Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7



Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки специалистов»

Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования

«Состояние преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области»

(2 этап)
в рамках реализации проекта «Система управления духовно-нравственным воспитанием в образовательной среде» долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области»

на 2011-2013 годы



Белгород 2012

Отчет подготовлен временным творческим коллективом в составе:


Сегедина Н.Н., проректор по научной работе и проектированию в сфере образования ОГАОУ ДПО БелИПКППС, к.соц.н.

Рыжкова О.А., заведующая Центром духовно-нравственного воспитания ОГАОУ ДПО БелИПКППС, к.х.н.

Приставкина Т.А., доцент кафедры художественно-эстетического образования ОГАОУ ДПО БелИПКППС, к.п.н.

Немыкина Т.В., методист кафедры информационных технологий ОГАОУ ДПО БелИПКППС.
Информационно-аналитические материалы исследования позволят руководителям в сфере образования подготовить эффективные управленческие решения по совершенствованию региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а также повысить качество преподавания предмета «Православная культуры» в общеобразовательных учреждениях области.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика работы ………………………………...




5

2. Концепция 2 этапа социологического исследования по вопросам состояния преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области……........

6-8


3. Программа 2 этапа социологического исследования по вопросам состояния преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области …….......

9-17


4. Первое направление исследования.

Выявление и анализ уровня знаний обучающихся по предмету «Православная культура»……………………………………………..



18-32


5. Второе направление исследования.

Анализ ресурсного обеспечения преподавания предмета «Православная культура»……………………………………………..



33-45


6. Рекомендации……………………………………………………….

46-47


Приложения (1-7)……………………………………………………...

47-67


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое исследование «Состояние преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области» (2 этап) было проведено в апреле-июне 2012 года по инициативе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 345-пп.

В 2011 году ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» провел 1 этап социологического исследования.



Цель исследования: диагностика проблем преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области.

Задачи:

  • выявление и анализ уровня знаний обучающихся в общеобразовательных учреждениях по предмету «Православная культура» (проведение тестовой работы для обучающихся 10-11 классов);

  • выявление и анализ ресурсного обеспечения преподавания предмета «Православная культура» (анкетирование учителей православной культуры общеобразовательных учреждений области и специалистов муниципальных методических служб, курирующих вопросы духовно-нравственного воспитания).


2. КОНЦЕПЦИЯ

2 этапа социологического исследования по вопросам состояния преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области
Исследования, связанные с выявлением роли и места религии в обществе, отношения учащихся и учителей к преподаванию предмета «Православная культура», проводились в Белгородской области в 2005, 2007, 2008, 2011 годах.

В частности, в 2007 году было проведено исследование под руководством Н.Н. Реутова, старшего преподавателя кафедры социологии ГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», среди педагогов Белгородской области, в результате которого авторы исследования пришли к выводу о необходимости интеграции конфессионально-ориентированной модели религиоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Вместе с этим авторами были выявлены трудности, связанные с неготовностью обучающихся к изучению, а педагогов – к преподаванию предмета «Православная культура».

В апреле 2008 году группой специалистов социально-теологического факультета Института государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» было проведено социологическое исследование «Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области». Данное исследование проводилась, прежде всего, для определения учебно-воспитательного эффекта преподавания «Православной культуры», выявления восприятия учащимися православной святости и православных ценностей, т.е. для определения контекста понимания предмета обучающимися, их родителями и учителями.

В апреле-июне 2011 года ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» провел социологическое исследование по изучению состояния преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области, т.е. был осуществлен первый этап социологического исследования качества педагогического процесса духовно-нравственной направленности, которое в соответствии с программой исследования планируется проводить ежегодно в течение трех лет с 2011 по 2013 годы, т.е. осуществлять мониторинг.

Одной из актуальных задач управления образовательным процессом является мониторинг состояния преподавания в школе, т.е. качества педагогического процесса. Мониторинг качества обучения обычно делят на две составляющие: мониторинг процесса и мониторинг результатов, эффективно реализуемый в форме тестов учебных достижений.

В данном исследовании мониторинг рассматривается как подсистема информационного обеспечения на основе технологии сбора, обработки, обобщения и представления информации для целей управления качеством образования.

