Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8 Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА ________________________________________ ОБЫЧАИ * ОБРЯДЫ * ЗАНЯТИЯ * ФОЛЬКЛОР Санкт- Петербург «ПАРИТЕТ» 2005
ПРОТИВ НЕБА-НА ЗЕМЛЕ За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. Так начинается известная сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Обратите внимание на эту строку: «Против неба – на земле». Небо и земля для человека были средоточием всего, что есть в природе. Солнце и дожди с небесного свода согревали и увлажняли землю, а она растила травы, цветы, деревья, давала пищу человеку и животным. От земли люди кормились, на земле выращивали хлеб, пасли скот, строили дома... В народных сказках и песнях часто встречается выражение «мать сыра земля» - кормилица, источник сил и здоровья. Когда человек завершал свой жизненный путь, его тело находило упокоение в земле, а душа продолжала свой путь – на небо. Такая близость к природе породила особое мировосприятие, глубоко укоренившееся в сознании людей, способствовала появлению различных обычаев и обрядов, корни которых уходят в глубину веков. Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. В конце концов, что его в XXI веке связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни? Но стоит более внимательно понаблюдать за нашим бытом и поведением, и мы с удивлением увидим, что наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки. Со временем значение многих обрядов было забыто, некоторые из них превратились в своеобразную игру, забаву (проводы зимы, хождение ряженых по дворам, гадания, свадебные обряды и т. д.), но тем не менее сами обряды живут и доныне. И, возводя за городом современный коттедж по проекту модного архитектора и дизайнера, с камином вместо традиционной печи, хозяин дома при его закладке замуровывает под фундаментом деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку. Такова традиция, хотя почему так надо делать, мало кто знает. Спрашиваете ли вы себя: почему нельзя здороваться через порог, почему рассыпать соль – плохая примета, кто такой леший, откуда взялись русалки и т.д. Ответы на эти и на многие другие вопросы вы найдете в нашей книге. В ней рассказывается о русской деревне, о символике крестьянского дома, в которой отразились древние космические представления людей, о народном календаре. Этот календарь без преувеличений можно назвать своеобразной «энциклопедией», ведь именно в нем закодирована вся жизнь народа: его знания, опыт, обычаи, обрядовые праздники, наблюдения за природой, приметы погоды, прогнозы на урожай, сроки проведения сельскохозяйственных работ, которыми нередко многие пользуются и сегодня. Вы узнаете о происхождении различных праздников, о возникновении тех или иных обрядов. Мир человека был полон волшебства, чудес, он населен разными духами (нежитью), которые являются неотъемлемой частью природы. А раз эти существа обитали рядом с людьми, с ними приходилось как-то уживаться. Так появилась сложная система взаимоотношений с лешими, кикиморами, овинниками и прочей нечистью. Любопытно, что такие представления о духах, природе и сезонных явлениях прекрасно уживаются в сознании народа с христианской религией, хотя Церковь отрицательно относится к подобным суевериям. Немало традиций и обычаев родилось в процессе крестьянского труда на земле. Далеко не все они сохранились до наших дней, но воспоминания о них живут в пословицах, поговорках, песнях, загадках: «Хлеб - всему голова», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «C дураком говорить, что солому молотить», «Пять овечек стог подъедают, а пять прочь отбегают» (прядение льна) и т. д. Государство создавало законы, но они не мог ли охватить всю сложную систему взаимоотношений между людьми. Это делали обычаи, этические правила, которыми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными связями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир. Элементы традиционного народного быта передавались из поколения в поколение. Сегодня ученые-этнографы из этих осколков, как из кусочков мозаики, складывают картину русской народной культуры. В слово «русский» мы отнюдь не вкладываем узкоэтнический смысл. Ведь русская культура создана и продолжает жить благодаря людям, представляющим различные народы нашей многонациональной страны. Об этой культуре и пойдет рассказ в нашей книге, которая описывает быт российской деревни середины XIX начала ХХ века. Конечно, сегодня жизнь очень изменилась, эти изменения затронули не только город, но и деревню. Тем не менее и в XXI веке люди продолжают работать на земле, выращивают хлеб и скот и сохраняют обычаи предков. А некоторые, казалось бы, навсегда забытые обряды возрождаются, обогащая народную культуру новыми красками. В конце книги мы поместили «Приложение», в котором читатель найдет рецепты приготовления некоторых традиционных блюд русской кухни (в том числе и обрядовых), описание народных игр, гаданий, обрядовые песни, заклички, причитания, а также даты важнейших «двунадесятых» церковных праздников.
