Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15

Реализация целевых установок программы духовно- нравственного развития и воспитания средствами УМК «Планета знаний»

В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и

культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Особое место в учебно-методическом комплекте «Планета Знаний» занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными,

моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает обучающимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках УМК «Планета знаний», помогают обучающимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с обучающимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

В комплекте учебников «Планета знаний» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Особое значение в реализации программы духовно-нравственного содержания имеют социальные проекты. Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакли , поздравление ветеранам, праздник для родителей и учителей и др.

Проектная деятельность обучающихся должна дополнить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог, эти же дела могут быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей.




КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно- нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.


VIII. Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

МОУ СОШ №6

«Здоровье и образование»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выполняя социальный заказ государства, школа (педагоги родители и сами учащиеся) должны понимать, что мы должны вырастить не только образованное поколение, но и поколение здоровых людей, способных жить, творить, приумножать природные богатства. Речь идет как о физическом, так и о духовном здоровье. Контингент учащихся нашей школы, к сожалению, по сравнению с другими школами города, наиболее подвержен условиям, которые могут ухудшить и нравственное, и физическое здоровье. Именно поэтому предлагаемая программа – необходимое направление в образовательной деятельности школы. Город Кстово является одним из 10 малых городов России с критическим экологическим содержанием. Это не происходит бесследно: по информации местных СМИ мы знаем, что смертность превышает рождаемость почти в 2 раза. Отсутствие в городе мест для досуга семьи (нет кинотеатров; детских кафе и пр.) и в то же время – обилие игровых автоматов, свободная продажа изделий табакокурения, вино-водочных изделий и пр. – все это создает условия для ведения асоциального образа жизни. Окраинная школа города, с большим количеством детей из малого зарубежья, детского дома и социального приюта поставлена в объективно необходимые условия для создания атмосферы и базы нравственного оздоровления детей и подростков школы, а также и их родителей.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

•неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

•факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

•чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

•активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

•особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. Это обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать

своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

Вышеназванные факты обуславливают концептуальную идею, цели и задачи данной программы.


КОНЦЕПЦИЯ
Предлагаемая программа предназначена для осуществления идеи физического и нравственного развития, оздоровления учащихся школы на основе комплексного воздействия школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, медицинских учреждений средствами физической культуры, спорта, профилактической, просветительской и реабилитационной деятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главная (соизмеримая) цель предлагаемой деятельности – пробуждение у учащихся стремления к здоровому образу жизни, к изучению и овладению основами самовоспитания и саморегуляции, приобщение к различным формам физического и нравственного оздоровления. Приобщить к той деятельности, которая поможет им стать здоровыми, активными.

Для достижения обозначенной цели необходимо решать следующие задачи:



  1. Усовершенствовать базу для занятий физкультурой и спортом

  2. Решить вопросы кадрового обеспечения по физкультурно-спортивной деятельности

  3. Обучить педагогов школы формам и методам просветительской и реабилитационной деятельности по пропаганде здорового образа жизни

  4. Расширить возможности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса за счет привлечения специалистов межведомственных учреждений и представительских волонтерских организаций

  5. Создать условия для создания реабилитационных и оздоровительных центров в школе

  6. Расширить сети кружков и секций на основе социального партнерства и межведомственного взаимодействия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Организация здоровьесберегающей инфраструктуры

образовательного учреждения

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

  2. Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы

  3. Реализация дополнительных образовательных программ на основе расширения воспитательного пространства

  4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) на основе межведомственного взаимодействия



ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня реализуется :

- в оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: физкультминуток – на уроке, подвижных игр – во время перемен, уроков физкультуры

- внеклассных спортивных занятиях и соревнованиях,

- днях здоровья,

- самостоятельных занятиях физкультурой.


Спортивная оздоровительная работа в кружках и секциях через элективные курсы


Непосредственно в школе силами учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования комплектуются секции и кружки:

- офп, теннис

- туристический, мини- футбол

- Юный дзюдоист

- оздоровительные группы учащихся могут заниматься по программе ЛФК


Оздоровительная работа через организацию питания

Здоровье – это полная зависимость от правильно организации питания. В школе работает столовая, способная обеспечить питанием всех учащихся школы. В начальное школе необходима реализация программы «Разговор о правильном питании»

Профилактическая, просветительская, реабилитационная деятельность по пропаганде здорового образа жизни учащихся

Это направление в школе может реализоваться силами сотрудников психолого-педагогической службы: психологом, социальным педагогом, врачом-наркологом или группами совместной поддержки через индивидуальные консультации; тренинги здоровья, Дни и Недели здоровья, через методики коррекционно-развивающей деятельности, терапию кризисных ситуаций и т.д. особо – работа по предупреждению травматизма и разного вида зависимостей

Образовательная и просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и педагогов

Эта работа может проводиться в рамках университета педагогических знаний для родителей (организованного на основе совместной деятельности с ПТК «Семья»); факультета психологических знаний для педагогов (на основе с ПТК «Семья»)

