Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 на базе гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов» Полное наименование: Государственное образовательное учреждение Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» ![]() Педагогическое кредо коллектива: Через ученье – к счастью! контакты: 107014, Москва, ул. Егерская, 4 тел. (495) 603-09-62 факс (495) 603-06-62 e-mail gym1530@yandex.ru web-site www.gym1530.ru
1. Базовые школы инновационной сети ГЭП «Совершенствование организационных форм образовательного процесса» - Гимназии № 1565, 1584, СОШ № 1277, ЦО № 1439, лицей № 1557, СОШ № 1290, гимназия № 1508. 2. Образовательные учреждения Восточного округа и г. Москвы №№ 1563, 1591, 1666, 1475, 1452, 1404, 1637, 1925, 1926, 1294, 1282, 1352, 1360, 1080, 2006, 1198.
Предполагаемые формы работы Ресурсного центра
2. Индивидуальные:
Тема Ресурсного Центра: «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов». Цель деятельности Ресурсного центра мы видим в демонстрации и обеспечении распространения в сети ОУ конкретных инновационных моделей организации образовательного процессе на основе индивидуальных учебных планов. Ресурсный центр будет решать следующие задачи: 1. Демонстрация конкретных моделей организации образовательного процессе на основе индивидуальных учебных планов. 2. Демонстрация конкретных образцов педагогической деятельности в области организации образовательного процесса на основе ИУП. 3. Демонстрация организационно-управленческих решений в условиях ИУП. 4. Демонстрация психолого-педагогического сопровождения ИУП. 5. Повышение педагогической квалификации на основе практического освоения технологии ИУП. 6. Консультативная помощь и экспертная оценка деятельности ОУ в освоении системы ИУП. 7. Аккумуляция опыта ОУ, входящего в формируемую сеть, информационно-аналитическое сопровождение деятельности сети.
10-11 классы являются завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Именно в это время совершается выбор будущего направления деятельности, определяются познавательные интересы. Определенным этапом на пути индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов может быть внедрение в учебный процесс образовательного учреждения индивидуальных учебных планов. Сегодня создана модель, обеспечивающая, в основном, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся, разработано психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития обучающихся. Индивидуальные учебные планы создают условия для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования. В то же время внедрение данной модели связано с целым рядом проблем требует соблюдения комплекса условий. Внедрение индивидуальных учебных планов в школе должно начинаться с анализа имеющихся условий в образовательном учреждении - кадровых (достаточно ли учителей для обеспечения индивидуального плана и обладают ли они необходимой квалификацией), содержательных (существует ли в школе реальная дифференциация в содержании образования, которая может служить основой выбора), материальных (достаточно ли помещений для организации такой работы), психологических (готовность старшеклассников к осуществлению выбора) и т.д. Работа по переходу на индивидуальные учебные планы предполагает несколько этапов. На первом, подготовительном этапе необходимо выделить в содержательном аспекте уровни дифференциации, которые станут основой для индивидуального плана. Современный московский базисный учебный план предоставляет широкие возможности для дифференциации по всем предметам. В соответствии с возможностями образовательныого учреждения в плане, предлагаемом уч-ся для выбора выделяются обязательные предметы, составляющие базовый компонент ОУ, предметы по выбору ( элективные и факультативные курсы). Учебный план учащегося может быть дополнен проектной деятельностью, экскурсиями и.др. В данном случае ряд обязательных предметов представлен только на одном уровне, математика, напротив- трех уровнях (базовом, профильном, углубленном), некоторые предметы- на двух (базовом и профильном уровнях). Учащийся имеет возможность САМ составить свой учебный план из обязательных предметов и спецкурсов, опираясь нa свои интересы и удовлетворяя свои познавательные потребности. Так, например, он может выбрать профильный уровень по русскому языку и математике усилив их соответствующими спецкурсами, или выбрать русский язык, математику и литературу на профильном уровне, остальные предметы оставив на базовом. Главное - определить нижнюю и верхнюю границы индивидуального плана ученика. Например, верхняя граница не может превышать 36 часов (в соответствии СанПиНами), нижняя - не менее 30 часов. В новых условиях чрезвычайно ценным представляется то, что дети могут иметь различную нагрузку, в соответствии со своими запросами и состоянием здоровья. Проблема выбора ученика - основная проблема индивидуальных планов. Как показывает опыт различных школ, примерно 10-15% десятиклассников так или иначе меняют или уточняют выбор, сделанный в конце 9 класса. Осуществление выбора невозможно без его психологического сопровождения, которое целесообразно начинать еще в 8 классе с диагностики структуры интеллекта, для которой можно порекомендовать методику Амтхауера (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T). Эта методика помогает выявить так называемые «центры тяжести» (мыслительно-речевой и счетно-математический), пространственные представления, функции памяти. Также в 8 классе целесообразно провести первичную профессиональную диагностику, для которой можно использовать методики Климова («карта интересов») и профессионально стимулирующие игры, разработанные в МГУ (факультет психологии) Н. Пряжниковым. На протяжении 9 класса необходимо отслеживать выбор каждого ученика по следующим параметрам: 1 Успешность обучения. (Используется метод экспертов (психолог -педагог- родитель- учащийся) 2. Психологический комфорт учащегося в группе. (Используется метод наблюдения, тест школьной тревожности Филипса). 3. Устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением. ( Используются следующие методы: беседа, экспертные оценки, повторно проводится методика «карта интересов», проекционные методики (сочинения «Мое будущее», « Я через 10 лет» и др.). Помимо уровня изучения предмета и предметов по выбору, учащийся может выбрать форму его освоения того или иного предмета ( очную или экстернат), что также предусмотрено возможностями его индивидуального плана. Это позволяет сократить аудиторную нагрузку, высвободив время на предметы, особенно интересующие ребенка. Кроме того, существует также возможность выбора учебной группы и учителя. Расстановка кадров в данной форме организации образовательного процесса предусматривает распределение всех групп параллели между разными преподавателями с целью оптимизации ученического расписания. Учителя, к примеру, словесности «становятся в строчку» на всех десятых классах. Таким образом, вся параллель на определенном уроке расходятся на урок литературы. Учащийся, ранее «обреченный на учителя», получает возможность выбора. Этот момент позволяет в некоторых случаях снимать определенную напряженность в отношениях и предотвращать возможные конфликты, не говоря уже о том, что подобная ситуация оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на самих учителей . Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), расстановкой кадров и составлением учебного плана образовательного учреждения. Учебный план состоит из двух частей – содержательной и финансовой. В содержательной части выделяются два раздела – обязательные предметы (базовый компонент ОУ) и предметы по выбору уч-ся. Часы по предметам распределяются не по классам, а по параллели в целом. Финансовая часть состоит также из двух разделов – основное финансирование и дополнительное финансирование, которое складывается из деления на группы при изучении профильных предметов.
