Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА



СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой


______________ / Н.В. Крамская /
"___"_______________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор
_____________ / Г.В. Вершинин /


"___"_______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

1 курс, I-II семестры

Специальность 071002.65 ГРАФИКА

Профиль подготовки (специализация) 05 Художник анимации

и компьютерной графики


Квалификация выпускника СПЕФИАЛИСТ

Форма обучения ОЧНАЯ

Срок освоения ООП 6 лет

Преподаватель-разработчик И.В. Яблокова


Тюмень 2011 г.



Разработчик:
Преподаватель _________________ И.В. Яблокова
Рецензенты:
доц. кафедры средового и графического дизайна

ИАДВИ ТГАКИСТ _________________В.А. Субботина

д.ф.н., профессор ТюмГУ _________________ Т.И. Борко

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна

30 августа 2011 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ________________ Н.В. Крамская/

Одобрена учебно-методической комиссией ИАДВИ « ___» _______________ ,
протокол № ___ , председатель ________________ И.Е. Чердынцева/

© И.В. Яблокова, 2011



СОДЕРЖАНИЕ

I. Аннотация дисциплины 4

II. Структура дисциплины 6

III. Календарно-тематический план курса 7

IV. Содержание курса 8

1. Понятие «Древнерусское искусство» 8

2. Древнерусская архитектура и изобразительное искусство X-XIV вв. 8

3. Архитектурные школы Древней Руси 9

4. Живопись домонгольской Руси 10

5. Архитектура и изобразительное искусство XV-XVI вв. 10

6. Древнерусское искусство и архитектура XVII в. 11

V. Примерная тематика рефератов 12

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 13

VII. Рекомендуемые информационные ресурсы 14

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14


АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа по учебной дисциплине «История отечественного искусства и культуры», 1 курс, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 071002.65 «Графика», профиль подготовки 05 - Художник анимации и компьютерной графики, утверждённого Министерством образования и науки 14 января 2011 г. приказом № 6 и в соответствии с учебным планом ИАДВИ ТГАКИСТ, разработанным в соответствии с госстандартом.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:




Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

С.2.Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Цикл мировой художественной культуры

1 к.







Профессиональный цикл










Учебная и производственная практика









Дисциплина является базовой частью дисциплин цикла мировой художественной культуры, во многом определяющей общекультурные и профессиональные компетенции. Она способствует профессиональному росту и развитию будущих художников анимации и компьютерной графики, определяет их насмотренность и задает планку художественных требований и критериев понимания художественной культуры. В этом качестве она влияет на профессиональное движение и развитие будущих специалистов. Программа дисциплины скоординирована и взаимосвязана с такими дисциплинами как «История литературы», «Живопись», «Рисунок», «Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства» и многими другими.

«История отечественного искусства и культуры» рассчитана на 4 года обучения и охватывает период со времени образования древнерусского государства до современности. Данная программа составлена для 1 курса (I и II семестры) и предполагает изучение древнерусского искусства, являющегося основой для всех последующих периодов отечественного искусства и культуры.

В процессе занятий студенты знакомятся со спецификой и религиозными основами древнерусского искусства, с принципами обратной перспективы, со средневековыми категориями пространства-времени и представлениями средневекового человека о мире. Особое внимание уделено истокам, корням древнерусской культуры, которая теснейшим образом связана с культурой Византии.

Изучение древнерусского искусства строится по хронологическому принципу, но и по отдельным школам. Рассматривается искусство лишь основных школ, каждая из которых дает возможность увидеть как общие закономерности, так и местные особенности в главных центрах Древней Руси - Киеве, Владимире, Новгороде, Пскове, Москве. На занятиях теоретическая часть дополняется прорисовками архитектурных памятников, их планов и иными зарисовками со слайдов, которые выполняют студенты.

В течение учебного года обязательным является также посещение студентами Музея изобразительных искусств и знакомство с фондовой коллекцией иконописи (в основном, урало-сибирского региона). Таким образом, учащиеся имеют возможность не только соприкоснуться с подлинным художественным материалом, но и приобретают опыт самостоятельного изучения и анализа произведений.

Знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, могут способствовать развитию вкуса, умению объективно оценивать и анализировать собственное творчество.

не только по




  1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ:

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций средствами дисциплины «История отечественного искусства и культуры» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 071002.65 Графика; квалификацией «Художник анимации и компьютерной графики».


