Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бальсевич В.К.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва


Ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркотизма и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком развития кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Самый большой ущерб процессам развития физического воспитания и спорта в России нанесло длительное лидерство нашей страны в уровне развития систем физического воспитания и спорта, удерживаемое почти на всем протяжении второй половины прошлого века. Системы представлялись самодостаточными и их «модернизация» носила поверхностный, косметический характер.

Теоретики и управленцы в образовательной сфере не ставили перед политическими и государственными структурами масштабных задач преобразования содержания и инфраструктуры физического воспитания. Нищенское оборудование и убогий инвентарь, так называемых спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, примитивная программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и нищенская зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.

Представители Минздрава активно сопротивлялись поискам валеологических направлений развития физического воспитания и спорта. Это, в конце концов, привело к утрате интереса этого ведомства и его органов на местах к активному использованию оздоровительного потенциала физического воспитания и спорта для решения профилактических задач здравоохранения. Услугами диспансеризации были осчастливлены лишь учащиеся немногочисленных спортивных школ, в которых в самые лучшие советские времена занимались от 3-х до 5-ти % детей дошкольного и школьного возраста.

Специалисты по подготовке резервов сборных команд сосредоточились на поиске спортивных талантов. В результате огромное их количество, не попавшее на глаза селекционерам, составило основание и остальную массу, так называемой «пирамиды», с вершины которой было не интересно наблюдать за тем, что происходит с подавляющим большинством детей и подростков, лишенных какой-либо возможности приобщения к ценностям спортивной культуры.

Между тем, в настоящее время уже известны высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания. Известны и хорошо отработаны методы выявления предрасположенности ребенка и подростка к тому или иному виду спортивной или общеразвивающей и оздоровительной тренировки. Реальные возможности использования этих инновационных образовательных технологий убедительно подтверждены в масштабных экспериментах по реализации идеи спортивно ориентированного физического воспитания, проведенные в Омске, Сургуте, Чайковском, Ижевске, Перми, Тобольске, Иркутске, Самаре, Набережных Челнах, Чебоксарах, Краснодаре, Ставрополе, Томске, других городах и населенных пунктах сельской местности.

Отсутствие серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий повышения качества жизнедеятельности народонаселения России, обеспечивающих активизацию процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе становится все более актуальной социальной проблемой. От ее разрешения во многом зависит выбор масштабных стратегических решений о путях освоения ценностей физической и спортивной культуры как наиболее перспективных пространств здоровьепостроения необходимого для всех и для каждого.

Отдельно необходимо остановиться на господствующей ныне научной и управленческой парадигме, так называемого «здоровьесбережения» или «здоровьесохранения» детей, подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях России.

По разным данным Министерств образования и здравоохранения, процент практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 10 до 15 %. В связи с этим трудно понять, что же собираются «сберегать или сохранять» наши ученые и управленцы, работающие в этих сферах…?! Похоже, что парадигма сохранения или сбережения здоровья подрастающего поколения стала настолько несоразмерной с реальной действительностью, что потеряла всякий практический смысл.

Общий смысловой и методологический формат нашей исследовательской гипотезы состоит в том, что известный нам и подтвержденный многими другими учеными [1, 2] алгоритм сенситивностей в процессе морфологического, функционального и моторного развития человека может оказаться природно детерминированным «расписанием» адекватности педагогических воздействий специфического содержания, объема и интенсивности физических нагрузок здоровьеформирующей направленности на этапах интенсивного становления его кинезиологической индивидуальности.

Опираясь на многочисленные научные данные и многолетние подтверждения валеологических, социально-психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском, юношеском и пожилом возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам, предполагается, что существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 2-5% до 80-85%), позволят в исторически короткий срок (15-20 лет) существенно улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

Реальная и эффективная модернизации национальной системы физического воспитания может быть осуществлена только в случае придания ей статуса национального проекта формирования здоровья населения Российской Федерации.

Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания.

Для достижения этой цели в ходе реализации данного инновационного проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и принять «Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Российской Федерации».

2. Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения на уровне затрат на еженедельный объем 6 (шести) часов регламентированных учебно-тренировочных занятий за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.

3. Обосновать стратегию организации процесса интенсивного освоения ценностей физической и спортивной культуры в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки.

4. Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

5. Разработать стимулы деятельностного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализаций высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

6. Осуществить оперативную разработку, издание и распространение научных и методических материалов для создания нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании в образовательных учреждениях регионов России.

