Главная
страница 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21`

г. Владимира




Составители учителя высшей квалификационной категории


МОУ СОШ № 21 г. Владимира


Афанасьева Саркисова

Нина Петровна Анжела Робертовна

г. Владимир

2009 год


Содержание элективного курса

(9 часов)

Теоретические вопросы/ Демонстрация



МЕХАНИКА


Законы сохранения: Подъемная сила крыла самолета. Значение работ Н.Е. Жуковского в развитии авиации.

Демонстрации: Подъемная сила крыла самолета. Карбюратор. Модель ветреного двигателя.

Молекулярная физика



Основы МКТ: Механические свойства твёрдых тел и материалов: упругость, пластичность, создание материалов с заданными техническими свойствами.

Значение работ Беляева Н.М.



Демонстрации: Упругая и остаточная деформации.

Квантовая физика



Световые кванты: Фотоэлектрический эффект и его законы. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике. Значение работ Столетова А.Г.

Демонстрации: Фотоэффект на установке с цинковой пластинкой. Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

Электродинамика



Электромагнетизм: Передача и использование электрической энергии на расстоянии. Схема передачи электрической энергии потребителю. Потери электрической энергии в линиях электропередачи. Значение работ Бирюкова В.Б.

Демонстрации: Передача электрической энергии на расстояние с помощью повышающего и понижающего трансформатор.

Электромагнитные волны: Свойства э/м волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Значение работ Зворыкина В.К.

Демонстрации: Кинескоп.

Электрический ток в различных средах: Свойства полупроводников. Электрический ток в полупроводниках. Зависимость сопротивления полупроводников от их температуры и освещенности. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход.

Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводников. Значение работ Скипетрова Е.П.



Демонстрации: Зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Зависимость силы тока в полупроводниках от напряжения.


Элективный курс «Физики Владимирского края» рассчитан для проведения в 9-х классах. Объем курса 9 учебных часов, рекомендуемое время проведения — 2 полугодие.

Особую роль в становлении личности играет формирование у учащихся научного мировоззрения. Эти вопросы можно частично решать при осуществлении историко-методологического подхода в обучении физике. В этой связи необходимо отметить, что хотя в процессе обучения физике учащиеся знакомятся с исторически полученными знаниями науки, они с трудом осознают, что физика является постоянно развивающейся сферой человеческой деятельности и ее развитие связано с историческими процессами. Ее развитие подчиняется определенным закономерностям.

Внимание учащихся, в большинстве случаев, акцентируется на запоминании научных факторов, определений, формулировок законов. История открытия законов, выведение новых понятий оказывается за рамками учебника физики и учебного процесса.

В развитии науки физики и сегодня происходят изменения: открытие новых явлений, установление законов, совершенствование методов исследования, возникновение новых теорий. Все это постоянно требует определения соотношений исторического и логического в научном и учебном познании, а также способов реализации этого принципа в учебном познании физики.

Осуществляемая связь физики с историческим содержанием позволяет конкретизировать и уточнить общенаучные знания, делает теоретические положения более приятными, доходчивыми, легче усвояемыми. Факты более близкие и понятные школьникам, оказывает сильное влияние эмоциональное воздействие, что обеспечивает наиболее успешное восприятие и усвоения материала. Использование исторических сведений позволяет избежать простого зазубривания определений и выводов и обеспечивает понимание самих процедур добывания физических знаний, что является основой развития школьников.

В учебном понимании, как показал анализ научно-исторической литературы, принцип историзма является одновременно принципом построения учебной программы и условием успешного обучения учащихся основам методологии физики, так как принцип выступает в роли отправной точки при обучении или в исследовании окружающего мира. Однако, вопросам формирования у учащихся учения применять исторический подход при изучении физических явлений, как метода познания действительности, изменяющейся и развивающейся во времени не удалось в методике обучения физики должного внимания.



Формирование длительного интереса к предмету и его содержанию с использованием историко-методологического подхода, что позволит укрепить основы знаний по физике и определиться с выбором профиля обучения.

1. Подобрать историко-краеведческий материал по теме «Физики Владимирского края»

2. Повторить и расширить знания по конкретным темам физики связанным с деятельностью наших земляков.

