Главная
страница 1
Занятие №6-7 10-11 классы

Правление Ивана III, Государя Всея Руси.

  «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать.»



Псковский монах Филофей.

  Стояние на Угре.

 Завершение процесса государственного объединения русских земель вокруг Москвы приходится на период правления Ивана 3(1462 - 1505) и Василия 3(1505 - 1533). Одновременно с присоединением новых земель к Москве была разрешена и задача обретения московским государством независимости от Орды, суверенитета, стать субъектом международной жизни.

В 1480 году Ивану 3 удается ликвидировать более чем 250-летнюю зависимость от Ордынского ига. Во многом этому способствовало ослабление и раздробление самой Орды, образование на ее основе ряда новых государств - Казанского, Астраханского ханств, Ногайской Орды и пр. Наследником Чингисидов и Золотой Орды провозгласил себя хан Большой Орды Ахмат, объединивший под своей властью значительную часть Поволжья. Именно в его планы и входило восстановить в полном объеме иго над Русью, добиться выплаты дани, которую московские князья не платили с начала 70-х годов 15 века. Тем не менее Ахмат понимал, что Москва обладает немалой силой и для борьбы с нею необходимы союзники. И подобный союзник был найден - им стал польский король Казимир 4. На исходе лета 1480 года Ахмат выступил походом на Москву, планируя соединиться с польскими войсками. Однако, в данном случае, Ивану 3 удалось «побить одних татар при помощи других». Лавируя на противоречиях между ордынскими правителями, московский князь подбил Крымкого хана начать военные действия против Польши, и Казимиру стало не до похода на Москву.

Оставшись один на один с московским войском на рубеже речки Угра, Ахмат так и не решился перейти этот рубеж и повернул обратно. Так пало иго. Русь восстановила свой государственный суверенитет и независимость, вошла на равных в сонм христианских государств.

Тогда же при Иване 3 формулируются и основные геополитические интересы России - «если истоки рек на нашей земле, то и устья должны быть на ней».

 Вхождение русских земель в состав Московского княжества.

 Правление великого князя московского Ивана Васильевича III (1462 – 1505  гг.) связано с завершением процесса формирования единого русского государства. Именно в его правление, в конце 15 века в документах наряду с термином «Московия» стал использоваться термин «Россия».

В 1463 году к Москве присоединяются Ярославские земли, в 1470 году – Ростовские. Местными князьями были заключены служебные договоры с князем московским.

Для завершения государственной централизации русских земель решающим событием стало присоединение Новгорода. Местная боярская олигархия во главе с кланом Борецких во чтобы то ни стало стремилась сохранить специфику новгородского строя, свои вольности и готова была пойти во имя этого на союз с противником Москвы - Литвой. Именно переговоры с Литвой дали в руки московскому князю Ивану 3 прекрасный козырь для борьбы с новгородским сепаратизмом. Было объявлено, что Новгород хочет предаться латинянам. К походу на Новгород в 1471 были привлечены не только московские войска, но и полки из всех союзных Москве земель. В битве на Шелони новгородцы потерпели жестокое поражение. Иван 3 расправился с верхушкой города и развернул кампанию переселения новгородских бояр и служилых людей в Замосковный край. К 1478 году новгородская республика была окончательно ликвидирована. Главный вечевой колокол - символ новгородских вольностей, был в оковах увезен в Москву, словно в полон.  Присоединение Новгорода стало решающим вкладом в формирование единого государства.

В 1485 году были присоединены к Москве земли Тверские. В 1489 году – Вятские.  В результате войн с Великим княжеством Литовским, в  конце 15 – начале 16 века присоединились земли в верховьях Оки, Новгород-Северские, Черниговские, Брянские земли. В то же самое время присоединяются земли Перми, Арска и Югры.

Завершается вхождение русских земель в состав единого государства в правление государя Василия III. В 1510 году присоединилась Псковская земля. В 1514 – земли Смоленска, отошедшего к Москве по договору с Литвой. В 1521 году окончательно были закреплены в составе государства Рязанские земли. Пути собирания земель были различными. Какие-то из земель были завоеваны в войнах с соперниками Москвы, какие-то отошли по завещанию от родственников, часть земель была освоена и заселена русскими, к примеру, Мещера. В итоге, к концу 15 века на восточных границах Европы появилось обширное государством с центром в Москве., государство, начавшее выстраивать свою собственную независимую политику.

