Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 15страница 16

О промежуточных результатах реализации проекта модернизации региональных систем общего образования в части повышения заработной платы учителей (по данным электронного мониторинга)

На основе анализа данных электронного мониторинга (сайт www.kpmo.ru) установлено, что средняя заработная плата учителей за I квартал 2012 года составила 21147 рублей, а аналогичный показатель за I квартал 2011 года – 15340 рублей, при средней заработной плате по экономике за 2011 год – 23693 рубля.

Наименьший размер средней зарплаты учителей за I квартал 2012 года сложился в Республике Дагестан (10590 руб.), Карачаево-Черкесской Республике (10557 руб.), Республике Мордовия (12204 руб.). Для сравнения: средняя заработная плата по экономике за 2011 год составила в этих республиках соответственно 11478 руб., 12575 руб., 13382 руб.

Наибольший размер средней зарплаты учителей за I квартал 2012 года сложился в Чукотском АО (53985 руб.), в Ненецком АО (53600 руб.), в Москве (51479 руб.); при средней зарплате по экономике в 2011 году соответствующих регионов 54314 руб., 50453 руб., 43547 руб.

Рост средней заработной платы учителей с I квартала 2011 года по март 2012 года в среднем составил 1,45 раза. Максимальный рост (от 1,6 до 1,8 раза) достигнут в Рязанской, Магаданской, Тверской, Астраханской, Курской, Калужской, Брянской областях и Приморском крае. Именно по этим областям в 2011 году наблюдалось наибольшее отставание средней зарплаты учителей от средней по экономике региона.

Вместе с тем, в 16 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата учителей в марте 2012 г. была ниже, чем зарплата в среднем по экономике этих регионов в I квартале 2011 года (Респ. Мордовия, Коми, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Чеченская, Красноярский, Забайкальский края, Магаданская, Амурская, Вологодская, Смоленская, Оренбургская, Астраханская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО).

В остальных регионах зарплата учителей в марте 2012 года была выше средней по экономике I квартала 2011 года.

По темпу роста среднемесячной заработной платы учителей с I квартала 2011 года по март 2012 года субъекты РФ можно разделить на три группы: в 27 субъектах РФ рост среднемесячной зарплаты учителей за этот период составил от 1,22 до 1,38 раза; в 29 субъектах РФ – от 1,39 до 1,49 раза; в 27 субъектах РФ – от 1,5 до 1,81 раза.

Установлено, что в 21 субъекте РФ за период с сентября 2011 года по март 2012 года рост средней зарплаты учителей не превысил 1000 рублей; в 24 субъектах РФ рост составил от 1000 до 2000 рублей, а в 31 субъекте РФ – более 2000 рублей.

Анализ изменения средней нагрузки учителя по основной должности в марте 2012 года по сравнению с ноябрем 2011 года позволил выявить, что в 30 субъектах РФ средняя нагрузка учителя несколько снизилась, в 9 субъектах РФ – осталась без изменения, а в 43 субъектах РФ – увеличилась от 0,71 % до 5,31 %; средняя нагрузка учителя с учетом внутреннего совместительства снизилась в 14 субъектах РФ, в 9 субъектах РФ – осталась без изменения и в 60 субъектах РФ – увеличилась (от 0,68 % до 6,11 %).

По результатам проведения электронного мониторинга установлено, что в целом по Российской Федерации в марте 2012 года доля стимулирующей части фонда оплаты труда учителей была на уровне 21 %, в то же время в 16 субъектах РФ среднее значение доли стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей составило от 30 % и выше, например, в Краснодарском крае и Республике Адыгея – 35 %, в Вологодской, Томской, Челябинской, Владимирской областях – 34 %, в Рязанской, Омской, Кемеровской областях – 33 %.

Наименьшая доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей (по данным электронного мониторинга) за март 2012 года сложилась в Московской области - 5 %. При этом в 30 субъектах РФ среднее значение доли стимулирующей части фонда оплаты труда учителей составляло от 5 % до 19 %.