7. Разработать и реализовать систему мероприятий по переобучению учителей, тренеров, управленцев, направленному на формирование их профессиональной готовности к деятельностному участию в процессах модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.


Создание новой социально-психологической ситуации в законодательной, образовательной, здравоохранительной и правоохранительной сфере будет способствовать, с одной стороны, повышению деятельностной, а не риторической активности управленцев разных ведомств, заинтересованных в физическом, нравственном и духовном оздоровлении подрастающего поколения, а с другой стороны, коренному изменению отношения родителей к школе и пониманию новых граней ее работы на благо их ребенка и в целом их семьи.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. –274 с.

2. Balsevich V.K. Lubysheva LI. Main regularities of human motoric’s ontogenesis and their actualization in practice of school sport // 6-th Sport Kinetics Conference ’99. - Ljubljana, Slovenia. – 1999. – P. 66-69.

5
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Лубышева Л.И.

Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодежи и туризма, Москва

Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве основных принципов государственной политики устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, общедоступность образования, адаптивность образовательной системы к особенностям развития и подготовки обучающихся.

По данным Госкомсанэпиднадзора России здоровья школьников находится под мощным прессингом негативных факторов среды и учебной деятельности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди причин повлекших за собой такое состояние дел выделяются разные факторы в частности, на 30% занижен уровень освещенности рабочих мест, несбалансированное питание, медицинское обслуживание. Недостаточное внимание уделяется использованию средств физической культуры и спорта как мощного фактора оздоровления. Образовательные программы, как правило, не компенсируют гиподинамию, не обеспечивают гармоническое физическое развитие, не формируют интерес и мотивацию к спортивной деятельности. В этой связи особенно важно построение современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования. Назрела необходимость в целенаправленном вмешательстве в организацию учебного процесса с тем, чтобы коренным образом изменить отношение всех участников школьного образования к проблеме формирования и сохранения здоровья детей [2].

Известно, что здоровье категория не только медико-биологическая, но и социальная. Физическое здоровье представляет собой устойчивое эмоциональное состояние, обеспечивающее успешную жизнедеятельность человека. Психическое здоровье определяется по трем основным категориям – адаптации, социализации, индивидуализации.

Применительно к психическому здоровью, под адаптацией понимается способность человека осознанно относится к функциям своего организма (пищеварение, дыхание и др.), способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы содержания индивидуальной адаптации существуют, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в современных геосоциальных условиях.

Социализация применительно к психическому здоровью понимается в трех основных проявлениях: реакция человека на другого человека на равного себе, признание человеком существования норм в отношениях между людьми, признание человеком необходимой меры одиночества и относительной зависимости от других людей, т.е. существование определенной гармонии между параметрами «одинокий» и «зависимый».

Индивидуализация в отношении психического здоровья понимается как способность осознавать собственную неповторимость и индивидуальность, как ценность, не позволять разрушать ее другим людям, сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей.

Таким образом, психически здоровый человек характеризуется его возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, т.е. теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества [1].

К признакам и показателям духовного здоровья относится восприятие жизни как ценности, стремление человека к созданию в них новых ценностных качеств, гуманистический способ воздействия на себя и окружающих, ощущение человеком целостности и гармоничности окружающего мира.

Исходя из такого понимания характеристики здоровья встает закономерный вопрос о необходимости построения технологии его активного формирования.

В основу формирования здоровья по нашему мнению должна быть положена адекватная физическая активность, обеспеченная физической тренировкой. Ценности спортивной деятельности, на наш взгляд, идеально могут формировать здоровье при создании соответствующей образовательной окружающей среды. Позитивные изменения физического и психического здоровья могут происходить прямо или косвенно. Улучшение психофизических способностей может быть обеспечено только регулярной спортивной, кондиционной или оздоровительной тренировкой и ничем другим. В свою очередь, совершенствование координационных и кондиционных способностей напрямую улучшает функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, гормональную, нервную и др.). И в конечном итоге обеспечивает положительные сдвиги в здоровье. Например, развитие выносливости (аэробной способности), улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развитие силовых способностей напрямую связано с развитием костной ткани в молодом возрасте, что впоследствии предотвращает остеопороз – заболевание костей – вследствие разрушения костной ткани. Косвенное влияние спортивной деятельности обеспечивается соответствующим образом жизни, который исключает негативные факторы, ухудшающие здоровье (курение, употребление спиртных напитков и др.). Регулярные тренировки существенно сокращают «экранное» время – время проведенное в сидячем положении у экрана (компьютерные игры, просмотр аудио-, видеопрограмм и др.). контексте нашего исследования первостепенное значение имеет спортивная культура личности и способы ее формирования.

