Главная
страница 1

V Покровский форум , Ленинградская обл., г. Луга, ДОЛ «Звездный» от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга.», 14-16 октября 2011 г.



Кузьмина Ирина Борисовна,

стар. преподаватель СПГАИЖСА им. И.Е. Репина

(Академия художеств) и СПГАТИ.

8(812) 577-43-72; 8-911-255-76-40

irenku@mail.ru
Искусство - душа народа.

Роль академика Д.Н. Кардовского в области эстетического воспитания и художественного образования.
…если наука есть ум народа,

то искусство есть душа его.

Д.Н. Кардовский



Портрет Д.Н. Кардовского.

Автор О.Л. Делла-Вос-Кардовская.

Проблемы, рассматриваемые в 1920-х годах выдающимся художником-

педагогом, академиком, заслуженным деятелем искусств, профессором Дмитрием Николаевичем Кардовским (1866-1943) в докладе для учителей города Переславля-Залесского, не менее актуальны и в наше время. Художник говорил: «…в деле воспитания народа нужно одновременное и параллельное развитие не только ума, но и души и сердца, а, следовательно, необходимо не только развитие науки, но искусства, потому что если наука есть ум народа, то искусство есть душа его.

Поднять молодые поколения до понимания души народа, до понимания его искусства, это значит воспитать народ в духе высокой цивилизации, а потому элементарное знакомство с искусством и способами его проявления необходимо в общих школах...»1

Д.Н. Кардовский родился 6 сентября 1866 года в поместье Осурово Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье.

«Детство и юность Дмитрия Николаевича протекали на фоне живописнейших мест центральной полосы России - городов Переславля-Залесского, Владимира и их окрестностей, славящихся красотой своей природы. Обладая исключительной зрительной памятью и особенной чуткостью в восприятии русской природы, Дмитрий Николаевич с ранних лет накапливал впечатления от окружавших его картин родного края, крестьянской и помещичьей жизни, которые впоследствии послужили ему неисчерпаемым источником вдохновения в его творчестве»2.

Подростком, будучи учеником (1874-85) Владимирской мужской гимназии будущий художник изучал русскую историю и русское искусство по древним памятникам архитектуры и росписям древних владимирских храмов.

Впоследствии учителям города Переславля-Залесского Дмитрий Николаевич говорил: «Мы с вами имеем счастье жить в таких местах, с которыми связаны многие важнейшие моменты истории русской. Здесь … можно набрести на памятники и образцы древнерусского искусства. Надо бережно и осторожно отнестись к ним, надо понять их, оценить и содействовать охране их. И еще: надо их объяснить, направить на них глаз молодежи… Надо обратить внимание подрастающего поколения на то, что это не только образа, а красота искусства, надо указать, в чем ее содержание, объяснить художественные средства этой живописи, ее форму, живописный цвет, смысл стилизации. Может быть, из 100, из 1000 человек в душу одного западет искра искусства, и мы получим Рублева, Александра Иванова, Репина, Серова, Врубеля»3

«Рисование по памяти и с натуры, которое продолжалось и во время пребывания Д.Н. Кардовского в гимназии, явилось источником «откровений» и творческого познания натуры… в конце своего жизненного пути Д.Н. Кардовский вспоминает: «… я еще в гимназии не учился, но рисовал уже без конца…»4.

В дальнейшем Д.Н. Кардовский поступит на юридический факультет Московского университета и станет посещать (1886-91) занятия Н.В. Клодта в частной рисовальной школе архитектора Гунста, где Дмитрий Николаевич поймет, что изобразительное искусство - его призвание.

По окончании университета он поступит в Высшее художественное училище Академии Художеств (1892-96) в Петербурге, но занятий у известных художников И.Е. Репина и П.П. Чистякова ему будет не достаточно. Д.Н. Кардовский, прервав учебу, поедет за границу изучать западноевропейское искусство и поступит (1897-1900) в частную школу Мюнхенского художника-педагога, академика, профессора Венской Академии А. Ашбе.

