Главная
страница 1
Ресурсный центр

на базе гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»

«Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов»

Полное наименование:



Государственное образовательное учреждение

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»


Педагогическое кредо коллектива:



Через ученье – к счастью!

контакты:



107014, Москва, ул. Егерская, 4

тел. (495) 603-09-62

факс (495) 603-06-62

e-mail gym1530@yandex.ru

web-site www.gym1530.ru


Директор гимназии –

Заслуженный учитель РФ,

кандидат педагогических наук

Евгения Викторовна Кузнецова
Состав совета Ресурсного центра:
Кузнецова Евгения Викторовна, директор школы

Алексеева Лада Никитична, научный руководитель, зам. директора НИИ ИСРОО

Стерлягова Елена Васильевна, зам. директора по научно-методической и экспериментальной работе;

Гончарова Светлана Валерьевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе;

Соколова Лариса Эдуардовна, зам. директора по учебно-воспитательной работе;

Курилович Екатерина Александровна, руководитель психологической лаборатории;

Порус Дмитрий Владимирович, зам. директора по воспитательной работе;

Лейфман Ирина Михайловна, зав. кафедрой словесности;

Невидимый Дмитрий Борисович, зав. кафедрой математики;

Шайкина Любовь Александровна, зав. кафедрой иностранных языков;

Шамшев Михаил Васильевич, зав. кафедрой информатики и информационных технологий;

Исаева Наталья Александровна, зав. кафедрой ЕНОТ;

Гайская Елена Олеговна, зав. кафедрой эстетики.


Контактное лицо по вопросам деятельности Ресурсного центра



Стерлягова Елена Васильевна,

зам. директора на научно-методической

и экспериментальной работе.

тел. (495) 603-31-45

e-mail esterlyagova@yandex.ru

Масштаб деятельности Ресурсного центра

Характеристика инновационной сети Ресурсного центра:

1. Базовые школы инновационной сети ГЭП «Совершенствование организационных форм образовательного процесса» - Гимназии № 1565, 1584, СОШ № 1277, ЦО № 1439, лицей № 1557, СОШ № 1290, гимназия № 1508.

2. Образовательные учреждения Восточного округа и г. Москвы №№ 1563, 1591, 1666, 1475, 1452, 1404, 1637, 1925, 1926, 1294, 1282, 1352, 1360, 1080, 2006, 1198.

Категории педагогических работников, с которыми работает РЦ:


  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

  • заместитель директора по научно-методической и экспериментальной работе;

  • председатель методического объединения, заведующий кафедрой;

  • педагог-психолог;

  • учитель-предметник;

  • диспетчер.

Предполагаемые формы работы Ресурсного центра

  1. Коллективные:

  • конференции,

  • семинары (в т.ч. семинары-практикумы),

  • мастер-классы и мастерские,

  • «круглые столы»,

  • презентации,

  • издательская деятельность.


2. Индивидуальные:

  • консультации по запросам образовательных учреждений;

  • организационно-методическое сопровождение перехода на индивидуальные учебные планы;

  • подготовка аналитических материалов.

Тема Ресурсного Центра: «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов».



Цель деятельности Ресурсного центра мы видим в демонстрации и обеспечении распространения в сети ОУ конкретных инновационных моделей организации образовательного процессе на основе индивидуальных учебных планов.

Ресурсный центр будет решать следующие задачи:

1. Демонстрация конкретных моделей организации образовательного процессе на основе индивидуальных учебных планов.

2. Демонстрация конкретных образцов педагогической деятельности в области организации образовательного процесса на основе ИУП.

3. Демонстрация организационно-управленческих решений в условиях ИУП.

4. Демонстрация психолого-педагогического сопровождения ИУП.

5. Повышение педагогической квалификации на основе практического освоения технологии ИУП.

6. Консультативная помощь и экспертная оценка деятельности ОУ в освоении системы ИУП.

7. Аккумуляция опыта ОУ, входящего в формируемую сеть, информационно-аналитическое сопровождение деятельности сети.