Спортивная культура содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека, путем освоения ценностей тренировочной и соревновательной деятельности, целью которой является высокое спортивное достижение.

Структура ценностей спортивной культуры личности проявляется в виде здоровья, физического совершенства, гармоничного развития, жизнестойкости, жизнеспособности. Саморазвитие, самореализация, развитие эмоциональной сферы порождает наслаждение процессом и результатом спортивной деятельности. Такое единство духовного и физического развития индивида позволяет осознать сущность культуры спортивной и выделить ее из мира общей культуры.

В настоящее время актуализируется поиск новых подходов в формировании спортивной культуры личности, поскольку этот процесс дает новый импульс к социализации и воспитании подрастающего поколения.

Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как его детерминанты. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как произойдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания, общения и труда оказывают родители, школа, а также сверстники.

В ходе проведенных нами исследований, показано, что в спортивной культуре заключены огромные ценности для позитивного воздействия на физические и духовные способности людей, их взаимоотношения между собой, для формирования и развития человеческой культуры, а значит, и для ее использования в системе воспитания детей и молодежи. Спортивная деятельность позволяет целенаправленно и эффективно влиять на все компоненты физического состояния человека, включая разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье и т.д., вносить в них нужные коррективы, исправлять дефекты и т.д., а также формировать связанные со всей этой деятельностью знания, умения, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.д.

Важную роль она может играть и в формировании разнообразных психических качеств и способностей детей и молодежи, выступая как «школа воли», «школа эмоций», «школа характера», поскольку спортивные состязания и вся физкультурно-спортивная деятельность предъявляют высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции.

Занятия спортом помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, комму-никабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Спортивная культура – мощный, если не главный социальный фактор для молодых людей, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе [3].

Спорт обладает огромными интегративными и коммуникативными ценностями. Участие в совместных тренировках и соревнованиях при определенных обстоятельствах порождает у самых разных людей сильное чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу. Эти возможности во многом связаны с игровым характером соревновательных ситуаций в спорте, который определяет эмоциональность, удовольствие, непринужденный характер действий, свободное самораскрытие человека.

В силу простоты, одинаковости для всех участников и четкости правил спортивных соревнований в спорте сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и способен строить мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов. В спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Люди, прошедшие “школу спорта”, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Существует тесная взаимосвязь между такими ценностями общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в своем поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотрудничество, уважение существующего порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта.

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д.

Спортивные соревнования демонстрируют возможность и преимущества мирной модели соперничества, поскольку они регулируются определенными правилами игры и выступают как символическое состязание между соперниками. Это предоставляет возможность и приемлемость решения конфликтов без применения силы, участия в конфронтации с демократическим соблюдением процедурных правил и без какого-либо существенного насилия.

Спортивная культура – искусственно созданная реальность, в которой в полном объеме реализуется демократический принцип равенства шансов.

Успех в спорте почти исключительно зависит от способностей, знаний, воли человека, его самоотверженного труда на тренировках. Правила спортивных соревнований одинаковы для всех участников. Игроки одобряют их и подчиняются им сознательно и добровольно. Победитель определяется на основе установленных и принятых игроками четких критериев. Оценки в игре производятся публично, а успех является основанием для гордости за победу над соперником и за преодоление собственных слабостей. В спортивной деятельности не принимается в расчет происхождение, позиция в профессиональных и товарищеских группах, деньги и связи. В спорте человек учится выполнять решения, даже если он и не согласен с ними. Спорт учит уважать решения безотносительно к их правильности, только потому, что они принимаются теми авторитетами (в спорте – судьями), на которых возложено право принимать эти решения. Кроме того, спорт учит допускать противодействие и соперничество подобно тому, как демократический принцип допускает существование оппозиционных партий и разных воззрений, а не загоняет каждого в прокрустово ложе общего согласия. В то же время человек учится признавать законность результата, даже если он его и не удовлетворяет.

Спортивную культуру с полным основанием можно рассматривать как важный фактор развития демократического общества. Он открывает огромные возможности для формирова-ния и развития творческих способностей человека, чем определяется его эвристическая ценность. В спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека - в определении тактики или стратегии спортивного поединка, в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и т.д.

