Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента


Ридер по второй части дисциплины

«Методы научных исследований в менеджменте»

Качественные исследования в менеджменте

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.



Москва – 2011



Содержание

Стр.


Программа дисциплины «Качественные исследования в менеджменте» 4
Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте 13

1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности 13

1.2. Количественные и качественные исследования: сущность, особен-

ности, взаимосвязь 16

1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований 17

Практические занятия 17

Домашние задания 17

Список литературы 18

Вопросы для оценки качества освоения темы 18

Приложение 1.1. Н.Л. Титова, статья «Стратегическое развитие вузов

в условиях экономического роста страны» 19

Приложение 1.2. Симуляция "Хватит разговоров" 32
Тема 2. Кейс стади как основной метод качественных исследований в

менеджменте 36

2.1. Понятие кейс стади и возможности его применения 36

2.2. Классификация кейс стади 38

2.3. Области возможного применения кейс-стади 39

2.4. Методы улучшения качества кейс стади 49

2.5. Принципы написания отчета 41

Практические занятия 44

Домашние задания 44

Список литературы 44

Вопросы для оценки качества освоения темы 44



Приложение 2.1. Кейс «Сплоченность фирмы» 45
Тема 3. Основные методы сбора информации для кейс-стади 46

3.1. Использование первичных и вторичных данных в исследованиях 46

3.2. Основные методы получения информации в качественных исследованиях 48

3.3. Анализ документов 49

3.4. Контент-анализ 51

3.5. Наблюдение 58

Практические занятия 61

Домашние задания 61

Список литературы 61

Вопросы для оценки качества освоения темы 61



Приложение 3.1. Анализ кейса «Сплоченность фирмы» 63

Приложение 3.2. Эффект «Ожидаемость последствий» 67

Приложение 3.3. Статьи для контент-анализа 69

Приложение 3.4. Кейс «Сторонники изобилия» 79

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента


Программа дисциплины
«Методы научных исследований в менеджменте»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Раздел 2 «Качественные исследования

в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.
tite@mail.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________

Председатель Зав. кафедрой Н.Б. Филинов

_____________________________

«_____» __________________ 2011 г. «____»________________ 2011 г.


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.
Москва - 2011

Развитие факультета менеджмента НИУ ВШЭ связано с интенсификацией исследовательской деятельности, в частности, с формированием национально-адаптированной модели менеджмента (НАММ). Введение в программу обучения курса «Методы научных исследований в менеджменте» является составной частью этой стратегии. Целью данного курса в целом является приобщение студентов к исследовательскому процессу в области управления, имеющему значительную специфику, а также воспитание у них интереса к этой области деятельности.

Основными задачами курса «Методы научных исследований в менеджменте» являются:

- формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;

- овладение исследовательскими методами и умение их выбора исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;

- изучение специфики менеджериальных исследований, связанных с их принципиальной междисциплинарностью, разнообразием объектов исследований (человек, подразделение, организация, корпорация), относительно небольшой разработанностью методов и т.д.;

- получение представления об особенностях отечественного менеджмента;

- овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.


Курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит общенаучный и междисциплинарный характер и должен быть полезен всем студентам вне зависимости от их дальнейшего выбора конкретной концентрации, а также их образовательной и карьерной траектории. Знания, умения и навыки, полученные учащимися в рамках этой учебной дисциплины, должны дать им серьезные конкурентные преимущества при поступлении в магистратуру и, в дальнейшем, на рынке труда, причем не только для чисто научной, но и для исследовательско-аналитической карьеры.

В соответствии с утвержденным базовым планом, а также исходя из программы развития НИУ ВШЭ и факультета менеджмента, курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит обязательный характер для всех студентов бакалавриата, и читается с первого до четвертого курса, имея, соответственно, четыре смысловых блока:

- 1-й курс – «Методы работы с научной литературой»;

- 2-й курс – «Методы качественных исследований в менеджменте»;

- 3-й курс – «Методы количественных исследований в менеджменте»;

- 4-й курс – «Исследовательский процесс, его архитектоника и логика».


