Главная
страница 1
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ и ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

к курсам "Возрастная психология", "Психология личности",

"Общий психологический практикум"

Цель курсовой работы: Развитие у студентов умений самостоятельного планирования и проведения психологического исследования особенностей личности и творчества представителей различных возрастных, половозрастных, образовательных и профессиональных групп; развитие навыков качественного и количественного анализа, статистической обработки получаемых данных, оформления данных в таблицах, формулирования на основе проведенного анализа выводов и рекомендаций.

1. Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности старшеклассников (студентов) мужского и женского пола

Аннотация

Экспериментальное гендерное исследование. Две группы испытуемых примерно одного возраста (не менее 15-20 человек в каждой). Методики: СПА Роджерса-Даймонд и Индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ Неугартена, “Личностная биография” О.И. Моткова. В каждой группе используется один и тот же набор из трех методик. Рекомендуется проведение работы двумя студентами.



Литература

Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрест. Сост . А.А. Реан. СПб: Питер, 2000

Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2000

Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998, (с. 457-464 - методика диагностики Соц.-психологической адаптации СПА)

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом)

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)

ОПРОСНИК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ. Руководство./Адапт. Рукавишников А.А., Соколова М.В. М.:

Когито-Центр, 2001, 19 с. (для испытуемых 14 – 25 лет, д.б. шаблоны-ключи!)



2. Исследование стабильности личностных особенностей у слабо- и хророшоуспевающих старшеклассников (студентов вуза, и др.) – тема и для дипломной работы

Аннотация

С помощью повторного тестирования одной и той же группы испытуемых по методикам “Уровень субъективного контроля” Д. Роттера, “Базовые стремления”, “Культурологические тенденции” или “Образ жизни” О.И. Моткова (или: “Личностная биография” - его же) изучается степень стабильности самооценок локуса контроля и других личностных характеристик у учащихся с различной успеваемостью. Для соотнесения данных первого и второго обследования применяется статистический метод ранговой корреляции по Спирмену. Группа испытуемых – 40-50 человек примерно одного возраста (две подгруппы – с преобладанием оценок 4-5 и с оценками 2-3). Работа над курсовой для двух студентов.



Литература:

БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(УСК – Уровень субъективного контроля, САТ – “Самоактуализационный тест” Гозмана Л.Я., Томас, Шмишек, ДДО, и др.)

МОТКОВ О.И. Методика "Базовые стремления” /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 35, с. 8-9

МОТКОВ О.И. Методика “Культурологические тенденции” - файл на кафедре психологии личности ИП РГГУ (С:/Мои документы/Мотков/Студентам - методики/2001-Культурол. тенденции)

МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром (Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 21-22,, с.8,9 – Методика “Образ жизни”

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)



3. Изучение связи между уровнем гармоничности личности и особенностями темперамента студентов вуза (технического, гуманитарного; разных курсов, пола, регионов и т.п.)

Вариант: …особенностями характера.

Аннотация

С помощью методик “Личностная биография” и “Индекс жизненной удовлетворенности” изучаются связи самооценки своей гармоничности и удовлетворенности жизнью испытуемых с выраженностью ведущих типологических тенденций (корреляции с данными по методике “Индивидуально-типологический опросник ИТО” Л.Н. Собчик).



Литература

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом)

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)



МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)

Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998

(С. 274 – Методика К. Леонгарда; Методика измерения ригидности, 50? – с. 145)



4. Изучение степени невротизации хорошоуспевающих и слабоуспевающих учащихся школы (начальной, или средней, или старшей; или студентов первого и последнего курсов, других групп)

Аннотацияприменяются методики: ДДЧ с числовой обработкой, опросник А.И. Захарова на изучение страхов у детей, Шкала самооценки Спилбергера-Ханина, опросник Г.Айзенка ТФАР, САН и др.

Литература

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л-д: Медицина, 1988 - 248 с.