Вернувшись в Россию, Дмитрий Николаевич закончит учебу (1901-02) в Высшем художественном училище Академии Художеств и останется там преподавать (1903-22), сначала ассистентом в мастерской И.Е. Репина, а с 1907 года - профессором и руководителем персональной мастерской.

В начале ХХ века Д.Н. Кардовский инициатор и активный участник реформ Петербургской Академии Художеств. И до сих пор в основе структуры и системы обучения в СПб. Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина лежат предложенные Дмитрием Николаевичем концепции.

В 1911 году за творческие и педагогические заслуги Д.Н. Кардовский получает звание Действительного члена Академии Художеств, в 1915 году - звание Академика.

Дмитрий Николаевич был инициатором и бессменным председателем Петербургского Нового общества художников (1907-17), пропагандировавшего на организованных этим Обществом выставках-продажах творчество современных русских художников. «…Главная цель общества, - писал Д.Н. Кардовский, - как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художеств…»5

Художественное наследие Д.Н. Кардовского многогранно. Он и иллюстратор (Н.В. Гоголь «Невский проспект» (1904), А.А. Грибоедов «Горе от ума» (1919), Н.А. Некрасов «Русские женщины» (1922), И.С. Тургенев «Рудин» (1933), А.Н. Толстой «Петр I» (1933) и др.), и график (исторические картины для издательства И. Кнебеля (1907-10), серия портретов декабристов (1925) и т.д.), и живописец (портреты, пейзажи, исторические панорамные картины), и театральный художник (спектакли Гос. Акад. Малого театра СССР: А.Н. Островского («Лес» (1920-21), «Бедность не порок» (1924), «Нахлебник» (1924), «Свои люди - сочтемся» (1928-29)), И.С. Тургенева («Завтрак у предводителя» (1924)), Н.В. Гоголя («Ревизор» (1922)) и др.; спектакли МХАТ им М. Горького: «Николай I и декабристы» (1925-26) и др.).

А самое главное, Д.Н. Кардовский был талантливым, «незаурядным»6 педагогом. «Дмитрий Николаевич был прирожденный педагог; все его указания были чрезвычайно разумны, без лишних слов. В своем преподавании он очень выгодно отличался от всех педагогов Академии художеств…»7, - вспоминал ученик Кардовского В.И. Шухаев. За любовь к учащимся, справедливость, принципиальность и строгость ученики между собой называли Д.Н. Кардовского «отцом». «Мы всегда зовем Вас отцом, Вы показали себя добрым, отзывчивым человеком - отцом, в полном смысле этого слова…»8 - писал В.И. Шухаев Дмитрию Николаевичу.

Где бы Д.Н. Кардовский не преподавал: в Высшем художественном училище Академии Художеств (1903-22), Московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-30), Московском Строгановском училище (1920-22), Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры АХ (1933-34), а также в частной студии К.П. Чемко на Тверской улице в Москве (1922-30), он учил профессиональным основам изобразительного искусства - существенной стороне художественного ремесла, развивал у своих питомцев творческие способности, не подавляя индивидуальности будущих художников, просвещал в области мирового искусства и культуры, воспитывая самостоятельно мыслящих личностей.

«…Его (Д.Н. Кардовского) метод преподавания, выражавшийся в том, что он, не пытаясь ломать натуру своих учеников, предоставлял им свободу экспериментов, поисков, но в то же время учил «строгому анализу поставленных задач <…> логическому обоснованию всякого творческого усилия»9, действительно способствовал формированию их индивидуального мировоззрения.

Альфой и омегой педагогической системы Кардовского являлась натура и работа с натуры. Это стало основной заповедью, критерием художественных ценностей для всех, кто прошел его школу <…> Кардовский «учил грамоте и ремеслу в искусстве» …требовал от учеников «умение владеть формой» 10.

«…Рисунок есть, прежде всего, построение пластической формы на плоскости. <…> Изучение способов построения формы на плоскости и есть для нас - живописцев - наша арифметика…»11 - писал Д.Н. Кардовский.

