Главная
страница 1


Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2007 году подготовлен отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан при Президенте Республики Татарстан

Анализируя состояние коррупции в Республике Татарстан за 2007 год, необходимо отметить, что универсальных методик оценки коррупционной пораженности общества и эффективности мер антикоррупционной политики пока не существует. В основу были положены: изучение экономической и криминальной статистики, результатов социологических опросов, а также анализ законодательства и материалов средств массовой информации. При подготовке отчета использованы: отчеты субъектов антикоррупционной политики Республики Татарстан, материалы Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан, информация правоохранительных органов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента Российской Федерации в Республике Татарстан; сравнительный анализ за 2005-2007 годы «Состояние коррупции в Республике Татарстан и изменения, прошедшие за год в антикоррупционной деятельности», проведенный Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан; результаты исследования причин и распространенности коррупции в Республике Татарстан, проведенного Агентством по развитию предпринимательства Республики Татарстан путем анонимного анкетирования 603 субъектов малого и среднего предпринимательства в 35 муниципальных образованиях Республики Татарстан; материалы открытых информационных ресурсов органов государственной власти и муниципальных образований республики; результаты мониторинга коррупционных индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.



Состояние коррупции
В 2007 году правоохранительными органами Республики Татарстан было выявлено 572 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В структуре выявленных преступлений преобладают факты взяточничества - 355 случаев или 62% от числа выявленных. 217 из них связаны с вымогательством или получением взяток.

Кроме того, правоохранительными органами выявлено свыше 300 преступлений, впрямую не посягающих на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, однако совершенных с использованием служебных полномочий и носящих коррупционный характер. К уголовной ответственности за совершение данных преступлений привлечено свыше 90 лиц.

Уровень выявленной преступности против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в республике практически соответствует аналогичным показателям в субъектах Приволжского федерального округа примерно сопоставимых с Татарстаном по количеству населения – Самарской (495 преступлений), Нижегородской (580 преступлений) и Оренбургской (580 преступлений). В данной части уголовная статистика совпала с мнением населения об уровне коррупции в Республике Татарстан по сравнению с другими субъектами Российской Федерации: по данным социологического опроса большинство респондентов (58,5%) считают, что коррупции в Татарстане примерно столько же, сколько и в других регионах России.

Наибольшее количество должностных преступлений в республике выявлено в сферах: образования (29,5% или 169 преступлений), здравоохранения (8,9% или 51 преступление) и агропромышленном комплексе (11% или 63 преступления). 20 преступлений выявлено в сфере строительства и ЖКХ, 19 преступлений связано с распоряжением недвижимым имуществом.

Уголовные дела по 444 преступлениям, расследованным в 2007 году, направлены в суд.

По данным Управления судебного департамента в Республике Татарстан районными, городскими и Верховным судом республики за совершение преступлений по статьям 285-293 УК РФ (против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) осуждено 212 человек, в том числе 34 – за получение взятки, 110 – за попытку дачи и дачу взятки и 17 – за злоупотребление должностными полномочиями. Необходимо отметить изменения в позиции судов при назначении наказаний по уголовным делам данной категории, а также более принципиальный подход органов прокуратуры при использовании возможностей, представленных им законом, по изменению приговоров не соразмерных совершенному преступлению. В 2007 году к лишению свободы приговорено 38 человек, что составило 18% от числа осужденных (в 2006 году таких было 11,6%). Активнее судами стало использоваться и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности – эта мера была применена к 45 осужденным за совершение должностных преступлений. Тем не менее, подавляющему числу осужденных, почти 87 процентов, по прежнему назначались наказания не связанные с лишением свободы (условное осуждение к лишению свободы – 125 человек, штраф – 59 человек), что требует дополнительного анализа Верховным Судом Республики Татарстан рассмотренных уголовных дел, связанных с коррупцией, с целью формирования единого подхода к делам данной категории.


По результатам социологического опроса необходимо отметить, что менее трети опрошенных (29,9%) признались в том, что им лично приходилось давать взятки, что позволяет сделать вывод о некотором сужении коррупционного рынка – в 2005 году о даче ими взяток заявляли 37,1% респондентов.

Среди причин, которые подталкивают к даче взяток, опрашиваемые жители республики чаще других причин называли отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем (34,9%). 28,2% опрашиваемых прибегали к взятке из-за желания добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица, 18% давали взятку ввиду общей практики (потому что так принято). Лишь 15,9% опрошенных в качестве причин дачи взятки указали вымогательство чиновников.

В тоже время при целевом анкетировании субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Агентством по развитию предпринимательства Республики Татарстан, основной причиной дачи незаконного денежного вознаграждения (71,3% опрошенных) указывалось затягивание сроков принятия решения со стороны чиновников.

Главным выводом анализа общественного мнения различных групп населения является то, что основной причиной коррупции, создающей предпосылки к даче взяток, служит затянутость и неограниченное правовыми нормами усмотрение чиновников при оказании государственных и муниципальных услуг, в связи с чем, был сделан акцент на их регулировании.

Из числа должностных лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в республике было привлечено 88 человек.

Анализ должностного положения лиц, совершивших коррупционные преступления, свидетельствует, что удельный вес сотрудников республиканских органов власти среди привлеченных за прошедший год к уголовной ответственности не превышает 11% от общего числа (10 человек).

Доля служащих территориальных органов федеральных органов государственной власти (20 человек) и правоохранительных органов (20 человек) составляет по 23 процента от числа привлеченных к уголовной ответственности лиц. 9% - являются представителями профессорско-преподавательского состава (8 человек).

Свыше трети лиц привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 34% или 30 человек, являлись служащими муниципальных органов и депутатами выборных органов местного самоуправления. К ответственности привлечены 9 глав сельских поселений в Альметьевском, Зеленодольском, Лаишевском, Менделеевском, Муслюмовском, Нурлатском, Сармановском и Тюлячинском муниципальных районах. За получение взяток при решении вопросов, связанных с выделением земельных участков и выдачей соответствующих справок привлечены к уголовной ответственности три главы сельских поселений муниципальных образований республики (Большеключинское СП Зеленодольского района, СП с.Михайловка Муслюмовского района, Кузайкинское СП Альметьевского района), глава Управы поселка «Салмачи» Приволжского района г.Казани, глава исполкома Кирбинского СП Лаишевского района.