3. Использовать активные формы работы с учащимися для активизации их интереса и помощи в понимании теоретического материала.

4. Использовать различные источники информации, в том числе средств современных информационных технологий.





  • исторический материал должен быть логически связан с учебной программой по физике в средней школе;

  • история должна быть представлена основными, главными вопросами, по содержанию исторические сведения должны способствовать осуществлению учебно-воспитательных задач, стоящих перед преподаванием физики;

  • изложение исторического материала на занятиях должно быть обоснованным документами истории наук, источниками научной литературы;

  • подбор краеведческого материала осуществляется как учителем, так и учащимися в ходе самостоятельной работы с литературой и архивными документами.

Изложение же практических основ научных исследований предполагается в пределах школьной программы, что обеспечивает их повторение. Освоение теоретического материала значительно может быть облегчено применением: компьютерных демонстраций и исследований, проведением опытов, изучение физических приборов на музейных экскурсиях.
На наш взгляд наиболее интересными являются следующие положения, которыми ми руководствовались при составлении данного элективного курса:


  • история науки позволяет понять, что физика является непрерывно развивающейся наукой и обновляющейся областью человеческого познания;

  • использование элементов истории науки позволяет понять, как под влиянием определенных практических потребностей возникли научные проблемы и протекали научные исследования, как и развитие техники и технологии производства позволили науке преодолеть стоящие перед ней проблемы, что привело ее на новый уровень;

  • история физики дает представление о том, что обобщения, которым приходит физика, состоят из ряда исторических связанных ступеней, и о том, что между зарождением какой-либо идеи и претворением ее в практику может пройти достаточно много времени;

  • история науки позволяет увидеть, что научные открытия не являлись трудом только отдельных личностей, а всегда являлись результатом коллективного творчества ученых, если даже они жили в разных странах и в разное время.



  • Улучшение качества знаний по темам: «Законы сохранения», «Основы МКТ», «Световые кванты», «Электромагнетизм», «Электрический ток в различных средах».

  • Четкое знание учащимися ряда ученых физиков, их открытий, их дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Значения в период научной деятельности.

  • Рефераты учащихся по заинтересованным их темам физики.

  • Повышение познавательного интереса к предмету.

  • Сознательное самоопределение ученика относительно профиля.


1. Анкетирование учащихся в начале и в конце курса.

2. Защита реферата перед учащимися, не посещающими элективный курс.

3. Анкетирование родителей на конец учебного года «Причины выбора

профильных предметов.






Фамилия имя отчество ученого

История жизни


Область научных интересов

Возможные формы занятий

Количество часов




Жуковский

Николай Егорович

(5(17).01.1848-17.03.1921г.г.)


Биография жизни.

Воздухоплавание.

Исследования по аэродинамике и авиации.

Практическая направленность исследований.

Экскурсия в усадьбу Н.Е. Жуковского.


Эвристическая беседа.

Экскурсия.

2ч.

Беляев

Николай Михайлович


(05.02.1890-25.04.44 г.г.)


Биография жизни.

Труды по теории прочности (устойчивость стержней, упругие и пластические деформации).


Лекция.

Практические исследования.


1 ч.




Бирюков

Валентин Борисович


(01.04.1901- 04.05.1976г.г.)


Биография жизни.

Создание комплекса высоковольтного оборудования.

Лекция

Семинар.

1ч.




Столетов

Александр Григорьевич


(29.07.1839-15.05.1896г.г)


Биография жизни.

Фотоэффект.

Его применение.

Экскурсия в дом музей Столетовых.

Эвристическая беседа с компьютерными демонстрациями. Лабораторная работа (компьютерный вариант).

Экскурсия.




Скипетров Евгений Павлович

29.07.50



Биография жизни.

Полупроводники электрофизические и фотоэлектрические.

Свойства полупроводников. Применение полупроводников.



Лекция.

Семинар.





Зворыкин

Владимир Кузьмич


(30.07.1889- 29.07.1982 г.г.)


Биография жизни.

История рождения телевидения (кинескоп, иконоскоп).


Лекция.

Семинар.








ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович [5 (17) января 1847, село Орехово Владимирской губернии — 17 марта 1921, Москва)], российский ученый в области механики, основоположник современной гидро- и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, создатель аэродинамики, как науки.