  1. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма

обучения


Курс

Семестры

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

промежуточного

контроля


Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Самостоятельные занятия

Курсовая работа

Дополнительна работа




Очная

1

1-2

140

70

70




70







1 сем – зачет,

2 сем - экзамен






  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

70

36

34

Интерактивные лекции, иллюстрированные цифровыми иллюстрациями

54

28

26

Семинарские занятия с анализом работ и художественных ситуаций

8

4

4

Контрольные занятия, тесты

8

4

4

Образовательные технологии

100%







Интерактивные лекции

77,2

77,8%

76,5%

Семинарские занятия с анализом работ и художественных ситуаций

11,4%

11,1%

11,8%

Контрольные занятия, тесты

11,4%

11,1%

11,8%

Самостоятельная работа студента (изучение рекомендованной литературы, зарисовки произведений искусства из интернет-источников)

46

24

22

Реферат

24

12

12

Формы аттестации:










Текущая аттестация – оценка за контрольные работы




К

К

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет в 1 и экзамен во 2 семестрах




ДЗ

Э

Трудоемкость освоения дисциплины, часов

зач. ед.


140

4


72

2


68

2





  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины «История отечественного искусства и культуры» обучающиеся должны:



- знать:

  • основные виды и жанры искусства,

  • закономерности и основные этапы развития отечественной культуры и искусства,

  • выдающиеся произведения отечественного искусства.

- уметь:

  • ориентироваться в основных художественных стилях отечественного искусства,

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем или направлением;

  • анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры,

  • использовать приобретенные знания в творческой и профессиональной работе (ОК-4).

- владеть:


  • навыками обобщения, анализа, систематизации полученных знаний по истории искусства в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

  • культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);
  • способностью к работе с научной и специальной литературой, Интернет-ресурсами и использованием новых знаний в творческой работе (ОК-6);

  • профессиональной терминологией, используемой при описании и анализе произведений искусства и архитектуры;


  • навыками научно-исследовательской деятельности (сбор информации и ее обработка, обобщение полученных результатов) и способностью представлять итоги проделанной работы в виде рефератов, сообщений, докладов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати (ПК-6);

  • способностью к трансформации художественных идей и внедрению их в собственную практику (ПК-10).
  • способностью к осмыслению процессов развития отечественной культуры и искусства в историческом контексте.





  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

1 курс, 1 семестр



Темы

Часы

Аудит.

Самост.

1.

Понятие «Древнерусское искусство».

Истоки древнерусской культуры. Влияние и значение византийского искусства.



6

6

2.

Древнерусская архитектура и изобразительное искусство X-XIV вв.

2.1. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства.


2.2. Храмы Св. Софии в Киеве и Новгороде.

2.3. Ранние мозаики и фрески



10

10

3.

Архитектурные школы Древней Руси

3.1. Владимиро-Суздальская школа

3.2. Новгородская школа

3.3. Псковская школа



10

10

4.

Живопись домонгольской Руси.

4.1. Ранние древнерусские иконы.

4.2. Творчество Ф. Грека


10

10




Всего часов в семестре:

36

36

1 курс, 2 семестр



Темы

Часы

Аудит.

Аудит.

5.

Архитектура и изобразительное искусство XV-XVI вв.

5.1. Архитектура Москвы XV-XVI вв.

5.2. Московский Кремль

5.3. Творчество А.Рублева и Дионисия. Иконостас

5.4. Сюжеты и образы древнерусской живописи


18

18

6.

Древнерусское искусство и архитектура XVII в.

6.1. Архитектура Москвы. «Московское барокко».

6.2. Симон Ушаков и живописцы Оружейной палаты.

6.3. Храмовое зодчество Тобольска и Тюмени ХVII-ХVIII веков.

6.4. Урало-Сибирская иконопись.


16

16




Всего часов в семестре:

34

34




Всего часов по курсу:

70

70




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО



Понятие «древнерусское искусство”.

Хронология. Представление средневекового человека о мире. Дом – храм – город - мир. Дуализм средневекового мышления. Характер древнерусского искусства, его взаимосвязь с религиозным мышлением. Взаимосвязь христианства с языческими отголосками в древнерусском искусстве.



    1. Истоки древнерусской культуры. Влияние и значение византийского искусства

Византия как преемница античной культуры. Сплав эллинских и восточных традиций в византийском искусстве. Духовное и телесное. Новое мироощущение человека и поиски новых изобразительных и выразительных средств в искусстве. Условность художественного языка Византии.

Раннехристианское искусство. Мозаики Равенны. Сложение христианской иконографии – канона в изображении событий Священной истории.

Конструктивное и образное решение византийского храма.

