Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6




Тема 1. Понятие римского частного права. Его система и источники



1. ПОНЯТИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧАСТНОГО ПРАВА.

Понятие римского частного права. Римские юристы делили пра-ва своей страны на две большие области: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum). Критерием такого деления, по мнению римского юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства, нормы частного права - интересы частных лиц.


Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав.
Периодизация истории частного права. Становление и развитие частного права происходило одновременно с развитием Римского государства. Однако право, как часть надстройки, несколько отставало в своем развитии от становления государственности. И это легко заметить, если проследить историю развития Римского государства.
Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода. Первый - царский. Он продолжался с 753 по 509 г. до н. э. (здесь 753 г. до н. э. - образование г. Рима, 509 г. до н. э. - изгнание из Рима последнего царя - Тарквиния Гордого). В отмеченный период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. Второй период - республика. Хронологические рамки этого периода: 509 - 22 гг. до н. э. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. В 27 г. до н. э. Власть в Риме перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа ("возвеличенного божеством"). С его именем связан переход от республики к империи. Период империи являлся последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом этого периода был принципат, вторым - доминат. Принципат, взявший начало с правления Октавиана, закончился в 284 г. (приход к власти в Риме императора Диоклетиана). Доминат прекратил существование в 476 г., когда Западная Римская империя прекратила свое существование.
Первый период истории римского права называется древнейшим. Хронологические рамки этого периода - от реформ Сервия Туллия (VI в. до н. э.) до первой Пунической войны (середина III в. до н. э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т. п.
Второй период истории римского частного права - классический. Он начался с середины III в. до н. э. И закончился в конце III в. н. э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства.
В третьем периоде истории римского частного права - постклассическом (конец III в. - VI в. н. э.) - были исчерпаны творческие потенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в.
2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Система частного права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. - середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами.
Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала при-вести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.
В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права.
Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.
Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права - "право народов" (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.
В отличие от квиритского и преторского права нормы "права народов" регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.
Исканное римское частное право и "право народов" длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние "права народов" на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. Еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.
Источники римского частного права. Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов. Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их.
Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 - 450 гг. до н. э. Была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. В 326 г. до н. э. Был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов.
Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты - обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.
Источники классического периода. В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н. э. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора - принцепса и закрепляли его волю.
По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). В начале III в. римский юрист Ульпиан подчеркивал: "То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно, является законом". Императорские конституции были четырех видов: 1) эдикты - общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима; 2) мандаты - инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.); 3) декреты - решения по судебным делам, которые рассматривались императором; 4) рескрипты - императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.
В эпоху принципата одновременно с усилением власти прицепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права. Преторский эдикт не нуждался в дальнейшей разработке, он приобрел застывшую форму. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.
Самостоятельной формой правообразования в классический пери-од являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и по ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Лабеон, Капитон, Юлиан, Цельзы (отец и сын), Помпоний и др. В конце II - начале III в. римская юриспруденция достигла своей вершины. Фактически частное право в этот период получило свою законченную форму. В большой степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность - результат правотворчества юристов классического периода.
Источники постклассического периода. В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве тем самым приобрела безусловную направленность.
Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Еще раньше, с середины III в. утратила свое значение как источник права деятельности юристов. Последние не создавали уже правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю импера-тора. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.
В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. приостановилось развитие частного права. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и "правом народов" - с другой, образования единой системой права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли два кодекса - Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, был издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониани провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавших несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов, получивших название "Новеллы" (т. е. новых законов). В XII в. полная кодификация Институций, Дигест и Новелл получила название "Свод гражданского права" (Cor-pus juris Civilis).
Институции были составлены в 533 г. на основе подобных сборников юристов, прежде всего юристов, прежде всего Гая. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. В Институциях они являлись элементарным учебником права. В Институциях излагались основные положения о лицах, вещах и юридических действиях. Источник состоял из четырех книг, разделенных на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц семейному праву - вещам и вещному праву, третья - наследованию, договорам и обязательствам, четвертая - деликтам и искам.
Дигесты (пандекты) были составлены в 530 - 533 гг. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, одну шестую - из сочинений Павла.
