Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 А АБАКА, абак (фр. abaque от греч. abakos, лат. abacus - доска) - в архитектуре в широком значении — верхняя часть капители . АБРИС - очертания предмета; в иконописи - линия силуэта изображения. АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. аdstractus) – беспредметное, нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. А. реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Как направление в искусстве А. возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке. АВАНГАРДИЗМ (фр. avantgardisme от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений. АВТОГРАВЮРА (гр. autos - сам + гравюра) - гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции. АВТОПОРТРЕТ (гр. autos - сам + портрет) - изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра. АКАДЕМИЗМ (фр. academisme) - направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие классические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз. В XX в. в ряде стран А. иногда проявлялся в обновленных формах неоклассицизма. АКАНТ, аканф (греч. akanthos) — травянистое растение «медвежья лапа»; декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, медальонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов. АКВАРЕЛЬ (фр. aquarelle от лат. aqua - вода) - краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета. АКВАТИНТА (ит. acquatinta от acquaforte - офорт + tinto окрашенный, тонированный) - вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создает эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. АКРОТЕРИЙ (греч, akroterion) — скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера. АКЦИОНИЗМ – обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса). Представители А. считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов, таких, как демонстрация различных жестов, акций, разыгрывание коротких представлений или провокация «событий». Главная их цель – стереть грань между искусством и действительностью. АЛЕБАСТР (гр. alabastros) - 1) минерал, водный сульфат кальция, плотная мелкозернистая разновидность гипса; 2) обожженный строительный гипс. АЛЛА ПРИМА (ит. alia prima) - техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок. АЛЛЕГОРИЯ – 1) развернутое сравнение; 2) в изобразительном искусстве – олицетворение отвлеченных понятий, свойств и качеств в виде определенного персонажа, существа или предмета. АЛТАРЬ - в православном храме восточная часть здания, отделенная алтарной преградой, с XV в. - иконостасом. АМПИР (фр. empire - империя) - художественный стиль, созданный во Франции в период империи Наполеона Бонапарта, завершающий этап развития классицизма. Ориентирован на искусство архаики в Древней Греции, на римскую античность (дорический и тосканский ордера), копирование образцов древнеримского и древнеегипетского декора (военные трофеи, крылатые сфинксы и др.). В России получил распространение как самобытный вариант русского классицизма в первой четверти XIX в.. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - специфический тип искусства, разрушающий внешне жизнеподобие формы, стремящийся передать невидимые процессы, происходящие в ней. Создателем концепции и идеологии А. И. был П. Филонов. Элементы А. И. присутствуют в ряде авангардных направлений, в частности в кубизме. АНГОБ (фр - engobe) - тонкий слой белой или цветной глины, наносимый на поверхность керамического изделия до его обжига для залицовки неровностей и придания соответствующего вида и цвета. АНДЕГРАУНД (англ. undeground - подпольный, нелегальный) - общее название специфически экспериментальных, «низвергающих основы», элитарных типов искусства. В СССР термин понимался буквально как «подпольное» искусство, противопоставлявше себя «официальному». АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР, анимализм - один из жанров изобразительного искусства, изображение животных в скульптуре, живописи и графике. АНСАМБЛЬ (фр. ensemble - букв, вместе) - взаимная согласованность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое. АНТАБЛЕМЕНТ (фр. entablement) - система верхних, горизонтально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами. В классической архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. АНТЕФИКС (лат. antefixum, от ante - спереди и fixum - прикрепленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма. АНТИЧНОСТЬ (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения считаются образцовыми, классическими для всей европейской культуры. АНТРЕСОЛЬ (лат. solum - основание) - верхняя часть внутреннего помещения (интерьера дома), разделенного по высоте на два полуэтажа, или встроенная в объем основного этажа. АНФИЛАДА (фр. enfilade) - принцип организации интерьера как ряда помещений, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. АПСИДА (гр. apsidos - свод, арка) - 1) полукруглый, овальный или многоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом; 2) восточная часть христианского храма, в которой помещается алтарь. АПТ-АРТ («квартирное искусство») – выставочное и эстетическое движение внутри московского неофициального искусства, одно из ключевых художественных явлений постмодернизма 1980-х гг. Было инициировано в среде московских концептуалистов (Н. Алексеев, Ю. Альберт, группа «Мухомор»). Выставки проходили на частных квартирах, их «домашний» и подчеркнуто несерьезный характер был программной эстетикой, а не вынужденной мерой. Деятели А.