Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ДИНАМИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОВЫКТИНСКОГО ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ, ЯПОНИИ, ЮЖНОЙ КОРЕИ) Ковыктинское газоконденсатное месторождение (КГКМ) было открыто ГУГП "ВостСибнефтегазгеология" в 1987 году. Первая оценка запасов месторождения, проведенная в 1991 году, дала обнадеживающие результаты, а именно: С1 (запасы в стадии разведки) =131 млрд. м3, С2 (предварительно оцененные) =210 млрд. м3. В апреле 1992 года было создано ОАО Компания «РУСИА Петролеум»» для освоения крупнейших месторождений углеводородного сырья Иркутской области. Последующее подтверждение объемов КГКМ включили его в двадцатку крупнейших мировых месторождений газового конденсата и сделали привлекательным объектом вложений инвестиций, в том числе иностранных. На сегодняшний день существует достаточное количество исследований, посвященных общим вопросам привлечения иностранного капитала. Обычно под инвестиционной деятельностью понимаются вложение материальных и нематериальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности, а также фактические действия по реализации капиталовложений с целью извлечения прибыли1. До распада СССР проблема привлечения иностранных финансовых ресурсов в экономику страны носила скорее теоретический, чем практический характер. Сложная экономическая ситуация, а также неясность и противоречивость законодательства в области привлечения зарубежного капитала, отсутствие проектов, схожих с мировыми аналогами, удерживали инвесторов от серьезных вложений в экономику России2. Помимо этого, как отмечают иностранные специалисты, «причиной того, что иностранные инвесторы не приходили в Россию, - было нежелание России видеть их на своей территории».3 Стоит сразу отметить, что интерес иностранных компаний к месторождению присутствовал всегда. Так, например, основные акционеры Компании совместно с British Petroleum (Великобритания) и Statoil (Норвегия) еще до получения ОАО Компания «РУСИА Петролеум» лицензии провели оценочные работы, согласно которым запасы КГКМ были оценены в 600-800 млрд.м3. После оценки указанные инвесторы отказались от участия в проекте, т.к. их интересовала в первую очередь нефть. Кроме того, отсутствовал рынок экспорта газа, а российские законы по недропользованию иностранцев не устраивали.4 Первые 12 лет деятельности Компании финансово обеспечивались за счет проведения эмиссий акций Компании. Первая эмиссия прошла в конце 1994 – начале 1995 года5, и стоит обратить внимание, что уже тогда предусматривалась возможность иностранному инвестору приобрести до 30 % акций Компании6. В период с 1992 по 1995 годы Россия «не видела необходимости в иностранных инвестициях и считала, что все может сделать сама; была выстроена стена, и иностранцы оставались за ней».7 Проект на данном этапе оставался национальным на обоих уровнях – государственном и акционерном. В это время появилось два видения освоения КГКМ в будущем: региональный и международный. Первый вариант предусматривал приоритетным направлением газификацию Иркутской области, второй – экспортные поставки газа. С 1996 года начался новый этап в отношениях России со своими восточными соседями в области топливно-энергетического комплекса. Корея проявила интерес к углеводородам России еще в поздние 80-е. В 1994-5 были проведены исследования для предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) поставок газа с месторождений Республики Саха. В 1996 году Корея провела активные переговоры администрацией Иркутской области об ее участии в разработке Ковыкты. Переговоры завершились тем, что Hanbo Group в результате проведенной дополнительной эмиссии через свою дочернюю структуру East Asia Gas Corporation приобрела 27,5 % акций Компании. Это единственная фирма из предприятий Китая, Японии и Южной Кореи, которой удалось на некоторое время «побывать» участником ОАО Компания «РУСИА Петролеум». Hanbo Group обязалась открыть кредитную линию на сумму в 200 млрд.