ВЫЙДУ НА УЛИЦУ, ГЛЯНУ НА СЕЛО... Древняя Русь – страна лесная. Понятие «степь» в сознании человека связывалось с враждебными кочевыми племенами, которые часто тревожили своими набегами южные окраины Русской земли. Лес укрывал от врагов, одевал, кормил, давал материал для строительства жилья. Из дерева возводились дома и храмы, крепости и мосты. Русский человек издавна был искусен в обращении с деревом: домашняя утварь, орудия труда, посуда, украшения, обувь - все это изготавливалось из подручного материала - из дерева. Правда, дерево недолговечно, оно гниет, гибнет в огне пожаров, но зато лес всегда под рукой, и рядом со сгоревшей постройкой быстро возникала новая, еще краше. Строили («рубили») быстро, ладно, красиво. ![]() Вид на село. Худ. И. Я. Билибин. Ко полуноче и двор поспел: Три терема златоверховаты, Да трои сени косящетыя, Да трои сени решетчетыя. Хорошо в теремах изукрашено: На небе солнце – в тереме солнце, На небе месяц – в тереме месяц, На небе звезды – в тереме звезды, На небе заря – в тереме заря И вся красота поднебесная –
Место для поселения тоже выбирали не случайно, а с мудрым расчетом. Дороги в лесу прокладывать было трудно, основными транспортными путями служили реки. По их берегам и возникали деревни, села, хутора. Река – источник воды и очень удобная дорога: летом на лодках, зимой по ровному санному пути можно было перевозить самые разные грузы. Впрочем, не только реки привлекали людей. ![]() Общий вид деревенской улицы. Ленинградская обл. Фото начала XX в. Поселения возникали по берегам озер, на водоразделах, и каждое из них удивительно удачно вписывалось в ландшафт, было непохоже на другие. Известный путешественник и этнограф И. Г. Георги еще в XVIII веке в своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве наpодов» отмечал: «Жилище россиян суть: города, предместья, крепости, волости, местечки, села, деревни, погосты, сельцы, хуторы, усадьбы... загородные дворы, дачи, остроги…» В течение столетий складывались различные типы поселений, раскинувшихся по всей Руси. Все они разные, непохожие друг на друга. Один из древнейших деревня: селение без церкви, с небольшим количеством дворов и прилегающими земельными угодьями. Село - это уже крупный населенный пункт, в котором находилась церковь. В Х веке, когда появилось это название, оно обозначало княжеское загородное имение с челядью и двором. Вокруг села объединялось несколько деревень. В больших селах устраивались торговые ярмарки, на которые съезжались крестьяне не только из ближайших окрестностей, но и из отдаленных уездов. У слова «погост» было несколько значений: так назывался сельский приход из нескольких деревень при одной церкви; отдельно стоящая церковь с кладбищем, домами священника и храмовой прислуги. Позднее это название закрепилось за церковью с кладбищем. Даже и присловье сложилось: «Несут гостя до погоста». В древности же это слово имело совсем другое значение. Когда князья со своими дружинами объезжали подвластные им земли, собирая дань, они останавливались в заранее назначенных селениях. Сюда свозилась из окрестных деревень подать, приходили люди, чтобы искать у князя защиты от обид. Здесь постоянно проживал княжеский управляющий, который присматривал за имением своего господина в его отсутствие. Эти селения и прилегавшие к ним земли назывались погостами, в них нередко останавливались проезжие, чувствовавшие себя в относительной безопасности за крепостными стенами. В Оренбургской губернии еще в XIX веке погостом называли стоявший на отшибе постоялый двор, где останавливались проезжающие. Ближе к городу располагались крупные многодворные поселения – слободы, жители которых занимались не земледелием, а ремеслами или находились на государевой службе. Так возникли ямские, солдатские, матросские, пушкарские, стрелецкие, сокольничьи слободы. Зачастую, когда города разрастались, слободы попадали в их границы, еще долго сохраняя свои названия. На севере и в средней полосе