Главная
страница 1

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. В пояснительной записке педагог раскрывает направленность, актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ; возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)



Направленность дополнительной образовательной программы

Требования, предъявляемые к учреждениям дополнительного образования детей при аккредитации образовательных учреждений, предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ: художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-техническая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая, естественнонаучная, социально-педагогическая, культурологическая, спортивно-техническая, туристско-краеведческая.

Направленность образовательной программы должна соответствовать ее содержанию. При формулировке цели и задач образовательной программы необходимо также учитывать направленность.

Например, образовательная программа под названием «Юный энтомолог» может быть отнесена к программам эколого-биологической или естественнонаучной направленности. Если образовательная программа строится в рамках естественнонаучной направленности, то ее цель и задачи могут быть направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д. Если образовательная программа строится в рамках эколого-биологической направленности, то ее цель и задачи могут быть направлены на формирование экологического и системного мышления, экологических представлений о взаимосвязях и взаимозависимости окружающего мира и т.д.



Уровень освоения: общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу общества.

Актуальность может базироваться на:

анализе социальных проблем,

материалах научных исследований,

анализе педагогического опыта,

анализе детского или родительского спроса,

современных требованиях модернизации системы образования,

потенциале образовательного учреждения и т.п.



Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целя­ми и задачами).



Цель дополнительной образовательной программы

«ЦЕЛЬ - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (Ожегов СИ., Словарь русского языка).

Цель программы должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы и должны отражать специфику конкретной программы.

Приведем ПРИМЕРЫ формулировок цели:

Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.

Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историче­ским краеведением, историей родного края.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

Задачи дополнительной образовательной программы

«ЗАДАЧА - это то, что требует выполнения, разрешения» (Ожегов СИ.. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса.

Обучающие: отвечают на вопросы: «Что узнает, в чем разберется?», «Какие представле­ния получит?», «Чем овладеет, чему научится обучающийся?», освоив программу;

Развивающие.* должны быть связаны с развитием творческих способностей, возможно­стей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

Воспитательные: отвечают на вопрос: «Какие ценностные ориентиры, отношения, лич­ностные качества будут сформированы у обучающихся?».

Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.



Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы ука­зываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих.

В условиях реализации образовательной программы указывается:

возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы;

условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на

основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.

• условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли допол-

нительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.



В сроках реализации образовательной программы указывается продолжительность об­разовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год.

В режиме занятий указывается количество занятий в неделю и количество часов на одно занятие по каждому году обучения.

НАПРИМЕР: 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа.



К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:

групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные и др.

В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.

Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если образовательная программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.

Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля:

начальный контроль (сентябрь);

текущий контроль (в течение всего учебного года)

промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);

итоговый контроль (май).

Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставлен­ных ранее задач!



Подведение итогов реализации образовательной программы может осуществляться с по­мощью таких форм занятий: выставка, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, игра и др.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

• перечень разделов, тем;

•количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Теоретические занятия и практическая работа могут проводиться одновременно при изучении каждой темы, предусмотренной программой.

Приведем схему учебно-тематического плана на один год обучения:

№Раздел, тема



Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие



2

1

1

2


2

2

-

3










4










5










6










7










Итого часов:



V

V

V

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», теоретические занятия - «Теория», практические занятия - «Практика».

Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то учебно-

гематический план составляется на каждый год. В этом случае он должен отражать

особенности каждого года обучения (распределение новых тем, включение экскурсий и т. п.).



Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное планирование.

Составляя учебно-тематический план, педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Количество часов в учебно-тематическом плане указывается из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематическом плане рекомендуется учитывать часы на:

комплектование группы (для детей первого года обучения);

вводное занятие (введение в программу);

концертную или выставочную деятельность;

мероприятия воспитательно-познавательного характера;

• итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематический план не включаются:

часы на проведение родительских собраний;

«резерв» (как это встречается в школьных учебных программах).

Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. В системе дополнительного образования принята следующая формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).




Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

36

2

72

3

108

4

144

6

216

8

288

9

324

10

360

12 (для комплексных программ)

432

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание общеобразовательной программы дополнительного образования детей раскрывается через краткое описание тем. Раскрьвать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел или тему, в этом разделе программы не указывается.

В содержании программы указывается:

название раздела, темы;

«телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему;

указываются основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии.