Очередность блоков обусловлена их сложностью, а также логикой имеющегося в бакалавриате образовательного процесса, в частности, параллельно читаемыми дисциплинами.

Для формирования у студентов умений и навыков в области исследовательской деятельности во всех содержательных блоках курса «Методы научных исследований в менеджменте» используются следующие принципы:

- включение в теоретическую (лекционную) часть курса анализа исследований последних лет, проведенных ведущими специалистами факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, и лучших квалификационных работ его выпускников;

- увеличение доли часов, приходящихся на практические занятия и самостоятельную работу студентов;

- использование при проведении практических занятий наиболее активных методов работы (тестов, контрольных работ, защит выполненных заданий, дискуссий, взаимного рецензирования и т.д.) мини-группами (по 5-6 человек);

- организация самостоятельной работы в виде выполнения детализированных и формализованных заданий.


Курс «Методы научных исследований в менеджменте» рассчитан на 306 часов и будет читаться в течение всего срока обучения в бакалавриате представителями разных кафедр факультета менеджмента и других факультетов.
Раздел 2 «Методы качественных исследований в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)



Тематический план раздела

№ п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самосто-ятельная работа

Всего часов

лекции

Сем.или практ. занятия

Всего

1.

Количественные и качественные исследования в менеджменте

4

4

8




10

18

2.

Кейс-стади как основной метод качественных исследований в менеджменте


4

4

8




10

18

3.

Основные методы сбора информации для кейс-стади


8

8

16

КР,

Защита кейса

20

36

ИТОГО: 16 16 32 40 72
Базовые учебники

  1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

  2. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

  3. Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 2».

  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. Изд-во «Омега-Л», 2011.


Формы контроля:

Текущий контроль: контрольная работа, домашние работы, работа на практических занятиях, коллективная защита кейса.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

А) Работа на практических занятиях и выполнение домашних работ - 40%.

Б) Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) – 30%.

В) Коллективная защита кейса - 30%.
Содержание программы

Второй раздел курса «Методы научных исследований в менеджменте» предназначен для студентов второго курса бакалавриата факультета «Менеджмент» и посвящен использованию качественных исследований в этой области. Помимо общей для всего курса цели – приобщения студентов к научным и практическим исследованиям – в рамках этой дисциплины обеспечивается методологическая подготовка к написанию курсовой работы по предмету «Теория и история менеджмента».

Основными задачами этого раздела курса являются:


  • формирование знаний в области качественных исследованиях;

  • получение практических умений и навыков в области таких исследований и, прежде всего, составлении и анализе кейсов, сборе необходимой для них информации, применении методов анализа документов и наблюдения;

  • получение представлений о реальных исследованиях в области менеджмента.

Основными содержательными блоками курса «Научные исследования в менеджменте» являются:



  1. Теоретическая (лекционная) часть, посвященная методологии качественных исследований;

  2. Примеры авторских и лучших студенческих исследований последних лет;

  3. Коллективное выполнение большого числа различных заданий, презентация их результатов, взаимное рецензирование и обсуждение.


Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте
1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности (Кузнецов И.Н., стр. 8-10; Ядов В.А., стр. 418-426);

1.2. Количественные и качественные исследования: сущность, особенности, взаимосвязь (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 13-17);

1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований (Титова Н.Л., ридер).
Практическое занятие

Симуляция «Хватит разговоров».


Домашние задания

    1. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).
1.2. Подготовка к практическому занятию по теме 2

Группами по 5-6 человек собрать информацию о деятельности какого-либо промышленного предприятия, разработать структурированное текстовое описание его деятельности с указанием использованных источников информации, а также презентацию (не более 5 минут).


Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».
Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.


Тема 2. Кейс стади как основной метод качественных исследований в менеджменте

2.1. Понятие кейс стади и возможности его применения (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 18-48);

2.2. Классификация кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 76-81);

2.3. Области возможного применения кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 25-27);

2.4. Методы улучшения качества кейс стади (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 88-98).