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ребенка к школе. М.: КЛФ Беляков, Логос, 1993 (ДДЧ)

Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 (Тест Спилбергера – с. 59; ТФАР(Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) – с. 141; Опросник депрессивных состояний Зунге- Т.И. Балашовой – с. 82)



Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992 - 256 с. ( ДДЧ )

РАМЕНДИК Д.М., РАМЕНДИК М.Г. Загляни внутрь себя. М.: ИИП,, 2001, 192 с. (Направленность, личностные установки- ценности, УСК, Несуществ. Животное, Свобдный. Рисунок)



5. Сравнительное исследование связи психических состояний с уровнем конструктивности личности у старшеклассников мужского и женского пола (или студентов, других взрослых) Тема и для дипломной работы.

Аннотацияиспользуем опросник Г.Айзенка ТФАР, САН, методику “Личностная биография”, и

Базовые стремления” О.И. Моткова, тест ИЖУ. Испытуемые – по 20-30 человек каждого пола, примерно одной возрастной группы. Рекомендуется проведение работы двумя студентами.



Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Базовые стремления” /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 35, с. 8-9

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)

Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 (САН – Самочувствие. Активность. Настроение – с. 17; Тест Спилбергера – с. 59; Тест Г. Айзенка ТФАР(Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), 40? – с. 141; Опросник депрессивных состояний Зунге- Т.И. Балашовой – с. 82; Методика измерения ригидности, 50? – с. 145)



LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом ИЖУ)

6. Исследование связи уровня психологической культуры с уровнем субъективного контроля учащихся школы (или студентов)

Аннотация - используются методики “Психологическая культура”, УСК, “Жизненное предназначение”. Вероятно, более высокому уровню внутреннего локуса контроля будет соответствовать более высокий уровень психологической культуры.

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999,

№ 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)

Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998,

(с. 288--297 - методика диагностики уровня субъективного контроля УСК Д. Роттера)

БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(С. 226 - УСК, с. 234 - САТ Гозмана Л.Я., с. 297 – тест К. Томаса, с. 259 – опросник Г. Шмишека, с. 268 – опросник ДДО Е.А. Климова, и др.)

7. Исследование гармоничности образа жизни студентов разного пола

(или школьников) и ее соотношения с успеваемостью

Аннотация – используются методики “Образ жизни” О.И. Моткова, “Шкала само-эффективности” Шварцера-Ерусалема и “Определение вероятной продолжительности жизни” Р. Аллена и Ш. Линди. Две группы испытуемых М и Ж пола – не менее 20 человек в каждой.

Литература

Абрамов М.С. Аэробика и мы. Ташкент: Медицина, 1990 (Методика Продолжительность жизни)

БАЙЕР К., ШЕЙНБЕРГ Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997; 368 с. (С. 13 - … здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. …Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию. С. 13. Установка на благополучие. С.15 – Благополучие – это удовольствие от длинных, наполненных событиями дней. Высокий уровень благополучия (10 пунктов). С. 17 – Общая оценка здорового поведения (7 п.). С. 21 – Психическое здоровье… главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значит. ст. зависят личное счастье чел., его профессиональные успехи, взаимоотношения с др. людьми и все аспекты физического здоровья. С. 29 – Оценка эмоционального благополучия… Как стать более активными. С. 36 – Общие принципы борьбы со стрессом. С. 37 – Способы быстрого снятия стресса)

МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ. Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9



МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей само-эффективности.

Шварцера и М. Ерусалема. / Иностр. Психология, № 7, 1996

8. Исследование связи психологической атмосферы в семье с уровнем конструктивности личности старшеклассников (студентов и др. групп)

Аннотация – используются методики: Шкала Ф. Фидлера, Личностная биография и Психологическая культура личности. Психол. атмосфера оценивается не только старшеклассником, но и его близкими, с которыми он проживает в одной квартире. Желательно также обследование родственников испытуемого и по остальным методикам. Но главное – соотнесение с помощью ранговой корреляции данных основных испытуемых по используемым методикам. Тема рекомендуется для работы двух студентов.

