Главная
страница 1страница 2страница 3

Педагогический контроль в физическом воспитании

обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья и физического развития.

В работе с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, используются следующие виды контроля.



Предварительный контрольпроводится в начале учебного года с целью определения уровня функциональных возможностей и физической подготовленности обучающихся.

Уровень функциональных возможностей определяется с помощью комплексной программы, разработанной Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМН. Она включает в себя пять морфофункциональных индексов, имеющих взаимосвязь с уровнем адаптационно-энергетического потенциала организма:

1. Индекс Кетле – характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения:

Оценка: меньше 15 – острый дефицит веса; от 15 до 20 – дефицит веса; от 20 до 25 – нормальный вес; от 25 до 30 избыточный вес; свыше 30 – ожирение.

2. Индекс Робинсона – характеризует состояние регуляции сердечно-сосудистой системы:

Оценка: менее 70 – отличное; от 70 до 84 – хорошее; от 85 до 94 – удовлетворительное; от 95 до 110 неудовлетворительное; более 111 – крайне неудовлетворительное.

3. Индекс Скибинского – характеризует функциональные возможности органов дыхания и кровообращения:

Оценка: более 60 – отлично; от 31 до 60 – хорошо; от 11 до 30 – удовлетворительно; от 5 до 10 неудовлетворительно; менее 5 – крайне неудовлетворительно.

4. Индекс Шаповаловой – характеризует уровень развития двигательных качеств и функциональные возможности кардио-респираторной системы:

Оценка: более 180 – высокий; от 156 до 180 – выше среднего; от 130 до 155 – средний; от 105 до 129 ниже среднего; менее 105 – низкий.

Поднимание туловища за 60 сек. выполняется только с разрешения медицинского работника при условии, что это упражнение не противопоказано обучающемуся. При наличии противопоказаний обучающийся не выполняет упражнение. В этом случае индекс не вычисляется и оценивается 1 баллом.

5. Индекс Руфье – характеризует уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы.

После отдыха в положении сидя подсчитывается ЧСС за 15 сек. Далее испытуемый в течение 45 сек. выполняет 30 приседаний под метроном с выносом рук вперед. Затем он садится и у него подсчитывается ЧСС за первые 15 сек. сразу после нагрузки и за последние 15 сек. первой минуты восстановления. Результат определяется путем вычисления отношения:

где Р1 – ЧСС за 15 сек. в покое; Р2 – ЧСС за первые 15 сек. сразу после нагрузки; Р3 – ЧСС за последние 15 сек. первой минуты восстановления.



Оценка: менее 0 – высокий; от 0,1 до 5 – выше среднего; от 5,1 до 10 – средний; от 10,1 до 15 ниже среднего; более 15 – низкий.

Для вычисления индексов необходимо получить 8 показателей: длина тела, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя за 60 сек., 30 приседаний за 45 сек.

Длина тела измеряется при помощи ростомера. Обследуемый становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова в положении, при ко­тором наружный угол глаза и козелок ушной раковины находятся на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления. Измерение проводится с точностью до см.

Масса тела определяется в кг путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый становится на середину весовой площадки, лицом к исследователю и стоит спокойно.

ЖЕЛ определяется с помощью спиромет­ра. Обследуемый делает 2-3 свободных вдоха и выдоха. Затем, выполнив максимальный вдох, берет в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, и производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируется наибольший показатель.

ЧСС определяется методом пальпа­ции на лучезапястной артерии в состоянии покоя и после функциональных проб с нагрузками (Руфье). Для определения ЧСС можно использовать часы-пульсомеры.

АД измеряется тонометром в положении исследуемого сидя. Производятся 3 последовательных измерения и рассчитывается среднее значение артериального давления.

Время задержки дыхания на вдохе (Проба Штанге) определяется в положении сидя. После полного вдоха и выдоха обследуемый производит обычный вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру.

Значение каждого показателя и индекса позволяет судить об эффективности проводимых занятий.

После оценки каждого индекса по таблице (табл. 3) в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которой определяется уровень функционального состояния обучающегося: 5-7 баллов – низкий; 8-12 баллов – ниже среднего; 13-17 баллов – средний; 18-22 балла – выше среднего; 23-25 баллов – высокий.

Таблица 3

Индексы оценки уровня функционального состояния обучающихся

п/п


Индекс

УРОВЕНЬ

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

5

4

3

2

1

1.

Кетле

18,5-24,99




16,5-18,49

25-29,99





< 16,5

> 30


2.

Робинсона

< 70

71-80

81-90

91-100

> 101

3.