Краткая характеристика инновационных модулей, готовых к трансляции:

Образцы инновационной практики. Результаты деятельности городской экспериментальной площадки позво­ляют говорить о том, что модели организации обучения по индивидуальным учебным планам решают проблемы гуманизации образования, так как нацелены на личностно-ориентированный подход в обучении, ориентированы на реа­лизацию основных прав ребенка в сфере образования, так как позволяют осуществлять свободный выбор индивидуальной траектории развития. Обеспече­ние универсальности образования в сочетании с индивидуальным подходом существенно расширяют возможности образовательного учреждения. Внедре­ние индивидуальных учебных планов позволяет значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся старшего звена.

10-11 классы являются завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Именно в это время совершается вы­бор будущего направления деятельности, определяются познавательные интересы. Определенным этапом на пути индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познава­тельных потребностей и интересов может быть внедрение в учебный процесс образовательного учреждения индивидуальных учебных планов.

Сегодня создана модель, обеспечивающая, в ос­новном, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся, разработано психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития обучающихся. Индивидуальные учебные планы соз­дают условия для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования. В то же время внедрение данной модели связано с целым рядом проблем требует соблюдения комплекса условий.

Внедрение индивидуальных учебных планов в школе должно начинаться с анализа имеющихся условий в образовательном учреждении - кадровых (достаточно ли учителей для обеспечения индивидуального плана и обладают ли они необходимой квалификацией), содержательных (существует ли в школе реальная дифференциация в содержании образования, которая может служить основой выбора), материальных (достаточно ли помещений для организации такой работы), психологических (готовность старшеклассников к осуществле­нию выбора) и т.д.

Работа по переходу на индивидуальные учебные планы предполагает не­сколько этапов.

На первом, подготовительном этапе необходимо выделить в содержательном аспекте уровни дифференциации, которые станут основой для индивидуального плана. Современный московский базисный учебный план предоставляет широкие возможности для дифференциации по всем предметам. В соответствии с возможностями образовательныого учреждения в плане, предлагаемом уч-ся для выбора выделяются обязательные предметы, составляющие базовый компонент ОУ, предметы по выбору ( элективные и факультативные курсы). Учебный план учащегося может быть дополнен проектной деятельностью, экскурсиями и.др. В данном случае ряд обязательных предметов представлен только на одном уровне, математика, напротив- трех уровнях (базовом, профильном, углубленном), некоторые предметы- на двух (базовом и профильном уровнях).

Учащийся имеет возможность САМ составить свой учебный план из обязательных предметов и спецкурсов, опираясь нa свои интересы и удовлетворяя свои познавательные потребности. Так, например, он может выбрать профильный уровень по русскому языку и математике усилив их соответствующими спец­курсами, или выбрать русский язык, математику и литературу на профильном уровне, остальные предметы оставив на базовом. Главное - определить нижнюю и верхнюю границы индивидуального плана ученика. Например, верхняя граница не может превышать 36 часов (в соответствии СанПиНами), нижняя - не менее 30 часов. В новых условиях чрезвычайно ценным представляется то, что дети могут иметь различную нагрузку, в соответствии со своими запросами и состоя­нием здоровья.

Проблема выбора ученика - основная проблема индивидуальных планов. Как показывает опыт различных школ, примерно 10-15% десятиклассников так или иначе меняют или уточняют выбор, сделанный в конце 9 класса. Осуществление выбора невозможно без его психологического сопровождения, которое целесообразно начинать еще в 8 классе с диагностики структуры интеллекта, для которой можно порекомендовать методику Амтхауера (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T). Эта методика помогает выявить так называемые «центры тяжести» (мыслительно-речевой и счетно-математический), пространственные представления, функции памяти. Также в 8 классе целесообразно провести первичную профессиональную диагностику, для которой можно использовать методики Климова («карта интересов») и профессионально стимулирующие игры, разработанные в МГУ (факультет психологии) Н. Пряжниковым.

На протяжении 9 класса необходимо отслеживать выбор каждого ученика по следующим параметрам:

1 Успешность обучения.