Еще одной особенностью методики Дмитрия Николаевича было «понимание тона, как средства выявления и определения формы»12 в изобразительном искусстве. «Из художников педагогов к наиболее правильному, …решению вопросов тона, - писал В.И. Суворов, ученик Дмитрия Николаевича, - пришел профессор Д.Н. Кардовский… Только у него понимание тона вылилось в определенные рамки. Тон был основой всей системы Д.Н. Кардовского. <…> Определение Д.Н. Кардовского: «Живопись есть цвет, взятый в тоне», очень верно выражает суть этого вида искусства»13.

Выдающийся педагог-новатор Д.Н. Кардовский воспитал плеяду талантливых художников (Б.Д. Григорьев, П.А. Шиллинговский, Д.А. Шмаринов, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев и многие др.).

Не случайно на долю такого человека выпала судьба пережить «смутное» время первой половины XX века в русской истории и в русском искусстве. Благодаря таким столпам классического академического искусства, как Д.Н. Кардовский, была сохранена и получила дальнейшее развитие школа русского реалистического искусства.

В мае 1917 года художник писал: «Последнее время стали раздаваться голоса о том, что ни Академия художеств, ни какое бы то ни было центральное государственное учреждение по пластическим искусствам существовать не должны, что, наоборот, все дело искусства должно быть непременно децентрализовано и передано в руки городских и общественных организаций. Я держусь обратного мнения. Не умаляя и не ограничивая свободной деятельности свободных организаций в деле искусства, я считаю, что роль государства в этой области как в виде центрального органа… так и, в особенности, в виде Академии художеств необходима. Некоторые задачи настолько грандиозны и огромны, требуют напряжения таких широких сил, что при передаче их в руки отдельных организаций им грозит либо измельчание, либо гибель, как вследствие недостатка средств, так и отсутствия достаточных деятельных сил»14.

Педагогическая система Д.Н. Кардовского, называемая «школой Кардовского», широко известна в художественных кругах. По сути, она лежит в основе современной методики государственного преподавания изобразительного искусства15. Система обучения Дмитрия Николаевича направлена на освоение существенных и принципиальных основ изобразительных, т.е. пластических искусств.

«Живопись есть искусство пластическое, - говорил академик Д.Н. Кардовский, - все пластические искусства (архитектура, скульптура и живопись) оперируют пластической формой. Желающие владеть пластическим искусством, должны владеть пластической формой при помощи специфических средств каждого из этих искусств»16.

«…отмечая крупные заслуги художника Д.Н. Кардовского в области преподавания и искусства…»17, в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

«Есть мастера искусства, чей жизненный путь поражает своей целеустремленностью и единством творческого метода. К ним относится Д.Н. Кардовский.

На протяжении ученических лет он стремился овладеть «профессиональной грамотой» и познать «законы натуры». Восприятие основных принципов творчества великих русских мастеров реалистического искусства полагает он в основу достижений всей творческой практики и педагогической деятельности. На всех этапах своего развития Кардовский чужд раздвоенности, ему не свойственны уклонения и искания в области формалистического искусства. Ясность его мировоззрения, преданность «законам познания натуры» - законам реализма - дала ему возможность на всем протяжении своего творческого пути сохранить чистоту реалистического метода. <…> Основное, что составило ценность наследия мастера, - это его педагогическая система, его метод преподавания рисунка и живописи, который прочно вошел в современную практику учебных заведений»18.
Библиография

Василий Шухаев. Жизнь и творчество. /Автор-сост. Н.А. Элизбарашвили, науч. ред. Е.П. Яковлева. - М.: Изд-во «Галарт», 2010.

- с. 286.

Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. /Состав. Е.Д. Кардовская, науч. редак. Д.А. Шмаринов. - М.: Издательство Академии Художеств СССР. 1960. - с. 257.

Гиляровская, Н.В. Д.Н. Кардовский и О.Л. Делла-Вос-Кардовская. К 40-летию творческой деятельности. / Н.В. Гиляровская. - М.: Изд-во МССХ, 1939. - с. 38.

Молева, Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя. /Н.М. Молева. 2-е изд. - М.: Просвещение. 1991. - с. 416.

Подобедова, О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский /О.И. Подобедова. - М.: Советский художник. 1957. - с. 183.

Пособие по рисованию. /Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. [переизд. с: М.-Л.: Госстройиздат, 1938] - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2006.