Скибинского

> 60

31-60

11-30

5-10

< 5

4.

Шаповаловой

> 180

156-180

130-155

105-129

< 105

5.

Руфье

0 <

0,1-5

5,1-10

10,1-15

> 15

Уровень физической подготовленности определяется по степени развития двигательных качеств. Обучающийся выполняет семь упражнений характеризующих силовые способности мышц рук, ног, спины, брюшного пресса, выносливость, гибкость и ловкость.

Выполнение каждого упражнения оценивается по пятибалльной системе: низкий уровень – 1 балл, ниже среднего – 2 балла, средний – 3 балла, выше среднего – 4 балла, высокий – 5 баллов. После оценки каждого упражнения в баллах подсчитывается общая сумма баллов, которой определяется уровень физической подготовленности: 7 - 10 баллов – низкий, 11 - 17 баллов – ниже среднего, 18 - 24 балла – средний, 25 – 31 балл – выше среднего, 32 - 35 баллов – высокий.

Уровень физической подготовленности определяется с разрешения медицинского работника.

Для определения уровня физической подготовленности допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.

Уровень физической подготовленности можно определить по следую­щим упражнениям:



  • гибкость – наклон туловища вперед из положения сидя. На полу поводятся две перпендикулярные линии. На одну из них (вправо и влево от точки пересечения) наносится разметка через каждый сантиметр. Обучающийся садится так, чтобы его пятки находились рядом с линией пересечения разметки, расстояние между пятками 20-30 см, ноги прямые, ступни вертикально. Руки вперед-внутрь, ладони вниз. Выполняются три медленных предварительных наклона, ладони скользят по размеченной линии, четвертый наклон – зачетный. Результат (может быть отрицательный и положительный) засчитывается по кончикам пальцев с точностью до см;

  • скоростно-силовые способности:

  • прыжок в длину с места. Прыжок выполняется на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую рулетку. Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы врозь параллельны. Отводя руки назад, он сгибает ноги и оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется в см от линии до ближнего к ней касания ногами. Засчитывается лучший результат из трех попыток;

  • поднимание туловища из положения лежа на животе. Лежа на животе на кушетке, ноги зафиксированы, туловище опущено, руки вверх. Обучающийся, прогибаясь, поднимает туловище, одновременно разводя руки в стороны. Засчитывается количество выполненных упражнений за 15 сек.;

  • поднимание туловища из положения лежа на спине. Лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой, ступни зафиксированы. Обучающийся поднимает туловище в сед и возвращается в исходное положение. Засчитывается количество выполненных упражнений за 15 секунд;

  • приседания. Обучающийся выполняет приседания с подниманием прямых рук вперед при каждом приседании. Засчитывается количество приседаний выполненных в течение 30 сек.;

  • силовая выносливость – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Обучающийся опирается на руки и носки ног (при выпрямленном туловище). Во время сгибания рук живот не должен касаться пола. Упражнение выполняется в удобном для обучающегося темпе. Засчитывается количество правильно выполненных упражнений;

  • общая выносливость – медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут. Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние (количество метров), пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 метров;

  • координация движений, ловкость, быстрота:

  • броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены. На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 сек. в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей;

  • прыжки через скакалку на двух ногах. Обучающийся выполняет прыжки через скакалку на двух ногах. Засчитывается количество выпол­ненных прыжков в течение 30 сек. (в младших классах в течение 20 сек.)

При определении уровня физической подготовленности рекомендуется использовать групповой метод организации деятельности обучающихся, при котором одна группа выполняет упражнение, другая контролирует и подсчитывает результат. Этот метод можно использовать при выполнении следующих упражнений: приседания, прыжки через скакалку, поднимание туловища из положения лежа на спине, броски и ловля теннисного мяча, медленный бег в сочетании с ходьбой. Здесь элемент доверия приобретает особую значимость в сотрудничестве учителя и обучающихся.

Данные предварительного контроля используются для уточнения задач, средств и методов обучения.



Оперативный контрольприменяется в рамках одного урока для определения целесообразности чередования нагрузок и отдыха.

Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение ЧСС, которая определяется перед началом урока и сразу после окончания каждой из его частей. Полученная кривая в определенной степени отражает реакцию организма на физическую нагрузку и позволяет проследить ее в динамике.



Текущий контрольпроводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после урока. С его помощью определяется время восстановления работоспособности после физических нагрузок.

Реакция на физическую нагрузку в процессе уроков должна выражать­ся в умеренных сдвигах физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок ЧСС, АД, ЧД повышаются. Период восстановления показателей до исходного уровня не должен превышать 5-7 минут. ЖЕЛ и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, что в последнем случае свидетельствует о появлении утомления.

