Главная
страница 1


подготовительной группы





Что за прелесть эта скрипка! Так мечтала научиться

Звуки нежные плывут, Я на скрипочке играть!

Дарят людям всем улыбки, Чтоб смычок летал как птица,

Всех к добру они зовут. Чтоб руке не уставать

Я немножко научилась

И сыграю вам сейчас.

Чудо-песня получилась.

Слушайте! Она для вас!


Составители:

музыкальный руководитель Елена Сергеевна Марченко

дети подготовительной группы

Москва 2012 г

ГЛАВА I

История Создания Скрипки

Её звук, если тоскует, подобен стону одинокой птицы, воспарившей высоко в небо. А когда скрипка радуется это можно узнать по бодрым весенним интонациям: так стая скворцов пролетает над пшеничным полем, — только более нежно и отчётливо. Одно можно с уверенностью сказать, что голос скрипки не может выражать равнодушия. Ведь это – инструмент - эмоция, инструмент - нерв.

Скрипка (итал. Violino, фр. Violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра, один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение и в симфоническом оркестре, и в сольной исполнительской практике. «Скрипка в музыке — как в человеческом бытии хлеб насущный».

чешский музыкант Ян Якуб Рыба.

Загадочен путь скрипки к тому современному своему виду, к звучанию которого все уже давно привыкли. Предположительно, первые смычковые инструменты зародились ещё в Индии в доисторические времена.

Ближе к началу нашей эры они начали распространяться на запад и к восьмому веку стали известны в некоторых частях средневековой Европы. Это были фидель и ребек.

Они ещё совсем далеки от вида современной скрипки, похожи на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом.



Фидель - похож формой на грушу, Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его часто тоже звали фиделем.

Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен Европе. Смычки их имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса.


Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, иногда музыканты держали инструмент, опирая его на плечо или грудь.

Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в 10-15 веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.

В этой наиболее загадочной части из «биографии» скрипки история доносит до наших дней название еще одного из предков современной скрипки. Им принято считать лиру, внешние контуры которой и звучание легли в основу появления двух разноплановых, но всё - же родственных музыкальных смычковых инструментов.

Следующим этапом на пути рождения современной скрипки явились виолы:



  • Виола да гамба по форме чем-то действительно напоминает скрипку, но она менее изящна и больше походит на «короб со струнами». Играя на ней, музыканты держали инструмент между колен. Впоследствии виола да гамба пережила преобразования и превратилась в современный вид виолончели.

  • Виола да браччо - считается прямым предком скрипки.

И, действительно, — сходство есть. Даже второе название данного «предшественника» доказывает близость с примадонной тонкого звучания. «Ручная виола» бралась в руки наподобие классического положения игры на скрипке.

История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии.

К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Скрипка ни в какой степени не является уменьшенной "виолой да гамба". Более того, с достаточной точностью установлено, что оба эти вида инструментов в своём устройстве имеют резко отличные друг от друга черты. Все инструменты, родственные "виоле да гамба", имели плоскую спинку, плоские края, разделённый ладами гриф, головку реже в виде трилистника и чаще с изображением зверя или головы человека, вырезы на верхней поверхности инструмента в очертаниях латинской буквы "С", и наконец, настройку струн по квартам и терциям.

Напротив, "виола да брачьо", в качестве непосредственного предшественника современной скрипки, имела квинтовую настройку струн, выпуклую спинку, края несколько приподнятые, гриф без всяких ладов, головку в виде завитка и вырезы или "эфы", в очертании обращенных друг к другу строчных латинских f, исполненных курсивом.



Это обстоятельство привело к тому, что семейство собственно виол слагалось из последовательного уменьшения гамбы. Таким образом, возник полный состав старинного "квартета" или "квинтета", составленный только из одних виол различного размера.

Наряду с возникновением полного семейства виол, развивался и совершенствовался инструмент, имевший все отличительные и наиболее характерные черты современной скрипки. И этот инструмент, по сути дела, не есть даже "ручная виола" в прямом значении слова, а так называемая "ручная лира", которая, в качестве народного инструмента славянских земель и легла в основу современного семейства скрипок.