Набранные таким образом уроки выставляются в расписание по дням недели. В гимназии сложились подходы к составлению расписания, разработана программа, значительно облегчающая этот процесс На основном этапе внедрения ИУП главной проблемой видится проблема контроля и коррекции выполнения ИУП ребенка. С этой целью целесообразно каждый предмет разбить на учебные модули и их изучение завершить зачетной или контрольной работой. Результаты зачетов и контрольных работ можно фиксировать в зачетных книжках учащихся.( смотрите файл на диске). В процессе выбора и последующего его осуществления, в процессе прохождения своей образовательной траектории через урок, спецкурс или практикум, исследовательскую работу в лабораториях у детей начинают формироваться такие качества как ответственность за свой выбор, самоконтроль, самооценка. В плане психологического сопровождения основное внимание на этом этапе уделяется тренинговой работе - тренингам саморегуляции, тренингам общения. Это связано с попаданием учащегося в новую социальную ситуацию, в которой он лишается поддержки постоянной привычной социальной группы -класса, вследствие чего, как показывают исследования, наблюдается рост тревожности. Необходимой представляется диагностика утомляемости для изучения соотношения адекватности выбора нагрузок и физических возможностей подростка. С этой целью можно порекомендовать методику, разработанную в Московском психолого-педагогическом университете на факультете специальной психологии Т.А. Мешковой. На четвертом аналитическом этапе на материале проведенных в течение года диагностических мероприятий анализируются основные итоги работы. На заседаниях педсовета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях учащихся нужно обсудить результаты работы в режиме индивидуальных учебных планов. С учетом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений следует провести корректировку процесса организации работы по индивидуальным планам и планирование работы на следующий год. На этом заключительном этапе работы следует провести исследование по изучению удовлетворенности сделанным выбором, изучить отношения к ИУП со стороны учащихся, их родителей, педагогов, исследуя степень психологического комфорта в группах, степень удовлетворенности индивидуальным расписанием, соответствие индивидуального плана дальнейшей образовательной траектории. Для проведения мониторинга предлагаются специально разработанные анкеты для всех участников образовательного процесса.
Предполагаемые результаты деятельности РЦ: Основные позитивные изменения (предполагаемые результаты) планируются по следующим направлениям:
![]() ![]() Смотрите также: Ресурсный центр на базе гимназии №1530 «Школа Ломоносова» «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов»
122.96kb.
1 стр.
Стратегия системы качества гимназии №1530 «Школа Ломоносова» гбоу гимназия №1530 «Школа Ломоносова»
74.31kb.
1 стр.
Положение о Совете гбоу гимназии №1530 «Школа Ломоносова» в соответствии с Уставом гоу гимназией №1530 «Школа Ломоносова»
17.34kb.
1 стр.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (иуп) в 2011-2012 уч г
44.36kb.
1 стр.
Приказ от 20 г. № Положение о мониторинге качества образования I. Общие положения
59.12kb.
1 стр.
Составители: Смирнова Ю. В., Почётный работник общего образования рф, кандидат педагогических наук, директор моу гимназии №10; Герасименко О. Н., заместитель директора по увр; Николаев А. В
1236.21kb.
7 стр.
Учебно-методический центр православной педагогики
52.94kb.
1 стр.
Анализ деятельности дюсш за 2010-2011 учебный год
220.84kb.
1 стр.
«ресурсный центр как основа повышения качества профессиональной подготовки рабочих кадров»
39.13kb.
1 стр.
Бюджет отрасли «Образование» на 2011 год
112.46kb.
1 стр.
Петрозаводск известен в России как центр культуры, как центр образования. Нам приятно сообщить, что сегодня наш город это еще и центр науки. В нем складывается своя научная школа, исследовательские традиции
59.69kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» 6132.06kb.
32 стр.
|