России слободами назывались улицы или только их концы. ![]() ![]() Шатроновая церковь. Олонецкая губерния. Фото начала ХХ в. ![]() Покоеобразный тип двора с типичными воротами под отдельной двускатной крышей. Поволжье. Фото начала XX в. Совсем рядом с городскими стенами или вокруг центрального городского сооружения – кремля строились посады (от слова «посадити», устроить). В посадах селились ремесленники и купцы, рядом с домами они строили свои мастерские и лавки. В Московском государстве посадские люди составляли основную массу городского населения. Но вернемся к деревне (или к селу, так как различия между большой деревней и маленьким селом достаточно условны). Русская деревня - это целый мир, который живет своей внутренней жизнью, богатой событиями, наполненной глубинным смыслом. Этот мир не всегда открывается случайному человеку, и чтобы познать его, нужно слиться с деревенским бытом, увидеть деревенскую жизнь изнутри. На площади или на пригорке возвышается церковь. К самому небу тянутся ее луковки-купола, увенчанные крестами. Иногда церковные купола напоминают шеломы древних витязей, а в некоторых областях России сохранились старинные шатровые храмы: их кровля подобна остроконечному шатру. Как правило, церковь посвящалась какому-нибудь святому, и самым большим местным праздником – престольным – считался день почитания этого святого по церковному календарю. Вдоль деревенских улиц тянутся дома, рубленные из прочных бревен. Деревни в переписи считались не по домам, а по числу дворов. Крестьянский двор, помимо жилого дома, включал в себя целый комплекс строений. На огромной территории расселения русских существовали разнообразные дворы. В северных, центральных нечерноземных губерниях Европейской России и во многих районах Сибири, там, где суровый климат и снежные зимы, все хозяйственные помещения двора вплотную примыкали к дому (за домом или рядом) и располагались под общей крышей. На Среднем Поволжье, в Волго-Окском и Вятско-Камском междуречьях строили дворы в виде буквы П огораживая их забором с воротами. В южнорусских губерниях строили дворы-крепости – дом находился в глубине участка, а на улицу выходили лишь глухие стены хозяйственных построек. Крестьянская усадьба огораживалась высокой крепкой оградой с плотными воротами. Здесь приусадебные постройки в основном строили в стороне от жилья, на хозяйственном дворе, чтобы в случае пожара огонь не перекинулся на дом. На краю усадьбы, на ее дальнем конце, располагалось гумно – место для складывания снопов, их просушки и обмолота. На гумне устраивали открытый или крытый ток. Открытый ток - это плотно утрамбованная земляная площадка, возвышающаяся в середине и покатая к краям. На севере крытый бревенчатый сруб гумна имел двое сквозных ворот, через которые снопы завозили внутрь. Пол выкладывался из широких тесаных плах. Неподалеку от гумна располагался овин. Перед обмолотом здесь сушили снопы, чтобы зерно легче отделял ось от колоса. К большому срубу пристраивалась клеть поменьше. В большом помещении наверху устраивали из жердей колосники, на которых сушили снопы. В пристройке сооружали печь, из которой дым и нагретый воздух через щели между бревнами попадали в сушильное отделение и, поднимаясь вверх, подсушивали снопы, разложенные на колосниках. Когда топилась печь в овине, приходилось постоянно караулить, чтобы от слишком сильного огня не случился пожар. Но все равно из-за неосторожного обращения с огнем овины нередко горели. На дворе, но чаще напротив домов, на гумне, за околицей, стояли амбары. Здесь были устроены сусеки (закрома, засеки) лари из прочных досок с крышками. В них ссыпали обмолоченное зерно, муку. В амбарах на горизонтальных жердях развешивали заготовленную пряжу, одежду, шкуры животных. Многое из крестьянского добра складывалось в амбарах в бочки, кадушки, сундуки. В границах двора размещались конюшня, сеновал – сарай, куда складывалось высушенное сено, хлев для домашнего скота и другие постройки.
