Главная
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
Т.М. Бабаев

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Методические рекомендации

к изучению курса

Москва

Российский университет дружбы народов

2013

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РУДН
Методические рекомендации к изучению курса

«Общая психология» (по выбору)

для студентов I курса юридического факультета РУДН
Курс по выбору – «Общая психология»
1 семестр,

семинаров – 36;

самостоятельная работа – 36 часов.
Кредит: 3.
Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета РУДН Бабаев Тосиф Музаффар оглы.
Часы консультаций: по предварительной договоренности.
Телефон: внутренний номер 24-33;

моб. 8-926-846-02-70

E-mail: tosif57@mail.ru,

veravul@rambler.ru

Предисловие



Если судья не знает психологии, то это будет

«суд не над живыми существами, а над трупами».

И.С.Баршев
В современной России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит «Психология».

Изучение учебной дисциплины «Основы общей психологии» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и для гармоничного развития личности, эффективного выполнения социальных функций в обществе, коллективе и семье.

Эта учебная дисциплина создаёт общетеоретическую базу для изучения юридической психологии, криминологии, судебной психиатрии, философии и социологии, что определяет особую значимость глубокого её изучения, и в то же время сложность познавательного процесса. У студентов первокурсников подчас выявляется дефицит фундаментальных гуманитарных знаний, а также практических навыков по конспектированию лекций, работе с литературными источниками.

Целью курса является овладение студентами системой психологических знаний, навыков и умений, необходимых для успешной работы по избранной юридической специальности, а также развитие профессионально-личностных качеств и психологической компетенции у будущих работников правоохранительных органов.

В содержании курса отражены современные достижения отечественной и зарубежной психологической науки и практики.

Конкретными задачами курса являются:

■ формирование у студентов представлений о предмете, функциях и современном состоянии психологии;

■ овладение студентами необходимыми знаниями о психологических механизмах и закономерностях поведения человека, в том числе в сфере правоприменительной практики, специфике формирования правовой психологии и правосознания, психологических факторах, определяющих формирование отклоняющегося от правовой нормы поведения;

■ вооружение студентов психологическими методами и технологиями правоохранительной деятельности, умения – ми использовать рекомендации психологов в процессе рас – следования преступлений и в иных юридически значимых ситуациях;

■ развитие профессионально-психологических качеств, психологического мышления и психологической чувствительности у будущих юристов, формирование у них готовности к эффективному использованию психологических знаний в правоохранительной деятельности и укреплении правопорядка.

Данный курс рассчитан на один семестр. Результаты освоения курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии. А также закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

На основании изученного материала студенты должны уметь самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных со строением и развитием личности и индивидуальности человека, его системы познавательных процессов, понимать общие закономерности его поведения. Разумеется, что студенты должны иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

Курс состоит из 18 лекций и 18 практических занятий. На практических занятиях проходит обсуждение проблем, сформулированных преподавателем и студентами, студенческих сообщений по теме семинара, анализ практических ситуаций и творческих работ студентов.


















ТЕМА 1




ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВО



Основные положения
Представление о психологии как науке. Этапы развития психологии. Историческое изменение предмета психологии. Представления о душе в философии Древней Греции. Вопрос о взаимоотношениях души и тела.

Современное определение психологии как науки о психике. Особенности психического отражения. Психические закономерности и механизмы. Специфика и соотношение понятий – психика, сознание, самосознание, бессознательное, образ, деятельность. Психика и ее основные функции. Типология психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления. Принципы психологии.

Основные методы современной психологии. Использование методов психологии в юридической практике и судебно-психологической экспертизе.

Отрасли психологии и их задачи. Юридическая психология.


Вопросы для обсуждения


  1. Что изучает психология как наука? Назовите ее предмет и объект изучения?

  2. Что дословно означает «психология»? В чем отличие понятия «души» от понятия «психики»?

  3. Назовите три начала человеческой души в её толковании Платоном. Как мыслит Платон о связи души с телом?

  4. В чем состоит особенность понимания души Аристотелем (в сравнение с Платоновским)?

  5. Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия? Кто и когда ввел термин «психология»?

  6. В чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле?

  7. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б.Спиноза?

  8. Какие этапы выделяют в истории психологии? Каковы критерии их выделения?

  9. Чем по своей сути является психика?

  10. Каковы основные функции психики?

  11. Классификация психических явлений.

  12. Перечислите основные методы психологии.

  13. Каковы основные отрасли и задачи современной психологии?

  14. Юридическая психология.


Комментарии
Несмотря на то, что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя, так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и проявлении психики.

Термин «психология» образован из двух слов: «психе» и «логос» (др.-греч. ψυχή – душа; λόγος – знание). Таким образом, психология является наукой о душе человека.



Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических явлений, которые возникают в области правового регулирования поведения людей и юридической деятельности.

Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения называется правовой психологией.



Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, регуляцию своего поведения.

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения. То есть все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми, окружающим миром.



Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые включают в себя содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.



Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся: на познавательные, эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся: направленность, темперамент, характер, способности и др.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.
Этапы развития психологии
1-й этап. Ранние представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima – дух, душа) – взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон).