(Используется метод экспертов (психолог -педагог- родитель- учащийся)

2. Психологический комфорт учащегося в группе.

(Используется метод наблюдения, тест школьной тревожности Филипса).

3. Устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением.


( Используются следующие методы: беседа, экспертные оценки, повторно проводится методика «карта интересов», проекционные методики (сочинения «Мое будущее», « Я через 10 лет» и др.).

Помимо уровня изучения предмета и предметов по выбору, учащийся может выбрать форму его освоения того или иного предмета ( очную или экстернат), что также предусмотрено возможностями его индивидуального плана. Это позволяет сократить аудиторную нагрузку, высвободив время на предметы, особенно интересующие ребенка.

Кроме того, существует также возможность выбора учебной группы и учителя. Расстановка кадров в данной форме организации образовательного процесса предусматривает распределение всех групп параллели между разными преподавателями с целью оптимизации ученического расписания. Учителя, к примеру, словесности «становятся в строчку» на всех десятых классах. Таким образом, вся параллель на определенном уроке расходятся на урок литературы. Учащийся, ранее «обреченный на учителя», получает возможность выбора. Этот момент позволяет в некоторых случаях снимать определенную напряженность в отношениях и предотвращать возможные конфликты, не говоря уже о том, что подобная ситуация оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на самих учителей .

Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), расстановкой кадров и составлением учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план состоит из двух частей – содержательной и финансовой. В содержательной части выделяются два раздела – обязательные предметы (базовый компонент ОУ) и предметы по выбору уч-ся. Часы по предметам распределяются не по классам, а по параллели в целом. Финансовая часть состоит также из двух разделов – основное финансирование и дополнительное финансирование, которое складывается из деления на группы при изучении профильных предметов.

На втором, организационном этапе основной проблемой является состав­ление индивидуального расписания. Принцип составления индивидуального расписания несколько отличается от составления общего расписания школы. Вначале необходимо безотносительно к дням недели составить комбинацию уроков в учебных группах, на которых было бы задействовано наибольшее ко­личество учеников. Так, например, если планируется три группы по математике (одна профильная и две базовых), то целесообразно распределить эту нагрузку между тремя преподавателями и поставить все три группы «в строку», то есть на одном уроке. Таких уроков может быть как минимум пять. Оставшиеся три ча­са профильной математики могут дополнены другими группами по непрофиль­ной физике, биологии, физкультуре и т.д. То же происходит с оставшимися двумя часами литературы, часом русского языка (хотя может случиться и так, что среди выбравших профильный русский язык не будет никого, кто выбрал бы профильную информатику, и тогда можно дополнить один предмет другим).

Набранные таким образом уроки выставляются в расписание по дням неде­ли. В гимназии сложились подходы к составлению расписания, разработана программа, значительно облегчающая этот процесс

На основном этапе внедрения ИУП главной проблемой видится проблема контроля и коррекции выполнения ИУП ребенка. С этой целью целесообразно каждый предмет разбить на учебные модули и их изучение завершить зачетной или контрольной работой.

Результаты зачетов и контрольных работ можно фиксировать в зачетных книжках учащихся.( смотрите файл на диске).

В процессе выбора и последующего его осуществления, в процессе прохо­ждения своей образовательной траектории через урок, спецкурс или практикум, исследовательскую работу в лабораториях у детей начинают формироваться такие качества как ответственность за свой выбор, самоконтроль, самооценка.

В плане психологического сопровождения основное внимание на этом эта­пе уделяется тренинговой работе - тренингам саморегуляции, тренингам об­щения. Это связано с попаданием учащегося в новую социальную ситуацию, в которой он лишается поддержки постоянной привычной социальной группы -класса, вследствие чего, как показывают исследования, наблюдается рост тре­вожности.

Необходимой представляется диагностика утомляемости для изучения со­отношения адекватности выбора нагрузок и физических возможностей подрост­ка. С этой целью можно порекомендовать методику, разработанную в Московском психолого-педагогическом университете на факультете специальной психологии Т.А. Мешковой.