Жуковский родился в семье интеллигентного инженера путей сообщения из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Имение в деревне Орехово было приобретено отцом на приданое его жены, матери Жуковского. Всю свою жизнь Жуковский с величайшим удовольствием проводил свой летний отпуск в Орехове.

В 1858 Жуковский поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. С 3-го класса он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Очень трудно давались ему иностранные языки, особенно латынь и немецкий.

В 1864 Жуковский окончил гимназию и в том же году поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 по специальности «прикладная математика». В 1870 стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, сменив в этой должности Н. А. Умова, а с 1872 — преподавателем математики Московского технического училища — позднее МВТУ, где проработал до конца жизни (сейчас Московский государственный технический университет им. Н. Ю. Баумана). С 1874 он доцент кафедры аналитической механики. Одновременно в 1872-1920 преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук.








М ужская гимназия была "преобразована 7 августа 1804 года из Главного народного училища учрежденного 1788 году. В 1810 году при гимназии был устроен пансион для детей-дворян. Гимназия находилась в другом здании, расположенном на Главной улице( дом 37 по ул.Большая Московская), но после пожара, случившимся в 1841 году переехала в специально построенное для нее здание рядом с домом Владимирского дворянства. Гимназия состоит из девяти классов ("восемь нормальных и приготовительного"). Плата с приходящих 40 рублей в год. В пансион принимаются лишь дети дворян, бедные бесплатно, остальные с платой 240 рублей в год. В настоящее время (на конец XIX века - прим.ред.) в гимназии обучается 250 учеников"









Жуковский с начала 20 в. уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники. В 1902 под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых аэродинамических труб. В 1914 под его же руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория в МВТУ.

В работах Жуковского были развиты все основные идеи, на которых строится современная авиационная наука. В 1890 было опубликовано первое теоретическое исследование Жуковского по авиации — «К теории летания». За ним последовал ряд работ по авиации и динамике полета, из которых особенно важное значение имела работа «О парении птиц» (1891). Работы Жуковского о различных формах траекторий полета стали теоретической базой фигур высшего пилотажа. В своей работе «О присоединенных вихрях», представленной в виде доклада в Московском математическом обществе в 1905, Жуковский вывел формулу для подъемной силы, ставшую основой для всех аэродинамических расчетов самолетов. В период 1912-18 появился ряд работ Жуковского по вихревой теории гребного винта, в которых он, опираясь на разработанную им теорию крыла, дал теорию работы воздушного винта. На основе этой теории проектируются и строятся воздушные винты современных летательных аппаратов.

Николай Егорович всесторонне исследовал динамику полета птиц и предсказал ряд возможных траекторий полета. Открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, и определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета, разработал вихревую траекторию воздушного винта.

Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку в специальном декрете Совета Народных Комиссаров в декабре 1920. Декрет был подписан В. И. Лениным и учреждал «в ознаменование пятидесятилетия профессора Николая Егоровича Жуковского и огромных заслуг его как отца русской авиации,...» годичную премию Николая Егоровича Жуковского за наилучшие труды по математике и механике, а также устанавливал ряд персональных льгот для самого Жуковского. В.И. Ленин отметил заслуги Жуковского, как «отца русской авиации».

При участии Жуковского были созданы Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ) и Военно-воздушная инженерная академия, ныне носящая имя Жуковского.

В 1956 году в Москве открылся научно-мемориальный музей Н.Е.Жуковского. Дом-музей Жуковского на родине в д.Орехово Владимирской области был открыт ещё в 1937 году. В Ореховской усадьбе Жуковский провел немало научных опытов и написал ряд сочинений; он приезжал сюда на лето почти ежегодно. Его именем названа одна из улиц в городе Владимира.






БЕЛЯЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ – родился 24.I (05.11).1890 года в г. Владимире, умер 25.04.1944 года в г. Ленинграде – советский ученный в области теории прочности, член – корреспондент АН СССР (с 1939 г.), профессор Ленинградского политехнического института ( с 1924 г.), доктор технических наук (1934 г.). Из семьи священника. Окончил владимирскую мужскую гимназию с золотой медалью (1908 г.), Петроградский институт путей сообщения с золотой медалью с занесением имени на мраморную доску на стене института (1916 г.). ученик профессора С.П.Тимошенко. Служил в Управлении Северо-западной железной дороги в должности инженера восстановительного отдела, с 1919 перешел на работу в механическую лабораторию Научно-технического института военного ведомства сначала на должность лаборанта, затем старшего производителя работ по механическим испытаниям.

