Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Министерство Образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА «БУХГАЛЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ»

МИШИНА О.В.

ШМАЛЬ В.В.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Учебно-методическое пособие

по подготовке к государственной аттестации

для студентов специальности 080109.65

всех форм обучения

Санкт-Петербург

2010 г.


Одобрено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»,

протокол № 11 от «16» марта 2010 г.

Шмаль В.В., Мишина О.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Учебно-методическое пособие по подготовке к государственной аттестации для студентов специальности 080109.65 всех форм обучения. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 114 с.
Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

Итоговым контролем процесса обучения в вузе и основанием для присвоения студенту высшей квалификации экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является междисциплинарный государственный экзамен и выполнение выпускной квалификационной дипломной работы после прохождения преддипломной практики, представляющие собой законченное исследование.

Целью данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в подготовке к государственным экзаменам и обоснование методики научного руководства подготовкой студентами отчета по производственной преддипломной практике и дипломной работы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


Составители: канд. экон. наук, доц. Шмаль В.В.

доц. Мишина О.В.


Рецензенты: зав. каф. «Бухгалтерский учет и аудит» СПбГУСЭ д-р экон. наук, проф. Г.И. Пашигорева

канд. экон. наук, доц., зав. каф. «Финансов и учета» СПбГТУРП В.Э. Чернова


© Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..5



Глава 1. Порядок прохождения производственной преддипломной практики…………………………………………7

1.1 Общие положения……………………………………………….7

1.2 Процедура прохождения производственной преддипломной практики……………………………………...………………………9

1.3 Программа производственной преддипломной практики…..12

1.4 Содержание тем производственной преддипломной практики…………………………………………………………… 13

1.5 Методические указания по составлению и оформлению отчета………………………………………………………………. 24

1.6 Требования по выполнению и оформлению отчета…………31

1.7 Критерии оценки защиты отчета по производственной преддипломной практики………………………………………… 33


Глава 2 Порядок проведения государственного экзамена… .35

2.1. Общие положения…………………………………………… .35

2.2. Процедура проведения государственного экзамена………. .35


2.3. Критерии оценки ответа студента……………………………37

Глава 3. Методика выполнения дипломных работ…………. 38

3.1. Общие положения……………………………………………. 38


3.2. Этапы написания дипломной работы………………………..40

3.3. Выбор студентом темы дипломной работы………………… 40

3.4. Назначение руководителя дипломной работы………………42

3.5. Подбор и изучение литературных источников и нормативных актов. Составление списка литературы ………………………….44


3.6. Оформление и утверждение организационных документов по написанию дипломной работы………………………………... 48

3.7. Характеристика структурных элементов дипломной работы………………………………………………………………50

3.8. Основные требования к оформлению дипломной работы… 56

Глава 4. Процедура защиты дипломных работ…………… 61


4.1. Подготовка дипломной работы к защите…………………….61

4.2. Процедура защиты дипломной работы Государственной

аттестационной комиссией………………………………………..64

4.3. Критерии оценки защиты дипломных работ………………..64



Список литературы………………………………………………..66

Приложения………………………………………………………..74


Примерная тематика и содержание дипломных работ………….94

ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

Целью учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в подготовке к государственным экзаменам и обоснование методики научного руководства подготовкой студентами отчета по преддипломной практике и дипломной работы.

Итоговым контролем процесса обучения в вузе и основанием для присвоения студенту высшей квалификации экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является междисциплинарный государственный экзамен и выполнение выпускной квалификационной дипломной работы после прохождения преддипломной практики, представляющие собой законченное исследование.

Преддипломная практика является продолжением изучения материала на основе теоретических знаний и полученного опыта в процессе прохождения производственных практик в течение учебного процесса.

Студент получает направление на преддипломную практику после успешно сданной сессии. Следующим этапом является защита отчета по преддипломной практике и допуск к сдаче междисциплинарного государственного экзамена.

Междисциплинарный государственный экзамен является контролем знаний, характеризующим уровень теоретической и практической подготовки студента, степенью овладения актуальными проблемами методологии и методики бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, аудита, налогообложения, анализа, менеджмента и маркетинга. Положительная оценка знаний свидетельствует об умении студента формулировать и аргументировать выдвигаемые положения и научные принципы управления экономическими процессами.

Логическим завершением учебного процесса и производственной преддипломной практики является выполнение дипломной работы. При выполнении дипломной работы студенту необходимо расширить теоретические знания на основе изучения специальной литературы по выбранной теме; овладеть современными методами экономических исследований при проведении аналитических расчетов; обобщить полученные данные и на их основе сформулировать выводы и экономически обосновать предложения для внедрения в практику деятельности исследуемой организации.

В результате выполнения дипломной работы и ее защиты, студент должен показать, в какой степени он подготовлен для самостоятельной работы в организациях различных отраслей и организационно-правовых форм.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Общие положения
Производственная преддипломная практика по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является важнейшей составной частью учебного процесса в подготовке высококвалифицированных специалистов и проводится в организациях, учреждениях и на предприятиях различных форм собственности согласно учебному плану и графику ее прохождения.

Преддипломная практика является продолжением изучения практического материала и углубления полученного опыта в процессе прохождения производственных практик после третьего и четвертого курсов.

