Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 средняя общеобразовательная школа № 16 аул Малый- Барханчак Ипатовского района Ставропольского края ![]() учителя начальных классов муниципального коммерческого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 а. М. Барханчак Ипатовского района Ставропольского края Шихаповой Эльмиры Ринатовны . 2010-2011 учебный год Урок-обобщение. Тема: Нравственные ценности ислама. Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры. Совершенствовать знания учащихся об истории появления, основах ислама и исламской этики, о жизни пророка Мухаммада, об обязанностях мусульман. Воспитывать нравственность, любовь и уважение к ближнему и людям другой веры, другой национальности. Виды и формы деятельности учащихся: - учебный диалог; - работа в группах; - презентации учащихся по темам. Средства наглядности: - слайды по модулю «Основы исламской культуры», - выставка книг, газет, журналов.
(Фронтальная работа с учащимися). - Какие праздники являются любимыми у мусульман? - Как проходят праздники? - Расскажите о мусульманском лунном календаре? Чем он отличается от солнечного? - Почему Курбан-байрам по-русски называют праздником жертвоприношения? - С какими религиозными обязанностями мусульман связаны праздники Курбан-байрам и Ураза – байрам? - С чего начинается утро праздничного дня у верующих? - В каком государстве мы живем? - Сколько народов живет в нашей стране? - Какие религии существуют в нашей стране? - Что делает нас – разных людей – одним народом?
Россия многонациональная страна. Наша школа тоже многонациональная, в ней обучаются дети 11 национальностей. У каждой из них свои обычаи, традиции, своя религия, но основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. С 4 класса вы начали изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», а именно «Основы исламской культуры». На этих уроках мы знакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому, узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу. Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явление природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и многое другое.
Дивным - давно в 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом. Ему предстояло стать посланником Аллаха, пророком. Но как у всякого человека у него были родители. Он любим, и был любим, как и все, радовался и огорчался. Его отец Абдуллах умер ещё до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ему было шесть лет. 3-й ученик. Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи. Все чаще Мухаммад стал прибегать к уединению. Порой, взяв с собой запасы воды и пищи, он отправлялся в пещеру, неподалеку от Мекки и там, в размышлениях, проводил несколько дней. И вот когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, в его жизни произошло важнейшее событие. В месяц рамадан к нему явился Ангел Джибрил, он дал понять Мухаммаду что он – посланник Аллаха. Мухаммад был потрясен случившимся и испуган. Но скоро страх покинул сердце Мухаммада. Он веровал в единого Бога – Аллаха. К этой вере стал призывать своих родных и близких. Так возникло новое религиозное учение – ислам. 4-й ученик. Уже в детстве Мухаммад отличался от остальных детей. Перед ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего аравийского солнца. Мухаммад отличался от других детей природным умом, ответственно относился к любому делу, которое ему поручали. Повзрослев, Мухаммад стал за небольшую плату пасти стада, которыми владели богатые жители Мекки. Он нанимался погонщиком верблюдов, водил в дальний путь караваны, выполнял торговые поручения купцов. Мухаммад рос и мужал. Он не боялся никакой работы, всегда был честен, справедлив и порядочен. За это люд прозвали его Верный. Презентация учащихся 2 группы по теме: « Чудесные путешествия пророка». 1-й ученик. Мекка - это родина пророка Мухаммада и именно отсюда началось чудесное путешествие. Здесь, у Каабы, Пророка ждало удивительное животное, Ал – Бурак, на котором он вместе с ангелом Джибрилом отправился в путь. Современная Мекка – это крупный город в Саудовской Аравии, центр исламского мира, место паломничества мусульман. В Мекке находится комплекс мечети Харам, возведенный вокруг древнего святилища Каабы. 