Главная
страница 1
Муниципальное коммерческое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

аул Малый- Барханчак Ипатовского района

Ставропольского края



учителя начальных классов

муниципального коммерческого

общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 16 а. М. Барханчак

Ипатовского района Ставропольского края

Шихаповой Эльмиры Ринатовны

.

2010-2011 учебный год



Урок-обобщение.

Тема: Нравственные ценности ислама.

Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры.

Совершенствовать знания учащихся об истории появления,

основах ислама и исламской этики, о жизни пророка Мухаммада,

об обязанностях мусульман.

Воспитывать нравственность, любовь и уважение

к ближнему и людям другой веры, другой национальности.


Виды и формы деятельности учащихся:

- учебный диалог;

- работа в группах;

- презентации учащихся по темам.



Средства наглядности:

- слайды по модулю «Основы исламской культуры»,

- выставка книг, газет, журналов.

Основные понятия и термины: Государство, народ, патриотизм, любовь, мораль, Отечество, гражданин.
Ход урока:


  1. Организационный момент. (2мин ) (Сообщение темы и цели урока)

  2. Актуализация знаний учащихся(5 мин)

(Фронтальная работа с учащимися).

- Какие праздники являются любимыми у мусульман?

- Как проходят праздники?

- Расскажите о мусульманском лунном календаре? Чем он отличается от солнечного?

- Почему Курбан-байрам по-русски называют праздником жертвоприношения?

- С какими религиозными обязанностями мусульман связаны праздники Курбан-байрам и Ураза – байрам?

- С чего начинается утро праздничного дня у верующих?

- В каком государстве мы живем?

- Сколько народов живет в нашей стране?

- Какие религии существуют в нашей стране?

- Что делает нас – разных людей – одним народом?
3.Вступительная беседа учителя по теме урока.
Мы живем в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко, Россия. Произнесите это слово и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворенность. Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

Россия многонациональная страна. Наша школа тоже многонациональная, в ней обучаются дети 11 национальностей. У каждой из них свои обычаи, традиции, своя религия, но основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. С 4 класса вы начали изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», а именно «Основы исламской культуры».

На этих уроках мы знакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому, узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явление природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный.

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и многое другое.
(просмотр выставки)
4.Обобщение знаний учащихся (работа в группах), каждая презентация сопровождается показом слайдов.
Презентация учащихся 1 группы по теме:

« История возникновения ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама».
1-й ученик. Ислам – это мировая религия. Самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «мир и покорность Богу». Людей принявших ислам называют мусульманами, то есть «покорными Богу». Бога в исламе называют Аллахом. На земном шаре проживает почти 1 миллиард 500миллионов людей, которые проповедуют ислам.
2-й ученик. Главная священная книга мусульман Коран. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учение истины и веры. Последним посланником стал Мухаммад, с которого началось история ислма. Основателем ислама считается пророк Мухаммад. Пророк – это человек удостоивший беседы с Аллахом и получивший задание открыть его волю людям.

Дивным - давно в 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом. Ему предстояло стать посланником Аллаха, пророком. Но как у всякого человека у него были родители. Он любим, и был любим, как и все, радовался и огорчался. Его отец Абдуллах умер ещё до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ему было шесть лет.


3-й ученик. Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи.

Все чаще Мухаммад стал прибегать к уединению. Порой, взяв с собой запасы воды и пищи, он отправлялся в пещеру, неподалеку от Мекки и там, в размышлениях, проводил несколько дней. И вот когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, в его жизни произошло важнейшее событие. В месяц рамадан к нему явился Ангел Джибрил, он дал понять Мухаммаду что он – посланник Аллаха. Мухаммад был потрясен случившимся и испуган. Но скоро страх покинул сердце Мухаммада. Он веровал в единого Бога – Аллаха. К этой вере стал призывать своих родных и близких. Так возникло новое религиозное учение – ислам.



