Главная
страница 1
б) Задачи к темам: «Физика и безопасность движения», «Физика и спорт»
Физика и безопасность движения
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растёт и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространённые нарушения:

  1. переход дороги на запрещенный сигнал светофора;

  2. внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

  3. переход дороги перед близко движущимся транспортом;

  4. нарушение правил езды на велосипеде;

  5. игра на дороге.

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательными и дисциплинированными.

Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7-8 классах.

По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин.

Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.


7класс



  1. На участке дороги установлен знак (рисунок 1). Что он означает?



Рисунок 1

2. Время реакции водителя на возможную опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдёт за это время автомобиль, если его скорость была 54 км/ч?


3. Пассажир движущегося автобуса отвлёк разговором внимание водителя на 5 с. Почему «Правилами дорожного движения» запрещено это делать? Какой путь пройдёт за это время автобус, если скорость была 60 км/ч.
4. Спидометр машины вышел из строя. Как определить среднюю скорость движения автомобиля?
5. На трассе стоит указатель ограничения скорости (рисунок 2). Нарушил ли правила движения водитель, если вёл «Москвич-2140» со скоростью 15м/с?


Рисунок 2

6. В начале участке шоссе стоит дорожный знак (рисунок 3).Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин?




Рисунок 3

7. Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15км/ч за время, в течение которого пешеход перейдёт велосипедную дорожку, шириной

1,5 м со скоростью 1,8 км/ч?

8. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4м от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36км/ч , время реакции водителя 1с.


9. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар, мальчику необходимо 7с. Какой путь пройдёт за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему детям запрещается играть на дорогах или около них?
10. Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1,8 км/ч, воспользоваться «островком безопасности», если известно, что зелёный свет светофора горит 25 с? (ширина шоссе 24м)
11. От момента, когда водитель автомобиля заметит опасность, до момента, когда он примет необходимые для её избежания меры, проходит от 0,5 с до 1с. Какой путь пройдёт автомобиль, движущийся со скоростью 60км/ч, за время соответствующее этим значениям.
12. С какой целью конструкцией автомобиля предусмотрено, чтобы при нажатии на педаль тормоза автоматически загорались красные тормозные сигналы сзади автомобиля?
13. Почему автомобиль с неисправными тормозами запрещается буксировать на гибком тросе?
14. Ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от отклонения вперёд. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
15. Подголовник на спинке сидения автомобиля удерживает голову человека от отклонения назад. В каких аварийных ситуациях помогает этот подголовник?
16. Какое явление используется при катании детей на самокатах?
17. Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды?
18. Почему при поворотах шофёр, велосипедист снижают скорость движения машины.
19. Подъезжая к мосту, водитель «ЗИЛ -131» не заметил дорожного знака (рисунок 4).Нарушил ли он правила движения, переехав мост, если полный вес его машины был 117600 Н?

Рисунок 4

20. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?


21. Зачем на шинах автомобилей делают глубокий рисунок протектор?
22. Зачем задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?
23. Чем объяснить, что на проезжей части улиц, осенью возле парков и бульваров вывешивают предупреждающие знаки: «Осторожно листопад!», «Берегись уза!»?
24. Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге с уклоном вниз?

25. Почему после дождя асфальтовая и грунтовая дорога делаются скользкими?


26. Найдите работу при торможении автомобиля за пять секунд перед внезапно возникшем препятствием, если развитая мощность машины при торможении

8 кВт?
27. Если автомобиль оборудован шипами, которые предотвращают скольжение по льду, на автомобиле устанавливают специальный знак (рисунок 5). Где должен находиться этот знак на переднем или заднем стекле автомобиля?



Рисунок 5

28. Зачем полотно дороги делают шершавым?
29. Какая сила тормозит автомобиль, когда водитель нажимает педаль тормоза?
8класс
1. Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?
2. Почему к цистерне бензовоза прикрепляют касающуюся земли стальную цепь?
3. В кабине бензовоза имеется надпись: «При наливании и сливании горючего обязательно включите заземление». Зачем необходимо соблюдать такое требование?
4. Для чего у машины справа и слева от водителя имеются небольшие зеркала?
5. На заднем колесе велосипеда имеется уголковый отражатель. Объясните его назначение, устройство и принцип действия. Начертите схему такого отражателя.
6. На московских бульварах в некоторых местах были установлены автоматические сигналы «Берегись трамвая!». Сигнал зажигается до того, как трамвай подходит к опасному месту, и гаснет, когда трамвай проходит его. Начертите схему электрической цепи, подающей сигнал.
7. Зачем водители при встрече машин выключают фары, оставляя лишь подфарники нижнего света?

