Главная
страница 1
УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР

Б.С. Рыбин ______________

«___» _____________ 2013 г.




ПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ

для абитуриентов специальности

070214 «Музыкальное искусство эстрады»

вид Инструменты эстрадного оркестра

учебный 2013-2014 год
Цель курса - теоретическая и практическая подготовка абитуриентов к вступительным испытаниям.
Задачи:


  • выявление уровня базовых знаний, индивидуальных особенностей каждого абитуриента, музыкальной подготовки;

  • мотивационный настрой абитуриента к данной специальности через передачу необходимого объема теоретических знаний, предъявляемых к абитуриенту на вступительных испытаниях.


В результате обучения абитуриент должен продемонстрировать:

Специальный музыкальный инструмент

- соответствующий уровень теоретической подготовки;

- уровень владения музыкальным инструментом;

- эмоционально-положительный настрой абитуриента на прохождения вступительных испытаний;

- практическое исполнение 2-х разнохарактерных произведений на музыкальном инструменте.

Сольфеджио и музыкальная грамота

- исполнять мажорные и минорные трезвучия, гаммы, отдельные ступени;

- определять сильные и слабые доли, размеры;

- допевать мелодии до тоники;

- знание буквенных обозначений звуков, название длительности звуков и их обозначение нотами;

- основной понятийный аппарат по сольфеджио и музыкальной грамоте.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ

для абитуриентов без музыкальной подготовки

Наименование тем

Всего часов

Занятия на уроках

Индивидуальные занятия

Специальный музыкальный инструмент

Тема 1. Знакомство с инструментом (конструктивные особенности духового инструмента)

1

-

1

Тема 2. Первые уроки с начинающими (постановка губного аппарата, принципы дыхания)

4

-

4

Тема 3. Первоначальные навыки в области фразировки, интонирования

4

-

4

Тема 4. Работа над произведениями.

4

-

4

Всего

13

-

13

Сольфеджио и музыкальная грамота

Тема 1. Звук и его свойства.

Гамма До мажор. Скрипичный ключ, 1 октава. Интонационные упражнения в объеме терции-квинты.



3

3

-

Тема 2.Тон и полутон. Знаки альтерации. Октава. Диапазон. Знаки альтерации. Схема ритмического деления. Ритмические, интонационные упражнения в тональности До мажор.

3

3

-

Тема 3. Нотное письмо: слоговое и буквенное обозначение звуков. Паузы. Понятия: доля, пульсация, ритм, метр, размер 2/4 – ритмические и интонационные упражнения.

3

3

-

Тема 4. Основное ритмическое деление.

Знаки для увеличения длительности звука. Размер. Такт. Затакт. Строение мажорной гаммы, устойчивые и неустойчивые звуки; опевание устойчивых ступеней.

Гамма До мажор.


3

3

-

Тема 5. Нотное письмо. Скрипичный ключ. Тоническое трезвучие. Лад. Тональность. Ключевые знаки.

Гамма Фа мажор.



3

3

-

Тема 6.Нотное письмо. Басовый ключ. Схемы дирижирования в размерах: 2/4, 3/4.

3

3

-

Тема 7. Нотное письмо. Ритм и метр. Темп. Динамика. Динамические оттенки. Штрихи. Гамма Соль мажор.

3

3

-

Тема 8. Мажорный лад.

Тональности до двух знаков при ключе. Пение гамм, отдельных ступеней в последовательности. Слуховой анализ, ритмический диктант.



3

3

-

Тема 9. Минор, минорный лад. Тональность ля минор (гармонический). Пунктирный ритм. Интонационные, ритмические упражнения. Определение на слух.

3

3

-

Тема 10.Понятие об интервалах и аккордах. Пение гамм до двух ключевых знаков, упражнения: на слух, ритмические, интонационные.

3


3


-

Всего

30

30

-

для абитуриентов с музыкальной подготовкой:

Наименование тем

Всего часов

Занятия на уроках

Индивидуальные занятия

Специальный музыкальный инструмент

Тема 1. Организация и планирование индивидуального урока по классу духового инструмента

1

-

1

Тема 2.Выявление уровня владения муз. инструментом, работа над музыкальным произведением.

