Главная
страница 1
Статья "Ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств младших школьников"

внимание, откроется в новом окне.pdf

Шептунова Светлана Андреевна (Санкт-Петербург, школа №456)

Занятия физической культурой – это, прежде всего, воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель преподавателя, и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких средств и методов работы с детьми является ритмическая гимнастика.


Гимнастика – многофункциональная дисциплина, это свойство открывает широкие возможности гимнастических упражнений в варьировании способов выполнения и дозирования нагрузки для целенаправленного развития функций организма, психических и личностных свойств занимающихся, решения образовательных и воспитательных задач. Широкий арсенал гимнастических упражнений, отличающийся аналитическим, избирательным воздействием на системы организма, позволяет применять их для решения педагогических или оздоровительных задач (Н.Г. Лутченко, 2007).
Гимнастика способна улучшать здоровье и психическое состояние людей, снизить риск заболеваний, регулировать работу организма, повысить «жизненный тонус», активность, работоспособность, улучшать физические кондиции (повысить силу, выносливость мышц, развивать гибкость, координацию движений, функциональные возможности организма) (А.В. Менхин, Ю.В.Менхин, 2002).
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных средств физической культуры с оздоровительной направленностью. В большинстве случаев это – направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стрейтчинг, шейпинг и другие.
Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение функциональных возможностей человека.
Одним из видов оздоровительной физической культуры является ритмическая гимнастика. Она не только укрепляет здоровье, но и совершенствует умение управлять собой, одновременно воздействуя на психоэмоциональную и двигательную сферу занимающихся.
С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.,  2005).
В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.
Формирование здоровья ребёнка, его полноценное развитие в значительной степени зависят от того, какие программы используют педагоги в дошкольном и школьном учреждении при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, как учитывают особенности своих воспитанников и конкретные условия образовательного учреждения. ( Т.В. Волосникова, 2006).
Выполнение упражнений в ритмической гимнастике имеет свои особенности:

  • каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;

  • многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке - определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;

  • большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны, что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;

  • ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося;

  • отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия.

Отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены ее в соответствии с изменениями моды, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой. В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии - в «зоне устойчивого здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.
Одним из сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством (Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002).
В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики (Н.В.Казакевич, Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва,2001). Содержание ритмической гимнастики составляют:

  • движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

  • разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

  • элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

  • танцевально-хореографические элементы.

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно- развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика – своеобразный синтез гимнастики, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.


Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно - сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. О.А.Иванова и Л.А.Ланцберг (1984) определяют ритмическую гимнастику как разновидность гимнастики, система упражнений которой даёт занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. 
Ритмическая гимнастика – общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что её содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения (Н.В.Казакевич, Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва,2001).
Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других, несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. С помощью этих средств можно дозировать величину физиологической нагрузки на организм, управлять психологическим состоянием занимающихся, повышать их активность на занятии (М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков, 2001).
    Комплекс ритмической гимнастики традиционно состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
   В подготовительную часть входили упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: различные виды ходьбы на месте и в движении, упражнения типа потягивания, разнообразные варианты бега, что позволяло подготовить организм к решению более сложных задач занятия.
   Основная часть состояла из общеразвивающих упражнений и упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся полуприседом, упражнения для туловища и ног; упражнения выполнялись из различных исходных положений: стоя, сидя и лёжа. В этой части решаются задачи на развитие основных видов движений, обучению двигательным действиям.
 С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц шеи и туловища, для мышц ног, для мышц всего тела. В этой части стоит задача – тренировать крупные мышечные группы, развивать двигательные способности, формировать правильную осанку, совершенствовать координацию движений, уметь слушать и выполнять различные упражнения под музыку. В заключительной части использовались дыхательные упражнения и ходьба, что позволяло решать задачи восстановления организма после нагрузки.
   Комплексы ритмической гимнастики проводились в различных вариантах: включались в основную часть физкультурного занятия, как «ритмический блок», заменяя комплекс общеразвивающих упражнений, вместо заключительной части физкультурного занятия, при проведении утренней
гигиенической гимнастики, что усиливало её оздоровительный и эмоциональный эффект. Каждый комплекс ритмической гимнастики был составлен под определённое музыкальное сопровождение и направлен на развитие конкретных двигательных способностей (развитие гибкости, координации движений, комплексы на расслабление, дыхание). Обычно в физкультурное занятие включался один комплекс ритмической гимнастики: в основную часть занятия или в заключительную в зависимости от задач, поставленных на занятии. Каждый комплекс включает в себя 5-6 упражнений определённой направленности и длится 3-4 минуты.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы в группе с внедрением элементов ритмической гимнастики использовались скамейки, различные предметы для выполнения общеразвивающих упражнений (мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.).

Вывод:
Введение третьего урока физической культуры позволяет учителю включать в урок элементы ритмической гимнастики как фактор повышени эмоционального тонуса и  средство профилактики гиподинамии.

Список литературы:
     1. Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / под ред. С.О. Филипповой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2007. - 318с.
     2. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : метод, пособ. для руководителей физ. воспит. дошк. учр. / под редакцией С.О. Филипповой. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 416с.
     3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно- профилактический танец фитнес - данс: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. - СПб: Утро, 2005. - 5с.
     4. Фирилёва Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе / Ж.Е. Фирилёва. - Ленинград, 1988.
     5. Холодов Ж.К.,  Кузнецов B.C. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академа, 2003. - 436с
     6. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак.  Минск: Университет, 1998. 184с.
     7. Нестеров    А.А., Рахманов А.В. Физическое и психическое здоровье молодёжи Северо-запада России / А.А. Нестеров, А.В. Рахманов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 28-30 марта 2003. Петрозаводск: К111 У, 2003.- 256с.


Смотрите также:
Статья "Ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств младших школьников"
79.76kb.
1 стр.
«Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки»
33.61kb.
1 стр.
Аэро́бика известна также под названием ритмическая гимнастика
35.37kb.
1 стр.
Комплекс мультимедиа-объектов как средство формирования представлений о безопасности дорожного движения у младших школьников
43.82kb.
1 стр.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
92.37kb.
1 стр.
Ритмическая гимнастика как одна из форм двигательной активности ребенка дошкольника
63.01kb.
1 стр.
Взаимосвязь физических качеств с овладением
821.95kb.
3 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Пословицы и поговорки как средство обогащения словаря младших школьников
47.66kb.
1 стр.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников
70.04kb.
1 стр.
Статья по теме: «Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
338.97kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.