2.5. Принципы написания отчета (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 175-190).


Практическое занятие 2.1:

- презентация одного из предварительно разработанных в составе мини-групп кейсов;

- оценка его качества по Р. Йину (работа в мини-группах);

- определение, какие виды триангуляции были использованы при его формировании;

- разработка направлений улучшения качества проанализированного кейса (работа в мини-группах);

- обсуждение направлений улучшения качества в проанализированном кейсе.


Домашнее задание 2.1: Разработка усовершенствованного варианта своего кейса (текст и презентация).
Основная литература.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

Дополнительная литература

Yin R. Case Methods. London, Sage, 1989.

Yin R. Case study research: design and methods. London, Sage, 1994.
Тема 3. Основные методы сбора информации для кейс-стади

3.1. Использование первичных и вторичных данных в исследованиях (Черчилль Г, Браун Т., 164-179);

3.2. Основные методы получения информации в качественных исследованиях (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 99-100);

3.3. Анализ документов (Ядов В.А., стр. 185-188; Добреньков В.И., Кравченко А.И., стр. 555-567);

3.4. Контент-анализ (Мангейм Дж. Б., Рич Р.К., стр. 269-292);

3.5. Наблюдение (Добреньков В.И., Кравченко А.И, стр. 525-554, Черчилль Г, Браун Т., стр. 241-253.).


Практические занятия:

3.1. Презентации и взаимное рецензирование предложенных перечней информации.

3.2. Презентация и взаимное рецензирование результатов контент-анализа статей.

3.3. Защита разработанного кейса.


Домашние задания:

    1. 1. Разработка перечня первичной и вторичной информации, необходимой для конкретного исследования (по кейсу «Сплоченность фирмы», Этапы 1-3).

3.1.2. Разработка перечня первичной и вторичной информации, необходимой для аналогичного исследования (по собственному кейсу).

    1. Контент-анализ статьи.

    2. Доработка собственного кейса.


Основная литература

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

Черчилль Г, Браун Т. Маркетинговые исследования. 5-е изд. СПб.: Питер, 2010.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



  1. Что является основными результатами научных исследований?

  2. На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

  3. Каковы важнейшие современные проблемы практического менеджмента?

  4. Каковы основные принципы научной деятельности?

  5. В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

  6. В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

  7. В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

  8. Какие существуют варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?

  9. Что такое кейс стади?

  10. Относится ли кейс стади к количественным или качественным исследованиям?

  11. В чем состоят достоинства и недостатки кейс стади как метода исследования?

  12. В каких научных областях используется кейс стади и почему?

  13. Какова типовая схема анализа в рамках обучающих кейс-методов?

  14. В чем состоит цель разведывательных кейс стади и какова их специфика?

  15. В чем состоит цель описательных кейс стади и какова их специфика?

  16. В чем состоит цель объяснительных кейс стади и какова их специфика?

  17. Что такое общая, внешняя и внутренняя валидность кейс стади и как их можно проверить?

  18. На чем основана проверка надежности с помощью триангуляции?

  19. Какие существуют методы триангуляции и в чем их суть?

  20. В чем состоят особенности исследовательского отчета?

  21. Какова типичная структура студенческих работ;

  22. В чем заключается системный и комплексный подход при изложении материала?

  23. Что такое иерархический подход при изложении материала?

  24. В чем заключается принцип изменения подробности описания?

  25. Почему фрагменты «Введение» и «Заключение» называют самостоятельными частями работы?

  26. В чем заключаются различия между восточным и западным стилем написания работы?

  27. Что такое первичные и вторичные данные в исследованиях?

  28. Каковы достоинства и недостатки использования вторичных данных?

  29. Какими могут быть причины несоответствия вторичных данных задачам проводимого исследования?

  30. С помощью каких методов может быть оценена точность вторичных данных?

  31. Может ли в рамках качественных методов использоваться количественная информация?

  32. Что такое документы, и какими они бывают?

  33. Что такое контент-анализ, и каковы условия его использования?

  34. Какие основные критерии используются при отборе совокупности сообщений, подлежащих изучению в рамках контент-анализа?

