Главная
страница 1
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

города Камень – на – Оби Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/С.М. Филиппова/

Протокол № 1

от «31» августа 2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Лицей № 4»

________/Т.А. Верещагина/

« 8 » сентября 2011 г.



«Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей № 4»

_______________/А.А. Реттих/

Приказ № 49 от «10»сентября 2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Моя родина - Алтай»

для 1 класса

2011 – 2012 учебный год

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Моя родина - Алтай»

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет свои особенности: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.



Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Алтайского края.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Алтайского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности применять теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, библиотеки, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, краеведо– туристические, проектные технологии.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33 часа.



Программа факультатива

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”.(2 ч)

Урок-экскурсия по улицам города Камень-на-Оби. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».

Тема 6: “Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(4 ч)

1. Экскурсия по городу, по микрорайону.

2. Знакомство с историческими, архитектурными объектами г.Камень-на-Оби.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края”.(6 ч)


  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир края.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы района.

3.Объекты природы своего края.

4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране”.(2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Тема 12: “Герб района”.(2 ч)


  1. Лекция по геральдике.

  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.



Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.

Учебный план

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

1. Введение

1

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

2

3 . Я и моя семья

1

2




3

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить


1

1

-

2

5. Моя улица

-

1

1

2

6. Наша школа




1

1

2

7. Моя малая Родина

1

1

2

4

8. Природа нашего края

3

3




6

9. Что дает наш край стране




1

1

2

10. Наш край богат талантами




1

1

2

11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1




3

12. Герб района

1

1




2

13. Красная книга родного края.

1

1




2

Всего часов:

12

15

6

33

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы факультатива «Моя малая родина- Алтай» учащиеся должны знать:

- историю своей семьи;

- общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);

- общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;

- встреча со «знакомым», радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;



- практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).

учащиеся должны уметь:

  • участвовать с беседами с информантами;

  • посещать музеи и другие культурные учреждения;

  • участвовать в игровой забаве, в праздниках.

Календарно-тематическое планирование


№п/п

дата

тема

кол-во часов

примечание

1




Введение






1.1




Источники краеведческих знаний.

1




2




Мой край на карте Родины






2.1




Территория и географическое положение края.

1




2.2




Творческая работа «Загадочный мир названий».

1




3




Я и моя семья






3.1




Профессии моих родителей.

1




3.2




Творческий конкурс- «Старая фотография рассказала…»

1




3.3




Моя родословная-рисование родословного древа.

1




4




Дом в котором я живу или хотел бы жить.






4.1




Рисунок дома.

1




4.2




Проект-изготовление дома моей мечты.

1




5




Моя улица






5.1




Урок-экскурсия по улицам г. Камень-на-Оби.

1




6




Наша школа






6.1




История моей школы-экскурсия по школе.

1




6.2




Поисково-исследовательская работа-«Знаменитые выпускники».

1




7




Моя малая родина






7.1




Экскурсия по городу (микрорайону).

1




7.2




Исторические и архитектурные объекты г. Камень-на-Оби- конкурс творческих работ.

1




8




Природа нашего края






8.1




Видовой состав растительного покрова и животного мира.

1




8.2




Сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки. Практическая работа.

1




8.3




Памятники природы края- оформление альбома.

1




8.4




Объекты природы своего края.

1




8.5




Операция «Чистый двор».

1




8.6




Климат.

1




8.7




Наиболее благоприятные территории в климатическом отношении. Практическая работа.

1




9




Что даёт наш край






9.1




Экскурсия на предприятия города.

1




9.2




Встреча с передовиками производства.

1




10




Наш край богат талантами






10.1




Практическая работа-сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.

1




10.2




Экскурсия в краеведческий музей.

1




11




Наш край в годы Великой Отечественной войны






11.1




События истории, жизни и деятельности героев войны.

1




11.2




Творческая работа «Расскажи о своём герое».

1




11.3




Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками , тружениками тыла.

1




12




Герб края






12.1




Лекция по геральдике.

1




12.2




Творческая работа по созданию символа (герба) своего края

1




13




Красная книга родного края






13.1




Обобщение материалов экскурсий по родному краю.

1




13.2




Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.

1










Итого:

33ч




















Смотрите также:
Рабочая программа факультатива
145.8kb.
1 стр.
Рабочая программа Факультативного курса по русскому языку 6-7 классы Учитель Михайличенко Е. А
180.05kb.
1 стр.
Программа факультатива по математике в 5 классе «Тропинками математики»
117.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История. 11 класс»
262kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Страноведение (на иностранном языке) По направлению подготовки
225.31kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы
455.86kb.
3 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Новые конструкционные материалы
158.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «обществознание». 6 класс.
171.67kb.
1 стр.
Программа факультатива «Русские народные игры»
152kb.
1 стр.
Шмакова А. И., Дудникова А. И. Физическая культура: Рабочая программа
1178.74kb.
6 стр.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса
386.01kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету иностранный язык для 6 классов
860.99kb.
4 стр.