15 депутатов и членов выборных органов местного самоуправления привлечены к уголовной ответственности за совершение экономических преступлений, имеющих коррупционные признаки, и 4 уголовных дела не закончены расследованием – по сравнению с 2005-2006 годами количество выявленных преступлений увеличилось почти в 3 раза. 10 преступлений квалифицировались как мошенничество, 6 - связаны с укрытием налогов. Помимо перечисленного виновными совершались неправомерные действия при банкротстве, занятие незаконной предпринимательской деятельностью, лжепредпринимательство и присвоение чужого имущества.

Такому росту коррупционных преступлений на муниципальном уровне во многом способствует растущая самостоятельность муниципальных образований в области правотворчества и правопримения, не обеспеченная пока соответствующей компетенцией и уровнем ответственности должностных лиц. Только в части наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления за период с 1 января по 31 декабря 2007 года Законом Республики Татарстан от 30 ноября 2006 года № 71-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2007 год» было введено в действие 12 законодательных актов.

В ходе прокурорских проверок в 2007 году были выявлены и другие нарушения, создающие условия для возникновения коррупции. Ряд служащих муниципальных образований г. Казани, Азнакаевского, Актанышского, Нижнекамского и Рыбно-Слободского районов привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление, либо не своевременное предоставление сведений о своих доходах и имуществе. В Муслюмовском муниципальном районе за использование заведомо подложного документа (ч.3 статьи 327 УК РФ) осуждены служащие, устроившиеся на работу в исполнительный комитет по поддельным дипломам о высшем образовании. В г.Казани, Агрызском, Альметьевском и Елабужском муниципальных районах отдельные депутаты, а также работники выборных и исполнительных органов местного самоуправления совмещали муниципальную службу с занятием предпринимательской деятельностью. Главы Сосновского и Пермяковского сельских поселений Высокогорского муниципального района являлись управляющими отделений ОАО «Племзавод Бирюлинский», Главы поселков Васильево и Октябрьский возглавляли хозяйствующие субъекты. Данные нарушения были устранены после вмешательства прокуроров, а вот заместитель главы муниципального образования Рыбная Слобода района РТ Марасова Н.А. за участие в незаконной предпринимательской деятельности была привлечена к уголовной ответственности. Чиновник злоупотребила служебными полномочиями при расходовании бюджетных средств в сумме около 20 миллионов рублей, лоббируя интересы коммерческой организации, где являлась учредителем.
Структура уголовных дел, возбужденных по фактам получения взяток, характеризуется преобладанием, так называемой, «бытовой» коррупции. Наибольшее количество выявленных преступлений было совершено должностными лицами, работавшими в высших учебных заведениях (57% от общего числа), правоохранительных органах (6,5%), органах здравоохранения (6%) и общеобразовательных учреждениях (5%). Необходимо отметить, что статистические показатели работы правоохранительных органов совпадают с данными социологического опроса.

Тем не менее, наибольшую социальную опасность для общества представляет «деловая» коррупция. Подменяя собой верховенство закона, нарушая принципы равенства и справедливости, она подрывает эффективность государственного управления, ведет к искажению условий конкуренции и затрудняет экономическое развитие.

В 2007 году коррупционный фактор преобладал при выдаче разрешений, заключений и лицензий, распределении земельных участков, распоряжении федеральной и муниципальной собственностью (осуществлении сделок с недвижимостью), а также при согласовании юридическими лицами документов.

Существенным обстоятельством, влияющим на восприятие населением коррупционной опасности и способности государства обеспечить соблюдение законов, являются преступления, совершаемые должностными лицами, наделенными функциями контроля и властными полномочиями. Были выявлены факты получения взяток со стороны заместителя начальника Управления по борьбе с налоговыми преступлениями МВД по Республике Татарстан, начальника отдела оперативного контроля инспекции ФНС по г.Набережные Челны, старшего контролера-ревизора Федеральной службы финансового бюджетного надзора РФ по республике Татарстан. В совокупности данными лицами вымогались взятки на сумму, превышающую 26 миллионов рублей. Кроме того, за совершение преступлений коррупционной направленности к уголовной ответственности привлечены: начальник управления Министерства здравоохранения, начальник правового управления Торгово-промышленной палаты, начальник государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РТ, начальник отдела ГУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», руководитель управления земельных и имущественных отношений ИК МО «Елабужский муниципальный район», заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, начальник отдела лицензирования ФГУ «Федеральный лицензионный центр» и другие должностные лица из числа руководителей среднего звена.

В 2007 году правоохранительными органами республики выявлено свыше 60 фактов взяточничества, связанных с взаимоотношениями бизнеса и государства. Среди задержанных за совершение преступлений преобладают служащие территориальных органов федеральных органов власти и учреждений (15 человек), в целом же к уголовной ответственности привлекается свыше 40 должностных лиц.

Такое, относительно невысокое число выявленных коррупционеров, обусловлено рядом причин.

С одной стороны на их число влияют проводимые в республике мероприятия по предупреждению коррупции – по данным анкетирования предпринимателей за последние полтора года лишь 20,2% респондентам лично или через посредников приходилось давать незаконное вознаграждение.

С другой стороны выявление коррупционных преступлений осложняется низкой социальной активностью, конформизмом и правовой неподготовленностью предпринимательской среды. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что в республике практически не используются возможности «антикоррупционных телефонов доверия». К примеру, на телефон, озвученный на съезде предпринимателей Президентом Республики Татарстан Шаймиевым М.Ш., по вопросам коррупции за весь 2007 год поступило всего три обращения. Анкетирование, проведенное среди предпринимателей, показало, что большая часть опрошенных не представляют структуру, полномочия и функции органов государственной власти и, особенно, местного самоуправления. Практически никто из опрашиваемых не смог назвать правовые акты по вопросам условий осуществления предпринимательской деятельности, содержащие коррупциогенные нормы.

