Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Р ![]() ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова «_____» ___________2010 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело» 030901.65 издательское дело, «Издательское дело и редактирование». По профилю подготовки _____030901.65 «Издательское дело и редактирование»,____________________________________ Факультет издательского дела и журналистики Кафедра истории литературы Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2010 Разработчики: Профессор, доктор филологических наук, профессор Т.Т. Давыдова. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории литературы МГУП «______________________________________________________________»
(дата) ____________ 2010 г, протокол № Председатель___А.А. Столяров______________ / /
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели освоения дисциплины «Современный литературный процесс в России» состоят в следующем: ознакомление студентов с историей современной русской литературы как одной из важных областей современного литературоведения; формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и идейном и художественном своеобразии русской литературы новейших периодов; особенностях творческих индивидуальностей крупнейших писателей и закономерностях литературного процесса; системе жанров и стилевых направлениях, течениях современной литературы; воспитание навыков филологической культуры. Задачи дисциплины: показать особенности литературного процесса конца XX-ХХI веков, рассмотреть основные проблемы литературы этого периода; раскрыть ее связи с современной философией и зарубежной литературой, национальное своеобразие; раскрыть традиции классической отечественной и зарубежной литератур в творчестве русских авторов; показать зависимость литературы от книжного рынка. 2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Современный литературный процесс» является составным элементом вариативной части профессионального цикла «Б.3.2», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на третьем курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «Современный литературный процесс» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, зарубежной и отечественной литературой, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов. В результате изучения дисциплины формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): - умение владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1); логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2); - осознавать идейную и эстетическую значимость русской литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3); - использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологии) при решении ряда филологических задач (ОК-4); - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих профессиональных компетенций: ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных; ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания; ПК-9 — обосновать концепцию издания; ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля; ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий; ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы; ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов; ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - авторов современной литературы; основные периоды истории зарубежного и отечественного литературного процесса, направления, течения, биографии и творчество крупнейших писателей и их произведения (ОК-5); - особенности поэтики художественных текстов (ОК-5); литературно-художественные журналы и творчество сотрудничавших с ними критиков; основные академические школы в литературоведении, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). Профессиональные компетенции: ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных; ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания; ПК-9 — обосновать концепцию издания; ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля; ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий; ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы; ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов; ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: художественное наследие отечественных классиков; периодизацию литературного процесса в России, его связь с общественным развитием; особенности поэтики классических художественных текстов (ОК-3), (ПК-17); отличать писателей первого ряда от авторов, составляющих основной массив литературного процесса той или иной эпохи (ПК-7); литературно-художественные журналы и творчество сотрудничавших с ними критиков; основные академические школы в литературоведении, идейные течения в литературной критике (ОК-6), ( ПК-8).
участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9); - оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10); - совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12); - использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13); ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий. Владеть навыками: выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-8); - обоснования концепции издания (ПК-9); - участия в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13); - редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов (ПК-17); - представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-14). 4.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Содержание разделов дисциплины 5.1.1. Современный литературный процесс за рубежом 1. Вторая мировая война и литература. ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. Всемирно-историческое значение победы над фашизмом. "Возвращенная, антифашистская литература"(Брехт, Бехер, Зегерс). Разделение Германии. Консолидация писателей-антифашистов: Культурбунд, 'Труппа 47", "Группа 6 1 ". Антивоенная тематика творчества Г. Белля. Проблема ответственности и свободы выбора. Романтизация героя, черты клоунады и эксцентрики в романах "Глазами клоуна", "Групповой портрет с дамой". Противопоставление героя-аутсайдера обществу потребления. Белль и русская литература. Проблема воспитания в романе 3. Ленца "Урок немецкого". Деревенская проза 3. Ленца. Г. Грасс - сатирик и полемист. Синтез фарса и трагедии как принцип воплощения прошлого в романах "Собачьи годы", "Жестяной барабан". Новый историзм в творчестве П. Зюскинда. Объединение Германии - начало нового этапа национальной истории и литературы. 2. Мифотворчество в английской и американской прозе (Дж. Апдайк, У. Голдинг). 3.Латиноамериканский «магический реализм». Творчество Х. Кортасара. Новый латино-американский роман. Синтез поэтики мифа и европейского интеллектуального романа первой половины ХХ в. Исторические катаклизмы «континента, на котором встречаются все эпохи» — фундамент «мифологического реализма». Индивидуальное и архетипическое мышление в романах Г. Гарсии Маркеса, А. Карпентьера, Марио Варгаса Льосы. 4. Постмодернизм. Постмодернизм 1970–1990-х гг. Различные интерпретации термина. Проблема языка современной культуры, арсенала ее средств, освоение культурного опыта с целью создания современного синтетического искусства. Борхес и постмодернизм. Понятия «интертекст», «интертекстуальность». Слияние художественного творчества и критической интерпретации (критик как художник, художник как критик). Герметичность литературного процесса, образ «Вавилонской библиотеки». Утвержде- ние несостоятельности и бессмысленности попыток систематизации. Постмодернизм и художественная практика (Эко, Фаулз, Гессе). Эко и Борхес. «Имя Розы» Эко как исторический роман особого типа, обраще- ние к традиционному культурному опыту и проблема выработки совре- менного языка культуры. Литературная критика второй половины ХХ в. Постструктурализм и деконструктивизм как адекватное выражение постмодернистских уста- новок. Интерпретация текста на основе культурного релятивизма и субъективизма. Преемственность со структурализмом, «новой критикой» и русским формализмом. Проза Дж. Фаулза. Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации П. Акройда. Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» - воплощение постмодернистской концепции искусства. 5. Постэкзистенциалистский французский роман, модель мира в творчестве австралийских и швейцарских писателей. Влияние антифашистского Сопротивления на послевоенную французскую литературу. Завершение экзистенциалистского этапа развития французского философского романа Ж.П. Сартра и А. Камю. Жанр семейной хроники в прозе М. Дрюона и Э. Базена. Теория и практика "нового романа" Н. Саррот и А. Роб-Грийе. Эволюция от постэкзистенциалистской критики общества к романтизму. Маргинальные направления и абсурдизм. Неоромантическая традиция в романах П. Модиано. Традиции и новаторство в творческих поисках Р. Гари (Ажара). История и современность во французской прозе на исходе века. Французская литература в контексте всемирной литературы. Литература малых стран и типологические модели поведения человека, стремящегося стать гражданином мира. Влияние творчества Ф. Кафки, национальное и общечеловеческое в романах и драмах И. Бахман, Ф. Дюрренматта, М. Фриша. Вариативность персонажей. Эволюция творчества П. Хандке. Театр в конфликте с реальностью. Стилевые поиски австрийских и швейцарских писателей. 6.Философский контекст японской прозы (Ю. Мисима, К. Абэ). Старое и новое в японском романе, роман Кобо Абэ «Женщина в песках» как философская притча.
Смотрите также: Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело»
342.52kb.
3 стр.
Программа вступительных испытаний по основам редактирования по направлению подготовки 035000. 68 Издательское дело
218.4kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по основам издательского дела по направлению подготовки 035000. 68 Издательское дело
243.19kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Страноведение (на иностранном языке) По направлению подготовки
225.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении»
237.51kb.
1 стр.
Программа «Управление современным издательским процессом»
86.4kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины математика Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки
160.93kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины
380.7kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины: «Уголовный процесс» 4693.02kb.
26 стр.
|