Главная
страница 1страница 2страница 3
Приложение к учебному плану

МОУ СОШ № 1 г.Гусь-Хрустальный

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

к учебному плану на 2012-2013 учебный год

В Программе развития школы обозначена цель образования и воспитаниясоздать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей и формирования личности, обладающей социально значимыми компетенциями, новым типом функциональной грамотности.

Задачи:


  1. Обеспечить высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности, развивая возможности и способности, помогающие в самоопределении, самореализации ребенка.

  2. Формировать человека мобильного: ответственного и инициативного, продуктивного и эффективного, обладающего основными социально значимыми компетентностями, помогающими выстраивать отношения с окружающей средой на основе гуманности, справедливости, толерантности.

  3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, способствующую их самоопределению, самореализации в современной жизни.

Структура школы, задачи и особенности процесса обучения.




Структура школы

Задачи

Особенности процесса обучения

1 ступень – начальная школа (1-4 классы)

типы классов:

общеобразовательные классы,

классы повышенного уровня обучения

Обеспечить становление личности ребенка.

Сформировать познавательную потребность, первоначальные учебные умения, навыки, способы деятельности.

Развить любознательность, привить уважение к семье и школе.

Сформировать ключевые компетентности, соответствующие возрасту, в разных сферах деятельности.


Ориентация на непосредственный интерес ребенка к миру и к себе.

Учебные предметы несут характер интегративных курсов, дающих начальные сведения о природе, обществе, человеке и труде.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Введение факультативных курсов, способствующих начальному формированию ключевых компетентностей учащихся.
Обязательные систематические курсы дополняются элективными курсами, предметными и ориентационно-предметными.
Предпрофильная подготовка.

Широкая и глубокая дифференциация.
Использование информационно-коммуникационных технологий

Внутришкольная модель профильного обучения, обеспечивающая изучение обязательных предметов и предметов по выбору.

Использование индивидуальных учебных планов учащихся в классах повышенного уровня обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий

Заключение договоров с вузами по профилям.

2 ступень – основная школа (5-9 классы)

типы классов:

общеобразовательные

классы,

классы повышенного уровня обучения

Обеспечить базовый и повышенный уровни образования, необходимые для продолжения обучения, выбора профиля будущей профессии и социальной адаптации.

Развить познавательный интерес, потребность к саморазвитию.

Воспитать уважительное отношение к людям, обществу, экологическую грамотность и культуру, эстетический вкус.

Сформировать основные ключевые компетентности, соответствующие возрасту, в разных сферах деятельности.


3 ступень – полная средняя школа

(10-11) классы

типы классов:

общеобразовательные классы,

классы повышенного уровня обучения

Удовлетворить индивидуальные запросы, образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника.

Обеспечить профессиональное самоопределение на основе полного учета интересов.

Сформировать ключевые компетентности учащихся во всех сферах деятельности: самостоятельно-познавательной, гражданско-правовой, социальной, трудовой, культурологической.

В школе существует несколько вариантов учебных планов:



  • для 1-ых – 2-ых классов повышенного уровня обучения и общеобразовательных в соответствии с ФГОС нового поколения;

  • для общеобразовательных классов (2-11 классы),

  • для классов повышенного уровня обучения (2-11 классы),

  • внутришкольная модель предпрофильного и профильного обучения (работа по индивидуальным планам)

Учебный план позволяет школе выполнять главную функцию как социального института – создать условия для формирования у учащихся предметных компетентностей и ключевых компетентностей в самостоятельной организации познавательной деятельности, в гражданско-правовой сфере, в трудовой деятельности, в социально-бытовой сфере. Мы учитываем возрастные особенности детей, стремление детей к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Учебный план составлен таким образом, что в первую очередь идет ориентация на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Учебный план разработан для 1-ых классов на основе ФГОС, для 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования (приказ № 528 от 25.07.2007).

Нормативно-правовое обеспечение

Для 1-ых – 2-ых классов:


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказ департамента образования от 09.03.2010 г. № 125 «Об утверждении Мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в образовательных учреждениях Владимирской области».