С 1923 года перешел на научно-педагогическую работу: заведующий механической лабораторией и кафедрой сопротивления материалов в Петроградском институте инженеров путей сообщения. При последующих реорганизациях института Бирюков сохранил за собой кафедру сопротивления материалов. После эвакуации с 1942 года возглавил кафедры сопротивления материалов в Московском институте инженеров железно-дорожного транспорта в Московском механическом институте. Автор учебника «Сопротивление материалов». Учебник стал основным по курсу сопротивления материалов для студентов технических вузов и выдержал много изданий. Беляевым с соавторами было разработано руководство «Лабораторные работы по сопротивлению материалов» и составлен «Сборник задач по сопротивлению материалов». Курс сопротивления материалов Беляевым является не только итогом его методического и педагогического мастерства, но и результатом его научной деятельности как теоретика и экспериментатора. Он исследовал контактные напряжения при сжатии соприкасающихся тел, динамичность, устойчивость стержней, пластичность деформации за пределами упругости материалов, ползучесть деталей при высоких температурах, прочность конструкций под нагрузкой, усталостную прочность материалов и конструкций при действии переменного напряжения. Ряд специальных вопросов, важных для инженерной практики, был впервые в науке поставлен и решен Беляевым. Николаем Михайловичем были проведены исследования рельсовой стали, на основе которых разработаны новые технологии рельсов. Беляев предложил новые способы подбора и контроля бетона, нашедшего широкое применение. Участвовал в разработке методики динамических испытаний мостов. Награжден орденом « Знак Почёта».








БИРЮКОВ Валентин Гаврилович (1(14).04.1901г.- 04.05.1976 г.) – ученый – электротехник, кандидат технических наук (1946 г.).

Валентин Гаврилович родился в г. Москве, в семье потомственных железнодорожников; в 1906 году переехал вместе с семьей во Владимир. Юные годы Бирюкова прошли во Владимире. Учился во Владимирской земской мужской гимназии. Трудовую деятельность начал кочегаром паровоза депо станции Владимир.

В 1917 году вспушил в союз молодежи «III Интернационал», а в 1918 году, после реорганизации его в Коммунистический союз молодежи, получил комсомольский билет № 1. В том же году Бирюков был избран секретарем Владимирского комитета комсомола. А в 1919 – секретарем губернского комитета комсомола. Член КПСС с 1920 года.

После гражданской войны, участником которой он был, Бирюков окончил МВТУ им. Баумана. В дальнейшем - на научной работе в Москве.

В 1965 году за участие в создании комплекса высоковольтного оборудования удостоен Ленинской премии; впервые в мире было сконструировано, изготовлено и применено оборудование, позволившее успешно передавать на дальние расстояния ток в 400-500 тысяч вольт.



СТОЛЕТОВ Александр Григорьевич [29 июля (10 августа) 1839, Владимир — 15 (27) мая 1896, Москва], российский физик. Родился в семье небогатого купца. Окончил Московский университет (1860) и был оставлен для подготовки к получению профессорского звания. В 1862 командирован в Германию, работал и учился в Гейдельберге, Геттингене и Берлине у Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, Г. Магнуса, В. Вебера. За границей Столетов пробыл 3 года. В 1865 вернулся в Россию и в следующем году получил место преподавателя математической физики и физической географии в Московском университете, где работал до конца своей жизни (с 1869 — доцент, с 1873 — профессор). В 1872 Столетов защитил докторскую диссертацию «Исследование о функции намагничивания мягкого железа». При работе над диссертацией провел 4 месяца в лаборатории Кирхгофа в Гейдельберге, где сконструировал установку для исследования магнитных свойств железа, выполнил все задуманные опыты. Организатор первой в России учебно-исследовательской физической лаборатории. После его работы «Функции намагничивания железа» имя Столетова становится широко известно за границей. В 1881 году Столетов представляет русскую представляет русскую науку на Первом Всемирном конгрессе электриков в Париже. Он первый русский физик, участвующий на международном съезде.