Производственная преддипломная практика проводится с целью:


  • сбора теоретического и практического материала для последующего его использования при написании дипломной работы;

  • закрепления знаний, полученных по специальным учетным дисциплинам;

  • развития практических умений и навыков студентов в области организации и ведения бухгалтерского учета;

  • углубленного изучения основных принципов бухгалтерского учета и базовых правил ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и собственного капитала в организациях;

  • формирования бухгалтерской отчетности, осуществления управленческого учета в организациях и внутреннего аудита;

  • систематизации собранного материала в соответствии с программой прохождения преддипломной практики.

Особое внимание уделяется вопросам по выбранной теме дипломной работы и полученного задания.

Преддипломная практика содержит следующие основные элементы:



  • Углубленное изучение особенностей порядка ведения бухгалтерского учета для приобретения практических навыков и получения дополнительных знаний в рамках выбранной специализации;

  • Получение разносторонних знаний, касающихся учета объектов хозяйственной деятельности организаций на базе изученных вопросов бухгалтерского, гражданского и налогового законодательства;

  • Изучение практических методов внутреннего контроля и проведения аудита в организациях.

В ходе выполнения практических заданий в рамках бухгалтерского финансового учета решаются следующие основные задачи:

  • ознакомление с организацией, учреждением, предприятием, технологией;

  • изучение организации, учреждения, предприятия как основного звена экономики и многоцелевой системы отношений производства и обмена товаров, работ и услуг;

  • изучение производственной и организационной структуры управления организации, учреждения, предприятия;

  • изучение особенностей финансовых взаимоотношений между зависимыми обществами;

  • ознакомление с построением учетного аппарата;

  • углубленное изучение особенностей организации и порядка ведения бухгалтерского учета;

  • проведение оценки учетной регистрации и накопления информации финансового характера в учетных регистрах с целью последующего ее представления в бухгалтерских отчетах;

  • -оформление хозяйственных операций в соответствии с требованиями наличия и движения объектов бухгалтерского учета с помощью унифицированных форм первичной учетной документации;

  • регистрация хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке и группировка по соответствующим счетам бухгалтерского учета;

  • изучение методики ведения учета по основным средствам, нематериальным активам, финансовым вложениям организации, материальным запасам, затратам на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции, расчетам по оплате труда; продажи изделий и других видов активов, а также по учету денежных средств и расчетов, валютных операций и собственного капитала организации;

  • изучение форм контроля существующих в организации, с целью оценки системы внутреннего контроля и выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности;

  • ознакомление с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществляемых в организации и работой внутренних аудиторов (при их наличии), с результатами проверок налоговых инспекций и внебюджетных фондов;

  • изучение содержания, организации и методов аналитического обоснования управленческих решений в организации, а также необходимых для этой работы источников экономической информации;

  • -рассмотрение опыта оперативного контроля, проверки обоснованности и взаимоувязанности основных показателей деятельности организации;

  • изучение степени автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и порядок ее организации.

Предусматривается углубленное изучение нормативных документов РФ по бухгалтерскому учету активов, обязательств и капитала, находящихся в собственности экономического субъекта.

1.2 Процедура прохождения производственной преддипломной практики
Производственная преддипломная практика проводится в соответствии с учебным планом в течении двух месяцев, в свободное от учебного процесса время после сдачи последней экзаменационной сессии и каникул.

Студенты подбирают места и базы прохождения практики самостоятельно или проходят ее на предприятиях, с которыми заключены договоры, в соответствии с программой практики. Для студентов заочной формы обучения место практики определяется местом его трудовой деятельности. В процессе практики студенты находятся на рабочих местах и выполняют работу в соответствии с программой практики.

Руководство и контроль за производственной преддипломной практикой студентов со стороны Университета возлагается на преподавателя, назначаемого кафедрой «Бухгалтерского учета и аудита».

Руководитель практики от выпускающей кафедры совместно с куратором практики от организации (учреждения, предприятия) выполняют следующие функции:



  • уточняют календарно-тематический план (приложение 2) работы каждого студента в соответствии с программой, местом прохождения практики и график ее прохождения;

  • консультируют студентов по вопросам, возникающим в ходе практики и составлению отчета о проделанной работе;

  • контролируют выполнение календарно-тематических планов и проверяют качество работы студентов;

  • принимают отчеты по производственной практике, и оценивают выполненную работу.

Куратор практики от организации (учреждения, предприятия):

  • знакомит практиканта с деятельностью организации (учреждения, предприятия), его структурой, технологией и основными функциями производственных и управленческих подразделений, организацией бухгалтерского учета, применяемых форм и методов учета и действующей системой контроля.

  • проводит экскурсию по рабочим участкам, местам хранения материально-производственных ценностей с подробным объяснением деятельности каждого структурного подразделения.

В процессе прохождения практики студенты должны:

  • участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в структурных подразделениях (материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и нематериальных активов, учета затрат на производство, учета готовой продукции и ее продаж, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета капитала, резервов и финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности;

  • использовать материалы всех отделов и служб организации при изучении различных сторон деятельности организации;

  • подчиняться действующим правилам внутреннего распорядка той организации, где они проходят практику;

  • участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов;

  • вести ежедневно записи в дневнике о характере выполненной работы в течение дня и еженедельно подписывать у руководителя практики в организации;

  • предоставить руководителю практики от выпускающей кафедры письменный отчет в соответствии с полученным заданием по практике;

  • включить в отчет отдельным разделом краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность деятельности организации и дать рекомендации по совершенствованию работы на перспективу.