Несмотря на относительно невысокий процент лиц, которым по данным социологического опроса и анкетирования, приходилось лично давать взятки (20,2% и 29,9%), в общественном сознании по-прежнему превалирует мнение, что в нашем обществе коррупция встречается часто (39%) и очень часто (35,9%), хотя по сравнению с результатами опроса 2005 года, в республике доля таких респондентов заметно сократилась (в 2005 году их было 48,8% и 36,8% соответственно).

Комитету по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, Торгово-промышленной палате Республики Татарстан необходимо принять дополнительные меры по формированию антикоррупционного мировоззрения у представителей бизнес-сообществ, продолжить проведение обучающих семинаров с участием представителей правоохранительных органов по разъяснению действующего законодательства, обучению предпринимателей формам и методам коллективного противодействия коррупции, более активно использовать в практической деятельности результаты социологических исследований и анкетирования по коррупционной тематике.


Факторами, влияющими на состояние коррупции, являются: отсутствие целевой, комплексной антикоррупционной политики на федеральном уровне, несовершенство действующего законодательства, дублирование государственных функций на различных уровнях власти. Кроме того, в сфере экономики существенное влияние на уровень коррупции в 2007 году продолжали оказывать несовершенные механизмы банкротства и распоряжения бюджетными средствами, в первую очередь путем размещения государственного заказа.

По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Татарстан осуществляет свою деятельность 28 некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, их филиалы, представительства и представители. Действия по банкротству по прежнему, в подавляющем большинстве случаев, направлены не на финансовое оздоровление предприятия, а на его ликвидацию. В 2007 году по делам о банкротстве с заявленными требованиями на сумму 1 миллиард 389 миллионов рублей погашенная сумма составила всего лишь 19,5 миллиона рублей. В то же время только на текущие расходы по делам о банкротстве, в том числе на вознаграждение арбитражным управляющим, потрачено около 350 миллионов рублей. Нерегулируемое законодательством количество дел, находящихся в производстве одного арбитражного управляющего, отсутствие лимитов на внеочередные расходы, затягивание сроков арбитражного производства и сговоры при реализации конкурсной массы существенно повышают коррупциогенность процедур банкротства. К примеру, в Мензелинском муниципальном районе за получение незаконного вознаграждения в сумме 100 тысяч рублей при возврате незаконно удерживаемых стройматериалов в ходе осуществления процедуры банкротства сельскохозяйственного производственного кооператива к уголовной ответственности привлекается конкурсный управляющий представительства «СРО АУ Центрального федерального округа». Только в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан за год поступило и рассмотрено 218 обращений граждан, государственных органов и организаций на действия (бездействие) арбитражных управляющих, большая часть из которых в отношении, осуществляющих процедуры банкротства на предприятиях сельскохозяйственной отрасли. По результатам проверок обращений составлено 89 протоколов о возбуждении дел об административном правонарушении по неисполнению арбитражными управляющими обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, по части 3 ст.14.13 КоАП РФ. По 66 из них наложены штрафы. Арбитражным судом Республики Татарстан из 108 поступивших за 2007 год жалоб на арбитражных управляющих удовлетворено 85.

Перечисленные проблемы должны постоянно находиться в зоне внимания рабочей группы по взаимодействию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам повышения эффективности процедур банкротства и контроля за деятельностью арбитражных управляющих в Республике Татарстан, образованной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в сентябре 2007 года.

Значительная часть коррупционных правонарушений, выявленных в 2007 году правоохранительными органами республики, была связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств. Только по одному из уголовных дел, расследуемых в настоящее время, с участием чиновников были похищены субсидии из федерального бюджета на сумму около 52 миллионов рублей. В целом за 2007 год в сфере бюджетных правоотношений органами прокуратуры было выявлено 3476 нарушений, что почти в два раза превышает уровень 2006 года (1791 нарушение). Опротестовано 380 незаконных актов, в суды направлено 1376 заявлений, внесено 804 представления, предостережено о недопустимости нарушений закона 106 лиц, по выявленным правоохранительными органами преступлениям возбуждено 25 уголовных дел. В ходе взаимодействия с органами государственного и муниципального финансового контроля при реализации актов проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств в 2007 году в прокуратуру поступило более 500 проверочных актов, в том числе 31 акт из территориального управления Росфиннадзора в РТ и 16 актов из Счетной палаты Республики Татарстан. По результатам их рассмотрения к административной ответственности привлечено 693 должностных лица, внесено 46 представлений, по которым в дисциплинарном порядке наказано 38 должностных лиц. Заметная часть выявленных коррупционных посягательств в бюджетной сфере связана с реализацией целевых программ и национальных проектов. К примеру, за получение взятки в сумме 30 тысяч рублей за беспрепятственное получение квартиры в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» задержана начальник одного из отделов муниципального учреждения «Управления муниципального жилищного фонда и жилищной политики Зеленодольского муниципального района». Заинским районным судом за хищение выделенных по той же подпрограмме денежных средств в сумме около 300 тысяч рублей осуждена заместитель директора средней школы. К уголовной ответственности за различные преступления коррупционной направленности, связанные с реализацией национального проекта «Развитие АПК», привлечено 6 должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия, 8 руководителей исполкомов сельских поселений, 3 ветеринарных врача. Возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ о злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге в отношении главного зоотехника Главного государственного сельскохозяйственного управления племенным делом в животноводстве МСХиП РТ по Балтасинскому району, выдавщего 99 подложных свидетельств, по которым получена субсидия по национальной программе в сумме свыше 1 миллиона рублей.

Подвержен повышенным коррупционным рискам используемый механизм осуществления государственного и муниципального заказов. В республике проделана значительная работа по внедрению антикоррупционных механизмов при размещении заказов, упорядочению действий органов государственной власти и муниципальных органов, соблюдению ими установленных законодательством процедур и организации действенного контроля.

Выполнение функций уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения республиканских и муниципальных заказов органа исполнительной власти возложено на Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.

После расширения перечня составов административных правонарушений, по которым могут быть наложены административные взыскания (с 1 октября 2007 года), Министерством финансов РТ рассмотрено 78 дел об административных правонарушениях. Сумма штрафов, наложенных на должностных лиц и членов комиссий заказчиков, составила 302,5 тысяч рублей.