В ходе анализ дифференциации уровня зарплаты учителей между муниципалитетами в каждом субъекте РФ по состоянию на февраль 2012 года установлено, что в 23 субъектах РФ различия в уровне оплаты труда учителей по муниципалитетам составляли от 5,65 % до 9,77 %, в 36 субъектах РФ - от 9,92 % до 14,84 %, в 24 субъектах РФ – от 15 % до 28,13 %. При этом значительные различия в уровне оплаты труда учителей по муниципалитетам в рамках одного и того же региона не могут быть объяснены только применением разных региональных коэффициентов к заработной плате. По целому ряду регионов России требуется дополнительный анализ причин межмуниципальной дифференциации в оплате труда учителей.
О динамике среднемесячной начисленной заработной платы работников образования (по уровням образования и в разрезе регионов)

по данным Росстата

Среднемесячная начисленная заработная плата работников в целом по экономике России за январь-май 2012 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,4 %, а по сравнению с 2011 годом в целом на 5,8 % и составила 25068 рублей.

Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников образования был более значительным, чем по экономике в целом, в первую очередь, в связи с реализацией проекта модернизации региональных систем общего образования. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в образовании за январь-май 2012 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 23,6 %, а по сравнению с 2011 годом в целом на 11,2 % и составила 17587 рублей.

При этом отставание заработной платы работников в образовании от заработной платы работающих в целом по экономике сократилось почти на 5 % (с 35 % до 30 %).

Прирост среднемесячной начисленной заработной платы работников в общем образовании за январь-май 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 8,4% больше, чем прирост среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по образованию за этот период. Соответственно прирост среднемесячной начисленной заработной платы работников в общем образовании за январь-май 2012 года по сравнению с 2011 годом больше на 8%, чем прирост среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по образованию за этот период.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников в общем образовании за январь-май 2012 года составила 18581 рубль, а отставание заработной платы работников в общем образовании от заработной платы работающих в целом по экономике сократилось практически на 10 % (с 36% до 26%).

Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников учреждений дошкольного образования за прошедший год практически совпал с показателем роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по образованию. Так, среднемесячная начисленная заработная плата работников дошкольного образования за январь-май 2012 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 23,7%, а по сравнению с 2011 годом в целом на 13,2% и составила 13124 рубля.

При этом отставание заработной платы работников дошкольного образования от заработной платы работающих в целом по экономике хотя и сократилось на 2,8%, однако по-прежнему является неоправданно большим - 52,3%.

Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников учреждений высшего профессионального образования за прошедший год практически совпал с показателем роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике. Так, среднемесячная начисленная заработная плата работников высшего профессионального образования за январь-май 2012 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 13,3%, однако по сравнению с 2011 годом в целом заработная плата в высшем профессиональном образовании сократилась на 1,5% и составила 22 928 рублей. В связи с этим увеличилось отставание заработной платы работников высшего профессионального образования от заработной платы работающих в целом по экономике на 0,9%.

Официальные статистические данные о динамике заработной платы в высшем профессиональном образовании наглядно свидетельствуют о необходимости принятия экстренных мер по повышению уровня оплаты труда работников в высшей школе. 


О реализации Указов Президента России в сфере социальной политики (по материалам совещания, проведенного Президентом России
В.В. Путиным 11 июля 2012 года)

В ходе совещания Президентом России В.В. Путиным было сообщено о создании Комиссии при Президенте России по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определенных Президентом России.

Президентом России было отмечено, что наряду с планами долгосрочного развития страны до 2020 года, а по некоторым отраслям и до 2030 года и даже на более длительную перспективу, необходимо выстраивать конкретную работу на среднесрочную перспективу и именно поэтому принимаются бюджеты на трехлетний период и разрабатываются предложения по развитию отраслей на два-три года.

Президент России подчеркнул, что в целях реализации Указов Президента каждое министерство и ведомство в рамках своей компетенции должно разработать планы-графики с четко обозначенными сроками выполнения отдельных мероприятий.

1. В рамках реализации задачи увеличения заработной платы ведущих категорий работников бюджетной сферы предусмотрено уже с 1 сентября повысить заработные платы профессорам и преподавателям вузов до средней по экономике соответствующего региона. При этом увеличение оплаты труда должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Для реализации этой одной из главных целей необходим переход на механизм так называемого эффективного контракта. Это означает, что заработная плата специалиста будет зависеть от эффективности его работы. Такой подход позволит сохранить кадровый потенциал и привлечь в образование, здравоохранение, науку, культуру квалифицированных, талантливых специалистов.