 Государь всея Руси.

 Вместо московского княжества стала Русь, и князь московский превращался в государя всея Руси. Меняется статус государства, меняется и положение верховной власти в нем. Теперь уже князь Московский не мог почитаться в качестве «первого среди равных». Время предъявило запрос на новое оформление власти, ее титулатуру, введение новых ритуалов.

Особое значение в этой связи имела женитьба Ивана 3 на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог в 1472 году. Надменная византийская царевна была выписана из Италии и прибыла к Московскому двору. После свадьбы при московском дворе начинает приживаться пышный византийский церемониал. Вводятся клятвенные грамоты, которые должны были приносить бывшие удельные и служилые князья на верность князю московскому, новое великокняжеское облачение - бармы, шапка Мономаха, символы власти - скипетр и держава. В качестве официального обращения к Государю, любой проситель, какого бы происхождения он не был, были приняты слова: «Аз есмь холоп твой».

Позднее вводится новая гербовая печать и новая титулатура московского властителя «Иван, Божьей милостью Государь всея Руси и великий князь, и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский». Гербовая печать включила в себя изображение имперского двухглавого орла (историки полагают, что одноглавый орел - это символ королевства, а двухглавый - империи, царства, подобное изображение было распространено в Византии и Священной римской империи), а также всадника, поражающего копьем змея (образ, впоследствии ассоциируемый со святым Георгием Победоносцем).

Но, несмотря на подобное изменение положения верховной власти, монархию Ивана 3 трудно назвать неограниченной. Он правил в совете с Боярской Думой, значительную роль играла и церковь, Освященный собор, включающий в себя высших духовных иерархов. Особым учреждением стала Казна, которая стала выполнять функции исполнительной власти. Сформировался и Дворец – орган, управляющий великокняжескими землями. Позднее  на их основе разовьется система приказов.

При Иване 3 установился и особенный порядок назначения на должности в соответствие со знатностью рода – местничество. Представители княжеско-боярской аристократии получали преимущественное право занимать должности наместников, вошли в состав Боярской думы. Местничество действовало в России вплоть до конца 17 века (1682 года). Порядок мест был расписан в составленной в середине 16 века «Родословной книге». Она же стала основанием для рассмотрения местнических споров между боярами (кто знатнее, кто должен сидеть ближе к Государю во время «думского сидения»).

Выгодна была боярству и система кормлений – порядок содержания власти наместника-кормленщика за счет налога, им самим собираемого с местного населения – кормленичьего дохода. Таким образом, боярин, ставший наместников в стане или в уезде получал финансовую самостоятельность от центра.

Москва, превратившись в столицу одного из крупнейших государств Европы, стала стремительно менять свой внешний облик. Теперь самим образом своим она должна была отражать величие государства, его славу и могущество, его достояние, верность традициям российской государственности и православной веры. Для создания ее нового облика были приглашены лучшие мастера из Италии, а также представители русских архитектурных школ - новгородско-псковской и владимирской. Возводятся новые стены и башни, соборный ансамбль Кремля, Грановитая палата.

 Власть и церковь.

 Одним из важнейших вопросов, который встал перед единым государством, был вопрос о роли в нем церкви. Как должны взаимодействовать между собою светская и духовная власти? Что должно иметь больший вес - слово государя или слово пастыря - иерарха церкви? А как быть с еретиками, подвергавшими сомнению догматы официальной церкви, вольнодумцами, оспаривающими истины церковные и политические?

Время Ивана 3, насыщенное самыми разными событиями и тенденциями совпало и с острыми дискуссиями в духовной сфере. Она известна как борьба нестяжателей и иосифлян. Завершение этого спора пришлось только на времена Ивана 4. Сторонники нестяжания призывали утверждать христианскую добродетель, настаивали на раздаче церковной собственности нищим, осуждали неправедное богатство. Аскетизм, призыв к служителям церкви строго соблюдать монашеские обеты, отрешение от мира - это главные ценности нестяжателей. Лидером этого направления выступил Нил Сорский. У нестяжателей также присутствовала идея о независимости церкви от светской власти. Над церковником есть только один властитель - Господь Бог. Подобные взгляды были достаточно опасны для светской власти, церковь не могла в подобном случае играть роль помощника в делах, опоры государей. По отношению к еретикам нестяжатели проповедовали терпимость и прощение. Последователями учения отца Нила стали князь Вассиан Патрикеев, писатель Максим Грек.