2-й ученик. Гора Синай на Синайском полуострове – священное место не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. На горе Синай пророк Мухаммад молился во время своего чудесного путешествия. Гора Синай находится на территории современного Египта. На вершине горы расположены небольшая мечеть и православный храм. 3-й ученик. На Храмовой горе в Иерусалиме Мухаммад встретился с другими пророками и отсюда он взошел на небо по лестнице, освещенной неземным светом Современный Иерусалим находится на территории Израиля. Это город пересечения трех культур: исламской, христианской и иудейской. На этом месте, где молился пророк Мухаммад, воздвигнута мечеть Купол. Для мусульман это третья по посещаемости святыня после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Презентация учащихся 3 группы по теме: «Коран и Сунна». 1-й ученик: Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 144 сур, или глав, а каждая сура состоит из 6236 аятов, или стихов. Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно – этнических норм и права. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение. Его предписания и нравственно-этические ценности на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки в тех или иных обстоятельствах. Коран учит отличать добро от зла, верный путь от заблуждения. Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым. В Коране нет лишнего и случайного, и размышление над ним считается одним из самых счастливых занятий. Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось сочинить нечто подобное ему. Коран не похож на людские речи. Его истины подтверждены научными открытиями, сделанными в последние десятилетия. Коран состоит из 144 глав-сур и 6236 стихов-аятов. 2 ученик: Сунна – второй источник ислама. Она состоит из многочисленных рассказов (хадисов). Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Сунна Пророка дошла до нас в виде особых рассказов – хадисов. Знать Сунну важно, поскольку Пророк был «живым Кораном», подавая личный пример верующим. Её надо знать и для понимания Корана. Но между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммаду через архангела Джибрила. Хадисы –это высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
1-й ученик: Первым столпом ислама является шахада. Слово «шахада» произошло от арабского «ашхаду», что означает «я заявляю» или
нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его. Люди, провозгласившие это и истинно уверовавшие в это всем сердцем своим, становятся мусульманами. Каждый мусульманин верит, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк его. Троекратное произнесение этой религиозной формулы (шахады) является главной частью ритуала принятия ислама. 2-й ученик: Вторая обязанность мусульманина – салят, то есть совершение молитвы пять раз в сутки. Каждая из них имеет своё установленное время и название:
Главная цель намаза заключается в том, чтобы верующие вспоминали об Аллахе и стремились приблизиться к нему. Молитву «намаз» нужно совершать ежедневно в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в мечети.
Четвёртой обязанностью мусульманина является закят – обязательное пожертвование для тех, кто нуждается в помощи. Закят уплачивается один раз в год. Добровольная милостыня называется садака. 4-й ученик: пятой обязанностью мусульман является хадж – совершение паломничества в Мекку, где находится главная святыня ислама Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества. Желательно, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни. Человек, совершивший хадж, получает звание хаджи. 5. Физминутка (релаксация). Презентация учащихся 5 группы по теме: «Мечети. Кааба». 1 ученик: Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово «мечеть» означает «место, где совершаются земные поклоны». Таким образом, мечеть – особо священное место для молитв. Архитектура мечети не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы специальным призывом – азаном. Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. Ислам запрещает использовать изображения Аллаха и пророков в качестве предмета религиозных церемоний, а также хор, музыку и т.п. Поскольку молитва совершается в коленопреклонённой позе, то пол мечети покрыт коврами. Противоположная от входа стена мечети ориентирована в сторону Мекки. В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджит ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме.