Дигесты были разделены на пятьдесят книг, книги состояли из ти-тулов, титулы - из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.
Кодекс - собрание императорских конституций - был составлен в 529 г. (последняя редакция - 534 г.). Кодекс состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделены на параграфы. Книги 1, 9 - 12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного), книги 2 - 8 - частному праву.
Новеллы (кодификации Юстиниана) были составлены в 535 - 555 гг. и представляли распоряжения Юстиниана. Эти распоряжения не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и частного права.

Тема 2. Защита нарушенных прав



1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУД В РИМЕ

Одной из особенностей судебной системы Рима явилось отсутст-вие там, на протяжении длительного периода времени "чистых" су-дебных органов, т. е. таких, которые бы обладали только судебными полномочиями. Органы, осуществлявшие государственную власть и управление, одновременно и управление, одновременно отправляли правосудие. Так, если преступление было направлено против госу-дарства, преступник отвечал перед народным собранием или царем. Некоторое время часть преступлений против религии (вероятно, тяж-кие, за совершение которых виновные подвергались проклятию) рас-сматривались коллегией жрецов.


Что касается правонарушений в отношении частных лиц, то дли-тельное время потерпевшие защищали свои права сами. Подтвер-ждением этого являлась закрепленная законом форма защиты нару-шенного права в виде непосредственной расправы потерпевшего с виновным. Если возникали имущественные споры, вытекавшие из сделок между лицами, то государственные органы защищали права граждан лишь тогда, когда для данной категории дел была установле-на возможность предъявления иска.
Иными словами, несмотря на существовавшие права, судебная защита права, судебная защита права не всегда обеспечивалась го-сударством.
Порядок рассмотрения гражданских дел в судах не был единым. Он зависел от категории дела.
В соответствии с делением права на публичное и частное сущест-вовали две категории дел:
1) дела, связанные с нарушением интересов государства;
2) дела, связанные с нарушением интересов отдельных лиц.
Обе эти категории дел рассматривались государственными орга-нами. Наряду с этим в древнее время в Риме существовал частный порядок рассмотрения споров между лицами. В том случае, если сто-роны достигали согласия о передаче дела избранному ими лицу, то дело рассматривалось этим лицом - так называемым третейским судьей.
Гражданский процесс между лицами проходил несколько стадий.
Стадии рассмотрения дела. Особенностью установленного в Ри-ме и существовавшего на протяжении республики и принципата граж-данского процесса являлось деление процесса на две стадии произ-водства. Первая стадия называлась "ин юре" (in iure), вторая - "ин юдицио" (in iudicio).
На первой стадии магистрат (но не судья) рассматривал притяза-ния сторон и назначал судью для последующего рассмотрения дела, т. е. на данной стадии спорное дело не рассматривалось по существу, а лишь готовилось к такому рассмотрению и вынесению решения по спору.
В ходе второй стадии судья рассматривал спор по существу и вы-носил решение. Рассмотрение на этой стадии сводилось к выслуши-ванию спора, оценке доказательств и разрешению дела.
Органы, рассматривавшие дела. Рассмотрение дела на стадии "ин юре" в начале республики осуществлялось консулом, затем, с се-редины IV в. до н. э. - претором. Споры между римскими гражданами и перегринами с середины III в. до н. э. Рассматривались преторами перегринов.
Рассмотрение дела по существу на стадии "ин юдицио" осуществ-лял единолично судья. В качестве судьи вначале выступал сенатор. В конце республики право быть внесенным в список судей (в список вносилось 900 человек) было представлено всадникам и даже состоя-тельным гражданам.
Кроме единоличного судьи еще в древнейший период споры между соседями и родственниками (например, о разделе наследства) рас-сматривал судья по месту нахождения имущества - так называемый арбитр. Отличие последнего от обычного судьи состояло в том, что при рассмотрении дела арбитром большую роль играло его усмотре-ние. В период монархии в качестве арбитра стал выступать третей-ский судья.
Существовал коллегиальный суд - суд рекуператоров, рассмат-ривавший отдельные споры между римлянами и перегринами.