Студент, не выполнивший программу, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета - к защите не допускается и направляется на прохождение практики повторно, а в случае недобросовестного отношения к практике и нарушении дисциплины – исключение из числа студентов Университета.
1.3 Программа производственной преддипломной практики


№№

тем


Наименование тем

Кол-во дней

1

Ознакомление с деятельностью организации (предприятия, учреждения), организационной структурой.

1

2

Изучение учетной политики, особенностей порядка ведения бухгалтерского учета

2

3

Учет и контроль денежных средств и расчетов

2

4

Учет и аудит долгосрочных инвестиций и источников их финансирования

2

5

Учет и аудит нематериальных активов

2

6

Учет и аудит финансовых вложений

2

7

Учет и аудит материально - производственных запасов

3

8

Учет и контроль труда и его оплаты

3

9

Учет и аудит издержек хозяйственной деятельности


3

10

Учет и аудит готовой продукции, работ, услуг и их продажи

3

11

Учет и аудит финансовых результатов и использования прибыли

2

12

Учет и аудит капитала

3

13

Учет и аудит внешнеэкономической деятельности организации

2

14

Учет и аудит фондов, резервов, операций и ценностей, не принадлежащих организации

3

15

Управленческий учет, организация, анализ.

3

16

Бухгалтерская отчетность, ее анализ и аудит

4




Всего

40


1.4 Содержание тем производственной преддипломной практики
Тема 1. Ознакомление с деятельностью организации (предприятия, учреждения), организационной структурой.
Производственная преддипломная практика начинается с изучения отраслевой принадлежности, организации производственного процесса, производственной и организационной структуры управления. Для ознакомления с организацией (учреждением, предприятием) руководитель практики от экономического субъекта (или представитель отдела кадров) осуществляет экскурсию по рабочим участкам, местам хранения материально-производственных ценностей с подробным объяснением деятельности каждого структурного подразделения.

Изучив достаточно глубоко цель и задачи функционирования экономического субъекта, студент приступает к ознакомлению с организацией бухгалтерской службы и порядком ведения бухгалтерского учета, организацию учета и контроля. Для этого необходимо ознакомиться и проработать документы, которые необходимы для организации учета в фирме. Определить основные объекты управленческого учета. Изучить систему ведения управленческого учета в фирме, формы внутрихозяйственной отчетности, периодичность и сроки ее представления. Провести анализ соответствия организационной структуры и потоков информации в организации выполнению главных функций управленческого учета.


Тема 2. Изучение учетной политики, особенностей порядка ведения бухгалтерского учета.
Студенты знакомятся с учетной политикой, должностными инструкциями, основными положениями и показателями, характеризующими деятельность организации (учреждения, предприятия) в предыдущем и отчетном году.

Изучают схему документооборота, применение форм и методов учета, систему внутреннего контроля

Знакомятся с результатами проверок, проведенных, как самой организаций (учреждением, предприятием), так и другими контролирующими организациями.

При наличии отдела внутреннего аудита студент должен ознакомиться с целью создания и его основными функциями. Дать оценку организации внутреннего контроля, оперативного учета и подготовки внутренней отчетности для целей управления организацией.

Студенты изучают используемые компьютерные программы, алгоритмы обработки информации, выходные формы учетных регистров и приобретают практические навыки по их использованию.

Студенты должны оценить применяемые информационные технологии путем сравнения их с другими аналогичными, используя доступные информационные материалы, опубликованные в периодической печати, сети Интернет и т.п.



Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.
Тема 3. Учет и контроль денежных средств и расчетов.
Студенты изучают деятельность кассы и учет денежных средств и расчетов и выполнить следующие работы:

    1. Ознакомиться с документальным оформлением и ведением учета кассовых операций (в рублях и валюте), соответствия их утвержденному порядку ведения кассовых операций в РФ.

    2. Принять участие в инвентаризации кассы.

    3. Изучить порядок учета подотчетных сумм (первичные документы, учетные регистры и порядок записей в них, и законность оплаты по ним).

    4. Ознакомиться с учетом:

  • операций по расчетному и валютному счетам организации (учреждения, предприятия);

  • операций на прочих счетах в банке;

  • денежных документов;

  • денежных средств в пути.

    1. Ознакомиться с применяемыми формами расчетов с поставщиками и покупателями, порядком ведения учета при различных формах безналичных расчетов и мерами воздействия, применяемых к неаккуратным плательщикам.

    2. Изучить порядок учета и расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению.

    3. Ознакомиться с учетом расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и порядком списания просроченной дебиторской задолженности.

    4. Ознакомиться с учетом расчетов с персоналом по представленным займам и возмещению материального ущерба.

    5. Изучить порядок учета и расчетов с собственниками (акционерами, участниками, товарищами, пайщиками) организации.

    6. Изучить порядок оформления и ведения банковских кредитов, займов.

    7. Ознакомиться с организацией учета внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов.

