Главная
страница 1




1. Цель и задачи преподавания дисциплины

1.1. Цель преподавания учебной дисциплины «Макроэкономический анализ» заключается в приобретении студентами и слушателями знаний основ системного подхода к изучению тематики Макроэкономики и макроэкономического анализа в разрезе современной экономической науки и построения системы экономики народного хозяйства, а также углубленное изучение проблем, обозначенных в курсе «Экономика» (раздел «Национальная экономика»).


1.2. Задачи изучения курса являются специальной дисциплиной по раскрытию сущности организационных, экономических и правовых основ макроэкономики и макроэкономической теории, как составной части современной экономической науки. При изучении дисциплины «Макроэкономический анализ стоят следующие задачи:

  • изучить основы макроэкономики как составной части экономической теории;

  • раскрыть сущность методов макроэкономики и принципов формирования системы методов макроэкономического анализа;

  • изучить основу теории и практики формирования секторов (отраслей) макроэкономики, предложенных учеными классической и неоклассической, либеральной и неолиберальной, кейнсианской и неокейнсианской и современных макроэкономических школ;

  • формировать системы глубокого изучения материалов курса для понимания и овладения знаниями настоящего специалиста.

1.3. Требования к знаниям и умениям, полученным в ходе изучения дисциплины «Макроэкономический анализ». Умение и знания составляющие содержание профессиональной подготовки, могут быть приобретены на лекциях, практических и семинарских занятиях, организованных преподавателем в аудитории, или путем самостоятельного изучения материала курса, при условии системного подхода к пониманию значений курса «Макроэкономический анализ», его место в системе других учебных дисциплин, конкурирующих к подготовке современных специалистов экономических специальностей.

Это предполагает, что в результате изучения курса студенты должны:

Это предполагает, что в результате изучения курса студенты должны:



1.3.1. Знать:

1.3.1.1. четкую постановку целей изучения курса;

1.3.1.2. структурирование разделов его содержания;

1.3.1.3. выбор в соответствии с целями, форм организации учебной деятельности;

1.3.1.4. выбор средств обучения;

1.3.1.5. диагностику уровня умений и приобретения знаний, т.е. установления степени соответствия полученных знаний и результатов процесса обучения;

1.3.1.6. основы методологии и методов макроэкономического анализа;

1.3.1.7. методы оценки в макроэкономике;

1.3.1.8. перечень обеспечивающих дисциплин «Введение в специальность», «Микроэкономический анализ», «Основы экономической теории», «Макроэкономика», «Политэкономия»;

1.3.1.9. определение и свойства организационных и правовых аспектов макроэкономики;

1.3.1.10. особенности методов измерения макроэкономических показателей;

1.3.1.11. методы анализа и прогнозирование результатов макроэкономических процессов и явлений.



1.3.2. Студенты должны уметь:

1.3.2.1. определять сущность и содержание макроэкономики, дифференцировать основные методы и модели, а также методический инструментарий макроэкономики и макроэкономического анализа;

1.3.2.2. определять основы макроэкономического информационного подхода, выделяемого по характеру отражаемых макроэкономических процессов;

1.3.2.3. систематизировать общие и частные методы, используемые в макроэкономическом анализе;

1.3.2.4. классифицировать систему макроэкономических измерителей (показателей);

1.3.2.5. сформулировать системы национальных счетов, в условиях либо экономики закрытого типа, либо экономики открытого типа;

1.3.2.6. сформулировать систему факторов успеха в микроэкономике предприятий;

1.3.2.7. раскрыть существующие системы макроэкономического равновесия;

1.3.2.8. установить систему критериев деятельности предприятий.

1.3.3. Овладеть навыками и методами:

1.3.3.1. расчета макроэкономических показателей;

1.3.3.2. анализа макроэкономических процессов;

1.3.3.3. макроэкономической интерпретации моделей кейнсианского креста и моделей IS-LM;

1.3.3.4. решения проблем современной макроэкономической тематики;

1.3.3.5. интерпретации модели макроэкономического эндогенного экономического роста;

1.3.3.6. установления и определения денежного рынка;

1.3.3.7. анализа совокупного спроса и совокупного предложения;

1.3.3.8. обоснования решения экономического роста;

1.3.3.9. формирование модели оптимального уровня хозяйствования;

1.3.3.10. экономического обоснования интеграционных процессов.