Провел (1888-90) цикл работ по изучению внешнего фотоэффекта, открытого в 1887 Г. Герцем. Создал первый фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте. Рассмотрел инерционность фототока и оценил его запаздывание в 0,001 с. Открыл прямую пропорциональную зависимость силы фототока от интенсивности падающего тока (первый закон внешнего фотоэффекта). Открыл (1889) явление понижения чувствительности фотоэлемента со временем (явление фотоэлектрического утомления). В 1888 году Александр Григорьевич начинает исследование фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем. С помощью разработанной им установки Столетов изучал различные стороны фотоэффекта. Столетов получает вольтамперную характеристику фотоэлемента: фототок возрастает с увеличением напряжения между электродами, а малые токи пропорциональны напряжению; начиная с некоторого значения напряжения фототок практически не меняется при увеличении напряжения, т.е. фототок стремится к насыщению. Будучи уверенным в том, что величина фототока определенно связана с освещением, Столетов проводит серию опытов с целью установить эту зависимость. Меняя силу тока источника, он нашел, что величина фототока насыщения пропорциональна световому потоку, падающему на катод. В начале 1893 года трое академиков, Чебышев, Бредихин и Бекетов, выдвигают Столетова в члены научного учреждения страны. Несмотря на мировую известность ученого, президент Академии великий князь Константин не допускает кандидатуру Столетова до баллотировки. Возмущенный брат Александра Григорьевича, Николай, генерал и герой Шипки спрашивает у президента Академии, почему он самолично вычеркнул из списков кандидатов фамилию Столетова. «У вашего брата невозможный характер», - с раздражением отвечает великий князь. В 55 лет в результате непрерывной травли он становится больным стариком. В начале 1896 году Столетов переносит тяжелое заболевание рожистое воспаление. Едва оправившись от него, он снова заболевает. Болезни терзают ослабленный организм, и в ночь с 14 на 15 мая Александр Григорьевич умирает от воспаления легких. Александр Григорьевич похоронен во Владимире.

На основе изученного Столетовым явления фотоэффекта были созданы фотоэлементы, которые получили повсеместное применение. За тридцать лет научно-исследовательской работы Столетов сделал ряд гениальных открытий в области физики. Его труды помогли прийти к открытию и использованию атомной энергии В своих научно- критических и историко-философских работах Столетов резко выступал против идеалистических тенденций в физике, в защиту материализма; он воспитал выдающихся физиков. Учитель многих российских физиков (Д. А. Гольдгаммер, П. А. Зилов, Н. П. Кастеривн, Р. А. Колли, П. Н. Лебедев, В. А. Михельсон, А. П. Соколов, Б. В. Станкевич, Н. А. Умов, И. Ф. Усагин, Н. Н. Шиллер, В. С. Щегляев и др.).

В память о Столетове во Владимире, на доме, в котором он родился и жил, установлена мемориальная доска и его именем названа одна из улиц города.



Улица Столетовых в г. Владимире.

Дом – Музей Столетовых (гостиная)




Мужская гимназия, где учились братья Столетовы




Слева – Столетов Александр Григорьевич –

великий русский физик.

Справа – Столетов Николай Григорьевич –

русский генерал, старший брат выдающегося физик




СКИПЕТРОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ – родился 29.07.1950г. в г. Владимире.


Окончил Физический факультет МГУ в 1973 году, кандидат физико-математических наук, доктор физико-математических наук, профессор кафедры низких температур и сверхпроводимости физического факультета МГУ, Проректор МГУ, Лауреат Государственной премии (1995 г.).
Область научных интересов: энергетический спектр носителей заряда в узкозонных полупроводниках; собственные и радиационные дефекты в узкозонных полупроводниках; электрофизические и фотоэлектрические свойства полупроводников, облученных быстрыми частицами.
Краткая характеристика основных результатов:

предложен новый метод исследования энергетического спектра радиационных дефектов в узкозонных полупроводниках, позволяющий получить информацию об уровнях радиационных дефектов, расположенных в окрестностях краев энергетических зон;

исследовано влияние глубоких облучении электронами на электрофизические свойства ряда узкозонных полупроводников;

предложены модели энергетического спектра этих материалов;

обнаружены переходы типа металл-диэлектрик;

опубликовал 111 научных работ.