4

-

4

Тема 3. Методы обучения игре на инструменте

2

-

2

Тема 4. Развитие музыкальных способностей

3

-

3

Тема 5. Эстрадное волнение способы его преодоления

3

-

3

Всего

13

-

13

Сольфеджио и музыкальная грамота

Тема 1. Звук и его свойства.

Мажорный лад.

Скрипичный ключ. Интонационные упражнения


3

3

-

Тема 2. Нотное письмо. Размер 2/4 (пение гамм в размере 2/4). Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 3. Ритм и метр. Простыеразмеры.

Гаммы до 3-х знаков при ключе. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.



3

3

-

Тема 4. Ритм и метр. Сложные и смешанные метры и размеры. Минорные лады. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 5. Темп. Динамика, динамические оттенки. Штрихи. Термины, часто встречающиеся в музыкальной практике. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 6. Лад. Тональность. Гамма. Названия ступеней лада – главные, побочные. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 7. Квинтовый круг мажорных тональностей. Параллельные тональности. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 8. Интервал. Таблица простых интервалов. Обращение интервалов. Определение на слух интервалов. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 9. Аккорд. Трезвучие. Обращение трезвучий. Пение главных трезвучий лада (в мажоре и миноре гармоническом). Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Тема 10. Септаккорд. Обращение септаккорда. Главные септаккорды лада. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

3

3

-

Всего

30

30

-


СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ
для абитуриентов без музыкальной подготовки:
Специальный музыкальный инструмент
Тема 1. Знакомство с инструментом. Конструктивные особенности духового инструмента

История создания духовых инструментов, методы извлечения звука, использование духовых инструментов в оркестрах различных жанров.



Тема 2. Первые уроки с начинающими (постановка губного аппарата, принципы дыхания)

Знакомство абитуриента с особенностями дыхания при игре на духовых инструментах, постановка амбющура, нотная запись, первоначальные сведения по теории музыки.



Тема 3. Первоначальные навыки в области фразировки, интонирования

Понятие «музыкальная фраза». Стремление к чистоте интонации. Начало, кульминация, конец фразы.



Тема 4. Работа над произведениями

Разбор формы произведения. Работа над выразительными средствами.


Сольфеджио и музыкальная грамота.
Тема 1. Звук и его свойства. Гамма До мажор. Скрипичный ключ, 1 октава. Интонационные упражнения в объеме терции-квинты.

Музыка как вид искусства. Звук как физическая основа музыки. Четыре свойства звука. Гамма До мажор – слушание, пение.



Тема 2. Тон и полутон. Знаки альтерации. Октава. Диапазон. Знаки альтерации. Схема ритмического деления. Ритмические, интонационные упражнения в тональности До мажор.

Строение гаммы До мажор, тон, полутон; знаки альтерации. Октава, название октав на фортепианной клавиатуре.

Гамма До мажор: игра на фортепиано, пение.

Тема 3. Нотное письмо: слоговое и буквенное обозначение звуков. Паузы. Понятия: доля, пульсация, ритм, метр. размер 2/4 – ритмические и интонационные упражнения.

Нотное письмо, Слоговые и буквенные обозначения звуков. Тоническое трезвучие. Гамма Домажор - устойчивые звуки (пение тонического трезвучия).



Тема 4. Основное ритмическое деление. Знаки для увеличения длительности звука. Размер. Такт. Затакт. Строение мажорной гаммы, устойчивые и неустойчивые звуки; опевание устойчивых ступеней. Гамма До мажор.

Нотное письмо. Основное ритмическое деление; знаки для увеличения длительности звука. Метрический счет.



Тема5. Нотное письмо. Скрипичный ключ. Тоническое трезвучие. Лад. Тональность. Ключевые знаки. Гамма Фа мажор.

Скрипичный ключ. Запись нот в скрипичном ключе. Нотный стан. Правописание нот на нотоносце. Пение по нотам - Сольфеджирование.



Тема 6. Нотное письмо. Басовый ключ. Схемы дирижирования в размерах: 2/4, 3/4.

Басовый ключ. Правописание нот в басовом ключе. Сольфеджирование. Определение на слух мажорных и минорных гамм.