-А., как и концептуалисты, широко использовали картину–текст, ассамбляж с использованием готовых предметов, перформанс, но при этом выступали не в роли исследователей, а в роли клубных шоуменов. АРАБЕСКА (ит. arabesco - арабский) - 1) разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей; 2) причудливый орнамент только из растительных форм, в противоположность мореске. АРКА (лат. arcus - дуга, изгиб) - 1) криволинейное, полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами, например, колоннами, устоями моста (конструктивное значение); 2) элемент орнамента, характеризующий тот или иной художественный стиль (декоративное значение). Различаются следующие типы А.: полуциркульная, или круговая (ренессансная); пологая; приподнятая; подковообразная (мавританская); стрельчатая (готическая); трехлопастная (готическая); стрельчатая сжатая; круговая плоская (лучковая); трехцентровая (коробовая); стрельчатая зубчатая; килевидная (древнерусская). АРКАДА (фр. arcade) - ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой: АРКАТУРА (нем. Arkatur) - ряд небольших арок, вплотную примыкающих к стене и образующих на ее поверхности орнаментальный фриз (аркатурный пояс). АРХАИКА (греч. archaikos - старинный, древний) - ранний этап в развитии какого-либо явления. АРХЕТИП - первообраз. Важное понятие в средневековой христианской эстетике, согласно которому всеобщим первообразом является Бог. Применительно к практике иконописания А. считался объект изображения (священное лицо или событие). Икона должна была служить средством «возведения ума к первообразному». А. может служить изображение круга с вписанным в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами, составляя основу общечеловеческой символики. АРХИВОЛЬТ (гр. archi - первый, главный и ит. volta - дуга) - наружное обрамление проема арки. АРХИТЕКТОНИКА (гр. architektonike - строительное искусство) - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей конструкции или постройки, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства. А. выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмическом строе форм, делающем наглядные статические усилия конструкции; отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведения и т.п. В более широком смысле А. — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. АРХИТЕКТОР (гр. architecton - главный, старший строитель) - зодчий, руководитель всех строительных работ, автор проекта. АРХИТЕКТУРА (лат. architectura) - 1) зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. Иногда противополагается простому строительству, преследующему чисто утилитарные цели; 2) художественный характер постройки. АРХИТРАВ (гр. archi. - главный + лат. trabs - балка) - нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся непосредственно на вертикальные колонны, столбы. АССАМБЛЯЖ - в искусстве ХХ в. - произведение, составленное из нескольких реальных объектов, взятых из повседневной жизни. Не имеющие самостоятельного художественного смысла они приобретали смысл в новом сочетании в общем контексте. Первые опыты А. предложил классический авангард. АТЛАНТ (гр. Atlas, Atlantos - несущий) - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие. См. также кариатида. АТРИБУЦИЯ (лат. attributio - приписывание) - определение подлинности художественного произведения, установление его автора (или художественной школы), а также места и времени (датировка) его создания. Современное искусствознание при проведении А. опирается на анализ композиции, индивидуальной манеры мастера, техники исполнения и т.д. А. прибегает также к помощи достижений современной физики, таких как рентгенография, инфракрасное и ультрафиолетовое облучение, микро- и макрофотосъемки. АТТИК (гр. attikos - аттический) - 1) стенка прямоугольной формы с надписями или рельефами, расположенная над карнизом, венчающим сооружение; 2) надстроенный этаж. Б БАЗА (гр. basis - шаг, стопа) - основание, нижняя опорная часть колонны, пилястры, пьедестала. В зависимости от архитектурного ордера различаются Б.: тосканская, римско-дорическая, ионическая и коринфская. БАЗИЛИКА (гр. basilike - дом царя) - 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов. БАКАН - краска багряного цвета, добывавшаяся в старину из морены (южного травянистого растения) или червца (разновидности насекомого). Б. использовался в иконописи, а также для окраски тканей, кожи и т.д. БАЛКОН (лат. balcus - балка) - площадка с ограждением, расположенная на концах выступающих балок. БАЛЮСТРАДА (фр. - balustrade) - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных сверху плитой, балкой, перилами. БАЛЯСИНА (ит.