  • рекомендации Департамента образования администрации Владимирской области (письмо от 15.06.2010 г. №ДО-2770-02-07).

Для 3-11-ых классов:



  • приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • письма Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов», от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

  • приказ департамента от 25.07.2007 г. № 528 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования»;

  • письмо департамента образования от 30.08.2007 г. № ДО-3582-02-07 «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2007-2008 учебном году»;

  • письмо департамента образования от 19.09.2007 г. № ДО-3941-02-07 «Рекомендации по введению регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на 2007-2008 учебный год»;

  • письмо департамента образования от 03.12.2007 г. № ДО-5297-02-07 «О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году и до 2010 года»;

  • письмо департамента образования от 13.10.2008 г. №ДО-4288-02-07 «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательной школы»;

  • письмо департамента образования от 09.04.2008 г. № ДО-1513-02-07 «Об изучении регионального компонента общего образования в образовательных учреждениях области»;

  • письмо департамента образования от 23.11.2009 г. № ДО- 5820-02-07 «Об использовании учебников разных лет выпусков»;

  • письмо департамента образования от 14.10.2010 г. № ДО-4921-02-07 «О введении третьего часа физической культуры».

  • Модельные правовые акты, рекомендованные Департаментом образования: Положение об информационно – экспертно - координационном совете (письмо департамента образования от 26.07.2010 г. № ДО-3576-02-07); примерная форма договора на образование (111 ступень) (письмо департамента образования от 26.07.2010 г. № ДО-3576-02-07); примерная форма Договора о взаимодействии муниципального органа управления образованием и Центра занятости населения по созданию условий для организации предпрофильной подготовки (письмо департамента образования от 29.07.2010 г. № ДО-3641-02-07); положение о модели «портфолио» учащихся 9 классов (письмо департамента образования от 29.07.2010 г. № ДО-3641-02-07).

При формировании учебно-методического обеспечения мы руководствовались:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 3 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

Начальная школа



Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Мы ориентируемся на обязательность и общедоступность начального образования. Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. В школе создаются все условия, для того чтобы помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Школа реализует личностно-ориентированную развивающую модель начальной школы и обеспечивает выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отведено практическому изучению объектов окружающего мира, освоению обобщенных способов деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных условиях.

Предметы, обязательные для изучения: Обучение грамоте, Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Информатика в классе повышенного уровня обучения, модульно во всех классах.

В школе работает второй вариант начального образования – вариативность предметных курсов внутри образовательных областей. В начальную школу вводятся из компонента образовательного учреждения факультативные курсы, значительно углубляющие и расширяющие образовательные области.

Программы учебных и факультативных курсов взяты из сборников программ и методических журналов: «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Части 1, 2», М., Просвещение, 2006 г. Составители: Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. Учителя гимназических классов используют УМК «Гармония» под ред. Н.Б. Истоминой, учителя общеобразовательных классов используют УМК «Перспективная начальная школа» Академкнига/учебник, УМК «Школа России» под ред. Горецкого В.Г.

Отличительные особенности курсов русского языка:

  • концентрация внимания на развитии речи учащихся

  • овладение коммуникативной функцией языка

  • практическая направленность обучения.

Предмет “Обучение грамоте”



Учителя гимназического класса работают по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина. Особенности курса в реализации традиций учебной букваристики. Учебник Букварь.- М: Ассоциация XXI век", 2011.

В общеобразовательном классе работают по учебнику Н.Г. Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука».- М; Академкнига\ Учебник, 2011
Предмет “Русский язык”

Курс имеет следующие направления: усиление компонентов развития речи, обогащение материалов по орфоэпии, лексике, фонетики, синтаксиса, практическая направленность и т.д.