Тема 7. Нотное письмо. Ритм и метр. Темп. Динамика. Динамические оттенки. Штрихи. Гамма Соль мажор.

Ритм и метр. Размер. Такт. Гамма Соль мажор.



Тема 8.Мажорный лад. Тональности до двух знаков при ключе. Пение гамм, отдельных ступеней в последовательности. Слуховой анализ, ритмический диктант.

Мажорный лад. Гамма. Тоника. Тональность. Квинтовый круг мажорных тональностей.



Тема 9. Минор, минорный лад. Тональность ля минор (гармонический). Пунктирный ритм. Интонационные, ритмические упражнения. Определение на слух.

Минорный лад. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей. Гамма ля минор.



Тема 10.Понятие об интервалах и аккордах. Пение гамм до двух ключевых знаков, упражнения: на слух, ритмические, интонационные.

Темп. Основные виды темпа (медленные, умеренные, быстрые). Значение темпа в музыке. Пауза.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ
для абитуриентов с музыкальной подготовкой:
Специальный музыкальный инструмент.
Тема 1. Организация и планирование индивидуального урока по классу духового инструмента

Основные подходы к планированию урока. Структура урока. Формы и методы организации индивидуального занятия.



Тема 2. Работа над музыкальным произведением

Значение работы над музыкальным произведением. Художественный образ и выразительные средства. Раскрытие художественного содержания. Основные этапы работы над музыкальным произведением.



Тема 3. Методы обучения игре на духовых инструментах.

Использование эффективных форм и методов на уроках. Метод показа, анализа самим учеником встреченных трудностей и поиска способов их преодоления.



Тема 4. Развитие музыкальных способностей

Понятие «музыкальные способности». Ритм, слух, память.



Тема 5. Эстрадное волнение и способы его преодоления

Определение сущности понятия «эстрадное волнение». Методика последовательности воспитания эстрадных навыков, уверенности в своей игре. Формирование умений вести себя на эстраде.



Сольфеджио и музыкальная грамота

Тема 1. Звук и его свойства. Мажорный лад. Скрипичный ключ. Интонационные упражнения

Музыка, как вид искусства. Звук и его свойства. Звуки музыкальные и шумовые. Тон, полутон, знаки альтерации, буквенные и слоговые обозначения звуков и тональностей.

Пение гамм, упражнений, сольфеджирование

Тема 2.Нотное письмо. Размер 2/4 (пение гамм в размере 2/4). Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Нотное письмо. Запись нот в скрипичном и басовом ключе. Длительности звуков. Знаки, применяемые для увеличения длительности звуков: точка, две точки, удлиняющая лига, фермата. Пение гамм до 3-х знаков при ключе в различном ритме, в размере 2/4.



Тема3. Ритм и метр. Простые размеры. Гаммы до 3-х знаков при ключе. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Ритм и метр. Такт, размер, затакт. Простые метры и размеры.

Сольфеджирование одноголосных упражнений. Определение на слух мажорных и минорных гамм.

Тема 4. Ритм и метр. Сложные и смешанные метры и размеры. Минорные лад. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Сложные и смешанные метры и размеры. Группировка нот в простых размерах.Пение гамм в несложном ритме в простых размерах. Сольфеджирование.



Тема 5. Темп. Динамика, динамические оттенки. Штрихи. Термины, часто встречающиеся в музыкальной практике. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Интервал. Название звуков интервала, обращение интервала. Таблица простых интервалов. Консонирующие и диссонирующие интервалы. Главные ступени лада (пение).



Тема 6. Лад. Тональность. Гамма. Названия ступеней лада – главные, побочные. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Обращение интервалов. Построение интервалов от звука. Тритоны и их разрешение. Определение на слух простых интервалов и пение секвенций (терциями).



Тема 7. Квинтовый круг мажорных тональностей. Параллельные тональности. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Аккорды. Трезвучия. Обращение трезвучий. Пение главных трезвучий лада (мажора и гармонического минора).



Тема 8. Интервал. Таблица простых интервалов. Обращение интервалов. Определение на слух интервалов. Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Септаккорды. Доминантсептаккорд – построение, разрешение, обращение. Пение Д7 в тональностях до 3-х знаков при ключе. Ритмические, вокально – интонационные упражнения.