Одним из главных событий 2007 года в системе государственных закупок стало принятие и практическая реализация важного концептуального решения - определение аукциона в качестве предпочтительного способа размещения заказа. 20 апреля 2007г. вступил в силу Федеральный закон 53-ФЗ, расширивший область обязательного применения аукциона. Основным здесь является безусловность использования аукционов при размещении заказов на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию (эта норма вступила в силу с 1.01.2008г.). В мае 2007г. вышло распоряжение Правительства РФ, где определен перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые должно осуществляться только на аукционах.



В Татарстане за 2007 год по итогам аукционов были заключены 45% государственных контрактов. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ это лучший показатель в России. Для обеспечения экономической эффективности торгов и равнодоступности участников в республике организованы закупки товаров для государственных или муниципальных нужд республики с использованием электронной торговой площадки. Политика, проводимая в рамках антикоррупционной стратегии, нацелена на обеспечение максимального использования государственными и муниципальными заказчиками именно такого способа торгов. Однако анализ использования электронных аукционов муниципальными образованиями Республики Татарстан, проведенный за 8 месяцев 2007 года Агентством по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан, показал, что 14 муниципальных образований при размещении заказов на средства местного бюджета вообще не используют электронные торги, в их числе Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. В 16 муниципальных образованиях было проведено от 1 до 10 электронных аукционов. Таким образом, около двух третей муниципальных образований или вообще не проводят электронные торги, или проводят их в явно недостаточных количествах. В результате такого подхода, а также нарушений допускаемых должностными лицами в процессе исполнения, муниципальный заказ остается наиболее уязвимым для коррупции. Так, при вымогательстве и получении взятки в сумме 215 тысяч рублей, за содействие в перечислении задолженности по ранее выполненным работам по муниципальному контракту был задержан начальник отдела по делам молодежи, спорта и туризма исполнительного комитета Чистопольского муниципального района, который по приговору суда осужден к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Еще одно уголовное дело возбуждено в отношении начальника отдела муниципального заказа исполнительного комитета г.Набережные Челны, который через посредника получил взятку в размере 50 тысяч рублей за оказание содействия в перечислении денежных средств в сумме 300 тысяч рублей за выполненные строительные работы по муниципальным контрактам. Необходимо отметить, что состояние муниципальных закупок вообще значительно отличается от республиканского уровня. В числе причин такого положения следует подчеркнуть: отсутствие предварительной проверки размещаемой информации, отсутствие аудита информации, направляемой для внесения в реестр муниципальных контрактов, совмещение на практике функций размещения заказа и проверки процедур. Одним из вариантов разрешения данной проблемы могло бы стать внедрение на муниципальном уровне проверки размещаемых материалов независимой от муниципалитета структурой. В целях обеспечения прозрачности закупок на официальном сайте системы государственного заказа Республики Татарстан www.agzrt.ru сформирован Консолидированный реестр сводных извещений, содержащий информация о каждом заказе - извещения, протоколы, сведения о контракте, сведения об исполнении контракта. Для получения статистической информации в реестре предусмотрены специальные отчетные формы, используя которые можно получить данные об эффективности закупок, о распределении закупок по способам размещения, об участии малого бизнеса в госзаказе и состоянии исполнения контрактов. Пользователями административной зоны ресурса являются уполномоченные сотрудники правоохранительных структур и налоговых органов. Подобный ресурс был разработан и для муниципальных заказчиков, однако он не используется. В соответствии с Федеральным законом в Республике Татарстан ведется единый централизованный Реестр государственных контрактов, а также каждый бюджетополучатель ведет свой Реестр закупок, которые осуществлены без заключения контракта. Для полного учета бюджетных средств, израсходованных в рамках госзаказа, целесообразно формировать единый Реестр закупок (сделок), который в совокупности с единым Реестром контрактов позволит получить в автоматическом режиме сводную статистическую информацию обо всех закупках. Еще одним ресурсом повышения прозрачности и равнодоступности участников размещения заказа может стать оборудование в муниципальных образованиях IT-мест. Такой подход послужит не только поддержкой малого бизнеса, но и поможет республиканским товаропроизводителям участвовать в заказах, размещаемых в других регионах.

Реализация мер антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика представляет собой упорядоченную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных институтов, последовательно осуществляемую в виде мер социального и правового контроля над публичными сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных условий и проявлений. Республикой Татарстан ее основные направления заложены в Стратегии антикоррупционной политики. К ним, прежде всего, относятся: правовое регулирования антикоррупционной политики, а также совершенствование государственного управления и государственной публичной службы.

В 2007 году работа по реализации мер антикоррупционной политики строилась в условиях завершенного институционального оформления противодействия коррупции, ее антикоррупционные меры и инструменты прошли законодательную легализацию. В рамках республиканских программ по реализации антикоррупционной политики, а также проведения административной реформы, удалось решить ряд важных с точки зрения предупреждения коррупции вопросов.

Первый из них - совершенствование государственного управления путем: структурирования исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по целеполаганию, оптимизации стандартов предоставления государственных услуг, регламентации деятельности органов власти по взаимодействию с юридическими лицами и гражданами, а также обеспечения прозрачности их деятельности.

В целях повышения эффективности работы, совершенствования управления экономикой и оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Татарстана реорганизовано несколько республиканских министерств. Еще одной важной задачей повышения эффективности государственного управления решенной в 2007 году стало введение в действие стандартов государственных услуг и административных регламентов, которыми установлены нормы управленческих процессов, а также показатели результативности, обеспечивающие полное и эффективное исполнение функций органов исполнительной власти. В целом, для сокращения коррупционных предпосылок, повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, действуют 127 административных регламентов государственных услуг, 10 из которых реализуют принцип «одного окна». Их внедрение сократило время рассмотрения обращений физических и юридических лиц от 30% до нескольких раз, и позволяет решать вопросы персонализации ответственности, создания системы оценки качества государственной службы и сужения поля административного усмотрения.