4-й ученик. Уже в детстве Мухаммад отличался от остальных детей. Перед ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего аравийского солнца. Мухаммад отличался от других детей природным умом, ответственно относился к любому делу, которое ему поручали.

Повзрослев, Мухаммад стал за небольшую плату пасти стада, которыми владели богатые жители Мекки. Он нанимался погонщиком верблюдов, водил в дальний путь караваны, выполнял торговые поручения купцов. Мухаммад рос и мужал. Он не боялся никакой работы, всегда был честен, справедлив и порядочен. За это люд прозвали его Верный.



Презентация учащихся 2 группы по теме:

« Чудесные путешествия пророка».
1-й ученик. Мекка - это родина пророка Мухаммада и именно отсюда началось чудесное путешествие. Здесь, у Каабы, Пророка ждало удивительное животное, Ал – Бурак, на котором он вместе с ангелом Джибрилом отправился в путь.

Современная Мекка – это крупный город в Саудовской Аравии, центр исламского мира, место паломничества мусульман. В Мекке находится комплекс мечети Харам, возведенный вокруг древнего святилища Каабы.



2-й ученик. Гора Синай на Синайском полуострове – священное место не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. На горе Синай пророк Мухаммад молился во время своего чудесного путешествия.

Гора Синай находится на территории современного Египта. На вершине горы расположены небольшая мечеть и православный храм.



3-й ученик. На Храмовой горе в Иерусалиме Мухаммад встретился с другими пророками и отсюда он взошел на небо по лестнице, освещенной неземным светом

Современный Иерусалим находится на территории Израиля. Это город пересечения трех культур: исламской, христианской и иудейской.

На этом месте, где молился пророк Мухаммад, воздвигнута мечеть Купол.

Для мусульман это третья по посещаемости святыня после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине.


Презентация учащихся 3 группы по теме:

«Коран и Сунна».

1-й ученик: Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 144 сур, или глав, а каждая сура состоит из 6236 аятов, или стихов.

Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно – этнических норм и права. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.

Его предписания и нравственно-этические ценности на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки в тех или иных обстоятельствах.

Коран учит отличать добро от зла, верный путь от заблуждения.

Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым.

В Коране нет лишнего и случайного, и размышление над ним считается одним из самых счастливых занятий.

Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось сочинить нечто подобное ему. Коран не похож на людские речи. Его истины подтверждены научными открытиями, сделанными в последние десятилетия.

Коран состоит из 144 глав-сур и 6236 стихов-аятов.



2 ученик: Сунна – второй источник ислама. Она состоит из многочисленных рассказов (хадисов). Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Сунна Пророка дошла до нас в виде особых рассказов – хадисов.

Знать Сунну важно, поскольку Пророк был «живым Кораном», подавая личный пример верующим. Её надо знать и для понимания Корана.

Но между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммаду через архангела Джибрила. Хадисы –это высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
Презентация учащихся 4 группы по теме:

«Обязанности мусульман. Пять столпов ислама».
Пять столпов ислама:


  1. Шахада – свидетельство веры;

  2. Салят – молитва;

  3. Пост – ураза;

  4. Закят – обязательная милостыня;

  5. Хадж – паломничество в Мекку.

1-й ученик: Первым столпом ислама является шахада. Слово «шахада»

произошло от арабского «ашхаду», что означает «я заявляю» или

«я свидетельствую». Произнося шахаду, приверженцы ислама утверждают, что

нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его. Люди, провозгласившие это и

истинно уверовавшие в это всем сердцем своим, становятся мусульманами.

Каждый мусульманин верит, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк его. Троекратное произнесение этой религиозной формулы (шахады) является главной частью ритуала принятия ислама.

2-й ученик: Вторая обязанность мусульманина – салят, то есть совершение молитвы пять раз в сутки. Каждая из них имеет своё установленное время и название:

- утренняя (фаджр);

- полуденная (зухр);

- послеполуденная (аср);

- вечерняя (магриб);

- полуночная (иша).

Главная цель намаза заключается в том, чтобы верующие вспоминали об Аллахе и стремились приблизиться к нему.