Тема 9. Аккорд. Трезвучие. Обращение трезвучий. Пение главных трезвучий лада (в мажоре и миноре гармоническом). Ритмические, интонационные упражнения Слуховой анализ.

Лад. Тональность. Гамма. Мажор и минор. Квинтовый круг тональностей. Параллельные тональности. Сольфеджирование одноголосных упражнений. Пение гамм до 3-х знаков при ключе.



Тема 10. Септаккорд. Обращение септаккорда. Главные септаккорды лада. Ритмические, интонационные упражнения. Слуховой анализ.

Определение тональности. Транспозиция. Пение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука. Ритмические упражнения.



Рекомендуемая литература:


  1. Sabatella M. Jazz Improvisation Primer.N.Y. 1988.

  2. Баташов, А. Советский джаз / А. Баташов. – М., 1972.

  3. Бернстайн, Л. Музыка всем. - М., 1978.

  4. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации. М., 1979.

  5. Вахромеев В. Сольфеджио. - М.,1966.

  6. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. - М.,1989.

  7. Далматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио. - М., 1967

  8. Калмыков Б. и Фридкин Г. Двухголосное сольфеджио. - М.,1971.

  9. Калмыков Б. и Фридкин Г. Одноголосное сольфеджио. - М.,1986.

  10. Коллиерс, Д. Становление джаза. - М., 1984.

  11. Конен, В. Блюзы и XX век. - М., 1980, 1982 гг.

  12. Конен, В. Пути американской музыки. - М., 1977.

  13. Конен, В. Рождение джаза. - М., 1984.

  14. Кунин, Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке. - М.: Мега-сервис, 1997.

  15. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. – СПб, 1994.

  16. Овчинников, Е. Джаз как явление музыкального искусства / Е. Овчинников. - М: ГМПИ им. Гнесиных, 1974.

  17. Овчинников, Е.В. История джаза. – М., 1994.

  18. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. - Л.,1970.

  19. Раабен, Л.Н. Концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX - начала ХХ веков. – М., 1977.

  20. Симоненко, В. Мелодии джаза. Киев, 1984.

  21. Скороходов, Г. Звезды советской эстрады.- М., 1986.

  22. Сладков, П. Основы сольфеджио. - М.,1997.

  23. Советский джаз. Сборник статей. Проблемы. События. Мастера. - М.: Советский композитор, 1987.

  24. Чугунов, Ю. Гармония в джазе. - М. 1980.

Программа подготовительных курсов

рассмотрена на заседании П(Ц)К

дисциплин специализации

«Эстрадное пение и Инструменты эстрадного оркестра»



Протокол № 9 от 19 мая 2013 г.

Председатель П(Ц)К _______Ю.С. Шалгина


Смотрите также:
Программа подготовительных курсов для абитуриентов специальности
131.77kb.
1 стр.
Программа подготовительных курсов для абитуриентов специальности
163.55kb.
1 стр.
Программа 1 3 курсов 2 Начальный блок 1-3 курсов 3 Основной блок 1-3 курсов 4 Завершающий блок 1-3 курсов 5
190.32kb.
1 стр.
Сборник содержит программы курсов по выбору, которые позволяют углубить подготов­ку студентов 3-5 курсов факультета иностранных языков по дисциплинам учебного плана специальности 033200 «Английский язык»
952.32kb.
6 стр.
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в сафу в 2011 году
25.45kb.
1 стр.
«Специалист по льготам, компенсациям и развитию» Немного о курсе
47.75kb.
1 стр.
Программа курса О. Г. Лекаренко Вступительные замечания
147.51kb.
1 стр.
Программа для подготовительных групп Программа для групп начальной подготовки
137.85kb.
1 стр.
Машарина Лариса Леонидовна, к п. н., доцент каф английской филологии Спецкурс «Лингвострановедение»
57.78kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M020600 религиоведение»
213.58kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M020300-история»
197.08kb.
1 стр.
Программа по английскому языку для средних, старших и подготовительных к школе групп
80.06kb.
1 стр.