8. Назовите основные преимущества и недостатки современного электромобиля по сравнению с автомобилем.



Физика и спорт
Каждый из нас знает, какое важное место занимает в жизни человека спорт. Но далеко не все задумывались над вопросом, какова связь между спортом и физикой, как можно использовать урок физики для пропаганды занятий спортом и в тоже время доказать, что спорт без науки и, в частности, без физики бессилен.

Убедить детей в этом помогут учителю специально подобранные задачи к теме «Физика и спорт».


7 класс


  1. Гоночный автомобиль проехал 6км за 1минуту. Выразите скорость автомобиля в км/час, в м/с.

  2. Три человека соревновались в беге. Первый бежал 20 мин со скоростью 12км/ч, второй пробежал 5км за полчаса, третий пробежал 6км со скоростью 11км/ч. Кто бежал быстрее всех? Кто пробежал большее расстояние. Кто бежал дольше всех?

  3. Существует гонка на время. Побеждает тот, кто дальше уедет (убежит) за 2ч.Допустим, что в гонке участвуют четыре спортсмена, способные развивать скорости, соответственно равные 5,5м/с,19,8км/ч,330м/мин,475,3км/сут. Кто победит? А кто отстанет? Какой путь преодолеет победитель? На сколько метров он обгонит побежденных?

  4. Спортсмен пробежал 100м в таком темпе: первые 30м за 3,6сек, следующие 50м за 5 сек и последние 20м за 2,2сек. Рассчитайте его среднюю скорость на каждом из участков и на всем пути?

  5. Гоночный автомобиль мчится со скоростью 360км/ч, а скорость Земли при движении вокруг Солнца в 300 раз больше. Пользуясь этими данными, найдите длину земной орбиты.

  6. Турист поднимается в гору со скоростью 2 км/ч, а затем спускается обратно со скоростью 6км/ч. Какова средняя скорость туриста на всем пути?

  7. Вычислите скорость своего бега на дистанции 100м и сравните ее с наилучшим показателем Карла Льюиса 10,2м/с.

  8. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

  9. Почему лыжник, докатившись до конца трамплина, не падает вертикально вниз, а описывает в воздухе длинную пологую дугу?

  10. Почему бегун споткнувшись, падает вперед, а не назад?

  11. Почему бегун, пробежав дистанцию, сразу не останавливается?

  12. Гимнаст сначала прыгает на гибкую доску-трамплин, а затем вверх? В этом случае прыжок получается более высокий, чем прыжок без трамплина?

  13. Почему боксеров делят по весовым категориям?

  14. Почему в хоккее защитников выбирают помассивнее, а нападающих – полегче, половчее?

  15. Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы) набивают кожаные шипы?

  16. Зачем на нижней поверхности лыж делается продольная выемка?

  17. Какой вид трения имеет место при катании на коньках и при катании на роликах?

  18. Когда лучше скольжение коньков и санок: в обычный день или в большой мороз?

  19. Какой лед более скользкий: гладкий или шероховатый, покрытый мельчайшими бугорочками? Почему?

  20. Что нужно сделать, чтобы при плавании испытывать меньшее сопротивление?

  21. Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду? Какому требованию должны удовлетворять перчатки?

  22. Почему неопытный конькобежец падает назад, съезжая со снеговой дорожки на лед катка, и вперед, если возвращается со льда на снеговую дорожку?

  23. Штангист массой тела 140кг поднимает в рывке штангу весом 1,9кН и 3сек удерживает ее над головой. Какова сила, с которой штангист в это время давит на помост?

  24. Какое давление оказывает конькобежец массой 60кг на лед, если ширина лезвия конька 4мм, а длина лезвия, соприкасающегося со льдом, 30см?

  25. Спортсмен, масса которого 78кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95м, ширина 8см. Какое давление оказывает спортсмен на снег?

  26. Объясните устройство лыжной палки.

  27. Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыканной гвоздями (остриями вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1мм2 , а человеческая кожа может выдержать давление 3МПа?

  28. Когда на открытой площадке стало слишком жарко, волейболисты перешли в прохладный зал. Придется ли им подкачивать мяч или выпускать из него часть воздуха? Если придется, то почему?

  29. Туристы прекратили игру в волейбол на пляже из-за плохо накачанного мяча и горько сожалели, что не взяли с собой насос. Накупавшись и отдохнув на горячем песке, они радостно удивились, что мяч изменился и можно продолжить игру. Что и почему произошло с мячом?