Храм Св. Софии Константинопольской как модель мира.

Византийская икона. Сложение канона. «Владимирская Богоматерь» (XII в.).

Традиции Византии и Древняя Русь.


ТЕМА 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО X-XIV ВВ.


2.1. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства


Киев – столица древнерусского государства (IX в.). Язычество древних славян. Киевский князь Владимир и крещение Руси.

2.2. Храмы Св. Софии в Киеве и Новгороде

Древнерусский храм как образ мироздания: многообразие функций, объемно-пространственная структура, система росписей. Понятие о крестово-купольной системе: конструкция, план, пропорции. Связь храма с ландшафтом, местоположение в городе. Понятие канона в древнерусском искусстве.

София Киевская. Символ имени (идея целесообразности жизнеустройства) и образ (центральный храм Киевской Руси). Конструкция, план, материал и техника.


Традиции Киевской архитектуры в ранних храмах Новгорода, Чернигова и Смоленска.

София Новгородская. План, конструкция, интерьер, материал. Образ-жанр храма.



2.3. Ранние мозаики и фрески

Византийский канон и система росписей древнерусского храма. Мозаики Софии Киевской: «Богоматерь Оранта», «Христос-Пантократор», «Евхаристия». Фрески, их светский характер («Дочери Ярослава», «Скоморохи» и др.).

Фреска Софии Новгородской «Константин и Елена».
ТЕМА 3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

3.1. Владимиро-Суздальская школа

Основание города Владимира (1108) как центра княжества.

Сложение характерного типа храма при Ю. Долгоруком: церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском. Образная структура храмов. Техника, материал, подчеркивание тектоники. Появление архитектурных резных деталей.

Влияние галичских мастеров и романской архитектуры.

Постройки Андрея Боголюбского: Успенский собор, его образ, конструкция, декор. Перестройка Успенского собора.

Храм Покрова на Нерли и комплекс в Боголюбове. Эволюция тектонического решения стен; центричность композиции. Влияние галичских мастеров.

Дмитриевский собор. Образ и жанр храма. Резные рельефы, их смысл, соединение материального и духовного, языческого и христианского.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Новые элементы: появление притворов, динамичное завершение главы, окруженной вторым рядом закомар. Резной декор собора.



3.2. Новгородская школа

Ранние новгородские храмы.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119-1130) и Николо-Дворищенский собор (1113-1136) как единая стилистически-образная линия ранней новгородской архитектуры (лаконичность, монолитность, монументальность). Образ новгородского храма. Его «рукотворность».

Изменения в культовом строительстве конца ХII в: уменьшение размеров построек, переход к более простым четырехстолпным храмам как отражение художественных запросов посадского населения. Строительные материалы.

Георгиевский собор в Старой Ладоге: пластичность, лаконичность, вещественность глухих плоскостей стен.

Церковь Спаса на Нередице (1198), храм Петра и Павла на Синичьей горе: новая типологическая схема. Понижение боковых апсид, трехугольное расположение окон на фасадах, отсутствие парадных хоров; усиление центричности, увеличение значения средних осей фасадов. Фрески Спаса на Нередице.

Церковь Перынского скита (нач. XIII в.): отказ от трехчастного членения наружных стен, понижение единственной апсиды.

Церковь Параскевы Пятницы (1207). Новая объемно-пространственная композиция – переход от статики к динамике, трехлопастное завершение фасадов, их декоративность.

Классические памятники “золотого века” новгородской архитектуры (XIV в.): Церковь Федора Стратилата (1360-1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Завершение фасадов трехлопастным фронтоном, восьмискатные крыши, декоративное убранство фасадов. Фрески Ф. Грека в церкви Спаса Преображения (1378).

3.3. ПСКОВСКАЯ ШКОЛА

Особенности псковской архитектуры. Преобладание одноглавия, приземистость, массивность храма, усложнение внешнего объема за счет пристроев. Звонницы.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136-1156).


ТЕМА 4. ЖИВОПИСЬ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ

4.1. Ранние древнерусские иконы

Понятие о формах бытования живописи: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра. Особенности средневековой живописи. Символ и атрибут. Символика цвета.

Обратная перспектива как система взаимосвязи символических обозначений. Часть и целое. Материальное как концентрация духовного. Пространство и время в древнерусской иконе. Сюжеты и иконография.

«Ярославская Оранта», «Дмитрий Солунский». Народные иконы новгородского письма. «Ангел Златые власы», «Устюжское Благовещение» (ГТГ)



4.2. Творчество Ф. Грека

Феофан Грек. Опыт Византии на русской почве. Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде («Христос-Пантократор», «Троица»). Художественный темперамент мастера.