Великий Рафаэль (1483—1520) на одной из своих картин, относящихся к 1503 году, даёт превосходное изображение этого инструмента. Единственная разница, которая отличает изображение Рафаэля от современной скрипки, заключается лишь в количестве струн,— их пять при наличии двух басовых,— и в очертании колков, сильно напоминающих ещё своим видом колки старинной виолы.



Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной "лиры да брачьо", дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530.

Слово "скрипка", во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия.

В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении "скрипки" вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение.

Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".


Итальянцы во все времена славились своей музыкальностью, и не секрет, что самые известные и дорогие образцы скрипки делались именно в Италии. Такие имена, как Страдивари, Гварнери известны всему миру. Именно этим мастерам приписывают заключительные «штрихи» в формировании внешнего вида и звучания современной скрипки. Скрипки Антонио Страдивари или Страдивариуса (1644 — 18 декабря 1737) сохранились до наших времен, в настоящее время известно около 650 инструментов его работы. В 17 веке работал ещё один великий мастер скрипичного дела - учитель Страдивари и Гварнери - Андреа Амати, который как раз и отработал основные техники, впоследствии доведенные до совершенства его учениками.

Также он известен своей исключительной работоспособностью. Предположительно, за всю свою жизнь он сделал больше скрипок, чем два его ученика вместе.



ГЛАВА II

Изначально инструмент был предназначен для одноголосной игры. Со временем мастера поняли, что одноголосие для такого инструмента, слишком малая часть по сравнению с тем, что на самом деле может этот инструмент. И уже в Германии около 1700 года, такие знаменитости как Бибер, Вальтер, Бальцер и Струнк, сделали полное культивирование особенности инструмента, и со временем создали удобное расположение струн, грифа, для исполнения более насыщенного звучания скрипки. Стало возможно играть аккорды.

На своём пути у скрипки были времена, когда она могла превратиться во что-то совершенно иное, или разделить участь забытых музыкальных инструментов древности.

Многие не понимали, как на ней в принципе можно играть. И в Англии в конце семнадцатого века была предпринята попытка установить лады на грифе. Но выбор свободного звучания таких виртуозов игры на скрипке, как Тартини, Лолли и Паганини, окончательно утвердили скрипичный гриф без ладов. Этими музыкантами и, особенно, композитором А.Вивальди, искусство игры на скрипке приобрело мировую популярность.



ГЛАВА III

Строение скрипки
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.


  • Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются - эфы. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного инструмента.




  • К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка.



  • В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой высокой струны.

Гриф

  • Гриф скрипки — длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

  • Верхний порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.

  • Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.

  • Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

  • Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».


Струны

  • Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.

В скрипке четыре струны:

  • первая («квинта») — верхняя, металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.

  • вторая («ля»)— жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.

  • третья («ре»)— жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.

  • четвёртая («басок») — нижняя, жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, имеет суровый и густой тембр.

Общий диапазон скрипки - от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок - это важная деталь инструмента.

  • От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно.



  • Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно.



  • Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, «на одном дыхании», то есть, не прерывая их паузами или цезурами. Говорят, что скрипка поет. И, правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос.



  • Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу - тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом - арпеджиато, беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком.




  • Смычок — Деревянная трость, переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос конского хвоста (искусственного или натурального). Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.

  • Подбородник. Предназначен для удобства игры музыканта. Боковое, серединное и их промежуточные расположение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

  • Мостик. Предназначен также для удобства игры музыканта. Крепится к задней стороне скрипки и предназначен для установки на плечо музыканта. Представляет собой подставку (прямую или выгнутую, твёрдую или обшитую мягкой тканью, деревянную, металлическую или карбоновую), и крепления с каждой стороны.

  • Звукоснимательные устройства. Требуются для того, чтобы преобразовывать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы (для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств).

Если на скрипке звук со звукоснимательных устройств, выполняющих дополнительную функцию (усиление звука или другое), незначителен по отношению к звуку, создаваемого элементами конструкции (телом, душкой и т. п.), то скрипка является акустической.

Если оба вносят важный вклад в формирование звука, то это — полуакустическая скрипка.

Если элементы конструкции не оказывают большого влияния на звук, то это электроскрипка.


  • Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера. Чаще всего сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.

  • «Глушилка» — это тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а так же для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки, инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.

  • Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстия подгрифка, и крючка, служащего для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, которые имеют малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно имеют чёрное, позолоченное, никелированное или хромированное покрытие, а также их комбинацию. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Обучаться и играть на инструменте можно и без машинок: в таком случае струна вставляется напрямую в отверстие подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны для облегчения веса подгрифка. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.

ГЛАВА IY

Выдающиеся скрипачи мира
История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил - в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

XVII век




Арканджело Корелли (1653—1713)
- итальянский скрипач и композитор музыки в стиле барокко.

Достиг совершенства как исполнитель и написал множество произведений.

Его творчество вдохновляло таких мастеров как Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини.








Антонио Вивальди (1678—1741) 
— итальянский скрипач, композитор и дирижер.

Является одним из самых ярких представителей скрипичного искусства Италии 17 века. При жизни получил признание по всей Европе, однако умер в нищете и забвении.








Джузеппе Тартини (1692—1770) 
- скрипач и композитор эпохи барокко родившийся и творивший в Италии.

Кроме сочинительства и исполнения произведений для скрипки увлекался теорией музыки и внес ряд усовершенствований в контрукцию скрипки и смычка.



XVIII век






Иван Хандошкин (1747—1804)
- российский скрипач и композитор.

Ученик знаменитого Джузеппе Тартини.

Был первым учителем в российской Академии Художеств по классу скрипки.






Джованни Баттиста Виотти (1753—1824)
- итальянский скрипач и композитор, ученик Гаэтано Пуньяни.

Его произведения для скрипки, которых до нас дошло около 30, отличаются трогательной и лиричной мелодичностью.













Никколо Паганини (1782—1840)
- итальянский скрипач и композитор, признанный гений игры на скрипке.

Сочинитель и исполнитель оригинальных, новых для своего времени произведений, в которых главным была чистота, сложность и виртуозность исполнения.





XIX век






Анри Вьетан (1820—1881) 
Анри Вьётан - бельгийский скрипач и композитор. Является одним из основоположников бельгийской скрипичной школы.

Анри Вьётан является автором множества сочинений для скрипки, которые популярны и в наши дни.




Генрик Венявский (1835—1880)

польский скрипач виртуоз, композитор и преподаватель








Леопольд Ауэр (1845—1930) 
Леопольд Семёнович Ауэр - российский скрипач, дирижёр, педаго и композитор. Родился в Венгрии, работал и творил в России, умер в Германии, похоронен в США. Ученик Йозефа Иоахима и учитель Яши Хейфеца. Один из основателей "русской скрипичной школы".






Эжен Изаи (1858—1931) 
Эжен Изаи - бельгийский скрипач, композитор и дирижер. Брал уроки игры на скрипке у Анри Вьётана. Современники называли Эжена Изаи "Королем скрипки". Стиль исполнения Изаи-скрипача отличался мощью, напором и оригинальностью.







XX век

Яша Хейфец (1901—1987)
Яша Хейфец - родившийся в России и живший в США скрипач еврейского происхождения. Лучший ученик Леопольда Ауэра. Скрипач ставший легендой при жизни и "скрипкой №1" своего вемени. Интерпретаторский и исполнительский талант Хейфеца дошел до наших дней в виде множества записей, включивших практически весь классический скрипичный репертуар.






Давид Ойстрах (1908—1974)
Давид Фёдорович Ойстрах - ярчайший представитель советского музыкального искусства, скрипач-виртуоз, лауреат множества международных конкурсов и человек всем сердцем преданный музыке. Сплав таланта и труда, мастерства и вдохновения принесли ему всемирную славу и засуженное звание "короля скрипки".



Леонид Коган (1924-1982)

cоветский скрипач, педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.







Иегуди Менухин (1916—1999)
Иегуди Менухин - американский скрипач еврейского происхождения. Музыкант, вопреки своим физическим данным и благодоря бесконечной самоотдаче и силе духа, ставший в один ряд с великими скрипачами.

XXI век

Ицхак Перлман (31 августа 1945)

американский скрипач, дирижёр и педагог.