рублей, обеспечивающую реализацию регионального проекта по добыче и транспортировке газа. Однако в последствии East Asia Gas Corporation оказалась в состоянии банкротства и не смогла выполнить взятые на себя обязательства. В свою очередь, в первой половине 90-х правительство Японии провело исследование о запасах нефти и газа в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Ковыктинский проект был обозначен как наиболее перспективный. Летом 1996 году японская компания «Секию Кодан» выразила желание на активное участие не только в покупке газа, но и освоении природных кладовых Сибири в долгосрочной перспективе8. Однако проводимые «Секию Кодан» переговоры с органами федеральной власти результатов не принесли. В 1998 году одна из крупнейших фирм страны «восходящего солнца» «Сумимото» открыла свое представительство в Иркутске для более детального изучения возможности ее участия в проекте9. Помимо этого Япония участвовала во всевозможных форумах, посвященных поставкам энергоресурсов из Восточной Сибири, и была координатором конференции «Вопросы поставки газа в Северо-Восточную Азию», прошедшую в Улан-Баторе в сентябре 1998 года10. Китай чувствовал себя уверенно в диалоге с Россией. 25 апреля 1996 года между правительством РФ и правительством Китайской Народной Республики было подписано соглашение о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере, в п.1 ст.1 которого говорилось о том, что стороны развернут сотрудничество, включая подготовку предварительных технико-экономических обоснований, в направлении совместного исследования проекта газопровода для транспортировки природного газа из Восточно-Сибирского региона России в КНР, а также для его транзита в третьи страны через Тихоокеанское побережье. Срок завершения работ по предварительным ТЭО устанавливался в два года11. В 1997 году на федеральном уровне продолжились переговоры с КНР в рамках договоренностей о сотрудничестве. Успешные переговоры, а также гарантии китайской стороны о предоставлении квот на своем рынке на поставку российского газа, вызвали рост котировок акций ОАО Компания «РУСИА Петролеум». Кроме того, зарубежные корпорации Shell, British Petroleum, Mobil, Totаl проявили интерес к участию в проекте12. В развитие межправительственного соглашения между Россией и КНР о совместном сотрудничестве от 25 апреля 1996 года, 27 июня 1997 года Минтопэнерго РФ и Китайская Национальная Нефтяная Компания (далее – КННК) заключили соглашение об организации нескольких проектов в области нефти и газа. Один из них касался строительства газопровода от КГКМ в КНР13. 10 ноября 1997 года в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством РФ и правительством КНР об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации14. В Меморандуме отмечена целесообразность участия в проекте Монголии, Республики Корея и Японии. И уже в конце декабря 1997 года прошли пятисторонние переговоры (Россия, Китая, Южная Корея, Япония и Монголия) по вопросу освоения КГКМ. Их результатом стало подписание 25 декабря «Меморандума многосторонних переговоров по подготовке Соглашения по разработке технико-экономического обоснования проекта строительства трубопровода с КГКМ в КНР через территорию Монголии, а также до возможных потребителей в третьих странах»15. 16 февраля 1998 года проект был затронут на заседании российско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с участием Бориса Немцова (сопредседатель комиссии) и китайского вице-премьера Ли Ланьцина. А днем позже вопрос поставок иркутского газа обсуждался на встрече премьера Госсовета КНР Ли Пэна с Борисом Ельциным и Виктором Черномырдиным16. В июле 1998 года в Пекине прошла встреча рабочей группы экспертов из пяти стран – России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии, на которой эксперты оценили прокладку газопровода через Монголию в Китай с последующим доведением его до Южной Кореи и Японии в 7 млрд.долларов17. Итогом переговоров на региональном и федеральном уровне стало подписание в феврале 1999 года Генерального соглашения по разработке ТЭО строительства трубопровода между Ковыктинским месторождением и Китаем18. В ответ на подписание Генерального соглашения между Россией и Китаем представители южнокорейской государственной корпорации «KOGAS» в мае 1999 года выразили желание присоединиться к разработке ТЭО.19 В 2000 году тема освоения КГКМ не раз была затронута на высшем уровне. Так, перспективы КГКМ обсуждались в ходе визита министра топлива и энергетики РФ В.