    8. Аудит операций по сохранности денежных средств, документов и расчетов:

  • аудит кассовых операций;

  • особенности аудита операций с иностранной валютой;

  • аудит расчета операций по расчетному и валютному счетам;

  • аудит операций по прочим счетам в банках;

  • аудит сохранности денежных средств;

  • аудит денежных средств в пути;

3.13. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.
Тема 4. Учет и аудит долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
Студенты знакомятся с хозяйственными операциями организации, связанными с затратами на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов: осуществление нового капитального строительства хозяйственным способом (ввод в действие объекта), приобретение и монтаж оборудования, приобретение и модернизацию транспортных средств, приобретение и создание активов нематериального характера. Изучить работу по учету долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, по учету основных средств, их классификацию. Ознакомиться с оценкой основных средств, с организацией инвентарного учета основных средств, учета поступления и выбытия основных средств, учета амортизации, учета ремонта основных средств, модернизации, с системой контроля за эффективным использованием основных средств, с результатами инвентаризации основных средств и их отражением в учете. Ознакомиться с порядком учета: капитальных вложений и ввода в эксплуатацию объектов основных средств; капитального строительства подрядным и хозяйственным способом; законченных капитальных вложений и определения инвентарной стоимости законченных объектов, а также с документооборотом по движению основных средств.

Должны проанализировать использование основных средств, дать оценку состава, движения и технического состояния основных средств, источники и направления долгосрочных инвестиций.

Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.
Тема 5. Учет и аудит нематериальных активов.
Ознакомиться с объектами нематериальных активов, подлежащих и не подлежащих амортизации, изучить, как осуществляется классификация и оценка нематериальных активов в зависимости от варианта поступления в организацию, учет амортизации и особенности ее начисления, ознакомиться с учетом поступления и выбытия нематериальных активов и результатами инвентаризации. Ознакомиться с документооборотом по движению нематериальных активов. Определить финансовый результат от выбытия (продажи, списания, безвозмездной передачи и др.) отражением результатов в учете. При выявлении нарушений в учете нематериальных активов дать рекомендации по их устранению.

Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.



Тема 6. Учет и аудит финансовых вложений.
Изучить классификацию объектов финансовых вложений организации. Ознакомиться с видами финансовых вложений, изучить учет операций по движению собственных акций акционерного общества и учет дивидендов. Рассмотреть особенности аналитического учета ценных бумаг, переданных на хранение в депозитарии. Изучить учет финансовых вложений в займы. Ознакомиться с учетом вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций. Ознакомиться с учетом операций при осуществлении договора. Аудит краткосрочных финансовых вложений.

Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 7. Учет и аудит материально- производственных запасов.
Студенты должны изучить работу отдела материального учета и выполнить следующие работы:

  1. Изучить порядок условий поставок, учет выполнения договоров с поставщиками, действующий порядок оплаты счетов за поставленные материалы, контроль за состоянием складских запасов; изучить действующий порядок работы претензионной службы и юридического отдела, контроль за состоянием складских запасов.

  2. Ознакомиться с организацией складского учета поступления и отпуска материалов в производство, состояния контроля за сохранностью материальных ценностей и работой материально ответственного лица; наличия и исправности весового хозяйства и контрольно-измерительных приборов; изучить действующий порядок сверки складского учета с данными бухгалтерского учета материалов.

  3. Изучить порядок нормирования расхода материалов и выписки лимитных карт.

  4. Изучить порядок сверки поступающих счетов поставщиков, усвоить порядок контроля за оприходованием поступающих материалов. Ознакомиться с ведением журнала заготовления и приобретения материальных ценностей; ознакомиться с результатами инвентаризации, формированием фактической себестоимости материалов, при наличии сличительной ведомости выявить правильность отражения в учете излишков или недостач, правильность взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы.

  5. Изучить порядок расчета отклонений от плановой себестоимости израсходованных материалов или транспортно-заготовительных расходов, относящихся к стоимости отпущенных в производство материалов по оптовым ценам, а также изучить отражение в учете других вариантов оценки отпущенных в производство материальных ценностей.

  6. Ознакомиться с методами контроля за расходованием материальных ресурсов, вытекающие из особенностей технологии и организации производства.

  7. Изучить действующую практику состояния внутренней отчетности об использовании материальных ресурсов. Выявить роль управленческого и бухгалтерского учета в реализации мероприятий направленных на ресурсосбережение.

  8. Ознакомиться с учетом материалов при их передаче в счет вклада в установленный капитал, продаже, списании, безвозмездной передаче.

  9. Определить правильность раскрытия информации о материально-производственных запасах в отчетности.

  10. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 8. Учет и контроль труда и его оплаты.
Студенты должны изучить работу расчетного отдела бухгалтерии и выполнить следующие работы:

    1. Изучить структуру персонала.

    2. Ознакомиться с порядком документального оформления приема, перевода и увольнения рабочих и служащих в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации, а также с организацией табельного учета.

    3. Изучить первичную документацию по учету выработки.

    4. Ознакомиться с ведением лицевых счетов и составлением расчетных и расчетно-платежных ведомостей. Изучить порядок ведения аналитического и синтетического учета расчетов с работниками по оплате труда: правильность определения совокупность дохода за отчетный период; своевременность и полноту удержаний. Ознакомиться с учетом депонентских сумм. Осуществить расчет по оплате труда работников в организации.

    5. Произвести начисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Ознакомиться с пособиями, выплачиваемыми за счет средств Пенсионного фонда РФ, составить расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.

    6. Изучить образование и расходование фонда социального страхования РФ в организации. Ознакомиться с пособиями, выплачиваемыми за счет средств социального страхования.

    7. Ознакомиться и произвести расчет по обязательному медицинскому страхованию.

    8. Ознакомится с использованием вычислительной техники для осуществления расчетов по оплате труда.

    9. Провести выборочную проверку расчетов по оплате труда.

    10. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 9. Учет и аудит издержек хозяйственной деятельности.
В отделе учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции студенты должны выполнить следующие работы.