Учителя в своей работе используют:

  • в общеобразовательных классах:

1, 2, 3 классы: «Русский язык» Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. М.: Академкнига/Учебник. 2011, 20012, 2009;

4 классы: «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, 2011; 1 класс: комплект «Русский язык», авторами которого являются Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. М.: Академкнига/Учебник. 2011;

  • в классах повышенного уровня обучения – программу по русскому языку «Русский язык» для 1-11 классов с углубленным изучением предмета (гимназии, лицеи и школы гуманитарного профиля) – авторы М.С.Соловейчик и В.И.Капинос. Используются учебники и дополнительная литература, тетради с печатной основой и учебники

1, 2, 3, 4 классы: «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик М.: Ассоциация ХХI век, 2009-2012г.

В данной программе реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Учащиеся получают следующие умения: восприятие высказываний, оценивание их, определение задач автора, различение текста от группы предложений и т.д. За годы обучения языку учащиеся овладевают основами курса, на которых строится дальнейшая работа по предмету в школе 2 и 3 ступени: фонетический строй языка, рассмотрение слова с разных точек зрения, предложение и его анализ и т.д.
Предмет “Литературное чтение”

Учителя общеобразовательных классов используют программу Чураковой Н. А. и соответствующие учебники:

1 классы: «Литературное чтение» Чуракова Н.А.- М.: Академкнига/Учебник, 2011

2 классы: «Литературное чтение» Чураковой Н.А., Малаховской О.В. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

З класс: Литературное чтение» Чуракова Н.А.- М.: Академкнига/Учебник, 2010

З – 4 классы: «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Просвещение, 2008, 2009;

В гимназических классах На уроках решается главная задача – приобщение к литературе как виду искусства, где учащийся может выступать как слушатель, как читатель, как автор.

УМК “Гармония” авт. Кубасова О.В.:

1 – 2 классы: «Я хочу читать», «Литературное чтение», Кубасова О.В. М.: Ассоциация ХХI век, 2011;

3 – 4 классы: «Любимые страницы» О.В.Кубасова, Ассоциация ХХI век, 2009, тетради с печатной основой.
Предмет “Английский язык”

Преподавание ведется со второго класса по учебнику «Enjoy English» Авторы: З.М.Биболетова, Н.В.Добрынина, Н.Н. Трубанева, Титул, 2012
Предмет “Математика”

Изучение курса направлено на:



  • формирование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и классификации, абстрагирование и обобщение,

  • формирование качеств мышления, необходимых для ориентации в простейших математических закономерностях окружающей действительности.

  • формирование осознанных и прочных навыков в устных и письменных вычислениях, умения решать текстовые задачи, оперировать величинами, способами измерений, находить соотношения.

В классах повышенного уровня обучения используются учебник Математика Н.Б.Истоминой, И.Б.Нефедовой + тетради под ред. Истоминой, изд-во “Ассоциации ХХ1 век”, 2011-2009 г.

В классах общеобразовательных:

1 – 3 классы: «Математика» Чекин А.Л - М.: Академкнига/Учебник, 2010, 2011, 2012

4 классы: «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, Просвещение, 2007
Предмет «Информатика»

Предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» (20-25 часов).

В классах повышенного уровня обучения предмет ведется за счет компонента образовательного учреждения по программе для общеобразовательных учреждений «Информатика – 2-11 классы» М.Бином. Лаборатория знаний, 2004. Учебник: «Информатика» Н.Матвеевой, М. Бином. Лаборатория знаний. 2009, компьютерный вариант. 2 класс общеобразовательный - Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Учебник "Информатика и ИКТ. – М.: Академкнига\ Учебник, 2011
Предмет “Технология”

Программа предполагает творческое развитие личности; преподавание ведется в гимназических и общеобразовательных классах по учебникам Н.М.Конышевой. Издательство «Ассоциация 21 век», 2009-2010;

в 1 классе используется комплект Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология М.: Просещение, 2011

2 общеобразовательный класс: «Технология» Т.И.Рогозиной, А.А.Триневой, 2012

1 – 4 классы: «Технология» Н.М.Конышевой. Издательство «Ассоциация 21 век», 2010-2011

Предмет “Окружающий мир”



Задачи:

  • формирование представления о научной картине мира, где общество и природа рассматриваются в органическом единстве,

  • заложить основы экологической культуры,

  • формировать культуру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитать уважение и любовь к родному краю, России, ее истории и культуре.

