Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность - 230101.65

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Форма обучения – очная

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск –2011

При разработке УМК дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., протокол № 224 тех/дс.
2) Учебный план по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», утвержденный решением Ученого совета РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12.

УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.



лямина

СОДЕРЖАНИЕ


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

4.1 Самостоятельная работа студента 15

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 19

Терминологический минимум 19

Примерные задания по практической стилистике 20

Орфоэпические упражнения 29

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 32





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УМК учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, утвержденным приказом Министерством образования РФ от 27.03.2000 г.

Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:


  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(распределение часов курса по разделам и видам работ)

Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (Стили современного русского литературного языка)

(20 баллов)



1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

18

4

4

-

10

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2 (Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения)

( 30 баллов)



2. Культура речи. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

28

-

14

-

14

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3(Функциональные стили современного русского литературного языка)

(20 баллов)



3. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорная речь.

32

8

10

-

14

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 4 (Речевое взаимодействие)

(10 баллов)



4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.

16

2

4

-

10

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 5 (Особенности устной публичной речи)

(20 баллов)



5.Основы ораторского искусства.

40

8

12

-

20

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Экзамен- 40 баллов

Итого часов

134

22

44

-

68

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(дидактические единицы)
3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
3.2 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1 Стили современного русского литературного языка
Тема 1. Язык как система. Литературный язык – основа культуры речи.

Аудиторное изучение:

Культура речи. Язык и речь. Системность языка. Функции языка. Национальный язык. Литературный язык. Стили современного русского языка. Устная и письменная разновидности русского языка. Речевая деятельность. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические). Коммуникативные качества литературной речи.



Самостоятельное изучение:

Из истории русского языка. Наука о языке. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.


ДЕ 2 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
Тема 2. Стилистика современного русского литературного языка

Аудиторное изучение:

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия.

Стилистика частей речи.

Согласование подлежащего и сказуемого. Варианты форм, связанных с управлением.

Самостоятельное изучение:

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Заимствованная лексика. Фразеологизмы.

Стилистика имени существительного. Стилистика имени числительного. Стилистика глагола. Стилистика имени прилагательного. Стилистика местоимения. Стилистика наречия.

Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение. Словосочетание. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Главные члены предложения. Определение и приложение. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции.
ДЕ 3 Функциональные стили современного русского литературного языка
Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка

Аудиторное изучение:

Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная формы литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Коммуникативное качество уместности речи (уместность ситуативная и уместность стилистическая). Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Публицистический стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи. Произношение. Словообразование Лексика. Фразеология. Морфология Синтаксис. Роль внеязыковых факторов.



Самостоятельное изучение:

Языковые единицы общеупотребительные (нейтральные) и ограниченные в употреблении (стилистически окрашенные). Виды стилистической окраски. Система стилистических помет в словарях русского языка.

Жанры научного стиля. Авторское «я» в научной речи.

Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Унификация языка деловых бумаг. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи.

Язык рекламы.
ДЕ 4 Речевое взаимодействие
Тема 4. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия

Аудиторное изучение:

Основные единицы общения. Речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия.



Самостоятельное изучение:

Проявление категории вежливости в русском языке.

Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Этикет и международные отношения. Социальные аспекты культуры речи. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
ДЕ 5 Особенности устной публичной речи
Тема 5. Основы ораторского искусства

Аудиторное изучение:

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.



Самостоятельное изучение:

Ораторское искусство как социальное явление. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства. Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи.


3.3 Содержание практических занятий
Занятие 1. Язык и речь. Литературный язык как основа культуры речи

  1. Язык и речь.

  2. Функции языка.

  3. Речевая деятельность.

  4. Ортологический компонент культуры речи.

  5. Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические).

  6. Коммуникативные качества литературной речи.


Занятие 2. Язык и речь. Литературный язык как основа культуры речи

Коллоквиум


Занятия 3 - 4. Смысловая точность речи

  1. Слово - основа для понимания текста. Поиск нужного слова.

  2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

  3. Лексическая сочетаемость.

  4. Речевая недостаточность.

  5. Речевая избыточность.

  6. Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов.

  7. Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.

  8. Полисемия.

  9. Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.

  10. Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.


Занятие 5. Лексические нормы современного русского литературного языка

  1. Контрольная работа


Занятие 6. Стилистика частей речи.

  1. Стилистика имени существительного.

  2. Стилистика глагола.

  3. Стилистика местоимения.

  4. Стилистика имени числительного.

  5. Стилистика имени прилагательного.

  6. Стилистика наречия.


Занятие 7. Морфологические нормы современного русского литературного языка

  1. Контрольная работа


Занятие 8. Синтаксическая стилистика

  1. Стилистика простого предложения.

  2. Стилистика сложного предложения


Занятие 9. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

  1. Контрольная работа


Занятие 10. Научный стиль

  1. Сфера применения научного стиля

  2. Функции научного стиля

  3. Подстили научного стиля

  4. Лексические, грамматические особенности научного стиля


Занятия 11-12. Официально-деловой стиль

  1. Подстили и разновидности официально-деловой речи.

  2. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

  3. Унификация языка деловых бумаг.

  4. Языковые формулы официальных документов.

  5. Требования к языку и стилю документов.

  6. Речевой этикет в документе.


Занятие 13. Публицистический стиль

  1. Сфера применения.

  2. Возникновение и развитие.

  3. Языковые функции.

  4. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические.

  5. Жанровое своеобразие.


Занятие 14. Функциональные стили современного русского языка (обобщение)

  1. Контрольная работа


Занятие 15. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия

  1. Основные единицы речевого общения.

  2. Организация вербального взаимодействия.

  3. Проявление категории вежливости в русском языке.

  4. Культура поведения и этические нормы общения.

  5. Речевой этикет.

  6. Этикет и международные отношения.

  7. Социальные аспекты культуры речи.

  8. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.


Занятие 16. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия (обобщение)

  1. Коллоквиум


Занятия 17-19. Основы ораторского искусства

  1. Ораторское искусство как социальное явление.

  2. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие.

  3. Причины возникновения ораторского искусства.

  4. Ораторское искусство – явление историческое.

  5. Виды ораторского искусства.

  6. Оратор. Аудитория.

  7. Основные этапы подготовки речи.

  8. Составление речи.

  9. Способы словесного оформления публичного выступления.


Занятия 20-22. Культура речи оратора

  1. Проблема стиля ораторской речи.

  2. Требования к речи оратора.

  3. Орфоэпическая правильность ораторской речи.

  4. Публичное выступление.

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 15 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
429.49kb.
4 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 13 1 Самостоятельная работа студента 13 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
439.45kb.
5 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная работа студента 20 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
534.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 16 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
563.89kb.
4 стр.
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины
117.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 22
275.65kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины история средних веков
8791.37kb.
67 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины деловой иностранный (английский) язык Направление подготовки 032700. 68
278.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплина «современное финно-угроведение»
711.44kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.