  1. Ознакомиться с номенклатурой производственных затрат.

  2. Изучить порядок составления ведомостей распределения расходов материалов, заработной платы, начисленной амортизации по счетам производственных затрат.

  3. Познакомиться с учетом и распределением расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

  4. Изучить применяемый метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, обусловленной особенностями технологического процесса.

  5. 9.5.При использовании нормативного учета познакомиться с организацией нормативного хозяйства, порядком составления нормативных калькуляций, с учетом отклонения от норм по материалам, заработной плате и другим статьям затрат.

  6. Изучить организацию сводного учета затрат на производство.

  7. Ознакомиться с организацией контроля за хозрасчетной деятельностью цехов, участков, бригад. Провести выборочную проверку правильности отражения затрат на производство.

  8. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 10. Учет и аудит готовой продукции, работ, услуг и их продажи.
При изучении выпуска и продажи готовой продукции необходимо изучить:

10.1. В коммерческом отделе:



  • Ознакомиться с организацией сбытовой деятельности, выяснить состав покупателей и основные условия поставки готовой продукции; законности совершения хозяйственных операций.

  • Ознакомиться с организацией оперативного учета и контроля выполнения договорных обязательств, рассмотрения претензий покупателей, выявления причин и виновников этих претензий.

10.2.На складе: изучить порядок документального оформления и учета поступления, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции.

10.3. В бухгалтерии:



  • изучить организацию учета выпуска готовой продукции, учета отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

  • ознакомиться с порядком оценки готовой продукции и методологией составления расчетов фактической себестоимости товаров отгруженных;

  • изучить учет коммерческих (внепроизводственных) расходов, ознакомиться со сметой и фактической величиной коммерческих (внепроизводственных) расходов, изучить действующую методику распределения коммерческих расходов между реализованной и остатками нереализованной продукции;

  • изучить структуру счета продаж;

  • ознакомиться с результатами инвентаризации готовой продукции и товаров;

  • ознакомиться с автоматизацией учета готовой продукции, ее отгрузки и продажи.

10.4. Выполнить проверку учета выпуска готовой продукции и ее продажи.

10.5. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 11. Учет и аудит финансовых результатов и использования прибыли.


  1. Усвоить порядок формирования финансовых результатов и организацию их учета. Изучить слагаемые балансовой прибыли.

  2. Ознакомиться с учетом финансовых результатов организации от прочих операций.

  3. Изучить формирование и учет резервов по сомнительным долгам.

  4. Изучить организацию учета распределения прибыли (дохода).

  5. Рассмотреть порядок использования прибыли, учет операций по формированию нераспределенной прибыли, источники покрытия убытков и порядок учета.

  6. Выполнить выборочную проверку правильности формирования и учета финансовых результатов и их использования.

  7. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 12. Учет и аудит капитала.


  1. Ознакомиться с формированием уставного капитала и учетом расчетов с учредителями по вкладам в уставной (складочный) капитал, исходя из уставных документов организации.

  2. Изучить операции, связанные с формированием и учетом добавочного и резервного капитала, а также других резервов, имеющихся в организации, и их использования.

  3. Изучить учет нераспределенной прибыли и непокрытых убытков.

  4. Выполнить проверку учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями.

  5. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 13. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности организации
При наличии внешнеэкономической деятельности в организации:

  1. Ознакомиться с валютным законодательством.

  2. Дать характеристику видов и форм внешнеэкономической деятельности организации.

  3. Изучить учет и проанализировать экспортные и импортные операции организации. Оценить исполнение обязательств по контрактам, видам поставок и формам расчетов.

  4. Изучить учет валютной выручки по экспортным операциям и учет операций по обязательной продаже валютной выручки и покупки валюты для импортных операций, отражение результатов в учете.

  5. Изучить порядок совершения импортных операций при предварительной оплате.

  6. Ознакомиться с внутренним аудитом операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.

  7. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 14. Учет и аудит фондов, резервов, операций и ценностей не принадлежащих организации.


  1. Изучить действующий порядок учета образования и использования фондов специального назначения, средств целевого финансирования.

  2. Усвоить порядок формирования и учета резервов в организации.

  3. Изучить учет арендованных основных средств по договору текущей аренды.

  4. Ознакомиться с учетом: товарно-материальных и других ценностей, принятых на ответственное хранение; материалов, принятых в переработку; товаров, принятых на комиссию.

  5. Усвоить учет бланков строгой отчетности.

  6. Сделать оценку внутреннего контроля по правильности формирования фондов и резервов.

  7. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 15. Управленческий учет, организация, анализ.


  1. Определить основные объекты, систему управленческого учета. Разработать формы, содержание внутрихозяйственной отчетности, периодичность и сроки ее представления.

  2. Определить объекты учета затрат (по элементам, статьям калькуляции, местам возникновения и центрам ответственности) на основе общегосударственных нормативных актов. Определить объекты калькуляции.

  3. Определение объектов систематического и проблемного управленческого учета. Группировка затрат по местам возникновения и центрам ответственности (субъектам). Определение отклонений от норм и нормативов, степени загрузки производственных мощностей, окупаемости изделий. Контроль затрат.

  4. Сводный учет затрат. Система «стандарт-кост» и нормативный учет. Учет затрат по сокращенной калькуляции «директ-костинг».

  5. Организация управленческого учета на базе компьютерных технологий.