1, 2, 3 общеобразовательные классы: «Окружающий мир» Федотов О.Н., Трафимов Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А., Академкнига/учебник, Москва, 2010-2012.

4 класс «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва, Просвещение, 2008

В классах повышенного уровня обучения – курс ведется по учебникам «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой, Издательство «Ассоциация 21 век», 2010-2012.
Предмет «Наш край»

Преподавание ведется со 2 класса по региональной образовательной программе школы 1 ступени Департамента образования администрации Владимирской области по учебникам, Е.Л.Харчевниковой, ВИПКРО, 2005-2006. Учебник «Наш край» С.А.Конопкиной, Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой, Владимир, 2007 для 2, 3 класса, 2008 год для 4 класса.
Предмет ИЗО

Цели курса:



  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение начальных знаний об изобразительном искусстве.

1 класс: Неменская Л.А.Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь / Под. Ред. Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011;

2 класс: Неменская Л.А. Ты и искусство/ Под. Ред. Б. М. Неменского., –М.: Просвещение, 2010

3 класс: Неменская Л.А Искусство вокруг нас / Под. Ред. Б. М. Неменского; –М.: Просвещение, 2010

4 класс: Неменская Л.А Каждый народ художник. / Под. Ред. Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2010
Предмет «Музыка» ведется в соответствии с федеральным компонентом Государственного общеобразовательного стандарта общего образования и программой Г.П. Сергеевой и др. «Музыка. 1 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы» (Москва, «Просвещение», 2010).

УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (Москва, «Просвещение», 2010).

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;

  • воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности.

Предмет “Физическая культура”



Учителя ведут занятия 3 раза в неделю и используют программу «Комплексная программа физического воспитания » для 1-11 классов В.И.Ляха, М., Просвещение, 2004

Освоение физической культуры в начальной направлено на достижение следующих целей:

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

  • развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта в подвижных играх, эстафетах;

  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями,

  • воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.

Компонент образовательного учреждения направлен на факультативы::



п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов



Наш край

Учебник «Наш край» С.А.Конопкиной, Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой, Владимир, 2007-2011



Развитие речи

С.В.Кутявина «Внеклассное чтение», Москва, Вако, 2006 г.



Подвижные игры

«Физическая культура» В.И.Лях, М, Просвещение, 2010



В мире слов

«Мир слов» Шаповалова О.А. Творческие работы по русскому языку, Саратов, Лицей, 2009.



Математика вокруг нас

«Математика вокруг нас» сборник задач с экономическим содержанием Г.Г.Шмыревой, Н.Е.Фуртат, Владимир, 2007

Основная школа



Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В школе учитываются возрастные особенности детей этого подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Учебный план составлен таким образом, что в первую очередь идет ориентация на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.



следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка к учебному плану 2012-2013 учебный год
267.2kb.
1 стр.
Пояснительная записка к Учебному плану мбоу «Гимназия №28»
308.9kb.
4 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012 2013 учебный год. 2012 мбоу ямновская оош
329.83kb.
3 стр.
Учебный план мбоу сош №15 на 2012-2013 учебный год Принят на заседании педагогического совета
1576.74kb.
10 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зимовниковской средней общеобразовательной школы №10 на 2012-2013 учебный год Пояснительная
203.95kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год
653.43kb.
3 стр.
Закон «Об образовании»
652.72kb.
6 стр.
Пояснительная записка к учебному плану Пестяковской муниципальной средней общеобразовательной школы 2012/2013 учебный год
110.95kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год муниципального бюджетного образовательного учреждения
217.77kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану 2012-2013 учебный год г. Заполярный
87.54kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану мбоу школы-интерната №13 на 2012- 2013 учебный год
119.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №396 на 2012/2013 учебный год
240.57kb.
1 стр.