1.3.4. Развить творческие способности

1.3.4.1. в решении задач макроэкономической тематики;

1.3.4.2. в применении различных подходов к исследованию макроэкономических процессов;

1.3.4.3. в раскрытии теории и практики обоснования макроэкономических мультипликаторов;

1.3.4.4. в формировании концепций макроэкономической политики;

1.3.4.5. в применении полученных знаний в решении задач макроэкономической тематики;

1.3.4.6. в использовании на практике профессиональных знаний макроэкономического анализа;

1.3.4.7. в решении сложных проблем, связанных с формулировкой макроэкономики системы закрытого и открытого типа;

1.3.4.8. в формулировке основного тождества национальных счетов.

1.4. Перечень дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо при изучении дисциплины «Микроэкономика». Успешное изучение микроэкономики может быть после освоения курса таких дисциплин:

– Политическая экономия;

– История экономики и экономической мысли;

– Микроэкономика;

– Экономическая история;

– История экономических учений;

– Высшая математика;

– Размещение производительных сил;

– Информатика.

1.5. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), которые базируются на изучаемой дисциплине.
2. Распределение фонда учебного времени по модулям, видам занятий и соответствующим темам.


Тематический план


зачетного кредита


№ и название содержательного модуля



Общее количество

часов


Количество кредитов

Распределение времени

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские и практические занятия

1


1. Макроэкономические показатели и современные макроэкономические модели



27

0,75

8

6

13

2. Анализ макроэкономических процессов и механизма макроэкономического регулирования экономики

27

0,75

8

8

11


2

Курсовая работа



















Всего

54

1,5

16

14

24

3

Форма отчетности

Зачет




































2.1 Содержание лекционного материала по модулям и темам

Лекции – 16 часа



Лекций

Наименование модулей, тем и их краткое содержание


Количество часов

1


2

3

СМ –1: Макроэкономические показатели и современные макроэкономические модели




1

Введение в курс «Макроэкономический анализ»

1. Предмет, сущность и содержание курса. 2.Основные направления макроэкономического анализа и его постулаты. Теоретические школы и их основные положения. 4. Методологические аспекты макроэкономического анализа. 5. Статические, адаптивные и рациональные ожидания.


2


2

Классический макроэкономический анализ.

1.Основные положения классической теории. 2.Классическая теория сбережений и инвестиций. 3. Классическая теория занятости. 4.Классическая модель макроэкономического равновесия.


2


3

Кейнсианский анализ макроэкономических проблем.

1. Основные положения кейнсианской экономической теории. 2. Анализ потребления и сбережений. 3. Анализ сбережений и инвестиций. 4. Модель «IS». Мультипликатор. 5. Денежный рынок и кривая «LM». 6. Модель «IS–LM». Теория Кейнса и экономическая политика. Кейнсианский анализПотребление, сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Эффект мультипликатора. Инвестиционная концепция Кейнса. Кейнсианская теория регулирования экономики.


2


4

Монетаристский анализ макроэкономических проблем.

1. Изменение экономической ситуации в 70–80–е годы ХХ в. 2. Стагфляция. 3.Основные положения монетаристской теории. 4.Уравнение обмена и стабильная скорость обращения денег. 5. Монетарное правило и экономическая политика. Монетаристский анализ. 1. Уравнение обмена и стабильная скорость обращения денег. 2. Денежное правило и экономическая политика монетаристов.

2

СМ–2: Анализ макроэкономических процессов и механизма макроэкономического регулирования экономики




6

Модели макроэкономического прогнозирования

1. Экономико-математические, факторные и структурные модели в прогнозировании.

2. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева «затраты – выпуск». 3. Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики.


2

7


Современная экономическая политика как способ разрешения макроэкономических проблем.