- balaustro) - небольшой фигурный столбик, поддерживающий перила балконов, лестниц, оград. БАРАБАН (тюрк. - daraban) - опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная часть здания (обычно с окнами), несущая купол. БАРЕЛЬЕФ (фр. bas-relief - букв. низкий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. См. также рельеф. БАРОККО (ит. barocco - букв, причудливый, странный) - художественный стиль конца XVI - середины XVIII вв. Для Б. свойственны контрастность, динамичность образов, эмоциональная экспрессия и живописность, сложные формы, стремление к величию и пышности. Возник в Италии, затем распространился в других европейских странах. В первой половине XVIII в. Б. эволюционирует к грациозной легкости рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом. См. также нарышкинское Б., петровское Б. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР - см. жанр батальный. БАСТИОН (гр. basterna - наглухо закрытый) - пятиугольное укрепление в виде выступа крепостной ограды — для обстреливания местности впереди и вдоль крепостных стен или рвов перед ними и как отдельное укрепление. БАШНЯ (ит. bastia) - архитектурное сооружение, композиция которого строится по вертикали. С античных времен служила формой как самостоятельной храмовой или хозяйственной постройки, так и частью крепостных сооружений. Может входить в общую композицию здания в качестве декоративного элемента. БЕГУНЕЦ - вид орнаментально-декоративной кирпичной кладки, образующий на поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами попеременно верх и вниз. БЕЛЬВЕДЕР (ит. belvedere – букв. прекрасный вид) - 1) площадка, помещение, надстройка или вышка на верху здания; 2) беседка, расположенная на возвышении, с которой открывается вид на окрестности. БЕЛЬЭТАЖ (фр. bel - прекрасный + etage - этаж, ярус) - второй снизу и обычно главный, самый высокий, с наиболее богатой отделкой этаж здания (особняка, дворца). БЕТОН (лат. bitumen - горная смола) - строительный материал искусственного происхождения - затвердевшая смесь из трех компонентов: связующих (цемент, битумы и др.), наполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) и воды. БИЕННАЛЕ - международная выставка, проходящая каждые два года (напр. Венецианская Б.). БИСЕР (араб. буера, мн.ч. бусер - стеклярус) - мелкие круглые или многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла (реже из металла) с отверстиями для низания. Употребляются преимущественно для вышивания на предметах быта, женской одежде. БИСКВИТ (франц. biscuit) - дважды обожженный, непокрытый глазурью фарфор. С середины XVIII в. из Б. выполняли настольные скульптурные группы к дворцовым сервизам. БИСТР (фр. bistre) - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Употреблялась европейскими художниками XV - XVIII вв. для рисования пером и кистью. БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Существует с XVI - XVII вв. в деревне Богородское Московской области. До конца XIX в. сохранялась традиционная для Б. Р. техника неглубоких прорезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчеркивались яркой раскраской. В конце XIX - начале XX вв. техника прорезок сменяется более детальной проработкой фигур, объединенных в композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, стихов, исторических событий. БОСКЕТ - декоративная парковая форма - густая группа деревьев или кустов, выстриженная в виде фигурных шпалер. Характерна для регулярных парков. БОЧКА (древнерусск. бъчьвь) - в деревянной архитектуре славян криволинейное перекрытие в нижней, наиболее широкой части, напоминающее бочку и заостряющееся кверху наподобие двускатной крыши; при этом в торце образуется килевидная арка, обшиваемая лемехом. БРАТИНА - русский шаровидный сосуд (нередко с низким поддоном и конусообразной крышкой) для питья на братчинных пирах (крестины, именины и пр.). Золотые и серебряные братины с чеканными узорами известны в XVI -XVII вв., медные и деревянные - в народном быту XVI - XIX вв. В XIX - XX вв. братина - декоративный сосуд. БРОВКИ - декоративное оформление стены над окном в виде выступающего, иногда профилированного, как архивольт арки, валика. БЫТОВОЙ ЖАНР – см. жанр бытовой. БЫЧИЙ ГЛАЗ - круглый или овальный оконный проем. Подобная форма окна широко использовалась в архитектуре барокко и рококо. БЮСТ (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное, большей частью портретное (первоначально надгробное) изображение человека в круглой скульптуре. В