2- й ученик: Иман – убеждение в правильности основных положений исламской религии. Основа имана – вера в единого Бога-создателя. В Сунне точно определены шесть условий имана:
Для полного понимания и принятия Веры, кроме вышеуказанных шести условий, нужно соблюдать ещё три:
3- й ученик: Ихсан – это искренность и ответственность при исполнении религиозных предписаний: поклонение Господу так, как будто ты Его видишь. (Хоть ты и не видишь Его, Он же тебя видит). 4- й ученик: Ислам (в узком смысле) – исполнение религиозных предписаний. Ислам имеет пять столпов:
Презентация учащихся 7 группы по теме: « Хиджра. Праздники мусульман». 1-й ученик: Хиджра – так называется переселение пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в сентябре 622 года. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчёт времени по-новому. Первый год хиджры, начавшийся в пятницу 16 июля 622 года, стал первым годом мусульманского летоисчисления. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие:
2-й ученик: Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому мусульманскому календарю. Окончанию мусульманского поста посвящён праздник ислама Ид аль-фитр (праздник разговения) известный также под тюркским названием «Ураза-байрам». Праздник проводится в первый день следующего за Рамаданом 10 месяца – Шавваля. Один официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни, так называемый саадака – фитр. С обрядом паломничества связан праздник Ид аль-адха (великий праздник жертвоприношения) известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием «Курбан-байрам». Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в десятый день 12 месяца мусульманского календаря зуль-хаджа, в период паломничества в Мекку. Хадж нельзя представить без жертвоприношения. Но поскольку не все мусульмане в состоянии совершить хадж, то ислам предписывает исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, но и всюду, где они могут оказаться. Основные праздники ислама Курбан-байрам и Ураза-байрам являются неотделимой частью мусульманских обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.
Накануне праздника молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали. Собирали тканные и вышитые полотенца, нарядные платки, всё это относили на праздничный майдан – красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре круга возвышался столб (багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками – подарками для победителей. В центре круга проводились соревнования по борьбе – куряш. Сначала боролись мальчики, потом постарше. Оставшиеся два самых сильных батыя оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой, кумысом или молоком, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами. И, конечно же, ни один Сабантуй не обходился без песен и плясок. В 2008 году 26 мая в ауле Малый Барханчак был впервые проведён праздник Сабантуй. Следующий праздник Сабантуй отпраздновали в 2010 году. На каждый праздник приезжали гости из Татарстана. 4-й ученик: Также мусульмане отмечают такие памятные даты, как Лейлят аль-кадр – ночь ниспослания Корана. Маулид (мавлюд) – день рождения пророка Мухаммада. Мирадж – вознесение Мухаммада на небо. Этот праздник связан с фантастическим представлением о чуде Мухаммада, молниеносно вознёсшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда к престолу Аллаха. Его мусульмане отмечают 27 раджаба (7 месяца). Тюркские народы этот праздник называют (раджаб-байрам). Пятница – день отдыха мусульман имеет такое же для них значение как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения. 6. Итог урока: 1. Кроссворд по теме «Начало пророчества». 2. Заключительное слово учителя. - Дорогие ребята! Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше, чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России. Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили, но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается от бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, к брату и сестре, к друзьям и одноклассникам. Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других. Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: оказание посильной помощи родителям, соблюдение чистоты и порядка в классной комнате и т.д. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем патриотизмом. В нашей стране живут люди, которые говорят на разных языках, внешне все разные, знают и бережно хранят разные традиции. И все вместе составляют одну дружную семью народов России. Так давайте будем жить дружно, беречь своих родных и близких. - Спасибо за урок. Смотрите также: Урок-обобщение. Тема: Нравственные ценности ислама. Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры
136.69kb.
1 стр.
Тема: Нью-Йорк и его достопримечательности. 12. 09. 2012
67.9kb.
1 стр.
Урок алгебры в 7 классе
162.19kb.
1 стр.
Урок математики, посвящённый истории танкового сражения в Прохоровке (5 класс) Тема урока: «Действия с десятичными дробями»
53.8kb.
1 стр.
-
45.8kb.
1 стр.
Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока с целью подготовки к сочинению " Тема Родины в творчестве Блока" Класс: 11 Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению
47.27kb.
1 стр.
Урок по теме «духовная жизнь общества»
27.57kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Урок с поддержкой икт тема урока: Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века Предмет: история
121.83kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Урок-размышление Тема : «Совесть» Цель : развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека. Задачи урока
105.73kb.
1 стр.
Урок по основам православной культуры в 6 классе «Православные храмы земли Калужской» 98.98kb.
1 стр.
|