Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Противодействие коррупции в 2010 г.
1. Общественное мнение о коррупции в стране
Как известно, оценка уровня коррупции в стране со стороны населения является довольно субъективной. Она обусловлена особенностями индивидуального опыта (или отсутствием такового), представлениями, в том числе довольно мифологизированными, о данном явлении, информационным фоном. Следовательно, необходимо критически подходить к оценкам уровня коррупции, даваемым гражданами и различными общественными организациями.

Тем не менее, приходится констатировать, что коррупция присутствует повсеместно: в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в силовых и правоохранительных структурах1. Именно поэтому представление о должности на государственной службе как о возможности личного обогащения остается, к сожалению, весьма распространенным в общественном сознании.

В 2010 г. институты гражданского общества страны, международные организации и эксперты по-прежнему оценивали как высокую степень поражения коррупцией всех сфер правоотношений и уровней власти в Российской Федерации.

Так, согласно докладу международной неправительственной организации Transparency International, в 2010 году Россия по уровню восприятия коррупции оказалась на 154 месте из 178 возможных с индексом 2,1 балла.2 В 2009 г. Россия была на 146 месте с индексом 2,2 балла.3

К числу  наиболее значимых вопросов, стоящих перед Россией, опрошенные респонденты относят коррупцию и бюрократизм (44%). По мнению жителей Москвы в 2010 г., наиболее серьезно в столице стоит проблема коррупции (14%). В 2009 г. таких респондентов было только 6%.1

Как результат, в общественном сознании уровень доверия населения к институтам власти падает. На вопрос, заданный в октябре 2010 г. о доверии руководителю субъекта Российской Федерации, положительно ответили только 40%, а 29% – не доверяют. На аналогичный вопрос о доверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) 32% опрошенных дали ответ, что не доверяют; также 36% не доверяют главе местной администрации (по данным ФОМ).2

Стоит отметить, что если до кризиса предпринимателей в первую очередь волновал недостаток квалифицированных кадров и рост цен, то с его наступлением проблема коррупции выдвинулась на первое место. Об этом по итогам прошлого года заявили 63% всех опрошенных респондентов. Основные коррупционные риски приходятся на правоохранительные органы, за ними следуют местные органы власти. На проблемы с территориальными подразделениями федеральных ведомств указывают 35% предпринимателей.3

В декабре 2010 г. по инициативе Российско-Германской внешнеторговой палаты совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», с участием представителей малого и среднего бизнеса, был организован круглый стол по теме «Предупреждение коррупции на предприятиях среднего бизнеса – конкретные шаги в международном бизнесе» на котором участники также отмечали системные факторы коррупции.4 Проведение подобного рода мероприятий, свидетельствует о стремлении представителей делового сообщества ограничить и исключить коррупциогенные факторы из российской экономики.

В целом, граждане продолжают оценивать уровень коррупции в России как высокий. Например, в ноябре 2009 г. 86% респондентов оценили уровень коррупции в стране как высокий, а в октябре 2010 г. их количество уменьшилось до 80%. В то же время, количество респондентов, полагающих, что уровень коррупции будет выше, увеличилось с 22% (июль 2010 г.) до 27% (октябрь 2010 г.). Наибольшее количество пессимистичных настроений наблюдается в Дальневосточном федеральном округе, где таких ответов было 53%.1

Озабоченность граждан, общественных организаций вызывает тенденция к уменьшению количества привлеченных к установленной законом ответственности обвиняемых в получении взяток в особо крупном размере, и увеличением количества привлеченных в связи с дачей взяток в небольшом размере.

Неутешительные выводы делают и международные эксперты. По мнению, директора российского отделения международного центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Е.А. Панфиловой законодательство содержит множество пробелов, а уровень коррумпированности правоохранительных органов остается очень высоким.2 В. Рау, исполнительный секретарь специально учрежденной Советом Европы антикоррупционной мониторинговой организации - Группа государств против коррупции (ГРЕКО), выразил обеспокоенность в связи с подготовленным Россией отчетом об исполнении рекомендаций, выданных ей европейскими экспертами в декабре 2008 г.3

Вместе с тем, анализ общественного мнения о проблеме коррупции показывает, что в общественном сознании противодействие коррупции, как важнейшее направление укрепления законности, выдвигается на первое место. Так, по мнению граждан, опрошенных в ноябре 2010 г. Аналитическим Центром Ю. Левады, для укрепления законности и порядка в стране необходимо в первую очередь – сделать наказание за нарушение закона неотвратимым для всех, независимо от чинов и званий, и бороться с коррупцией и произволом в государственных органах. В то время как в 2000 году в числе приоритетных направлений правоохранительной деятельности граждане видели ужесточение наказания за нарушения закона вообще и ликвидацию лазеек в законах.