  35. Какими бывают единицы анализа при проведении контент-анализа?

  36. Чего следует опасаться при выборе единиц анализа?

  37. Как можно снизить вероятность ошибки при отборе единицы анализа?

  38. Какие направления чаще всего используются в менеджменте при формировании классов (системы категорий) анализа?

  39. Какие основные требования предъявляются к системе категорий при контент-анализе?

  40. Какие основные методы ранжирования используются для определения того, насколько каждое из используемых в словаре слов и выражений влияет на итоговую оценку изучаемого объекта?

  41. В чем состоит метод Q-сортировки?

  42. В чем состоит метод парного сравнения?

  43. Как построить итоговую оценку при контент-анализе?

  44. Что такое наблюдение как метод сбора информации, и в чем состоят его достоинства?

  45. В чем заключаются условия возможности наблюдения?

  46. Какие виды наблюдения вы знаете?

  47. В чем заключаются достоинства и недостатки различных методов наблюдения?

  48. Как фиксируются и обобщаются результаты наблюдений?

  49. С помощью каких показателей оценивается качество наблюдений?

  50. Что такое включенное наблюдение и каковы его особенности?

  51. Какие приемы следует использовать при осуществлении включенного наблюдения?

Автор программы:



_____________________________/ Ф.И.О./

Тема 1. Количественные и качественные исследования

в менеджменте
1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности

А. Понятие научных исследований

Научные исследования на современном этапе познания, в первую очередь, имеют своей целью проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это включает следующие моменты:

- создание системы аксиом, определений и классификаций;

- выделение причинно-следственных связей и закономерностей;

- создание моделей и разработка законов;

- прогнозирование последствий.


Б. Менеджмент как область научных знаний

Менеджмент относительно новая область научных знаний, возникшая как определенное обобщение различных областей экономики, социологии, психологии, теории управления и других наук.

В настоящее время менеджмент как наука находится в стадии становления. Это, в частности, проявляется в том, что к настоящему времени исследователи в основном занимаются разработкой определений, классификаций и выделением закономерностей. В результате большая часть создаваемых моделей носит дескриптивный (описательный), а не нормативный (предписывающий) характер.

Пример. Ежегодные опросы менеджеров показывают, что в качестве основных проблем они называют следующие:

- давление сроков. К сожалению, ситуация, когда решение требовалось “позавчера”, является стандартной. Недаром среди управленцев бытует шутка о том, что в любой задаче должна оставаться одна степень свободы: либо определяется то, что должно быть сделано, либо - когда это должно быть сделано;

- недостаток квалификации ЛПР, вызванный, с одной стороны, тем, что жизнь полна неожиданностей и постоянно подбрасывает новые и новые проблемы. С другой стороны, неумолимо действует принцип Питера, согласно которому каждый человек достигает уровня своей некомпетентности. Дело в том, что одним из недостатков деятельности в группе является объективно ограниченный состав. Если же эта группа является настоящей командой, то часто бывает сложно и опасно вводить в нее дополнительного члена, даже остро необходимого из-за роста объема работы или появление новых функций. Поэтому при нормальном развитии организации часто бывает, что как только менеджер начинает более или менее справляться со своими обязанностями, его продвигают на следующую, как правило, более высокую должность. Однако это совсем не обязательно сопровождается существенным ростом его компетентности;

- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество. В рамках данного курса эта проблема будет обсуждаться в связи с заинтересованностью организаций в намеренном искажении информации;

- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

- быстрая смена условий, проблема, которая в российских условиях вызвана не только объективной неизбежностью перемен и развития, практической неисчерпаемостью различных форм проявления жизни, но и тем переходным процессом, по правилам и в рамках которого вынуждены функционировать отечественные предприятия;

- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР, о методах согласования которых речь пойдет во второй главе;

- засилье рутины и др.