1. Госбюджет и его структура. Дефицит госбюджета и государственный долг. 2. Налоги и их классификация. 3. Дискреционная фискальная политика. 4. Влияние изменения государственных расходов на изменение национального дохода. 5. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.


2





Денежно-кредитная политика

1. Денежно-кредитная политика: основные инструменты и цели. 2.Структура современной кредитной системы. 3. Процесс создания банками денег. Денежный мультипликатор. 4. Социальная политика и ее основные направления. Кривая Лоренца.





8

Макроэкономические проблемы и противоречия

1. Совокупное предложение в краткосрочном периоде. 2. Кривая Филлипса как иное выражение кривой совокупного предложения. 3. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периоде. 5. Антиинфляционная политика. 6. Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.


2


1

2

3

9

Макроэкономический анализ долгосрочного экономического роста. Модель Солоу.

1. Базовая модель Солоу 2. Стационарное состояние. 3. Экономический рост: долгосрочная динамика и переходный период. 4. Сравнительная статика модели Солоу. 5. Модель с трудосберегающим техническим прогрессом. 6. Модели эндогенного экономического роста.


2



2.2. Содержание семинарских и практических занятий

Семинарские и практические занятия – 24 часа




п/п


Наименование модулей, тем семинарских и практических и их краткое содержание

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

1

2

3

4

5

СМ –1: Макроэкономические показатели и современные макроэкономические модели




1

Занятие № 1

  1. Предмет и проблематика макроэкономического анализа.

  2. Основные направления макроэкономического анализа. Классическая школа и ее постулаты. Кейнсианская школа и ее основные положения. Монетаризм.

  3. Функции макроэкономики. Позитивная и нормативная макроэкономика. Методологические аспекты макроэконом анализа. Агрегирование. Моделирование. Статические, адаптивные и рациональные ожидания.

2


Тк


Аудитория по расписанию

2

Занятие № 2

  1. Основные положения классической теории.

  2. Классическая теория сбережений и инвестиций.

  3. Классическая теория занятости.

4. Классическая модель макроэкономического равновесия.

2

-«-

-«-


3

Занятие №3

  1. Основные положения кейнсианской экономической теории.

  2. Анализ потребления и сбережений.

  3. Анализ сбережений и инвестиций. Модель «IS». Мультипликатор.

  4. Денежный рынок и кривая «LM». Модель «IS–LM».

  5. Теория Кейнса и экономическая политика.

2

-«-

-«-


СМ–2: Анализ макроэкономических процессов и механизма макроэкономического регулирования экономики




5

Занятие №4

1. Межотраслевые балансы. Модель В.В. Леонтьева

Формулировка модели экономики закрытого открытого типа.

2. Балансы международных расчетов: Платежный баланс: структура и основные показатели.



2

Тк

Аудитория по расписанию

6

Занятие №5

  1. Фискальная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Денежно-кредитная политика: основные инструменты и цели.

  2. Структура современной кредитной системы. Процесс создания банками денег. Денежный мультипликатор. Социальная политика.

  3. Основные направления и цели. Система социальной защиты населения. Кривая Лоренца.

2

-«-

-«-


1

2

3

4

5

7

Занятие №6

  1. Совокупное предложение в краткосрочном периоде.

  2. Кривая Филлипса.

  3. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Антиинфляционная политика.

Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.

2


-«-


-«-


8

Занятие №7

1. Фискальная политика как метод воздействия на экономические процессы.

2.Инструменты бюджетной и налоговой политики.

3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

4. Различия в подходах классиков и кейнсианцев.

5. Дефицит государственного бюджета. Сравнить с другими странами. Мультипликаторы государственных расходов.



2


-«-


-«-




2.3 Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа – 26 часа




п/п


Наименование модулей, тем семинарских и практических и их краткое содержание

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

1

2

3

4

5

СМ –1: Макроэкономические показатели и современные макроэкономические модели




1

Модель закрытой экономики без государства. Эффект мультипликатора. Экономика с государственным сектором. Влияние фискальной политики на равновесие. Влияние фискальной политики на профицит государственного бюджета.