 Противостояли нестяжателям стяжатели, возглавляемые Иосифом Волоцким. Они утверждали право церкви вести торгово-предпринимательскую деятельность. Важнейшим положением было то, что церковь едина с государством. При Василии 3 иосифляне открыто провозгласили великого князя наместником бога на земле, единодержавным властителем.  В области вероучения выступали за догматическое православие, жестокую и непримиримую борьбу с ересями.

Светская власть в лице государя Ивана 3, с одной стороны, была заинтересована в ограничение церковного землевладения и передаче церковных земель в государственную собственность. Государю нужны были эти земли для раздачи помещикам-дворянам, формирования поместного ополчения. С другой стороны, ему нужна была церковь как важный союзник в борьбе за укрепление государственной власти. И именно это второе обстоятельство и оказалось решающим. Церковь независимая от власти была опасна, церковь, предлагавшая себя в качестве верного союзника и партнера в обмен на сохранение земель и богатств, была необходима.

Борьба закончилась победой иосифлян и Стоглавый собор 1551 года поставил в ней последнюю точку.

 

«Москва - третий Рим.»

 Словно на излете объединения русских земель и в начале решения следующей задачи - государственной централизации возникает новая идея - идея Московской Руси. Можно провести вполне обоснованную параллель с идеей древнерусского государства, сформулированной митрополитом Илларионом. Москва состоялась как государство и теперь следовало определить ее цель, место среди держав остального мира, символ веры.

И подобная идея Московской государственности была сформулирована псковским монахом Филофеем в письмах к Василию 3. Ее кратко можно обозначить формулой «Москва - третий Рим». Становление этой идеи связано с важными внешними событиями. Еще в 1439 году греческая православная церковь признала верховенство над собой римского папы. А в 1453 году Константинополь как центр христианского мира и вовсе перестал существовать, был захвачен турками-османами. Москва теперь оставалась единственным могучим православным государством, признанным хранить и отстаивать символ истинной веры. Московские государи, в трактовке Филофея, воспринимались как естественные восприемники власти римских цезарей, императоров Византии. Согласно данной теории  - Рим - это христианское царство, которое пребывает под защитой Провидения, но лишь постольку, поскольку оно способствует осуществлению божественного замысла - человеческого спасения. Быть «Римом» - не привилегия, а тяжкий груз ответственности, миссия. Древний Рим не справился с нею, изменив христианству, предавшись язычеству. Достоинство истинной веры перешло к Константинополю, но и греки, пошли на поклон к папе римскому, за что и погиб их град. Достоинство Рима наследуется Москвой. «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти!» Идеи Филофея вполне можно назвать основой для формирования великодержавной концепции государства Российского, его мессианской роли в остальном мире. Кроме того, защищать истинную веру были призваны государи московские, и, как следствие этого, их авторитарная власть рассматривалась как угодная Богу и благословенная им. Царь - наместник Бога и его слуга, «сердце царево в руке Божией». Подданные обязаны ему повиноваться и, будучи напрасно наказаны, м могут лишь выражать свою печаль «горьким стенанием и истинным покаянием». В свою очередь, царь должен заботиться о своих подданных и наказывать отступающих от «правды» и творящих зло, к нему его обязывает «скипетр в руке и венец на голове». Сама власть московских государей имеет, по Филофею, глубокие корни. Василию 3 следует править по заповедям великих предков, в числе которых упоминаются «Великий Константин, блаженный святой Владимир и богоизбранный Ярослав и прочие ... их же корень до тебе».

С течением времени теория «Москва - третий Рим» приобрела огромную популярность, именно она была использована в 1589 году для учреждения патриаршества, с активизацией южного направления в политике эту теорию стали сочетать с идеями помощи иноверцам, томящимся под османским игом. 

 Документы.

 1.   Фрагмент из «Послания на Угру» ростовского архиепискома Вассиана Рыло.

