Главная
страница 1страница 2страница 3

Средние возрастно-половые значения ЖЕЛ у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)



Возраст, лет

ЖЕЛ, мл

М

Д

11

1800-2650

1750-2500

12

2100-2850

1800-2650

13

2050-3150

2200-3050

14

2550-3900

2250-3200

15

2900-4400

2500-3455

Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге. Время задержки дыхания на вдохе определяется в положении стоя. После полного вдоха и выдоха в медленном темпе обследуемый производит глубокий вдох и задерживает дыхание максимально долго, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру.

Таблица 7

Средние возрастно-половые значения пробы Штанге у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)



Возраст, лет

Проба Штанге, с

М

Д

11

31-48

27-41

12

37-52

27-43

13

39-54

31-45

14

41-56

32-47

15

41-63

33-47

Сила мышц ведущей руки регистрируется с помощью кистевого динамометра со шкалой до 25 кг для обучающихся младших классов и до 50 кг для обучающихся средних и старших классов. Обучающийся в положении стоя отводит руку горизонтально в сторону и с максимальным усилием сжимает динамометр.


Таблица 8

Средние возрастно-половые значения силы мышц ведущей руки у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)



Возраст, лет

Сила мышц ведущей руки, кг

М

Д

11

22,5-30,0

15,5-22,5

12

21,0-33,0

16,5-26,0

13

22,0-32,5

20,0-30,0

14

26,0-39,5

20,5-30,0

15

30,0-48,0

22,5-32,0

Координация движений оценивается по результатам выполнения 2-х координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем.

Вначале проводится проба «Веревочка». Ребенок встает прямо, одна нога ставится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой, руки вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Затем выполняет пробу «Аист», при которой оценивается устойчивость положения тела, стоя на одной ноге. При этом стопа другой ноги плотно прижата к колену опорной ноги и максимально отведена в сторону. С помощью секундомера фиксируется время сохранения положения тела при отсутствии признаков нарушений координации (пошатывание, изменение положения рук и опорной стопы, дрожание пальцев рук и век и др.).

Таблица 9



Средние возрастно-половые значения показателей координаторных проб

(НижГМА, 2010)



Возраст

(лет)


Координаторная проба

«Веревочка», с



Координаторная проба

«Аист», с



М

Д

М

Д

11

15-20

15-20

7-15

6-15

12

15-20

15-20

7-15

8-12

13

16-20

15-20

8-15

7-13

14

17-20

17-20

8-15

9-15

15

17-20

15-20

10-15

8-15

Учитывается также количество случаев перехода обучающихся из СМГ «А» в ПМГ и из ПМГ в ОМГ, свидетельствующее о благоприятной динамике.



Результаты внедрения разработанной программы

и методики в учебный процесс общеобразовательных учреждений
С целью проверки эффективности разработанной программы и методики проводился педагогический эксперимент. Экспериментальная и контрольная группы формировались с учетом состояния здоровья, физического развития, подготовленности, возраста, пола и количества занимающихся. Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились совместно для девочек и мальчиков 2 раза в неделю по 45 минут. Условия проведения занятий были идентичны. Различия состояли в том, что экспериментальная группа занималась по разработанной программе и методике. В контрольной группе занятия проводились по действующей программе. Все учащиеся контрольной и экспериментальной групп выполняли упражнения в режиме учебного дня школы и занимались самостоятельно по заданию учителя дома. Домашние задания включали в себя комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, которые составлялись индивидуально для каждого учащегося.

Под воздействием систематических занятий в ходе педагогического эксперимента у учащихся экспериментальной группы в большей степени произошли изменения в физическом развитии.

Показатели жизненной емкости легких у учащихся экспериментальной группы увеличились на 30,89% (с 1,23±0,05 до 1,61±0,04 л), в контрольной – на 18,25% (с 1,26±0,05 до 1,49±0,03 л). Показатели в экспериментальной группе достоверно выше (p<0,05).

Изменение показателей физической подготовленности учащихся в ходе педагогического эксперимента представлены в табл.10.