В Риме функционировали и другие судебные органы, деятельность которых до сих пор не выяснена достаточно полно.
2. ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ, ФОРМУЛЯРНЫЙ И ЭКСТРАОРДИНАР-НЫЙ ПРОЦЕССЫ
Легисакционный процесс (legis actiones) - древнейшая форма гражданского процесса. Этот процесс состоял из двух стадий: in iure и in iudicio.
На первой стадии лицо, чье право нарушено, делало об этом за-явление магистрату, с тем, чтобы возбудить дело в суде. Магистрат решал, может ли притязание быть предметом судебного разбира-тельства. В том случае, когда требования заявителя соответство-вали закону и его формулировкам, магистрат предоставлял воз-можность защиты нарушенного права заявителя в суде, т. е. пре-доставлял ему иск. Характерно, что число исков было ограничен-ным. И если заявитель предъявил требования, не соответствующие тем, которые указывались в законе, то магистрат не предоставлял ему иска. Тем самым потерпевший лишался права на рассмотрение своего спора непосредственно в суде.
В легисакционном процессе для различных по своему характеру требований заявителя (различных исков) существовали различные формы их рассмотрения. Всего, было, пять форм: процесс пари, наложение руки, процесс с требованием назначить судью, процесс с требованием определенной суммы денег или количества вещей, процесс с взятием залога кредитором.
Процесс пари являлся самой распространенной формой рассмотрения исков о праве собственности.
На первой стадии стороны являлись к магистрату. Здесь же должна была быть спорная вещь (если спор шел о земле, к магист-рату приносили некоторое количество земли с земельного участка). Истец накладывал на спорную вещь палку и заявлял, что вещь принадлежит ему. Если ответчик соглашался с ним, иск считался признанным. Этим дело заканчивалось, а спорная вещь передава-лась истцу. Если же ответчик возражал (т. е. на виндикацию истца отвечал контрвиндикацией), в спор вмешивался магистрат. После вмешательства магистрата истец спрашивал ответчика, почему он считает вещь своей. По заявлению ответчика, что вещь принадле-жит ему по праву, истец предлагал ответчику внести залог. Это требовалось в доказательство того, что ответчик прав. После вне-сения залога ответчиком залог вносил также и истец. Сумма залога зависела от стоимости спорной вещи. Вслед за этим стороны при участии магистрата назначали судью. На этом первая стадия за-канчивалась.
Вторая стадия начиналась не ранее чем через тридцать дней. Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, судья без разбора дела решал спор в пользу явившейся стороны. После изложения сторонами сущности спора и оценки судьей дока-зательств выносилось судебное решение. Оно выносилось устно и не подлежало обжалованию. Сторона, выигравшая дело, получала залог обратно, а проигравшая - лишалась его (залог шел в казну).
На смену легисакционному процессу пришел формулярный процесс. Уже с середины II в. до н. э. Этот процесс стал господ-ствующим видом гражданского процесса. Чем можно объяснить по-явление новой формы в гражданском судопроизводстве?
Дело в том, что уже во второй период республики Рим превра-тился в огромное государство с развитыми торгово-денежными от-ношениями. Легисакционный процесс, отличаясь сложной обрядо-вой процедурой, формализмом, вместе с тем ограничивал возмож-ность защиты права, поскольку складывавшиеся отношения уже не подходили под букву закона. Этот процесс не распространялся на перегринов, которые были к тому времени широко вовлечены в хо-зяйственную жизнь Рима. Необходимо было обеспечить судебную защиту этих лиц.
Формулярный процесс, как и легисакционный, состоял из двух стадий. Вызов ответчика к магистрату, как и прежде, осуществлял истец. Если ответчик не являлся без уважительных причин к маги-страту, на него накладывался штраф.
Аналогично прежней процедуре истец обосновывал перед маги-стратом свой иск, а ответчик - возражения. До обращения к магист-рату истец в письменном виде излагал основания и предмет своих требований и сообщал их ответчику. Существенную роль при напи-сании письменной формулы играли юристы, помогавшие истцу сформулировать свои требования. Если ответчик признавал заяв-ленный иск, истец получал право на удовлетворение своих требо-ваний.