«Ты, государь, повинуясь нашим молениям и добрым советам, обещал крепко стоять за благочестивую нашу веру православную и оборонять свое отечество от басурман... Господь поможет тебе, если ты, государь наш, все это возьмешь в сердце свое, как истинный добрый пастырь. Призвав бога на помощь... крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец... Если же ты будешь спорить и говорить: «У нас запрет от прародителей - не поднимать руку против царя, как же я могу нарушить клятву и против царя стать?» - послушай же, боголюбивый царь, - если клятва бывает вынужденной, прощать и разрешать от таких клятв нам повелено, и мы прощаем, и разрешаем, и благословляем... не как на царя пойдешь, но как на разбойника, хищника и богоборца».

О какой клятве идет речь? К чему призывает Вассиан Рыло Ивана 3? Сформулируйте вывод о роли и позиции церкви в свержении ига над Русью.



2.   Оценка деятельности Ивана 3 в работе В.В. Ильина и А.С. Ахиезера «Российская государственность: истоки, традиции, перспективы».

«Державный итог военно-политической активности  Ивана 3 помимо продолжения объединения русских земель вокруг Москвы за счет их включения в территорию Московского государства, высвобождения от монголо-татарского ига - установления сильной центрально-самодержавной власти, создания условий трансформации Московского великого княжения в сословно-представительную монархию».

Подтвердите данное суждение фактическим материалом.

3.   В.О. Ключевский о браке Ивана 3 и Софьи Палеолог.

«...брак Ивана и Софьи получал значение политической демонстрации, которую заявляли всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом».

Согласны ли вы с подходом историка Ключевского?

4.   Историк Ю.Г. Алексеев о личности Ивана 3.

«Приукрашивать облик Ивана 3 нет ни необходимости, ни возможности. Его образ не окружен поэтическим ореолом. Перед нами суровый прагматик, а не рыцарственный герой. Каковы бы не были личные переживания и чувства великого князя Ивана Васильевича, он умел их держать при себе, и они навсегда остались тайной для потомков, как, возможно, и для современников. Величественная и грозная фигура «господаря» заслоняет образ реального человека с его страстями и слабостями. Он был стратегом, дипломатом, законодателем, но прежде всего строителем нового Русского государства. История Ивана 3 - история его политической деятельности. В этой деятельности, в ее итогах - квинтэссенция его натуры, смысл и отправление его долгой жизни»

Можно ли сказать, что перед нами образ идеального политика?

 

 СЛОВАРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.



 Местничество - порядок замещения высших государственных и военных должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки на службе у московских князей. «Сидеть местом больше» - занимать высокое место по знатности рода.

Кормление - корм - содержание, обеспечение государевых людей в средневековой Руси, кормление - система вознаграждения бояр, осуществляющих судебно-административные функции путем предоставления им прав облагать в свою пользу население управляемой ими местности(содержание местной власти за счет части местных же налогов). Кормление явилось своеобразным компромиссом между стремлением верховной власти к централизации и сохраняющимися остатками феодального иммунитета  бояр-наместников.

Шапка Мономаха, держава, скипетр, бармы -  атрибуты облачения и символы власти великого князя Московского со времен Ивана 3.

Клятвенные грамоты- грамоты, которые должны были приносить на верность великому князю Московскому и Государю всея Руси бояре.

Юрьев день - срок, ограничивающий переход крестьян от старых хозяев к новым, был установлен Судебников 1497 года, включал одну неделю до Ю.д.(26 ноября) и одну неделю после него. Свидетельство юридического оформления системы крепостного права.

Посулы - взятки.

 


Контрольные вопросы

 

1. Какие ханства образовались в середине 15 века, отделившись от власти Сарая?

 


А)

Бухарское

Б)

Самаркандское

В)

Касимовское

Г)

Сибирское

Д)

Крымское

 

1

2

3

4

абв

бвд

вгд

агд

 

Ответ:


 

2. Какой город в 1463г. осадило войско Ивана 3, заставив освободить русских пленников?

 


1)

Сарай


2)

Каракорум


3)

Казань


4)

Вильно


 

Ответ:


 

3. Соединение княжеского вотчинного управления с государственным связано

 


1)

С сохранением уделов у родственников Государя

2)

С выделением боярам княжеских уделов

3)

С отъем княжеских уделов в поместный фонд

4)

С передачей князьям права на чеканку монеты

 

Ответ:


 

4.   В течение 15 века в состав Москвы вошли земли

 


1)

Новгородские, Тверские, Вятские

2)

Муромские, Мещерские Нижегородские

3)

Коломенские, Переяславль-Залесские, Можайские

4)

Псковские, Смоленские, Рязанские

 

Ответ:


5. Соотнесите княжество и путь его вхождение в единое российское государство:

 

КНЯЖЕСТВО

 

ПУТЬ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

1.