- с. 208.

Разумовская, Ю. Академическая мастерская Д.Н. Кардовского /Ю. Разумовская //Искусство. - 1964. - № 8. - С. 55-32.

Суворов, В.И. Рисунок - основа изобразительного искусства /В.И. Суворов. Ред. и состав. И.Б. Кузьмина. - СПб.: «Издательство «Система». 2010. - с. 64.

Шмаринов, Д.А. Уроки в студии Кардовского /Д.А. Шмаринов //Юный художник. - 1982. - № 3. - С. 30-33.





1 Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. / Состав. Е.Д. Кардовская,

науч. редак. Д.А. Шмаринов. - М.: Издательство Академии Художеств СССР. 1960. - С. 174-189.



2 Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч. - С. 9.

3 Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч. - С. 174-189.

4 Подобедова, О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский. /О.И. Подобедова. - М.: Советский художник. 1957.

- С. 8.



5 Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч. - С. 139.

6 Василий Шухаев. Жизнь и творчество. /Автор-составитель Н.А. Элизбарашвили, науч. ред. Е.П. Яковлева.

- М.: Изд-во «Галарт», 2010. - С. 29.



7  Василий Шухаев. Указ. соч. - С. 29.

8  Василий Шухаев. Указ. соч. - С. 82.

9  Из письма А.Е. Яковлева к Д.Н. Кардовскому /Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч.

- С. 102.



10 Элизбарашвили, Н.А. Жизнь и творчество И.В. Шухаева /Н.А. Элизбарашвили // Василий Шухаев.

Указ. соч. - С. 7, 9.



11 Кардовский, Д.Н. К молодежи /Д.Н. Кардовский //Советское искусство. - 1937. - 29 декабря.

[перепечатывается из: Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч. - С. 252-253].



12 Суворов, В.И. Рисунок - основа изобразительного искусства / В.И. Суворов. Ред. и состав. И.Б. Кузьмина.

- СПб.: «Издательство «Система». 2010. - С. 21.



13 Суворов, В.И. Указ. соч. - С. 12-13; 47.

14 Подобедова, О.И. Указ.соч. - С. 159.

15 Пособие по рисованию. /Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. [переиздано с: М.-Л.: Госстройиздат,

1938] - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2006. - с. 208.



16 Кардовский, Д.Н. Сообщение, сделанное по предложению предметной комиссии ВХУТЕМАСа /Д.Н.

Кардовский об искусстве. Указ. соч. - С. 194.



17 Выписка из протокола № 42 заседания СНК РСФСР, 1930 год /Архив Д.Н. Кардовского

[перепечатывается из: Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Указ. соч.



- С. 214, 304].

18 Подобедова, О.И. Указ.соч. - С. 143-144.





Смотрите также:
V покровский форум, Ленинградская обл., г. Луга, дол «Звездный» от гуп «Водоканал Санкт-Петербурга.», 14-16 октября 2011 г
97.51kb.
1 стр.
Информация органов исполнительной власти Санкт-Петербурга
326.29kb.
1 стр.
Комсомольская правда в Петербурге 10 октября "зеленый" день календаря
29.97kb.
1 стр.
Генеральный директор гуп «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Владимирович Кармазинов
10.09kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о государственной гражданской службе Санкт-Петербурга (с изменениями на 30 мая 2011 года) Документ с изменениями, внесенными
585.93kb.
2 стр.
Закон санкт-петербурга о праздниках и памятных датах в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
105.39kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга 18 декабря 2006 года n 587-95 о санкт-петербургской избирательной комиссии (в ред. Законов Санкт-Петербурга от 21. 07. 2008 n 476-84, от 14. 11. 2008 n 681-118, от 16. 02. 2011 n 28-17) Принят
254.92kb.
1 стр.
Действующие лицензии на подземную воду
54.92kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 1 апреля 2009 года
90.97kb.
1 стр.
Предприниматели Петербурга подвели итоги
123.58kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга социальный кодекс санкт-петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
1645.9kb.
7 стр.
Закон санкт-петербурга об общем образовании в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
241.8kb.
1 стр.