» на основании изучения конспекта лекций, а также изучения относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996; Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб., 2007; Инако Ц. Современное право Японии. М.1981; Инако Ц. Право и политика Современного Китая. М.,1978; Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.,1986.


Тема 8. Российская правовая система

Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.


Практическое занятие: 4 часа

Вид практического занятия в интерактивной форме – дискуссия по следующей проблеме и групповая дискуссия по следующему вопросу:



Проблема для дискуссии:

«Статус отечественной правовой системы в постреволюционном правовом вакууме с точки зрения сравнительного правоведения» с разбором конкретной ситуации «Противоречие между идеалами марксистско-ленинской философии и фактическими отношениями собственности в позднем СССР».



Вопрос для групповой дискуссии:

Допустимо ли рассматривать судебный прецедент в качестве источника права в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, в том числе, в России?



Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 6 часов:

Написание эссе (в объеме не более 3-х страниц) на тему: «Особенности современной (постсоветской) российской правовой культуры» на основании изучения Подготовка к дискуссии. Изучение конспекта лекций. Изучение относящихся, по усмотрению обучающегося, к теме частей следующих работ: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006; Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001; Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994; Тарановский Ф.В. История русского права. М., 2004.; Марченко М.Н. Источники права. М., 2004;


Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «Сравнительное правоведение».
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Методическое обеспечение самостоятельной работы реализуется посредством предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы, указанием источников для самостоятельной работы в Рабочей программе учебной дисциплины «Сравнительное правоведение», а также консультациями с преподавателем.
2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания)
Методика проведения письменного экзамена
Основные требования к оформлению письменных работ:
Содержание экзаменационного задания


  1. Письменная работа состоит из двух кратких эссе, каждое из которых разделено на пять пунктов.




  1. При ответе обучающийся должен отвечать отдельно на каждый из пунктов

Проверка письменных работ




  1. Выполнение каждого пункта каждого из двух кратких эссе оценивается по десятибалльной системе: 0, 4, 6, 8, 10 баллов. Максимальная сумма баллов за каждое эссе – 50 баллов. Максимальная сумма баллов за экзаменационное задание – 100 баллов.




  1. Алгоритм оценки пунктов кратких эссе.




Количество баллов


Критерии оценки

(позитивные и/или негативные квалификационные требования)



10 (десять)

Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, аргументировать свою позицию в дискуссии, отстаивать собственную точку зрения.

8 (восемь)

Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок либо имеются незначительные и/или единичные ошибки, либо допущены 1-2 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, но аргументация не может быть признана достаточно полной и логичной.

6 (шесть)

Вопрос раскрыт частично либо допущены 3-4 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, но аргументация собственной позиции представляется неубедительной либо вообще отсутствует.

4 (четыре)

Обнаруживается лишь общее представление о сущности вопроса, не продемонстрировано умение анализировать проблему, аргументировать свою позицию в дискуссии.

0 (ноль)

Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт).




  1. Алгоритм выставления итоговой оценки.




Набранная сумма баллов

Экзаменационная оценка

81 – 100

5 (отлично)

66 - 80

4 (хорошо)

51 - 65

3 (удовлетворительно)

0 - 50

2 (неудовлетворительно)




  1. Образец задания к экзамену:




  1. Исторические этапы становления сравнительного правоведения

    1. Сравнительный метод в древнегреческой философии права;

    2. Сравнительный метод в Средневековье;

    3. Сравнительный метод в Новое время;

    4. Сравнительное правоведение в XIX – XX вв.;

    5. Современное состояние сравнительного правоведения.

  1. Правовая семья общего права

    1. История развития правовой семьи общего права;

    2. Общее право и право справедливости;

    3. Источники права в правовой семье общего права;

    4. Отличия правовой системы США от правовой системы Великобритании;

    5. Современное состояние правовой семьи общего права.


Методика проведения аттестации


  1. Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях;




  1. Условием аттестации является присутствие обучающегося на всех практических занятиях;




  1. Обучающиеся, не аттестованные по результатам практических занятий, выполняют письменную работу по тематике учебной дисциплины в форме краткого эссе по одному вопросу;




  1. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения обучающихся на первом занятии семестра;




  1. Критерии оценки эссе:




Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования)

Результат аттестации

Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, аргументировать свою позицию в дискуссии, отстаивать собственную точку зрения.