Демокрит Абдерский (460–370 гг. до н.э.) провозгласил, что в основе души лежат атомы (atoma), которые имеют сферическую форму. Благодаря такой форме их природой является безостановочное движение. Атомы не могут быть неподвижными, поэтому, когда движутся они, с ними движется и тело человека. Различные фиксируемые человеком ощущения происходят от того, что с ним соприкасаются разные типы атомов, обладающие разными формами.

По мнению Демокрита, возникновение болезней вызвано изменениями в пропорциях атомов в различных частях тела. Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Демокрит считал, что все зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний.

В работах Платона (428/427–348/347 гг. до н.э. настоящее его имя – Аристокл, а Платон (от лат. platus) – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий») достаточно много внимания уделяется вопросу о душе человека. Душа, по мнению Платона, является чем-то божественным, отличающимся от физического тела. При этом душа и тело находятся в достаточно сложных отношениях друг с другом. По своему происхождению душа призвана управлять телом, однако зачастую тело берет верх над душой. В таком случае оно играет главенствующую роль в жизни человека, который подвергается различным страстям, пытается реализовать свои желания. В то же время тело является менее надежным, чем душа, так как подвержено различным заболеваниям.

Что же касается души, то Платон выделял три ее составные части: разумную (мудрость), волевую (мужество) и чувственную (благоразумие/вожделение), которым соответствуют три части тела – голова, грудь и брюшная полость. Платоном была составлена классификация людей исходя из преобладания у них той или иной части души: философы, обладающие мудростью; воины, имеющие мужество; работники, у которых на первом месте стоит чувственная составляющая. На основе этой классификации Платон создал социальную модель общества.

Душа – высшее, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье своего тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу после смерти ждет различная судьба. При неблагоприятном исходе она будет блуждать вблизи земли, а при благоприятном отлетит в некий идеальный мир, существующий вне материи.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) выдвинул идею о том, что нельзя разделять душу и физическое тело. Главная функция души заключается в реализации биологического существования организма. Движущей силой любого поведения человека являются его стремления, потребности. Человек познает окружающий мир посредством ощущений. Ощущения, в свою очередь, оставляют след в памяти человека в виде представлений, образов предметов, которые ранее воздействовали на органы чувств.

Аристотель выделил несколько стадий познания. Наиболее простое познание происходит путем непосредственного восприятия отдельных вещей и их основных свойств. Следующей стадией является использование накопленного опыта. В таком случае, человек уже обладает набором воспоминаний о каком-либо предмете. В качестве следующей стадии Аристотель называет знание сущности целого ряда предметов.

В соответствии с выполняемыми функциями Аристотель выделял три основные части души: вегетативную, чувственную и рациональную. У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют вегетативную и чувственную части, у людей же есть все три части. Аристотель известен также своей этической теорией, призывающей быть умеренными в своих желаниях, находить середину между двумя крайностями.

Эпикур (342/341–271/270 гг. до н.э.) внес значительный вклад в изучение эмоций человека. Основой счастья, по Эпикуру, является отсутствие страха смерти. Страх смерти является самым значительным злом в жизни человека, не позволяя достичь счастливой жизни. С избавлением от этого страха у людей появляется возможность избавиться и от всех прочих бед.

Эпикур учил, что «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (Эпикур, «К Менекею», 125). Таким образом, смерть не имеет к человеку никакого отношения, поскольку любые эмоциональные реакции представляют собой набор некоторых ощущений, а смерть – это прекращение любых ощущений.



2-й этап. В эпоху Средневековья душа человека стала рассматриваться как некоторое божественное, сверхъестественное начало. Развитие философии в этот период не предполагало создания новых идей, отличных от господствующей точки зрения церкви. Изучение человека, его духовных процессов было подчинено исключительно задачам богословия.

С эпохой Возрождения связано появление вопросов о свободе человеческой личности, о месте человека в обществе. В этот период было совершено множество значительных открытий в области анатомии, техники, архитектуры. Научный прогресс перевел изучение психики человека из области теоретических измышлений в практическое русло.

В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.



3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда, выполняющее функции отражения окружающей действительности и регуляции деятельности.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.



Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями, включенный в систему общественных, в том числе правовых отношений и обладающий сознанием, а так же самосознанием.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение – внешние проявления психической деятельности. Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:



  • изучать качественные (структурные) особенности психических явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  • анализировать становление и развитие психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

  • изучать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания не – возможно правильно овладеть практическими способами их формирования и развития;

  • содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.

Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.

Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия (предполагаемая способность мозга передавать мысли и образы другому мозгу на расстоянии непосредственно, без использования каких бы то ни было известных средств коммуникации), телекинез (термин, которым в парапсихологии принято обозначать способность человека одним только усилием мысли оказывать воздействие на физические объекты, ясновидение).

Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология.




следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации к изучению курса «Общая психология»
1598.77kb.
15 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 4-го курса специальностей «психология» и «практическая психология. Иностранный язык»
398.03kb.
3 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические рекомендации к изучению дисциплины 210405 санкт-петербург
195.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы»
218.42kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Политическая психология
110.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое право России» включает программу курса, методические рекомендации по его изучению, планы семинарских занятий, нормативный материал, список рекомендуемой литературы, тесты по темам курса
1835.26kb.
9 стр.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая биология и микробиология»
878.74kb.
4 стр.
Методические рекомендации к изучению курса «Основы коммерческой деятельности»
257.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.