Иконостас Благовещенского собора (1405) в Москве. Анализ “Деисуса”.

Икона «Донской Богоматери» и «Успение» (ГТГ).


ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XV-XVI ВВ.

5.1. Архитектура Москвы XV-XVI вв.

Превращение Москвы в столицу крупного княжества. Куликовская битва.

Продолжение владимиро-суздальских традиций в раннемосковском зодчестве. Возрождение белокаменного строительства.

Троицкий собор и Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря. Новая конструктивно-пространственная система на основе эволюции предшествующего времени. Сложение московского архитектурного “почерка”.

Превращение Руси в единое централизованное государство.

Шатровые храмы. Появление бесстолпных храмов конца 15 - нач. 16 вв.

Церковь Вознесения в Коломенском. Преемственность традиций деревянного зодчества. Нарушение канона. Конструктивная система, новый жанр храма. Влияние церкви Вознесения на усиление вертикальности путем развития ввысь центрального объема: Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове

Покровский собор (Собор Василия Блаженного). Символика храма (мемориальный храм, образ Града Иерусалима). Композиция. Декоративное оформление.



5.2. Московский кремль

Постройки Московского Кремля как подтверждение важной роли Москвы.

Успенский собор. Использование схемы Владимирского Успенского собора как варианта национального типа собора. Новые черты: единое пространство, изменение функции аркатурного пояса. Применение кирпича. Создание собирательного образа, обладающего национальной выразительностью, отразившей тенденции формирования общерусской архитектуры.

Благовещенская церковь, церковь Ризположения. Сочетание владимиро-суздальских деталей с характерной для Пскова конструктивной системой арок и раннемосковскими кокошниками. Появление ордерного начала. Применение керамического декоративного пояска.

Архангельский собор (Алевиз Новый) и влияние фасадной системы итальянского палаццо.

Строительство каменного кремля и перестройка Кремлевского дворца.

Колокольня Ивана Великого. Участие итальянских архитекторов в сложении московской школы архитектуры.

5.3. Творчество А. Рублева и Дионисия. Иконостас

А.Рублев. Иконы Благовещенского иконостаса. Росписи Владимирского собора. “Троица”. Сравнительный анализ “Преображения” и “Троицы” Ф. Грека и А. Рублева.

Дионисий. Фрески Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре. Иконы. Образно-пластическая система живописи.

Сложение древнерусского иконостаса.



5.4. Сюжеты и образы древнерусской живописи

Иконопись Москвы и Новгорода 14-15 вв.: «Чудо Георгия о змие», «Успение», «Борис и Глеб» и т.д. Основные иконографические циклы – христологический, богородичный, праздничный.

Усложнение композиционных схем иконописи 15 в. («Отечество», «Акафист Богоматери»). Появление новых сюжетов и светских мотивов («Притча о хромце и слепце»).
ТЕМА 6. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА XVII В.

6.1. Архитектура Москвы. «московское барокко»

«Смутное время». Освобождение Москвы, избрание Романовых на царство.

Усложнение духовной жизни русского общества. Рост городов. Роль Приказа каменных дел. Сосуществование древнерусских декоративных и конструктивных элементов с классическими фронтонами, аттическими базами, ордерными формами в жилом и храмовом строительстве. Многообразие культовых зданий и их региональные черты:


  • бесстолпные посадские храмы. Церковь Троицы в Никитниках;

  • появление трехчастных храмов «кораблем»;

  • шатровые храмы.

Роль декоративного решения храмов.

Храмовое зодчество конца ХVII в. «Московское барокко»: широкое использование ордерных деталей.

Храм Покрова в Филях. Церковь Троицы в с. Троице-Лыково (арх. Я. Бухвостов). Колокольня Новодевичьего монастыря. Трапезная Троице-Сергиевой лавры. Сухарева башня. Унификация строительных деталей.

Значение архитектуры 17 в. как связующего звена между древнерусским зодчеством и архитектурой 18 в., время подготовки почвы для нового художественного мировоззрения, способствовавшего творческому восприятию ордерной тектонической системы.



6.2. Симон Ушаков и живописцы Оружейной палаты

Строгановская школа иконописи.

Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. Фрески Ярославля. Переход к повествовательности. Разрушение системы обратной перспективы. Парсуна как переходный вариант от иконы к картине.

6.3. Храмовое зодчество Тобольска и Тюмени ХVII-ХVIII вв.

Тобольская София – первый каменный храм в Сибири.