Тем не менее, процесс регламентации государственных функций, в том числе наиболее коррупциогенных (к примеру, алгоритмизация процедуры отвода земли и выделения земельных участков), нельзя считать полностью завершенным. Предстоит работа по практической апробации административных регламентов. Кроме того, на эффективность их применения заметно влияет отсутствие формализованной методики мониторинга качества предоставления государственных услуг, которая позволила бы осуществлять анализ и контроль соблюдения действующих регламентов. При осуществлении мониторинга не используются данные, полученные в результате опросов конечных потребителей услуг. В ближайшем будущем предстоит разработка системы такого контроля, что должно привести к ощутимому снижению коррупции.

В настоящее время единый реестр государственных услуг доступен населению на интернет-портале Правительства Республики Татарстан, разработанном и внедренном в соответствии с распоряжением КМ РТ «О разработке и внедрении «Электронного Правительства Республики Татарстан».

За 2007 год в рамках развития инфокоммуникационных технологий было реализовано 26 масштабных проектов. С целью организационного обеспечения реализации проекта «Электронное Правительство РТ» в Татарстане создана единая IT-инфраструктура. К государственной интегрированной сети телекоммуникаций подключены все центральные аппараты министерств, а также их 400 подведомственных организаций во всех районах республики. В настоящее время на интернет-портале доступны информационные ресурсы: «Государство и население», «Государство и бизнес», мониторинг республиканских цен, «горячая линия» для предпринимателей. На сайте размещена информация о программе социально-экономического развития и бюджете республики, проводимой работе по реализации приоритетных национальных проектов и проекта социальной ипотеки. Действует единый портал муниципальных образований РТ, диспетчерский центр здравоохранения, система электронных закупок, информационная система органов ЗАГС. Ведется работа по созданию и внедрению геоинформационной системы органов исполнительной власти РТ, отлажена система межведомственного электронного документооборота. К концу года централизованными сервисами проекта (интернет, электронная почта и документооборот) регулярно пользовались более 3,5 тысяч сотрудников исполнительных органов власти – министерств, ведомств и администраций муниципальных районов. С середины 2007 года у всех членов Правительства, а также во всех 43 муниципальных районах республики функционирует система видеоконференцсвязи. Гласной, открытой стала работа исполнительных органов республики. На интернет-сайтах размещены положения о министерствах и ведомствах, сведения о структуре, персоналиях сотрудников, оказания государственных услуг, отражены другие вопросы, позволяющие гражданам ориентироваться в деятельности государственных органов. Имеются интернет-приемные, через которые граждане могут задавать вопросы руководителю, вносить свои предложения, в том числе по вопросам коррупции.

Для большей доступности интернет-ресурса населению оборудованы бесплатные IT-места в местах общего пользования (например, помещение Почтамта). Ежедневно на портале фиксируется до 6 тысяч пользователей, а число визитов за месяц достигает 2 миллионов. Эта цифра втрое превышает показатель на начало 2007 года. По показателю посещаемости портал Правительства РТ занимает 2-е место среди аналогичных интернет-ресурсов органов государственной власти субъектов РФ.

Технология «электронного правительства» обеспечивает совершенствование деятельности республиканских исполнительных органов государственной власти. Реализация этой программы в целом направлена на обеспечение прозрачности республиканских органов государственной власти, открытости выработки и принятия решений, сокращение личностных контактов организаций и населения с государственными служащими. В итоговом сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2007 год, который составляется Институтом Развития Свободы Информации, Портал Правительства РТ занял четвертое место среди 85 регионов РФ с рейтингом открытости 55,36 процента.

В 2008 году Кабинетом Министров Татарстана планируется к принятию проект республиканской программы «Развитие и использование инфокоммуникационных технологий в РТ «Электронный Татарстан» на 2008-2010 годы».

Наряду с обеспечением свободного доступа граждан к информации о работе органов власти и управления, определяющим направлением в деятельности власти по изменению отношения граждан к коррупции, является рассмотрение и обязательные ответы по существу на все обращения граждан в органы власти и лично к Президенту Республики Татарстан. За 2007 год, по отчетам муниципальных районов и городских округов, общее количество обращений граждан увеличилось по сравнению с 2006 годом на 22% - поступило 67 тысяч 633 письменных и устных обращений. Увеличение количества обращений в министерства республики за 2007 год составило 17% (49 тысяч 686 обращений). В адрес Президента Республики Татарстан и его Аппарата поступило 12 тысяч 98 обращений. Продолжена работа по модернизации действующей системы взаимодействия с населением. Более широко стали использоваться возможности республиканских, городских и районных СМИ, ресурсов интернета. Организуются «прямые линии» руководителей органов местного самоуправления совместно со специалистами различных служб с населением по местному радио. Перечисленные направления работы по обращениям граждан способствуют укреплению и расширению диалога населения с органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Реализуя Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2007 год Верховным судом Республики Татарстан, Квалификационной коллегией судей РТ, Управлением Судебного департамента в РТ, при участии отдела по реализации антикоррупционной политики РТ разработан комплекс мер, включающий:

- специализацию наиболее опытных и подготовленных судей на рассмотрении коррупционной категории уголовных дел;

- информирование граждан об основаниях и порядке обращения с заявлениями и сообщениями в Квалификационную коллегию судей Республики Татарстан (ККС), порядке работы коллегии, а также о результатах деятельности ККС по их рассмотрению;

- освещение в СМИ деятельности ККС, а также судебного рассмотрения уголовных дел связанных с коррупцией;

- проведение ежеквартального анализа рассмотренных уголовных дел связанных с коррупцией районными (городскими) судами и направление имеющихся данных в Верховный суд Республики Татарстан с целью обобщения и выявления незаконных и необоснованных приговоров;

- проведение проверок обращений граждан с признаками должностных нарушений со стороны судей непосредственно Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан;

- информирование председателя Верховного суда Республики Татарстан о выявленных со стороны судей нарушениях для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Последнее направление в республике пока практически не применялось - за 2006-2007 годы дисциплинарные взыскания в виде предупреждения были наложены на 2 мировых и 2 федеральных судей, прекращены полномочия одного федерального судьи. В целом же реализация в 2008 году комплекса намеченных мероприятий в полном объеме должна ограничить коррупционные риски в судах.