Представленный мониторинг состоит из двух направлений.

Первое направление – выявление и анализ уровня знаний обучающихся в общеобразовательных учреждениях области по предмету «Православная культура» (проведение тестовой работы для учащихся 10-11-х классов).

Второе направление – выявление и анализ ресурсного обеспечения преподавания предмета «Православная культура» в области (анкетирование специалистов муниципальных методических служб, курирующих вопросы духовно-нравственного воспитания и учителей православной культуры ОУ разного типа и вида Белгородской области).

В рамках первого направления мониторингом были охвачены обучающиеся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений области. Тестирование обучающихся проводилось посредством многоступенчатой выборки. Количество обучающихся определялось посредством районированной квотной выборки. Выбор непосредственно образовательных учреждений в районе осуществлялся по методу серийной выборки (отбор единиц анализа проводился при помощи собственно-случайной или механической выборки). Выбор обучающихся осуществлялся посредством сплошной выборкой. Выборочная совокупность – 1697 респондентов (10 кл. – 827 чел, 11 кл. – 870 чел.).

В рамках второго направления мониторинга опрос экспертов (специалистов муниципальных методических служб, курирующих духовно-нравственное воспитание), а также учителей, преподающих предмет «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области, определялся посредством сплошной районированной выборки. Выборочная совокупность – 22 эксперта и 665 учителей предмета «Православная культура».

Обработка результатов социологического исследования осуществлялась на основе информационных технологий с использованием структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и типологизации социальных переменных, а также посредством методов математической статистики.

3. ПРОГРАММА

2 этапа социологического исследования по вопросам состояния преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области
Актуальность темы исследования.

В настоящее время в духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания.

В данных условиях проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных. Она волнует не только общественных деятелей, служителей Церкви, педагогов, но и всех, кто сегодня способствует формированию гражданина России, духовно-ориентированной личности.

В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в системе высшего послевузовского образования учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян: православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости российского государства предполагает учёт разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения общества к религии как основе традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребёнка. Эти положения обусловливают поиск кадрового, ресурсного обеспечения в условиях развития региональных систем духовно-нравственного воспитания.

Поиск реальных путей гуманизации, одухотворения, раскрытия человеческих способностей и качеств невозможен без приобщения его к высшим духовно-нравственным ценностям, к православной традиции.

Методологической основой духовно-нравственного воспитания являются традиции национальной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры); нравственно-этическом (в контексте православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром); этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

Актуальность изучения православной культуры обусловлена социально-педагогической потребностью содержания гуманитарного образования, развитием воспитательных функций образовательных учреждений в современных социокультурных условиях.

В последнее время в общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия, а также деятельность религиозных организаций стали факторами, активно воздействующими на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом. Признается значимость изучения религиозного культурного наследия, несущего не только узко конфессиональные, но и общесоциальные, гражданские, этнические, нравственные, художественные, семейные и другие ценности. Пережитый нашим народом в XX в. опыт показал, что насильственное изъятие этих элементов национальной культуры нарушает функционирование духовной сферы жизни общества, ведет к ее обеднению и застою. Представление о необходимости включения знаний о религии в содержание обучения и воспитания в светской школе в настоящее время связано как с позитивной оценкой религии существенной частью общества, так и с осознанием того, что значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без знания истории и культуры основных традиционных религий.

Нельзя не учитывать и того, что сегодня существует социальный запрос населения, стремящегося воспитать своих детей в соответствии с принципами культуры православия высоконравственными людьми, ответственными за себя и свое Отечество. В духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания.

В Белгородской области около 90% населения считают себя православными. Поиск путей создания эффективной образовательно-воспитательной системы привёл к объединению усилий руководства области и Белгородской и Старооскольской епархии. В частности, 15 сентября 2001 года был заключён Договор «О взаимодействии между администрацией Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархией», 9 декабря 2004 года принято Постановление Губернатора Белгородской области № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи». Данные нормативные документы послужили новым положительным импульсом в работе по созданию целостной системы духовно-нравственного воспитания молодежи Белгородской области.