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)

Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998

(С. 645 – Шкала Ф. Фидлера “Определение психологической атмосферы в группе”)

9. Сравнительный анализ ценностей личности старшеклассников мужского и женского пола (студентов) – Тема и для дипломной работы

Аннотация- применяются методики: СЖО Д. А. Леонтьева, Личностная биография и Культурологические тенденции О.И. Моткова, методика “Свободный выбор ценностей” ЕБ. Фанталовой. Соотносятся не только данные лиц М и Ж пола, но и внутригрупповые связи между результатами по разным методикам . Тема для проведения двумя студентами.

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Методика “Культурологические тенденции” (файл РС “Культурологические тенденции” в папке “Мотков – Студентам”)

МУСЕК Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период/ Ж. “Иностр. психология”, 1997, № 8, с. 17-22 (С. 18 – В моей модели ценности понимаются как мотивы или мотивационные цели высокого уровня обобщенности… обобщ-ые и относительно согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях… Шварц и Билски, 1987 - Ц. явл-ся: 1) представлениями или убеждениями по поводу желаемых конечных состояний, которые проявляются в широком круге ситуаций; 2) управляют выбором и оценкой действий и событий и 3) упорядочены в соответствии с их относит. важностью. Ц. занимают высший уровень иерархии. … (фактор., кластерный анализ) иерархич. стр-ра Ц…. разные уровни в зависимости от степени их обощенности… 4-уровневая иерархия Ц: Макроизмерения - Дионисийские Ц. (Типы Ц. - Гедонизм, Могущество), Аполлонийские Ц. (Типы Ц. - Нравственность, Самореализация). Гедонизм ® (Ц. сред. порядка) Чувственность, Здоровье ® (Отдельные Ц) приятная жизнь, развлечения , здоровье…; Могущество ® … Статус, Патриотизм, Достижения, Успех ® … репутация, деньги, власть, любовь к своей стране…; Нравственность ® Традиционные, Демократические, Социальные ® честность, свобода, мир, семейное счастье; Самореализация ® Познавательные, Культурные, Самоактуализация, Духовные ® мудрость (ОМ - гармония), красота, личностный рост, вера в Бога...

С. 19 - … раньше всего в жизни чел. … возникают Ц., связанные с удовлетворением чувственных и физических потребностей. На след. стадии появляются Ц., связанные с успехом, достижениями и репутацией. Позже …становятся все более значимыми Ц., регулирующие его обязанности и ответственность. И наконец, он достигает того уровня, когда все более увелич-ся направленность на Ц. внутр. жизни, духовной жизни и самотрансценденции. (В Словении, студенты- желат-сть) с 1988 по 1994значит. рост дионисийских Ц. … аполлонийские Ц. оставались примерно на одном уровне… С. 20 - …рост индивидуализма, соперничества и национализма (Ц. статуса, чувственности, безопасности и патриотизма).1995– на 1 месте гармония с любовным партнером (ОМ – чел. стремится к гармонии на всех уровнях ценностей), 2-ом – личная независимость, 3 – хор. материальное положение, 4 – руководящая должность, 5 – уважаемое общественное положение. С 1993 по 1995 … явное снижение значимости материальных и властных Ц. у студентов.

(На Западе – Коулмен, Хьюзен, 1985) …постмодернистские смешанные ценностные ориентации… состоят из соединения традиционной мотивации достижения с ориентацией на антиавторитаризм, самоактуализацию и осовение информационных технологий.



Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 (С. 637 -Методика “Ценност. ориентации” М. Рокича; С. 641 – Мет-ка диагностики соц.-психол. установок личности О.Ф. Потемкиной)

РАМЕНДИК Д.М., РАМЕНДИК М.Г. Загляни внутрь себя. М.: ИИП,, 2001, 192 с. (Направленность, Личностные установки- ценности, УСК, Несуществ. Животное, Свободный Рисунок)

РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

С. 213 - 214 - Иссл-ие Ч. Моррисом ценностей студентов из разных стран с использованием факторного анализа данных. Morris, C.W. Varieties of Human Value. Univ. of Chicago Press, 1956



5 типов ценностей

  1. Предпочтение ответственного морального, воздержанного участия в жизни, при кот. ценится и сохраняется все то, что приобрел человек.

  1. Радость активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы.

  2. Самодостаточная внутренняя жизнь с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других.