Более заметную роль в организации противодействия коррупции стала играть деятельность Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики, объединившего в своем составе представителей государственных органов, органов местного самоуправления и общественности.

В 2007 году его работа была направлена на формирование механизмов профилактики коррупционных правонарушений, обозначенных в законе «О противодействии коррупции в Республике Татарстан»: разработка и совершенствование антикоррупционных программ, выработка мер по формированию системы антикоррупционного образования, пропаганды и экспертизы, а также мониторинга коррупции. За год на заседаниях Совета рассмотрено 10 вопросов.

С учетом состоявшегося обсуждения и в целях более эффективной работы по предупреждению коррупционных деяний со стороны государственных и муниципальных служащих Советом было рекомендовано руководителям министерств, ведомств, органов муниципальных образований лично возглавить постоянные рабочие группы (комиссии) по вопросам реализации антикоррупционной политики.

К началу 2008 года рекомендации Совета выполнены в МВД по Республике Татарстан, Министерствах экономики, экологии и природных ресурсов, по делам молодежи, спорту и туризму, Альметьевском, Камско-Устьинском, Кукморском, Мамадышском, Новошешминском, Заинском, Тукаевском и ряде других муниципальных образований.

Во исполнение ст. 15 Закона Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» в министерствах, ведомствах республики назначены ответственные лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений. На факультете повышения квалификации Академии государственной службы при Президенте Республики Татарстан по специальной программе проведено трехдневное обучение данных лиц. Аналогичные меры по определению ответственных лиц, наделенных функциями по предупреждению коррупционных правонарушений, приняты на уровне муниципальных образований.

В тоже время следует отметить, что пока ответственные лица занимаются своими функциями в качестве дополнительной нагрузки к основной работе и в своем большинстве их деятельность не стимулируется материально. Единственным положительным примером решения данного вопроса является образование в 2007 году отдела по реализации антикоррупционной политики из 3-х человек в составе Управления кадровой политики Исполнительного комитета МО г. Казани.

Важным организационным моментом в антикоррупционной деятельности является целенаправленная работа антикоррупционных комиссий (рабочих групп). В решениях Республиканского совета обращалось внимание руководителей министерств, ведомств, муниципальных образований на необходимость активизации их деятельности, включения в их состав представителей бизнес-сообществ, СМИ, общественности. Заслуживает одобрения организации работы в Министерствах сельского хозяйства и продовольствия, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, юстиции, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в г.Казани, Нижнекамском, Зеленодольском, Балтасинском, Актанышском, Арском муниципальных районах. В тоже время недостаточную работу антикоррупционных комиссий необходимо отметить в Министерстве финансов и Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, Лениногорском, Камско-Устьинском и Новошешминском муниципальных районах.

Одним из важных направлений антикоррупционной политики, является формирование системы антикоррупционного образования. В соответствии с республиканским законом о противодействии коррупции, мероприятия по антикоррупционному образованию включены в Республиканскую программу по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы и антикоррупционную программу Министерства образования и науки Республики Татарстан. Во исполнение решения Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики «О состоянии антикоррупционного образования в Республике Татарстан» и мероприятий, предусмотренных антикоррупционными программами, в республике в 2007 году приняты организационные и практические меры по формированию системы антикоррупционного образования.

Советом ректоров вузов Республики Татарстан образована постоянно действующая комиссия по антикоррупционному образованию (руководитель Салахов М.Х. – председатель совета ректоров вузов Республики Татарстан, ректор КГУ).

В регионально-вузовский компонент примерных учебных планов большинства вузов включены специальные курсы или разделы по антикоррупционной проблематике.

Рядом вузов, осуществляющих системное послевузовское профессиональное образование (КГУ, КЮИ МВД РФ и др.) в программы дополнительного образования и переподготовки кадров включены разделы (компоненты) по антикоррупционной тематике.

Прорабатывается вопрос о введении на юридических и других гуманитарных факультетах вузов специализации в области антикоррупционной политики с целью подготовки кадров для осуществления антикоррупционного образования в системе среднего и высшего профессионального образования.

По рекомендации Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики в планы на 2007-2008 учебный год по научно-методической работе КГУ, КГЭУ, КГТУ (КАИ), АСО (КСЮИ) и некоторых других вузов включено издание учебных и учебно-методических пособий по антикоррупционной политике с учетом различных категорий обучающихся.

Министерством образования и науки Республики Татарстан разрабатывается учебно-методическое пособие с мультимедийным приложением «Антикоррупционное воспитание в школе».

Антикоррупционное воспитание среди детей и подростков в основном ориентировано на внеклассную работу с учащимися. В рамках Международного дня борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях проводятся круглые столы «Что такое коррупция? Причины ее возникновения», диспуты «Возможно ли решить проблему коррупции в Республике Татарстан?», конкурсы сочинений «Что я знаю о коррупции?».

Институтом развития образования Республики Татарстан проведено социологическое исследование «Эффективность антикоррупционных мер в системе образования Республики Татарстан в зеркале мнений и оценок педагогов». Результаты исследования доведены сотрудникам системы образования и с учетом их внесены коррективы в организацию работы Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Необходимо отметить, что принятые в республике меры по формированию системы антикоррупционного образования требуют дальнейшего совершенствования. Следует более активно привлекать в реализацию мер антикоррупционной политики профессорско-преподавательский состав и студенческий актив. Руководству министерства образования и науки Республики Татарстан, Совету ректоров вузов Республики Татарстан, Совету директоров Ссузов необходимо обобщать опыт работы по организации противодействия и внедрять наиболее эффективные формы в практическую деятельность руководителей всех уровней образовательных учреждений.

С учетом того, что одним из важнейших направлений антикоррупционной политики должно стать изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды, Республиканским советом был рассмотрен вопрос о ее состоянии в Татарстане.

В исполнение решения Совета Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» принята Концепция информационного сопровождения реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан. При участии представителей правоохранительных органов, министерств, ведомств и общественных организаций регулярно проводились брифинги, пресс-конференции посвященные проблемам борьбы с коррупцией.