Эффективный контракт должен быть положен в основу программы поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере, которая до 1 августа должна быть внесена в Правительство. По мнению Президента России эту программу следует принять до 1 декабря текущего года.

2. Президент России заявил, что недопустимо оплачивать низкокачественные услуги за счет государственных бюджетных средств. Надо добиться, чтобы в социальной сфере остались только те организации, которые это делают с наибольшей пользой для граждан. Больше нельзя медлить с проведением так называемых структурных преобразований, структурных реформ в социальной сфере.

Средства, высвобождаемые в результате реструктуризации сети бюджетных учреждений, - один из планируемых источников повышения оплаты труда в социальной сфере. Если средств от этих структурных преобразований для решения социальных задач, в том числе для повышения заработной платы, хватать не будет, нужно найти эти средства в достаточном объеме в бюджете, и естественно нужно будет пересмотреть расходную часть бюджета. Все обязательства должны быть полностью обеспечены финансовыми ресурсами.

При этом Президент России рассчитывает, что будут использованы и внебюджетные средства, но, безусловно, при этом нужно действовать таким образом, чтобы сохранить доступность и бесплатность социальных услуг, предусмотренных законом и Конституцией. Говоря о системе образования, Президент России обратил внимание на необходимость серьезных структурных преобразований в ней. Учитывая, что в стране есть высшие учебные заведения, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – попросту говоря некачественное образование, и которым зачастую не удается заполнить даже бюджетные места, Президент России заявил о необходимости до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы. Программа их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года, не позднее.

Главное – обеспечить необходимый объем бесплатного, но при этом качественного высшего образования, помогать перспективным и эффективным вузам. Одновременно Президент России напомнил, что с 1 сентября 2012 года стипендии хорошо успевающих учащихся вторых курсов должны вырасти до 6300 рублей. Это – величина прожиточного минимума. Такую же стипендию будут получать и первокурсники, получившие по результатам первого семестра оценки «хорошо» и «отлично». Эта мера должна быть принята в рамках реализации задачи наращивания объема адресной поддержки студентов из малообеспеченных семей.

Обращаем ваше внимание на то, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительство Российской Федерации приняло постановление от 2 июля 2012 г. № 679 “О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично», в котором предусмотрено:

1. Установить, что:

размер стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и "отлично» (далее - студенты), не может составлять менее 6307 рублей;

стипендии назначаются по итогам промежуточной аттестации в рамках установленного образовательному учреждению стипендиального фонда, сформированного с учетом указанного размера стипендии;

назначение стипендии для студентов осуществляются ученым советом образовательного учреждения с учетом мнения студенческого коллектива;

установление размера стипендии осуществляется с учетом назначаемой студентам государственной академической и (или) государственной социальной стипендии.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить критерии отнесения студентов к категории нуждающихся.

3. Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на цели, указанные в пункте 1 настоящего постановления.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящего постановления, вносит в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения о внесении изменений в указанную сводную бюджетную роспись в части перераспределения указанных бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся образовательные учреждения высшего профессионального образования, и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета, исходя из численности нуждающихся студентов.

5. Главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, и федеральным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, являющимся главными распорядителями средств федерального бюджета, обеспечить выплату стипендии в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации до 30 октября 2012 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, предусматривающие комплексное регулирование вопросов совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с учетом положений, установленных пунктом 1 настоящего постановления.

Комментарий ЦС Профсоюза.

Обращаем внимание руководителей региональных организаций Профсоюза на то, что право на получение стипендии не менее 6307 рублей с 1 сентября 2012 года имеют нуждающиеся студенты вторых курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и "отлично».

Нуждающиеся студенты первых курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, получат право на получение стипендии не менее 6307 рублей, получившим оценки успеваемости «хорошо» и "отлично» по итогам первой (зимней) сессии.

В соответствии с поручением Министерству образования и науки РФ, содержащимся в п.6 размещенного выше постановления Правительства РФ, 26 июля 2012 года состоялось совещание у зам. Министра образования и науки РФ А.А. Климова, на котором было предложено (п. 3 Протокола совещания № АК-6/05пр) Студенческому координационному совету Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Всероссийской молодежной общественной организации «Российский союз студенческих организаций» совместно с Минобрнауки России и заинтересованными организациями организовать работу по обсуждению в студенческой среде вопросов, связанных с предложениями по комплексному регулированию совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и подготовить предложения в создаваемую рабочую группу по реализации п. 6 данного постановления.
О программе поэтапного совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы и введении эффективного контракта с работником

В соответствии с поручением В.В. Путина к 1 августа 2012 года Министерством труда и социальной защиты РФ внесен в Правительство РФ проект Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере.