Причины медленного развития менеджмента как области науки:

- необходимость сочетания принципиально разных знаний в рамках одного исследования;

- различные виды деятельности в рамках одной организации (логистика, маркетинг, управление проектами, управление человеческими ресурсами и т.д.;

- принципиально различающиеся объекты исследования (организация, ее подразделения, люди) огромное разнообразие ситуаций.


В. Принципы научной деятельности

Несмотря на индивидуальный характер исследовательской деятельности, отражающий личность самого исследователя, специфику обстоятельств, в том числе стоящей задачи, можно выделить определенные принципы, обеспечивающие ее научный характер:



  1. Получение нового знания;

  2. Объективность, т.е. учет всех имеющихся фактов, их нетенденциозный анализ и доказательность выводов;

  3. Целостное рассмотрение объекта, т.е. всех его составляющих и свойств, а также связей с внешней средой;

  4. Рассмотрение объекта в развитии (от возникновения до состояния на момент проведения исследования), т.е. применение исторического подхода;

  5. Целенаправленный и плановый процесс познания.

Объект научного исследования – не просто отдельное явление или конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений или ситуаций.

Цель – углубление научных знаний в определенной области в силу какой-либо общественной потребности.
Г. Отличия научно-практической (прикладной) деятельности

Объект научно-практического исследования – отдельное явление или конкретная ситуация. Цель – решение конкретной проблемы у конкретного объекта управления.

Несколько меняются и принципы


  1. Получение не принципиально нового знания, а новых знаний о конкретном объекте;

  2. Объективность, но, как правило, на основе значительно меньшего объема фактов. На практике при внутреннем консалтинге анализ часто отражает интересы исследователя и, соответственно, носит тенденциозный характер (пример: негативная реакция «сильных» факультетов НИУ ВШЭ на введение кросс-финансирования);

  3. Частичный отказ от целостного рассмотрения объекта в связи с объективной ограниченностью всех ресурсов (денег, времени, людей);

  4. Использование принципа рассмотрение объекта в развитии лишь при необходимости выявления динамики каких-либо процессов и имеющихся тенденций (пример: изменение конкурса при приеме);

  5. Целенаправленный и плановый процесс познания, как правило, сохраняется.


Особенности прикладных исследований:

- четко определен объект и часто неявно – предмет;

- доминирующее значение времени, выделенного на исследование, часто в ущерб его качеству;

- возможность использования разработанных ранее методов и моделей;

- использование полученных правдоподобных объяснений, а не строгое доказательство.
1.2. Количественные и качественные исследования:

сущность, особенности, взаимосвязь
В экономике и социологии, а, следовательно, и в менеджменте долгое время использовались только т.н. «количественные исследования». Такие исследования проводятся путем определения количественных характеристик, а затем их статистической обработки. Объект исследования в них – большие группы, макроявления и процессы. Пример: совершенствование системы ЕГЭ на основе анализа зависимости от них успеваемости студентов. Т.е. «взгляд с позиций горца» (Л. Ионин).

Достоинства:

- возможность исключения маргинальных явлений;

- объективность, независимость от личности исследователя.


Качественные исследования – анализ проблемы через призму единичного случая, но с детальным его рассмотрением. Одной из главных задач таких исследований является обнаружение, интерпретация и составление детального описания каких-либо способов функционирования, развития и взаимодействия.

Достоинства:

- возможность глубокого анализа;

- возможность объяснения причинно-следственных связей.


Качественные и количественные исследования взаимно дополняют друг друга. Варианты их сочетания:

1. Параллельное использование, характерное в основном для масштабных исследований (Т. Шанин – трансформации в российской деревне, 1990-1996 гг., бюджетные обследования домохозяйств и качественные данные о жизни, материальном обеспечении и т.д.);

2. Последовательное использование «количественное - качественное», т.е. вначале общие закономерности, затем их объяснение, в частности, интерпретация аномалий (пример, необходимость исследования «а-типичных» вузов);

3. Последовательное использование «качественное - количественное», в частности, для выработки гипотез, которые могут быть проверены статистически.