  3. Восприимчивость к людям и природе. Вдохновение исходит из источника вне себя, и человек живет и развивается, все время сверяясь с этим источником.

  4. Чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.

C. 214 - … ни одно из измерений факторов… не содержит полностью ту цель жизни, кот. выявляется в моем опыте с клиентами.

С. 215 - … люди борются за нахождение своего собственного образа жизни… Быть тем, кто ты есть

С. 216 - Вместо того, чтобы быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы быть самим собой… клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он “должен быть”.

ЛЕОНТЬЕВ Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992, 16 с.

ФАНТАЛОВА Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001

(Методика “Свободный выбор ценностей” - с. 39 и с.66)



10. Соотношение самооценки и экспертной оценки гармоничности личности старшеклассников (студентов и др.)

Аннотация – по методике “Личностная биография” определяются фундаментальные особенности личности, в целом позволяющие определить ее “конструктивность”. Важнейшей составляющей конструктивности является “гармоничность личности”. С помощью специального опросника для экспертов (ими могут быть люди, хорошо знающие отвечавшего по методике “Личностная биография”, и ознакомленные с признаками гармоничной личности) определяется внешняя оценка гармоничности личности испытуемого. Лучше, если будет два эксперта: мама и папа, или мама и друг. Результаты самооценки гармоничности и ее внешней оценки соотносятся с помощью подсчета коэффициента корреляции. Также применяются в таком же ключе методики “Образ жизни” и ИЖУ, Личностный дифференциал ЛД.

Литература

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом)

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)



МОТКОВ О.И. Экспертная оценка гармоничности личности (файл “Экспертная оценка…” в папке “Мотков – Студентам” , РС)

МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ.

Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ психол. тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: АСТ, 1997, с.232 - (ЛД – Личностный дифференциал)



11. Сравнительный анализ содержания представлений о гармоничной личности у лиц мужского и женского пола

Аннотация – изучаются связи каждого признака показателя “Гармоничность личности” методики “Личностная биография” с общим результатом по нему, а также связи отдельных признаков этого показателя с признаком № 7 – Выявляются “сильные” и “слабые” признаки гармоничности у лиц мужского и женского пола, а также у всей группы в целом. Определяются с помощью статистического анализа сходства и различия между группами. Также анализируются связи этих признаков с данными (в обеих группах отдельно) по тесту ИЖУ. Возможно применение теста ДМО или ИТО Собчик Л.Н. Группа – не менее 20 М и 20 Ж. Для пары студентов

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Анкета “Оценка силы признаков гармоничности личности” (См. файл на каф. психологии личности: С:/Мои документы/Мотков/Студентам – методики/Оценка признаков гармоничности личности

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом)

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)



12. Исследование гармоничности личности старшеклассников (студентов) с разной выраженностью творческих способностей

Аннотация – Определяются связи уровней гармоничности личности, измеренных с помощью двух методик “Личностная биография” и “Психологическая культура”, с выраженностью креативного поведения у испытуемых (изучаемого по 3 заданиям методики “Творческие задания”)

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Мотков - Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

МОТКОВ О.И. Развитие творчества у детей. Журн. "Дополнит. образование", 2000 - № 4 с. 9 – 13

(упрощенные варианты тестов Торренса и авторские методики изучения творческих способностей)

КРАТКИЙ ТЕСТ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995, 48 с.



13. Исследование связи способов психической саморегуляции студентов с уровнем гармоничности их личности (могут быть др. группы)

Аннотация – Уровень гармоничности определяется по методикам “Образ жизни”, “Базовые стремления” и “Личностная биография”. Также используется Шкала самооценки Спилбергера-Ханина. Экспериментатор самостоятельно составляет анкету с 3 - 5 вопросами о способах психической саморегуляции и особенностях планирования своей жизни для испытуемых, позволяющую проводить числовую обработку ответов (лучше если ответы будут даваться по 5-балльной шкале возможных ответов). После проведения обследования проводится качественный и количественный (корреляционный) анализ связей между способами саморегуляции и уровнем гармоничности испытуемых. Работу лучше проводить двум студентам.

Литература

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)

МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)

МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ.

Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9

МОТКОВ О.И. Методика “Базовые стремления” /Газ. “Школ. Психолог” 1998, № 35, с. 8-9 (см.

файл “98Г- Базовые стремления” в папке “Мотков – Студентам”, РС)

Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998

14. Изучение связи уровня самоактуализации с уровнем конструктивности и гармоничности личности студентов (или других групп)

Аннотация - С помощью корреляционного анализа соотносятся уровень конструктивности

(и все ее компоненты) с уровнем общей самоактуализации (и ее отдельными компонентами). Используются методики Самоактуализационный тест САТ и “Личностная биография”.



Литература

МАСЛОУ А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997 (тест САМОАЛ Н.Ф. Калиной)

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г – “Личностная биография” в папке “Мотков - Студентам”, РС)

БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(С. 297 – тест К. Томаса,; с. 234 – тест на самоактуализацию САТ и др.)



15. Соотношение стиля поведения в конфликте и уровня гармоничности личности студентов

Аннотация – Изучаются связи стиля поведения в конфликтных ситуациях (потесту К. Томаса) с уровнем гармоничности личности. Группа – не менее 30 человек.

Литература

МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)



МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Изучение характера восприятия времени у лиц с различным темпераментом и уровнем гармоничности личности (Методика определения субъективной секунды, тест Айзенка или ОСТ В.М. Русалова, методика “Базовые стремления” О.И. Моткова)

  2. Изучение связи особенностей оперативного мышления и уровня гармоничности психологического функционирования личности (методики “Планирование маршрутов”, “Игра 5” и “Психол. культура личности” О.И. Моткова)

  3. Определение связи уровня творческих проявлений с успеваемостью и уровнем гармоничности личности (учащиеся, студенты и др. группы) (Творческие задания, методика “Личностная биография” – по О.И. Моткову; файлы в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  4. Изучение связи характеристик внимания с показателями креативности (мышления)

(Тест Бурдона – 5-минутное заполнение; Красно-черная таблица; Творческие задания – 3 задания – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  1. Соотношение запоминания слов с различной эмоциональной окраской с уровнем гармоничности личности (модификация методики Б. Сосновского, методика “Базовые стремления” О.И. Моткова – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  2. Исследование связи пространственного воображения с уровнем конструктивности личности(задачи на простр. воображение О.И. Моткова; методика “Лмичностная биография” его же – файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  3. Связь успешности решения легких и трудных задач с уровнем гармоничности и стрессоустойчивости личности (Стрессогенная методика игры “5” - из книги О.И. Моткова; методика “Психол. культура личности” О.И. Моткова, тест Айзенка ТФАР или Шкала самооценки Спилбергера, или тест Мини-мульт Зайцева)

ТЕМА ДЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

  1. Изучение соотношения стрессоустойчивости и гармоничности личности (тест Айзенка ТФАР или Шкала самооценки Спилбергера, или тест Мини-мульт Зайцева; “Психол. культура личности” О.И. Моткова – файлы в папке “Мотков/Методики-студентам”)

  2. Изучение связи особенностей внимания с уровнем гармоничности личности (Тест Бурдона – 5-минутное заполнение; Красно-черная таблица; методика “Психол. культура личности” О.И. Моткова – соответствующий файл в папке “Мотков/Методики-студентам”)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



Формат листов А4, набор на компьютере Windows95, Word7 + дискета или на пиш. машинке, сдавать в папке, всего 30 - 40 страниц. Шрифт Arial, размер 10, расстояние между строк - интерлиньяж одинарный. Таблицы на дискете могут быть представлены отдельными файлами Excel. В работу можно делать вставки картинок ClipArt, фотографий.

Титульный лист - с указанием института, кафедры, названия работы, ФИО,

курса, отделения (днев. или веч.), научного руководителя, города и года.

На других листах: Общая цель исследования и Задачи работы (расшифровывают шаги осуществления Цели), База исследования (где и когда проводится) и Группа испытуемых (кто, сколько человек, пол, возраст, место учебы или работы), Методы исследования (перечисление с указанием названия каждого, авторов, изучаемых показателей по каждому методу, способов математической обработки первичных и обобщенных данных).