2


Тк-


Аудитория

2

Национальная экономика и государственным сектором. Основные показатели, их определение и взаимосвязь: валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный располагаемый доход.

2

-«-


Аудитория

+ читальный зал



4

Модель IS-LM. для открытой экономики при абсолютной мобильности капитала. Для открытой экономики при несовершенной мобильности капитала

2


-«-


-«-


6

Платежный баланс и балансы международных расчетов.

1. Основные показатели и балансы межотраслевых расчетов. Торговый баланс и равновесие платежного баланса. Модель рыночного равновсия.


2

-«-

-«-


7

Подготовка к лекциям

2

Тк




8

Подготовка к семинарским занятиям

2

Тк




9

Подготовка к практическим занятиям

2

Тк




10

Подготовка к модульной контрольной работе

2

Мк



СМ–2: Анализ макроэкономических процессов и механизма макроэкономического регулирования экономики



11

Денежные агрегаты. Трансакционный спрос на деньги: модель Баумоля-Тобина. Спрос на деньги, вызванный осторожностью. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги при гиперинфляции (функция Кейгана). Скорость обращения денег и количественная теория денег.

2


Тк-


Аудитория + читальный зал

12

Основные определения. Фактический уровень безработицы и его составляющие. Модель эффективной заработной платы Шапиро-Стиглица. Политики, направленные на сокращение безработицы.

2


Доклад

-«-


13

Эмпирические факты экономического роста. Источники экономического роста. Базовая модель Солоу (без технологического прогресса). Стационарное состояние. Золотое правило накопления капитала. Экономический рост: долгосрочная динамика и переходный период. Сравнительная статика модели Солоу.

2

-«-

-«-


14

Формулировка модели национальной экономики закрытого типа. Формулировка модели национальной экономики открытого типа.

2

Доклад

-«-

16

Подготовка к семинарским занятиям

1

Тк

-«-

17

Подготовка к практическим занятиям

1

Тк

-«-

18

Подготовка к модульной контрольной работе

2

Мк

-«-



2.4 Содержание индивидуальной консультации студентов

Индивидуальная консультация – 99 часов




п/п


Наименование модулей, тем семинарских и практических и их краткое содержание

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

1

2

3

4

5

СМ –1: Микроэкономическая теория, теория поведения потребителя и производителя




1

Макроэкономические теории и школы

2

Доклад

Аудитория

2

Основные методы расчета ВНП: по методу доходов, расходов и по методу добавленных стоимостей.

2

-«-

-«-

3

Товарный и денежный рынок

2

-«-

-«-

4

Фискальная (бюджетная) налоговая политика

2

-«-

-«-

5

Кривая Лаффера. Взаимозависимость между изменениями в государственных расходах и чистых налогах. Система встроенных стабилизаторов. Методы финансирования дефицита бюджета.

2

-«-

-«-

6

Классическая макроэкономическая модель: основные постулаты. Закон Сэя. Дополнение классической теории процессами сбережений и инвестиций, характерными для реальной экономики.

2

-«-

-«-

7

Предпосылки возникновения новой экономической школы. Формирование принципов экономической политик.

2

-«-

-«-

8

Потребление и инвестиции. Предпочтения во времени.

2

-«-

-«-

9

Рынок труда и рынок трудовых ресурсов

2

-«-

-«-

10

Товарный рынок и денежный рынок

4

-«-

-«-

11

Регулирование товарного и денежного рынка

4

-«-

-«-

12

Подготовка к лекциям

5

-«-

-«-

13

Подготовка к семинарским занятиям

4

-«-

-«-

14

Подготовка к практическим занятиям

2

-«-

-«-

15

Подготовка к модульной контрольной работе

2

-«-

-«-

СМ–2: Анализ макроэкономических процессов и механизма макроэкономического регулирования экономики


16

Инфляции и методы измерения тяжести инфляционных процессов.

4

-«-

Читальный зал

17

Домашнее хозяйство и его место в макроэкономической системы государства.