Если магистрат, выслушав возражения ответчика, признавал до-пустимость иска, он осуществлял следующее: а) утверждал форму-лу, предложенную истцом; б) вводил в нее возражения ответчика; в) назначал судью; г) отдавал судье распоряжение рассмотреть де-ло.
После направления судье формулы первая стадия заканчива-лась. Письменная формула состояла из двух частей: интенции и кондемнации. Интенция включала содержание притязаний истца и возражения ответчика. Кондемнация предписывала судье удовле-творить иск, если интенция подтвердится, или отказать в иске.
Вторая стадия была несколько изменена по сравнению с леги-сакционным процессом. Если ответчик не являлся в суд без уважи-тельных причин, это не было основанием для откладывания дела. В случае неявки истца ответчик имел право требовать прекраще-ния дела.
Главной на второй стадии являлась проверка фактов, указанных в формуле, путем исследования доказательств, т. е. судья иссле-довал фактическую сторону дела. Сложность для судьи состояла в том, что он был связан выводами, сделанными магистратом в фор-муле. Поэтому судья выносил решение в пределах лишь тех фак-тов, которые были указаны в формуле. При обнаружении неточно-стей в формуле судья не мог исправить ее. Если, например, он ус-танавливал, что истец требует больше положенного, судья должен был отказать в иске в полном объеме. После этого истец не мог уже предъявить нового иска на уменьшенную сумму.
Решение судьи было окончательным и обжалованию не подле-жало. Если ответчик не выполнял решение суда и в то же время подтвердить свои возражения не мог, то он отвечал в двойном раз-мере. При отказе добровольно выполнить решение суда проводи-лось принудительное взыскание. По приказу магистрата до уплаты долга должник мог быть арестован. На имущество должника могло быть наложено взыскание. В последнем случае кредитор вводился во владение имуществом должника, которое продавалось с пуб-личных торгов. Таким образом, формулярный процесс отличался от легисакционного более простой судебной процедурой. Претор, предоставляя исковую защиту, не был связан правилом об изложе-нии иска в точных словах закона. Пользуясь своей властью, он мог признать новые отношения или, наоборот, оставить без защиты формально отвечающие закону отношения.
Экстраординарный процесс - непосредственное рассмотре-ние дела судебным чиновником. Он появился в конце республикан-ского периода. К концу III в. н. э. Новая форма процесса вытеснила формулярный процесс. Причину появления этой формы процесса следует искать в императорской власти. Император искоренял элементы демократии республиканского периода, а именно: избра-ние судей, бесконтрольное осуществление претором его функций. Кроме того, новая организация империи потребовала введения единообразного устройства гражданской юстиции на всей террито-рии империи.
Экстраординарный процесс проводился императорскими чи-новниками. Принцепс мог сам лично рассмотреть любое дело, а мог предать его своему чиновнику. Обычно в Риме и Константино-поле (после разделения империи на Западную и Восточную) судеб-ными полномочиями были наделены начальники городской поли-ции, в провинциях - правители провинций, а по мелким делам - муниципальные магистраты.
Порядок рассмотрения дела был иной, нежели ранее. Процесс от начала до конца вел один чиновник, без деления на две стадии, в присутствии лишь участников (сторон). При неявке истца дело прекращалось, при неявке ответчика - рассматривалось заочно. Допускался отвод ответчиком суда. Стороны и адвокаты давали присягу. Доказательствами являлись показания свидетелей, пись-менные документы. Характерно, что показания одного свидетеля во внимание не принималось.
Судебные решения были разнообразны по содержанию: уплата денежной суммы, обязанность выдать вещь, необходимость со-вершить какое-либо действие. Судья мог уменьшить исковые тре-бования потерпевшего. Если судья приходил к выводу о неясности дела, он мог передать его на рассмотрение вышестоящей инстан-ции. Судебное решение приводилось в исполнение по просьбе истца органами государства. Если ответчик был присужден к выда-че определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно. В том слу-чае, если ответчик не уплачивал соответствующую сумму, на иму-щество должника накладывался арест, затем оно продавалось по частям с целью удовлетворения судебного решения. Если у долж-ника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.