  6. Анализ исполнения сметы по центрам затрат и центрам ответственности: сопоставление фактических и нормативных затрат, выявление отклонений от норм. Учет отклонений от текущих норм, смет по прямым статьям затрат.

  7. Анализ изменений норм и отклонений от норм по центрам затрат и центрам ответственности. Выявление причин отклонений. Калькуляция фактической себестоимости изделия. Организация системы проверки качества норм, соблюдения норм.

  8. Составить аудиторский отчет по результатам изучения объекта.


Тема 16. Бухгалтерская отчетность.


  1. Ознакомиться с порядком и техникой составления бухгалтерского баланса.

  2. Изучить взаимосвязь показателей баланса с другими формами отчета. Усвоить порядок реформации баланса.

  3. Ознакомиться с порядком и техникой составления форм периодической и годовой отчетности.

  4. Усвоить порядок представления и утверждения отчета.

  5. Изучить применение вычислительной техники для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

  6. Принять участие в составлении бухгалтерской отчетности.

  7. Усвоить порядок представления и утверждения бухгалтерской отчетности.

  8. Составить аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности.


1.5 Методические указания по составлению и оформлению отчета
В отчете необходимо привести:

По теме № 1:

По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации студент готовит ее краткую технико-экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:



    1. Историческая справка о развитии организации.

    2. Характеристика профильной продукции и оказываемых услуг.

    3. Организационно-производственная схема организации.

    4. Технологическая схема изготовления профильной продукции и оказываемых организацией сервисных услуг, ассортимент выпускаемой продукции, степень ее обновления.

    5. характеристика применяемой формы бухгалтерского учета и степень его автоматизации.

    6. основные показатели организационно – технического уровня производства, хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, наличие прямых договоров.


По теме № 2:

После изучения структуры бухгалтерии и функций каждого ее подразделения студенты дают описание организации бухгалтерского учета, применение форм и методов учета, системы внутреннего контроля, содержание и методы аналитической работы, кто и в какой форме осуществляет управленческий учет в организации и приложить к отчету:



  1. Структуру учетного аппарата;

  2. График документооборота.

  3. Перечень форм первичной бухгалтерской документации, применяемые в организации.

  4. Перечень объектов бухгалтерского учета, методы их оценки и учета.

  5. Учетную политику, составленную организацией.

  6. Отчет по результатам аудита объекта.


По теме № 3:

После изучения учета денежных средств, расчетных операций и проведения аудита этих операций студенты в отчете должны отразить порядок расчета и утверждения лимита денежных средств, порядок организации учета этих операций и порядок проведения аудита.

К отчету следует приложить следующие заполненные формы и составленные расчеты:


  1. приходный и расходный кассовые ордера, копию выписки из кассовой книги за день, копию учетного регистра.

  2. Акт инвентаризации денежных средств и документов в кассе.

  3. Платежное поручение, платежное требование, аккредитив.

  4. Копию выписку из расчетного счета, копию учетного регистра.

  5. Авансовый отчет подотчетного лица, копию учетного регистра.

  6. Расчет процентов по полученным кредитам или займам.

  7. Отчет по результатам аудиторской проверки учета денежных средств, расчетных операций.


По теме № 4:

По результатам изучения учета долгосрочных инвестиций и источников их финансирования студенты должны сделать вывод о соответствии осуществляемого учета в организации нормативно-законодательным актам по учету основных средств.

К отчету следует приложить следующие заполненные формы и составленные расчеты:


  1. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ( № ОС-1).

  2. Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (№ ОС-2).

  3. Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (№ ОС-4).

  4. Инвентарная карточка учета объекта основных средств (№ ОС-6).

  5. Расчет амортизации.

  6. Отчет по результатам аудиторской проверки учета долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.


По теме № 5:

В отчете следует отразить результаты выполненной работы: классификацию нематериальных активов, оценку нематериальных активов, особенности начисления амортизации, результаты от выбытия нематериальных активов, рекомендации по устранению нарушений в учете (при наличии). Рассмотреть налогообложение операций движения нематериальных активов. Ознакомиться с документооборотом приобретенных объектов основных средств и нематериальных активов. Определить источники финансирования долгосрочных инвестиций и налогообложение хозяйственных операций.


К отчету необходимо приложить:

  1. Карточку учета нематериальных активов (№ НМА -1).

  2. Документы по движению нематериальных активов.

  3. Копию инвентаризационной ведомости.

  4. Отчет по результатам аудиторской проверки объекта.


По теме № 6:

После изучения учета финансовых вложений и проведения аудита этих операций студенты в отчете должны отразить порядок организации учета финансовых вложений, особенности отражения в учете краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, структуру финансовых вложений. Раскрыть порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с обращением ценных бумаг: покупка, продажа, залог и др. и порядок создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

К отчету следует приложить следующие заполненные формы и составленные расчеты (при наличии):


  1. Копию договора.

  2. Копию выписки из реестра акционеров.

  3. Копию акта – приема передачи ценной бумаги.

  4. Расчет дивидендов.

  5. Копию выписки из книги учета ценных бумаг.

  6. Аудиторский отчет по результатам проверки объекта.