Фото начала XX в. ![]() Внешний вид усадьбы (летняя и зимняя избы). Южно-русский тип застройки. Орловская губерния. Фото начала XX в.
Строилась баня просто, без затей, но в то же время все в ней было продумано. Вытянутый сруб разделен на две части: маленький предбанник и более просторное отделение, где парились и мылись. В углу у порога устроен очаг или калильная печь, каменка. Это искусно сложенная груда камней с отверстием для топки. Печи с трубами в банях появились довольно поздно, поэтому топили по-черному. Дым из очага поднимался вверх и выходил через волоковое окно. Когда камни раскалялись, а сама баня достаточно прогревалась, ее проветривали, окно закрывали вытяжной доской и на некоторое время оставляли баню «выстаиваться», чтобы удалить угарный газ. Воду грели древним способом: в деревянные бочки заливали холодную воду, а потом бросали в нее раскаленные камни. Вода нагревалась так, что кипела ключом. Вдоль стен стояли лавки, а у дальней от двери стены устраивал ась высокая лежанка со ступеньками – полок, на котором парились.
Тверская губерния. Рис.А.Л. Колобаева ![]() Баня, с. Никольское, Ленинградской обл. Фото начала XX в. ![]() Черная баня. Тверская губерния. Рис. А.Л Колобаева. Начало XX в. ![]() Кузница, сложенная из плитняка, и станок для ковки лошадей. Тульская губерния. Фото начала XX в. ...Деревенская улица выходила на окраину деревни, к околице (от слова «около»). Так обычно называли местность вокруг деревни, до полей, и изгородь, защищавшую посевы от вытаптывания скотом. Околица – это уже вроде бы граница деревни, но еще не совсем. За околицей, в стороне от жилых домов, «для бережения от огня», устраивалась кузница, где деревенские мастера изготавливали различный хозяйственный инвентарь, подковывали лошадей. Если поблизости протекала речка, ее перегораживали плотиной, а на берегу ставили водяную мельницу. Вода из запруды подавалась в деревянный лоток, а с него на лопасти мельничного колеса. Оно насаживалось на толстое бревно, которое служило осью и приводило в движение все механизмы. Все изготавливалось из дерева, кроме каменных жерновов и железного шкворня, проходившего через жернов. Несмотря на простоту, мельничный механизм был надежным и работал годами, перемалывая зерно с окрестных полей. «Деревянная механика» использовалась и при устройстве водяных крупорушек. На деревянном валу в выдолбленных гнездах закреплялись прочные деревянные колышки-зубья, которые действовали как кулачковый механизм, поочередно поднимая и сбрасывая тяжелые песты. В таких крупорушках зерно очищалось от шелухи и дробилось. Место возле мельницы с запрудой считалось опасным, здесь, по поверьям, обитала нечистая сила: «B тихом омуте черти водятся», «Co всякой новой мельницы водяной подать возьмет» (то есть утопит человека). На открытых местах, там, где дули постоянные ветры, устраивали ветряные мельницы. Ветряная мельница состояла из двух основных частей – неподвижного основания и подвижной верхней части с крыльями, которую можно поворачивать в наиболее выгодное положение по отношению к ветру. По всей Европейской части России и в Сибири были распространены ветряки-столбовки, в среднерусской полосе и на юге России – шатровые мельницы. Мельницы-столбовки строились вокруг прочно вкопанного в землю толстого деревянного столба, у основания которого складывалась пирамидка (городок или баба), срубленная из бревен. На верху пирамидки, вокруг столба устраивалась подвижная часть – амбарчик. Шатровые мельницы состояли из широкого основания, восьмигранного сруба, обшитого досками, и конической крыши. ![]() Ветряная мельница. Тульская губерния. Фото начала XX в. Неподалеку от деревни в тенистой роще или сухом сосновом бору находилось последнее пристанище жителей деревни кладбище. Иногда при кладбище была небольшая часовня или церковь, где отпевали покойников и отправляли другие церковные службы. Холмик, поросший травой, простой деревянный крест, иногда скромная оградка вокруг могилы – так отмечено место упокоения крестьянина. Несколько раз в году сюда приходят родственники, чтобы поправить могилу да помянуть усопшего добрым словом...