Таблица 10

Изменение показателей физической подготовленности в ходе эксперимента



п/п

Исследуемые показатели

Группа

Исходные величины

В конце эксперимента

t > (<) t0,05

при р< 0,05









1

Наклон вперед сидя, см

КГ

3,19±0,33

1,28

4,81±0,46

1,80

t=1,76 < t0,05=2,04

ЭГ

3,13±0,34

1,31

6,00±0,49

1,90

2

Прыжок в длину с места, см

КГ

107,81±2,87

11,10

114,06±2,50

9,70

t=2,43 > t0,05=2,04

ЭГ

106,88±3,05

11,81

124,38±3,43

13,28

3

Сгибание и разгибание рук в упоре, раз

КГ

6,19±0,50

1,94

8,88±0,72

2,80

t=2,28 > t0,05=2,04

ЭГ

6,06±0,49

1,88

11,56±0,93

3,60

4

Поднимание туловища из положения лежа на животе, раз

КГ

4,75±0,46

1,77

6,88±0,46

1,78

t=3,10 > t0,01=2,75

ЭГ

4,63±0,51

1,96

8,88±0,45

1,75

5

Приседания, раз

КГ

12,94±0,52

2,02

15,50±0,60

2,34

t=2,55 > t0,05=2,04

ЭГ

12,75±0,47

1,81

17,44±0,46

1,79

6

Броски и ловля теннисного мяча, раз

КГ

9,13±1,32

5,10

17,31±1,45

5,62

t=3,00 > t0,01=2,75

ЭГ

9,00±1,12

4,32

22,13±0,68

2,63

7

Прыжки через скакалку на двух ногах, раз

КГ

12,13±0,75

2,90

18,69±0,79

3,07

t=3,18 > t0,01=2,75

ЭГ

12,00±0,67

2,58

22,00±0,67

2,61

8

Медленный бег в сочет. с ходьбой 6 мин., м

КГ

643,75±22,55

87,32

806,25±19,93

77,19

t=3,70 > t0,01=2,75

ЭГ

637,50±20,28

78,53

900,00±15,63

60,55

Как видно из таблицы, результаты в экспериментальной группе достоверно выше практически по всем показателям. Только показатели гибкости у учащихся контрольной и экспериментальной групп не имеют достоверных различий. Тем не менее, следует отметить, что показатели гибкости в экспериментальной группе увеличились в большей степени.

Показатели индексов экспресс-оценки представленные в таблице свидетельствуют о значительном повышении функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Только показатели индекса Кетле в контрольной и экспериментальной группах не имеют достоверных различий (p>0,05), табл.11.

Таблица 11



Изменение показателей функциональных возможностей



п/п

Исследуемые показатели




Исходные величины

В конце эксперимента

t > (<) t0,05

при р< 0,05









1

Индекс Кетле

КГ

18,10±0,72

2,78

18,40±0,65

2,50

t=0,00 < t0,05=2,04

ЭГ

18,49±0,79

3,06

18,40±0,63

2,44

2

Индекс Робинсона

КГ

102,44±1,43

5,53

96,50±1,75

6,78

t=3,24 > t0,01=2,75

ЭГ

102,56±1,23

4,76

89,56±1,24

4,79

3

Индекс Скибинского

КГ

5,50±0,52

2,03

7,06±0,54

2,08

t=3,46 > t0,01=2,75

ЭГ

5,38±0,48

1,86

10,31±0,77

2,98

4

Индекс Шаповаловой

КГ

103,88±2,09

8,08

111,63±2,38

9,21

t=3,32 > t0,01=2,75

ЭГ

103,38±2,40

9,29

121,75±1,91

7,39

5

Индекс Руфье

КГ

15,69±0,62

2,39

13,94±0,73

2,84

t=3,85 > t0,01=2,75

ЭГ

15,80±0,48

1,87

10,19±0,64

2,48

После завершения педагогического эксперимента был проведен медицинский осмотр учащихся контрольной и экспериментальной групп. Данные о результатах медицинского осмотра заносились в медицинские карты детей. Анализ данных медицинского осмотра показал, что в контрольной группе на 13,33%, а в экспериментальной группе на 58,06% уменьшилось количество заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей.