Параграф 1 - Введение: Краткий обзор исследований по данной теме, основные понятия, проблема и гипотеза исследования.

Параграф 2 - Процедура проведения исследования (его организация: где и когда проведено, обстановка, кто проводил, этапы работы экспериментатора и обследуемых во времени, бланки ответов испытуемых).

Параграф 3 - Анализ и обсуждение результатов исследования: Приводятся

Первичные результаты в таблицах по методике 1… и их анализ (анализ средних, процентов), затем - по методике 2… и их анализ, и так далее. После этого дается Анализ и обсуждение обобщенных результатов по всем методикам (собранных в отдельные Таблицы обобщенных результатов…, их рангов, коэффициентов корреляции или достоверности различий). Проводится анализ корреляционных связей между различными показателями методик (или Анализ достоверности различий между выделенными группами испытуемых по изучаемым показателям - анализ коэффициентов достоверности различий). Во всех таблицах в Примечаниях давать расшифровку каждого показателя; особо выделять значимые на 5% и 1% уровне коэффициенты корреляции или различий. Обсуждается, о чем говорят те или иные корреляционные связи или различия, какие выводы можно сделать.

Параграф 4 - Выводы и рекомендации. Кратко - не более 5 - 7 выводов. Рекомендации по результатам анализа полученных данных даются для самих испытуемых (с целью оптимизации их саморазвития), или для педагогов, родителей, преподавателей вуза (с целью гармонизации их стиля и способов взаимодействия с испытуемыми) - в зависимости от темы курсовой работы.



Приложение - м.б. таблицы первичных данных; можно, но не обязательно, давать шрифтом размера 8 все методики исследования.

Литература - 10 - 20 названий, по ГОСТ (фамилия, инициалы, название, город, издательство, год издания, число страниц).

 

Примерные nемы контрольных и курсовых работ



( к спецкурсу "ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО")

  1. Изучение творческих проявлений хорошо- и слабоуспевающих учащихся средних (старших) классов

  1. Сравнительное исследование творческих проявлений и личностных особенностей подростков (старшеклассников, студентов), обучающихся в обычном и спортивном классах (или на разных курсах вуза, разного пола, работающих и неработающих, и др.)

  2. Исследование связи степени проявления творческих способностей с особенностями семейного воспитания

  3. Изучение творческих способностей учащихся обычных и гимназических классов (или начальных, средних и старших классов)

  4. Исследование творческого процесса создания картины (скульптуры, изделия народных промыслов, литературного произведения, изобретения, и др.)

  5. Сравнительное изучение творческих и личностных особенностей студентов художественных и психологических (технических, спортивных, и др.) факультетов вузов

  6. Соотношение уровня интеллекта и выраженности творческих способностей учащихся средних классов (или старших классов, или студентов, или др. групп)

  7. Соотношение выраженности творческих способностей и успеваемости у старшеклассников

  8. Исследование связи творческих проявлений с функциональной

асимметрией и полом у учащихся старших классов (студентов)

  1. Исследование уровня гармоничности личности школьников (студентов, и др.) с разной выраженностью творческих способностей

 

 

  


Смотрите также:
Примерные темы курсовых и практических работ
245.38kb.
1 стр.
Примерные темы курсовых работ
17.05kb.
1 стр.
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Европейское право»
12.11kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ. Примерная структура курсовых работ. Примерные планы курсовых работ. Методика выполнения курсовой работы
95.57kb.
1 стр.
1. Мораль и этика в профессиональной деятельности юриста
1587.02kb.
10 стр.
Емы, оформление и график выполнения курсовых работ Темы курсовых работ
29.26kb.
1 стр.
Класс Темы лабораторных или практических работ
77.34kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.
Примерные направления курсовых работ для факультета экономистов-международников
52.52kb.
1 стр.
Темы курсовых работ
44.29kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ задание к курсовому проектированию Темы согласовываются с преподавателем каф информатики
130.75kb.
1 стр.
3 Темы курсовых работ по гражданскому праву за 1-й год обучения
59.47kb.
1 стр.