По теме № 7:

Изучив работу отдела материального учета, студенты должны отразить в отчете порядок условий поставок, учет выполнения договоров с поставщиками, действующий оплаты счетов за поставленные материалы, контроль за состоянием складских запасов; работы претензионной службы и юридического отдела. Схематично представить классификацию материально-производственных запасов. Порядок поступления и отпуска материалов в производство; состояние контроля за сохранностью материальных ценностей и за работой материально ответственного лица; наличия и исправности весового хозяйства и контрольно-измерительных приборов; порядок сверки складского учета с данными бухгалтерского учета материалов; порядок нормирования расхода материалов и выписки лимитных карт; порядок сверки поступающих счетов поставщиков; усвоить порядок контроля за оприходованием поступающих материалов. Отразить результаты инвентаризации, формирование фактической себестоимости материалов, порядок расчета отклонений от плановой себестоимости израсходованных материалов или транспортно-заготовительных расходов, относящихся к стоимости отпущенных в производство материалов по оптовым ценам, а также отражение в учете других вариантов оценки отпущенных в производство материальных ценностей.

Приложить к отчету заполненные формы:


  1. Приходный ордер (№ М-4).

  2. Лимитно-заборная карта (№ М-8).

  3. Требование-накладная (№ М-11).

  4. Накладная на отпуск материалов на сторону (№ М-15).

  5. Карточка учета материалов (№М-17).

  6. Выписку из журнала заготовления и приобретения материальных ценностей.

  7. Методику проверки правильности учета материально-производственных запасов.

  8. Отчет аудитора по результатам проверки материально-производственных запасов.


По теме № 8:

Изучив работу расчетного отдела бухгалтерии и выполнив работы, определенные в теме 8 р.3 студенты отражают в отчете: порядок документального оформления приема, перевода и увольнения рабочих и служащих, порядок ведения аналитического и синтетического учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда: правильность определения совокупность дохода за отчетный период; своевременность и полноту удержаний. Отражают порядок учета депонентских сумм. Раскрывают в отчете структуру персонала, результаты выборочной проверки расчетов по оплате труда.

Приложить к отчету заполненные формы:


  1. Копию приказа о приеме работника на работу (№ Т-1).

  2. Личную карточку работника (№ Т-2).

  3. Копию приказа о предоставлении отпуска работнику.

  4. Копию приказа о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками.

  5. Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении.

  6. Расчетно-платежную ведомость или платежную ведомость.

  7. Лицевой счет.

  8. Записку - расчет о предоставлении отпуска работнику.

  9. Отчет аудитора по результатам проверки объекта.


По теме № 9:

В отчете необходимо отразить: номенклатуру производственных затрат; порядок составления ведомостей распределения расходов материалов, заработной платы, начисленной амортизации по счетам производственных затрат; применяемый метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, обусловленной особенностями технологического процесса; раскрыть организацию нормативного хозяйства, порядок составления нормативных калькуляций, с учетом отклонения от норм по материалам, заработной плате и другим статьям затрат; организацию сводного учета затрат на производство.

Включить в отчет результаты выборочной проверки правильности отражения затрат на производство продукции.
По теме № 10:

Включить в отчет информацию об организации сбытовой деятельности, оперативного учета и контроля выполнения договорных обязательств, а также основной состав покупателей и основные условия поставки готовой продукции; порядок документального оформления и учета поступления, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции, порядок оценки готовой продукции и методологией составления расчетов фактической себестоимости товаров отгруженных; организацию учета коммерческих (внепроизводственных) расходов, действующую методику распределения коммерческих расходов между реализованной и остатками нереализованной продукции. Сформировать отчет аудитора по результатам проверки аудита движения готовой продукции.

К отчету приложить:


  • смету и фактическое исполнение сметы коммерческих (внепроизводственных) расходов;

  • структуру счета продаж;

  • копии инвентаризационной ведомости готовой продукции и товаров;

  • результаты проверки учета выпуска готовой продукции и ее продажи.


По теме № 11:

Включить в отчет информацию о слагаемых балансовой прибыли

К отчету приложить:


  1. Копии протоколов по распределению прибыли;

  2. Смету использования прибыли.

  3. Структуру финансового результата (по основной деятельности (от реализации готовой продукции, работ, услуг) и по прочей деятельности (от реализации, списания и безвозмездной передачи имущества, результатов, выявленных при инвентаризации имущества).


По теме № 12:

В отчете отразить информацию о формировании уставного капитала, добавочного и резервного капитала, а также других резервов, имеющихся в организации, и их использовании.


По теме № 13:

В отчете необходимо отразить характеристику видов и форм внешнеэкономической деятельности организации, организацию учета, оценить исполнение обязательств по контрактам, видам поставок и формам расчетов. Раскрыть порядок совершения импортных операций при предварительной оплате.

К отчету приложить:


  1. Заявление на покупку и продажу валюты.

  2. Копию паспорта сделки.

  3. Копию грузовой таможенной декларации.

  4. Расчет покупной стоимости импортных товаров.

  5. Бухгалтерскую справку-расчет курсовой разницы.

  6. Дать оценку внутреннему аудиту операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.


По теме № 14:

К отчету приложить расчеты начисления резервов и применяемые заполненные формы бланков строгой отчетности.


По теме № 15:

Изучив систему управленческого учета в отчете необходимо отразить:



  1. Объекты управленческого учета, формы, содержание внутрихозяйственной отчетности, периодичность и сроки ее представления, объекты учета затрат (по элементам, статьям калькуляции, местам возникновения и центрам ответственности), объекты калькуляции (деталь, узел, изделие, заказ). Показать в отчете калькуляционную единицу для каждого объекта калькулирования.