Молитву «намаз» нужно совершать ежедневно в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в мечети.
3-й ученик: Третьей ритуальной обязанностью является соблюдение поста в месяце Рамадан. Пост воспринимается как телесная форма служения Аллаху.

Четвёртой обязанностью мусульманина является закят – обязательное пожертвование для тех, кто нуждается в помощи. Закят уплачивается один раз в год. Добровольная милостыня называется садака.


4-й ученик: пятой обязанностью мусульман является хадж – совершение паломничества в Мекку, где находится главная святыня ислама Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества. Желательно, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни. Человек, совершивший хадж, получает звание хаджи.
5. Физминутка (релаксация).
Презентация учащихся 5 группы по теме:

«Мечети. Кааба».

1 ученик: Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово «мечеть» означает «место, где совершаются земные поклоны». Таким образом, мечеть – особо священное место для молитв.

Архитектура мечети не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы специальным призывом – азаном.

Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. Ислам запрещает использовать изображения Аллаха и пророков в качестве предмета религиозных церемоний, а также хор, музыку и т.п. Поскольку молитва совершается в коленопреклонённой позе, то пол мечети покрыт коврами. Противоположная от входа стена мечети ориентирована в сторону Мекки.

В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджит ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме.
2-й ученик: Город Мекка появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник Замзам. Появление источника было связано с именами пророка Ибрахима и его сына Исмаила. Ибрахим и Исмаил построили в Мекке храм, который носит название Кааба. Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом почернел от людского горя и слёз. Теперь он так и называется – Чёрный камень Каабы.
Презентация учащихся 6 группы по теме:

«Основы мусульманской религии: Иман, Ихсан, Ислам»
1-й ученик: Слово «Иман» в переводе с арабского означает «вера».

Иман – это вера во всё то, что говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха пророк Мухаммад. Иман имеет шесть столпов:


  1. Вера в Аллаха;

  2. Вера в Его Ангелов;

  3. Вера в Его Книги;

  4. Вера в Его Пророков;

  5. Вера в Судный день;

  6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

2- й ученик: Иман – убеждение в правильности основных положений исламской религии. Основа имана – вера в единого Бога-создателя. В Сунне точно определены шесть условий имана:



  1. Вера в Аллаха;

  2. Вера в Ангелов;

  3. Вера в Священные Книги;

  4. Вера в Пророков;

  5. Вера в Конец Света;

  6. Вера в предопределённость судьбы.

Для полного понимания и принятия Веры, кроме вышеуказанных шести условий, нужно соблюдать ещё три:

    • Нельзя принимать веру перед лицом неотвратимой смерти;

    • Верующий не может следовать одним условиям Веры, одновременно отвергая другие;

    • Принимая все условия Веры, человек обязан выполнять их, не принижая ни одно.

3- й ученик: Ихсан – это искренность и ответственность при исполнении религиозных предписаний: поклонение Господу так, как будто ты Его видишь. (Хоть ты и не видишь Его, Он же тебя видит).
4- й ученик: Ислам (в узком смысле) – исполнение религиозных предписаний.

Ислам имеет пять столпов:



  1. Произнесение формулы шахады

  2. Совершение пятикратного намаза в сутки

  3. Выплата закята с имущества

  4. Соблюдение поста в месяце Рамадан

  5. Совершение хаджа теми, кто имеет возможность и состояние.


Презентация учащихся 7 группы по теме:

« Хиджра. Праздники мусульман».
1-й ученик: Хиджра – так называется переселение пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в сентябре

622 года. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчёт времени по-новому. Первый год хиджры, начавшийся в пятницу 16 июля 622 года, стал первым годом мусульманского летоисчисления. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие:



  1. мухаррам 7. раджаб

  2. сафар 8. шибан

  3. раби аль-аввал 9. рамадан

  4. рабн ас-сани 10. шавваль

  5. двумад аль-авваль 11. зуль-када

  6. джумад аль-ахира 12. зуль-хаджа.