Тверское княжество

А.

Мирный путь

2.

Ярославское княжество

 

 

3.

Ростовское княжество

Б.

Военный поход

4.

Вятский край

 

 

5.

Новгород Великий

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Ответ


 

 

6. В каком году была заключена уния между католической и православной церквями?

 

1)

1469

2)

1439

3)

1471

4)

1477

 

Ответ:


 

9. Установите хронологическую последовательность событий:

 


А.

Битва на Шелони

Б.

Осада Новгорода войсками Ивана 3

В.

Осада Казани и освобождение русских пленников

Г.

Уния между католической и православной церквями

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 



10. Как звали посадника, который был сторонником сближения Новгорода с Литвой и казненного по приказу московского наместника?

 


1)

Трубецкой

2)

Борецкий

3)

Холмский

4)

Пермский

 

Ответ:


 

11. Иван III вступил в союз против Большой Орды с:

 


1)

Менгли-Гиреем

2)

Ахматом

3)

Борецким

4)

Ливонским орденом

 

Ответ:


 

12.  Упразднение Новгородской республики связано с

 


1)

Битвой на Ворскле

2)

Битвой при Роковоре

3)

Битвой при Липице

4)

Битвой на Шелони

 

Ответ:


 

13. Поход Ивана 3 на Новгород в 1471 был вызван

 


1)

Договором новгородцев с Литвой о вассалитете

2)

Приходом к власти в Новгороде промосковской группировки

3)

Намерением Новгорода перейти в католичество

4)

Соперничеством меджу Москвой и Новгородом за Псковские земли

 

Ответ:


 

14. Антимосковскую «партию» в Новгороде возглавляла

 


1)

Елена Глинская

2)

Марфа Борецкая

3)

Соломония Сабурова

4)

Мария Годунова

 

Ответ:


 

15. Битва на реке Шелони 1471 года привела к

 


1)

Ликвидации политической самостоятельности Новгорода

2)

Восстановлению законодательных полномочий новгородского вече

3)

Вассальной зависимости Новгорода от Литвы

4)

Утрате новгородскими боярами всех своих земель

 

Ответ:


 

16. В каком году была окончательно ликвидирована независимость Новгородской республики и был вывезен в Москву главный вечевой колокол?

 


1)

1471

2)

1485

3)

1480

4)

1478

 

Ответ:


 

17. В каком году Русь окончательно прекратила выплату дани Орде?

 


1)

1485

2)

1462

3)

1480

4)

1478

 

Ответ:


 

18. На ком женился овдовевший Иван 3 в 1472 году для укрепления престижа Российского государства?

 


1)

Марфе Борецкой

2)

Елене Глинской

3)

Софье Палеолог

4)

Софье Витовтовне

 

Ответ:


 

19. Епископ Вассиан Рыло обратился со своим посланием на Угру, в котором призвал к разрыву вассальных отношений с Ордой, к князю

 


1)

Дмитрию Донскому

2)

Василию Дмитриевичу

3)

Василию Темному

4)

Ивану 3

 

Ответ:


 

20. Окончательное свержение ордынского владычества связано с(со)

 


1)

Походом на Казань Данилы Холмского

2)

Победой в битве при Ведроши

3)

Стоянием на реке Угре против хана Ахмата

4)

Походом на Вятку и Пермь

 

Ответ:


 

 21. Какое новшество в истории русского военного искусства появилось  в ходе стояния на Угре?

 

1)

Построены первые военные корабли.

2)

Применено огнестрельное оружие в полевых условиях.

3)

Применены пушки.

4)

В войске появились иностранные офицеры.

 

Ответ:


 

22. Кто был последним князем независимого Тверского княжества?

 


1)

Юрий Васильевич

2)

Даниил Александрович

3)

Михаил Борисович

4)

Василий Юрьевич

 

Ответ:


 

23. Верны ли следующие утверждения?

 

А. Иван III стал именовать себя государем всея Руси.



Б. Герб нового российского государства был заимствован у Турции.