Храмы Тюменского Троицкого монастыря.

Стилистические особенности «сибирского барокко» на примере тобольских и тюменских храмов второй половины XVIII в. Общие и индивидуальные черты.

Крестовоздвиженская церковь, Михаило-Архангельская, Захарьевская Спасская церкви Тобольска.

Тюменские храмы: Спасская церковь, Знаменский собор.



6.4. Урало-Сибирская иконопись

Сложение региональных иконописных традиций. Особенности урало-сибирской иконописи на примере Невьянской иконы, произведений Ишимской, Рафайловской иконописных мастерских, Тобольска и Тюмени (из фондов Тюменского музея изобразительных искусств). Святыня Сибири – «Богоматерь Абалакская».




  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Соборы Св. Софии – в Константинополе, Киеве, Новгороде.

  2. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице и фрески Феофана Грека.

  3. Сравнительная характеристика Дмитровского собора и церкви Покрова на Нерли (Владимир).

  4. Система росписей древнерусского храма (на примерах соборов Киева, Новгорода или Владимира).

  5. Обратная перспектива в древнерусской живописи.

  6. Древнерусская икона – символика, сюжеты, иконография.

  7. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.

  8. «Троица» Ф.Грека и А.Рублева.

  9. Итальянские влияния в московской архитектуре.

  10. «Нарышкинское барокко».




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Галарт; АСТ-Пресс, 2004. – 624 стр. ISBN 978-5-7805-1220-2, 5-269-00980-3, 5-7805-0693-0 (электронная версия: http://poremontu.ru/webstat/skachat-dmitrieva-kratkaya-istoriya-iskusstv.html и др. ресурсах).

Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство: учебник / Т. В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.: ил.

Ильина, Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала III тысячелетия / Т. В. Ильина. - М.: Юрайт, 2009

Дополнительная литература

Алпатов, М. В. Феофан Грек / М. В. Алпатов. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 199 с. : ил.

Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. – М., 1993.

История русской архитектуры: учеб. для вузов / В. И. Пилявский [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Стройиздат, 1994. – 600 с. : ил.

Лифшиц, Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков / Л. И. Лифшиц. – М.: Искусство, 1987. – 522 с. : ил.

Лихачева, В. Д. Искусство Византии IV-XV веков / В. Д. Лихачева. – Л., 1986.

Сергеев, В. Н. Рублев / В. Н. Сергеев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 255 с. : ил.

Тяжелов, В. Н., Сопоцинский, О. Искусство средних веков / В. Тяжелов, О. Сопоцинский. – М.-Дрезден, 1975. – (Малая история искусств).

Фрески Дмитриевского собора / В. Плугин. – Л.: Аврора, 1974.

Фрески Ферапонтова монастыря / И. Е. Данилова. – М.: Искусство, 1970.

  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные визуальные ресурсы Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств.

Дисковые накопители ИАДВИ, папки «Искусство России», «Архитектура России».

Фонды сектора литературы по дизайну.

Научная библиотека ТГАКИСТ.

WEB-РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Сайты: www.artclassic.edu.ru www.painting.artyx.ru www.zagraevsky.com



www.bibliotekar.ru www.artyx.ru www.arthist.cla.umn.edy


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Классы, оборудованные компьютерами и HD-проекторами, затемнением, слайд-проекцией; доступом в Интернет (выход в сеть Интернет на специализированные сайты через Wi-Fi и с помощью проводного доступа).

Специализированная библиотека института с учебной литературой, альбомами, журналами по искусству, с выходом в Интернет.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История отечественного искусства и культуры» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 071002.65 Графика (специализация «Художник анимации и компьютерной графики») и учебным планом ИАДВИ ТГАКИСТ по программе подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Автор _______________________ И.В. Яблокова



Согласовано:
Зав. научной библиотекой ________________________ Н.П. Соколова




Смотрите также:
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
184.73kb.
1 стр.
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
177.31kb.
1 стр.
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
132.25kb.
1 стр.
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
622.5kb.
3 стр.
Программа дисциплины «эргономика и инженерная психология»
107.35kb.
1 стр.
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
220.89kb.
1 стр.
Фгоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
186.22kb.
1 стр.
«тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
79.25kb.
1 стр.
«тюменская государственная академия культуры и искусств»
472.35kb.
3 стр.
«тюменская государственная академия культуры и искусств»
98.15kb.
1 стр.
Рабочая программа Дисциплина: «история русской музыки»
100.17kb.
1 стр.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
6157.87kb.
57 стр.