2-й ученик: Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому мусульманскому календарю.

Окончанию мусульманского поста посвящён праздник ислама Ид аль-фитр (праздник разговения) известный также под тюркским названием «Ураза-байрам». Праздник проводится в первый день следующего за Рамаданом 10 месяца – Шавваля. Один официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни, так называемый саадака – фитр.

С обрядом паломничества связан праздник Ид аль-адха (великий праздник жертвоприношения) известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием «Курбан-байрам». Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в десятый день 12 месяца мусульманского календаря зуль-хаджа, в период паломничества в Мекку. Хадж нельзя представить без жертвоприношения. Но поскольку не все мусульмане в состоянии совершить хадж, то ислам предписывает исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, но и всюду, где они могут оказаться.

Основные праздники ислама Курбан-байрам и Ураза-байрам являются неотделимой частью мусульманских обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.
3-й ученик: Праздник Сабантуй проводился перед началом пашни или в промежуток между пашней и сенокосом. Праздник Сабантуй – праздник плуга. На Сабантуй собирается вся деревня.

Накануне праздника молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали.

Собирали тканные и вышитые полотенца, нарядные платки, всё это относили на праздничный майдан – красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре круга возвышался столб (багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками – подарками для победителей. В центре круга проводились соревнования по борьбе – куряш. Сначала боролись мальчики, потом постарше. Оставшиеся два самых сильных батыя оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой, кумысом или молоком, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами. И, конечно же, ни один Сабантуй не обходился без песен и плясок. В 2008 году 26 мая в ауле Малый Барханчак был впервые проведён праздник Сабантуй. Следующий праздник Сабантуй отпраздновали в 2010 году. На каждый праздник приезжали гости из Татарстана.

4-й ученик: Также мусульмане отмечают такие памятные даты, как Лейлят аль-кадр – ночь ниспослания Корана.



Маулид (мавлюд) – день рождения пророка Мухаммада.

Мирадж – вознесение Мухаммада на небо. Этот праздник связан с фантастическим представлением о чуде Мухаммада, молниеносно вознёсшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда к престолу Аллаха. Его мусульмане отмечают 27 раджаба (7 месяца). Тюркские народы этот праздник называют (раджаб-байрам).

Пятница – день отдыха мусульман имеет такое же для них значение как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения.
6. Итог урока:

1. Кроссворд по теме «Начало пророчества».

2. Заключительное слово учителя.
- Дорогие ребята!

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше, чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

Нас всех объединяет любовь к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.

Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили, но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается от бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, к брату и сестре, к друзьям и одноклассникам.

Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.

Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: оказание посильной помощи родителям, соблюдение чистоты и порядка в классной комнате и т.д. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем патриотизмом.



В нашей стране живут люди, которые говорят на разных языках, внешне все разные, знают и бережно хранят разные традиции. И все вместе составляют одну дружную семью народов России. Так давайте будем жить дружно, беречь своих родных и близких.

- Спасибо за урок.


Смотрите также:
Урок-обобщение. Тема: Нравственные ценности ислама. Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры
136.69kb.
1 стр.
Тема: Нью-Йорк и его достопримечательности. 12. 09. 2012
67.9kb.
1 стр.
Урок алгебры в 7 классе
162.19kb.
1 стр.
Урок математики, посвящённый истории танкового сражения в Прохоровке (5 класс) Тема урока: «Действия с десятичными дробями»
53.8kb.
1 стр.
-
45.8kb.
1 стр.
Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока с целью подготовки к сочинению " Тема Родины в творчестве Блока" Класс: 11 Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению
47.27kb.
1 стр.
Урок по теме «духовная жизнь общества»
27.57kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Урок с поддержкой икт тема урока: Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века Предмет: история
121.83kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Урок-размышление Тема : «Совесть» Цель : развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека. Задачи урока
105.73kb.
1 стр.
Урок по основам православной культуры в 6 классе «Православные храмы земли Калужской»
98.98kb.
1 стр.