Как отмечает Г.Л. Праздников, «…спорт не нуждается в пространном обосновании доказательства эвристически-творческого характера решений, принимаемых в сверхсложных состязательных ситуациях (особенно в спортивных играх). Импровизационная точность, мгновенное угадывание единственно верного решения, когда сознательный выбор вариантов просто невозможен, несомненно, сближает особенности видения, мышления, двигательных реакций у спортсменов с аналогичными психическими процессами и физическими действиями в художественном творчестве» [4, с.12].

В спорте заключены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, преодоления самого себя. Участие в спортивных соревнованиях дает человеку возможность испытать радость победы над своим соперником, достигнутой на основе воли, длительной подготовки, самоотверженного труда. Сравнить свои способности со способностями других людей (или с теми способностями, которыми он сам располагал раньше) и выяснить, хуже он или лучше других, может ли преодолеть себя, превзойти уже достигнутое им.

Спортивной культуре присущ и высокий нравственный потенциал, где особенно важно соблюдать нравственные нормы и принципы, в ситуациях соревнования, в конкурентной борьбе, когда часто возникают различные конфликты, особенно важны нормы поведения, общие соглашения относительно допустимых способов действия в достижении победы. Если победа достигнута в честном соперничестве при соблюдении нравственных норм и принципов, она формирует и подкрепляет такие нравственные качества, как честь, достоинство, справедливость, ответственность и др. Занятия спортом носят целеустремленный, организованный характер и проходят, как правило, в коллективе. Взаимопомощь, требовательность друг к другу, высокая дисциплина, умение исходить в своих действиях из интересов коллектива, высокое качество спортивного труда - все это может быть воспитано в процессе спортивной деятельности. В спорте сочетаются личные и общественные интересы людей. Участие в спортивной деятельности вызывает большое и сильное чувство радости, доставляет эмоциональное удовлетворение самому спортсмену от победы над собой, достижения высоких спортивных результатов. Радость борьбы и победы усиливается, если это чувство преломляется сквозь призму интересов коллектива, команды. Защищая в соревнованиях честь Родины, своего коллектива, спортсмен способен проявить большое мужество, подлинно спортивный героизм. В спорте постоянно возникают ситуации, которые требуют от спортсменов нравственной оценки и нравственного выбора, побуждают их вступать в разнообразные нравственные отношения – с товарищами по команде, соперниками, тренером, арбитрами, с болельщиками и т.д., а также совершать нравственные поступки.

Спортивная культура создает богатые возможности для приобщения человека к миру нравственных ценностей, для формирования и развития у него способности воспринимать и переживать нравственные ситуации, правильно оценивать их, а также творить и действовать по законам высокой нравственности. Она выступает в качестве эталонной среды, где происходит реализация моральных норм и установок, где выявляются достоинства и недостатки нравственной культуры человека.

Приведенные выше аргументы свидетельствуют о том, что в спортивной культуре заключены огромные возможности для социализации подрастающего поколения, для ее использования в целях решения многообразного комплекса образовательных и воспитательных задач. Она позволяет сознательно, целенаправленно и весьма эффективно воздействовать на физическое, психическое, духовное здоровье и способности людей, формировать их эстетическую, нравственную культуру, культуру общения, экологическую культуру и т.д.

Таким образом, мир спорта все больше становится серьезным фактором и постоянно усиливающимся стимулом формирования общечеловеческих ценностей культуры современной цивилизации. При правильной организации спортивной деятельности именно спорт может стать серьезным и действительным средством формирования здоровья, социальной активности и здорового образа жизни детей и молодежи.


следующая страница >>
Смотрите также:
Здоровьеформирующая функция физического воспитания
546.92kb.
4 стр.
Оздоровительно-гигиеническая функция физического воспитания
56.37kb.
1 стр.
«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»
80.33kb.
1 стр.
Совершенствование системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области на основе передовой российской и мировой практики
167.79kb.
1 стр.
Отче т по спортивно массовой работе кафедры физического воспитания за 2008-2009 учебный год
28.17kb.
1 стр.
1. Методические принципы физического воспитания
1450.1kb.
6 стр.
«Здоровье нации и совершенствование физкультурно-спортивного образования в Украине»
11.75kb.
1 стр.
Функциональная подготовка легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
407.92kb.
2 стр.
Программа нужна для духовного и физического воспитания, воспитания подрастающего поколения
400.1kb.
1 стр.
Тема. Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
349.98kb.
1 стр.
О проведении мониторинга физического развития обучающихся
701.22kb.
5 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.