А на дворе и перед вороты всегда после снегу сгребено, и свожено, и сметено, а после дожжа грязь пригребена, и ненадобное пристроено, и не насорено, и не заволочено, а в сушуприметено, - ино всегда в подворье чисто, и сухо, и не нагрязнено. А метлы, и лопаты, и всякий запас, и всякая порядня по двору бы не валялась, все бы было прибрано и припрятано, а на дворе и в огороде колодезь бы был, а нетколодезя, - ино бы вода всегда была, а лете и по хоромам вода бы стояла, пожарные ради притчи. А коли избы или мыльню топить, а вода бы напередь принесена, пожарные ради притчи. («Домострой»)
А вот как надо париться. Сначала веником гонят пар к телу и только потом легко касаются кожи листиками, затем веточками и уже всем веником хлещут по спине, причем только вдоль, а поперек спины нельзя. Пар костей не ломит Традиция «банной культуры» на Руси уходит корнями в глубокую древность. Старые названия – истопка, влазня, мыльница, мыльня и сейчас бытуют на юге и западе европейской части России. О существовании специальных построек, где люди мылись и парились, рассказывают древнерусские летописи. Общеславянское слово «баня» - сравнительно новое; происходит оно от латинского balneum. Немецкий путешественник XVII века Адам Олеарий, вернувшись из Московии, писал, что у русских во всех городах и селениях много общественных и частных бань. В царских палатах мыльни устраивали даже на втором ярусе терема, для чего под полом бани настилали свинцовые листы, а воду отводили по свинцовым трубам. Такие бани были превращены в настоящие хоромы – с комнатой для отдыха, с перинами из лебяжьего пуха... Следует отметить, что бани встречаются не во всех районах России. Особенно много их строилось на Европейском Севере, в средней полосе, в Сибири, у народов Поволжья. Сельские бани топились по-черному или по-белому. Там, где бань не было, мылись в корыте, а парились в больших русских печах. Кое-где эта традиция жива и по сей день. Из протопленной печи выгребают угли, выметают золу и настилают солому. Забираются в печь через ее устье, женщины нередко берут с собой и детей. Там уже стоят ведра с горячей и холодной водой. Забравшись в печь, ложатся на солому головой к устью, заслонку задвигают и парятся горячим березовым веником. Затем обливаются на дворе, даже зимою, холодной водой. Смотрите также: Культура русского народа обычаи обряды занятия фольклор
1216.59kb.
8 стр.
Традиции и обычаи русского народа
236.26kb.
1 стр.
Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей
20.79kb.
1 стр.
Урок по теме «Занятия и обычаи восточных славян в VI viii вв.». «Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам»
42.84kb.
1 стр.
«Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века»
41.29kb.
1 стр.
Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века
130.94kb.
1 стр.
Старые книги
2327.12kb.
17 стр.
Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов
22.33kb.
1 стр.
Святые земли русской
118.45kb.
1 стр.
Материалы предоставлены интернет проектом br
212.32kb.
1 стр.
Общие сведения о стране
26.74kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине. Кв духовная культура русского народа Сибири. Тема:. Природа нашего края 120.8kb.
1 стр.
|