Причины роста распространенности качественных исследований

1) Ускорение темпов развития экономики и общества. Примеры: возникновение принципиально новых технологий, прохождение человечеством второго информационного барьера, взаимопроникновение культур, качественный рост конкуренции, кризисные процессы в экономике и т.д. В российском обществе это сопровождается переходным процессом и масштабными структурными изменениями;

2) Одновременно проявляющимися как процессами стандартизации и копирования (в поведении как физических, так и юридических лиц) в связи с т.н. «диффузией инноваций», так и приобретением «ключевых факторов успеха»;

3) Появление развитого аппарата качественных методов исследований, модой на них, признания их научными, а также возникновение групп квалифицированных исследователей.


1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований
Пример приводится на основе авторских исследований последних лет (см. Приложение 1).
Практическое занятие 1.1

Симуляция «Хватит разговоров».


Домашние задания 1.1 и 1.2

    1. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).
1.2. Подготовка к практическому занятию по теме 2

Группами по 5-6 человек собрать информацию о деятельности какого-либо промышленного предприятия, разработать структурированное текстовое описание его деятельности с указанием использованных источников информации, а также презентацию (не более 5 минут).



Список литературы
Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».
Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.



Вопросы для оценки качества освоения темы

Что является основными результатами научных исследований?

На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

Каковы важнейшие проблемы практического менеджмента?

Каковы основные принципы научной деятельности?

В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

Каковы варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?
Приложение 1.1

Н.Л. Титова


Стратегическое развитие вузов в условиях экономического роста страны1

Статья основана на результатах трех научно-исследовательских проектов последних лет, посвященных проблемам стратегического управления в отечественных вузах. В каждом из проектов была построена типология вузов в зависимости от преимущественного направления и результатов их развития. Это дало возможность определить степень соответствия деятельности организаций системы ВПО, а также их отдельных групп, выделенных в зависимости от профиля деятельности, региона и базового положения, тем задачам, которые вызваны Концепцией социально-экономического развития России до 2020г.
Описание проблемы

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, определяющая способы восстановления Россией статуса мировой экономической державы, еще не принята. Однако уже сейчас очевидно, что будет выбран инновационный путь развития, прежде всего, в наукоемких направлениях. Это требует от государства значительных инвестиций, в том числе, на НИОКР и образование. По прогнозам МЭРТ, государственные расходы на образование увеличатся с 1,2 трлн руб. в 2007 году до 5,8 трлн руб. в 2020-м [Васильева, 2007].

Для вузов такое направление развития страны означает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и необходимость быстрого решения ряда чрезвычайно сложных задач. Это инновационный характер самого образования, его интеграция с наукой, высокое, на уровне международных стандартов, качество услуг, опережающее развитие направлений, соответствующих приоритетным направлениям развития страны и регионов, высокая адаптивность к изменениям ситуации и стабильное развитие вузов.

В успешной реализации поставленных задач в значительной степени заинтересованы и сами вузы. Однако хозяйственная самостоятельность приводит к тому, что при выборе направления своего развития высшие учебные заведения ориентируются не только на собственные интересы и интересы страны, но и на требования других категорий контрагентов, приносящих им финансовые, материальные, репутационные и другие выгоды (т.н. «стейкхолдеров»). К ним могут относиться субъекты национального и регионального рынка абитуриентов, труда, научно-исследовательских и пр. услуг, академического сообщества, органы местной власти и т.д.

Квалификация некоторых категорий стейкхолдеров, как потребителей услуг, в ряде случаев недостаточно высока. Имеется в виду, что они ориентируются на сиюминутные выгоды, а также отстают от быстро меняющейся ситуации, в частности, на рынке труда. Таким образом, есть основание предполагать, что хозяйственная самостоятельность вузов приводит не только к их большей активности и, в результате, к снижению нагрузки на государственный бюджет. Учет интересов всех категорий стейкхолдеров ведет к частичному удовлетворению интересов страны. Это, с нашей точки зрения, является первой важной проблемой развития системы ВПО РФ на современном этапе.