 


1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба утверждения

4)

Оба утверждения неверны

 

Ответ:


 

24. Новые атрибуты власти Великого князя Московского: бармы, шапка Мономаха, скипетр, держава были введены при

 


1)

Александре Невском

2)

Данииле Александровиче

3)

Василии Дмитриевиче

4)

Иване 3

 

Ответ:


 

25. Верны ли следующие утверждения?

 

А. При Иване 3 в состав Русского государства вошел Вятский край.



Б. Иван 3 постепенно ликвидировал уделы братьев.

 


1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба утверждения

4)

Оба утверждения неверны

 

Ответ:


 

26. Какие города отошли к Москве в результате русско-литовских войн конца 15 – начала 16 вв.?

 


А)

Казань

Б)

Вязьма

В)

Рыльск

Г)

Рязань

Д)

Чернигов

 

1

2

3

4

абв

бвд

вгд

агд

 

Ответ:


 

27. Установите соответствие между датой и вхождением земель в состав Русского государства . Полученный ответ впишите в таблицу:

 

ВОШЕДШИЕ ГОРОДА

ДАТЫ

1)

Псков

А)

1514

2)

Смоленск

Б)

1478

3)

Тверь

В)

1510

4)

Новгород Великий

Г)

1485

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Ответ:


 

28. В течение 15 века в состав Москвы вошли земли

 


1)

Новгородские, Тверские, Вятские

2)

Муромские, Мещерские Нижегородские

3)

Коломенские, Переяславль-Залесские, Можайские

4)

Псковские, Смоленские, Рязанские

 

Ответ:


 

29. В результате присоединения какого последнего княжества завершилось складывание территории единого Русского государства?

 


1)

Рязанского

2)

Смоленского

3)

Псковского

4)

Тверского

 

Ответ:


 

30. В чем выражалось ограничение прав удельных князей при Иване III?

 


А)

Должны были с подарками являться в Москву во двор князя

Б)

Были конфискованы все земли удельных князей

В)

Запрещалось чеканить свою монету

Г)

Сокращались судебные права

Д)

Отменялись ряд льгот

 

1

2

3

4

абв

бвд

вгд

агд

 

Ответ:


 

31. Какие функции выполняли члены Боярской Думы?

 


А)

Командовали войсками

Б)

Без их утверждения великий князь не мог издать никакой закон

В)

Ведали делами церковного управления

Г)

Были наместниками в городах

Д)

Управляли отдельными отраслями государственного хозяйства

 

1

2

3

4

абв

бвд

вгд

агд

 

Ответ:


 

32. Путями в Московском государстве именовали

 


1)

Отрасли дворцового хозяйства

2)

Почтовые дороги

3)

Линии укреплений

4)

Мощеные улицы Москвы

 

Ответ:


 

33. Путные бояре - это

 


1)

Умелые воеводы

2)

Наместники

3)

Бояре, следящие за строительством дорог и мостов

4)

Служащие дворцового ведомства

 

Ответ:


 

34. Какой орган функционировал при Иване 3 в качестве великокняжеской канцелярии?

 


1)

Церковный собор

2)

Приказ

3)

Казна

4)

Администрация великого князя

 

Ответ:


 

35. Кто возглавлял «дьячьи избы» (приказы)?

 


1)

Великий князь

2)

Митрополиты и епископы

3)

Кормленщики и волостели

4)

Бояре и дьяки

 

Ответ:


 

36. Какие функции имел Поместный церковный собор?

 


А)

Ведал различными областями управления страной

Б)

Совещательный орган при государе

В)

Избирал и назначал московских митрополитов и епископов

Г)

Был великокняжеской канцелярией

Д)

Обсуждал насущные проблемы жизни Церкви

 

1

2

3

4

абв

бвд

вгд

агд

 

Ответ:


 

37. Кодекс законов, принятый при Иване III устанавливал

 


1)

Необходимость объективного и справедливого суда.

2)

Состязательный судебный процесс.

3)

Введение специальных следственных органов, независимых от суда

4)

Суд присяжных заседателей

 

Ответ:


 

38. В каком документе говорилось: «Пожилое за дворы крестьяне пусть платят – в полях из расчета рубль за двор, а в лесах из расчета полтина за двор. Если какой-либо крестьянин проживет на чьей-то земле год и уйдет прочь, то пусть заплатит пожилое за четверть двора… Если проживет четыре года, то пусть заплатит пожилое за весь двор»

 


1)

«Русская правда»

2)

Судебник 1497г.