Вадим Репин (31 августа 1971)

российский скрипач.



ГЛАВА Y

Выдающиеся скрипичные мастера


  • Джованни Паоло Маджини (GiovanniPaoloMaggini, 1580—1632) — итальянский скрипичный мастер. Инструменты его работы отличаются мягким звуком, похожим на альт и высоко ценятся. Его сын, Пьетро Санто Маджини, также изготовлял превосходные скрипки, альты и басы.

  • Никола Амати (NicolaAmati, 1596—1684) — один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери.

  • Якоб Штайнер (JakobStainer, ок. 1617—1683) — первый известный австрийский мастер, наиболее знаменитый представитель так называемой тирольской школы.

  • Андреа Гварнери (AndreaGuarneri, 1622 или 1626—1698) — знаменитый изготовитель смычковых инструментов. Андреа был учеником известного мастера Амати, жил в XVII веке в Кремоне.

  • Антонио Страдивари (AntonioStradivari, 1644—1737) — знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы.

  • Джузеппе Гварнери дельДжезу (GiuseppeGuarneridelGesù, 1698—1744) — внук Андреа, приобрёл наибольшую славу. Инструменты Джузеппе ценятся весьма высоко и уступают разве только инструментам Страдивари. На скрипке Гварнери «IlCannoneGuarnerius (англ.)» играл Никколо Паганини.

  • Иван Андреевич Батов (1767—1841) — первый знаменитый российский мастер по изготовлению музыкальных инструментов.

  • Жан Батист Вийом (JeanBaptisteVuillaume, 1798—1875) — французский скрипичный мастер. В 1828 открыл собственную мастерскую в Париже. С 1835 занимался имитацией старинных итальянских инструментов (главным образом Страдивари и Гварнери). Он сделал более 3000 инструментов.



ГЛАВА YI

Это интересно
Бог или дьявол?

  • Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.  Даже в тихой Норвегии скрипачей считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.


  • Но если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был  назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом». 

На фресках соборов и сейчас можно увидеть музыкантов, играющих на смычковом инструменте.

Почему улыбалась Мона Лиза

  • Леонардо распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки.

  • Художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей. А скрипка обладает именно таким свойством.

  • Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

  • В фильме «Страдивари» есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и, в конечном счете, стал скрипичным мастером.

  • У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь – не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

  • В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел  для весел венецианских гондол.

Машина времени

  • У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе –  способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители).

  • В.Григорьев пишет о любопытном механизме,  позволяющем «путешествовать во времени», когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

  • Еще интересный момент:  музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин любит повторять слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости – Машка, Петька, Катька, потому что большую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом – это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

 

Виртуозы - это ученые

  • Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

  • Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении – «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

  • Верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение).  Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей.

  • Занятия скрипкой отлично развивают мозги. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую невинную) пьесу, человек может случайно решить некую сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке.



  • Скрипка — настолько важный момент в биографии легендарного (хотя и вымышленного) сыщика Шерлока Холмса, что без нее не обошелся даже музей на Бейкер-стрит в Лондоне: среди прочих экспонатов там хранится «скрипка Холмса». Можно смело сказать, что музей Шерлока Холмса был бы невозможен без скрипки.



  • Реальным интеллектуалам скрипка помогала решать сложнейшие задачи. Самый известный физик — Эйнштейн — был страстным скрипачом.



  • Основоположник общей теории относительности Альберт Эйнштейн с шести лет занимался игрой на скрипке. В Германской прессе о нём писали, как о «великом музыканте, несравненном виртуозе-скрипаче».

  • Сам он не раз говорил о том, что если бы не занялся наукой, то наверняка стал бы музыкантом. Занятия скрипкой он не оставлял всю жизнь, играя сонаты и квартеты попутно с совершением открытий в науке.



  • Значение этих скрипичных занятий, на первый взгляд не связанных с идеями и теориями Эйнштейна, огромно; мы просто не можем оценить это как следует, потому что наши знания в том, что касается связи вещей друг с другом, пока ограничены. Но уже сейчас говорят о том, как скрипичный способ мышления повлиял на то, как Эйнштейн действовал в науке; сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.