Есть и другая проблема. Для успешного развития вузы должны учитывать принципиально новые вызовы нашего времени. К таким вызовам принято относить следующие: высокую динамичность ситуации, рост конкуренции, изменение системы требований к высшему образованию со стороны потребителей, дефицит квалифицированных кадров, рост конфликтов внутри вузов и т.д. [Таверньи, 2002; Филиппов, 2006; Волков, Ливанов, Фурсенко, 2007].

Такие условия делают необходимым использование принципов и методов стратегического управления. Однако сложное положение, до сих пор характерное для части российских университетов, ориентирует их на решение текущих проблем. Кроме того, недостаточный управленческий опыт часто приводит к излишнему тиражированию собственных и чужих управленческих решений, доказавших ранее свою успешность. В результате можно ожидать, что развитие вузов несколько запаздывает по отношению к изменениям ситуации, а также не всегда адекватно им.

Целью данной статьи является определение соответствия стратегического развития вузов тем требованиям, которые вызваны инновационным курсом страны.
Степень изученности стратегического развития российских вузов

Несмотря на важность анализа стратегического развития вузов, исследований по этому направлению в России проводилось мало. Одним из исключений является серия публикаций в журнале «Университетское управление: практика и анализ» за 2003 – 2005гг. [Грудзинский, 2004; Воронин, Васильев, 2002; Рябов, Пузанков, Мамонтов, 2002 и др.]. Каждая из таких работ посвящена описанию стратегии конкретного объекта управления. Однако, с нашей точки зрения, в целом они не дают общей картины. Прежде всего, данные учебные заведения вместе не составляют репрезентативную выборку. Кроме того, в статьях приведены описания того, как вузы планируют развиваться. Однако реальный процесс стратегического управления значительно, а иногда и радикально отличается от разработанной стратегии.

Обобщение теоретических основ университетского менеджмента и его практической реализации в отечественных университетах сделано в монографии «Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы» [Филиппов, 2006]. На основании экспертных знаний о стратегическом развитии ряда российских университетов выделены их новые типы: инновационные, предпринимательские, исследовательские и виртуальные. При этом «за кадром» остаются вопросы о том, что в целом происходит в системе ВПО и что конкретно должны делать вузы для своего успешного развития.

На основе семинара «Стратегическое планирование в вузах» для руководителей 37 вузов разного размера, профиля деятельности и территориальной принадлежности были выделены проблемные зоны управления [Клюев, Балобанов, 2002]. Это неадаптированность структур управления вузом к изменившимся условиям, доминирование задач оперативного управления, отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде, нечеткость управленческих процедур и т.д. Кроме того, речь пока преимущественно идет о стратегическом планировании, а не о процессе постоянного управления. Проведенное авторами обобщение важно для понимания ситуации. Однако и оно сделано на основании обследования хотя и представительной, но случайной выборки вузов. И, наконец, исследование носило одномоментный характер, а не выявляло процессы, происходящие в стратегическом управлении вузов.

Для понимания причин определенной фрагментарности при изучении стратегического развития вузов, а также необходимости применения предлагаемого подхода остановимся на важнейших проблемах исследования этого вопроса. Они, в первую очередь, являются следствием специфики высших учебных заведений, как объектов управления [Минцберг, 2001; Ben-Ner, Gui, 1993; Pfeffer, Salancik, 1978]. В результате возможность использования при анализе стратегий их стандартных для менеджмента типов ограничена.

Следующая проблема изучения стратегического развития российских вузов связана с их достаточно сложным положением. Вначале оно определялось недостаточным государственным финансированием, низкой платежеспособностью населения, уменьшением спроса на образовательные услуги, собственным неумением хозяйствовать в рыночных условиях и т.д. В начале 2000-х годов эти проблемы начали уменьшаться, но на смену пришла «демографическая яма» и существенно выросшая конкуренция на рынке образовательных услуг [Суслонов, Маланин, Шерстнев, 2003; Клюев, Балобанов, 2002; Клячко, 2002; Князев, 2003]. В результате отсутствия «свободы маневра» вузы преимущественно использовали т.н. эмерджентные, т.е. незапланированные, спонтанные стратегии [Mintzberg, Waters, 1985]. Это означает, что говорить о стратегическом управлении или даже о стратегическом планировании пока неправомочно. Развитие организаций системы ВПО, во всяком случае, до последнего времени, можно рассматривать лишь как «стратегическое поведение» [Клюев, Балобанов, 2002; Костецкий, 2003]. Соответственно, вторая важнейшая проблема при изучении стратегического развития вузов состоит в том, что используемые российскими вузами типы стратегического поведения постоянно меняются. Это означает, что их изучение нельзя проводить только или даже преимущественно на основе декларируемых стратегий. Выводы могут быть сделаны только на основе анализа результатов развития и/или детального изучения их деятельности.

