Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

(в помощь выбирающему профессию)

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, свои требования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.


Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».



С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

• Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.



ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

• выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

• незнание или недооценка своих физических особенностей;

• незнание или недооценка своих психологических особенностей;

• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

• увлечение только внешней стороной профессии;

• предубеждение в отношении престижности профессии;

• незнание требований профессии к человеку;

• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

• Какие учебные предметы у вас любимые?

• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

• О какой работе вы мечтаете?

• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.



ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.



Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название






Название учебных заведений

Специальности

Адрес

1

УО «Берестовицкое государственное профессионально-техническое училище №194 сельскохозяйственного производства»

Тракторис-машинист

Электрогазосварщик

Водитель автомобиля


Г.п. Берестовица, ул. Ленина, 36

т. 2-10-30



2

УО «Малоберестовицкий государственный профессиональный лицей»

Повар, кондитер

Пекарь, кондитер

Пчеловод, повар

Официант, бармен Продавец, парикмахер

Изготовитель мясных полуфабрикатов


Берестовицкий район,

д. Мурована, 16

т. (801511)42537


3

УО «Волковысское государственное профессионально-техническое училище №238 строителей»

Штукатур-облицовщик

Г. Волковыск, ул. Школьная,1

т. (01512)23635



4

УО «Гродненское государственное профессиональный лицей строителей №1»

Штукатур, маляр

Каменщик


Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

Электрогазосварщик

Монтажник строительных конструкций

Столяр, станочник деревообрабатывающих станков



г. Гродно, пр-т Я.Купалы,18

т. 54-37-13



5

УО «Гродненский государственный профессиональный электротехнический колледж им. Счастного»

Электромонтер оперативно-выездной бригады

Агент страховой

Секретарь-машинистка


г. Гродно, ул. Держинского, 41/2

т. 44-27-09



6

УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности»

Швея, портной, демонстратор одежды

Оператор ЭВМ, швея

Техник-технолог

Техник-программист



г. Гродно, ул. Горького,86

т. 43-83-07



7

УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж приборостроения»

Токарь, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-ремонтник, ремонт бытовой техники, слесарь по ремонту автомобилей, оператор связи, оператор ЭВМ, вязальщик схемных жгутов, кабелей, шнуров

г. Гродно, ул. Курчатова,12

т. 43-36-71,



8

УО «Гродненский государственный профессиональный технологический колледж»

Повар, кондитер

Официант, бармен

Продавец

Контролер-кассир

Лесник, егерь



г. Гродно, ул. Славинского,7

т. 56-98-97



9

УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения»

Закройщик, портной

Парикмахер, портной

Обувщик по индивидуальному пошиву обуви

Обувщик по ремонту обуви

Парикмахер, мастер по маникюру

Парикмахер, визажист



г. Гродно, ул Сухомбаева, 3

т. 43-35-59



10

УО «Гродненский государственный профессионально-технический колледж коммунального хозяйства»


Рабочий зеленого строительства, цветовод

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

Электрогазосварщик

Кровельщик по рулонным кровлям

Машинист котлов

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Швея, портной

Техник-сантехник



г. Гродно, ул Василька,31

т. 74-14-62




11

УО «Гродненский государственный химико-технологический профессиональный лицей»

Электросварщик

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Слесарь по контрольно-измерительным приборам

Слесарь-ремонтник

Машинист холодильных установок


г. Гродно, ул. Горького,81

т.43-00-90



12

УО «Гродненский государственный строительный профессиональный лицей»

Каменщик, монтажник строительных конструкций

Штукатур, маляр

Штукатур, облицовщик-плиточник

Каменщик, плотник-бетонщик

Столяр, станочник деревообрабатывающих станков


г. Гродно, ул.

Суворова, 254

т.55-31-67


13

УО «Гродненское государственное профессионально-техническое училище №225 торговли»

Контролер-кассир, бармен

Повар. Продавец, продовольственных товаров



г. Гродно, ул.