  • Скрипка как дисциплина является одной из номинаций Дельфийских Игр.

Самая маленькая скрипка.

  • Скрипач из города Гуанчжоу, расположенном в южном Китае, установил новый рекорд создав мини-скрипку длиной 1 см, которую он сделал после семи лет тяжелой работы.

  • Родившийся в семье музыкантов, Чен начал играть музыку в девять лет и особенно хорошо на скрипке. Идея создания супер маленькой скрипки пришла ему в голову 7 лет назад, тогда он изготовил скрипку длиной 3.5 сантметра. По сравнению с обычными скрипками 35.5 сантиметров длиной, мини-скрипка состоит только из 30 процентов частей необходимых для игры. Чен вырезал ее части из клена, ланцетом шириной 0.1 миллиметра. А после склеивал компоненты скрипки вместе.

Самая дорогая скрипка.

  • Скрипка, сделанная известным итальянским владельцем Джузеппе Гварнери, была продана на аукционе в июле 2010 в Чикаго за $18 миллионов, и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана 1741 году, и с 19-ого столетия принадлежала музыканту Анри Вжетану.

  • Новый владелец драгоценного инструмента - британский банкир Ян Стокер. Мир сегодня имеет 140 скрипок этого мастера, и многие из них принадлежат различным музеям и фондам.


  • Бытует мнение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари. Долгое время математики, физики, искусствоведы, мастера-настройщики подробно изучали звучание скрипки этого мастера, но так и не смогли теоретически обосновать ее уникальную акустику и дать рекомендации по изготовлению такого инструмента. Гений Страдивари выдержал конкуренцию с современной наукой.




  • Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти – в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1500 инструментов.




  • Итальянские мастера для изготовления скрипки использовали три вида дерева: клен, ель и эбеновое (черное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливались различные детали инструмента. К примеру, гриф – из черного дерева, которое благодаря своей жесткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн.

  • Лучшим для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. В связи с этим повышается его относительная упругость, то есть звукопроводимость.




  • Поначалу скрипку считали инструментом простонародным, ярмарочным и трактирным и предпочитали использовать виолу, звучащую мягче, как бы приглушеннее. И только вXVIII веке, когда музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену, скрипка окончательно вытеснила виолу ренессансных времен.




  • Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна

То, что слову не дается,

Пусть без слов расскажут звуки.

Взять мне скрипку остается,

Взять смычок и скрипку в руки.
В скрипке громы раздаются, Это просто скрипка пела,

Скрипка сердце рвет на части. В тишине смеясь и плача,

Если струны не порвутся, Словно музыкой хотела

Я сыграю вам о счастье. Жизнь мою переиначить.









Смотрите также:
Что за прелесть эта скрипка! Так мечтала научиться Звуки нежные плывут, я на скрипочке играть!
240.47kb.
1 стр.
Вступление 3 I. Произношение свистящих звуков Отрабатываем звуки «С»,
452.72kb.
1 стр.
[Научиться играть на гитаре]
16.77kb.
1 стр.
Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно
10.61kb.
1 стр.
Открытие фестиваля
25.48kb.
1 стр.
Семинаре в школе №896. «Самом главное с детства научиться отличать красоту от того, что всего лишь так себе…»
159.61kb.
1 стр.
Государственный центральный музей современной истории россии
44.98kb.
1 стр.
"Что за прелесть эти сказки" (по сказкам А. С. Пушкина) Библиотекарь: Вотякова Г. А
106.77kb.
1 стр.
Кевин Даллмэн не был сильным игроком в нхл и поэтому уехал играть в «долбанную Россию»? Вернемся к вашему решению уехать играть в кхл. Вы стали свободным агентом в системе «Кингз», не так ли?
39.74kb.
1 стр.
Белова Ульяна Александровна Предмет, класс
49.27kb.
1 стр.
10 лет назад я и не мечтала поехать за границу. Я всю жизнь добросовестно проработала на наше государство инженером геофизиком, а за границу так и не попала. Чаще всего не было денег, да и попасть по турпутевке было невозможно
20.55kb.
1 стр.
Тема работы: «Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро…»
25.66kb.
1 стр.