В отличие от ранее существовавшего порядка допускалось об-жалование судебного решения в вышестоящую судебную инстан-цию. Подача жалобы на судебное решение обязывала апелляцион-ную инстанцию рассмотреть дело в полном объеме.
Жалоба подавалась устно по вынесению решения или же в письменном виде в срок не позднее десяти дней после судебного решения. Она вручалась судье, вынесшему решение. Последний передавал жалобу в вышестоящий суд. Жалобы, направляемые императору, рассматривались в Совете императора. Решения Со-вета по жалобам были окончательными.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСКОВ
Иск (actio) в классическом римском праве есть предусмотренное эдиктом судебного магистрата средство добиться путем судебного процесса решения, соответствующего интересам лица.
Иски складывались в холе развития формулярного процесса в рам-ках вырабатываемых формул. Формулы не оставались неизменными. Преторские эдикты изменяли имеющиеся формулы, вводили новые, распространяли иски на более широкий круг случаев. С течением времени вырабатывались типичные формулы для отдельных катего-рий исков.
Существовало несколько видов исков.
Вещный иск (action in rem) - иск, направленный на признание пра-ва лица в отношении определенной вещи (например, истребования собственности). Этот иск предъявляется любому третьему лицу, кото-рое удерживало вещь или посягало на нее.
Личный иск (action in personam) - иск, направленный на выполне-ние обязательства определенным должником. Этот иск подавался для защиты правоотношения личного характера между двумя или не-сколькими определенными лицами (например, требование уплаты долга).
Иски о восстановлении нарушенного состояния, так называе-мые реиперсекуторные (actions rei persecutoriae). Эти иски имели сво-ей целью истребовать деньги или вещи.
Штрафные иски (actions poenales) преследовали цель наказать ответчика. Например, в некоторых случаях при совершении кражи по-терпевший имел право потребовать от вора выплаты кратной стоимо-сти похищенного.
Цивильные иски (actions civiles) и преторские иски (actions prae-toriae). Цивильные иски были основаны на праве, зафиксированном в обычаях и законах, преторские - на правилах, установленных прето-ром.
Цивильный иск подразделялся на иск строгого права (action stricti iuris) и иск, построенный на принципе справедливости (action bonae fi-dei). Рассматривая цивильный иск, судья был связан буквой договора; при рассмотрении второго иска судья был более свободен и мог оце-нивать возражения ответчика по справедливости (например, хотя в формулу иска не включено особой эксцессии по поводу обмана, судья учитывал ссылку ответчика на обман со стороны истца).
Иск по аналогии (action utiles). В период республики причинитель вреда нес ответственность лишь в случае, если вред был причинен телесным воздействием на телесную вещь.
Позднее по аналогии претор давал иск и в том случае, если вред был причинен без телесного воздействия на вещь. Например, если лицо уморило животное голодом, к нему мог быть предъявлен такой иск.
Иск с фикцией (action ficticia). Этот иск подавался в случае, когда была необходимость передать требования от одного лица к другому. Претор обычно предлагал судье допустить фикцию (предположить), что лицо (которому передано право требования) является наследни-ком первого лица. Поскольку к наследнику переходили права и обя-занности, лицо которому было передано право требования, получало исковую защиту.
Кондикции - основанные на цивильном праве иски, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски). Например, истец требовал уплаты определенной суммы безотноси-тельного того, на основании чего будет возвращать эту сумму ответ-чик (по письменному договору или какому-то другому договору).
ОСОБЫЕ СРЕДСТВА ПРЕТОРСКОЙ ЗАЩИТЫ
Преторы, помимо предоставления исков, осуществляли защиту прав в силу принадлежащей им власти непосредственными распо-ряжениями. К ним относились интердикты, реституции, стипуляция и передача во владение.
Интердикты - распоряжения претора совершить какие-либо дей-ствия или воздержаться от их совершения. Вначале интердикт был ка-тегорическим и безусловным распоряжением, поскольку фактические обстоятельства дела проверялись до предоставления интердикта просителю. Например, к претору могло обратиться с жалобой на того, кто построил на его земле строение без разрешения. Получив жалобу, претор вначале проверял ее действительность, затем давал распоря-жение убрать строение. Позднее претор давал интердикты уже без проверки фактов, в виде условного распоряжения: "Если, мол, под-твердятся такие-то факты, то следует сделать то или иное".