4

-«-

-«-

18

Частные инвестиции

4

-«-

-«-

19

Кривая возможностей потребителей. Общее равновесие по Парето.

4

-«-

-«-

20

Теория мультипликатора для функции потребления. Экономический смысл мультипликатора. Ограничения в данной модели.

4

-«-

-«-


21

Мегаэкономика и международные экономические отношения

4

-«-

-«-

22

Проблемы современной внешнеэкономической деятельности.

4

-«-

-«-

23

Подготовка к лекциям

5

-«-

-«-

24

Подготовка к семинарским занятиям

4

-«-

-«-

25

Подготовка к практическим занятиям

2

-«-

-«-

26

Подготовка к модульной контрольной работе

2

-«-

-«-



3. Распределение учебного материала по неделям


недель


№ тем по видам занятий

Лекции

Практические

Семинарские

Самостоятельные

Индивидуальные консультации

Курс.

Работа


Модульный контроль

Содержательный модуль № 1

1

2




2

2

2







2

2

2




4

2







3

2

2




4

2







4

2







4

2




МК1

Содержательный модуль № 2

10

2







2

2







11

2

2




4

2







12

2

2




2

2







13

2

2

2

4


2




























МК2

ИТОГО

16

10

4

26

16

x

10

4. Критерии оценки знаний студентов


Формой проведения итогового семестрового контроля является Зачет.

Зачет выставляется по рейтинговой оценке, которая включает результаты текущего контроля, результаты участия студента в обсуждении вопросов и решении задач семинарских и практических занятий и результаты зачета. Рейтинговая оценка выставляется как сумма 1/3 оценки за текущую работу и 2/3 оценки за тестирование.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических, семинарских занятий, индивидуальной и самостоятельной работы студента. Оценки текущего контроля выставляются по пятибалльной шкале:

– «неудовлетворительно» – до 2 балла включительно;

– «удовлетворительно» – больше 2 до 3 балла;

– «хорошее» – больше 3 до 4 балла;

– «отлично» – больше 4 до 5 баллов.

При изучении дисциплины каждый студент должен обязательно написать самостоятельно реферат на одну из предложенных тем. Реферат должен быть выполнен согласно требованиям высшей школы. Доклад студента по теме реферата выносится на семинарское занятие и обсуждается в группе.

Регламент времени на одного студента – 15 минут: 5-7 мин. непосредственно на доклад и 8-10 мин. на ответы на вопросы аудитории.

Оценка за реферат выставляется по пятибалльной шкале с учетом таких критериев:

– полноты раскрытия темы реферата;

– учет при раскрытии темы последних изменений и тенденций объекта исследования;

– соответствия оформления реферата требованиям высшей школы;

– содержательности, логичности и лаконичности доклада;

– владение материалом выбранной темы реферата при ответах на вопросы.

При сдаче зачета студент получает задание, включающее два теоретических вопроса и тест или практическую задачу.

Ответы на теоретические вопросы требуют от студента умения воспроизводить основную информацию по дисциплине, оценивать правильность применения полученных знаний.

При решении тестовых заданий от студента требуется получение правильного ответа на предложенный вопрос. Студенту предлагают несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать один или несколько вариантов, которые составляют правильный ответ. Ответ на тест засчитывается в случае точного перечня всех вариантов и описания алгоритма решения.

При решении практической задачи студент должен правильно изложить ход решения, получить правильный арифметический ответ. В процессе решения необходимо применять последнюю редакцию действующих нормативных документов.

Задание считается выполненным, если выполнено не меньше 50% задач вопросов и тестовых заданий, задач, а суммарное количество выполненных заданий составляет не менее 70%.


Примечание: требования по переходу к кредитно-модульной системе

Контрольная работа составлена с учетом современных требований высшей школы, согласно кредитно-модульной системе и рейтинговой оценке знаний студентов.

Задание для контрольной работы охватывает все темы программы курса микроэкономики и оценивается по 100 бальной системе, составляющей общую оценку 5 баллов.

Срок сдачи контрольной работы - 2 недели до начала заключительной сессии.

