Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Учебно-методический центр СПО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



"СТАТИСТИКА"


для специальности 2015 "Почтовая связь"

(базовый уровень среднего профессионального образования)


Москва


2002




Примерная программа учебной дисциплины «Статистика» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 2015 "Почтовая связь" (базовый уровень среднего профессионального образования)












Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Управление кадров и учебных заведений

Учебно-методический центр СПО





____________________Ю.Г. Моисеев

12 сентября 2002 г.



















Автор: А.В. Езепчук - преподаватель Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики


Рецензенты: Т.С. Дружлякова – преподаватель Смоленского колледжа телекоммуникаций

Т.П. Климушина – преподаватель колледжа телекоммуникаций МТУСИ
Редактор: Т.В. Халай

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в УМЦ СПО Минсвязи России по адресу: 125493, Москва, ул. Авангардная, 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины "Статистика" предназначена для студентов специальности 2015 "Почтовая связь" (базовый уровень среднего профессионального образования).

Учебная дисциплина "Статистка" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Изучение дисциплины "Статистика" подготавливает студентов для освоения дисциплин "Маркетинг", "Экономика отрасли", "Основы бухгалтерского учета", "Менеджмент".

Цель изучения дисциплины "Статистика" – раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в условиях рыночной экономики; научить студентов приемам обработки статистических данных, привить навыки вычисления статистических показателей, ознакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчетности.

В результате изучения дисциплины студент должны:


  • иметь представления о системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования;

  • знать элементы статистического анализа; способы наглядного представления статистических данных; формы статистической отчетности в объектах почтовой связи, порядок их составления.

  • уметь применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач хозяйственной и финансовой деятельности объекта почтовой связи; делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей; использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.

Так как государственными требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 2015 "Почтовая связь" (базовый уровень среднего профессионально образования) не предусмотрено выполнение практических работ по дисциплине, преподавателю следует предусмотреть практические задания для студентов, которые будут выполняться либо во время теоретических занятий либо во время самостоятельной подготовки.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

ВВЕДЕНИЕ

2

Тема 1. Статистические наблюдения

2

Тема 2. Сводка и группировка статистических данных

4

Тема 3. Способы наглядного представления статистических данных

2

Тема 4. Абсолютные и относительные величины в статистике

4

Тема 5. Средние величины и показатели вариации

6

Тема 6. Ряды динамики.

4

Тема 7. Индексы

6

Тема 8. Формы статистической отчетности в объектах почтовой связи и порядок их составления

2

Всего часов по дисциплине

32



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студенты должны иметь представление о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности; о предмете и методе статистики.

Студенты должны знать современную организацию государственной статистики в Российской Федерации.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Предмет и метод статистики.

Организация государственной статистики в Российской Федерации

ТЕМА 1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Требования к знаниям

Студенты должны знать формы, виды и способы сбора первичной информации; способы проверки отчетных данных, виды отчетности.



Требования к умениям

Студенты должны уметь разрабатывать план проведения статистического наблюдения; проводить логический и арифметический контроль данных наблюдения.

Понятие о статистическом наблюдении и его организации.

Объект наблюдения, единица наблюдения, единица учета.

Организационный план статистического наблюдения: определение времени и места наблюдения, критический момент, статистические формуляры, списки и бланки. Инструкции.

Виды статистического наблюдения: текущее, единовременное и периодическое, сплошное и несплошное.

Понятие о генеральной совокупности и выборочной совокупности.

Проверка достоверности статистических данных, ее значение и организация.

Способы проверки отчетных данных. Типы ошибок, встречающихся в отчетах, пути предупреждения, способы выявления и исправления. Арифметический и логический контроль.

ТЕМА 2. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Требования к знаниям

Студенты должны знать сущность статистической сводки и группировки; понятие о группировочном признаке; понятие об интервале.



Требования к умениям

Студенты должны уметь правильно определить группировочные признаки; выбирать интервалы статистической группировки.

Понятие о статистической сводке. Статистическая сводка – второй этап статистического исследования. Задачи сводки. Простая и групповая сводка.

Группировка – основа научной обработки данных статистики.

Применение статистических группировок для изучения общественных явлений, связей между ними и структуры совокупности.

Понятие о группировочном признаке. Значение правильного выбора группировочных признаков. Особенности группировок по признакам, имеющим и не имеющим количественного выражения. Понятие об интервале, выбор интервалов. Выделение реально существующих и существенно различающихся между собой групп – важнейшее условие правильного выбора признаков и интервалов статистической группировки.

Организация и техника сводки статистических данных. Централизованная и децентрализованная сводка. Основные этапы сводки.

ТЕМА 3. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Требования к знаниям

Студенты должны знать требования, предъявляемые к построению статистических таблиц; основные виды графиков и диаграмм.



Требования к умениям

Студенты должны уметь оформлять результаты статистического наблюдения в форме таблиц, графиков и диаграмм.

Статистические таблицы и графики, ряды распределения как способы изложения результатов сводки.

Общее понятие о статистических таблицах, их значение в статистике. Подлежащие и сказуемое таблицы. Виды таблиц. Применение вспомогательных (разработочных) таблиц. Требования, предъявляемые к построению статистических таблиц.