Скипетров Е.П. имеет 2 авторских свидетельства.



ЗВОРЫКИН (Zworykin) Владимир Кузьмич (1889-1982), американский инженер-электронщик российского происхождения, изобрел первую электронную передающую трубку — иконоскоп, а также приемную телевизионную трубку кинескоп. Работал над созданием электронно-оптических преобразователей, усовершенствовал электронный микроскоп, разрабатывал медицинскую аппаратуру и приборы для научных исследований по биологии.

ЗВОРЫКИН (Zworykin) Владимир Кузьмич (30 июля 1889, Муром Владимирской губернии — 29 июля 1982, Принстон, шт. Нью-Джерси), американский инженер российского происхождения, изобретатель в области электроники, основоположник телевидения.

Зворыкин родился в семье богатого муромского купца. В положенное время поступил в реальное училище. В летние каникулы плавал по Оке на пароходе, принадлежавшем его отцу. На правах юнги помогал чинить и обслуживать электрооборудование во время рейсов и так заинтересовался электротехникой.

По окончании реального училища Зворыкин решил углубленно заняться физикой и поступил для этого в Петербургский университет. Но вскоре перевелся на электротехнический факультет Петербургского политехнического института, более отвечавший устремлениям молодого человека с наклонностями инженера, конструктора, прикладника. В то время в Политехническом институте преподавал Б. Л. Розинг, увлекавшийся идеей телевидения. Увлеченность проблемой создания практически пригодной системы телевидения передалась и Зворыкину.

Окончив в 1912 Петербургский политехнический институт по специальности «электротехника», Зворыкин некоторое время работал в институте под руководством Б. Л. Розинга, а затем поехал стажироваться в Париж и поступил в Коллеж де Франс в Париже, где до 1914 специализировался у известного физика П. Ланжевена, изучая рентгеновские лучи.

С началом Первой мировой войны Зворыкин прервал свои исследования и вернулся в Петроград. Он стал офицером в подразделениях беспроволочного телеграфа, действовавших под Гродно и на других участках Северо-Западного (позднее Западного) фронта. После полуторагодового пребывания в частях беспроволочного телеграфа Зворыкин получил назначение в петроградскую Офицерскую электротехническую школу (впоследствии Краснознаменная академия связи им. С. М. Буденного в Ленинграде).

Не видя в России, особенно после февральской революции 1917, возможностей работать над своей давней мечтой о телевидении, Зворыкин в августе 1917 эмигрировал из России сначала в Лондон, а затем в США, где, по слухам, электротехника очень быстро развивалась. В США он приехал в 1919 и первое время был вынужден довольствоваться бухгалтерской работой в русском посольстве. Затем, выучив английский язык, Зворыкин по рекомендации русских эмигрантов в 1920 устроился на работу в отдел радиоламп фирмы «Вестингауз электроникс» в Питтсбурге, шт. Пенсильвания.

Мысли Зворыкина о телевидении воспринимались руководством компании как нереальные, так что он по-прежнему не мог с полной отдачей работать над этой проблемой. Тем не менее в 1923 он подал патентную заявку на иконоскоп — передающую телевизионную трубку, а в 1924 на кинескоп — приемную телевизионную трубку. Эти два изобретения составили первую полностью электронную телевизионную систему. Ранее же предлагались электромеханические системы с быстро вращающимся диском и другими аналогичными устройствами. Однако руководство компании «Вестингауз» не было убеждено первой демонстрацией (с изображением в виде простого креста) телевидения Зворыкина в 1923. В 1924 Зворыкин принял американское гражданство.

В 1926 Зворыкин окончил Питтсбургский университет и возглавил на фирме «Вестингауз» группу молодых инженеров, разрабатывавших передающую телевизионную камеру и кинескоп. Усовершенствованная телевизионная система, продемонстрированная в 1929, убедила руководство «Радиокорпорации Америки» (RCA).