Для контрольных работ, не сданных в срок применяются штрафные баллы до –50% баллов.

Итоговая оценка по курсу проставляется по рейтинговой бальной системе:

– контрольная работа 35%,

– посещение занятий 5%

– экзамен 60%.

Как и задание контрольной работы, экзаменационные билеты (или задание к зачету) включают вопросы и задания четырех уровней сложности. Правильный ответ на вопросы первого уровня сложности имеет удельный вес в общей оценке в пределах 15-20%, для заданий второго и третьего уровней сложности соответственно 20-25%, для заданий четвертого уровня сложности – 25-30%.

Каждое задание (вопросы или задача) билета оценивается по принятой рейтинговой бальной шкале. Максимальная итоговая оценка с учетом удельного веса оценок заданий – 4+. Соответствие между оценкой за экзамен и итоговой оценкой в баллах характеризуется таким соотношением:

Важным моментом в этой системе является дифференциация оценки и рейтинга студента на две совокупности:

1) аудиторная (текущие контрольные работы, курсовые работы, самостоятельные работы и т.д.):

2) экзаменационная – два экзамена: 1 экзамен в течение семестра (проверка текущих знаний) и 2экзамен, итоговый в конце семестра, составляющий контроль знаний по всему материалу рассмотренного курса и по каждой учебной дисциплине.

Задания для контрольной работы и текущих работ студентов охватывают все темы программы курса по ходу их рассмотрения и оцениваются по 100 бальной системе, составляющей общую оценку 5 баллов. Срок сдачи самостоятельной работы назначается преподавателем до начала заключительной сессии. Для всех видов учебных работ студентов, не сданных в указанные сроки, применяются штрафные баллы до –50% баллов.

Итоговая оценка по курсу проставляется по рейтинговой бальной системе:

– контрольная работа, самостоятельная работа студента, текущая проверка знаний и экзамен 1, 35%,

– посещение занятий 5%

– конечный экзамен 2, 60%.

Как и текущие контроли, экзамены включают вопросы и задания четырех уровней сложности. Правильный ответ на вопросы первого уровня сложности имеет удельный вес в общей оценке в пределах 20-25%, для заданий второго и третьего уровней сложности соответственно 25-35%, для заданий четвертого уровня сложности – 35-40%.

Каждое задание (вопросы или задачи) оценивается по принятой рейтинговой бальной шкале. Максимальная итоговая оценка с учетом удельного веса оценок заданий – 4,33.

Соответствие между оценкой за экзамен и итоговой оценкой в баллах характеризуется таким соотношением (см. табл. 1).

Таблица 1. Система итоговой оценки знаний студентов


Оценка национальная

Оценка ECTS

Примерная оценки в Европе

Успеваемость по знаниям студентов

Рейтинг % кредитов

Отлично

A

10

Полные и глубокие знания материала всего курса

91-100

Хорошо

B

25

Твердые знания программ с незначительной погрешностью

81-90

C

30

Знание ключевых положений курса с отдельными упущениями

71-80

Удовлетворительно

D

25

Освоение материала без глубоких знаний основ курса

61-70

E

10

Минимально достаточные знания

51-60

Неудовлетворительно

FX

-

Не проходные знания программного материала курса

31-50

F

-

Не достаточные знания необходимый повторный курс

0-30

С целью расчета объективной итоговой оценки соответственно и рейтинга студента, применяются различные системы средних бальных величин:



1) Итоговая средняя оценка (кумулированная средняя)

– Квартальная (MT) или семестровая (MC) итоговая средняя оценка (рейтинг) студента проводится по следующей формуле:



где: M – итоговая средняя оценка (MT) или (MC), P – цифровое значение оценки (рейтинг) студента, C – количество кредитов (1 кредит = 45 учебных часов, выделяемых каждой дисциплине или ученой деятельности); i– число дисциплин или учебной деятельности, выполненной студентом и принятым преподавателем.

