Главная
страница 1
Содержание курса 10 класса

Литература 19 века

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

Введение


Россия в первой половине 19 века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая Первого. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература 1-ой половины 19 века. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский, Батюшков, Рылеев, Баратынский, Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь).

Россия во 2-ой половине 19 века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Чехов как последний великий реалист.

Литература 1-ой половины 19 века

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Поэт», «Вольность», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Завещание».

Своеобразие художественного мира лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.

Литература 2-ой половины 19 века

Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века. Россия 2-ой половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самоусовершенствования. Традиции и новаторство русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и её мировое признание.

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы её выражения. Роман в зеркале критики (Н. Добролюбов, Д. Писарев).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Мастерство Островского. Островский в критике.

Теория литературы. Драма как род литературы. Жанры комедии, трагедии, драмы. Драматургический конфликт.

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. Базаров. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева.

Теория литературы. Углубление понятия о романе.

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей. Основной жанр – лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…»,»Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического произведения.

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Противоположность литературно – художественных взглядов Некрасова и Фета. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и « народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы.

М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество.

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная историческая черта.

Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык. Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (нач. понятия).

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

«Война и мир» - вершина творчества Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Народ и «мысль народная» в романе. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный в понимании Толстого. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Психологизм художественной прозы.

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество.

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант человека из народа. « Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Теория литературы. Формы повествования. Сказ. Понятие о стилизации.

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Многообразие проблематики в рассказах Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова.

«Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» и др.

«Вишнёвый сад». Образ вишнёвого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе.

Значение Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова – рассказчика. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России

К. Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Некрасова.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы 2-ой половины 19 века

Ги де Мопассан. «Ожерелье».Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Особенности жанра новеллы.



Г. Ибсен. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Мораль естественная и мораль ложная.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.


Смотрите также:
Литература 19 века Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
73.01kb.
1 стр.
Литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала 20 века
126.64kb.
1 стр.
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное
176.64kb.
3 стр.
Г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII начала XIX века Специальность 10. 01. 01 русская литература
779.42kb.
4 стр.
Литература XX века олимп • act • москва • 1997 ббк 81. 2Ря72 в 84 (0753)
11637.98kb.
118 стр.
Лекция с элементами беседы
472.07kb.
3 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература конца XX начала XXI века»
35.73kb.
1 стр.
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература XIX века Актуальные проблемы изучения»
254kb.
1 стр.
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература XIX века Актуальные проблемы изучения»
254.71kb.
1 стр.
Программа курса история отечественной литературы
1105.66kb.
7 стр.
Тема Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века
91.04kb.
1 стр.
Курс лекций по древнерусской литературе и литературе XVIII века для студентов I го курса факультета русского языка, литературы и иностранных языков
1233.68kb.
5 стр.