  30. Сколько туристов могут не замочив ноги, переправиться через реку на плоту из 10 дубовых бревен объемом 0,3м3 каждое? Средняя масса туриста с рюкзаком 75кг.

  31. Сколько времени потребуется, чтобы спортсмену массой 70кг, развивающему мощность 0,7кВт, подняться по канату длиной 6м?

  32. Спортсмен во время прыжков преодолел высоту 2м, после чего поднялся по ступенькам трибуны на высоту 2м. Одинаковые ли мощности развил он при этом?

  33. В походе вам нужно забраться на гору высотой 50м.Сила напряжения мышц ног при этом равна 800Н.За какое время вы совершите подъем, развивая мощность 200Вт?

  34. Гоночный автомобиль, масса которого равна 500кг, развивает мощность 400кВт. С какой скоростью движется автомобиль, если сила тяги равна весу автомобиля?

  35. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающейся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающей прыжок с шестом? Ответ поясните.

  36. Юный турист заметил, что за 25с он поднимается на 4 этаж своего дома, неся за плечами рюкзак, масса которого 10кг. Какую мощность развивает турист для подъема рюкзака, если высота одного этажа 3м?

  37. Спортсмен поднял штангу массой 200кг на высоту 2м за 4сек. Какую мощность развил он при этом? Сравните ее со средней мощностью человека, приведенной в учебнике.

  38. Для выполнения нормы мастер спорта по тяжелой атлетике спортсмен полутяжелой категории должен выжать штангу в 125кг. На сколько кДж увеличится потенциальная энергия штанги при подъеме ее с высоты 170см до высоты 210см над уровнем пола?

  39. Масса ядра, применяемого на легкоатлетических соревнованиях, установлена: для мужчин-7,257кг, для женщин-4,0кг. Какое ядро обладает большей кинетической энергией, при одинаковой скорости полета?

  40. Опишите превращения энергии, которые происходят при спортивной стрельбе из лука.


8 класс


  1. Шайба скользит по горизонтальной ледовой площадке. Как при этом изменяется кинетическая энергия шайбы?

  2. Как изменяется внутренняя и механическая энергии хоккейной шайбы:

а) когда ее выносят из теплой комнаты на мороз;

б) когда самолет, на котором перевозят шайбу (вместе с хоккейной командой) разгоняется по взлетной полосе;

в) когда самолет набирает высоту;

г) когда по шайбе бьют клюшкой?



  1. Почему при быстром скольжении по шесту или канату можно обжечь руки?

  2. Почему коньки хорошо скользят по льду?

  3. Почему в сильные морозы скольжение коньков по льду заметно ухудшается?

  4. У туристов, остановившихся на берегу ручья, осталось только 30 мл керосина. Сколько воды они смогут вскипятить на примусе, если 50% энергии, выделившейся при сгорании керосина, будет передано нагреваемой воде? Температура воды в ручье – 10С.

  5. На крытых стадионах часто можно наблюдать, что у спортсменов, находящихся на поле, четыре тени. Чем это можно объяснить?

  6. Тень от штанги футбольных ворот утром и вечером длиннее, чем днем. Меняется ли в течение дня длина тени от перекладины ворот?

  7. Почему мы не видим лица фехтовальщика, если оно закрыто частой сеткой, но она не мешает фехтовальщику хорошо видеть окружающие предметы?


Смотрите также:
Физика и безопасность движения
89.25kb.
1 стр.
Транспортная безопасность и технологии 2008 №2
67.29kb.
1 стр.
Пояснительная записка к первой редакции проекта межгосударственного стандарта «Токосъем токоприемником железнодорожного электроподвижного состава. Показатели качества и методы их определения»
38.8kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 01. 04. 17 «Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества»
101.93kb.
1 стр.
Анкета для руководителей, получающих профессиональную подготовку в системе повышения квалификации
1326.44kb.
7 стр.
Государственный стандарт украины безопасность дорожного движения автомобильные дороги
453.72kb.
2 стр.
Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме 5 Функции и графики 6
169.37kb.
1 стр.
Прикладные математика и физика
26.56kb.
1 стр.
Прикладные математика и физика
17.33kb.
1 стр.
См перечень тем
47.31kb.
1 стр.
[Теплофизика и теоретическая теплотехника] по физико-математическим наукам
54.37kb.
1 стр.
Основная образовательная программа 011200. 62 «Физика», профили «Кристаллофизика», «Физика конденсированного состояния вещества»
1163.66kb.
13 стр.