– Переход от итоговой цифровой оценки к выставляемому рейтингу (соответственная буква А+, B- и т.д.) осуществляется формулами:

2) от максимальной оценки 5 к итоговой средней оценки (Moyenne cumulative) 4,33:

а) при средней оценке больше или равно 2:



где: X– итоговая средняя (кумулированная) к 4,33; Y – максимально-возможная средняя оценка 5.

б) При средней оценке меньше 2:

где: X – итоговая средняя (кумулированная) к 4,33; Y – максимально-возможная средняя оценка 5.

3) Взвешенная средняя оценка (рейтинг) студента

где: MCca – расчетная средняя оценка кумулированная; MCco – переведенная итоговая средняя оценка; MCno – кумулированая итоговая оценка с учетом количества кредитов; nСr – число кредитов по дисциплине или учебной деятельности студента; – общее количество кредитов по всем дисциплинам или видам учебной деятельности студента за принятый период.


5 Аннотация дисциплины (цель, предмет, содержательные модули)
Изучение курса «Микроэкономика» рассчитано для студентов второго курса факультета экономики и менеджмента (4-й семестр) в общем объеме 68 часов и включает в себя: 54 часа аудиторных занятий, в том числе 30 часов лекций, 24 часов практических занятий; 2 часа отведено каждой учебной группе на консультацию студентов. Кроме того, студенты заочного отделения учетно-финансового факультета пишут контрольную работу.

Исследование микроэкономической проблематики является неотъемлемым условием подготовки современного специалиста. Развитие, становление и дальнейшее углубление рыночных отношений невозможно без восприятия идеологии и принципов современной макроэкономической системы организации системы народного хозяйства и ее отраслей.

Одна из основных задач курса – формирование знаний о понятиях и основных свойствах микроэкономики, как учебной дисциплины, системах отраслей экономики; отработки практических навыков решения производственных и потребительских, распределительных и перераспределительных задач, возникающих при решении проблем на макро уровне; прививание умения творческого поиска направлений и путей совершенствования формирования частного сектора экономики государства.

Учебный процесс осуществляется в виде проведения лекций, обсуждения вопросов и решения ситуационных задач на практических и семинарских занятиях; распределение часов обусловлено учебным планом.

Центральными вопросами изучения дисциплины «Микроэкономика» являются:


  1. Микроэкономическая модель предприятия

  2. Модели стратегического поведения в экономических системах.

  3. Основы размещения производства.

  4. Формы производства предприятий.

  5. Основы издержек производства.

  6. Основы формирования микроэкономического анализа.

  7. Основы функции производства.
            1. Теория предельной полезности и поведение потребителя

  8. Анализ поведения потребителя

  9. Спрос, предложение, их взаимодействие.

  10. Теория предприятия: производство и затраты.

  11. Вариации факторов производства и оптимум товаропроизводителя

  12. Теория рыночных структур: рынок продукта

  13. Предприятие и рынок (Монополия, конкуренция, Олигополия,…)

  14. Рынки факторов производства

  15. Равновесие и эффективность рыночной системы.

  16. Общее равновесие конкурентных рынков

  17. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование;

  18. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

Знание лекционного материала проверяется на семинарских занятиях, в процессе выполнения практических заданий, в процессе написания рефератов и выполнения заданий на самостоятельную работу.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, для чего разработана тематика рефератов и задания для самостоятельной работы.

Контроль за текущей успеваемостью студентов осуществляется в форме оценки ответов на семинарах и практических занятиях, проверки выполнения заданий текущего контроля, решения контрольных заданий. Итоговый контроль по дисциплине предусмотрен в форме экзамена.
8. Основная и дополнительная литература
8.1. Основная литература


  1. Базилиевич В.Д. и др. Макроекономіка .– К.: Знання, 2005.– 251 с.

  2. Бутук А.И. Макроэкономика.– К.: Знання, 2004.– 514 с.

  3. Макроэкономика: учебное пособие для вузов.– Минск: БГЭУ, 2000.

  4. Курс лекций по макроэкономике / А.А.Фридман.– М.: МФТИ, 2000

  5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: учебник.– М.: Инфра, 1997.

  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.– М.: Республика, 1992.