На четвертом аналитическом этапе на материале проведенных в течение года диагностических мероприятий анализируются основные итоги работы.

На заседаниях педсовета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях учащихся нужно обсудить результаты работы в режиме индивидуальных учебных планов.

С учетом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений следует провести корректировку процесса организации работы по индивидуальным планам и планирование работы на следующий год.

На этом заключительном этапе работы следует провести исследование по изучению удовлетворенности сделанным выбором, изучить отношения к ИУП со стороны учащихся, их родителей, педагогов, исследуя степень психологического комфорта в группах, степень удовлетворенности индивидуальным расписанием, соответствие индивидуального плана дальнейшей образовательной траектории. Для проведения мониторинга предлагаются специально разработанные анкеты для всех участников образовательного процесса.

Инновационный опыт ОУ


  • Учреждение реализует систему непрерывного образования программы среднего общего, среднего полного и дополнительного образования, имеет связи многими вузами Москвы (МГУ, РГМУ, МПГУ, МППГУ и др.), является базовой школой АПКиПРО, входит в состав Университетского округа.

  • Гимназия является участником Московской городской сети экспериментальных учреждений с 1999 года. В настоящее время – участвует в четырех ГЭП («Совершенствование организационных форм образовательного процесса», «Инновационная площадка по языковому образованию», «Управление развитием образовательной деятельности учителей в рамках учебного учреждения и формирование образовательной среды на основе проектирования зон активного развития ученика», «Обеспечение системы оценки качества образовательного процесса на основе деятельностного и компетентностного подходов»).

  • С 2007 года является окружным ресурсным центром по проблеме индивидуализации обучения на основе индивидуальных учебных планов;

  • Гимназия является победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные программы в 2007 году (в рамках приоритетного Национального проекта «Образование»).

  • Опыт работы гимназии обобщен в многочисленных публикациях в научных и научно-методических сборниках;

  • Силами педагогического коллектива регулярно проводятся семинары, круглые столы для руководителей и педагогов Москвы, России.

Предполагаемые результаты деятельности РЦ:

Основные позитивные изменения (предполагаемые результаты) планируются по следующим направлениям:



  • внедрение технологии индивидуальных учебных планов в практику ОУ;

  • дальнейшая разработка технологии ИУП и ее совершенствование;

  • организация мониторинга степени удовлетворенности ИУП со стороны всех участников образовательного процесса;

  • организационно-управленческое и нормативное описание существенных аспектов модели создаваемой образовательной практики.







Смотрите также:
Ресурсный центр на базе гимназии №1530 «Школа Ломоносова» «Индивидуализация образования на основе внедрения индивидуальных учебных планов»
122.96kb.
1 стр.
Стратегия системы качества гимназии №1530 «Школа Ломоносова» гбоу гимназия №1530 «Школа Ломоносова»
74.31kb.
1 стр.
Положение о Совете гбоу гимназии №1530 «Школа Ломоносова» в соответствии с Уставом гоу гимназией №1530 «Школа Ломоносова»
17.34kb.
1 стр.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (иуп) в 2011-2012 уч г
44.36kb.
1 стр.
Приказ от 20 г. № Положение о мониторинге качества образования I. Общие положения
59.12kb.
1 стр.
Составители: Смирнова Ю. В., Почётный работник общего образования рф, кандидат педагогических наук, директор моу гимназии №10; Герасименко О. Н., заместитель директора по увр; Николаев А. В
1236.21kb.
7 стр.
Учебно-методический центр православной педагогики
52.94kb.
1 стр.
Анализ деятельности дюсш за 2010-2011 учебный год
220.84kb.
1 стр.
«ресурсный центр как основа повышения качества профессиональной подготовки рабочих кадров»
39.13kb.
1 стр.
Бюджет отрасли «Образование» на 2011 год
112.46kb.
1 стр.
Петрозаводск известен в России как центр культуры, как центр образования. Нам приятно сообщить, что сегодня наш город это еще и центр науки. В нем складывается своя научная школа, исследовательские традиции
59.69kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.