На телеканалах ТНВ в течение нескольких лет выходит специализированная передача «НЭП» (нелегальное экономическое пространство), где сотрудниками МВД по Республике Татарстан системно освещается вопрос предупреждения и борьбы с коррупцией. К проводимой работе подключились работники СМИ. Наиболее активно работали в этом направлении газеты «Республика Татарстан», «Время и деньги», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс». В районных газетах информация доводилась до населения через вкладыш информационного агентства «Татаринформ». Более 30 материалов по антикоррупционной тематике вышло в Альметьевском муниципальном районе, в Зеленодольском – около 20.

Регулярно освещается проводимая в республике работа по борьбе с коррупцией и в региональных версиях федеральных СМИ («Коммерсант Казань», «Новая газета», «Газета Ру»).

С сентября 2007 года в республике стартовал антикоррупционный проект, организованный СМИ Республики Татарстан. Он призван информировать население о нормативно-правовых актах в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией, а также привлечь общественность к выявлению конкретных фактов коррупции.

Агентством «Татмедиа» совместно с отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан был объявлен специальный ежегодный конкурс антикоррупционной пропаганды «СМИ против коррупции», направленный на формирование негативного отношения населения к фактам коррупции, пропаганду честного образа жизни, повышение правовой культуры населения, предупреждение коррупционных правонарушений. Для организации конкурса и награждения победителей в рамках Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики на 2006-2008 годы Кабинетом Министров Республики Татарстан Агентству «Татмедиа» выделено 500 тысяч рублей.

В то же время принимаемые меры по организации антикоррупционной пропаганды требуют своего совершенствования. Фрагментарный характер носит проводимый Агентством «Татмедиа» мониторинг федеральных и республиканских СМИ по фактам коррупции. Отсутствует социальная реклама антикоррупционной направленности. По данным социологического исследования каждый третий опрошенный житель республики не был информирован о деятельности власти по противодействию коррупции.

Республиканским советом по реализации антикоррупционной политики рассмотрены меры по реализации закона «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» в части организации проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Во исполнение рекомендаций совета принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, которым Министерство юстиции Республики Татарстан определено в качестве уполномоченного органа Республики Татарстан за проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, а также утвержден «Порядок представления нормативных правовых актов Республики Татарстан и их проектов на антикоррупционную экспертизу в Кабинет министров Республики Татарстан». Приказом министра юстиции утвержден «Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан», разработанный при участии отдела по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. Министерством юстиции Республики Татарстан проведен анализ на коррупциогенность действующего массива нормативных документов. Перечень из 214 постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых за период с 1991 по 2007 годы, и содержащих признаки коррупциогенности, направлен для рассмотрения в Кабинет Министров Республики Татарстан. Разработан проект «Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов», который направлен в Совет муниципальных образований Республики Татарстан. Указанный Порядок был утвержден и применяется в работе Зеленодольского муниципального района. Данный опыт целесообразен для распространения и в других муниципальных районах Республики Татарстан.

В министерствах и муниципальных образованиях республики назначены лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которые в сентябре 2007 года прошли соответствующее обучение, организованное Министерством юстиции. Исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан проведена ведомственная экспертиза нормативных правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных положений и статей. Согласно отчетам за 2007 год, представленным министерствами республики в Министерство экономики, в среднем антикоррупционной экспертизе подвергнуты около 65% от числа разработанных и принятых ведомственных нормативных актов.

Тем не менее, в части организации проведения антикоррупционной экспертизы, разрешены не все вопросы реализации закона «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» - необходимо нормативно установить порядок проведения антикоррупционной экспертизы законов Республики Татарстан и правовых актов, принимаемых Кабинетом министров. При решении данного вопроса заслуживает изучения практика Томской, Волгоградской областей.

Одним из необходимых инструментов антикоррупционной политики является проведение мониторинга уровня и структуры коррупции. Эффективная реализация антикоррупционных мер должна основываться на постоянно функционирующей обратной связи. Поэтому рабочей группой, сформированной Республиканским Советом по реализации антикоррупционной политики, было изучено состояние данной работы и выработаны рекомендации по ее совершенствованию.

Общим недостатком социологических техник является применение несовершенных технологий опросов. Отсутствуют выраженные цели исследования, недостаточно используются социологические исследования по конкретным направлениям антикоррупционных мероприятий, особенно на ведомственном и муниципальном уровнях. На сегодняшнем этапе актуальным был бы опрос населения об эффективности той или иной меры, предпринятой для сокращения коррупции.

Кроме того, законом «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» определено, что решение о проведении мониторинга принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан по предложению специального государственного органа по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан и финансируется из бюджета Республики Татарстан. При этом в законе отсутствуют положения о едином заказчике исследований и механизме выделения денежных средств. Эти вопросы не решены и в Республиканской программе по реализации стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы.

В 2007 году не получило должного развития использование возможностей электронной формы мониторинга коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики на сайтах министерств и ведомств - как правило, здесь имеется итернет-приемная для обращений граждан, однако специально направленный сбор информации о коррупции обеспечен лишь Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа». Муниципальными образованиями Республики Татарстан такая форма проведения мониторинга как интернет-опрос населения о предпринимаемых мерах по реализации антикоррупционной политики, либо коррупционного рейтинга муниципальных органов исполнительной власти, вообще не используется. Хотя, несмотря на невысокую активность граждан республики при такого рода опросах, данная форма мониторинга общественного мнения способна обеспечить обратную связь государственным и муниципальным структурам для диагностики состояния коррупции и выработки корректив в предпринимаемые антикоррупционные меры. Особенно эффективным интернет-опрос может стать при изучении узких, целевых вопросов, таких как: изменение коррупционной ситуации после введения регламента предоставления государственной услуги, осуществления конкретной меры в ходе исполнения муниципальной антикоррупционной программы, а также определение коррупционного рейтинга деятельности подразделений и должностных лиц местного самоуправления. Полученные данные необходимо рассматривать на заседаниях постоянных рабочих групп по вопросам реализации антикоррупционной политики для выработки адекватных мер.

В целях мониторинга структуры коррупционных правонарушений в 2007 году совместным распоряжением руководителей правоохранительных органов республики создана межведомственная рабочая группа.