Приобщение учащихся к трудовой и просветительской деятельности по охране здоровья

Главное направление для учащихся нашей школы – экологическое: воспитание любви к природе (животному и растительному миру через привлечение к непосредственной работе по благоустройству школы, участка; изготовлению кормушек, плакатов и т.д., проведение акций: «Водоемам – чистые берега»


Санитарно-гигиеническая работа как необходимое условие ведения здорового образа жизни

Производственный контроль в учреждении, охрана труда, тепловой и световой режимы, питьевой режим ( с обеспечением необходимой нормативно-правовой документации) – необходимое условие организации условий для здорового образа жизни

Именно поэтому в школе необходим контроль состояния здоровья детей и профилактика заболеваний на основе :



  • Анализа медицинских карт учащихся

  • Мониторинга физического развития

  • Учета посещаемости уроков физкультуры, занятости в спортивной оздоровительной деятельности

Существенное значение необходимо придать профилактике заболеваний учащихся. В данном направлении осуществляется следующий комплекс мероприятий:

  • Организация медицинского всеобуча

  • Медицинское обследование учащихся

  • Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся

  • Соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе

  • Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов

  • Предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся

  • Беседы, лекции, просмотр научно-популярных программ, фильмов на тему здорового образа жизни

Каждое из обозначенных направлений и форм оздоровительной деятельности реализуется конкретными программами (проектами, планами); рекомендательными списками.


Использование возможностей УМК «Планета знаний» в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Учебно-методический комплекс «Планета знаний» способствует созданию здоровосберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

УМК «Планета знаний» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимися начальных классов основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка. Учебники ориентируют педагога на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Особое значение в реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» имеют социальные проекты. В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность учащихся выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реальной самостоятельной деятельности учащихся, в которой только и может происходить самоопределение, осуществляться морально-нравственный выбор не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом комплексной работы по оздоровлению учащихся должно быть следующее:

- снижение числа учащихся, подверженных простудным заболеваниям;

- увеличение числа учащихся, занимающихся физкультурой, спортом, работающим по личным планам самоусовершенствования;

- снижение числа учащихся, имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ

- улучшение комфортности в школьном коллективе за счет нравственного оздоровления: усвоения этических норм в поведении, речи, внешнем виде;

- определение группы учащихся, желающих системно вести просветительскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни через различные формы: лекции, тематические концерты, видеосюжеты, устные журналы и т.д.;

- развитие кружковой деятельности по основам медицинских знаний до уровня исследовательской и применимой в процессе оздоровления во всех его проявлениях.


СРОКИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание оздоровительной деятельности в рамках предлагаемой программы рассчитано на возраст учащихся 1-4 классов, педагогов, родителей. Именно поэтому предполагается, что программа реализуется на каждой параллели учащихся и других участников образовательного процесса в течение учебного года с последующим расширением и обновлением содержания при переходе из класса в класс.

Формы оздоровительной деятельности выбираются с учетом возраста, психофизических особенностей, возможностей материально-технического оснащения образовательного процесса.

Приложение 1
Примерные темы классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни


1

Цикл бесед «Гигиена школьника»

2

«Чтобы зубы не болели»

3

«Беречь глаз как алмаз»

4

«Да здравствует мыло душистое»

5

«О хороших привычках»

6

«Умеем отдыхать»

7

«Загадка доктора Неболита»

8

«Ты и телевизор»

9

«ТВ+здоровье»

10

«Твой режим дня»

11

«Не видать грязнулям счастья»

12

«Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение»

13

Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды»

14

Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках»

15

Инструктаж по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры и др.)

Приложение 2


Примерные темы университета (индивидуальных консультаций) для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни


  1. Здоровье ребенка в руках взрослого

  2. Здоровая семья: нравственные аспекты

  3. На контроле здоровье детей

  4. Режим труда и учебы

  5. Физическое воспитание детей в семье

  6. Алкоголизм, семья, дети

  7. Вредные привычки у детей

  8. Вопросы, которые нас волнуют

  9. Взрослые проблемы наших детей

  10. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

  11. Социальный вред алкоголизма

  12. Психология курения

  13. Нецензурная брань тоже болезнь


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Приказ №115 от 01. 09. 2012г. Основная образовательная программа Муниципального казенного образовательного учреждения Кыштовской средней общеобразовательной школы №2
5264.05kb.
25 стр.
Программа по профилактике правонарушений Паспорт программы Наименование программы Программа муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы»
250.6kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
1953.87kb.
15 стр.
Учное общество учащихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №51 лондонский глаз
163.19kb.
1 стр.
Программа развития муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной
390.82kb.
2 стр.
Совет школы Приказ №8 от 26. 08
289.77kb.
1 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного
6503.01kb.
31 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8
1614.07kb.
8 стр.
Программа «Обучение грамоте». 1 кл. 207ч. 2006 Просвещение
74.25kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №77
83.29kb.
1 стр.
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21
244.13kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Никольской средней общеобразовательной школы
862.72kb.
13 стр.