Данные текущего состояния используются при планировании содержания ближайших уроков и величины физических нагрузок на них.

Этапный контрольслужит для получения информации о суммарном эффекте, полученном на протяжении одного этапа – четверти (триместра, полугодия). Успешным контролем является анализ данных, получаемых с помощью специальных методик и позволяющих определить даже незначительные функциональные изменения в работе различных систем организма в ответ на физические нагрузки. Этапный контроль проводится также как предварительный. Для получения информации о суммарном эффекте показатели этапного контроля сравниваются с показателями предварительного контроля.

Итоговый контрольпроводится в конце учебного года с целью определения степени и качества решения задач, поставленных в начале учебного года. Итоговый контроль проводится также как предварительный и этапный. Показатели итогового контроля сравниваются с планируемыми результатами и с показателями предварительного и этапного контроля.

Результаты итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Данная система контроля повышает эффективность управления процессом физического воспитания обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: обеспечивает возможность обоснованного подбора средств физической культуры, обратную связь на всех этапах обучения, способствует повышению интереса обучающихся к сознательному участию в формировании и коррекции своего здоровья.

Несмотря на низкий исходный уровень, регулярные занятия физической культурой позволяют через 2-3 месяца заметить положительную динамику в развитии физических возможностей и общем оздоровлении.



Оценка оздоровительной эффективности занятий

физической культурой обучающихся СМГ «А»
Оценка эффективности занятий физической культурой обучающихся СМГ «А» проводится в конце учебного года на основании сравнительного анализа показателей предварительного и итогового контроля.

Состояние организма обучающихся оценивается на основании сравнения показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), устойчивости организма к гипоксии (проба Штанге), силы мышц ведущей руки, координации движений со средними возрастно-половыми значениями (табл.4-9).

ЧСС определяется методом пальпации на лучезапястной артерии в состоянии покоя и после функциональных проб с нагрузками (Мартине-Кушелевского).

Таблица 4


Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков

(НижГМА, 2010)




Возраст

(лет)


Пол

Процентильное распределение ЧСС, уд/мин

5

10

25

50

75

90

95

11

М

66

70

75

80

85

94

103

Д

68

75

82

83

89

94

106

12

М

62

70

78

79

84

92

98

Д

65

70

76

83

94

98

104

13

М

64

68

74

77

84

96

100

Д

69

73

76

81

94

97

103

14

М

62

67

75

78

88

94

102

Д

60

72

76

83

90

98

105

15

М

62

67

70

76

86

92

98

Д

62

66

75

78

88

96

100

АД измеряется тонометром в положении исследуемого сидя. Производятся 3 последовательных измерения и рассчитывается среднее значение артериального давления.

Таблица 5

Процентильное распределение значений АД у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)



Возраст

(лет)


Пол

Процентильное распределение САД, мм рт.ст.

5

10

25

50

75

90

95

11

М

86

90

96

104

112

120

122

Д

84

88

96

104

112

120

126

12

М

89

93

100

108

116

122

126

Д

90

94

100

109

116

124

128

13

М

90

94

102

111

116

124

130

Д

90

98

104

113

118

130

134

14

М

92

100

108

114

122

130

135

Д

95

99

101

111

114

128

133

15

М

101

103

111

117

125

135

139

Д

92

99

103

110

117

126

131

Процентильное распределение ДАД, мм рт.ст.

11

М

46

48

54

58

64

72

74

Д

48

52

54

60

64

70

74

12

М

47

51

55

62

66

72

75

Д

48

52

56

62

66

72

76

13

М

48

54

58

64

68

76

80

Д

52

54

58

64

72

76

78

14

М

52

56

62

66

70

76

82

Д

54

56

59

66

69

75

80

15

М

55

56

66

72

76

82

86

Д

55

57

60

66

70

76

80

ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. Обследуемый делает 2-3 свободных вдоха и выдоха. Затем, выполнив максимальный вдох, берет в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, и производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируется наибольший показатель.

Таблица 6


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Государственное задание государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская центральная районная больница"
227.97kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в феврале 2013 года
128.81kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в марте 2013 года
151.15kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» мероприятия для читателей в апреле 2013 года
142.43kb.
1 стр.
Государственное задание
103.83kb.
1 стр.
Государственное областное бюджетное
108.82kb.
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное
255.84kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
144.57kb.
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
3264.46kb.
24 стр.
Правила приема в федеральное государственное бюджетное
299.62kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
91.37kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
54.86kb.
1 стр.