Терешковой, 18

т.72-05-72


14

УО «Лидское государственное профессионально-техническое училище

№ 136 приборостроения»



Отделочные строительные работы

Производство строительно-монтажных и ремонтных работ



г. Лида ,ул. Варшавская, 41,

т. 4-07-65



15

УО «Мирское государственное художественное профессионально-техническое училище №234 строительно-реставрационных работ»

Столяр, станочник, резчик по дереву

Реставратор памятников

Облицовщик-плиточник

Художник росписи



Г.п. Мир, ул. Танкистов, 42

16

УО «Жировичский государственный аграрно-технический колледж»

Техник-механик

Техник-электрик



Слонимский р-н, д. Жировичи, ул. Соборная, 56

т. (801562) 96233





МИР ПРОФЕССИЙ

АВТОСЛЕСАРЬ

Содержание деятельности: обеспечивает безотказную работу машин, следит за их техническим состоянием, предотвращает или устраняет неисправности; выясняет, в каком состоянии находятся механизмы машины; затем приступает непосредственно к ремонту автомобиля.

Профессионально важные качества: хорошее внимание, склонность к ручному труду, точность движений, предметно-действенное техническое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, деформация пальцев.

АГРОНОМ


Содержание деятельности: работает в сельском хозяйстве; изучает особенности растений, климатические условия, проводит мероприятий по улучшению земель и получению хорошего урожая, рациональному использованию рабочей силы, техники; ведет работу по выращиванию качественных сортов семян, проводит апробацию сортовых посевов; защищает растения от болезней и вредителей.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, аналитическое, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.

АГРОХИМИК

Содержание деятельности: проводит мероприятия для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, руководит агрохимической лабораторией хозяйства, участвует в разработке севооборота, на основе анализов определяет наиболее эффективные сорта растений и систему удобрений.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, аналитическое, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.

АДВОКАТ


Содержание деятельности: дает консультации по юридическим вопросам, составляет заявления, жалобы и другую юридическую документацию по просьбам обратившихся; представляет интересы клиента в суде в качестве защитника.

Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, аналитическое, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.

Медицинские противопоказания: заболевания, при которых противопоказано значительное нервно-эмоциональное напряжение.

АДМИНИСТРАТОР

Содержание деятельности: организует эффективную работу сотрудников по обслуживанию посетителей, клиентов; контролирует сохранность материальных ценностей, оформление помещений и состояние рекламы; в случае необходимости консультирует посетителей, предотвращает и разрешает конфликтные ситуации, принимает меры к ликвидации недостатков в работе организации.

Профессионально важные качества: организаторские способности; ответственность; общительность; особые требования к памяти и вниманию; знание практической психологии; развитое словесно-логическое и практическое мышление.

Медицинские противопоказания: плохой слух, нервно-психические и инфекционные заболевания.

АКТЕР ТЕАТРА И КИНО

Содержание деятельности: воплощает замысел сценариста и режиссера, воссоздавая с помощью выразительных средств характер персонажа; занимается пением, танцами, ритмикой, осваивает другие элементы актерской техники, передающие характер и эмоциональное состояние своего героя.

Профессионально важные качества: творческие способности, особая эмоциональная пластичность, наблюдательность, хорошая наглядно-образная и эмоциональная память, творческое воображение, наглядно-образное мышление.


следующая страница >>
Смотрите также:
Правила выбора профессии (в помощь выбирающему профессию) значение правильного выбора профессии
625.02kb.
4 стр.
Первокурсник кгту: мотивы выбора вуза и профессии
131kb.
1 стр.
Здоровье и выбор профессии
139.39kb.
1 стр.
Правила выбора посадочного материала (2 часа)
35.38kb.
1 стр.
«основы выбора профессии»
342.38kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов "Они спасают жизнь людей"
59.84kb.
1 стр.
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности»
59.83kb.
1 стр.
Моделирование систем и языки программирования
175.78kb.
1 стр.
Воспитание любви к профессии как средство повышения качества профессиональной подготовки рабочих кадров
78.7kb.
1 стр.
"Мы за то, чтобы политика стала гласной", Леонид Волков о комитете "Право выбора". На сегодняшней пресс — конференции комитета «Право выбора»
19.55kb.
1 стр.
Проблема формирования мотивации педагогической деятельности
506.81kb.
2 стр.
Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны"
76.07kb.
1 стр.