Аттестован(а)

Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок либо имеются незначительные и/или единичные ошибки, либо допущены 1-2 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, но аргументация не может быть признана достаточно полной и логичной.

Вопрос раскрыт частично либо допущены 3-4 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, но аргументация собственной позиции представляется неубедительной либо вообще отсутствует.

Не аттестован(а)


Обнаруживается лишь общее представление о сущности вопроса, не продемонстрировано умение анализировать проблему, аргументировать свою позицию в дискуссии.

Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт).




  1. Образец вопроса для задания к текущей аттестации:

«Проблема определенности нормы судебного прецедента».


2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины/проведению практики/руководству курсовой работой
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Сравнительное правоведение», учитываются квалификация и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов, в который должны входить философия права, теория права и государства, история правовых и политических учений, истории права и государства зарубежных стран, наличие ученой степени доктора юридических наук или кандидата юридических наук и ученого звания.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется учебно-вспомогательный персонал.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками Учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.
2.3. Материально-техническое обеспечение
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
В целях проведения занятий по настоящей учебной дисциплине требуется стандартное аудиторное оборудование (доска, фломастеры для доски).
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
Специализированное программное обеспечение для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов
Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.
2.4. Информационное обеспечение
2.4.1. Список обязательной литературы


    1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание;




    1. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права.. Т. 1. Любое издание.

2.4.2. Список дополнительной литературы


К теме 1
Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.,1981.

Врублевски Е. Методологические проблемы сравнительного анализа правовых систем // Сравнительное правоведение. М.,1978

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М.,1880.

Козлихин И.Ю. Общее и особенное в истории государства и права // Историческое и логическое в познании государства и права. Л., 1988.

Козлов В.А. Проблемы сравнительного правоведения // Правоведение. 1976 №5.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. М.,1975.

Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М.,1978.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
К теме 2
Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Константинеско Л.Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права. М.,1981.

Козлихин И.Ю., Тимошина Е.В., Поляков А.В. История политических и правовых учений. СПб., 2006.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. .

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
К теме 3
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. №5.

Саидов А.Х. Типология и классификация основных систем современности //Правоведение. 1985, №2.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. .

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

Правовые системы стран мира. М.,2003



Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
К теме 4
Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994.

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988.

Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994.



Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М.,20013. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. .

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

Правовые системы стран мира. М.,2003



Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.

Шарвен Р. Юстиция во Франции. М.,1978.

Шапп Я. Система германского гражданского права. М., 2006.
К теме 5
Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996.

Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977.

Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987.

Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Дженкинс Э. Английское право. М.,1947. 7.

Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985.

Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право. М.,2002.

Мидор Дж. Американские суды. М.,1991.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. М., 1997.

Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000.

Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.

Фридман Л. Введение в американское право. М. 1993.
К теме 6
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982.

Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996.

Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.

Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.

Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб., 2007
К теме 7
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Инако Ц. Современное право Японии. М.1981.

Инако Ц. Право и политика Современного Китая. М.,1978.

Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.,1986.

Ковлер А.И. Антропология права. М.,2002.

Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999.

Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. 1978.
К теме 8
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994.

Тарановский Ф.В. История русского права. М.,2004.
2.4.3. Перечень иных информационных источников



  1. База публикаций общедоступного сайта исследовательской сети “Social Science Research Network”, www.ssrn.com.



Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы
Разработчик (и) рабочей программы


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Козлихин Игорь Юрьевич

д.ю.н.

профессор

профессор

3292835

Архипов Владислав Владимирович

к.ю.н.

нет

ассистент

3292835

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра теории и истории государства и права

06.03.2012

9










Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа




































Утверждение рабочей программы



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

21.06.2012

№ 8

Внесение изменений в рабочую программу



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа






















Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины «сравнительное правоведение»
662.28kb.
4 стр.
Занятие № Введение в сравнительное правоведение
160.69kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский
328.79kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины сравнительное правоведение образовательная программа направления 030900 Юриспруденция
228.33kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «логика» «logic» Язык обучения русский Трудоёмкость 2 зачётные единицы
324.46kb.
1 стр.
Практические задания для самостоятельной работы по дисциплине сравнительное правоведение для студентов заочной и сокращенной формы обучения специальности 124 01 02 «Правоведение»
654.26kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Программа дисциплины Литературная компаративистика Шифр дпп. Ф.
206.31kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
1438.22kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
670.48kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.