  2. Классификацию затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции, представить в виде схемы или таблицы по экономическому содержанию (основные и накладные), по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные), по отношению к объему производства (переменные, постоянные), по эффективности (производительные и непроизводительные), по периодичности возникновения (текущие и единовременные).

  3. На базе каких компьютерных технологий осуществляется организация управленческого учета (Вест1, Галактика, Инфо-бухгалтер, 1-С: Предприятие и др.)

  4. Результаты анализа исполнения сметы по центрам затрат и центрам ответственности: сопоставление фактических и нормативных затрат, выявление отклонений от норм и изменений норм и отклонений от норм по центрам затрат и центрам ответственности. Дать оценку организации системы проверки качества норм, соблюдения норм.


По теме № 16:

К отчету приложить составленные формы бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение.


1.6 Требования по выполнению и оформлению отчета
Собранный практический материал по ведению бухгалтерского учета и проведению аудита организаций, студент оформляет в виде отчета по преддипломной практике.

Отчет по преддипломной практике позволяет увидеть объем и глубину знаний студента, как по подбору практического и теоретического материала, так и по его систематизации. Отчет по практике должен быть аккуратно оформлен. Содержание отчета представляет собой составленный в определенном порядке перечень изученных тем, предусмотренных программой практики, которые должны быть раскрыты в отчете, а также заключение, список литературы и приложения. Все листы отчета и приложения следует аккуратно подшить и сброшюровать в скоросшиватель или переплести. Приложения имеют самостоятельные номера и входят в сквозную нумерацию отчета. Первой страницей является титульный лист; второй – характеристика о работе студента в период практики с оценкой уровня его теоретической и практической подготовки, подписанная руководителем организации, заверенная печатью (приложение 4); третьей - календарно-тематический план (приложение 2); четвертой - содержание отчета; далее - начинается содержательная часть отчета. На первой – третьей страницах номер не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу. Титульный лист (приложение 1), календарно-тематический план (приложение2) должны оформляться по единой форме, разработанной и утвержденной кафедрой.

В заключении должны быть отражены ключевые моменты прохождения практики, особенности организации ведения бухгалтерского учета и результаты аудита или внутреннего контроля, сформулированы выводы и рекомендации по улучшению финансовой ситуации. Список литературы должен включать не менее 50 пунктов и соответствовать требованиям оформления данного пособия (см.§ 3.5.). В состав отчета как приложение входят дневник прохождения. Форма дневника представлена в приложении 3 пособия.

Текст должен быть написан на одной стороне стандартного листа.(ф.А-4) и выполнен на компьютере с использованием текстового редактора Word 2000, 2003 размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5. Размер полей страниц следующий:

слева - 2,5 см;

сверху - 2 см;

снизу и справа - 1,5 см.

Схемы и таблицы в отчете необходимо пронумеровать отдельно. Главными критериями текстовой части отчета являются – точность, ясность и краткость. В отчет следует включать только характеристику вопросов, имеющих отраслевые особенности организации. Все прилагаемые бланки документов должны быть заполнены по данным базовой организации. Информация в документах представлена последовательно и взаимосвязано.


1.7 Критерии оценки защиты отчета по производственной преддипломной практике
Результаты защиты отчета по производственной преддипломной практики определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Оценка отчета дается научным руководителем.

При оценки отчета по производственной преддипломной практики принимается во внимание содержание отчета, обоснованность выводов и предложений, правильность и компетентность ответов студента на заданные вопросы, уровень профессиональной подготовки студента, характеристика руководителя организации и оформление отчета.

"Отлично" выставляется за отчет, который отвечает следующим требованиям:



  • При его защите студент показал глубокие знания вопросов темы, свободно оперировал данными исследования и внес обоснованные предложения;

  • Студент правильно и грамотно ответил на все поставленные вопросы;

  • Практикант получил положительную характеристику от руководителя преддипломной практики.

"Хорошо" выставляется за работу, которая отвечает следующим требованиям:

При ее защите студент показал знания вопросов темы, оперировал данными исследования, внес обоснованные предложения;

В отчете были допущены ошибки, которые носят значимый, но несущественный характер;

Практикант получил положительные отзывы руководителя преддипломной практики.

"Удовлетворительно" выставляется за отчет , который:


  • Имеет поверхностный анализ собранного материала, недостаточный анализ состояния и ведения финансового учета, методики проведения аудита, нечеткая последовательность изложения материала;

  • Студент не дал полных и аргументированных ответов на заданные вопросы;

  • В отзывах руководителя практики имеются существенные замечания по прохождении практики.

"Неудовлетворительно" выставляется за отчет, который:

  • не имеет практического и детализированного (подробного) разбора состояния бухгалтерского учета организации и не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры;

  • студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы и допускает в ответах существенные ошибки;

  • В полученной характеристике от руководителя практики имеются существенные критические замечания.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие по подготовке к государственной аттестации для студентов специальности 080109. 65 всех форм обучения
1295.84kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999
526.62kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ. Для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
645.89kb.
3 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие для заочной формы обучения по специальности
846.77kb.
26 стр.
Методические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения
572.75kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 080801 Прикладная информатика в экономике Разработчик
973.13kb.
13 стр.
Методическое пособие для индивидуальной работы студентов всех форм обучения в 2-х частях ч асть 1
1225.68kb.
5 стр.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология"
1007.82kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. 2-е изд., испр и доп. Владивосток : Изд-во тгэу, 2008. 102 с
1300.34kb.
12 стр.