Калюжного в Китай в марте 2000 года20. В мае 2000 года в Иркутске было проведено совещание между представителями ОАО Компания «РУСИА Петролеум», КННК, Южной Кореи и областной администрации, результатом которого стала гарантия корейской стороны в участии в разработке ТЭО проекта21. А в ноябре 2000 года в ходе визита премьера Правительства РФ М.Касьянова в Китай было подписано Соглашение об участии корейской компании КОGAS в подготовке международного технико-экономического обоснования и разработке месторождения. В декабре 2000 года уже прошло первое заседание трехстороннего координационного комитета. В начале декабря 2000 года East Asia Gas Corporation переуступила свою долю акций British Petroleum и ОАО «Тюменская Нефтяная Компания» (далее – ОАО «ТНК). Таким образом, несмотря на то, что в 2000 году активно велась работа по реализации проекта международного ТЭО Россией, Китаем и Южной Кореей, акционерный капитал компании уже на 30 % принадлежал British Petroleum, 30 % - ОАО «ТНК», 25 % - ХК «Интеррос», около 15 % - областной администрации. В 2001 году, как отмечалось в СМИ, китайская сторона выглядела партнером, намеренно тормозящим развитие проекта. Так, в середине января 2001 года в китайской провинции Внутренняя Монголия было обнаружено крупное газоконденсатное месторождение. Участие в китайском проекте Royal Dutch/Shell подтвердили опасения российской стороны касательно возможного приостановления разработки КГКМ22. Тем не менее, освоение КГКМ обсуждалось между президентом России В.Путиным и председателем КНР Цзян Цземинем в Кремле 16 июля 2001 года23. Впрочем, к конкретным договоренностям стороны не пришли24. Корея, наоборот, вела себя очень активно в отношении Ковыкты. 27 февраля 2001 года в Сеуле на российско-южнокорейском саммите по итогам переговоров президентов России и Южной Кореи В.Путина и Ким Дэ Чжу была достигнута договоренность о сотрудничестве между Россией и Южной Кореей в освоении КГКМ25. Помимо этого, в июне 2001 года чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в России Ли Джэ Чун посетил Ковыктинское месторождение26. В целом, корейской инициативе придавалось особое значение в областной администрации и в самой Компании, так как активное поведение восточного партнера должно было сделать проект более динамичны27. Япония обратила внимание, как разворачивалась ситуация с ТЭО, и пыталась так или иначе принять участие в проекте. В начале 2003 года прозвучало официальное предложение японского премьер-министра Юниширо Коизуми (Junichiro Koizumi) о финансировании 4000-км трубопровода, что помогло бы России в двух направлениях – подтянуть уровень развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также закрепить за Россией статус крупнейшего нефте и газо поставщика в северо-восточной Азии. Предложение было рассмотрено, но продолжения не получило. 14 ноября 2003 года в Москве состоялось подписание международного ТЭО Разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Согласно данному документу, «первый газ в промышленном объеме должен быть добыт в 2006 году. Всего на КГКМ будет добыто около 1 трлн.кубометров газа. Россия в 2006-2008 годах будет готова потреблять до 4 млрд.куб.м газа, северо-восток Китая с 2008 года будет получать 12 млрд.куб.мм, северный Китай с 2013 года - 8млрд.куб.м., Корея с 2008 года – 10 млрд.куб.м. Газопровод обогнет южную оконечность Байкала, до границы с Маньчжурией. Затем труба пройдет до г.Далянь на побережье залива Бохай, а оттуда одна ветка пойдет в направлении Пекина, а вторая – в Республику Корея по дну моря»28. Однако подписание МТЭО не придало ожидаемой динамики проекту. А в целом экспортная политика в отношении нефти и газа поменяла направление от регионализма к централизму. С этого времени интерес к КГКМ со стороны Китая и Южной Кореи изменился. 14 октября 2004 года в Пекине между Газпромом и КННК было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве. Фактически КННК согласилась не торопиться с проектами поставок газа из России в течение ближайших двух-трех лет и получать газ в перспективе не из локальных проектов, каковыми является разработка КГКМ, а из единой системы газоснабжения (ЕСГ) Газпрома»29. В декабре 2004 года президент KOGAS заявил, что если не произойдет снижения стоимости ковыктинского газа на границе с Китаем с 75 долларов за 1 тыс.