Кроме того, в целях мониторинга коррупции использовались индикаторы оценки коррупционной ситуации. Соответствующий раздел введен в перечень индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан на 2007–2009 годы согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007 №239. В целях снижения коррупционных рисков по направлениям, заданным перечисленными индикаторами министерствами, ведомствами Республики Татарстан проделана значительная работа. К примеру, предприняты меры по конкурсному отбору на замещение вакантных должностей гражданской службы, на сегодня таким образом принято вновь около 30% работников министерств Республики Татарстан. Индикативный мониторинг оценки коррупционной ситуации в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан имеет высокий потенциал при условии его доработки и адаптации к практическому опыту применения - к примеру, следует разработать порядок определения должностей государственной гражданской службы, для которых необходима ротация. В то же время в данной работе недопустим формальный подход. Пока практика показывает, что республиканскими органами исполнительной власти не отслеживаются и не анализируются выявляемые правоохранительными органами случаи совершения их служащими и должностными лицами преступлений, имеющих коррупционные признаки, не ведется должный учет нарушений административных регламентов и жалоб на их не соблюдение, допускаются и недоработки при мониторинге направлений, предусмотренных коррупционными индикаторами. Рассмотрение данных вопросов должно быть включено в планы работы на 2008 год рабочих групп (комиссий) по вопросам реализации мер антикоррупционной политики.

Важные решения, направленные на обеспечение прав и законных интересов жителей Республики Татарстан, приняты Республиканским советом при рассмотрении вопроса о мерах предупреждения коррупционных рисков в ходе реализации республиканской программы социальной ипотеки, изученных на примере муниципального образования «город Набережные Челны». Рекомендации совета были учтены при рассмотрении Попечительским советом Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан проблем исполнения положений республиканского закона о государственной поддержке развития жилищного строительства. Кабинетом Министров принято постановление, которым утвержден Порядок предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке.


Прошедший 2007 год характеризуется еще одним заметным обстоятельством – в республике началось самообразование общественных структур, основной целью которых заявлено противодействие коррупции. С учетом массовости проявлений коррупции в учебных заведениях республиканскими исполнительными органами, правоохранительными органами и представителями от Совета ректоров вузов Республики Татарстан в 2007 году был поддержан сетевой проект «Не дать - не взять», подготовленный Молодежным движением Республики Татарстан «Мы...», и направленный на борьбу с взятками в вузах. В рамках данного проекта Министерством внутренних дел по Республике Татарстан был изготовлен видеоролик о состоянии борьбы с коррупцией в вузах республики, активистами проекта при участии должностных лиц Аппарата Президента Республики Татарстан и Министерством внутренних дел по Республике Татарстан актива проведена серия встреч с представителями студенческих движений и первокурсниками. К реализации проекта в настоящее время присоединились 7 вузов республики. Второй этап проекта предполагает участие наблюдателей от общественности в процессе сдачи зачетов и экзаменов во время весенней сессии 2008 года.
* * *

В заключение необходимо отметить, что даже небольшой пока опыт Татарстана в практической реализации антикоррупционных мер становится все более востребованным субъектами Приволжского федерального округа. Использована практика Татарстана по формированию регионального закона о противодействии коррупции: за 2007 год не менее чем в десяти субъектах РФ приняты законы, которые по своему содержанию аналогичны закону республики. В рамках заседаний НКО «Приволжский фонд по реализации и антикоррупционных программ и программ экономической безопасности» (фонд «Антикоррупция»), созданного по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО, были рассмотрены и рекомендованы к распространению меры, принимаемые Татарстаном по вопросам реализации арестованного в ходе исполнительного производства имущества, а также осуществления государственного и муниципального заказа. На основе положений Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Татарстана Фондом «Антикоррупция» разработана типовая (модельная) программа антикоррупционных мер для субъектов округа.

Тем не менее, сформированные в республике инструменты реализации закона «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» требуют дальнейшего совершенства. Правительству республики в 2008 году необходимо добиться выполнения мероприятий, запланированных в республиканской антикоррупционной программе, обратив особое внимание на их финансовое обеспечение. Должно меняться отношение руководителей к проблеме коррупции. Прежде всего, надо брать ответственность за состояние антикоррупционных мер на себя, становиться примером для подчиненных сотрудников, искать и создавать механизмы противодействия коррупции внутри своих структур.

Поставленные в отчете задачи и отдельные положения типовой (модельной) программы антикоррупционных мер для субъектов округа, рекомендованной полномочным представителем Президента Российской Федерации в ПФО, должны быть учтены Кабинетом Министров, отделом по реализации антикоррупционной политики при Президенте Республики Татарстан, Общественной палатой при разработке антикоррупционной программы Республики Татарстан на 2009-2011 годы. Государственному совету, Правительству республики при формировании бюджета необходимо предусмотреть финансирование, как разработки программы, так и реализации ее мероприятий.






Смотрите также:
Отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2007 году подготовлен отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан при Президенте Республики Татарстан
380.08kb.
1 стр.
Отчет о реализации мер антикоррупционной политики Республики Татарстан в Министерстве финансов Республики Татарстан за 2009 год
138.66kb.
1 стр.
В целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 08. 04
161.77kb.
1 стр.
Отчет (информация)о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики в 2011 году в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
126.28kb.
1 стр.
Закон республики татарстан о противодействии коррупции в республике татарстан принят
168.48kb.
1 стр.
Отчет Министерства образования и науки Республики Татарстан
294.46kb.
1 стр.
Отчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики в Министерстве здравоохранения
167.84kb.
1 стр.
Решением коллегии Министерства юстиции Республики Татарстан 26 декабря 2008 года Утверждена приказом министра юстиции
264.96kb.
1 стр.
Отчет (информация) о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики в 3 квартале 2012 года в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
118.09kb.
1 стр.
Отчет о реализации мер антикоррупционной политики в Комитете Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу в 2010 году
107.44kb.
1 стр.
Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Министерстве культуры Республики Татарстан в 2011 году
60.13kb.
1 стр.
Конкурс научных разработок антикоррупционной направленности
77.26kb.
1 стр.