Основными направлениями в разработке данной системы явились:

- воссоздание национально-культурного компонента и обновление содержания социально-гуманитарного образования;

- интеграция традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;

- разработка программ взаимодействия школы, семьи, культурно-образовательных учреждений по созданию единого воспитательного пространства.

В целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, на региональном уровне были разработаны и приняты следующие нормативные документы:

- постановление Губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи»;

- постановление правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года № 130-пп «Об утверждении концепции программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области»;

- закон Белгородской области от 3 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

- постановление правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 года № 24-пп «Об областной программе «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы»;

- приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

- постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года № 345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы»;

- постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года № 358-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»;

- приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

- приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».

Таким образом, в настоящее время в Белгородской области преподавание предмета «Православная культура» осуществляется в соответствии с вышеуказанными региональными нормативными правовыми документами, которые не противоречат законодательным актам федерального законодательства РФ и действуют на основании следующих федеральных нормативных правовых документов: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности», Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральный Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2002 года № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

Вместе с этим изучение в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях предмета «Православная культура» в рамках образовательных программ не является нарушением действующего законодательства РФ, то есть Конституции РФ, регламентирующей свободы совести и вероисповедания каждого, в том числе, принципа светского образования, так как в данном случае речь идет не о вероучительном предмете, а об изучении православной культуры в историческом, философском и культурологическом контексте как традиционной национальной культуры. Суть светского образования заключается в возможности получения знаний современным человеком для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей. Данная трактовка преподавания предмета отражена и в п. 2 информационного письма Министерства образования РФ от 19 марта 1993 года № 47/20-11-п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором отмечается, что преподавание религиозно-познавательных, религиозно-философских дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер.

Педагогическая теория и практика находятся в режиме эксперимента: опоры, с одной стороны, на традиционное классическое образование, построенное на духовном наполнении содержания образования, обращении к православной культуре, т.е. максимальном использовании методик православной педагогики; с другой стороны, на разработанные воспитательные системы школ, основанные на светском и православном осмыслении проблем духовности, которые включают в себя решение задач формирования духовности в культурной парадигме образования через традиционные формы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, соединяя их с православной педагогической практикой, что еще раз доказывает актуальность темы исследования.

Вопрос организации преподавания предмета «Православная культура» в свете внедрения ФГОС второго поколения (далее – Стандарта) обозначает следующие проблемы:

1. нормативное правовое обеспечение преподавания «Православной культуры» (соответствие федеральным требованиям);

2. наличие учебников по «Православной культуре», имеющих гриф и изданных в издательствах, рекомендованных Министерством образования;

3. необходимость обеспечения непрерывного обучения и воспитания с целью сохранения региональных педагогических традиций;

4 необходимость обеспечения образовательных учреждений новыми УМК по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

5. кадровое, ресурсное обеспечение процесса введения новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

6. необходимость лицензирования, организации программ внеурочной деятельности в начальной школе;

7. согласование федеральных и региональных требований в программно-методическом обеспечении, введение новой образовательной области в свете внедрения ФГОС второго поколения.

В Стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Принципиальной особенностью новых Стандартов (начальное общее образование) является конструирование учебно-воспитательного процесса с учетом решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, что нашло отражение в содержании новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников», в «Программе воспитания и социализации школьников: воспитание нравственных чувств и этического сознания в соединении с гражданским, патриотическим, трудовым, эстетическим воспитанием».



Теоретико-методические основы исследования составили работы по гуманизации образования, в том числе, связанные с гуманизацией содержания образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, З.А. Малькова, Б.М. Неменский, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов). Особый интерес представляют исследования, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, прот. А. Владимиров, о. А. Гармаев, В.К. Журавлев, С.Ф. Иванова, прот. Г. Каледа, прот. В. Кречетов, В.Н. Крупин, о. А. Кураев, И.В. Метлик, В.И. Слободчиков, прот. Д. Смирнов, А.Н. Стрижов, Л.В. Сурова). Идеи духовного развития личности на основе природной потребности ребенка в эмоциональном восприятии мира, на чуткости к цвету, ритму, интонации, на богатстве воображения и наглядной образной памяти нашли педагогическое теоретическое обоснование в работах отечественных ученых (А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Некрасова, Б.М. Неменский, В.Ф.Козьмин, Е.П. Крупник, Л.П. Печко и др.); на основе нравственных ориентаций (О.Г. Дробницкий, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Т.Н. Мальковская, А.В. Петровский и др.); на основе формирования этнического самосознания (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, К.Д. Радина и др.). Методическое аспекты преподавания православной культуры нашли отражение в работах С.Т. Скляровой

Степень изученности проблемы. Вопросы становления педагогического потенциала православия в образовательных учреждениях Белгородской области рассматривались в работах В.П. Бабинцева, Г.А. Котельникова, С.Д. Лебедева, Н.Н. Реутова.