При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия.

НАПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик

Теория

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.



Практика

Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ дополнительного образования детей

Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.

В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. раздел «Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей» предложен в 2-х вариантах.

Вариант №1

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.


Вариант Na 2

Описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы может быть представлено в виде таблицы:




п/п


Раздел или тема

программы



Формы

занятий1


Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках

занятия)


Дидактический материал

Формы

подведения

итогов


Техническое

оснащение

занятия






















Напомним, что к дидактическим материалам относятся:

наглядные пособия,

таблицы, схемы, плакаты,

картины, фотографии,

дидактические карточки,

диафильмы, диапозитивы, видеозаписи,

аудиозаписи, фонотека

другие материалы, необходимые для проведения занятий.

В требованиях Министерства к образовательной программе отдельно не выделен раздел «Материально-техническое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей». Однако, для реализации образовательной программы необходимо иметь средства обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Рекомендуем в данном разделе образовательной программы указывать все необходимое для реализации программы: сведения о помещении, в котором должно проводиться занятие; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (оборудование, ТСО, электронные образовательные ресурсы, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.).

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Списки литературы могут предназначаться для разных категорий участников образовательного процесса: для обучающихся, родителей, коллег. В дополнительной образовательной программе можно представить список литературы, используемой педагогом при обучении, литературы, используемой при написании образовательной программы. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двух разделов: «Список литературы, используемой педагогом в своей работе» и «Список литературы для обучающихся».

При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий: фамилию, имя, отчество автора (авторов) или наименование авторского коллектива, название, сведения о месте издания, издательстве и годе издания, сведения об объеме документа (количестве страниц). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к каждому образовательному комплексу.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

- (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики, организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты) - ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.

Примеры оформления библиографического описания в списке литературы



Книга

ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ. - МЕСТО: ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД. - С.

Воспоминания об Эрмитажном театре / Под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб: Гос. Эрмитаж, 1990. - 224 с.

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу: По берегам Медвежьей речки. - СПб.: Химия, 1992. - 47 с.

Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания, 1903-1919 гг. - М., Наука, 1992. - 456 с.

Сидельников Л.С. П.И.Чайковский. - М.: Искусство, 1992. - 225 с. - (Жизнь в искусстве).



Статья из сборника

ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (РАЗДЕЛА) // НАЗВАНИЕ СБОРНИКА. - МЕСТО,

ГОД.-С.

Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга //Проблемы русской и зарубежной архитектуры. - Л., 1988. - с.3-14.



Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре //Панорама искусств. -М., 1987. - Вып. 10. - с.99-148.

Пирютко Ю.М. Братья Трискони // Невский архив: Ист.-краевед, сб. - СПб, 1993. - с. 159-172.



Статья из журнала

ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ // НАЗВАНИЕ ЖУРНАЛА. - ГОД. - №. - С.

1. Балагуров Е.П. Формы детских образовательных объединений в УВДО //Внешкольник. -1997. - №2. - с.24-28.
Приложение

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее -Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), согласно пункту 1 статьи 17 Закона.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона).

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном

образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными

программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным

учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального

прогресса общества и должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
•формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню

образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.


Цели и задачи дополнительных образовательных программ

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

• направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-
краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-
педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

• современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения


(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,

творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

• - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития

личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

Титульный лист.

Пояснительную записку.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение.

Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

l.Ha титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

-отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной


программы;

-сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

формы и режим занятий;

ожидаемые результаты и способы их проверки;

-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно
отразить через:

- краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и


практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;



-форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.


Смотрите также:
Пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей
251.01kb.
1 стр.
Пояснительная записка Условные обозначения, сокращения Организация жизни и воспитания детей
3322.75kb.
22 стр.
1. Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
4255.92kb.
39 стр.
Пояснительная записка 4 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении
800.74kb.
3 стр.
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
4166.34kb.
20 стр.
Актуальность программы. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным
349.37kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа спортивной подготовки для Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная специализированная детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва»
532.1kb.
5 стр.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
224.33kb.
1 стр.
Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Районная детско-юношеская спортивная школа»
1507.77kb.
6 стр.
«Федеральный детский Эколого биологический центр»
126.34kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс 6 класс»
157.52kb.
1 стр.
Занятость детей в системе дополнительного образования
36.08kb.
1 стр.