Понятие о графическом изображении и его значение для анализа статистических данных. Применение графиков для изображения динамики явлений, их структуры и размещения в пространстве.

Основные виды графиков: диаграммы и картограммы. Построение диаграмм: столбиковых, линейных, квадратных, круговых, фигурных.

Картограммы и картодиаграммы, их использование для изображения графического размещения.

ТЕМА 4. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ

Требования к знаниям

Студенты должны знать сущность и виды абсолютных величин, единицы измерения; сущность относительных величин, формы их выражения.



Требования к умениям

Студенты должны уметь анализировать абсолютные показатели; исчислять различные виды относительных величин.

Статистический показатель и его значение для изучения социально-экономических явлений. Виды статистических показателей.

Понятие об абсолютных величинах, их значение в статистике. Единицы измерения абсолютных величин: натуральные, стоимостные. Виды абсолютных величин: индивидуальные и обобщающие.

Относительные величины, их сущность. Формы их выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Применение относительных величин в статистике. Основные виды относительных величин, их значение для изучения социально-экономических явлений общественной жизни.

ТЕМА 5. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

Требования к знаниям

Студенты должны знать понятия о средних величинах; виды средних величин и порядок их исчисления; виды показателей вариации и способы их расчета.



Требования к умениям

Студенты должны уметь исчислять величины статистических данных; определять показатели вариации.

Средняя величина как обобщающая характеристика индивидуальных величин одного и того же вида.

Значение средних величин для выявления типичных черт, особенностей изучаемых явлений, закономерностей развития общественных явлений.

Виды средних величин. Средняя арифметическая простая. Понятие о вариантах и частотах (весах). Средняя арифметическая взвешенная. Исчисление средних величин из интервального ряда. Исчисление средней величины из относительных величин. Средняя гармоническая, условия и порядок ее исчисления. Понятие о моде и медиане, порядок их определения.

Показатели вариации, их значение в статистике. Характеристика показателей.

Среднее линейное отклонение. Средний квадрат отклонений (дисперсия). Свойства и правила сложения дисперсий.

Коэффициент вариации и его значение в статистике.



ТЕМА 6. РЯДЫ ДИНАМИКИ

Требования к знаниям

Студенты должны знать виды рядов динамики и их характеристику; показатели динамического ряда и методику их расчета.



Требования к умениям

Студенты должны уметь рассчитывать основные показатели динамического ряда.

Понятие о рядах динамики и их значение. Виды рядов динамики: моментальный и интервальный. Динамические ряды абсолютных, относительных и средних величин. Динамические ряды с нарастающими итогами.

Уровень ряда динамики: начальный и конечный. Определение среднего уровня интервального и моментального ряда. Средняя хронологическая моментального ряда, условия ее применения и порядок исчисления.

Показатели рядов динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, средний темп роста и прироста. Абсолютное значение одного процента прироста.

Основы правильного построения динамических рядов. Основные приемы преобразования рядов динамики. Порядок пересчета показателей для приведения их к сопоставимому виду.

Важнейшие приемы анализа рядов динамики.

ТЕМА 7. ИНДЕКСЫ

Требования к знаниям

Студенты должны знать виды индексов, порядок их исчисления и взаимосвязи.



Требования к умениям

Студенты должны уметь исчислять основные виды индексов.

Понятие об индексах и их значение. Применение индексов в практической деятельности.

Индивидуальные индексы, их виды.

Понятие об индексируемой величине и весах (измерителях) индекса. Агрегатный индекс – основная форма экономического индекса. Агрегатный индекс физического объема продукции, цен, физического объема товарооборота в фактически действующих ценах, себестоимости. Взаимосвязь индексов. Средний арифметический и средний геометрический индексы. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязь.

ТЕМА 8. ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОБЪЕКТАХ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И ПОРЯДОК ИХ СОСТАВЛЕНИЯ

Требования к знаниям

Студенты должны знать формы статистической отечности, применяемые в объектах почтовой связи и порядок их заполнения.



Формы статистической отчетности, применяемые в объектах почтовой связи. Порядок их заполнения.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Адамов В.Е., Ильенко С.Д. и др. Экономика и статистика фирм. – М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА. М., 1998.

  3. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика: Учебно-методическое пособие для студентов экономических колледжей и техникумов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

  4. Бендина Н.В. Общая теория статистики (конспект лекций). – М.: ПРИОР, 1999.

  5. Государственная статистическая отчетность и инструкции к ее заполнению.

  6. ПЭВМ.

  7. Калькуляторы.



Смотрите также:
Примерная программа учебной дисциплины "статистика" для специальности 2015 "Почтовая связь"
104.76kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
198.61kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины " организация почтовой связи" для специальности 2015 "Почтовая связь"
347.87kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «статистика» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1095.69kb.
7 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
221.33kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального
376.04kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального профессионального
596.51kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального профессионального
275.86kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины физическая культура для профессий начального профессионального
316.99kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины химия для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
787.99kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины
190.61kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины История 2011 г
256.21kb.
1 стр.