3)

Судебник 1550г.

4)

Соборное Уложение

 

Ответ:


 

40. Кто проповедовал христианство в землях зырян и Перми во времена Дмитрия Донского?

 


1)

Сергий Радонежский

2)

Стефан Пермский

3)

Илларион

4)

Киприан

 

Ответ:


 

41. Как на Руси называли воровство?

 


1)

Душегубство

2)

Посулы

3)

Татьба

4)

Кормление

 

Ответ:


 

42. Кто руководил русским войском, взявшим Казань в 1487 г.?

 


1)

Дмитрий Донской

2)

Дмитрий Боброк-Волынец

3)

Даниил Холмский

4)

Андрей Курбский

 

Ответ:


 

43. С какой страной заключил союз Иван 3 в борьбе с Ливонским орденом?

 


1)

Данией

2)

Литвой

3)

Казанским ханством

4)

Англией

 

Ответ:


 

44. Какая крепость была сооружена напротив ливонской по повелению Ивана III?

 


1)

Нарва

2)

Кронштадт

3)

Ивангород

4)

Псков

 

Ответ:


 

45. Какие народы вошли в состав Российского государства с присоединением Вятского края?

 


1)

вотяки (удмурты)

2)

мещера

3)

карелы

4)

зыряне

 

Ответ:


 

46. Какие народы вошли в состав Российского государства с присоединением земель Великой Перми?

 


1)

вотяки (удмурты)

2)

меря и мещера

3)

зыряне

4)

карелы и ижора

 

Ответ:


 

47. Какие народы вошли в состав  Московского государства в результате присоединения Новгородской земли?

 


1)

зыряне и пермь

2)

карелы и ижора

3)

чуваши

4)

мордва и мари

 

Ответ:


 

48. Соотнесите функции с государственным органом, которому они соответствуют

 

ФУНКЦИИ

 

ОРГАНЫ

1)

Центральный орган управления, имевший совещательный характер орган, контролирующий поступление налогов.

А)

Церковный собор

2)

Орган, контролирующий поступление налогов.

Б)

Приказ

3)

Совещание виднейших представителей Русской Православной Церкви.

В)

Боярская дума

4)

Учреждение, ведавшее определенной областью управления.

Г)

Казна

 

 

Д)

Земский собор.

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Ответ


 

49. Выделите характерные черты управления в Московском государстве в конце 15-начале 16 века

 


А)

Сочетание княжеского удельного управления с государственно-административным

Б)

Введение системы кормлений

В)

Введение единой системы судоустройства и судопроизводства

Г)

Упразднение системы местничества

Д)

Введение воеводского правления

 

 


1

2

3

4

АВД

ВГД

БГД

АБВ

 

Ответ:


 


Смотрите также:
Занятие №6-7 10-11 классы Правление Ивана III, Государя Всея Руси. «Москва Третий Рим, а четвертому не бывать.»
321.65kb.
1 стр.
§ 17-18. Иван III — государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом
163.93kb.
1 стр.
Формирование единого государства. Возвышение Москвы Правление Ивана III правление Ивана VI
380.65kb.
3 стр.
Правление Ивана IV грозного (1533-1584 гг.) относится к тому периоду отечественной истории, который выдающийся российский ученый В. О
355.71kb.
1 стр.
Русь в царствование Ивана Грозного: внешняя политика, расширение границ государства
69.89kb.
1 стр.
Боярское правление. В 1533 году умер Василий III. Перед смертью он назначил над своим трехлетним сы­ном
112.09kb.
1 стр.
Программа Москва, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» 8-10 апреля 2013 года Москва
124.91kb.
1 стр.
Вопросы для итогового контроля по отечественной истории
35.78kb.
1 стр.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16-19 августа посетит Польшу. В республике к этому визиту готовятся не только в религиозных кругах, большой интерес проявляет к нему и польская общественность, политики и сми
63.36kb.
1 стр.
Семінарські (практичні, лабораторні) заняття, їх тематика та обсяг
59.72kb.
1 стр.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с первым в истории визитом Польшу. Ранее ни один предстоятель Русской православной церкви не бывал в стране, абсолютное большинство населения которой исповедует католицизм
57.15kb.
1 стр.
Книга III. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Издательский Совет Русской Православной Церкви
6665.41kb.
29 стр.