Реституция - восстановление в первоначальное положение. В не-которых случаях претор ликвидировал наступившие юридические по-следствия той или иной сделки ввиду каких-либо особых обстоя-тельств. К примеру, лицо в возрасте до двадцати пяти лет, заключив-шее не выгодную себя сделку, имело возможность получить от прето-ра разрешение не считаться с этой сделкой (ввиду неопытности лица). Получить реституцию могло также лицо, заключившее договор под влиянием угрозы, насилия и тем самым потерпевшее ущерб.
Стипуляция - словесный договор, который заключался между сто-ронами по принуждению претора. Такое принуждение осуществлялось для того, чтобы с помощью этого договора защитить право кредитора. Для принуждения должника к заключению такого договора претор ис-пользовал взятие залога, введение кредитора во владение имущест-вом должника и т. д.
Передача во владение - распоряжение претора взять во владе-ние какое-либо имущество, принадлежащее другому, обязанному ли-цу. Например, кредитору претор давал распоряжение взять имущест-во должника, отказывавшегося выполнять судебное решение.
3. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ
Лицо, право которого нарушено, имеет право на защиту. Предъявлять исковые требования к виновному лицу или не предъявлять исковые требования к виновному лицу или не предъявлять, решает правомоч-ное лицо. Но не предъявление иска в течение установленного законом срока лишало уполномоченное лицо требовать рассмотрение его ис-ка. Такой срок называется исковой давностью. Исковая давность - это максимальный срок, в течение которого правомочное лицо, право которого нарушено, может требовать рассмотрения его иска.
Исковая давность (в нынешнем понимании) появилось в Риме только в V в. н. э. До V в. римлянам были известны лишь законные сроки предъявления исков.
Исковая давность по установлению Юстиниана исчислялась три-дцатью годами. Начало течения этого срока определялось моментом возникновения искового притязания. Например, по обязательству из договора займа течение давностного срока начиналось с того момен-та, когда заимодавец получал право требовать возврата данной взай-мы ссуды. По иску собственника исчисление срока шло со дня непра-вомерного удержания вещи собственника другим лицом и т. д.
Течение срока исковой давности могло быть приостановлено на время, в течение которого лицо в силу каких-либо препятствий не мог-ло предъявить иск (например, длительное отсутствие лица, делающее невозможным предъявление иска). Течение срока давности продол-жалось и после устранения такого препятствия.
Течение срока исковой давности могло быть прервано путем при-знания требования обязанным лицом или предъявления иска. В этом случае истекшее до перерыва время не принималось в расчет, и на-чиналось течение новой давности. Это имело место, например, если обязанное лицо после признания долга не выплачивало его.


следующая страница >>
Смотрите также:
Тема Понятие римского частного права. Его система и источники
1066.99kb.
6 стр.
Семинар 1 по курсу «правовое регулирование внешнеэкономических связей»
27.42kb.
1 стр.
Тема Понятие, предмет и система международного частного права (2 часа)
233.8kb.
1 стр.
Лекция Предмет и система римского права Периодизация истории римского права и ее соотношение с историей римского государства
1079.71kb.
5 стр.
Тема I исторические системы и источники римского права
105.51kb.
1 стр.
Тема I. Понятие международного права 2 Тема II. Источники международного права 8
7023.9kb.
27 стр.
Законодательные источники о правоохранительных органах. Судебная власть: понятие и основные признаки. Судебная система РФ и ее структура. Понятие звена судебной системы. Понятие судебной инстанции и ее виды
26.94kb.
1 стр.
Источники международного частного права
136.87kb.
1 стр.
Тема Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права»
65.55kb.
1 стр.
Гражданское право РФ II мэо 2012/2013 учебный год Вопросы к зачету
27.39kb.
1 стр.
Тема Предмет, сущьность, источники и система государственного права зарубежных стран
231.49kb.
1 стр.
Правила приема в российскую школу частного права
35.61kb.
1 стр.