куб.м. на 30 %, то KOGAS может переориентироваться на сахалинские газовые месторождения30. В ноябре 2005 года во время визита В.Путина в Сеул ожидалось подписание соглашения о строительстве газопровода с Ковыкты в Корею, но в последний момент договор подписан не был31. Обсуждение возможного участия Монголии в Ковыктинском проекте на заседании Российско-Монгольской межправительственной комиссии в июле 2005 года носили декларативный характер32. Визиты представителей китайской стороны в Россию никакими конкретными соглашениями не заканчивались, имели консультативный характер33. На этом временном отрезке динамика переговоров с Китаем, Японией и Южной Кореей носила затухающий характер. Планам по скорому освоению КГКМ не суждено было сбыться. Таким образом, можно выделить несколько этапов в проявлении интереса Китаем, Японией и Южной Кореей к КГКМ и формированию Россией своей политики по отношению к стратегическим странам-покупателям: 1-й этап. 1992-1996 годы. Проект был полностью национальным. Интерес со стороны иностранных инвестора присутствовал, но государство не готово было их допустить на свою территорию. 2-й этап. 1996 -2003 годы. В условиях политической и экономической нестабильности Россия стремилась любым способом привлечь или обеспечить себе в будущем стратегического иностранного партнера. Такую роль должен был сыграть Китай с его прогнозируемым ростом потребления энергоресурсов. Дополнительным фактором определения Китая в качестве основного потребителя ковыктинсого газа явилась его географическая близость. Для Южной Кореи и Японии, несмотря на проявление активного интереса к Ковыкте, уделялось второстепенное внимание. Видимо, для данных потребителей поставки газа с о.Сахалин рассматривались как более реальные. На государственном уровне не было обозначено конкретной программы по реализации экспортного варианта газа с КГКМ, что лишило участников проекта возможности видеть конкретную перспективу его реализации. Назначение ОАО «Газпром» координатором освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в т.ч. Ковыкты34, лишь добавило неопределенности при структурировании отношений между правительствами государств, государственными компаниями и компаниями-операторами месторождений. Снижения интереса восточных партнеров не наблюдалось, однако легко заметить, как изменилось поведение российских участников проекта. Увеличение спроса и, соответственно, цен на энергоресурсы на мировом рынке придало уверенности российским компаниям нефтегазовой отрасли и позволило российскому правительству изменить свою позицию в поведении с иностранными инвесторами. Несмотря на то, что КГКМ было отнесено к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (СРП – форма контракта между государством и частным инвестором),35 дальнейшего развития данный закон не получил, так как «СРП не интересно, когда цена на нефть растет».36 На государственном уровне политика по отношению к зарубежным инвесторам поменялась от «активного поиска инвесторов» к «выбору инвестора по необходимости». После 1995 года Россия предоставила доступ иностранному капиталу на свою территорию, получила его в достаточном количестве, и пользуясь сложившейся конъюнктурой на мировом рынке, начала выстраивать политику партнерства. На 3-м этапе у Российской Федерации сформировалось видение разработки нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в единой их взаимосвязи. Освоения КГКМ, к сожалению восточных партнеров России, в ближайшее время проводиться не будет. 1 Право и политика, 2007, № 1, Воропаев А.В., О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений. 2 Конопляник А.А.. Субботин М.А. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России).Ч.1: теория и практика заключения концессионных и иных договоров, М.: ЭПИцентр; Харьков: Фолио, 1996. - 128 с. – стр.113. 3 Пол Эдвард Джеффри. Заместитель генерального директора по производству. Интервью от 16.01.2008 г. 4 Профиль, 01.12.1997, И.Александров, British Petroleum идет в Сибирь. Добровольно. 5 Проспект эмиссии ценных бумаг ОАО Компания «РУСИА Петролеум», утвержденный Советом директоров 30 сентября 2002 года. 6 Протокол № 17 чрезвычайного собрания акционеров АООТ Компания «РУСИА Петролеум» от 29 ноября 1994 г. 7 Пол Эдвард Джеффри. Заместитель генерального директора по производству. Интервью от 16.01.2008 г. 8 Золотой Рог, 04.07.1996, К иркутскому газу приковано внимание российских соседей. 