Однако до настоящего времени практически отсутствуют исследования, рассматривающие состояние преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области.

Таким образом, анализ актуальности темы и представление об уровне ее разработанности в научной литературе позволяют сформулировать основную проблему исследования. Она определяется противоречием между объективной потребностью в более эффективном преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области и недостаточно полным представлением о комплексе проблем, определяющих его состояние.

Объект исследования – преподавание предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Предмет исследования – мнение работников образования о состоянии и проблемах преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области, уровень знаний обучающихся по предмету «Православная культура».

Цель исследования: диагностика проблем преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области.
Задачи:


    • выявление и анализ уровня знаний обучающихся в общеобразовательных учреждениях по предмету «Православная культура» (проведение тестовой работы для обучающихся 10-11 классов);

    • выявление и анализ ресурсного обеспечения преподавания предмета «Православная культура» (анкетирование учителей православной культуры общеобразовательных учреждений области и специалистов муниципальных методических служб, курирующих вопросы духовно-нравственного воспитания).

Методика проведения исследования.

Исследование проводилось в 22 районах и городских округах Белгородской области.

1. Методы сбора информации..

1.1. Изучение системы нормативных правовых актов по проблемам развития региональной системы духовно-нравственного воспитания, преподавания предмета «Православная культура».

1.2. Анкетный опрос, включающий в себя:


  • опрос экспертов-специалистов муниципальных методических служб, курирующих духовно-нравственное воспитание (анкета эксперта);

  • опрос учителей православной культуры (анкета учителя).

1.3. Проведение тестовой работы в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений Белгородской области.

Опрос экспертов (специалистов муниципальных методических служб, курирующих духовно-нравственное воспитание), а также учителей, преподающих предмет «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях области, определялся посредством сплошной районированной выборки. Выборочная совокупность – 22 эксперта и 665 учителей.

Тестирование обучающихся проводилось посредством многоступенчатой выборки. Количество обучающихся определялось посредством районированной квотной выборки. Выбор общеобразовательных учреждений в районах осуществлялся с помощью серийной выборки (отбор единиц анализа проводился при помощи собственно-случайной или механической выборки). Выбор обучающихся осуществлялся посредством сплошной выборки. Выборочная совокупность – 1697 респондентов (10 кл. – 827 чел., 11 кл. – 870 чел.).

Обработка результатов социологического исследования осуществлялась на основе информационных технологий при применении методов структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и типологизации социальных переменных, а также методов математической статистики.

Сроки проведения исследования: апрель - июнь 2012 года.

Организация исследования отражена в приложениях.



следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет по итогам социологического исследования «Состояние преподавания предмета «Православная культура»
922.16kb.
7 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Урок предмета «Православная культура»
237.06kb.
1 стр.
Отчет по материалам социологического исследования Мониторинг (этап 2006 г.) Москва, 2006 Печатается по решению
2034.59kb.
14 стр.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
1 стр.
Программа по православной культуре 2 класс Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»
281.28kb.
1 стр.
Методика преподавания мировой художественной культуры в школе
1023.59kb.
4 стр.
Рабочая программа внеклассного курса «Православная культура»
317.69kb.
1 стр.
Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа
359.89kb.
2 стр.
Тихонова Елена Вячеславовна, учитель истории Одинцовской сош №9 им. Н. И. Неделина Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета
297.6kb.
1 стр.
Отчет по результатам социологического исследования (май-июнь 1990 г.). г. Москва, программа «Общественное мнение»
589.94kb.
3 стр.
В. А. Ядов. Стратегия социологического иследования
5565.29kb.
24 стр.