2. Состояние, структура, динамика и тенденции

коррупционной преступности
Перечень преступлений коррупционной направленности утвержден совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.2010 № 187/86/2, и в настоящее время действует в редакции Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Вместе с тем, до настоящего времени статистические сведения о преступлениях коррупционной направленности в соответствии с новым перечнем не формируются. Это приводит к существенным трудностям при криминологическом анализе коррупционной преступности и ее тенденций, не позволяет получить объективную статистическую картину состояния коррупции в стране.

Исходя из этого, о состоянии коррупционной преступности можно судить по действующим на настоящий момент статистическим формам, не отражающим в полной мере все необходимые для криминологического анализа сведения.1

В 2010 г. существенно возросло количество выявленных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности. Так, в 2010 г. было расследовано 59 283 преступления, совершенных с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, что на 41,8 % больше, чем в 2009 г. Существенный рост данного показателя свидетельствует не столько об увеличении коррупционной преступности сколько об активизации работы правоохранительных органов по противодействию коррупции.

Следует отметить, что прирост выявленных коррупционных преступлений происходит в первую очередь за счет таких противоправных деяний, как мошенничество и присвоение или растрата, совершенных с использованием служебного положения (ч. 3, 4 ст. 159 и ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ) – темп прироста 94,3% и 68,5%, а также служебный подлог (ст. 292 УК РФ) – 41,6%. В то же время снизилась результативность работы правоохранительной системы по выявлению наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Так, фактов взяточничества (ст. 290 и 291 УК РФ) в 2010 г. было выявлено на 8,6% меньше, чем в 2009 г.; коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) – на 7,5% меньше; легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (п. «б» ч. 3, 4 ст. 174.1 УК РФ) – на 48,5% меньше; злоупотреблений должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – на 20,6% меньше, в сравнении с предыдущим годом.

Динамика наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности1 представлена в Таблице 2.1 и Рисунке 2.2.



Таблица 2.1

Сведения о динамике некоторых преступлений коррупционной направленности за 2000-2010 гг.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ст. 201

всего

3878

4028

4066

3449

3145

3427

3001

2544

2149

2548

1588

уровень

2,66

2,78

2,82

2,41

2,18

2,39

2,10

1,79

1,51

1,80

1,12

Ст. 204

всего

2146

2542

2780

2495

2020

2178

1751

1786

1712

1697

1569

уровень

1,47

1,76

1,93

1,74

1,40

1,52

1,23

1,26

1,21

1,20

1,11

Ст. 285

всего

4797

4133

3816

4400

5033

6941

6634

5852

6055

6103

4687

уровень

3,30

2,85

2,65

3,07

3,49

4,84

4,65

4,11

4,26

4,30

3,30

Ст. 290

всего

4281

4797

4553

4425

5273

5720

6546

6788

7131

7856

7747

уровень

2,94

3,31

3,16

3,09

3,66

3,99

4,59

4,77

5,02

5,54

5,46

Ст. 291

всего

2766

3112

2758

2921

3655

4101

4517

4828

5381

5285

4265

уровень

1,90

2,15

1,92

2,04

2,54

2,86

3,16

3,39

3,79

3,72

3,01

Ст. 292

всего

7612

8145

8224

8315

10599

10722

11343

13386

17475

19377

16917

уровень

5,23

5,62

5,71

5,81

7,35

7,47

7,95

9,41

12,31

13,66

11,92

следующая страница >>
Смотрите также:
Противодействие коррупции в 2010 г. Общественное мнение о коррупции в стране
508.55kb.
4 стр.
Закон 24 октября 2008 г года n 468-оз об областной целевой программе "противодействие коррупции в калужской области в 2008-2010 годах"
186.28kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы»
162.92kb.
1 стр.
«противодействие коррупции: вопросы реализации муниципальной антикоррупционной политики»
18.48kb.
1 стр.
Противодействие коррупции через образование
1384.34kb.
10 стр.
Скорректированный перечень вопросов
248.36kb.
1 стр.
Нормативные документы РФ и рт о противодействии коррупции
178.83kb.
1 стр.
Закон о противодействии коррупции принят
230.56kb.
1 стр.
«противодействие коррупции»
390.51kb.
2 стр.
Закон о противодействии коррупции принят Государственной Думой
382.84kb.
1 стр.
Закон о противодействии коррупции принят Государственной Думой
411.17kb.
3 стр.
Закон о противодействии коррупции принят Государственной Думой
422.03kb.
3 стр.