ВЕДУТА - панорамный пейзаж, точно передающий вид определенной местности. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ - русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг, где стали изготовляться серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр. Изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность. ВЕНЕЦ (старослав. венецъ - от вить) - в деревянной архитектуре славян четыре связанных по углам бревна, образующих один горизонтальный ряд сруба — клети. ВЕРАНДА (инд. veranda) - крытый, застекленный балкон вокруг дома или одной из его стен. ВЕРНИСАЖ - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица. ВЕСТИБЮЛЬ (фр. vestibule) - большое помещение перед входом в главную внутреннюю часть здания. ВЗДУТИЯ - ущербность лицевой стороны иконы, выражающаяся характерным отслаиванием левкаса и покрывающего его красочного слоя. ВИДЫ ИСКУССТВА - исторически сложившиеся, устойчивые формы существования и развития искусства - архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, музыка, хореография, театр, кино и пр. В. И. отличаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим выразительным средствам. Каждый имеет собственные роды и жанры (внутренние разновидности). ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ - см. неорусский стиль. ВИМПЕРГ (нем. wimperg) - высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле В. украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям В. обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом. ВИНЬЕТКА - в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера), используемая в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки. ВИТРАЖ (лат. vitrum - стекло) - 1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах, скрепленные свинцовыми перемычками и дополненные росписью; 2) картина или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла. ВОЗДУХ – шитый золотом и украшенный вышивкой прямоугольный платок, служащий покровом для литургической утвари, используемой во время подготовки таинства причастия. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области России. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решетки» («сцепная» техника). Вологодское кружевное плетение восходит к XVI—XVII вв., но как промысел сложилось в первой четверти XIX в. ВОЛЮТА (лат. voluta - букв, завиток, спираль) - 1) архитектурная деталь в виде завитка, спирали; 2) в искусстве Ренессанса, классицизма и барокко - часть орнамента и архитектурной детали кронштейна. ВОСЬМЕРИК (древнерусск. осмъ - восьмой) - в архитектуре славян восьмиугольное в плане здание, перекрытое шатром или куполом, иногда устанавливается на четырехугольное основание («восьмерик на четверике»). ВОХРА (охра) - природная краска желтого или красного цвета. Вохрой покрывали лица святых на иконах. Вохрить - красить или натирать сухой вохрой. ВЫШИВКА - вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты ми драгоценными камнями, монетами и т.п. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Г
ГЕММА (лат. gemma) - произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности служили печатями, знаками собственности, в последующее время используются главным образом как броши, перстни. ГЕРОИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ - картина, изображающая виды южной, среднеземноморской природы, оживленная античными строениями и фигурами из античной истории или мифологии. ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА - изделия керамических предприятий расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского р-на Московской области. Высокого художественного уровня Г. К. достигла во второй половине XVIII в,, когда производившиеся до середины XVIII в. «черные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщенными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров. ГИПС (гр. gipsos) - минерал, водный сульфат кальция, обычно бесцветный; обожженный и тонко размолотый обладает свойством затвердевать после размешивания с водой. ГИРЛЯНДА (гр. gerra - плетение) - декоративная форма, представляющая цепь из сплетенных цветов, стеблей, листьев и плодов. Характерный элемент искусства классицизма, барокко и рококо. ГЛАВА - наружная часть купола в виде конуса, шлема или луковицы, венчающая здание православного храма. ГЛАЗУРЬ (нем. glasur) - тонкий стекловидный слои, накладываемый на керамические изделия для придания им прочности и водонепроницаемости, а также для украшения. ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых пород (сердолик, халцедон, хрусталь) вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Смотрите также: Терминологический словарь истории русского искусства
951.01kb.
3 стр.
Терминологический словарь
2649.86kb.
15 стр.
Кросскультурный терминологический словарь как словарь нового типа (на материале английских и русских терминов лингводидактики) 10. 02. 20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
497.18kb.
3 стр.
Майорова М. Е. 100-505-222 Терминологический словарь
9.69kb.
1 стр.
С. А. Ваксман, И. Н. Пугачёв, Ю. И. Куликов Транспортные системы городов Терминологический словарь Хабаровск 2013
2362.67kb.
11 стр.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521800 (031500. 62) «Искусствоведение»
353.16kb.
1 стр.
Рецензии стилистический энциклопедический словарь русского языка
143.43kb.
1 стр.
Терминологический словарь
169.17kb.
1 стр.
12. Рекомендована література Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: 1994
49.26kb.
1 стр.
Терминологический словарь
40.29kb.
1 стр.
М. В. Ломоносова Исторический факультет. Отделение истории и теории искусства
164.91kb.
1 стр.
Г. Калининград 2013 г. Словарь терминов по истории отечественного государства и права 181.83kb.
1 стр.
|