Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ


Программа

вступительного испытания по дисциплине
Теория физической культуры


  1. для поступающих на направления подготовки бакалавриата

  2. очной и заочной форм обучения

Составитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Перевозчикова Е.В.

Шуя 2013



Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе образовательного минимума для начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школы по дисциплине “Физическая культура” и учебных программ по этому предмету.

В предлагаемой программе, разработанной преподавателями факультета физической культуры ШГПУ, раскрываются содержание вступительного экзамена по физической культуре (теория), форма его проведения (собеседование), а также приведены список основной и дополнительной литературы для подготовки к экзамену и критерии определения итоговой оценки вступительного экзамена.

Содержание программы включает в себя четыре раздела: социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические основы физической культуры и базовые виды физкультурно-спортивной деятельности. Первый раздел (“Социокультурные основы физической культуры”) отражает историю развития физической культуры, олимпийского, массового физкультурно-оздоровительного движения. Значительная часть содержания раздела отводится ключевым понятиям в области физической культуры, наиболее общим представлениям о ее значении и функционировании в обществе.

“Медико-биологические основы физической культуры” содержат необходимую информацию о строении тела человека, его ведущих функциональных системах, влиянии средств физической культуры на жизнедеятельность и состояние человека, естественнонаучных аспектах двигательной деятельности, формировании здорового образа жизни, а также профилактике травматизма на занятиях физической культурой.

В разделе “Психолого-педагогические основы физической культуры” речь идет о методике занятии средствами физической культуры с целью оздоровления организма, его коррекции, профилактики заболеваний, развития физических качеств, овладения двигательными действиями, основами самостоятельной физкультурной и соревновательной деятельности, а также начальной военно-физической подготовки. Сюда же входят психологические вопросы, касающиеся обучения упражнениям, развития физических качеств, изменения психических состояний, процессов и свойств личности в ходе физкультурной деятельности.

В разделе “Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности” включены сведения о спортивных дисциплинах, традиционно включаемых в содержание занятии физической культурой в средних школах (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, плавание).

Вступительный экзамен «Теория физической культуры» проводится в форме собеседования.

Экзамен оценивается по 100 балльной системе.

Критерии оценки результатов собеседования

Оценки

Характеристика ответа

86-100

Абитуриент свободно ведет диалог на заданную тему, обнаруживая свою заинтересованность, эрудированность в обсуждаемом вопросе; свободно владеет понятийным аппаратом, умеет грамотно высказывать свои мысли, логически их выстраивать.

72-85

Абитуриент поддерживает диалог на заданную тему, проявляет достаточное знание обсуждаемой проблемы, грамотно высказывает свои мысли, суждения, в общем, доказательны.

56-71

Абитуриент поддерживает диалог на удовлетворительном уровне, частично отвечает на вопросы комиссии, но затрудняется озвучить собственное видение обсуждаемой проблемы, затрудняется грамотно излагать свои мысли.

0-55

Абитуриент не сумел включиться в диалог.


Содержание программы

Социокультурные основы физической культуры
Физическая культура общества. Понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности. Всесторонность и гармоничность развития личности. Физическое развитие, физическая подготовка, физическое совершенство. Средства физической культуры. Физическая подготовленность к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Укрепление здоровья и содействие творческому долголетию человека.

Зарождение физической культуры. История возникновения первых Олимпийских игр древности. Олимпийские игры современности. История развития физической культуры в России. История развитии отдельных видов спорта ( гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, футбола, волейбола, ручного мяча.. плавания).

Современное олимпийское движение. Зимние и летние Олимпийские игры, сроки их проведения, социальное значение, органы управления, олимпийская хартия и символика.

Массовое физкультурно-оздоровительное движение, его цепь и формы организации.

Отечественные и зарубежные физкультурно-оздоровительные системы (полиатлон, аэробика, шейпинг, армрестлинг, атлетизм, у-шу и другие), их цели, задачи, содержание и формы организации занятии.
Психолого-педагогические основы физической культуры
Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Выполнение жизненно важных умений, навыков (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами, с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Педагогические, психологические основы овладения двигательными действиями и развития физических качеств.

Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой. Психофункциональные особенности собственного организма. Индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности. Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием, общие принципы создания простейших спортсооружений и площадок

Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятии физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-коррегирующей направленности. Основные формы и виды физических упразднений.

Способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных индивидуальных занятий.

Основы начальной военной физической подготовки; совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижения на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие физических качеств в процессе индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях.
Медико-биологические основы физической культуры
Строение тела человека. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Напряжение и расслабление мышц при выполнении двигательных действий. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы; роль органов зрения и спула при движениях и передвижениях человека.

Положения человеческого тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические).

Биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

Физиологические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды.

Здоровье человека: общественное, индивидуальное. Виды здоровья - физическое и психическое. Здоровый образ жизни. Основные показатели индивидуального здоровья. Режим дня человека и его значение для здоровья. Особенности режима труда и отдыха в детском и юношеском возрасте. Основы организации двигательного режима в течение дня, недели, месяца. Характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, состояния его здоровья.

Биологические ритмы и работоспособность человека. Значение двигательной активности в жизни человека Рациональное питание и здоровье. Особенности питания при различных физических и умственных нагрузках, школьная патология, причины ее возникновения.

Вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания), причины возникновения и пагубное влияние на организм человека. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактических (гигиенические требования, закаливание) и восстановительных мероприятий (гидропроцедуры, массаж) и индивидуальных форм занятий физическими упражнениями.