При разработке предложений в проект этой Программы, проведении совместных консультаций Минфином России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минздравом России и Минтрудсоцзащиты России обсуждалась информация, обобщенная и проанализированная этими министерствами по следующему комплексу вопросов.

Целевые показатели развития отраслей по годам в 2012-2017 гг. (в том числе применительно к основным видам услуг, категориям работников).

Мероприятия по введению эффективного контракта с учетом отраслевой специфики (с указанием сроков, количественных параметров), в том числе:

разработка и внедрение типовых норм труда, учитывающих современные требования к оказанию государственных и муниципальных услуг:

совершенствование квалификационных требований к работникам;

оптимальная организация рабочего времени персонала учреждений;

повышение квалификации работников;

разработка и внедрение критериев и показателей эффективности труда работников;

оптимизация структуры заработной платы, отмена неэффективных видов стимулирующих выплат;

разработка моделей оптимальных структур заработной платы основных категорий работников;

оптимизация численности и структуры учреждений, в том числе с учетом сокращения доли административно-управленческого персонала;

обеспечение оптимальной дифференциации в оплате труда в зависимости от квалификации работников, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

обеспечение оптимальных соотношений между средней заработной платы в учреждениях различных уровней (Федерация, субъект муниципалитет) при достижении целевых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к средней заработной плате по экономике субъекта Российской Федерации, с учетом различий в сложности оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Возможные риски реализации программы и пути решения.

Положительные результаты внедрения новых систем оплаты труда и нерешенные проблемы, требующие принятия решений на федеральном уровне (внесения изменений в нормативные правовые акты, издание рекомендаций и т.п.).

По мнению Президента России, Программу поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере следует принять не позднее 1 декабря 2012 года.

Однако, по мнению Общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения и культуры, профсоюзной стороны РТК, проект этого документа должен быть глубоко и всесторонне обсужден в рамках РТК.

В соответствии с предварительной договоренностью консультации представителей сторон социального партнерства должны начаться по проекту этой Программы уже в августе т.г.



Комментарий ЦС Профсоюза.

Предлагаем вашему вниманию подборку материалов, содержащих самые разнообразные представления о самом понятии «эффективный контракт», его содержании, целях, задачах введения, механизмах применения, что однозначно свидетельствует об отсутствии пока согласованного представления руководителей и специалистов государственных органов власти на федеральном уровне об эффективном контракте с работником в бюджетной сфере.

Предлагаем руководителям региональных организаций Профсоюза обратить особое внимание на комментарий НИУ ВШЭ по поводу эффективного контракта с работником.

Бюджетное посание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 года (28 июня 2012 г.) (извлечение 1)

Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан. Причина состоит в медленном реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников.

Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.

Нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача – повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение «эффективного контракта» также призвано повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики.

Этапы перехода к «эффективному контракту» должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить «дорожные карты» таких изменений на период до 2018 года, определяющие четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.

При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.

Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных сотрудников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь тем специалистам, которые имеют высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитические материалы к августовским совещаниям 2012 г. Москва, август 2012г
3131.66kb.
16 стр.
Аналитические материалы по различным вопросам гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ. В третьем разделе приведены аналитические материалы по вопросам политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом
1066.95kb.
7 стр.
Отчет начальника осрв за 2012г
94.1kb.
1 стр.
Е. В. Ковалевская Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 16- 17 ноября 2012г. Псков-Рига
16.48kb.
1 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
628.58kb.
4 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
391.85kb.
2 стр.
Турагентство
59.2kb.
1 стр.
Программа и информационные материалы Москва 11-13 декабря 2012 Программный комитет
99.73kb.
1 стр.
Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2012 году, задачах на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2015 года
2548.41kb.
25 стр.
Производственная работа в 2012г
32.83kb.
1 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3644.52kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3747.43kb.
17 стр.