  7. Р. Дорнбуш, С. Фишер, Макроэкономика.– М.: Изд–во МГУ, 1997.

  8. Дж. Сакс, Ф. Лоррен, Макроэкономика: глобальный подход.– М.: Издательство Дело, 1995.

  9. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст.– СПБ.: Издательство «Судостроение», 1998.

  10. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. – М.: Дело и сервис, 1999.

  11. Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. – С.–Пб.: Эконом. шк., 1994.

8.2. Дополнительная литература




  1. Авдашева С.Б. Современные экономические теории Запада.– М.: Финстатинформ, 1996.

  2. Барр Р. Политическая экономия: В 2т. – М.: Международные отношения, 1995.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

  4. Дж. Сакс, Ф. Ларрен, Макроэкономика: глобальный подход, 1995, гл.7,19.

  5. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно–кредитная политика / В.Лукашевича – Л., 1991. – Гл. 19.

  6. Ефримова Л.Г. Сборник образцов банковских документов. – М.: Инфра–М, 1995.–240 с.

  7. М.Бурда, Ч.Виплош, Макроэкономика. Европейский текст, 1998, гл.15.

  8. Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – №2.

  9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.– М.:МГУ, 1994.– Гл. 9,10.

  10. Р. Дорнбуш, С. Фишер, Макроэкономика, 1997, гл.16.


Протокол

Согласования рабочей учебной программы



Дисциплина, предшествующая изучению данной дисциплины

Ф.И.О.

Научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего предшествующую дисциплину



Подпись

Дисциплина, последующая, изучаемая после данной дисциплины

Ф.И.О.

Научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего последующую дисциплину



Подпись

Высшая математика

Ст. преп., Канаева Н.Н.




Размещение производительных сил

Ст. преп. Банарь В.С.




Политическая экономия

Ст. преп. Андрющенко Л.Г.




Экономика предприятия

Доц. Руденко В.Е.




История экономических учений

Ст. преп. Андрющенко Л.Г.




Микроэкономика

Доц. Мабиала Ж.




Экономическая история

Ст. преп. Макуха Г.В.




Государственное регулирование экономики

Доц. Кушпрак













Макроэкономика

Доц. Мабиала Ж.













Международная экономика

Доц. Сафонов В.А.























СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДИСЦИПЛИНЫ
Предыдущие дисциплины и их разделы, которые используются в данной дисциплине

Высшая математика

История экономических учений

Экономическая история

Политическая экономия

Макроэкономика



Следующие дисциплины и их разделы, которые используют данной дисциплины

Размещение производительных сил


Международная экономика

Экономическая диагностика

Государств. регулирование экономики

Экономика предприятия

Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы по дисциплине «Макроэкономический анализ» для студентов факультета экономики и менеджмента очной и заочной формы обучения специальностей 8.050.107 «Экономика предприятий» и 7.050.106 «Учет и аудит» и 6.050.100 «Банковское дело», утвержденной Министерством образования и науки Украины.

Составитель: доцент кафедры экономики, к.э.н., доц. Мабиала Жильберт______________________

____________________________________________________________________________________

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Экономики, протокол №____ от «___».___._____
Заведующий кафедрой, д.э.н., проф. ______________________________________Караман М.М.
Согласована: – в учебно-методическом отделе_________________________

– с деканатом

Согласована с кафедрами: 1 _________________________________________

2 _________________________________________



3._________________________________________


Смотрите также:
1. Цель и задачи преподавания дисциплины Цель преподавания учебной дисциплины «Макроэкономический анализ»
443.13kb.
1 стр.
Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины
192.51kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины
113.22kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины
154.6kb.
1 стр.
Рабочей учебной программы дисциплины б в. 12 «Плавание и методика преподавания»
10.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Политический менеджмент»
211.27kb.
1 стр.
1. Цель преподавания дисциплины
211.64kb.
1 стр.
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
299.41kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Гендерология и гендерные исследования»
28.01kb.
1 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
222.32kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Сертификация систем качества» Специальность: 220501- управление качеством
107.13kb.
1 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
304.4kb.
1 стр.