Виды травм. Правила оказания первой помощи при ранениях, ушибах, растяжениях, переломах, отравлениях, тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией. Правила наложения повязок. Применение подручных средств для транспортировки пострадавших. Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на месте происшествия.
Базовые виды физкультурном спортивной деятельности (гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание)
Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием, общие принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок для занятий различными видами спорта.

Гимнастика

Название гимнастических снарядов и элементов спортивной гимнастики, правила безопасности во время занятий гимнастикой. Признаки правильной осанки. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силы, гибкости, ловкости.

Разминка перед занятиями гимнастическими упражнениями. Страховка и помощь во время занятий гимнастикой Основы техники выполнения гимнастических упражнений, освоенных по школьной программе. Влияние занятий гимнастикой на телосложение человека, воспитание волевых качеств, психических особенностей личности. Особенности методики занятии гимнастикой с младшими школьниками.
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол).

Терминология спортивных игр; техника ловли, передач, ведения, ударов или бросков; тактика нападения (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите, соблюдение основных правил игры):

Влияние спортивных игр на развитие физических качеств, психических процессов, нравственных и волевых качеств.

Легкая атлетика

Название легкоатлетических упражнений, освоенных по школьной программе, метательных снарядов, легкоатлетического инвентаря и оборудования. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные функциональные системы; организма. Основы техники легкоатлетических упражнений, разучиваемых в школе. Основные правила соревнований в беге, прыжках, метаниях. Разминка перед занятием легкой атлетикой. Темп, скорость и объем легкоатлетических упражнений для развития выносливости; быстроты, силы, ловкости и гибкости. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды.



Лыжный спорт

Название инвентаря и одежды лыжника-гонщика. Правила подбора лыж, палок, ботинок и простейшего ухода за инвентарем. Правила безопасности во время занятии лыжным спортом и гигиенические требования.

Влияние занятий лыжным спортом на укрепление здоровья и основные функциональные системы организма. Название основных способов передвижения на лыжах и основы техники передвижения на лыжах. Правила соревнований по лыжным гонкам, разминка перед замятиями лыжным спортом; правила использования лыжных мазей в различных условиях скольжения. Темп, скорость и объем упражнений на лыжах, направленных на развитие физических качеств - выносливости, быстроты, силы, ловкости.

Основные механизмы энергообеспечения лыжника-гонщика Виды соревнований по лыжному спорту и наивысшие спортивные достижения российских лыжников.


Плавание

Название упражнений в плавании, способов плавания и предметов для обучения плаванию. Влияние занятий плаванием не состояние здоровья, укрепление основных функциональных систем организма. Гигиена и техника безопасности на занятиях по плаванию.

Основы техники плавания. Влияние занятий плаванием на развитие физических качеств, формирование нравственных качеств личности, развитие психики человека. Правила соревнований по плаванию. Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Основная литература:

  1. Основы теории физической культуры 10 – 11 классы: Учебное пособие [Ф.И.Собянин и др.] / Под общ. ред. Ф.И.Собянина, А.И.Замогильнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. –151 с.

  2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь:Изд-во СГУ. - 2001. - 224 с.

  3. Физическая культура. 4 класс, 5,6,7 класс: Экспериментальное учебное пособие по физической культуре. для общеобразовательных школ /Под ред. В.С.Каюрова., З.И.Кузнецовой. - М.: ФиС, 1981,1983.

  4. Физическая культура: Учебник для учащихся. 5-7 классов общеобразовательных учреждений /Под ред Г.Б. Мейксона и др. - М.: Просвещение, 1996.-143 с.

  5. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона, В.И-Ляха. - М.: Просвещение. 1997. -112с.

  6. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /Под ред. В.И. Ляха и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. -155 с.

  7. Физическая культура: Практическое пособие /В.И.Загоринский, И.П.Залетаев. Б.Ю.Пузырь и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1989.

  8. Физическая культура в школе /научно-методический журнал/ - начиная с 1999 г. по последние издания.

  9. Чесноков, Н. Н. Олимпиада по предмету "Физическая культура" : методическое пособие / Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников. - Москва : Физическая культура, 2005. - 112 с.

  10. Правила соревнований по видам спорта /последние издания/.


Дополнительная литература:

1. Андреев С.Н. Футбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.

2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск, 1981.

3. Боброва Г.Л. Художественная гимнастика в школе. - М.,1978.

4. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя. М.. 1988.

5. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.. 1979.

6. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. - М., 1979.

7. Лотман В. Бег. Прыжки. Метания. - М..1974.

8. Макаренко Л.П. Плавание. Азбука спорта. – М., 1979.

9. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. - М., 1976.

10. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.,1986.

11. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ. ред. Ю.Ф.Буйлина и Ю.Ф.Курамшина. - М., 1981.



12. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Книга для учителя /Под ред. А.М.Шлемина. - М., 1988.

13. Яхонтов Е.Р. Баскетбол (Азбука игры). – М., 1981


Смотрите также:
Программа вступительного испытания по дисциплине
429.6kb.
2 стр.
Программа и критерии оценки вступительного испытания по дисциплине
58.67kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплине
163.64kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплине «менеджмент»
246.14kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине:
507.89kb.
3 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине
115.84kb.
1 стр.
Программа дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности по дисциплине «физическая культура»
116.55kb.
1 стр.
Программа дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности по дисциплине «физическая культура»
115.63kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания Красноярск 2012
148.76kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине «cоциология» по направлению 040100. 68 Cоциология
152.07kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания творческой направленности по специальности 074301 «Продюсерство»
71.45kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки направления
40.61kb.
1 стр.