В 1930 Зворыкину был предложен пост директора электронных исследований фирмы RCA в Кемдене (шт. Нью-Джерси), а затем в Принстоне (шт. Нью-Джерси), для дальнейшей разработки его изобретения. В 1931 Зворыкин осуществил свой иконоскоп — как передающую трубку с накоплением заряда на мозаичном фотокатоде и вторично-электронной эмиссией.

Телевизионная система Зворыкина явилась стимулом для развития современного телевидения как средства развлечения и образования. Хотя осуществленный Зворыкиным в 1931 иконоскоп был позднее вытеснен ортиконом и суперортиконом, иконоскоп послужил основой для дальнейших важных разработок в области телевизионных камер. Современная же приемная телевизионная трубка — это, в сущности, кинескоп Зворыкина. Он разработал также цветную телевизионную систему, на которую получил патент в 1928.

Его электронно-оптический преобразователь (ЭОП), чувствительный к инфракрасному излучению, послужил основой для «снайперскопа» (винтовочного прицела) и «снуперскопа»



  • устройств, которые использовались во Второй мировой войне для видения в темноте.

Его вторично-электронный умножитель (ВЭУ) был применен в сцинтилляционном счетчике, одном из самых чувствительных детекторов излучения. В числе других разработок Зворыкина в области электроники — ранняя форма фотоэлемента.

Зворыкин сыграл важную роль в усовершенствовании электронного микроскопа, одного из самых эффективных приборов для медицинских и биологических исследований. В 1957 Зворыкин запатентовал прибор, который в ультрафиолетовом излучении дает цветное изображение действующих живых клеток на экране, что открыло новые возможности биологических исследований.

В 1954 вышел в отставку с должности директора электронных исследований в RCA со званием почетного вице-президента компании RCA, но оставался ее консультантом и с этого года до 1962 исполнял также обязанности директора центра медицинской электроники в Рокфеллеровском институте (ныне Рокфеллеровский университет) в Нью-Йорке. В 1967 Национальная Академия наук США наградила Зворыкина Национальной медалью науки за вклад в разработку приборов для науки, техники и телевидения, а также за стимулирование применения электроники в медицине.

Кинескоп. Схема конструкции черно-белого кинескопа: 1 — внутреннее проводящее покрытие (аквадаг); 2 — магнит центровки электронного луча; 3 — постоянный магнит ионной ловушки; 4 — электронный прожектор; 5 — отклоняющая система; 6 — электронный луч; 7 — высоковольтный вывод.




  1. «Интересное о крае», составитель Н.С.Софронов, издательство

г. Ярославль, 1993 г.

  1. «Очерк о жизни и деятельности Беляева», автор Митинский и др.

  2. «Большая советская энциклопедия», изд. Москва 1957 г. т.3.

  3. «Билет №1», автор Заверняев в., изд. «Комсомольская искра»

1986г., 11апреля.

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007г.

  2. «Физикон» («Открытая физика») 2-5 (Компакт диск)

  3. Интернет сайт «Персоналии» - Владимирцы.

  4. «Телевидение и его применение», автор Гладков К.А. изд. Воениздат, 1960г. (Научно-популярная библиотека).

  5. Газеты «Молва» (1 апреля 1999г.), «Призыв» (5 февраля 2002г.)

10. Ресурсы Интернет сайтов.







Смотрите также:
Составители учителя высшей квалификационной категории
238.89kb.
1 стр.
Путешествие в страну олимпию
45.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Классный час: «Далёкому мужеству верность храня»
81.67kb.
1 стр.
Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя музыки второй квалификационной категории Коротаевой Елены Евгеньевны
98.66kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога евтых Хариет Бачмизовны учителя истории, обществознания высшей квалификационной категории по курсу
192.2kb.
1 стр.
1. Осадчева Ольга Александровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории
125.38kb.
1 стр.
Рабочая программа по обж учителя 1 квалификационной категории ИсхаковаЗуфараРавильовича 10 класс
183.32kb.
1 стр.
Конспект комплексно-тематического занятия
54.74kb.
1 стр.
Деление трехзначного числа на однозначное
240.63kb.
1 стр.
Литература Математика Шведова Диана Анатольевна
169.68kb.
1 стр.
Урок нравственного прозрения в XI классе
82.64kb.
1 стр.