Это вызывает третью проблему изучения стратегического развития вузов. Их разнообразие в плане исходного положения, социально-экономического и промышленного положения региона, профиля деятельности, а также спроса со стороны рынков абитуриентов и труда определяет необходимость исследования большого числа объектов. С другой стороны, необходимость детального изучения такого числа объектов делает задачу мало реальной. Вместе это вызывает необходимость использования специальной методологии исследования.
Краткое описание методологии исследования

Было принято решение проводить исследования стратегического развития отечественных вузов в два этапа. На первом – на основании официальной статистической информации (форма 3–НК Министерства образования и науки РФ и финансовая отчетность) – строилась их типология, основанная на результатах деятельности. Это позволяло определить общие тенденции развития системы ВПО страны и отдельных групп вузов, выделенных по региональному или профильному принципу, предположить причины успехов и неудач, а также наметить наиболее «интересные» объекты для социологических обследований.

На втором этапе проводилось обследование выделенных объектов, охватывающее практически все сферы их деятельности и имеющее высокую степень подробности – вплоть до конкретных управленческих решений. Это позволяло проверить сделанные ранее выводы об имеющихся тенденциях и конкретизировать пути развития вузов2.

Для построения типологии был выбран т.н. метод «лингвистической классификации» [Браверманн, Мучник, 1983; Авен, Киселева, Мучник, 1983]. Идея метода состоит в том, что в гиперпространстве состояний, заданном выделенными характеристиками, строится ряд зон. Каждая из таких зон описывается определенным сочетанием значений этих характеристик – «предложением», что и вызвало название метода. Затем анализируется, какие именно объекты отнесены к каждой из зон3.

При проведении исследований в качестве важнейших характеристик, рассчитанных на основе официальной статистической информации и принимавших три уровня значений (низкое, среднее и высокое по сравнению с результатами большинства вузов выборки), экспертным образом были выбраны


  • уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса, который показывает, насколько вуз способен обеспечить качество образовательного процесса (Р). Данная характеристика в наибольшей мере соответствует долговременным интересам общества;

  • степень финансовой результативности деятельности (Ф);

  • интенсивность использования непрофильной деятельности, т.е. деятельности, не относящейся к учебной, научно-исследовательской и т.д. (Н);

  • масштабы количественного роста вуза – объемов приема, числа факультетов, специальностей, специализаций и т.д. (М).


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины «Качественные исследования в менеджменте» 4 Тема Количественные и качественные исследования в менеджменте 13
1370.21kb.
7 стр.
Количественные и качественные методы исследования в современной социологии: соединяем и властвуем
164.22kb.
1 стр.
Количественные и качественные показатели
76.72kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «политическая карта мира»
23.35kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
М. Г. Котовская «Интеграция детей мигрантов в московских школах»
215.33kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Программа дисциплины Концепции и технологии в современном менеджменте для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистров
67.9kb.
1 стр.
Политическая карта мира. История формирования политической карты
38.64kb.
1 стр.
Департамент культуры новосибирской области
803.54kb.
5 стр.
«новые качественные характеристики населения республики беларусь» (итоги переписи 2009 года и выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.)17 февраля 2011 года
626.9kb.
4 стр.
Программа дисциплины Стратегии в менеджменте: современные проблемы менеджмента и проектного управления для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции
405.45kb.
6 стр.