9 Восточно-Сибирская правда, 18.04.1998, Какой японец без Ковыкты?. 10 Восточно-Сибирская правда, 01.09.1998, К.Болдохонов, Выбран маршрут: Ковыкта-Монголия-Китай. 11 Бюллетень международных договоров. 1996. N 12. С. 29 - 31. 12 Восточно-Сибирская правда, 16.08.1997, Н.Волков, Акции «РУСИА Петролеум» поднялись в цене. 13 Восточно-Сибирская правда, 26.01.1999, Ковыкта в повестке дня. 14 Дипломатический вестник. 1997. N 12. С. 13 - 14. 15 Сибирский курьер РИА Новости, 26.12.1997, В Минтопэнерго России завершились успехом двухдневные переговоры по условиям реализации проекта освоения крупнейшего газового месторождения в Восточной Сибири. 16 Коммерсант-Daily, 17.02.1998, Россия и Китай энергетично сотрудничают. 17 Сибирский курьер, 06.07.1998, Эксперты пяти стран выработали общие подходы к ТЭО проекта по разработке КГКМ. 18 Сибирский курьер, 26.02.1999, По итогам переговоров между Евгением Примаковым и Чжу Жуинцзи подписано 11 договоров двустороннего сотрудничества. 19 Восточно-Сибирская правда, 15.05.1999, Н.Волков, Корея зондирует Ковыкту. 20 Сибирский курьер, 20.03.2000, Сегодня начинается визит российской делегации во главе с министром Минтопэнерго РФ Виктором Калюжным в Китай. 21 Сибирский курьер, 29.05.2000, Н.Волков, Газ Ковыкты пойдет в Китай и Корею. 22 Известия, 23.01.2001, О.Губенко, Синий туман. Экспорт российского газа на китайский рынок может быть отложен на 10 лет. 23 Ведомости, 16.07.2001, А.Германович, М.Козырев, Нефтегазовый саммит. 24 Сибирский курьер, 30.08.2001, В ходе предстоящего визита в Россию премьера Госсовета КНР будет подписан контракт о совместном строительстве нефтепровода. 25 Сибирский курьер, 27.02.2001, В Сеуле достигнута договоренность о сотрудничестве в освоении КГКМ и о создании российско-корейского комплекса в свободной экономической зоне Находка. 26 Сибирский курьер, 08.06.2001, Чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея посетил Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области. 27 Труд, 22.06.2001, А.Ефимов, Положили глаз на ковыктинский газ. 28 Коммерсантъ. 13.11.2003, Ю.Дорохов, KOGAS недооценил Ковыкту. 29 Коммерсантъ, 15.10.2004, Д.Бутрин, Ковыктинская заковыкта. 30 Коммерсантъ, 15.01.2004, Ю.Дорохов, KOGAS сбивает цену. 31 Восточно-Сибирская правда, 23.11.2005, Д.Люстрицкий, Трубопроводная бомба. 32 Российская газета, 20.07.2005, И.Кузнецов, Проект всероссийской значимости. 33 Коммерсантъ, 08.06.2005, А.Ростова, Вице-премьер КНР приехал в Иркутск за газом. 34 Восточно-Сибирская Правда, 06 декабря, 2001, Газпром – координатор освоения Ковыкты. 35 Федеральный закон от 12.02.2001 № 13-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)", "Российская газета", N 32-33, 15.02.2001. 36 Пак Валерий Анатольевич. Генеральный директор ОАО Компания «РУСИА Петролеум». Интервью от 05.02.2008 г. Смотрите также: И. Н. Артемьев динамика привлечения иностранных инвестиций для разработки ковыктинского газоконденсатного месторождения
135.62kb.
1 стр.
Закон республики армения об иностранных инвестициях принят 31. 07. 1994
116.9kb.
1 стр.
«Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России»
591.74kb.
5 стр.
Майданевич Ю. П., к э. н., доцент кафедры экономической теории тну им. В. И. Вернадского
95.36kb.
1 стр.
Мотивация иностранных инвесторов в теориях прямых иностранных инвестиций: макроэкономический подход
167.67kb.
1 стр.
Нью-Йорк лидирует по объему инвестиций
66.25kb.
1 стр.
О состоянии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия в 2012 году и I квартале 2013 года
134.67kb.
1 стр.
На проектирование строительства группы наклонно-направленных газонагнетательных (после отработки на нефть) эксплуатационных скважин на пласт Ю11-2 Столбового нефтяного месторождения
111.48kb.
1 стр.
Международный производственно- технологический аутсорсинг как форма привлечения инвестиций в российскую экономику
63.53kb.
1 стр.
Перечень условных сокращений
650.03kb.
3 стр.
Журнал «Промышленник России», №6-7, июнь-июль 2010 Антон Артемьев: «Самое главное преимущество это знать свои недостатки»
161.46kb.
1 стр.
Закон об участии республики башкортостан 254.2kb.
1 стр.
|