Количество заболеваний опорно-двигательного аппарата в контрольной группе уменьшилось на 18,75% (3 чел.), в экспериментальной группе на – 56,25% (9 чел.). Количество заболеваний органов зрения в контрольной группе осталось на том же уровне, в экспериментальной группе уменьшилось на 18,75% (3 чел.). Уменьшилось количество заболеваний сердечно-сосудистой системы в контрольной группе – на 6,25% (1 чел.), в экспериментальной – на 31,25% (5 чел.). На 6,25% (1 чел.) в экспериментальной группе уменьшилось количество заболеваний органов дыхания, в контрольной группе осталось на том же уровне. Количество других заболеваний не изменилось ни в контрольной группе, ни в экспериментальной.

В экспериментальной группе, по результатам медицинского осмотра, 5 детей относятся к специальной медицинской группе, 8 переведены в подготовительную, 3 – в основную медицинскую группу. В контрольной группе 13 учащихся относятся к специальной медицинской группе, 3 переведены в подготовительную.

Разработанная программа и методика прошли апробирование в школе №360 г. Москвы (2006-2009 г.г.), были внедрены в учебный процесс школы №1290 г. Москвы (2009-2010 г.г.), о чем свидетельствуют акты внедрения.
ВЫВОДЫ

1. Разработана программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А» с учетом комплекса заболеваний: опорно-двигательного аппарата, органов зрения, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. В программе расширенно представлены упражнения коррекционной и профилактической направленности, разделы программы не содержат упражнений имеющих противопоказания при выявленных заболеваниях, программа включает систему контроля, представленную двумя блоками: диагностики функциональных возможностей и мониторинга физической подготовленности.

2. При планировании учебного материала разработанной программы используется комплексный способ прохождения материала, предусматри­вающий применение одновременно средств 2-3 видов физической подготов­ки. Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эф­фективность и непрерывность при решении оздоровительных задач, развитии у учащихся основных физических качеств, повышении уровня функцио­нальных возможностей и физической подготовленности. Педагогический контроль при этом позволяет оценивать эффективность применяемых средств и методов, и в случае необходимости вносить коррективы.

3. Эффективность использования программного содержания обеспечивает методика проведения уроков с включением упражнений циклического характера в аэробном режиме, корригирующих и других специальных видов упражнений. Создается режим постепенного нарастания нагрузок, для чего используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.

4. В результате реализации разработанной программы в ходе педагогического эксперимента у учащихся экспериментальной группы произошли более существенные изменения:


  • Показатели ЖЕЛ у учащихся экспериментальной группы увеличились на 30,89%, в контрольной – на 18,25%. Показатели в экспериментальной группе достоверно выше (p<0,05).

  • Показатели индексов экспресс-оценки свидетельствуют о значительном повышении функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

5. По результатам медицинского осмотра в экспериментальной группе 5 учащихся относятся к специальной медицинской группе, 8 переведены в подготовительную, 3 – в основную медицинскую группу; в контрольной группе 13 учащихся относятся к специальной медицинской группе, 3 переведены в подготовительную медицинскую группу.

6. Реализация разработанной программы способствует более качественному развитию физических качеств: силы, выносливости, ловкости, быстроты, в результате чего обеспечивает более высокий уровень физической подготовленности учащихся.



7. Результаты проведенного эксперимента подтверждают преимущество занятий физической культурой с учащимися специальной медицинской группы «А» по разработанной программе и методике, т.к. они обеспечили более качественные изменения состояния функциональных систем организма, значительное увеличение уровня физической подготовленности учащихся, позволили существенно уменьшить количество заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Государственное задание государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская центральная районная больница"
227.97kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в феврале 2013 года
128.81kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в марте 2013 года
151.15kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в апреле 2013 года
142.43kb.
1 стр.
Государственное задание
103.83kb.
1 стр.
Государственное областное бюджетное
108.82kb.
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное
255.84kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
144.57kb.
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
3264.46kb.
24 стр.
Правила приема в федеральное государственное бюджетное
299.62kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
91.37kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
54.86kb.
1 стр.